–  Много я причинил скорби и озлобления моей семье своим отъездом! – так начал он, по моей просьбе, рассказывать мне о паломничестве в Палестину. – Давно, с малых лет, я собирался посетить святые места. От чтения житий святых и от рассказов странников дух мой волновался и стремился к какой-то тайной непостижимости. Раз даже вышла большая смехота, ο которой совестно и рассказывать. Захотелось мне попробовать, как трудились святые, и сделал я себе железы 43 и запер их на себе накрепко. Но в мирских обязанностях они оказались для меня весьма несносными: мешали работать. Тогда я решил, что в мире нельзя спастись, и меня еще более потянуло в монастырь. Родители обо мне много плакали и убедительно отговаривали меня от посещения святых мест: они боялись, что я навсегда останусь в монастыре. Наконец, я дошел до крайнего изнеможения и решил убежать тайно. Припас я с вечера все, что нужно в пути, тихонько ночью вынес шубу в сарай и стал ждать утрени. Когда ударили в колокол, я тайком шмыгнул из дому и отправился в путь... Но не тут-то было! Отец догнал меня и воротил. Вскоре женили. Прошел год, другой, и я опять запросился ко святым местам. Не пускают. Жена и слышать не хочет! Что тут делать? Решил опять тайком бежать из дому. Но верно судьбы еще не было идти. Хотя я и прошел сотни полторы верст, но всю дорогу мучился, как я бросил своих родных и жену с малыми детьми... Вернулся опять домой. В скором времени помер отец. На моих плечах остались мать, сестра и жена с двумя малютками. По времени я опять запросился у родных идти к святым местам. Мать моя мало-по-малу стала умягчаться еердцем, и жена стала соглашаться, но тут восстали односельчане. Много я пролил слез от них, от их укоров и брани. Ругали меня в глаза, как только может вместить язык, злобою исполненный. «Куда ты идешь? – говорили они. –Молись дома! Грех тебе оставлять мать и жену с детьми!» Но с Божьей помощью я все перетерпел и, посоветовавшись с друзьями, стал собираться в дорогу. Отслужил молебен всем святым, принял напутственное благословение от священника, выправил билет в волости, взял кожаную сумку, сухарей, падог (посох), все, как следует, и простился с родными... А уж прощание-то какое было, я и рассказать не могу! Лучше я вам найду стихотворение, где все это написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основные принципы отношения РПЦ к инославию Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция Священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными». «1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).» «2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».» Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Святые места, которые были поприщем великих дел нашего Спасителя, или которые прославлены мощами святых и разными памятниками их подвигов и чудес, – всегда были предметом благоговения верующих, и обычай путешествовать к сим местам становится известным с древних времен христианства. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Скажи мне, где могила Александра. Укажи ее и скажи день смерти его. Напротив, всем известны гробницы рабов Христовых, и оне находятся в царственном граде; весьма памятны и дни кончины их, они торжественны для целого мира. Могилы Александровой не знают и свои, а гроб Христов известен даже и чуждым народам. И гробницы рабов Христовых гораздо блистательнее царских палат, не по огромности и великолепию зданий (хотя и в сем отношении первые превосходнее последних), но, что гораздо важнее, – по усердию к ним притекающих. Даже и тот, кто облечен в порфиру, приходит к сим гробницам, чтобы лобызать оные, и, отложив гордость, молит святых о ходатайстве за него пред Богом: и скинотворца, и рыбаря, уже умерших, молит как своих покровителей, пришедший сюда в диадиме». 1 Путешествия ко святым местам палестинским умножились преимущественно со времени прекращения гонений на христианство в IV веке, когда с большею свободою и безопасностию могли предприниматься такие путешествия. С сего времени начинают посещать Гроб Господень и такие знаменитые лица, как, например, царица Елена, мать императора Константина Великого . Царственный пример ее должен был сильно подействовать на современников и потомков, возбудить их к подражанию и возвысить важность христианских путешествий. В первые три века христианства, когда враги с ожесточением преследовали христиан на всех путях, путешествия к святым местам, конечно, не могли быть так многочисленны, как впоследствии, но и тогда они бывали нередки. Любовь ко Христу, нетерпеливо жаждавшая лобызать следы Богочеловека, поборала все препятствия, чтобы достигнуть освященных этими следами мест. Блаженный Иероним говорит: «Слишком долго было бы следить за тем, сколько во все века, начиная от Вознесения Господня до настоящего дня, перебывало во Иерусалиме епископов, мучеников и учителей Церкви, которые думали, что они менее бы имели благочестия и богомудрия, не достигли бы совершенства добродетелей, если бы не поклонялись Христу в тех местах, где впервые воссияло благовестие о Христе». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 10: Псевдо-Иустин. Литургическая пневматология II-III вв. Псевдо-Иустин Пятидесятница. Фрагмент мозаики XI века из греческого монастыря св. Луки Анонимный автор " Увещания к эллинам " оставил нам ряд пневматологических высказываний, дающих представление о тех догматических соблазнах, которые стояли перед апологетами, и которых сам он не смог преодолеть. Возможно, что это произведение относится чуть к более позднему времени, чем прочие, рассмотренные нами, но не смотря на это, включить их в единый обзор все же необходимо, и именно в силу этой " пневматологической альтернативы " неуверенному в словах, но верному в интуиции православию основных апологетов. Итак, согласно автору " Увещания " , пророки " в простых безыскусных словах возвещают то, что сошедший на них Святой Дух хотел открыть чрез них людям (Увещ. 35) " . " Им не нужно было ни словесное искусство, ни умение спорить и состязаться, но нужно им было только представить себя чистыми для действия Божественного Духа, чтобы Он, как бы спустившийся смычок, пользуясь праведными мужами как цитрою или лирою, открывал нам посредством них ведение о небесном (Увещ. 8) " . Близость терминологии Псевдо-Иустина и Афинагора как нельзя лучше выявляет принципиальное различие как в их понимании роли Святого Духа в процессе написания Святых Книг, так и в их понимании того, " что есть Дух " . Афинагор также сравнивает человека, передающего откровение, с музыкальным инсутрументом, но если у него играющим является Сам Дух, то у автора " Увещания к эллинам " играющий - Бог, а Дух является вспомогательным инструментом, соединящим играющего с основным инструментом. " Если же кто захочет внимательно рассмотреть то, что касается дара, свыше сходящего от Бога на святых мужей, который священные пророки называют Духом Святым, - то найдет, что Платон и о Нем говорит в разговоре с Меноном, только он называет Его другим именем. Ибо, опасаясь назвать дар Божий Духом Святым, дабы, следуя учению пророков, не показаться врагом эллинов, он признает, что дар этот сходит свыше от Бога, но рассудил назвать его не Духом Святым, а добродетелью. Так, в разговоре с Меноном он выражается в следующих словах: " Если в этой беседе нашей мы рассуждали правильно, то должны заключить, что добродетель достается не от природы, ни от ученья, но дается божественным промыслом без ведома тех, кому дается " . Здесь, я полагаю, Платон, узнавши от пророков о Духе Святом, заменяет его именем добродетели. Ибо как святые пророки говорят, что один и тот же дух разделяется на семь даров духовных, и Платон, признавая ее единою, разделяет на четыре добродетели. (Увещ. 32) " .

http://pravoslavie.ru/1556.html

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь на праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла Память каждого из святых – это повод и причина для великой радости и пользы. Когда ночью мы зажигаем большую свечу, её свет даёт радость и помогает всем, кого он освещает, делать необходимое и не пребывать в темноте. Подобно этому и богоугодная жизнь, блаженная кончина и полученная от Бога благодать пожившего в чистоте на земле любого из святых сияет подобно факелу, подавая всем духовную радость и пользу. Когда земля даёт изобильные плоды, то радуются не только земледельцы, но все люди, поскольку земные плоды произрастают ради питания и наслаждения всех людей. Святые и тогда, когда живут на земле, побуждают нас к исполнению добродетели и, когда мы видим и слышим их, подают нам силу. Ведь они – живые образы добродетелей. Вспоминая и почитая святых, мы исполняем свой долг перед ними. Духовная польза от этого огромна. Обычный человек не может ничего добавить к тому, что уже есть у святых, потому что все мы слабы и немощны. Сами святые, насколько это было возможно для них, подъяли любочестный подвиг, дабы прожить так, чтобы это превосходило всякое слово. Для нас польза будет состоять в том, что, приближаясь ко святым, мы станем возвышаться и просвещаться. Делая это, мы будем в состоянии больше постичь нашу собственную слабость и приять силу, которая исходит от них. Память каждого из святых мы совершаем гимнами и похвалами. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, общих отцов и руководителей всех тех, кто носит имя христианина, мы принимаем великую духовную помощь и просвещение. Эти святые первоверховные апостолы – наставники и руководители и всех остальных апостолов, мучеников, преподобных, священников, иерархов, учителей и всех христиан. Они – строители благочестия и добродетели, они просвещают мир, распространяя слово Жизни через Священное Писание . Распространяя это слово, они всех людей делают причастниками Света. Оба этих святых апостола, став причастниками Христа, стали одновременно причастниками славы и сияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мефодий Константинопольский. Творения Мефодий Константинопольский — борец с иконоборчеством, много пострадал за Православие. Мефодий участвовал в «Торжестве Православия», автор одноименного чинопоследования, трёх чинов бракосочетания, нескольких пастырских поучений и литургических песнопений. В наше собрание творений Мефодия Константинопольского вошли: «Слово о святых иконах», «Последование Недели Православия». Сочинения Слово о святых иконах иже во святых отца нашего Мефодия, архиепископа Константинопольского, исповедника Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. И во всесвятого Духа, Святого и Господа, наравне с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, Которым все освящается. Во Святую Троицу нераздельную, неизреченную и неописуемую. Во Святую Троицу вседержавную и вседетельную, равнобожественную и равномощную, тожественную по воле и тожественную по уму, тожественную по сущности и единосущную, совечную и собезначальную. И в единоначалие триипостасное в Сыне Боге, рожденном, в Духе Боге, содержащем и животворящем все. Ибо Дух всегда есть с Отцем и Сыном, и никогда не разделялись один от одного. И Отец всегда был и существовал с сыном. И Сын существовал с обоими — Отцем и Духом. Так покланяюсь и славлю нераздельную Святую Троицу, единое Божество в трех ипостасях. Подобно и святую Богородицу исповедую святейшею херувимов и серафимов, высшею всех тварей и превысшею небес, как по плоти родившую единого от Троицы Христа Бога нашего, ради нас сошедшего к нам и вочеловечившегося для нашего спасения. Вместе с Ним чту и славлю и святых Его подвижников, и покланяюсь им и почитаю их. Святому Иоанну Предтече и Крестителю, и бывшим до него пророкам, и после него всехвальным апостолам, святым и добропобедным мученикам, и всем святым покланяюсь, почитаю их и прошу молитв их. Ибо чрез них все спасаемся, так как желание боящихся Его исполняет Бог (Пс.144:19). Покланяюсь и честным останкам их и почитаю их; ибо многие тела святых мучеников источали миро и цельбы, и многие болезни чрез них уврачевались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Разделы портала «Азбука веры» Во многих молитвословах можно встретить указания, к каким святым необходимо обращаться в тех или иных нуждах. Об этом явлении написано немало статей. Однако, вопреки предпринимаемым усилиям, самый частый вопрос, который задают в храме – «какой иконе молиться?». Согласно церковному учению, святые являются нашими старшими братьями и сёстрами по вере, своим подвигом во время земной жизни они стяжали особое дерзновение перед престолом Пресвятой Троицы. Поэтому мы обращаемся к угодникам Божиим, чтобы они были ходатаями за нас в своих молитвах. Даже когда Церковь взывает к величайшей святой, Матери Божией «Пресвятая Богородице, спаси нас!», имеется в виду лишь просьба о заступничестве Царицы Небесной перед Богом. Почитание святых в Церкви всегда христоцентрично. Прославляя святых, мы, в первую очередь, славим Бога, Дивного во святых своих (см. 2Сол.1:10 ). Молясь святым, мы через них обращаемся к Богу. Неверное почитание святых приводит к откровенному язычеству – составлению пантеона автономным богов, подобных Апполону, Артемиде, Венере и прочим, со своими чётко разграниченными обязанностями. Часто это находит отражение и в домашнем иконостасе, красном уголке: икона Господа Иисуса Христа либо вообще отсутствует, либо очень маленькая и где-то внизу, а икона Матроны Московской или святителя Николая Угодника – большая и на самом почётном месте. Совершенно не случайно расположение икон в храме, не случайно под куполом изображён Господь Вседержитель. Сама архитектура, убранство храма, богослужебный устав напоминают нам о том, что в центре нашей жизни, молитвы должен быть Бог, что «мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Наша домашняя церковь , как Апостол называет семью, должна быть обустроена по образу Церкви Соборной, как внутренне, так и внешне. Святость – это не есть самодостаточность, автономность святого в своей праведности, сверхъестественных способностях, не есть врождённая харизма. Святость – это приобщённость к Богу, Его благодати таких же людей, как мы все. Поскольку человек с Богом, постольку он и свят. К святости мы все способны и призваны.

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx-i-...

Часть II. Толкование (экзегезис) книги Песнь Песней Соломона Песнь Песней – таинственнейшая и сокровеннейшая книга Священного Писания. Песнь Песней – это святая святых христианских догматов, это – райский сад духовной жизни, это – вечная Пасха и Любовь неизреченная! Святой Афанасий Великий говорит об этой книге: «Все в ней от начала до конца написано таинственно, с загадочным иносказанием, и смысл догматов, в ней заключающихся, содержится не в букве, но глубоко сокрыт под нею. Однакож, если будем искать его, то найдем. Посему читать сию книгу могут только люди разумные, но должны и они, читая ее, всегда иметь в мысли иносказание... Песнью Песней называется она потому, что следует после других песней, и что после сей песни, нельзя ожидать другой песни, я разумею не книгу, но то, что содержится в книге... И, как в законе было святое, и за святымсвятое святых, а за святым святых уже не было внутреннейшаго места; так после песней есть еще Песнь Песней, а после Песни Песней уже не должно ожидать внутреннейшаго и новейшаго обетования; ибо Слово однажды сделалось плотию и совершило дело» Дерзнем и мы приступить к священным тайнам этой божественной Песни! Приступим, но не сами, а имея поводырями святых и богомудрых отцов. Осиянные Духом, они проницали тайны сей Песни Песен. Задачей нашего толкования мы видим цельное изложение толкования этой книги святыми отцами. У святых отцов мы находим семь различных способов разумения книги. Все они друг другу не противоречат, но взаимно дополняют. А лучше и вернее будет сказать, что это не семь различных сторон единого целого, но семь способов прочтения книги от самого поверхностного до самого глубинного, семь ступеней в познании тайн этой книги. Лучше всего это можно представить в виде Соломонова Иерусалимского храма. Условно Соломонов храм выглядел таким образом (см. рис. 1): Рис. 1. 1 . Все люди могли войти во двор язычников. Он был доступен всем и не содержал тайн. 2 . Дальше была воздвигнута священная ограда, внутрь которой мог пройти только член народа Божия. Там был двор Израиля. Войти могли только обрезанные 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

“Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. (Рим.15:7)” Эта короткая фраза, если мы ее усвоим, изменит нашу жизнь — и наши отношения с ближними до основания. Что здесь говорит Апостол? Во-первых, Христос нас принял. В Таинстве Святого Крещения, в Святом Причастии мы получаем свидетельство того, что мы приняты. Нас тепло приветствовали, впустили в дом, усадили за стол. Пребывая в общении с Церковью, мы пребываем в общении с Богом и Его святыми — как говорит Писание, “Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19)” Мы восприняты в число Его овец, каждую из которых Он узнает по имени (Иоан.10:3); мы теперь возлюбленные дети Божии (1Иоан.3:2), которым уготована вечная радость — если мы только не свернем с пути спасения. У нас есть семья, глава которой — Христос; и призывая имена святых, мы обращаемся к нашим отцам, матерям, братьям и сестрам, которые, вместе со святыми ангелами, помнят и пекутся о нас. Мы любимы, приняты и окружены самой теплой и жертвенной заботой — и когда мы чувствуем это, и, особенно, когда не чувствуем. Как Христос принял нас — и как, соответственно, мы должны принимать друг друга? На каком основании? Как мы соделались своими Богу и соучастниками святым? Как мы получили гражданство Небесного Иерусалима? За то, что мы (в отличие от других) приличные люди? Право верующие? Нравственные? Нет. И правая вера, и исправление жизни — это плод благодати, проявление того, что Он нас принял, а не предварительное условие, на котором Он нас принимает. Христос принимает дурных людей — и делает их хорошими, как пишет Апостол: “Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит.3:3-6)”

http://pravoslavie.ru/65268.html

А.И. Никольский Сборники избранных служб 786. Сборник избранных служб , в четвертку, 266 лл., без конца, полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с кожею переплете; 266 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами 34 и 35, 65 и 66, 200 и 201; 203 лист вставлен не на месте и заключает в себе отрывок из другой службы. На полях внизу листов 1–5 приписка полууставом: «Сию книгу Трефолой положили Никифор с братом Григорьем Климентьевы дети Марьина в дом Воздвиженью честного Креста и преподобного отца Ануфриа». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому, составлена Пахомием Логофетом (81–91); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (239–249). Кроме служб, в рукописи находятся: 1) паремии, входящия в состав служб святым: Симеону столпнику, Сергию Радонежскому, Иоанну Богослову, апостолу Филиппу, Димитрию (?), Михаилу (?) и Преображению Господню (249–263 об.) и 2) неполный канон в великую субботу (264–266 об.). 787. Сборник избранных служб , в четвертку, 220 лл., без конца, полууставом XV в., с заставкою (1 л.), в дощатом с тисненою кожей и железными наугольниками переплете. Нет нескольких листов между листами 159 и 160. На полях внизу лисгов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга Трефолоец дал ея к церкве Благовещениа Богородици и Николе чудотворцу в Коданово черной поп Иоиль». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому (58–71) и 2) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (117–124). На лл. 219 и 220 отрывок из службы в неделю святых отец. 788. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала и конца, 171 л., полууставом нескольких почерков XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами 70 и 71, 107 и 108, 113 и 114, 117 и 118. Некоторые листы подклеены. На пюлях внизу листов 1–10 приписки скорописью: 1) «Сия книга Трефолой Благовещения Пресвятей владычици нашея Богородици Приснодевица Марии да Николы чудного чудотворца»; 2) «Книга Тр(еф)олой церкви Благовещ(ен)ия Богородицы что в Коданове».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010