Разделы портала «Азбука веры» По благословению Агапита, епископа Северодонецкого и Старобельского Вступление Молитва есть дыхание живой души, молитва есть разговор с Богом, молитва есть сила, отверзающая врата помощи Отца Небесного страждущему и труждающемуся рабу Божию. Промыслом Божиим в помощь нам на земле определены святые заступники и покровители в самых разных житейских и духовных нуждах. Молитвенное предстательство этих святых перед престолом Господним имеет великую силу в призывании помощи Божией к нашим нуждам, начинаниям и делам. В эту книгу входят редкие молитвы, которыми молились сами великие русские святые и подвижники благочестия. В молитвах святых передан драгоценный духовный опыт — заветы, как относиться к близким и родным, к врагам и гонителям, как стяжать дары Духа Святаго, как начинать каждое дело, как молиться в беде, в болезни, при приближении кончины. Тайну рождения этих молитв приоткрыл святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовию ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, — пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостию… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв, по привычке и искренно произносимых». На протяжении многих веков эти святые молитвы горячей верою и любовью ведут нас, грешных, ко Господу, помогая преодолевать в благодарении к Богу за все печали, скорби и притеснения наш тернистый жизненный путь. Молитвы святых о стяжании даров Духа Святаго Преподобный Никон Оптинский о стяжании даров Духа Святаго сказал следующее: «…Мы сподобились получить дары Святаго Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранять, усовершать, умножать, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как? 1. Читать Священное Писание, — ведь святые книги написаны Святым Духом, от них и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом. Песнопения, псалмы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/redkie-moli...

священник Афанасий Гумеров Содержание Предисловие Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Суд святых Свидетели верные Мир душевный Любовь ко Христу Женщина-христианка Подражание святым Вера и ревность Вечная память в Церкви Русь Святая Христианство жизненное Заветы древних святителей Московских Святые заветы детям Патриотическое служение русского духовенства. Заветы святителя Алексия Заветы жизни святителя Иоанна Златоустого Священной памяти небесного покровителя земли Русской Вечное чудо христианства Заветы патриарха Ермогена Слово похвальное Ермогену, Святейшему Патриарху Всероссийскому Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Ермогена В ожидании прославления Святейшего Патриарха Ермогена Духовный вождь русского народа Правда веры и жизни Уроки прославления святых Блаженной памяти Московского митрополита Филарета Кронштадтский светоч и газетные гиены В Кронштадте у отца Иоанна Знамения времени. Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л. Н. Толстой Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского В Иоанновском монастыре Говори, не умолкай! Православие в Японии Спасение царево На царской страже В жертву всегда избирается лучшее В память вечную будет праведник. Слова и речи о подвижниках веры и благочестия Тайна обаяния великого полководца Памяти царя-миротворца Нравственный облик царя-миротворца Церковная деятельность на Кавказе в царствование императора Александра III Памяти императора Александра III. Смысл и значение его царствования Жертвы и герои долга Беспредельная преданность Богу Основатель Православного Палестинского общества Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии Слово на панихиде по убиенном архиепископе Никоне Труды протоиерея Иоанна Восторгова     Сборник содержит житие, слова и проповеди замечательного пастыря и проповедника начала XX века протоиерея Иоанна Восторгова , подвигом мученичества утвердившего свою веру в эпоху гонений на Церковь и отречения от Христа. Будучи настоятелем Покровского собора на Красной площади, отец Иоанн стяжал себе широкую известность как яркий проповедник и патриот. Священномученик Иоанн в должности синодального миссионера много потрудился для утверждения Православия, посвятив свои яркие дарования и силы Святой Церкви. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Скачать epub pdf 25.06 (переходящая) Служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года (журнал 80) В Неделю 3-ю по Пятидесятнице Всех святых, в земли Санкт-Петербуржстей просиявших 1 На велицей вечерни По предначинательном псалме, Б лажен муж: кафизма вся. На Г осподи, воззвах: стихиры на 10: воскресны 3, Анатолиева 1 и святых 6. Стихиры святых 6, глас 1: Радуйся, граде святаго Петра,/и похвали Бога твоего,/яко Той укрепи вереи врат твоих,/и благослови святыя Своя в тебе,/иже ныне предстоят Престолу Его,/и, яко светила незаходимая, землю нашу озаряют,/и молятся непрестанно о всех нас,//совершающих память их любовию. Дважды. Приидите восплещим руками,/воскликнем Богу гласом радования/и прославим святыя, в земли нашей просиявшия,/святители и преподобныя,/мученики и исповедники,/Христа ради юродивыя и праведныя,/явленныя и неявленныя,//ихже имена написана на Небесех. Приидите, вернии, и видите дела Божия,/яже сотвори Господь:/земнороднии, житейское попечение отложше,/небеснии человецы и земнии ангели явишася/и в Горния обители водворишася./Сего ради к ним возопиим:/молитеся, святии, о сродницех ваших,//с любовию и усердием память вашу прославляющих. Ины стихиры, глас 6: Благоверный княже Александре,/князей русских похвало,/воинов соблюдение,/врагов побеждение,/сирот и вдов заступниче/и града нашего утверждение!/Приими ныне похвальное пение,/еже во храмех Божиих совершают людие твои,//почитающе светло память твою. Страстотерпче святый царю Николае/и благоверная царице Александро!/Вы ныне со чады вашими/предстоите Престолу Вседержителя/и молитеся о державе Российстей,/испросите и людем града нашего//мира и велия милости. Слава, глас тойже: Радуйся, граде святаго Петра,/веселися, ныне земле Петербуржская,/ликуйте, людие православнии,/яко многий плод спасительнаго сеяния/принесе Отечеству нашему вся святыя твоя./Сего ради воскликнем Богу нашему:/благослови ны, Боже наш,/и не отыми милость Твою от нас,//память святых Твоих светло совершающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

     Преподобные Варсонофий и Иоанн Пророк, подвижники VI века, оставили нам наследие в виде своих слов, в которых содержатся вопросы и ответы, посвященные подвижнической жизни, в первую очередь монашествующих. Однако в этих словах святых отцов содержится немало такого, что полезно помнить и мирянам в своей повседневной жизни. Некоторые из этих мыслей мы предлагаем вниманию читателей в день памяти святых. Молитвы святых и усилия человека Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут и поститься, и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва их о нём? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: «Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления?» (Сир. 34: 23). Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо Апостол говорит: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5: 16), то есть когда святой и праведный молится за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он приносит малое, а молитвы святых – многое. Злословие Кто начнет злословить кого-либо, тот должен скорее перестать и переменить беседу на другую, более полезную, но не медлить и в этой, чтобы от многословия снова не впасть в злословие. Слушать с удовольствием злословие есть также злословие и заслуживает равное с ним осуждение. Когда человек, говоря, чувствует при сем страстное движение, это уже злословие. Если же он свободен от страсти, это не есть злословие, а говорится для того, чтобы не возросло зло. Храни уста твои от праздного слова и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам.

http://pravoslavie.ru/119443.html

Е.Н. Никулина Тема 1. Вводные понятия История христианской Церкви как орудия, через которое Господь совершает наше спасение, есть, прежде всего, история ее святости. Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда являет миру подвижников благочестия и соборным волеизъявлением прославляет их как канонизированных святых. Почитание святых является неотъемлемой частью православной духовной жизни. Собор святых окружает человека с начала его земного пути, когда в Крещении ему дается имя в честь одного из прославленных угодников Божиих, и до погребения, когда Церковь молится о его упокоении со святыми. 1 Сведения о святых представлены большей частью в их житиях, которые являются предметом изучения двух богословских дисциплин со сходными названиями – Агиологии и Агиографии. Агиологией называют богословскую дисциплину, изучающую жития святых с целью установления типов святости, их духовных особенностей в конфессиональном, национальном и историческом аспектах. В отличие от Агиографии, изучающей жития святых как памятники духовной литературы той эпохи, когда они создавались, агиология сосредотачивает свое внимание на самом святом, на типе его церковного служения и восприятии такого типа святости в различные исторические эпохи. Поэтому наряду с житиями святых, важнейшим источником агиологических исследований выступают богословские сочинения, затрагивающие тему святости 2 . К памятникам агиологии относят также месяцесловы, мартирологи, Минеи и другие богослужебные книги, Четьи-Минеи, прологи, синаксари, святцы 3 . 1.1. Понятие святости в Ветхом и Новом Завете 4 . Обожение Слово «святость» в Ветхом Завете означало отделенность, выделение из чего-то для определенных целей, неприкосновенность. В самом глубоком смысле понятие святости относится к Богу, абсолютно отделенному от всей твари. Поэтому святым считалось то, что выделено для посвящения Богу, так или иначе причастно Ему. Например, израильскому народу было запрещено переступать черту, проведенную Моисеем вокруг Синая как места явления Бога (см. Исх.19 ). Сам Израиль, избранный, выделенный среди других народов и очищенный, должен быть свят, то есть обособлен от других народов и посвящен Богу. Устанавливая ветхозаветный культ, Бог выделил и освятил для Себя место (землю Обетованную, храм), определенные группы людей (священники, левиты, назореи, пророки), предметы (приношения и жертвы, священные одежды), время (субботы, юбилейные годы, праздники). Свято и само имя Божие ( Пс.32:21 ), и Закон, Им данный для освящения избранного народа ( Лев.22:31–33 ; Рим.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор Русских святых – подлинный День России И день борьбы с украинским сепаратизмом 24.06.2022 1674 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора В воскресенье 26 июня Церковь отмечает праздник всех святых, в земле Российской просиявших, день русских святых. Праздник установлен в 16 веке святым московским митрополитом Макарием, актуализировавшим почитание на Московской Руси Киево-Печерских преподобных – основателей русского монашества. В полемике с униатством наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Захария (Копыстенский) установил праздник всех святых, в Малой России просиявших, и написал апологетический трактат «Палинодия или книга обороны», в котором констатирует тот факт, что в Киеве и Москве живёт один православный русский народ, а Московский Патриарх является Патриархом Великой и Малой России, хотя формально Киевская и Малой России митрополия до 1686 года находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Но тогда Константинопольские Патриархи были православные и патриарх Паисий официально даёт идеологу русского воссоединения Патриарху Никону титул Патриарха Великой, Малой и Белой России. Патриарх Никон еще раз подтверждает праздник всех русских святых, а потом его снова возобновляет Собор 1917 го года. Все русские святые отрицали и обличали лживую униатскую идею отдельности малороссов и белорусов от великороссов. Святой Царьградский Патриарх Афанасий (Пателарис), чьи мощи пребывают в Харькове, в своём слове к царю Алексею Михайловичу настойчиво призывал его освободить Малороссию. Святой игумен Афанасий Брестский лично пробрался к царю Михаилу Фёдоровичу и требовал от него ввести войска и освободить Малороссию и Белоруссию, а затем пожертвовал монастырскую казну на вооружение православного русского восстания Богдана Хмельницкого. Святые новомученики и исповедники Российские были убиты большевиками за обличение украинского сепаратизма .  Святой Патриарх Тихон отверг Брестский мир, завив, что Церковь не может признать мир, по которому «Мать городов русских Киев и другие русские земли навсегда отторгаются от России».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/24/so...

Почитание непрославленных святых: взгляд Антиохийской Церкви Святые в жизни Церкви значат чрезвычайно много. И, конечно же, усилия Церкви направлены на то, чтобы люди становились святыми, – один из афонских старцев даже назвал Церковь «фабрикой святых». Предания о святых передавались из уст в уста в течение многих веков. А в наше время появилась некая мода на непрославленных «святых», истории о которых расходятся по свету и становятся своего рода «хитами сезона» в церковных кругах. Что же такое святость? Кто «выбирает» святых? По каким критериям определяется святость человека? И как проходит канонизация святых, устанавливается их почитание в Православной Церкви? Если на улице спросить случайных прохожих, кто такой святой, то в большинстве случаев мы услышим такой ответ: «Святой – это человек, который не грешит и придерживается заповедей». То есть мы услышим определение, основанное на моральных и психологических нормах. Святость для многих свидетельствуется так: если они видят, что человек твердо придерживался доброй жизни, то значит, он святой. Но если мы посмотрим на человеческую святость через призму Священного Писания, Предания и жизни Церкви, то ответ будет иным. Святость – это определение, которое, прежде всего, относится к Богу, а не к человеку или освященным предметам. Источник всего – это Божественная святость, а не человеческая. Именно поэтому Богородица является Пресвятой – достигшей вершины святости. Не по причине Ее благочестия и идеальной жизни (хотя в этом мы не сомневаемся!), но потому, что Она соединилась в Своем человечестве с Пресвятым Богом, когда Господь наш Иисус воплотился из Ее чрева, «приняв образ раба» (Флп. 2: 7). Следовательно, в церковном понимании святость означает не то, что человек при жизни был «святым» в собственном поведении, – она подразумевает его отношения с Богом. И лишь Бог, исключительно по Своей высшей всеблагой воле, освящает, не связывая Свои действия ни с чем, кроме свободного желания освящаемого. Святость тесно связана с Самим Богом, она означает прославление имени Божиего. Не случайно в первых строках молитвы Господней идут слова «да святится имя Твое», в которых мы просим, чтобы святилось имя Божие по всему миру. Это словно ликование херувимов, которое слышал пророк Исаия: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних» (см.: Ис. 6: 3). Это состояние мира в последние времена.

http://pravoslavie.ru/44218.html

Промысел Божий действует удивительным образом, не нарушая свободу человека. Бог - не полицейский. У МИКРОФОНА ИЕРЕЙ ВЛАДИМИР СОКОЛОВ НАСТОЯТЕЛЬ СТРОЯЩЕГОСЯ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ И КЛИРИК ХРАМА СВЯТЫХ ДЕВЯТИ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧ 13.11.2013 07:30:39 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня у микрофона иерей Владимир Соколов. Настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма святых Девяти Мучеников Кизических. И вот сейчас получил новое назначение, стал помощником председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами.  Завтра- а вообще-то по православной традиции сегодня, ибо с вечера начинается церковный день - память святого благоверного князя Александра Невского, его сына Даниила Московского и преподобного Александра Свирского. Для меня эти святые являются покровителями, потому что я был рукоположен во священника именно в этот день. В день их памяти. И вот прошло уже сколько времени, и я только недавно осознал, что они мои покровители, и все, чем я занимался, будучи священником, связано с их именами, с их деятельностью. К примеру, я долгое время издаюсь в издательстве «Даниловский благовестник». То есть меня Господь заранее свел с моим покровителем, когда я еще не был священником. С преподобным Александром Свирским я познакомился очень давно. Я был на Валааме, когда там еще не был восстановлен ни один храм, была полная разруха. И мы с одним дьяконом поехали на турбазу. Совершили там паломническую поездку по всем святым местам. И попали как раз на остров Святой, на котором подвизался Александр Свирский, и видели там его пещеру. Он нас встретил полем клубники, которая уже созрела. И мы испытали такое благодатное чувство!  Я до сих пор вспоминаю пронзительную внутреннюю тишину, такой мир христов, который посетил нас. И это молитвенное состояние я сохранял долгое время. И вообще этот святой стал мне очень дорог. А теперь он оказался еще и моим покровителем. И темы, которыми я занимаюсь в последнее время, напрямую связаны с именами этих святых. Например, я занимаюсь проблемой исихазма, аскетики. Александр Свирский аскет, который удостоился вершины аскетического делания. Он удостоился видения Святой Троицы, посещения Богородицы и стал чудотворцем. И мощи его находятся в таком нетленном состоянии, что до сих пор светские люди недоумевают, как это возможно.

http://radonezh.ru/text/promysel-bozhy-d...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Дамаскин (Орловский) К вопросу о критериях канонизации святых Русской Православной Церкви: агиография и литература В Избранное игумен Дамаскин (Орловский) канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник лаборатории локальной истории кафедры истории государства и права В статье анализируется историческое значение агиографии, изучающей жития святых как церковно-исторический жанр, описываются характерные особенности агиографии, отличающие её от жизнеописаний подвижников благочестия. На примерах истории Русской Православной Церкви доказывается важность соблюдения принципов канонизации святых и внешних церковных правил. Рассматривается сформировавшаяся в XIX веке практика признания отдельными авторами на основании личных воззрений святыми людей, не канонизованных Русской Православной Церковью, так называемая псевдоканонизация, и делается вывод о пагубности подобного явления. Ключевые слова: Русская Православная Церковь , критерии канонизации святых, периоды канонизации, агиография, литература, псевдоканонизация. Одним из существенных вопросов русской агиологии и памятников агиографии является первичное определение – кто является в Русской Православной Церкви святым, прославленным с соблюдением внешних церковных правил и в соответствии с критериями канонизации, принятыми в Русской Церкви, и, соответственно, что является агиографией и что литературным памятником древнерусской письменности. Для Русской Церкви этот вопрос приобрел особую остроту во второй половине XIX столетия, когда вместе с умножением печатных изданий и увеличением числа желающих не столько изучать этот вопрос, сколько собирать сведения о подвижниках, стало умножаться и число ошибок. Для ученых, изучающих агиографические источники, это имеет немалое значение, так как, изучая тексты о подвижниках, они изучают тексты или с житиями прославленных Церковью святых, или – подвижников благочестия. Канонизации подвижников благочестия, каковых в Русской Православной Церкви подавляющее большинство, независимо от причины смерти подвижника (например, насильственной) и того, какое он занимал иерархическое положение, совершались или к общецерковному почитанию, или к местному – в пределах одной или нескольких епархий. Однако критерии причисления подвижников благочестия к лику святых оставались одними и теми же.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-kriteriyah-...

Разделы портала «Азбука веры» Как и когда установилось почитание святых Уже на самой заре христианства сформировалось почитание отдавших свою жизнь за Христа – Предание говорит нам о том, что с любовью и благоговением верующие собирали растерзанные останки мучеников, почитали их как величайшую святыню, помнили и чтили дни памяти мучеников, и особенно апостолов. Очень рано возник вошедший в церковную практику обычай, помещения под престолами алтарей мощей (или их частиц) мучеников. В одном древнем источнике II века мы читаем: «Христа почитаем мы, ибо Он есть Сын Божий. Мучеников мы достойным образом любим как учеников и подражателей Господа ради их непревзойденного устремления к их Владыке и Учителю». Позднее к лику почитаемых святых стали причислять еще при жизни пользовавшихся известностью святителей, а с возникновением монашества (IV век), отшельников и игуменов монастырей. Почитание было вызвано и народной любовью и необходимостью дать для недавних язычников образцы для подражания. Вера в вечную жизнь является основанием веры в то, что святые, пребывающие в состоянии блаженства, могут помогать страждущим на земле. Через них можно и нужно обращаться к Богу. Как сказал в Евангелии слепорожденный: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но, кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин.9:31 ). «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» ( Мф.22:32 ) – сказал Господь, а в притче о богаче и Лазаре он приоткрыл завесу, скрывающую то, что происходит в «потустороннем мире». Недаром Церковь прославила и почитает и ветхозаветных праотцев, тем самым вслед за Господом подчеркивая, преемственность святости. Обсуждение «богословия святости» приходится на VII–VIII века в связи с нападками иконоборческих императоров на культ святых. В этот период формулируется различие между служебным поклонением и поклонением внеслужебным. Учение о почитании святых как неустранимая часть христианской догматики было утверждено VII Вселенским собором в Нике (787 г.). В деяниях этого собора говорится о необходимости молитв о «предстательстве пренепорочной Владычицы нашей Богородицы», а также «святых ангелов и всех святых, которым воздается почитание, равно как и святым их мощам, чтобы и мы были причастниками их святости».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010