245. Слово в день памяти Преподобнаго Сергия (Говорено в Троиц. Лавре сентября 25; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год Хвалите Бога во святых Его ( Ncaл. CL. 1 ). Утешительно видеть собор верующих, собравшийся к единому из Святых, отшедших к Богу, и совершающий торжество. В сем виден величественный союз земнаго с небесным, воинствующей Церкви с торжествующею. Слава Святых на небесах, и земная слава не нужна им: но счастливо то для земли, что она чтит и славит небесную добродетель. Если приветствующаго тебя, в твой личный или семейный праздник, ты не оставляешь без взаимнаго привета, или угощения, или дара: то может ли Святый, совершившийся в любви, менее быть внимателен к приветствующим его в его праздник? Надобно только приветствовать Святых таким образом, который бы их был достоин. Не учит ли сему нас пророческое слово: «хвалите Бога во святых Его». Достойно внимания, во-первых, то, что Пророк приглашает хвалить Святых вообще, а не некоторых из Святых в частности. Отсюда можно заимствовать наставление, не излишнее для тех, которые к одному из Святых, по его славе или по дознанной на себе его помощи, прилепляются не только преимущественною любовию, что надлежало бы признать справедливым и естественным, но как бы исключительною, простертою до невнимания к другим праведникам. Если заповедь Божия повелевает нам любить всех человеков, не смотря на то, что в некоторых из них и не любезныя качества встречаются: то кольми паче должно и свойственно любить всех Святых, которых все качества и действия достойны любви и благословения. Дерзаем уповать, Преподобне Отче Сергие, что Ты благословишь сие размышление, которое не касается многой веры и любви к Тебе, утвержденной и непрестанно утверждаемой Твоими благодатными молитвами, благодеяниями и чудесами, но стремится утвердить и возвысить любовь к Святым там, где ея нет, или где она частию возвышается, а частию падает. Все Святые суть присныя чада Отца Небеснаго, все составляют одно великое семейство Христово. Если вы, в добром и единодушном семействе, любя одного, другаго не любите, то сим оскорбится конечно и тот, котораго любите: подобно сему, если, имея особенную любовь к одному из Святых, о других вы помышляете без благоговения, то и чтимый вами в своем лице бывает оскорблен вашею холодностию в лице других; потому что все Святые не только единодушны между собою, но и совершенно едино суть в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

К вопросу о прославлении святых Вы друзья Мои, если исполняте то, что Я заповедую вам ( Ин. 15, 14 ) «Три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях: 1) православие безукоризненное, 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови, и, наконец, 3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес " (Патриарх Иерусалимский Нектарий, – XVII в.) В Древней Церкви христиане in corpore именовались святыми (например, в посланиях святого апостола Павла). В Евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства во всех его проявлениях: Да святится имя Твое ( Мф. 6, 9 ), Отче Святый!.. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина ( Ин. 27,11,17 ). И лишь с IV столетия слово «святой» ( γιος, sanctus) стало усвояться только особенным лицам – подвижникам веры и благочестия. По учению Христианской Церкви люди, совершеннейшие по жизни, оказавшие Церкви своей деятельностью великие услуги, по кончине удостаиваются особенной Божией благодати и в сонме небожителей образуют особенный лик «святых человеков», которые молятся за своих живых собратий и которым последние, со своей стороны, должны воздавать молитвенное почитание. Но чтобы это чествование было непогрешительным, т.е. чтобы оно воздавалось действительно святым людям, необходимо руководство Церкви – свидетельство Церкви, признание, санкция, прославление, или, как мы называем, канонизация подвижника благочестия Церковью. «Канонизация святых, – читаем у профессора Е. Голубинского , – есть замена русского описательного выражения: причтение усопших подвижников благочестия к лику святых» 254 . Более полное определение понятия канонизации находим у В. Васильева. «Канонизация святых, – пишет он, – есть причисление высшей властью Церкви, выраженное в известных установленных ею формах, того или другого лица, известного ей благочестивой жизнью, мученичеством за веру и прославленного от Бога знамениями и чудесами, к лику святых» 255 . Чтобы найти пути к установлению единообразной всеправославной практики в области прославления святых, необходимо, прежде всего, ознакомиться с тем, как совершалась канонизация в Древней Восточной Церкви, ибо оттуда воссиял нам Свет Христовой Истины, оттуда мы позаимствовали обряды, обычаи, праздники и т.п. И здесь сразу же встречаемся с трудностями. Присматриваясь к тому, как совершалась канонизация святых в Древней Церкви, видим, что определённого «чина причтения к лику святых не было» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

IV. Время от учреждения св. Синода до наших дней В настоящий Синодальный период, так же как и во все предшествующее время, святые канонизуются или к общему или к местному празднованию. Какие святые канонизованы в настоящий период к общему празднованию, это мы, конечно, знаем, ибо общее празднование само собою предполагает и общее о нем знание. Но о святых, канонизованных к местному празднованию, и за настоящий период, как за предшествующее время, мы не имеем обстоятельных сведений, так что и здесь возможны с нашей стороны если не погрешительные излишки, состоящие в том, чтобы в список святых внести почитаемых усопших, не принадлежащих к числу действительных святых или не канонизованных, то опущения, т. е. невнесение в список святых по незнанию действительных святых, канонизованных к местному празднованию. К этому последнему празднованию святые канонизовались и канонизуются без нарочитого оглашения в общее сведение, посредством указов св. Синода, которые до недавнего времени, до появления епархиальных ведомостей и органа св. Синода – «Церковных Ведомостей» не печатались нигде и знать которые поэтому все сполна, без всякого опущения, и нет возможности. Обращаемся к святым, канонизованным в текущий Синодальный период к общему празднованию 1 . Первым святым, канонизованным в текущий Синодальный период к общему празднованию, был знаменитый Димитрий, митрополит Ростовский, скончавшийся 28-го Октября 1709-го года и погребенный в Ростовском Яковлевском монастыре, в соборной церкви последнего. 21-го Сентября 1752-го года, по случаю починки повредившегося пола церкви над могилой святителя, были обретены нетленными его мощи 377 . От мощей тотчас начали совершаться чудотворения 378 , пошедшие потом непрерывным рядом. В конце 1756-го года по именному повелению императрицы Елизаветы Петровны истребованы были св. Синодом от митрополита Ростовского Арсения Мацеевича записи о чудесах, совершившихся при гробе святителя 379 ; вслед за тем наряжена была Синодом комиссия из митрополита Суздальского Сильвестра, архимандрита Симонова монастыря Гавриила и самого митрополита Ростовского для осмотра мощей святителя и для дознания о происходящих при них (мощах) исцелениях 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых мощей Почитая святых угодников Божиих, Православная Церковь благоговейно чтит и мощи их, то есть нетленные тела и части тела – кости, волосы, руки, ноги, через которые Господь проявляет Свою чудодейственную силу. Установлены праздники в дни обретения мощей святых угодников и перенесения их из одного города в другой. Над мощами построены храмы и алтари. Мы поклоняемся святым мощам, лобызаем их, возжигаем перед ними свечи, – то есть воздаем почести, какие и должно воздавать Святым. Православная Церковь следует при этом указаниям Священного Писания, где говорится, что останки Святых почитались еще в ветхозаветные времена Так кости патриарха Иосифа, взятые евреями согласно его завещания при выходе из Египта, впоследствии с большим почетом были погребены в Сихеме ( Нав.24:32 ). Благочестивый иудейский царь Иосия, разрушая идольские капища и сжигая кости умерших служителей Ваала, повелел не трогать костей пророка Божия ( 4Цар.23:17–18 ). Господь не только хранит кости праведников, так что «ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:21 ) не только не дает Святому «увидеть тление» ( Пс.15:10 ; Деян.2:27 ), Он через святые их останки творит чудеса, как и было предсказано: «Да процветут кости их от места своего» ( Сир.46:14 ). Премудрый Сирах сказал об останках пророка Елисея: «...и по успении его пророчествовало тело его» ( Сир.48:14 ). А в Четвертой книге Царств читаем, как один умерший, когда его бросили в гроб Елисеев, только коснулся костей его, тотчас ожил и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). Епифаний Кипрский свидетельствует, что много чудес было и от мощей пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. В Священном Писании говорится, что даже через одежду праведных людей проявлялась чудодейственная слава Божия: милоть пророка Илии разделила воды Иордана ( 4Цар.2:13–14 ); платки и полотенца апостола Павла, возлагаемые на недужных и одержимых бесами, исцеляли больных и прогоняли нечистых духов ( Деян.19:12 ). Зная о многих и великих чудесах, исходящих от святых мощей, Православная Церковь почитает их как великую святыню, как сосуды особой силы Божией, являющейся в тех, кого Он избирает для Своей славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Матушка Маргарет Бауман – преподаватель немецкого языка и активная прихожанка храма в честь иконы Божией Матери « Всех скорбящих радость » Болгарской Православной Церкви в городе Индианополис американского штата Индиана – на протяжении последних десяти лет готовит православный путеводитель по святым местам германских земель. О том, как продвигается эта работа и о своих паломничествах по святым местам, она рассказала в интервью православному журналу «Road to Emmaus». – Матушка Маргарет, как Вы заинтересовались житиями православных святых, просиявших в германских землях ? – Житиями православных святых я интересуюсь, потому что обращена в православие. Страны, в которых говорят на немецком языке, для меня не чужие, ведь во мне течет немецкая и швейцарская кровь. В ранней юности я семь лет прожила в Германии и Голландии, потом много лет преподавала в школе немецкий язык. И вот, будучи преподавателем, я захотела найти святого покровителя для своего немецкого класса детей – надомников. И стала изучать жития святых. Тогда-то я и открыла для себя святителя Ансгара, епископа Бременского и просветителя Швеции, и преподобного Галла, просветителя Швейцарии. Тогда же я узнала о трудах святителя Иоанна Шанхайского и Сан–Францисского по распространению житий западноевропейских святых, и познакомилась с книгой святого Григория Турского «Vita patrum» («Жития отцов») с замечательным предисловием отца Серафима (Роуза) о том времени, когда христианская церковь Востока и Запада была едина. Из описанных в «Жития отцов» святых больше всех меня заинтересовали Святой Галл и святые Швейцарии. И тогда моя двоюродная сестра из Швейцарии Маргрет Аллгайер, которая впоследствии сопровождала меня в нескольких интересных поездках, подарила мне замечательную книгу о развитии христианства в тех землях. С одобрения мужа в 2001 году я совершила первую паломническую поездку в Германию и Швейцарию . Потом посетила Голландию, Бельгию, Австрию и снова Германию. В 2006 году меня попросили написать статью о древних святых германских земель для календаря, который готовил к изданию монастырь преподобного Германа Аляскинского в Платине, штат Калифорния. А мой нынешний проект – это уже путеводитель по тем местам, которые связаны с известными мне святыми германских земель. Это земли, включающие в себя современные территории Германии, Австрии, части Швейцарии и небольшие районы Франции, Италии и Люксембурга.

http://pravoslavie.ru/61795.html

О Чествовании и призывании Ангелов и Святых Божиих Веруя в единого в Троице Бога, любя его от всего сердца, и надеясь от него единого всех благ, христианин нимало не нарушает высочайшего поклонения и служения ( Мф. 4:10 ) ( Втор. 4:13 ), когда притом воздает приличное чествование и поклонение во 1 х ) Святым Ангелам, во 2 х ) Святым угодникам Божиим, и в молитвенном возношении сердца к Богу просить и у них помощи, заступления, и молитвенного о себе ходатайства к Богу. Основания к чествованию святых Равным образом христианин на основании слова Божия и учения церкви чествует и прославляет Святых Божиих, и во 1 х чествует их за подвиги веры ( Евр. 11:1–40 ), любви ( Рим. 8:35–39 ) и упования на Бога в царстве благодати, чествует как благих рабов, как верных друзей ( Пс. 138:17 ), как возлюбленных чад Божиих ( Иак.1:12 ), кои добрым подвигом подвизались ( 2Тим. 4:7 ), были верны Господу своему до смерти ( Откр. 2:10 ), и прославили его дарами благодати ( 2Кор. 4:7; 12:3, 10 ). Посему христианин прославляя святых, прославляет Бога, дивного во святых ( Пс. 67:36 ), ибо честь, воздаваемая благим рабам, говорит Василий Великий в беседе на 41 мучеников, служит свидетельством благоговения к общему владыке, и подражая им, как подражателям Бога и Христа ( 1Кор. 11:1 ) ( Еф. 5:1–2 ), научается истинно подражать и уподобляться Богу; во 2 х прославляет их за то величие и славу, которыми они по смерти прославлены от Бога, прославляющего прославляющих его ( 1Цар.2:20 ). Прославляет их как духов праведных и совершенных ( Евр. 12:28 ), кои соделавшись причастниками Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ) и блаженно пришедши в царство славы, сотворены столпами в Духовном храме Божием ( Откр. 3:12 ). Возседят со Христом на престоле его ( Откр. 3:21 ) и разделяют с ним славу и явление его ( Ин. 17:22, 24 ). Отселе в 3 х христианин сообразно состоянию славы Святых, и собственного странствования, в молитвенных призываниях просит у них ходатайства и заступления пред Богом, просит не только как у духов благих и правых ( Лк. 20:38 ), но и таких, кои не имеют великое дерзновение к Богу ( Иак. 5:16–18 ), и любовь к верным человекам; а посему как в свете Божием нужды их видят и прошениям внемлют, так по любви к нам, в нуждах их содействовать им тщаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Святые древней Ирландии Святые древней Ирландии. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 184с., ил. — (Серия «Кафедра»). Это книга о своеобразии и уникальности подвигов святых древней Ирландии со времени просвещения ее Христовой верой и до подчинения Римско-католической Церкви. Опираясь на первоисточники, автор исследует историю Церкви в Ирландии, ее влияние на Европу. Мы узнаём о просвещении Ирландии святым Патриком, о подвижничестве ирландских святых, их миссионерской деятельности. ВВЕДЕНИЕ А втор этой книги стремится раскрыть тему своеобразия и уникальности подвигов святых древней Ирландии со времени просвещения ее Христовой верой и до подчинения Римской Католической Церкви. Решая столь сложную задачу, автор исследует историю Ирландской Церкви, ее влияние на Европу, причины ее упадка, опираясь на первоисточники, раскрывает роль личности в церковной истории, показывает единство ирландского подвижничества и общехристианского православного. В первой главе книги рассказывается о просвещении Ирландии святым Патриком. Вторая глава посвящена подвижничеству ирландских святых периода расцвета Поместной Церкви и ее миссионерской деятельности; кроме того, в ней показываются причины упадка Ирландской Церкви. Актуальность исследования определяется усилением внимания к духовной истории «древлезападного Православия», в первую очередь ирландского. Интерес к ранней Ирландско-Британской Церкви неразрывно связан с многовековыми культурными связями России и Великобритании, а также взаимным обогащением культурологиче­скими знаниями и традициями. Насущность данной работы подтверждается, в частности, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года об учреждении «дня Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших». День памяти древних британских и ирландских святых, живших до разделения Церквей, решено отмечать в третье воскресенье после праздника Троицы (Пятидесятницы); имена их будут включены в месяцеслов Русской Православной Церкви после получения полных агиографических и исторических материалов об обстоятельствах их подвигов, прославления и почитания .

http://pravoslavie.ru/39336.html

1. Изложим же то, что открыто говорится обеими сторонами и, как кажется, содержит в себе некую причину затруднения. Наши противники говорят: «Если благодать, дарованную святым, вы называете нетварной потому только, что они причащаются Бога, Которого причащается все тварное – ведь Он простирается на все, уделяя иному бытие, иному же, кроме бытия, еще и чувственную, или разумную, или мыслительную жизнь – то во всем окажется нечто нетварное: в одном – бытие, в другом – жизнь, в третьем, сверх того, – разум и мышление». Мы же, в согласии со святыми, сочли бы их не стоящими возражения – в христианских догматах главенствует ведь вера, а не доказательство; но ради тех, кого увлекают эти кажущиеся правдоподобными речи, следовало бы им ответить: «Если, любезнейшие, обоживающую святых благодать вы называете тварной из-за того, что все тварное причастно Бога, то все будет славиться у вас святым, и вы будете боготворить любую тварь; не одни только разумные создания – вернее, те из них, что стали причастны обоживающего дара духа – окажутся святы, но также и неразумные, а кроме них – и не имеющие души. Что же получится, если одному достается в удел лучшее существование и лучшая жизнь, чем другому? Ты увидишь разницу между твоими святыми. Значит, пчела для тебя будет святее мухи, ягненок – пчелы, другие животные – ягненка, а святее их – человек, даже если это Иезавель. И еще: муравей святее комара, а его святее баран, или, если угодно, бык или слон, или другое какое животное, а их святее опять-таки человек, будь он даже подобен Ахаву. Таким святым окажется и тот, кто своими смехотворными учениями подталкивает нас к таким вот смешным рассуждениям, хотя он и явный противник Евангелия Христова».   2. Ведь если тварен обоживающий дар Духа и пребывает в святых наподобие некоего природного состояния или подражания, как повсюду учит нападающий на нас, то обоживаемые святые не возносятся над природой, и не рождаются от Бога, и не суть Дух, как рожденные от Духа, и не един дух с Господом, ибо прилепились к Нему, и не одним только верующим во имя Его дал Христос власть быть чадами Божиими, когда пришел к своему народу, и не к Своему только, а вместо того – если уж Он присутствует в нас по естеству – пребывал со всеми язычниками, да и теперь пребывает и с нечестивыми, и с безбожными. Послушай, что говорит богоподобный Максим, беседуя с Пирром: «По велению Божиему ступали и Моисей, и Давид, и все, кто отложением человеческих и плотских свойств стали вместилищами Божественного действия». И еще, в другом месте: «... как если бы образ вернулся к первообразу и стяжал Божественное действие, или, вернее, обожением сделался Божиим и победившей его благодатью Духа стал полнее наслаждаться выходом из того, что по природе в нем существует и мыслится».  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

XLIV. Рукописи первоначальных линейных нот (Южно-Русского распева.) 120. Ирмолой, в ¼ листа, с следующим заглавием: «Ирмолой, си речь богоугодные песни по хвалу Богу, в троицы Святой единому, во утешение верным от всех Святых Пророк набранны, Святым же Дамаскиным присладчае сложены. Тщанием и трудолюбием сооружися в богоспасаемом граде Белом Ковлю, в повете Ольшанском стоячом, а в маятности Его Милости Княжати Яна Санкгушка, Воеводича Вытебского, презмногорешного Господина отца тимофея Куликовича, Священника церкви Братской благочествое, на имя заложенноц Рождестно Святого Иоанна Предтечи, року 1652, месяца Августа дна 9-го.» по листам внизу скреплен рукою Патриарха Никона в 1659 году. Здесь есть, между прочим: а. каноники, Сербский и Болгарский; б. подобники Болгарские; в. Акгеос двое (текст Греческой Славянскими буквами); г. На проклятие Ариево («иже образу твоему не кланяющеся, пречистая Владычице….»); д. о умирении церкви ермосы (1-й «ирмос: Коня и всадника….» 2-й: «Не в реках, Господи, ярость Твоя, ни в море устремление Твое, но на противящихся Твоей истине излии, и яростью Твоею умиляя, низложи отступники, да, на высокая возведшеся, возрадуемся и возвеселимся о Тебе»). В числе припевов Святым (помещенных в конце книги) есть припев Св. Князю Владимиру: «Величаем тя, благоверны Княже Владимире, иже идолы поправшего, и всю Русскую землю святым крещением просветившего.» 121. Ирмолой, в лист на 444 стр., писанный в первой половине 17 столетия, с надписью на заглавном листе: «Сий Ирмолой казенный Патриарха Осударя.» В низу по листам две надписи, одна под другой. Первая: «Книга глаголемая Ермолой монастыря общежительного Кутенского иноческого, храмов святых Богоявлений и Рождества Христова:» а ниже «Сия книга Пречистые Богородицы Иверского монастыря.» Из сих трех надписей видно, что первоначально сей Ирмолой принадлежал Могилевскому Братскому общежительному оршинскому Кутеинскому монастырю, по переселении же братии сего монастыря в Патриарший Иверский монастырь в 1654 году, книга эта сделалась собственностью сей последней обители, а оттуда взята, конечно, по распоряжению Патриарха, в его же строение, монастырь Воскресенский. В конце рукописи, от листа 346 по 425, помещена Литургия «Греческого распева» (текст Греческий Славянскими буквами, как и во всех прочих рукописях того времени).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

     О применении учения преподобного Силуана Афонского об обожении к такой важной сфере деятельности, как педагогическая. Научиться Духом Святым Преподобный Силуан Афонский является одним из наиболее близких нам по времени святых. Знаменитая книга его ученика, архимандрита Софрония (Сахарова), повествующая о жизни и учении старца Силуана и приводящая его бесценные Писания, стала излюбленным чтением многих. Перед читателем книги раскрывается образ подвижника-исихаста (исихазм от греч. – «покой, безмолвие» – умное делание, система аскетической и монашеской практики, имеющая целью Богопознание и обожение), достигшего вершин святости – созерцания Нетварного Света. Почитая святого, христианин призван подражать его вере, применяя его духовный опыт и учение в своей жизни. Процесс воспитания и образования человека, как и сама человеческая жизнь, имеет свою цель, причем эти цели неизбежно взаимосвязаны. Согласно учению целого ряда святых отцов, в том числе и старца Силуана Афонского, целью человеческой жизни является обожение по благодати. Следует отметить, что столь высокую тему преподобный Силуан описывает с глубоким смирением, просто и безыскусно. Так, старец на протяжении всех Писаний не употребляет собственно слова «обожение» (которое является одной из центральных тем его произведений), заменяя его такими синонимами, как «покой в Боге» и «сияние славы». Старец пишет, что, пребывая в Божественной благодати, подвижник становится причастен Божественной вечности и в этом получает свидетельство своего спасения. Кратко учение преподобного Силуана об обожении выражено в толковании на любимое этим святым изречение Господа в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Мф. 11:29). Взирая на Спасителя, человек преображается в Его подобие и обретает покой – обожение. Состояние обожения преподобный Силуан описывает как сияние славы Христовой в людях: «Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти, и будет вечно жить с Господом на небесах и видеть славу Его. В вечной жизни все люди будут похожи на Господа. И никто не мог бы познать этой тайны, если бы не открыл ее Дух Святой. Господь радостный и сияющий, и люди будут сиять подобно Ему, как Сам Господь сказал, что праведники воссияют, как солнце; и апостол Иоанн Богослов говорит, что будем подобны Ему». И еще: «Слава, которую дает Господь святым, столь велика, что если бы люди увидели святого, как он есть, то от благоговения и страха упали бы на землю, потому что плотской человек не может вынести славы небесного явления. Не удивляйтесь этому. Господь так возлюбил создание Свое, что дал человеку обильно Духа Святого, и в Духе Святом человек стал подобен Богу».

http://pravoslavie.ru/114951.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010