В землю зарывается тело человеческое, и оно перестает существовать как тело. Но из элементов, на которые оно разложится, как из клетки зерна пшеницы, силой Божией воскреснет новое тело, не уничтоженный, немощный и бессильный труп, а новое духовное тело, полное сил, нетления и славы.       Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, тако вы и перстные; и каков небесный, таковы и не бесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47-49).      При жизни наше тело - перстное, душевное, как те ло Адама. По воскресении оно станет иным, духовным, подобным телу небесного второго Адама Иисуса Христа, какое Он имел после славного Воскресения Своего.      Мы не знаем всех свойств тела воскресшего Господа Иисуса Христа. Знаем только, что оно проходило сквозь запертые двери, могло внезапно исчезать из виду (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19).      Его не сразу узнавали апостолы и мироносицы. В этом славном теле Господь вознесся на небо. Но оно было истинным телом, которое могли осязать апосто лы, для которого возможны были и обычные функ ции человеческого тела (Лк. 24,43). Подобными этому телу Христову будут и наши тела по воскресении в жизнь вечную.      Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В иконописи XX в. образ И. М. был включен в группу чудотворцев Дальних пещер в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова, М. В. Пыжов и др.). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45) ростовое изображение И. М., в куколе, со свитком в покровенных руках, помещено под 19 дек. вместе с фигурой прп. Игнатия, архим. Киево-Печерского. Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) В Муроме, в собрании Н. С. Епанчиной, хранится образок святого, который принадлежал местному краеведу А. А. Епанчину (1948-1998), с отроческих лет занимавшемуся сбором фольклорных материалов и церковных Преданий об И. М. Икона написана в 1963 г. на старой (XIX в.?) липовой доске, представляет святого вполоборота вправо, по пояс, в коричневой мантии и серо-зеленой рясе, куколь и параман синего оттенка, правая рука на груди, в левой - книга, длинная седая борода сужается книзу. Надпись на обороте: «В лето 1963 от РХ написана сия Илии Муромца, Чудотворца Печерского, икона во граде Муроме Выксунского монастыря инок. Глафирой по заказу мирянина Александра, Благословение инок. Надежды племяннику мирянину Александру в лето от РХ 1967 25 июля (6 августа)» (инокиня Воскресенско-Покровского мон-ря С.-Петербургской губ. Надежда (Епанчина) - тетя А. Епанчина). Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Первая совр. икона И. М.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Достойно глубокого внимания и учение Зома об избрании и рукоположении, как актах, которыми получают свои звания органы Церкви как первичной так и вторичной формации. По учению Зома эти акты, как и все в первенствующей Церкви, не имеют никакого юридического характера, но только духовный, таинственный». 1951 «Существовало, говорит он, избрание людьми, которое рассматривалось как избра- —328— ние Богом. Три рассказа дают нам понятие о подобном избрании: 1) рассказ об избрании Матфия на место 12-го Апостола; 2) избрание на Апостольство Павла и Варнавы и 3) об избрании на должность евангелиста Тимофея. 1952 Во всех трех рассказах мы встречаем, говорит Зом, два фактора: во 1-х свидетельство Божие, во 2-х – свидетельство собравшихся. Свидетельство Божие получается каждый раз посредством пророчества, т. е. про человека одаренного даром учительства; бросание жребия, решающего избрание Матфия составляет исключение. Со свидетельством Божиим связано свидетельство собравшихся, означающее (в только что установленном выше смысле) согласие со словами пророка, т. е. признание, что устами человека действительно говорил Бог. Таким образом избрание, заключенное в слове пророка и последующем согласии собрания есть избрание не людьми, а Богом. Акт избрания есть акт не правового, но духовного характера. Избранный избран не данным собранием, как облеченной какою-либо правовою властью корпорацией, но Св. Духом» (стр. 48 ср. стр. 108). Это энергичное указание на духовную или таинственную сторону в акте избрания должностных церковных лиц в устах поклонника Лютера выставляют Зома особенно симпатично как именно ученого аналитика свидетельств Св. Писания. Однако же нельзя не поставить ему на вид и некоторой недостаточности его обобщения. Он игнорирует в данном случае еще два рассказа Апост. Деяний об избрании в церковные должности: а) избрание и рукоположение 7-ми диаконов и б) избрание и рукоположение пресвитеров в Антиохийской Церкви. Два последние рассказа не упоминают о том, чтобы избранию и рукоположению предшествовало указание чрез пророка, как и в избрании и рукоположении Матфия. Выходит, что из пяти случаев порядка избрания три представляют исключения (на счет свидетельства Божия). Затем во всех 5-ти случаях инициатива и совершение главного акта – молитва и рукоположение принадлежит Апосто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пред- и попразднства не образовывали стройной системы. Великие праздники, число которых было больше, чем ныне (к ним относились все двунадесятые праздники, дни апосто-лов, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни особо чтимых святых, некоторые пред- и попразднства), отмечались освобождением от часов, поклонов и работ на весь день. В эти дни разрешалось вкушать яйца и творог («сыр») вне зависимости от того, на какой день они попадали. Но уже в XII в. студийские обычаи пощения начинают уступать место более строгим иерусалимским: в это время на Руси не в пользу студийской практики завершился спор о разре-шении поста в среды и пятницы, если на них приходятся праздничные дни. Из особенностей служб Рождества Христова и Богоявления можно назвать следующие. В навечерия этих праздников не совершались царские часы, повечерие накануне праздников не объединялось с утреней. На Богоявление чин великого водоосвящения совершался только один раз – после вечерни накануне праздника. Под влиянием Типикона Великой церкви на Воздвижение Честного Креста (14 сент.) в кафедральных храмах совершалась праздничная «панихида». Об использовании в эти дни пе-сненного последования в византийских храмах даже в 1-й пол. XIV в., когда в греческом бого-служении уже господствовал Иерусалимский устав, сообщает блж. Симеон Солунский (Разговор о священнодействиях и таинствах церковных. Раздел: О Божественной молитве. Гл. 266. СПб., 1856. С. 403–404). Этой же традиции следовала и Русская Церковь , подразумевая под «панихи-дой» не pannuc... Великой церкви, а особое последование, совершавшееся после вечерни. Оно состояло из части песненной вечерни, литии (шествия) «с крестами» на городскую площадь, молебна на площади. Торжественно отмечался день освящения («обновления») храма – в этот день соверша-лась лития вокруг храма, завершавшаяся пением перед закрытыми вратами 23-го псалма (как при самом освящении храма). Среди ранних русских праздников три связаны с освящением новосозданных киевских церквей – Десятинной (11/12 мая), вмч. Георгия Победоносца (26 нояб., служба на этот праздник до сих пор печатается в Минее), Софийского собора (4 нояб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апосто лам». (1 Тим. 3, 1–10): «Верно слово: если кто епископ ства желает, доброго дела желает. Но епископ дол жен быть непорочен, одной жены муж, трезв, цело мудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляю щий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диаволъскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (Тит. 1, 5–9): «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недокон ченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутст ве или непокорности. Ибо епископ должен быть непо рочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гнев лив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но стран нолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и настав лять в здравом учении и противящихся обличать». Глава 2. В рукоположениях не должно быть легкомысленным и приступать к оным неосмотрительно, ибо не заслужившее одобрения не безопасно. А ули ченного в чем–нибудь надобно обнаруживать, чтобы и самому не стать сообщником во грехе и чтобы другие не претыкались, а, напротив, учились бояться. (1 Тим. 5, 22): «Рук ни на кого не возлагай поспеш но, и не делайся участником в чужих грехах». (19–20): «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пе ред всеми, чтобы и прочие страх имели».

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Преподобный Дионисий направился вдоль восточной стороны Кубенского озера. Пройдя 15 верст, он вдруг услышал как бы отдаленный колокольный звон. Преподобный Дионисий устремился на звук и вскоре вышел к крутому берегу реки Глушицы – месту безлюдному, окруженно му лесной чащей. Поняв, что таким чудесным образом ему было указано, где он должен продолжить свой духовный подвиг, преподобный Дионисий водрузил крест, который он нес из Святой Луки. После благодарственной молитвы он принялся за сооружение келлии, выбрав для нее место под цветущим черемуховым кустом (После кончины преподобного егоды этого дерева давали исцеление страждущим.) И на новом месте подвигов преподобный Дионисий продолжал строгий образ монашеской жизни. Однажды в Глушицкую пустыньку зашел старец монах. Он с радостью согласился на предложение святого Дионисия раз делить с ним пустынножительство. Через некоторое время к ним присоединились еще несколько собратий. Постепенно вокруг преподобного Дионисия собралось такое количество иноков, что возникла мысль об устроении монастыря. Владевший землей вдоль Кубенского озера удельный князь Димитрий Васильевич Заозерский с радостью откликнулся на благочестивую просьбу старца помочь в устроении обители. Им были присланы работники, вырубившие и расчистившие лесную чащу. Чтобы получить необходимое архипастырское благословение, преподобный Дионисий в 1402 году вновь направился в Ростов Великий. Архиепископ Ростовский Григорий благословил подвижника на стро ительство храма и устроение обители, советовал также ввести в ней обще жительный устав, «чтобы никому ничего не называть своим, а все иметь общим, как жили при апосто лах». По возвращении преподобный Дионисий и братия с помощью княжеских плотников принялись за сооружение небольшого деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которое было закончено в 1403 году. Постепенно Глушицкая обитель, руководимая опытным и мудрым подвижником благочестия, стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. С радостью принимал их игумен. Посетители монастыря в благодарность за молитвы и духовную помощь нередко делали крупные вклады на дальнейшее благоустройство обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—231— и самым делом прошел по стопам Великого Апостола и впечатлениями этого путешествия дополнил бы свой настоящий труд. Исключая некоторые неточности в цитатах, частные недостатки в толковании отдельных выражений и мест священного текста, встречающейся кое-где неровности изложения и, главное, – недостаточно широкого пользования относящимися к предмету исследования посланиями Апостолов и мужей Апостольских (что все указывать здесь точно почитаем излишним и даже прямо не соответствующим задаче отзыва, так как от этого труд о. Григория, как магистерская диссертация, ни мало не колеблется ни в положительную, ни в отрицательную сторону) – в общем исследование о. Григория надо признать капитальным вкладом в русскую библиологию, который на много лет будет служить необходимым пособием для всех серьезных работников по Новому Завету. А в особенности для питомцев нашей Академии труд о. Григория окажет огромную пользу тем, что в нем цитуются только те книги, которые имеются в нашей библиотеке и в которых поэтому легко наводить справки. Итак, в виду всего вышесказанного мы не только признаем обширный труд о. Григория вполне удовлетворительным для магистерской степени, но и приветствуем в этом труде серьезный вклад в русскую библиологию». б) Отзыв экстраординарного профессора Ивана Корсунского : «Исследование это, относящееся по содержанию своему, как видно и из заглавия его, к области новозаветной библейской истории с истолкованием относящихся к его предмету и указанных в заглавии мест Священного Писания, делится на VII глав с кратким предисловием к ним. В предисловии (стр. 3–20) указываются задача и характер предлагаемого опыта, важность и значение третьего путешествия Святого Апостола Павла, план исследования, источники и пособия к нему; в главе I (стр. 21–92) описывается, на основании Деян.17:22 четвертое (по общему счету) посещение Св. Апостолом Павлом Иерусалима в связи с планом начальной части его третьего путешествия; в гл. II (стр. 93–129) говорится о спутниках и сотрудниках св. Апостола Павла при начале этого путешествия; в гл. III (стр. 130–207) описывается путь Апостола от Иерусалима до Антиохии Сирийской, на основании Деян.18:22 ; гл. IV (стр. 208–303) имеет предметом своим пребывание св. Апостола Павла в Антиохии Сирийской, его встречу здесь с св. Апосто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известны и «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках. По мнению исследователей, сочинение возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов». «Деяния апостола Варфоломея» – коптский памятник, повествующий о миссионерской деятельности апостола Варфоломея в египетском оазисе и о путешествии Вафоломея в сопровождении апостола Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море). Полный текст сохранился в арабской и эфиопской версиях. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы». «Мученичество апостола Варфоломея» – сохранились латинские и армянские памятники с этим названием. Латинское «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию. В нем описана миссионерская деятельность апостола Варфоломея в Индии и его казнь по приказу царя Астиага. Армянские «Мученичества» основаны на местных преданиях. Иконография Обычно апостол Варфоломей изображался в античных одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали средний возраст. Изображения апостола Варфоломея известны в композициях, представляющих апостолов по обе стороны Христа как учеников. Изображение мученичества апостола Варфоломея получило распространение в позднесредневековом искусстве православных стран. На Западе использовали разные изводы иконографии апостола Варфоломея, как правило, отличные от принятых в православном мире, например, изображение со снятой кожей, накинутой на плечи, и ножом, орудием мученичества, в руке на картине «Апостол Варфоломей» Маттео ди Джованни. Апостол Иаков Алфеев Апостол Иаков Алфеев О жизни апосто ла Иакова Алф еева, как до призвания его Господом Иису сом, так и после, известно крайне мало. В Новом Завете он упоминается во всех списках 12 апостолов, причем, всегда на девятом месте. Согласно Преданию, он был сыном Алфея и братом апостола и евангелиста Матфея (Левия Алфеева). Они происходили из колена Манассии. Святитель Кирилл Александрийский называет родиной апостола Иакова Капернаум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

    5. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол. 3:14, 15). Кто хочет соединить благочестие со счастьем земной жизни, пусть находит этот дар в любви. Спросим себя: «Любим ли мы?» Дай Бог, чтобы ответил каждый из нас, что он любит, любит, любит. Но не похожа ли у иных любовь на узкое самолюбие, на вечную тюрьму, которая в себя принимает, но от себя не выпускает тех, кто туда ввергнут? Это не любовь, а ад. Чаще всего многие чувством самолюбия делают из своей жизни ад, отчего страдают не только они сами, но также и те, с которыми они оказываются так или иначе связанными в этой жизни. Самолюбие надламывает душу другого человека.    Истинная любовь выражается искренностью к ближним и дальним. В ней нет ни одной ноты притворства. Она более постоянна, нежели жизнь солнца. Любовь прекрасна, когда непредосудительна. Любовь всегда юна, жива, благородна, утешительна, благоговейна и беспредельна. Любящим даруется благодать читать в сердцах любимых людей и самим быть приятной книгой для тех, кто их любит. Любовь наставляет и учит, и уроки ее слушают все возрасты жизни от малолетнего младенца до седой и почтенной многолетием старости.    Вот лишь некоторые мысли по поводу послания ап. Павла в отношении вопроса о благочестии. И мы зачитали только некоторые строки! Желающие узнать более и вложить в сердце свое, да потрудятся сами прочесть 4-ю главу первого Послания св. ап. Павла к Тимофею! Там глубина премудрости и жизнерадостных утешений. Аминь. Слово о хранении непорочной совести в день двенадцати апосто...    Ныне Церковь воспоминает молитвенной памятью великих двенадцать подвижников-христиан. Они в своей жизни много потрудились за веру и Имя Христово; потрудились и словом, и делом, и жизнью, и учением. Их память неумолчно живет и будет жить в христианстве; день их памяти светло и торжественно празднуется по всей земле. Жизнь и деяния св. апостолов составляют бесценный вклад в сокровищницу христианского общества. Трудно было бы вполне обозреть их в кратком слове. Нам было бы достаточно, если бы мы могли уловить хотя бы одну общую черту в характере св. апостолов и эту черту внести в свой собственный характер; посильным подражанием их жизни и их деятельности исправить свою больную волю, сделать свой характер чистым, деятельным, свободным и способным к усвоению начал и правил христианской жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4034...

Без сомнения, знал его и сам Илия. 1) Как Петр, так и Илия были цареградцы. 2) Хотя в Петровом прологе есть около 60 памятей, которые не взошли в пролог Илии, большинство из них сирские преподобные, но это объясняется теми соображениями, по коим и в прологе Петровом находится не все то, что находится в месяцеслове Василия, прежде его написанном и Петру известном; авторы прологов не рабски следовали один другому в принятии памятей в свои прологи, иное опускали по своим соображениям, иное по недосмотру; подобное еще в большей мере видится в западных мартирологах, авторы коих несомненно пользовались один другим. Предположение, что Петр заимствовал памяти из пролога Илии, не естественно уже потому, что в прологе Илии вообще более памятей, чем в Петровом (на 150 памятей более), следовательно менее объяснимо опущение их в Петровом; этим может быть объяснено отчасти предпочтение пролога Илии Петрову, как более полного, кроме отношения пролога Илии к студийскому монастырю. 3) Есть факт, который нам кажется немалым доказательством на то, что Илия пользовался прологом Петровым. В прологе Петрове, как сказано выше, в первый раз внесены все сирские подвижники из Истории Боголюбцев епископа Феодорита Кирского и при том в том порядке, в каком они стоят у Феодорита, ибо дни их кончины у него не означены. Петр поставил их в своем прологе в январе, а более в феврале. Первым у него поставлен Иаков нисивийский 13 января, а последнею Домнина 1 марта. Почему он поставил этих святых в эти месяцы? Вероятно, потому что сообразовался с месяцесловом Василия. В месяцеслов Василия внесены только последние подвижницы из Феодорита Марина, Кира и Домника и поставлены 28 февраля. Петр поставил Марину и Киру 28 февраля, а Домнику 1 марта. Сообразно с этим он прочих подвижников поставил пред Мариною и Кирою, начав с 13 января. В прологе Илии приняты немногие подвижники и при том согласно с Петровым прологом: 13 янв. Иаков нисивийский, 25 пр. Поплий, 28 янв. пр. Палладий, 22 февраля Иоанн, Моисей, Антиох и иные три (то есть, Зевин, Полихроний, Антонин или Дамиан), в Петровом прологе первые 3 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010