Н.С.Серегина находит явные параллели в изображении двоицы богатырей (Святогора и Ильи Муромца) и двух святых киевской Руси (преподобных Антония и Феодосия Печерских). При сравнении былин и богослужебных текстов (стихир), посвященных святым, выявлется несомненное сходства в образах Святогора и Антония, Ильи и Феодосия, а также в характере отношений между Святогором и Ильей, между Антонием и Феодосием (см. Серегина 1994:119-121). В одном из вариантов былины в виде калик Илье явились Иисус Христос с апостолом (История 1908:246). Подтверждением такого толкования служит былина " Сорок калик со каликою " , которая является типичной богатырской былиной, но передвижение богатырей вызвано паломничеством из Боголюбова через Киев в Иерусалим (Кирша 1977:121-129). Одна из былин повествует о паломничестве Ильи Муромца в Иерусалим под видом калики перехожего; в виде калики Илья является в былине об Идолище поганом (История 1908:249). А пропавший Добрыня Никитич, пока Алеша Попович сватал его жену, находился в Царьграде. Приведем только один пример: " Да зашел-де Дюк во Божью церковь, да крест тот кладет по-писаному, поклон ведет по-ученому " (Былины 1986:314). Позже Борис молится: " Слава Ти, прещедрыи Живодавце, " ко сподобилъ мя трида святыхъ Ти мученикъ " (Сказание 1985:38). Тем самым он подает пример и младшему брату Глебу. Как писал Г.Федотов, имея в виду житие свв. Бориса и Глеба, " подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа " (Федотов 1985:29). В византийских службах мучеников иногда называют страстотерпцами, но там страстотерпцы не отдельный чин, а еще одно именование мучеников. Причисление же к лику святых в 2000 году царя Николая II и его семьи как страстотерпцев еще раз показало, что страстотерпцы в Русской Православной Церкви – особый чин. В молитве к Борису и Глебу в конце Сказания автор пишет: " Да не придеть на ны нога гордыни и рука грешница не погубить насъ... И всего меча браньна избавита насъ и усобьныя брани чюжа ны створита " (Сказание 1985:62). Как видим, уже в этой молитве свв. Борис и Глеб призываются на борьбу против внешних врагов и против междуусобиц.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05030312130...

А и тут старыя казак да Илья Муромец Становил коня да посередь двора, Сам идет он во палаты белокаменны, Проходил он во столовую во горенку, На пяту он дверь ту поразмахивал, Крест; от клал он по писаному, Вел поклоны по ученому, На всё на три, на четыре на сторонки низко кланялся, Самому князю Владимиру в особину, Еще всем его князьям он подколенныим. Отец объяснил, что такое " класть крест по писаному " , " вести поклоны по ученому " и др. Позднее как машинист локомотивного депо он выписал бесплатный семейный билет и мы поехали с ним в Киев посмотреть Лавру и пещеры, где якобы покоится прах Ильи Муромца. Остановились мы на ночлег у монахини в миру по имени Елена. Оказывается, она была тетей моей матери. Она жила тем, что шила на дому стеганые одеяла и продавала их. Одно одеяло с приложенными к нему памятными подарками, крестиком, иконками и сладостями монахиня Елена вручила и мне. Посещение киевских достопримечательностей, территории Лавры без монахов было для меня настоящим озарением. Отец, кажется, помолодел на несколько лет, когда провел для меня обзорную экскурсию по Лавре и показал открывшиеся на его территории музеи. Посетить Ближние Пещеры, где " покоились мощи Ильи Муромца " , не удалось : они были закрыты. За один день пребывания в лавре у меня расширился словарный запас церковных слов. Я стал понимать, что такое " поклониться нетленным мощам Печерских святых " . Обедали мы в какой-то вареничной на Крещатике. Два вечера посвятили походам в цирк и оперный театр. Перед отъездом домой отец показал мне Владимирский собор, где венчались родители, и Кирилловскую церковь , расположенную в Куреневке, где находится Киевская городская клиническая психоневрологическая больница 1 имени И. П. Павлова. Отец рассказывал, что в Куреневке до прихода советской власти он временно жил в монастырских строениях, переданных позже психдиспансеру. Кирилловская церковь в день нашего паломничества находилась на капитальном ремонте, но мы все-таки проникли во внутрь и посмотрели настенные росписи. Позже мне стало известно, что в 1884 году в церкви трудился и студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель, написавший образ «Архангел Гавриил» в сцене Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа», головы пророков Моисея и Соломона и др.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/03/...

… Что же касается собственно американской гражданской религии, то здесь налицо отдельное самостоятельное смысловое символико-ритуальное пространство (можно называть его религиозным, квазирелигиозным или даже крипторелигиозным). При этом данное смысловое пространство концептуализируется в традиционных религиозных рамках (наличие собственной догматики, агиографии, гомилетики) и фиксируется по всем правилам оформления религиозного культа (наличие своей литургики и обрядовости), не будучи при этом непосредственно связанным ни с одной конфессией " . К нападкам на Православную Церковь и Россию в последнее время активно присоединились и украинские либералы. На прошлой неделе они инициировали шумную кампанию, связанную с передачей священнослужителями Киево-Печерской лавры частицы мощей 17 святых праведников, в том числе и преподобного Ильи Муромца, в дар строящемуся в Ростове-на-Дону собору святителя Дмитрия Ростовского. " Мощи преподобного Ильи Муромца стали предметом политических спекуляций " , сообщает сайт " Правда.Ru " . " Депутаты Украинской Рады инициируют в связи с передачей мощей новый скандал между Россией и Украиной. Депутаты требуют возврата православных святынь на Украину. Громкие обвинения в адрес Русской Православной Церкви прозвучали от группы украинских депутатов. Фракция " Наша Украина " , лидером которой является Виктор Ющенко, потребовала от кабинета министров страны срочно разобраться с передачей мощей в дар ростовскому храму, хотя речь в данном случае идет только о частицах мощей… смысл депутатских эскапад таков: мощи наших святых увозят в Московию, издеваются над историей украинского народа, расхищают наше национальное достояние. Уязвленные депутаты требуют поэтому возбудить уголовное дело против Московской Патриархии " . В сообщении пресс-службы УПЦ МП по этому поводу говорится, что " мощи угодников Киево-Печерских пребывают и будут пребывать во веки в нашей святой обители. Частички мощей наших преподобных есть во всех Поместных Православных Церквах, многих епархиях, монастырях и храмах. Они находятся и на Афоне, и в Иерусалиме, и это ничуть не умалило наших святынь, а лишь прославляет их " . " А политическую провокацию из этого раздувают те люди, которые еще вчера были комсомольцами-атеистами, наследниками создателей ГУЛАГА, чьи руки по локоть в крови православных новомучеников, в том числе и киево-печерских, глумились над святыми мощами, выбрасывая их на улицы и выставляли в атеистических музеях. К примеру, нам недавно передали частицы мощей святителя Николая из Бари, преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры, частицу Животворящего Креста Господня из Иерусалима. Они теперь навечно в нашей обители. И никому в голову не приходит кричать о разворовывании святынь Италии, России, Израиля " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor28.htm

Авторы книги «Умом Россию понимать» А.В. Лукин и П.В. Лукин приводят интересный пример, характеризующий нашу оригинальную ментальность в общественной жизни: «Целование иконы было только одной из форм совместной клятвы, другой было крестоцелование, то есть совместное целование христианской святыни-креста. Так было, например, в 1386г между высшими новгородскими магистратами и представителями разных слоёв полноправного населения Новгорода.» (5) На Божье дело собирались! Стало быть -при его делании-никакого плутовства и лукавства. На том порешили и Крест поцеловали. И со слезами целовал его потомок Ильи Муромца. Русь -дело тонкое! В Европе, примерно в это же время истинно-верующие люди пробовали жить в христианском согласии и мире. В 12-м веке началось массовое движение бегинок! Женщины стали создавать полу-монашеские общины, которые иногда насчитывали тысячи членов. Бегинки жили строго по-христиански, носили длинные платья из грубой ткани, непрестанно трудились и молились. Но европейская жизнь, как выражаются учёные, постепенно «рационализировалась». К четырнадцатому веку движение бегинок иссякло. В европейские костелы, молельни, храмы и монастыри постепенно пришло «рациональное» католичество и лютеранство, мало чем отличающееся от атеизма. Как утверждал А.С. Хомяков-единство, даваемое любовью, католикам приходится утверждать силой (разумом) голой логики. По его мнению, Рим разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством духа. В России такой быстрый «слом» христианских традиций и верований был невозможен. Слишком самоотверженно и ответственно относились к Вере многие воцерковленные русские люди. Примерно в то же историческое время, меньше, чем через полвека, после кончины инока Киевского-Печерской лавры Ильи Муромца, мы видим воплощение православного типа русского человека в протопопе Аввакуме. Назначенный служить в деревенскую церковь поп Аввакум мог и отхлестать вожжами некоторых молодых прихожанок за греховное поведение. Для Аввакума служение Спасителю не допускало никаких компромиссов к человеческим слабостям, не признавало никаких условностей. Всё «до полной гибели-всерьёз»! Для старовера-публично признать ошибочность своих взглядов-это значит самого Господа предать!

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/03/...

Славная столькими святынями имени Чудо творца Малицкая обитель издревле привлекала к себе множество богомольцев, чающих всякого рода утешения от небесного заступника. Кроме того, близкие к обители граждане города Твери нередко брали древний чудотворный образ Угодника из обители и приносили к себе в город. В первой половине XIX века славная икона явила от себя особенное чудо милосердия святителя к городу, избавив его от ужасной холерной эпидемии. С того времени благодарные Чудотворцу граждане ежегодно (начиная с 1863 года) приносили Малицкий образ к себе в город с торжественным крестным ходом, и он пребывал здесь до 21 мая, когда снова таким же порядком честная икона возвращалась в обитель. Монастырь был закрыт в конце 1920-х годов. В 1941 году здания обители полностью разрушила война. Уцелел только братский корпус, в котором сейчас действует часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Не так давно была обретена древняя чудотворная икона святителя Николая. В июне 2008 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить открытие Тверского Николаевского Малицкого мужского монастыря в деревне Николо-Малица. Наместником вновь открытой обители назначен иеромонах Борис (Тулупов). Одринский Николаевский монастырь   «Наряжался Илья Муромец Иванович Ко стольному городу, ко Киеву, Он тою дорогою прямоезжею, Котора залегла ровно тридцать лет, Чрез те леса Брынские, Чрез черны грязи Смоленския, – И залег ее, дорогу, Соловей-разбойник… Как бы будет Илья во темных лесах, Во темных лесах, во Брынских, Наезжал Илья на девяти дубах И наехал он Илья на Соловья Разбойника…» и т. д.   Невольно припоминается нам эта народная былина о победе Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, когда знакомишься с историей Одринского Николаевского мужского монастыря. Невольно соглашаешься с мнением о том, что эта победа полуисторического христианина-богатыря над полумифической личностью Соловья-разбойника поэтически безыскусственно представляет нам глубоко давнее историческое событие победы христианства над язычеством, просвещения над варварством в России, когда в судьбах самой обители и окрестного с ней края видишь наглядное подтверждение этого мнения. Обитель расположена в семи километрах от города Карачева Орловской области. Теперь со всех почти сторон в самой черте одного из них, многолюдного селения Одрина, лежит она. Начало монастыря было на реке Одрине, а эта река как раз служила границей между лесами Брянскими и Карачевскими. Обитель, таким образом, лежала в средине этих лесов и, можно думать, у самой проезжей дороги, известной борьбой Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Недалеко от Одрина и теперь есть село Девяти-Дубы. На месте его, говорят, стояло девять громадных дубов. Ветви этих дубов сходились близко между собой и составляли как бы второй этаж над землей. Здесь-то, на этих девяти дубах, и жил Соловей-разбойник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Через десять дней после празднования Петра и Февронии, рассказывала бабушка, в селе Высоково молились святому Андрею Боголюбскому. В Введенском храме хранился старинный образ этого «умученного жидами» святого, который, по словам митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева), был «русским властителем, почувствовавшим себя не просто владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности».     Моя бабушка Пелагея Григорьевна, дед Иван Гаврилович Платонов и его мать. 1918 год   Еще одним священным преданием Вязников была история об Илье Муромце, былинном богатыре, национальном герое, канонизированном Русской Церковью. Мне запомнился рассказ деда о том, как он ездил из Вязников в Муром (расстояние километров тридцать), ему показывали, где стоял дом, в котором Илья Муромец просидел тридцать лет и три года и откуда пошел на служение Руси в Киев. Совершенно серьезно дед рассказывал мне, что лично знал потомков Ильи Муромца, людей богатырского сложения по прозвищу Большие Пущины (Большие Гущины). Илья Муромец воплощал русский идеал – он был добродушным, чуждым зависти и недоброжелательства, готов был жизнь положить за правую веру против идолищ – татар и жидов, к жестким действиям прибегал только в крайних случаях. В начале ХХвека героический образ Ильи Муромца использовали в детских играх. Самый сильный и авторитетный мальчик объявлялся «богатырем Ильей Муромцем». Остальные мальчики должны были «биться» с ним или подчиняться. Царская власть в Вязниковском уезде почиталась высоко. Бунтовщиков и агитаторов против царя крестьяне задерживали, связывали веревками по двое и вели в полицию. Некоторых перед этим секли «для порядку» перед портретом Царя. Так, в мае 1905 года рабочие высекли нескольких зачинщиков, мутивших рабочих, призывая их к забастовкам. К концу XIXbeka в Вязниковском уезде было 17 фабрик, главным образом ткацких. Самая большая – в деревне Ярцевой, огромная льнопрядильная Товарищества Демидова (около двух тысяч рабочих).

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/30/...

«Мы живем в то время, когда наши дети разбираются в смартфонах и интернете лучше взрослых, но зачастую не знают, кто такие Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, что такое Куликовская битва и Ледовое сражение. Так и про Илью Муромца многие из них знают по одноименному мультфильму, и совсем не знают, что русский богатырь Илья - Святой Русской Православной Церкви, преподобный Илья Муромец Печерский, мощи которого покоятся в Киево-Печерской Лавре в г. Киеве. И если мы не хотим, чтобы наши дети превратились в манкуртов с гаджетами в руках и иванов, не помнящих родства, то должны сделать всё, чтобы они знали, что 1 января - день великого русского богатыря, преподобного Ильи Муромца Печерского», - говорит Андрей Кормухин, координатор Движения «Сорок Сороков». К участию в праздничных тренировках и пробежках в рамках «Муромской дорожки» приглашаются все желающие. В Москве сбор участников состоится 01 января в 13:00 у школы бокса «Торпедо» по адресу Восточная улица, д 4, Восточная трибуна. Едиными хэштегами для «Муромской дорожки»-2019 в этом году станут: #МуромскаяДорожка, #МуромскаяДорожка2019, #ТрезвыйНовыйГод, #MMD-2019. Другие детали также будут доступны на сайте Движения «Сорок Сороков» (soroksorokov.ru) и в группе « ВКонтакте ». «Муромская дорожка»-2019 пройдет в следующих городах России и мира: Уфа, Салават, Улан-Удэ, Петрозаводск, Сыктывкар, Ижевск, Кызыл, Барнаул, Бийск, Краснодар, Ейск, Новороссийск, Красноярский край (с.Сухобузимское), Владивосток, Архангельск, Брянск, Белгород, Погар, Владимир, Муром, Торжок, Волгоград, Вологда, Кириллов, Воронеж, Петропавловск-Камчатский, Кемерово, Курск, Санкт-Петербург, Чаплыгин, Москва , Одинцово, Можайск, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Орёл, Пенза, Пермь, Псков, Аксай, Спас-Клепики, Самара, Южно-Сахалинск, Екатеринбург, Тюмень, Симбирск, Челябинск, Чебаркуль, Крым, Бишкек, Тирасполь, Минск, Гамбург, Миасс. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/29/ra...

Люди же, удивля-лись говорили: Кто это, что и ветры и море повинуются Ему? (Евангелие от Матфея, 8, 23 -27) Здесь же по слову Господню рыбаки наловили столько рыбы после безсонной и безполезно потраченной ночи. что сети не выдерживали, прорывались, а лодки от тяжести начинали тонуть. Уви-дев это, Симон Петр, припав к коленям Иисуса сказал: выйди от меня. Господи, потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех. быв-ших с ним. от этого ловарыбы ими пойманных; также Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся, отныне будешь ловить человеков. И вытащив обе лодки на бе-рег, оставили все и последовали за Ним. (Евангелие от Луки, 5, 8-11) Здесь же являлся Господь по Воскресении Своим ученикам и помог нало-вить им рыбы, рыб этих было 153, и при таком множестве не прорвалась сеть (Евангелие от Иоанна, 20, 12). Здесь же трижды прозвучал вопрос Господа: Симоне Ионин, любишь ли Меня? И было трижды сказано ему: Паси овец Моих. Здесь род человеческий был вручен попечению Апосто-лов. В Тиверий находится гроб Мариам, двоюродной сестры Моисея, кото-рая с ним путешествовала. На воде Тивериадского озера в ясную погоду можно видеть дорожку Христа - по преданию этой дорожкой Господь шел яко посуху. Проезжали мы мимо горы Блаженств, где была произнесена Нагорная про-поведь, и род людской получил Господни Заповеди Блаженства: Во Царствии Твоем помяни нас. Господи, егда приидвши во Царствии Твоем. Блаженни нищие духом, яко тех есть Царство Небесное. Блаженни плачущие, яко тии утешатся. Блаженни кротцыи, яко тии наследят землю. Блаженни алчущие и жаждущий правды, яко тии насытятся. Блаженни милостивые, яко тии помиловали будут. Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженни миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся. Блаженни изгнаяи правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блаженни есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. На верху горы Блаженств стоит католический храм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Перевод: ... (и да бегут назад все) н(енавид)ящ(ие Тебя. Сотвори же Твой) народ (н)а благос(ловение). Павши(х восс)та(вь, заблу)дших о(бра)ти, малодушных утешь. Ибо Ты пре(выш)е всякого начал(а и в)ласти, и силы, и господства, и вся(ко)го имени, именуемого не то(лько) в сем (век)е, но и (в будущем). (Тебе пред)стоя(т тысячи тысяч) святых (ангелов и архангелов бесч)ислен(ные воинства. Тебе предстоят херувимы, Тебе предстоят вокруг) и (серафимы, шесть крыль)ев у одного и шесть (крыльев у другого...), и двумя (покры)вают Лик и (дву)мя – ноги, и дву(мя ле)тают. Всё же всегда Тебя св(ятит), но со всеми Тебя святящими прими и наше священие, глаголющих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей». Исполни и нас славой, которая от (Тебя), и удостой ниспослать Духа Святого Твоего на творения эти, и (сотвор)и хлеб Телом (Господа) и Спасителя нашего Иисуса Христа, а ч(ашу) – Кровью Нового (Завета Самого Господ)а нашего и Бога и Спасителя Иисуса Христа. ([И] как) этот (хлеб) рассеян был по вершинам (гор), и холмам, и нивам и, (сме)шанный, стал одним телом, (подобно(?)) как и вино это, исшедшее от (святой л)озы Д(авида), и вода от Аг(нца непо)рочного, и с(мешанные), сделались одним (та)инством, так с(обе)ри соборную Твою Церковь ... Ибо Сам (Господь наш Иисус) Христос (ночью, в которую) преда(л Себя, взяв хлеб в святые Свои руки, возблагода)ри(в, благословив, освятив, преломив, подал) уче(никам Своим и апосто)лам, сказав: «П(римите, ешьте все) от сего, это Моё (есть) Тело, за вас предаваемое во оставление грехов». Подобно, после того как вечеряли, взяв чашу, и благословив, и отпив 297 , подал им, сказав: «Примите, пейте от сего – это Моя есть Кровь, за вас изливаемая во оставление грехов. Всякий раз, когда едите хлеб сей, пьёте же чашу сию, Мою смерть возвещаете и Моё воспоминание творите». Смерть Твою в(озвеща)ем, Воскресение Твое (исповеду)ем. И молимся... III. E. Анафора пергамена из Суннарти На то, чтобы считаться александрийской анафорой, может претендовать греческая молитва из плохо сохранившегося пергамена, найденного в 1968 г. в Суннарти (Судан) 298 . Пергамен состоит из девяти фрагментов, первоначальное расположение которых неизвестно, издатели рукописи не предложили своего варианта реконструкции. В то время как задача, безусловно, требует ещё своего окончательного решения, предварительный анализ сохранившихся фрагментов привёл нас к предположению, что фрагменты 1–4 и 8 первоначально были расположены так:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, тако вы и перстные; и каков небесный, таковы и не бесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47-49). При жизни наше тело - перстное, душевное, как те ло Адама. По воскресении оно станет иным, духовным, подобным телу небесного второго Адама Иисуса Христа, какое Он имел после славного Воскресения Своего. Мы не знаем всех свойств тела воскресшего Господа Иисуса Христа. Знаем только, что оно проходило сквозь запертые двери, могло внезапно исчезать из виду (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). Его не сразу узнавали апостолы и мироносицы. В этом славном теле Господь вознесся на небо. Но оно было истинным телом, которое могли осязать апосто лы, для которого возможны были и обычные функ ции человеческого тела (Лк. 24,43). Подобными этому телу Христову будут и наши тела по воскресении в жизнь вечную. Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы гре хопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобож дена от страданий и тления, то есть станет нетленной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010