Лазарево. Лазаревское подворье Спасо-Преображенского монастыря. Карта и ближайшие объекты Село Лазарево находится в 120 верстах от Владимира и в 5 верстах от Мурома. По писцовым книгам 1629-30 гг. село Лазарево значится вотчиною губного старосты муромца Дружины Юрьева с братьями. В селе была тогда деревянная церковь во имя прав. Лазаря и другая церковь собор Архистратига Михаила. В 1811 г. деревянная церковь сгорела, а вместо сгоревшей церкви на средства Пелагеи Артемьевны Бычковой устроен каменный храм с таковою же колокольнею. В 1893-95 гг. трапеза этого храма была расширена. Престолов в этом храме три: главный – во имя Архистратига Михаила, в теплой трапезе – во имя св. Николая чудотв. и прав. Лазаря – Четверодневного. В холодном храме у северной стены устроена гробница над местом упокоения праведной Юлиании Лазаревской. В 1889 г. вместо прежде бывшей здесь гробницы устроена новая. Гробница сделана из кипарисового дерева, обложена позолоченною и посеребренною медью. На верху крышки гробницы чеканное изображение Господа Саваофа. На поклонение праведной Иулиании приходят богомольцы из Мурома и окрестных селений. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Лазарево на реке Ильинке в начале XVII в. значится старинной вотчиной губного старосты муромца Дружины Юрьева с братьями. Согласно писцовым книгам 1629—1630 гг., в селе в это время уже была деревянная церковь во имя праведного Лазаря и другая церковь в честь Архистратига Михаила. При церквях были два священника, дьячок и 2 пономаря, пашни церковной «худые земли» по 20 четвертей в поле, сена 40 копен, в селе двор вотчинников и 10 крестьянских дворов. Согласно окладным книгам 1676 г. в селе Лазарево имелась «церковь Архистратига Михаила, у тое церкви двор попа Илариона, пономарев, да в том селе приходских дворов: три двора помещиковых, 15 дворов крестьянских и 1 бобыльский». В приход входили также деревни Подболотная, Кривицы, Растуева и Максимовка, мельницы Жемчужина, Подболоцкая, Антипина и Потехина.

http://sobory.ru/article/?object=40924

...пришли в соборную церковь , и помолилися чюдотворному образу. – Икона «Успение Богородицы» была, согласно преданию, привезена в Киев из Константинополя греческими мастерами, строившими Успенский собор в Печерском монастыре. Об этом рассказывается в «Слове о создании церкви Печерской» владимиро-суздальского епископа Симона, которое входит в состав Киево-Печерского патерика. ...пошли во Антониеву пещеру... – Речь идет о Ближних пещерах, подземном комплексе под территорией Киево-Печерского монастыря, известном с XI в. и включавшем три подземные церкви (Антониевскую, Варлаамовскую, Введенскую) и 73 захоронения. Здесь покоились мощи летописца Нестора, составителей Киево-Печерского патерика Симона и Поликарпа, древнерусского художника Алимпия, а также самого Антония (ум. 1072/1073), основателя Печерского монастыря. К л. 17 об. Видехом храбраго воина Илию Муромца в неистлении... – Одно из захоронений в Антониевых пещерах было связано с именем Ильи Муромца (Чеботка) – богатыря, защитника Киевского государства, героя русских былин. Причислен к лику святых русской православной церкви, день празднования памяти – 19 декабря. Феодорит Блаженный – епископ Кирский (ум. 457), известный богослов и писатель, автор антиеретических сочинений и «Истории церкви». Ему приписывают авторство «Слова о крестном знамении» – памятника древнерусской письменности, который входит в сборник соловецкого архимандрита Дионисия (1460). В «Феодоритовом слове» доказывалась важность с точки зрения православной догматики сложения перстов: в ранних редакциях произведения – троеперстия, в поздних (XVI-XVII вв.) – двуперстия. «Слово» использовалось старообрядцами в полемике с официальной церковью как одно из главных свидетельств в пользу каноничности двуперстного крестного знамения. Максим Грек – в миру Михаил Триволис (ок. 1470–1555/1556), переводчик, писатель, публицист. Он приехал в Москву с Афона по просьбе великого князя Василия III для перевода церковных книг. Энциклопедизм знаний и гуманистическая направленность творчества привлекали к Максиму Греку образованнейшие круги русского общества, однако многое в его мировоззрении, новых принципах переводческой и литературной деятельности вызывало недоверие и неприятие. На церковных соборах 1525 и 1531 гг. Максим Грек был обвинен в ереси и порче богослужебных книг. Находился в заточении в Иосифо-Волоколамском, Тверском Отроче монастырях, затем в Троице-Сергиевой лавре, где и умер. Причислен к лику святых, пользовался большим авторитетом в старообрядческой среде. В начале XVIII в. старообрядцем С.Ф. Моховиковым было составлено пространное житие святого. Из сочинений Максима Грека среди старообрядцев особо популярными были два – о сугубой аллилуйи и о двуперстном крестном знамении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но ничего не случилось. Не зашмурыгало, не заплакало. В доме все крещеные, иконы в красном углу. Женька прочитал “Отче наш”, оделся и стал собирать на стол завтрак. Отец и мать давно уже на ферме. Снял с плиты чайник, налил кружку полнехонько. У них с отцом одинаковые, мама их ведрами называет. Положил три ложки песка, батюшка не благословил пить пустой кипяток, добавил четвертую. Из холщовой сумки на гвоздике достал пригоршню сухарей, положил на стол, выбрал белый, толстенький. Сухарь макал в сладкую воду, посасывал. И было Женьке хорошо. Слово держал: сказано, один сухарь, так один. За целый день! Вода согрела живот. Женька почувствовал сытость. Bee остальные сухари отнес в сумку, крошки стряхнул в ладонь – и в рот. Крошками слово не нарушено. На службу в церковь к половине двенадцатого, в школу к трем. Мария Матвеевна задала выучить стихи. На выбор. Какие хочешь. Вместо последнего урока в этом году все должны прочитать стихи. Женька учил про Илью Муромца: Под броней с простым набором, Хлеба не жуя, В жаркий полдень едет бором Дедушка Илья. Едет бором, только слышно, Как бряцает бронь, Топчет папоротник пышный Богатырский конь. Женька читал наизусть, с закрытыми глазами, чтоб Илью Муромца видеть, чтоб в ушах бряцали чешуйки брони. И ворчит Илья сердито: “Ну, Владимир, что ж? Посмотрю я: без Ильи-то Как ты проживешь?” Три куплета сидят в голове прочнехонько, но ведь их четырнадцать! С книгой в руках Женька ходил по комнате, читал во весь голос, чтоб стихи звенели. И увидел корзину с луковой шелухой. На кухонном столе в кастрюле яйца. Из шелухи мама краску приготовит. От луковой краски яйца будут золотые, ну, коричневые, в общем. И ахнул: Женина мама ведь не умеет, наверное, яйца красить. В городе мало чего знают! Отсыпал в пакет луковой шелухи, помчался к соседям. Женя провела его в комнату. А там вон какая картина: Дмитрий Львович и мама Инга за столом, а на столе блюдо расписанных яиц. Женька чуть со стыда не сгорел со своей луковой шелухой. У нас конкурс! – сказала мама Инга. – Мы взяли гусиные яйца, чтоб места для фантазии было больше, и вот расписываем.

http://azbyka.ru/deti/s-moego-kry-lechka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алёша, сын отца Леонтия О герое Русского эпоса 28.08.2023 586 Время на чтение 12 минут Фото: предоставлено автором «В та поры взмолится Тугарин Змеевич млад: «Гой еси ты, калика перехожея! Не ты ли Алёша Попович млад? Только ты Алёша Попович млад, Сем побратуемся с тобой!» В та поры Алёша врагу не веровал, Отрезал ему голову прочь» ( Былина «Алеша Попович и Тугарин» ) Самым младшим, в составе богатырской троицы – защитников Русского народа, является Алёша Попович, сын «соборного попа Леонтия Ростовского». Этот неоднозначный, а потому и сложный персонаж Русских былин, на первый взгляд, «проигрывает» своим старшим собратьям по ратному делу. Сдержанный и немногословный опытный воин Илья Муромец, чья холодная ярость в бою читается как неизбежный приговор, «дипломат» Добрыня Никитич, способный разрешать сложные вопросы не только силой оружия, но и с помощью такта и мудрого слова. На их фоне «быстрота и натиск» Алёши часто выглядят не совсем уместными, а, иногда, и вовсе вредными, причем как для него, так и для окружающих. Мы приведем ряд эпизодов с его участием, вроде бы подтверждавшими нелицеприятную биографию этого могучего богатыря. Смотрите сами. Эпизод 1. После того, как Илья Муромец посредством своих первых подвигов (былина «Первые подвиги Ильи Муромца» ) стремительно ворвался в богатырскую элиту, с правом сидеть за пиршественным столом рядом с главой государства, это событие: « За досаду Алёше Поповичу показалося, Взял Алёша булатный нож, Он и кинул его в Илью Муромца: Поймал на полету Илья булатный нож, Взоткнул его в дубовый стол» (Былины. М., 1988, с. 112). Эпизод 2. В былине «Добрыня и Змей» , после того как Змей, нарушив договор с Добрыней, похитил племянницу князя Владимира, именно Алёша советует князю отправить Добрыню в смертельно опасную экспедицию для вызволения высокопоставленной заложницы: « Говорил Алёшенька Левонтьевич: «Ах ты солнышко Владимир стольнокиевский! Ты накинь-ка эту службу да великую На того Добрыню на Никитича:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/al...

Побеждал Илья и Соловья-разбойника, освобождал русских пленников, охранял вместе с другими богатырями границы Руси. Однажды «…собака Калин-царь подъехал ведь под Киев-град со своими войсками с великими. Тут Владимир-князь да стольно-киевский, он по горенке стал похаживать, с ясных очушек роняет слезы горючие, шелковым платком утирается. Говорит Владимир-князь да таковы слова: „Нет жива-то старого казака Ильи Муромца, некому стоять теперь за веру, за Отечество, некому стоять за церкви ведь за Божии, некому стоять за стольный Киев-град“». То есть князь думает, что нет Ильи Муромца в живых, ведь он сам велел посадить его за малую провинность в погреб. Но нет — жив казак. Оказывается, его сберегли любящие его люди. И вот — князь торопится к Илье, просит прощения, умоляет встать «за Веру, за Отечество, за матушки церкви православные». И встает богатырь, и идет на битву, и никаких обид не таит на князя, ведь он будет биться с несметной силой «собаки Калина-царя» не себя ради, не ради князя, а за родину, Русь Святую. Родословная Сам характер русского князя Владимира создавался под влиянием двух родных людей: бабушки Ольги и отца Святослава. Они были очень разные. Бабушка еще до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе — главном городе восточной Византии. И восприемником, то есть крестным отцом ее, стал сам император. Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение — три светлых луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. И всегда, когда кто-то в России говорил: «Поеду (пойду) к Святой Троице», — то все понимали, что человек собрался во Псков. И в Новгороде они вместе побывали, и в Белгороде. И в Черниговской земле, на родине преподобного Антония, начальника (то есть начавшего, основавшего) русского монашества. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми. Во время его детства немного было в Киеве христиан, но были. И церковь была. Видел внук, как усердно молится бабушка, слушал молитвы.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Следующая запись, связанная с Ильей Муромцем, была сделана через десять лет во время пребывания в Киеве львовского купца Мартина Груневега в 1584 году. Свои странствия он детально описал в мемуарах, которые хранятся в Гданьской библиотеке польской Академии наук. Есть среди этих записей и рассказ о захороненном в пещере богатыре В более поздние времена упоминания о мощах богатыря Ильи в киевских пещерах встречаются все чаще. Особое внимание, заслуживают сведения изложенные монахом Киево-Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским. В 1638 году в типографии лавры была напечатана его книга «Тератургима» В ней среди описаний житий святых лаврских угодников есть строки, посвященные Илье. Смысл слов А. Кальнофойского можно трактовать следующим образом: напрасно народ называет Илью Чоботком, так как на самом деле он – Муромец. В «Тератургиме» говорится, что жил Илья «за 450 лет до того времени». Зная время написания книги, произведем несложные арифметические подсчеты и получим год жизни Ильи Муромца по Кальнофойскому – 1188-й! Обоснованность этой даты отстаивал в свое время основоположник украинской фольклористики М.А. Максимович. Известный писатель и друг Гоголя, он утверждал, что А. Кальнофойский достаточно хорошо знал отечественную историю. При этом при написании даты жизни Ильи он руководствовался церковными материалами, заслуживающими доверия, поскольку церковь, по мнению М.А. Максимовича, «свято хранила сведения о своих чудотворцах». Так, по церковным традициям, считают, что Илья из Мурома жил в XII веке, а по церковному календарю день его памяти 19 декабря по старому стилю или 1 января по-новому Известное и часто цитируемое в церковно-исторической литературе и свидетельство московского священника-старообрядца Иоанна Лукьянова, оставленное в 1701 году во время его паломничества: «Поидохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре) и видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копнем, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение»

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

Н.С.Серегина находит явные параллели в изображении двоицы богатырей (Святогора и Ильи Муромца) и двух святых киевской Руси (преподобных Антония и Феодосия Печерских). При сравнении былин и богослужебных текстов (стихир), посвященных святым, выявлется несомненное сходства в образах Святогора и Антония, Ильи и Феодосия, а также в характере отношений между Святогором и Ильей, между Антонием и Феодосием (см. Серегина 1994:119-121). Подтверждением такого толкования служит былина " Сорок калик со каликою " , которая является типичной богатырской былиной, но передвижение богатырей вызвано паломничеством из Боголюбова через Киев в Иерусалим (Кирша 1977:121-129). Одна из былин повествует о паломничестве Ильи Муромца в Иерусалим под видом калики перехожего; в виде калики Илья является в былине об Идолище поганом (История 1908:249). А пропавший Добрыня Никитич, пока Алеша Попович сватал его жену, находился в Царьграде. Как писал Г.Федотов, имея в виду житие свв. Бориса и Глеба, " подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа " (Федотов 1985:29). В византийских службах мучеников иногда называют страстотерпцами, но там страстотерпцы не отдельный чин, а еще одно именование мучеников. Причисление же к лику святых в 2000 году царя Николая II и его семьи как страстотерпцев еще раз показало, что страстотерпцы в Русской Православной Церкви – особый чин. В молитве к Борису и Глебу в конце Сказания автор пишет: " Да не придеть на ны нога гордыни и рука грешница не погубить насъ... И всего меча браньна избавита насъ и усобьныя брани чюжа ны створита " (Сказание 1985:62). Как видим, уже в этой молитве свв. Борис и Глеб призываются на борьбу против внешних врагов и против междуусобиц. Конечно, эта черта летописи и эта " логика " характерна не только для летописи и не только для той эпохи. Серапион Владимирский в своих проповедях точно такими же словами воспитывает свою пасту через сорок лет после начала монголо-татарского ига (Памятники 1981:440-441,444-448). И гораздо позже в самых разных произведениях встречаются эта идея – идея христианская.

http://pravoslavie.ru/296.html

Впервые, при Равноапостольном князе Владимире, Русская церковь предпринимает попытку ввести в обиход русского общества церковно-византийские (римские) правовые нормы: «Владимир же жил в страхе Божьем. И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?». Он же ответил: «Боюсь греха». Они же сказали ему : «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав». Епископы предложили князю ужесточить закон в отношении особо опасных преступлений и позже, в «Русской Правде», появляется законодательная норма, согласно которой разбойник наказывается не денежной пеней, а «потоком и разграблением» — продажей злодея и членов его семьи в рабство и конфискацией его имущества, то есть лишением преступника всех личных и имущественных прав. В рассматриваемое время с IX по XI века, именуемое «героической эпохой Руси», княжеские дружинники — силовой блок государства, еще не имели разделения на «армейцев», «милиционеров» и «судейских», отвечая на те или иные угрозы общественной безопасности по мере их возникновения. Мы помним княжеского боярина Яна Вышатича, чья находчивость и боевой топор поразили «предсказателя будущего», некоего волхва, и пресекли разгорающийся масштабный мятеж. Как нам известно, Русский героический эпос сложился именно в этой общественной среде, в воинском сообществе, и в состав его сюжетов попадали только те события, которые представляли самый значимый общественно-политический интерес на протяжении длительного времени. Есть ли «разбойничья» тема в былинах? Надо сказать, что такая тема не просто в них присутствует, но в былинах о самом любимом Русским народом богатыре из крестьян — Илье Муромце, она проявляется неоднократно. Как только Илья чудесным образом исцелился от своего недуга и встал на ноги, он, после трудового подвига землепашца, начал готовится к ратным свершениям «за веру христианскую». В былине «Первые подвиги Ильи Муромца» засидевшийся на печи Русский воин выходит на оперативный простор богатырских поступков и после освобождения града Чернигова просит местных жителей указать ему «прямую дороженьку на славный стольный Киев-град», чтобы уже там послужить Святой Руси под началом князя Владимира. Черниговские бояре так ответили своему избавителю:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/14/bo...

– Так ещё в первом веке, – говорила бабушка, – Господь через Андрея Первозванного связал друг с другом две точки на земле, две будущие столицы могучих государств: Византии и Руси. Вера Христова пришла через Херсонес, где побывал по дороге на север Андрей Первозванный, и где тысячу лет спустя крестился Киевский князь Владимир. – И, помолчав, бабушка Вера добавила, – А теперь и нас Господь благословляет поклониться этим святым местам. Максим слушал бабушку с глубоким вниманием. Мальчик только сейчас понял, почему флаг русского флота называется андреевским, что обозначает изображённое на нём перекрестие. – Да и первый орден России Пётр I учредил именно в честь апостола Андрея Первозванного, – объяснила бабушка. В рассказе бабушки Веры Максима поразило то, как Бог “сшивает” нитью событий разные столетия, эпохи и народы. Стоя у Андреевской церкви, он убедился, что жизнь только кажется набором случайностей. Всматривание в прошлое русской земли, заставило Максима Любанова увидеть, что в человеческой истории есть какой-то великий общий замысел. Позднее, разговаривая с отцом, Максим поймёт, что не случайно он принял в своё сердце эту драгоценную мысль именно в Киеве. Отец объяснит ему, что Киев имеет особую духовную власть над русским сердцем, потому что именно отсюда распространился свет Истины Христовой по землям славян. Бабушка Вера – в прошлом учительница истории – в Киев приехала только во второй раз, но в столице нынешней Украины ориентировалась так, словно бывала здесь часто. К древним киевским святыням она относилась благоговейно. Поэтому в этот июньский день Максим с бабушкой и оказались в Киево-Печерской лавре – колыбели русского монашества. Больше всего мальчика поразили мощи богатыря Ильи Муромца. Для Максима было настоящим открытием, что Илья Муромец – это не выдуманный былинный герой, а реальный человек. Он во времена Киевской Руси защищал землю Русскую от врагов, а в последние годы жизни принял монашеский постриг. Затаив дыхание, Максим слушал рассказ экскурсовода о том, что несколько лет назад мощи преподобного Ильи Муромца были исследованы учёными, которые обнаружили у святого богатыря множественные переломы ключиц и следы от удара копьём на его плечах и руках. Ещё ученые выяснили, что Илья Муромец болел редким заболеванием гипофиза: оно приводило к утолщению костей и давало рукам огромную силу, но ослабляло мышцы ног . “Так вот почему Илья Муромец был конным ратником!” – догадался мальчик.

http://azbyka.ru/fiction/poxod-na-korsun...

При Петре I это летоисчисление было принято и у нас: 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Непобедимых нет Существует также неоязыческий миф о том, что славяне были столь великими воинами, что их никогда и никто не побеждал. На самом деле есть письменные свидетельства соседних со славянами народов, которые действительно с большим уважением отзываются о воинском искусстве славян. Однако летописи содержат сведения о том, что некоторые славянские племена находились в зависимости от хазар и платили им дань. Так, вятичей освободил от дани хазарам только Святослав Игоревич, не забыв, правда, при этом потребовать платить дань себе. Кроме того, наши летописи содержат сведения о порабощении славян аварским каганатом: «бывало когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех, или пять женщин и везти обрина» 46 . О похожих притеснениях славян пишет «Хроника Фредегара»: «Гунны каждый год приходили зимовать к славянам, брали жен славян и дочерей их к себе на ложе; сверх притеснений славяне платили гуннам дань». А последние племена полабских славян, которые оставались язычниками, были полностью разгромлены немцами и датчанами. Кизяки-поганцы Также в связи с недавним возникновением такого постыдного явления, как «казаки-неоязычники», хотелось бы сказать несколько слов о традиционной вере казаков. Л. Н. Гумилёв считал казаков «субэтносом великорусского этноса», то есть общностью, имеющей отличительные черты и признаки народа, но при этом прочно связанной с основным этносом. Такого же мнения придерживался и один из известнейших казачьих атаманов XX века генерал-майор П. Н. Краснов, который говорил, что «казачество, будучи лучшей частью русского народа, хотя и обладало известными льготами и привилегиями, но наряду с этим, оно несло и самую тяжелую военную службу» 47 . Казачья поговорка гласит: казак без веры не казак. И это действительно оправданно. На протяжении веков верой казака было православное христианство. Казаки считают одним из прародителей казачества былинного богатыря Илью Муромца, который в некоторых былинах именуется «старым казаком». Достигнув преклонных лет, Илья стал монахом Киево-Печерской лавры. Мощи его и по сей день находятся там, а сам он причислен к лику святых. Старинные традиции запорожских и донских казаков подтверждают это. В день памяти святого Ильи Муромца (1 января по новому стилю) традиционно проводился Казачий круг, а многие казаки, достигнув преклонного возраста, уходили в монастыри. Из казацких родов вышло немало известных священнослужителей, среди которых есть и те, кто ныне почитается в лике святых, например святители Дмитрий Ростовский и Иоасаф Белгородский . Издревле день Покрова Пресвятой Богородицы был общеказачьим праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010