Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Она вызывалась, также, поведением тех ложных христиан, которых св. апостол Павел называет врагами креста Христова, выражаясь: многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова ( Флп. 3:18 ). Приводя эти слова Апосто- ла, св. Игнатий Богоносец поясняет, кто были и эти враги. Это были некоторые из гностиков 54 . С высоты своих мудрований, они утверждали, что Христос «родился человеком призрачно, а тела в самом деле не принял; умер мнимо, и в самом деле – не страдал»; потому они отвергали крест, стыдились страданий Господа, не почитали креста, были врагами такого почитания. Изложив их учение, св. Игнатий приравнивает их к самим иудеям, распявшим Господа, а сам по этому поводу с особенною силой исповедует почитание креста, выражаясь, между прочим: «мой дух – в прах перед крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь» 55 . И вот, для более очевидного обличения этих, сильно возмущавших рождающуюся церковь 56 , еретиков, для предохранения братий от соблазна их учением, нужно было чаще напоминать о Распятом, и христиане, по мнению некоторых, с этой, именно, целью воздвигали кресты, наподобие креста Христова 57 . «Святые благовестники Христовы, – говорится в одной статье «о крестоводружении», – где ни проходили, повсюду не только с дерзновением возвещали слово крестное, но, при благоприятных обстоятельствах, водружали по местам и святой крест, как знамение или уже совершившейся, или же будущей победы светлого царства Христова над темным владычеством князя тьмы» 58 . Можно видеть и некоторое указание на это придание и в древнем обычае – изображать апостолов, странствующих для всемирной проповеди , с посохом, верхний конец которого имеет подобие креста. Можно видеть указание на это же предание еще в обычае водружать крест при основании церкви. По правилу Вселенского собора 59 , церкви могли устраиваться не иначе, как с благословения епископов, ближайших преемников апостольских. По свидетельству Метафраста, чин водружения креста при этом, совершаем был еще св.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Он говорит здесь об уделе, назначенном ему для проповеди (10:12–18), о своем бескорыстном служении (11:1–20), о сопровождающих его проповедь скорбях, лишениях и страданиях (11:21–32), о восхищении до третьего неба (12:1–10), совершенных чудесах, как знамениях его Апостольства в Коринфе, и опять, с напоминанием о бескорыстности (12:11–18). Такими признаками он доказывает достоинство своего апостольского служения и свою власть действовать так, как где окажется нужным. Во всем отделении Апостол будто хвалит сам себя, но при этом постоянно оговаривается – будьте снисходительны к моему неразумию (11:1), а скажу по неразумию (21), я дошел д о неразумия хваляся, вы меня понудили (12:11). Верно обстоятельства требовали такого образа представления дела его Апостольства. Ибо он упоминает не об одном славном в своем служении, но и о том, что относится к смирению его. I . Удел, назначенный Апосто лу Павлу для его проповеди (10:12– 18 ) Вероятно, противники его хвастались в Коринфе, что они здесь главные. Святой Павел, как бы в свою защиту, говорит, что он не строит на чужом основании. Церковь в Коринфе основана им, им же основаны были по указанию Божию, и другие Церкви, и в таких местах, где их не было вовсе. Поэтому в Коринфе он в своем уделе, противники же его вторглись в чужую область. 10:12. Противники святого Павла в Коринфе похвалялись, что они выше его, больше его сделали. Так ли на самом деле? Нет. Они измеряли себя сами собою же, своим представлением и оценкой себя, понятно, что тогда казались лучшими и достойнейшими в своих глазах и в глазах подобных им. Святой Павел говорит иронически, что с такими самохвалами он не смеет сравнивать себя. Его мерка для оценки своей деятельности совсем другая – дела его и Бог, оценивающий их. 10:13. Для похвалы своей властью, святой Апостол имеет другое твердое основание и доказательство. Основание это, или правило и мера для его деятельности и похвалы, есть выполнение назначенного ему от Господа удела, для его проповеди между язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Даже и доселе, с лишком через 2786 лет благоговейные предания не затмились о пророке Илии; доселе палестинские предания с благоговением указывают места, освященные стопами ног великого пророка Божия 835 . В XI веке Иоанн, архиепископ Евхаитский, и позднее иеромонах Пахомий Логофет на день пророка Илии написали многие песнопения, доныне поемые Церковью в этот день. Примеч. Св. пророка Илию почитают даже монголо-буряты забайкальские 836 . День пр. Илии чтут татары и в этот день не работают 837 . В песнопениях своих Церковь называет Илию пророком и провидцем великих дел Божиих, Ангелом во плоти, основанием пророков, предтечею второго пришествия Христова и празднует ему как «вещанием некогда уставившему водоточныя облаки» 838 , в самое жаркое время года, когда для произращающей земли особенно нужны дожди, прося его молить о нас Единаго Человеколюбца, дабы не отяготели над страною нашею бездождие и голод, как древле постигли царство Израильское по слову пророка Илии. Издревле в нашем отечестве в день пророка Илии во многих местах совершаются крестные ходы и молебствия по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами пророка Илии 839 , который во дни своей земной жизни постоянно ходил с силою своей проповеди и чудес. В паримиях на вечерне Церковь исчисляет почти все подвиги пророка Илии во славу Божию: в первой пророк возвещает Ахааву трехлетнее бездождие и голод и по повелению Божию удаляется на поток Хораф, а потом в Сарепту, где воскрешает сына вдовицы ( 3Цар.17 ); во второй – о жертвоприношении на горе Кармильской, чтобы явить ничтожество ложных богов и могущество Бога истинного; о избиении жрецов Ваала как лжецов, и о явлении Бога Илии на горе Хориве ( 3Цар.18:1, 17–41, 44, 42, 45–46, 19:1–16 ); в третьей – об избрании Елиссея на место Илии и о взятии его на небо ( 3Цар.19:19–21 ; 4Цар.2:1:6–14 ). В Евангелии на утрене Церковь благовествует словами Иисуса Христа, яко ни который цророк приятен есть во отечествии своем ( Лк.4:22–30 ); чтением Апостола представляет нам образ злострадания и долготерпения в пророках и силу молитвы, которою Илия заключил небо, и не было дождя: и паки помолися, и небо дождь даде ( Иак.5:10–20 ); а Евангелие на литургии то же, которое и на утрене в день пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Крайова. Церковь Илии Пророка. Biserica Sf. Ilie /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:Между 1889 и 1896. Архитектор:Фр. Шпрингер Адрес: Румыния, Долж, Крайова; Strada C. S. Nicolaescu Plopor 3, Craiova 200733, Румыния Координаты: 44.316837, 23.796443 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Пророка Илии (Biserica Sf. Ilie) - одно из самых важных мест поклонения в центральной части Крайовы и митрополичий параклис. Расположенная в непосредственной близости от улицы Липскани, главной торговой артерии старого торгового центра города, и Административного дворца, нынешняя церковь была построена на месте более старой церкви, построенной в XVIII веке боярами Отетелишану. Церковь в честь Пророка Илии, основанная Илие Отетелицану, она была построена в XVIII веке. Хотя оригинальная надпись церкви не сохранилась, в надписи, размещенной в 1890 году и видимой сегодня, упоминается 1751 год как год постройки этой первой церкви: «Вместо старой церкви, построенной представителем Илие Отетелишану около 1751 года, она была построена. святая церковь… На троне страны находятся король Карол I и королева Елисавета, наследник принц Фердинанд, епископ Д. Д. Генадие, основатели Мария К. Отетелишану и сыновья, представленные дядей-хранителем Савой Ломанеску и основателями майора П. Отетелицану. Адтори Барбу Ионеску, Б. Риоджиану, кассир Д. Истрати, секретарь Д. Кузиана, архитектор Ф. Спрингер, предприниматели К. Тролли и К. Барделли. Краеугольный камень этой церкви под покровительством Святого Илии был заложен 7 июля 1889 года и завершён 30 августа 1890 года» . Однако в архивах монастыря Гурези было обнаружено завещание Илие Отетелишану от 11 декабря 1732 года, в котором ворник упоминает «моя сладкая надежда, моя церковь в Крайове», в котором он хочет «закончить свой храм и покрыть новой битумной черепицей». Завещание Отетелицану доказывает, что в 1732 году церковь Святого Илии просуществовала уже несколько лет, чтобы оправдать необходимость ремонта. Основываясь на этой информации, профессор и историк Петре Гырбовичану определяет периодом строительства церкви 1710-1725 годы, причем 1720 год считается наиболее вероятной датой завершения строительства этого места. Таким образом, церковь Святого Илии считается самой старой каменной церковью, построенной в XVIII век в Крайове.

http://sobory.ru/article/?object=52833

А отношения с иерархами маронитской и католической Церквей в Ливане? – Он не пропускал ни одной церемонии вступления в сан маронитского митрополита. Я видел, как он вместе с маронитским митрополитом и его коллегами клал руку на Евангелие над головой нового митрополита. После смерти митрополита Илии мы обнаружили в его бумагах переписку с Римским папой» 408 . Старейший петербургский протоиерей Василий Ермаков, вспоминая приезд митроп. Илии в Ленинград, не находит иного слова как «проходимец, собиравший и увозивший русское национальное достояние». В отчете председателю Отдела внешних церковных сношений митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) настоятеля Подворья Московского Патриархата в Бейруте и заместителя Представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока протоиерея Иакова Ильича, составленного в мае 1969 г., говорится: «После смерти митрополита Илии Карама была создана специальная комиссия для разбора личных вещей покойного. Означенная комиссия обнаружила в шкафах спальни митрополита Илии 600 икон разного письма, многие из них представляют большую ценность. Предполагается устроить в его родном городе Бхамдуне музей иконографии имени митрополита Илии Карама. Также найдено 1000 золотых монет и много тысяч ливанских фунтов наличными, помимо солидного счета в банке» 409 . Апологеты митрополита Илии как подвижника говорят, что он собирал иконы для раздачи ливанским храмам. Однако, и по его смерти в его доме обрелась «коллекция орденов, церковной одежды и утвари» 410 , причем «в его коллекции хранилось не меньше 1800 предметов – икон, цепочек, крестов» 411 . И хотя «Архивы МИДа не могут подтвердить, что по указанию Сталина Илии Караму были подарены две панагии, усыпанные драгоценными камнями» 412 , все же сверхценные подарки делались ему в немалых количествах (впрочем, таких же, как и иным знатно-церковным иностранцам в те годы). Патриарх Алексий писал сестре 10 декабря 1947: «У нас последнее время, с приездом митрополита Илии Карама, очень суетно.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В данном случае Господь указывает не на тождественность персон Иоанна и Илии, а на тождественность и величие их пророческого служения. Илия (вместе с Енохом, согласно преданию), должен будет явиться в конце времен, чтобы предостеречь людей от поклонения антихристу и проповедовать Христа. Поскольку миссия Иоанна также сводится к тому, чтобы указать на Истинного Мессию, то Иисус Христос и говорит о том, что Предтеча несет служение «в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ). Под «духом» в данном случае понимается не душа (не личность), а особая благодатная сила. Что говорит Библия о «духе Илии»? «Опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар.2:15 ). Прижизненный ученик Илии Елисей перед вознесением на небо своего учителя сказал ему «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ( 4Цар.2:9 ). В качестве знака передачи благодатной пророческой силы Илия оставляет Елисею милоть (шерстяной плащ без рукавов) – «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар.2:14-15 ). О таком понимании свидетельствуют мч. Иустин Философ , свт. Иоанн Златоуст и др. Некоторые евреи считали, что Иоанн Креститель – один из воскресших пророков. Не означает ли это, что они верили в перевоплощение? Абсурдно видеть возможную веру иудеев в реинкарнацию в евангельских словах: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» ( Лк.9:18-19 ). Во-первых, народ верил именно в реальное воскресение одного из древних пророков, а не в мифическое перевоплощение. Во-вторых, Иоанн Предтеча и Иисус Христос были фактически ровесниками (Иоанн родился на полгода раньше Господа), родственниками ( Лк.1:36 ), а соответственно, внешнее сходство и смысловая похожесть проповеди (оба начинают оные с призыва «Покайтесь») вполне могли породить в народе слухи о том, что Иисус Христос – воскресший Предтеча.

http://azbyka.ru/reinkarnaciya

Пророк Елисей Елиссей иногда приемъ милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога: ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Елисей, ближайший ученик пророка Илии, перед тем как вознестись Илие на небо, просил его уделить ему от духа своего в сугубой мере: да будет дух, иже в тебе, сугуб во мне ( 4Цар.2;9 ). Елисей желал наследовать от Илии благодать пророчества и чудотворений в сугубой мере не в сравнении с Илией, а в сравнении с его учениками. Со времени Самуила вокруг пророков истинного Бога собирались их ученики, которые назывались сынами пророческими, ибо пользовались их отеческим руководством, под их руководством упражняясь в духовном пении, в молитве. Через эти упражнения они очищали свою душу для благодатных воздействий на нее и часто возвышались до божественного вдохновения. Елисей был одним из учеников Илии. Он пользовался преимущественной близостью к Илие в сравнении с товарищами и это преимущество перед ними желал сохранить и по разлучении с ним. Как по закону Моисееву отцы при разделении наследства назначали своим первородным сыновьям двойную часть имущества ( Втор.21:17 ), так и Елисей желал принять от Илии, своего отца по духу, сугубую часть духовного наследия в сравнении с его прочими сынами по духу: он ревновал о том, чтобы ему была дана возможность послужить славе Божией даром пророчества и чудес в гораздо большей мере, чем прочие сыны пророческие. Илии угодна была просьба Елисея, и как только Илия, вихрем поднятый на небо на огненной колеснице, скрылся с глаз, к ногам Елисея упала милоть, то есть плащ Илии, в залог того, что с этим плащом передана ему сугубая благодать, о которой он просил. И действительно, Елисей по вознесении Илии первенствовал между всеми современными ему пророками: никто не изрек столько пророчеств, не сотворил столько чудес, – он был в этом отношении не менее велик, чем Илия. Первое действие сугубой благодати Елисей проявил, разделив плащом Илии воды Иордана и перейдя через него немокренно ( 4Цар.2:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Р. Симон говорит: посольство Илии имеет целью только разрешить споры. Другие ученые говорят: Илия придет ни удалить, ни принять, но его пришествие имеет целью утвердить на земле мир. Ибо говорится: Я пошлю вам пророка Илию, который обратит сердце отцов к детям и сердце детей к отцам» 542 . Приписывая грядущему Илии разрешение споров, Мишна имеет здесь в виду не только нерешенные споры о законе, который, несмотря на тщательное изучение мудрецов, во многих местах доселе остается не истолкованным, но и различные судебные процессы, оставшиеся не разрешенными по недостатку очевидных свидетельств; поэтому в Мишне высказывается такого рода формула: «деньги и имущество, владетели которых или спорны или неизвестны, должны быть отложены до пришествия Илии» 543 . Но самая главная цель пришествия Илии состоит в том, чтобы привести народ израильский к покаянию и через это исправить как семейные отношения, так и вообще нравственное поведение иудеев: «Израильтяне, говорит р. Иегуда, не совершат великого покаяния до тех пор, пока не придет Илия» 544 . У Иустина Философа в «Разговоре с Трифоном иудеем» делается указание на своебразное иудейское верование, будто Илия придет для того, чтобы помазать Христа, который только с этого времени сам сознает свое мессианское предназначение и другими будет признан, как истинный Мессия 545 . Очень возможно, что с этим верованием стоит в некоторой связи наименование первосвященника, усвояемое пророку Илии в таргуме псевдо-Иоанафана (на Исх. 40:19 ). Далее пророку Илии приписывается участие в возвращении рассеянного Израиля: «если рассеяние ваше, говорится в том же таргуме псевдо-Иоанафана (на Втор. 30:3–8 ), будет до краев неба, то и оттуда соберет вас Мемра Господа рукою Илии, великого первосвященника» 546 . Наконец, по одному талмудическому трактату явившийся перед Мессией пророк Илия примет участие в воскрешении мертвых 547 ; несомненно, что в основе этого верования лежит тот факт, что во время своей земной жизни пророк Илия воскресил мертвого; может быть впрочем мысль об участии Илии в воскрешении мертвых служит как бы пояснением слов Сираха: «блаженны видевшие тебя (Илию), – и мы жизнью поживем» ( Сир. 48:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В былине «Бой Добрыни с Ильей Муромцем» рассказывается, что потеряв мужа, «торгового гостя», т.е. купца Никиту Романовича, когда Добрыня был еще младенцем, Евфимия сама растила будущего богатыря. В этой былине хорошо переданы материнские переживания за могучего, но еще неопытного и единственного ребенка, рвущегося на богатырскую стезю, «посмотреть раздольицев широкиих». И мать, не в силах остановить напор Добрыни, хотя и понимала, что он далеко еще не соответствует богатырскому положению, всё-таки благословила сына на подвиги ратные. Услыхав о степных достижениях юного богатыря, которые, можно предположить, сопровождались громкими и нелестными высказываниями в адрес уважаемых и заслуженных воинов в силу горячности молодости, к его дому приехал сам «старый казак» Илья Муромец вызвать Добрыню на поединок. И хотя у Евфимии Александровны, от страха за сына, «подломилися резвы ножички» и «приопали да руки белые», она нашла в себе силы вежливо и с достоинством поговорить с рассерженным Ильей. Пригласив его в гости, мать Добрыни попросила Муромца сменить гнев на милость и, встретившись с неразумным чадом, не приносить горя в её дом. Несмотря на то, что Илья не воспользовался приглашением, вовремя сказанные правильные слова честной вдовы фактически спасли жизнь Добрыне Никитичу. Более того, вскорости Илья побратался с Добрыней, и три дня названные братья, русские богатыри, пировали в дому Евфимии Александровны. К описываемому моменту постаревший Илья Муромец видел всё в этой жизни и не питал иллюзий насчет мотивов поведения многих людей, но при этом сохранил сердце, открытое для благородных поступков. А вот Добрыня делал только начальные шаги на пути познания искусства такта и дипломатии, и первым учителем в этом деле была его мать. Таким образом, мудрое поведение матери способствовало тому, что Добрыня был признан «своим» («брат Ильи Муромца») и вошел в почётный круг самых уважаемых воинов Святой Руси. В дальнейшем своей боевой работой высокого уровня вкупе с безупречным поведением русского витязя он оправдал выданный ему Ильей «кредит доверия».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/03/do...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010