Закрыть itemscope itemtype="" > Илия Муромец изображен в воинском облачении В Храме Заиконоспасского монастыря представителями Международного Фонда славянской письменности и культуры был освящен киот иконы прп. воина Илии Муромца 24.12.2021 842 Время на чтение 3 минуты Фото: slavfond.ru 22 декабря 2021 года в Храме Заиконоспасского монастыря г. Москвы представителями Международного Фонда славянской письменности и культуры был освящен киот иконы святого преподобного воина Илии Муромца. «Работа по созданию иконы Илии Муромца началась еще в 2015 году, - говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Русской народной линии. - Сама идея еще за несколько лет до написания иконы зародилась среди православных и воцерковляющихся участников традиционных трезвых забегов движения ЗОЖ и проекта " Братский путь " на базе Международного Фонда славянской письменности и культуры. Перед ее написанием было получено благословение настоятеля Заиконоспасского монастыря игумена Петра (Афанасьева) (отошел ко Господу 11.04.2016). Для этой важной миссии был выбран Владимирский художник-иконописец Андрей Орехов, за плечами которого было уже много замечательных художественных работ на исторические темы: основание г. Боголюбово князем Андреем Боголюбским, а также картина « За други своя», изображающая ключевое событие Куликовской битвы 1380 года - бой Александра Пересвета с Челубеем. Церковное почитание святого Ильи Муромца в позапрошлом и прошлом столетиях ограничивалось лишь обычным упоминанием его имени в день памяти. В последние же десятилетия ушедшего ХХ-го и начала XXI века с возрождением местных святынь церковное почитание Ильи Муромца заметно вы росло. Однако, до сих пор икон Илии Муромца и мест почитания святого богатыря насчитывалось немного. Помимо Киево-Печерской Лавры, где почивают мощи Святого Илии, в 1998 г. в микрорайоне «Вербовский» округа Муром была освящена часовня во имя святого богатыря; в 1999 году Президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, скульптор В.М. Клыков установил в городском Окском парке г. Мурома на высоком берегу Оки бронзовый памятник Илье Муромцу; в Муромском Спасо-Преображенском монастыре был создан «Надгробный» комплекс святого Илии Муромца.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/24/o_...

Илья представляется поражающим нечистую силу. Когда мы поведём речь о злых демонах, мы коснёмся ещё Пророка Илии как громовержца. А теперь скажем слова два об Илье, как ратоборце против вражеской силы. Представляя Илью покровителем плодородия земли, народ не мог уже не представлять Илью и покровителем людей, благосостояние которых значительно обусловливается изобилием плодов земных. Покровительство предкам и сохранение их от врагов народ главным образом воплотил в Илье Муромце. Хотя нравственный облик Ильи Муромца настолько обособился от Ильи Пророка, что нельзя никаким образом считать их за единый образ, тем не менее между Ильёю Пророком и Ильёю Муромцем (по народным произведениям) есть сродство, и очень может быть, что образ Ильи вначале был один, а потом раздробился: Илья Пророк остался на небе и победоносно борется с демонами, а Илья Муромец спустился на землю и в образе героя-богатыря защищает русский народ от врагов, борется за его самостоятельность. Что народ сближает Илию Муромца с Ильёю Пророком, в этом нет сомнения. Худяков рассказывает, что ему в селе Хорошилове, Дмитровского уезда, Московской губернии, удалось слышать такое объяснение грома: будто бы гром происходит оттого, что «Илья Муромец на шести жеребцах ездит» 293 . Недалеко от Мурома есть родник, явившийся, по преданию, от копыт быстроногого коня Ильи Муромца, на нём поставлена часовня, но не в честь Ильи Муромца, а во имя Илии Пророка 294 . За близость Ильи Муромца с Ильёю Пророком, нам кажется, говорит и то, что Илье на бою смерть не написана. Илья Пророк не умер, – не может умереть и Илья Муромец, хотя многократно подвергается неминучей опасности умереть. Ещё при рождении ему определена такая судьба. Послал Господь (говорит конь Илье) ангелов милостивых На твоё рожденное на место; Дал тебе Господь руце-нозе; Не написано тебе, старой казак, Илья Муромец, Не написана тебе смерть на убоищи 295 . И сам Илья выражает эту же мысль: А на бою-то мне-де, стару казаку, смерть не написана 296 . Представив народные воззрения на Иоанна Крестителя, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но каков бы ни был смысл вопроса, ответ Иоанна все же вполне ясен. И вполне ясно, что на прямой вопрос – Илия ли он, Иоанн ответил: «Нет» (Ин. 1,21). Оккультисты объясняют: «Иоанн отрицал это, так как не помнил своего прежнего воплощения» 1205 . Интересно, что сам Иоанн «не помнит» своего прошлого, а вот Рамачарака спустя два тысячелетия – «вспомнил». Этот аргумент реинкарнационистов столь нелеп, что даже Ориген считал необходимым вступить с ним в полемику: как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ? (Толкования на Ин. VI, 13, 74). Если даже толпа считала его за воплощение Илии – как он сам мог этого не знать? (там же, 75). Теософы в подтверждение своей идеи о том, что Библии знакома идея переселения душ, любят ссылаться на слова Христа об Иоанне: «говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его» (Мф. 17,12). Связанные с этими словами другие свидетельства Евангелия об Илии и Иоанне, конечно, утаиваются теософами. Не говорится о том, что Предтеча пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1,17). Поскольку иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия, Иисусу надо было указать на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция – указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос – не их как личности, но их служение – «в духе и силе Илии» 1206 . Свидетельства Писания по этому вопросу настолько ясны, что даже Ориген, склонный к идее перевоплощения, решительно отвергает возможность рассматривать Иоанна Крестителя как перевоплощение Илии (см. Комм. на Иоанна, VI, 10, 64-66 1207 и Комм. на Мф. XIII, 1). Ориген, в частности, напоминает, что «дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2,15). Елисей – прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2,9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно – благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68 а также Беседы на Ев. от Луки, 4) 1208 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Взятие и разграбление Киева, его монастырей и церквей войсками Рюрика Ростиславича Овручского, черниговских Ольговичей и половцев. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. В 1204 году объединенные войска князя Рюрика Ростиславовича и половцев совершили опустошительный набег на Киев, город взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». Киево-Печерская лавра К этому времени Илья Муромец принял монашество в Киево-Печерском монастыре. И, конечно же, он, не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель. Это был последний подвиг русского богатыря Ильи Муромца. Вполне симптоматично, что совершил он его при защите и обороне Киево-Печерской лавры – одной из наиболее значимых святынь Русской православной церкви, подвергаемой в настоящее время поруганию со стороны киевских манкуртов, предавших свои честь, достоинство, историческую память и все то, что связывает сегодняшнюю Украину с Древней Русью. Свои манкурты были и Древней Руси, и в то время именно в бою с ними и погиб легендарный русский богатырь. Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре При этом, как свидетельствуют источники, враги не смогли одолеть его непосредственно в бою. Только после того, как ему был нанесен удар сзади по ногам и Илья Муромец упал, он получил смертельный удар в сердце. Только так нападавшие и смогли не победить, а убить русского богатыря. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его чудотворные мощи находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи – Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области. Сегодня имя былинного богатыря Ильи Муромца ассоциируется у нас с силой, отвагой, любовью к Отчизне. В народной памяти Илья Муромец остался как великий русский богатырь. Бочарников Игорь Валентинович

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

Получив в одном из боёв с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илия принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это даёт основание предположить, что его постриг пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164—1182). Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. К лику святых богатырь был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской Лавры. Журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения и всё русское воинство считают преподобного Илию Муромца своим Небесным покровителем. В начале 2000-х на официальном уровне было принято решение устанавливать в лагерях Воздушно-десантных войск передвижные полевые храмы преподобного Илии Муромца. …В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года — с июля 1999-го по июнь 2003-го - был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного. Много веков назад завершил земную жизнь легендарный богатырь Илия Муромец. А образ его не тускнеет в памяти народной. Сегодня, как и тысячу лет назад, наше Отечество нуждается в наличии могучих защитников от врагов внешних и внутренних.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/svyato...

Обращение к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, православному народу Современное русское общество утопает в грехах и немощах. Прежде всего это тяжкие грехи стяжательства, равнодушия, чревоугодия, наркомании. Забыты заповеди Христовы, заветы Святых Отцов церкви. Все отреклись от Христа, поголовно приняв от антихриста сатанистское клеймо ИНН. Плененная дьяволом Россия вымирает. Поэтому сегодня особенно ценен пример Святого Илии Муромца. Мучимый тяжкой болезнью он излечился, посвятив свою жизнь Богу и защите отечества. Его примеру надлежит следовать современным поколениям. Пора создать монастырь Святого Илии Муромца на его родине-муромской земле. Важно, чтобы монастырь строился всем миром, совершенно без использования бесовских денег. Пусть каждый православный сможет с молитвой положить свой именной камень в фундаменты. Пусть стены и храмы этой святой обители будут по образцу древнерусских сложены из могучих валунов и служат напоминанием всем о богатырском прошлом Святой Руси. Пришла пора ей воскреснуть! Тропарь святому преподобному Илии Муромцу, глас 3 Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога. Ольга 13 марта 2012, 14:15 Там, где горят огоньки, скорее всего слышны разговоры. Там человек говорит с человеком, или телевизор (компьютер) – с человеком. О чем эти разговоры? Да, чудненько. Огоньки...Не любим слушать. Только что Интернет взорвался " новостью " , что опять и опять и опять садисты-нелюди так называемой полиции насмерть замучили человека... Огоньки... Почему церковь молчит!!!! Фатима 11 марта 2012, 16:08 Спасибо. Татиана 6 марта 2012, 15:02 А мы вчера разговаривали со святыми и очень надеемся ,что они нас слышали.Вчера в наш храм Вознесения в Колпино привезли ковчежец с мощами 18 святых от Иоанна Предтечи,Василия Великого,Иоанна Воина,Параскевы Пятницы и до почти нашего современника Игнатия Брянчанинова.Настоятель отец Серафим сказал,что у нас сегодня Пасха-столько было радости.Народу полный храм и во время чтения акафиста,каждый из нас все сказал нашим любимым и почитаемым святым о своих бедах и радостях.Вечер был наполнен светом в глазах прихожан.Вот такой у нас был праздник в Великом Посту.Татиана

http://pravoslavie.ru/51940.html

Когда будем в Киеве, придем и мы в Антониеву пещеру Киево-Печерской Лавры, к мощам преподобного Илии Муромца, поклонимся этому реальному человеку, выросшему в народной благодарной памяти до былинных богатырских размеров. Былина «Илья Муромец и Идолище», которая предлагается в литературном приложении к данной книге, показывает его не просто как воина, но и как защитника православных святынь. Он освобождает от идолища святой град Константинополь, расчищает дорогу в Иерусалим и на Иордан-реку. Примечательно, что, хотя Илья Муромец и говорит об обиде на князя Владимира, он все же не соглашается остаться в Константинополе, несмотря на уговоры царя Константина, и возвращается на Святую Русь. Во мнении народном Илья Муромец всегда был воином и молитвенником. Он воплощает собой само служение Отчизне. Большевики всячески старались упростить образ Ильи Муромца, сделать его более сказочным, нереальным. Записи и публикации былин в большевистское время стали содержать сведения о том, что не Иисус Христос с апостолами приходили к немощному Илье Муромцу (как это пелось сказителями в дореволюционное время), но безымянные калики перехожие. Стали ученые проверять: был ли в действительности такой легендарный витязь? Освидетельствовали мощи преподобного. И что же дали эти исследования? Рост богатыря превышал средний на голову. Кисть левой руки была действительно пронзена копьем. В области грудной клетки также была рана. Видимо, богатырь, защищаясь от удара, прижал левую руку к сердцу. Специалисты в области народного творчества (фольклористы и этнографы) уже давно обращали внимание, что в раннехристианских германских памятниках письменности высится во весь рост легендарная личность богатыря и монаха Илии Русского. Несомненно, речь идет об Илье Муромце. Официально святой Илия Муромец был канонизирован в 1643 году в числе еще 69 угодников Божиих Киево-Печерской Лавры. Основные события жизни Множество путешественников XVI–XVIII веков утверждали, что видели мощи Илии Муромца. Некоторые из них уже тогда описывали его как былинного богатыря и полагали, что жил он не при князе Владимире, крестившем Русь, а намного позже. Они твердо считают, что умер он в 1188 году. Нестор Летописец

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

В церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. Преп. Илия Муромец (упомин. в 1188 г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме свв. мчч. Гурия, Самона и Авива находится чтимый образ святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца. Покровская церковь Спасо-Преображенского монастыря, Муром (исторический облик 1970 г.) С северной стороны собора расположена Покровская церковь монастыря, построенная в 1691 го­ду на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Покровская церковь теплая, двухэтажная, одноглавая. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем ассимметричную композицию. Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 году, известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает ассимметричность плана.

http://sobory.ru/article/?object=04956

По мнению В. Ф. Миллера, белорус. Себеж мог появиться в былинах об И. М. в XVI-XVII вв., когда Русское гос-во вело борьбу с Польшей за этот пограничный город. Заканчивается былина об И. М. и Соловье-разбойнике рассказом об испытании богатыря в Киеве. Кн. Владимир щедро наградил И. М. В некоторых былинах себежской версии говорится, что И. М. привез в Киев родителей, женился и благополучно дожил до старости. В др. текстах сказано, что Владимир отпустил И. М. «постихся» (Памятники русского фольклора. С. 41). Достаточно старым (в частности, отразившимся в письме Филона Кмиты 1574 г.) является былинный сюжет о конфликте И. М. с кн. владимиром, не почтившим богатыря. Иногда тексты себежской версии содержат рассказ о победе И. М. над Тухманом-царем (сюжет не известен в устном народном творчестве), в черниговских текстах таким добавлением является рассказ о победе над «Идолищем поганым». В устных былинах конец жизни И. М. либо представлен как окаменение в скале, либо связан с киевскими пещерами. Согласно достаточно поздней онежской былине «О трех поездочках Ильи Муромца», «когда состроил стар церкву индейскую, да начал строить церковь пещерскую, тутова стар и окаменел». Завершают былину слова: «да к тому стиху и славы поют» ( Киреевский. 1868. С. 89). В др. былине рассказывается о том, как, найдя «живот-богачество», И. М. «воздвигнул живот во славный Киев град/И построил он церковь соборную/Тут Илья и окаменел/И поныне его мощи нетленныя» ( Рыбников. 1864. Т. 3. С. 53). Рака с мощами прп. Илии Муромца (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Рака с мощами прп. Илии Муромца (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Во всех былинах И. М. выступает защитником христ. веры и правосл. Церкви. По мнению О. Ф. Миллера, характерной чертой богатыря является способность «не подпадения страсти»: он не соблазняется «на красоту ли, на золото ли, на власть ли, на какую бы то ни было личную сласть» ( Миллер О. Ф. 1870. С. 789). И. М. справедлив и миролюбив: «Илья бьет не охотно, а только в крайних случаях; а где нет этой неприятной для него необходимости, он только показывает безвредно свою богатырскую силу, чтобы заставить уступить себе» ( Аксаков К.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Это принципиально важно, поскольку сам древнерусский эпос, народные песни, былины являют собой необыкновенно ценный исторический документ. Так, по словам Д.С. Лихачева, «Древняя русская литература не знала открыто вымышленного героя. Все действующие лица русских литературных произведений XI – начала XVII веков – исторические или претендующие на историчность … Если в древнерусских произведениях и встречаются вымышленные лица, то древнерусский писатель стремится уверить своего читателя в том, что эти лица все же были. Вымысел – чудеса, видения, сбывающиеся пророчества – писатель выдает за реальные факты и сам в огромном большинстве случаев верит в их реальность» Таким образом, историчность Ильи очевидна и подтверждена исследованиями, в том числе современными. Главный же вопрос относительно его «историчности» заключается в том, кто был прообразом или прототипом богатыря? Некоторые исследователи считают, что его прототипом является богатырь «Чобиток», который принял монашество и под именем преподобного Илии Муромца был причислен в 1643-м году к лику святых в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры. Прозвище «Чобиток» (или «Чоботок») он получил за то, во время одного из нападений половцев на монастырь сумел за неимением другого оружия отбиться отнападавших одним сапогом – чоботом. Согласно этой теории, Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. По другой версии, он погиб в 1203 году по время разорения половцами в союзе с князем Рюриком Ростиславичем Киева и лавры Есть и другие версии происхождения Ильи Муромца и, соответственно его прототипов. Так, например Н.Д. Квашнин-Самарин, отождествлял Илью Муромца с богатырем Рогдаем, который, один выезжал против 300 противников и смерть которого оплакивал Владимир Святославович. В Никоновской летописи под 6508 (1000) годом можно прочитать: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» «Ortnit gegen den Drachen reitend», иллюстрация к поэме «Ортнит» Таким образом, есть по крайне мере три основные версии, определяющие прототип реально существовавшего русского богатыря, канонизированного Православной церковью и мощи которого находятся в настоящее время в Киево-Печерской лавре.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010