В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени. Колыбель династии Романовых [ править править код ] Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге). При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Ипать...

К концу XVII века трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси. «Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления Петра так же негативно сказывались на положении обителей, как и первые. По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал использоваться как место ссылки. В связи с учреждением в 1744 году Костромской епархии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь использовались в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. Почти на столетие (с 1744 по 1835 год) Троицкий собор монастыря стал кафедральным собором епархии, а выходивший к реке Костроме корпус, где разместились архиерейские покои, получил название архиерейского. Монастырь стал также и местом упокоения костромских владык. В 1768 году епископом Дамаскином в Троицком соборе под приделом преподобного Михаила Малеина был устроен храм праведного Лазаря, который и стал архиерейской усыпальницей. В 1747 году в монастыре была размещена открывшаяся в епархии Костромская Духовная семинария – одна из старейших в России. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней. В начале 1919 года монастырь был закрыт, монахи и епископ изгнаны, а все имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Еще какое-то время, до 1922 года, продолжалась служба в соборах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 селами. На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители. Смутное время [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Ипать...

Сергей 31 декабря 2013, 19:16 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, город Кострома в 23.30 Полуношница и Литургия Михаил Марин 31 декабря 2013, 19:10 Г.Медногорск Оренбургской обл. Храм Свт.Николая Чудотворца(пос.Заречный) 23:30-Часы,00:00 Божественная Литургия иеромонах Дорофей 31 декабря 2013, 19:09 НЕФТЕКАМСКАЯ И БИРСКАЯ ЕПАРХИЯ (БАШКОРТОСТАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ) В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. НЕФТЕКАМСКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОВЕРШИТСЯ НОЧНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ, КОТОРУЮ ВОЗГЛАВИТ ЕПИСКОП НЕФТЕКАМСКИЙ АМВРОСИЙ В СОСЛУЖЕНИИ КЛИРИКОВ АРХИЕРЕЙСКОГО МОНАШЕСКОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО ПРИ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ. НАЧАЛО В 23:00 (ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ). Юрий 31 декабря 2013, 18:22 В г.Жуковский,Московской обл.,ул.Наркомвод,храм св.Иоанна Предтечи.23.00 исповедь,23.30 молебен,00.00 литургия,конец богослужения примерно 1.15.После службы чаепитие в трапезной храма!Милости просим к нам.Спаси Господи! Дмитрий Кирюхин 31 декабря 2013, 17:54 http://www.kerpc.ru/news/by_nid/7284/view Ночью 31 декабря в храме Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44 а) будет совершена миссионерская Божественная литургия с пояснениями. В 23.30 в храме состоится торжественная встреча частицы огня, зажженной от Негасимой лампады в Вифлееме. Ровно в полночь начнется Божественная литургия, по окончании которой будет совершен новогодний молебен. Дмитрий Беденко 31 декабря 2013, 17:35 Храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы в Щербинке. В 17:00 Новогодний молебен, в 23:00 Утреня. Часы. Божественная литургия. Анна 31 декабря 2013, 17:04 Ульяновск. Храм Сретения Господня. ул.Репина, 37А. В 23:00. И, вероятно, храм Всех Святых на ул.12 сентября Василий Многодетный 31 декабря 2013, 15:19 Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в Новоглаголево, нарофоминского района , московской области. 23.00 утреня 00.00 часы, литургия Сергей Яковлев 31 декабря 2013, 14:57 Владимирская епархия, Собинский р-он, Свято-Троицкий храм с. Арбузово 21-30 утреня 24-00 Божественная Литургия

http://pravoslavie.ru/67179.html

Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери - список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями. В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-­Троицкий Макариево­-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято­-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались - их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился " клуб физкультуры " , а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машинно­тракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла. Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем - в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево­Унженский монастырь возобновлен как женский.

http://sobory.ru/article/?object=00163

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю. Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 года жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года объявить об избрании Михаила на царский престол. Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. После нормализации обстановки в стране с 1621 года началось восстановление монастыря. В 1621–1623 годах произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, поврежденных в Смутное время. В 1642–1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря получила название Нового города. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. В 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны. В конце 1652 года на месте разрушенного взрывом был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор. Начавшиеся было работы по росписи Троицкого собора были прерваны, вероятно, из-за морового поветрия 1654 года и возобновлены только три десятилетия спустя, в 1685 году. В XVII веке в стенах монастыря было написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Феодоровской Богоматери, синодики. Два синодика в собрании рукописей музея украшены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценнейшая рукопись, названная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н.М. Карамзиным. Ипатьевская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В созданный музей собирались церковные древности со всех уголков Костромской епархии. Собрано было: образов и складней 69 (напр., икона Мати Молебница – XIVb.), крестов и священных сосудов 44 (напр., один из сосудов 9 фунтов весу= 4.082392 кг – вклад Д.И. Годунова 1599 г.), памятников древнерусского шиться 53 (пелены, воздухи, плащаницы с XIV–XVI вв.), 323 как рукописных (от 1434 г.), так и старопечатных книг и др. предметов исторической ценности. Монастырь занял в культурном, духовном и историческом контексте стремительно развивающейся России особое место – он стал жемчужиной духовно-исторического наследия государства Российского, его народа и Церкви, он стал символом 300-летней монархии, символом восстановления российской государственности, местом, откуда пошло прекращение Смуты начала XVI в. В память особых исторических заслуг монастыря, в стенах которого нашел убежище родоначальник Династии, 19 мая 1913 г. древнюю обитель и расположившееся в ее стенах древлехранилище посетила царская семья, прибывшая в Кострому на юбилейные торжества. Отметим, музей создавался церковной общественностью в церковной середе. Ничто, казалось, не предвещало беды. Начавшиеся затем печально известные события Смуты века XX не обошли и не пощадили древний Ипатий. Декретом СНК от 23 февраля 1918 г. «Об отделении Церкви от государства» монастырь был лишён права юридического лица и своего прежнего статуса. Последним его священноархимандритом был епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков, управлял епархией с 1915 по 1918 гг.). Согласно решению духовной консистории и инструкции Наркомюста, в упразднённом Ипатьевском монастыре был образован приход, просуществовавший непродолжительное время, т.к. власти нашли формальные претензии, чтобы расторгнуть договор с церковной общиной. В докладе начальника губзагса и подотдела отделения церкви от государства Н. Орлеанского, направленном президиуму Костромского губисполкома 12 мая 1919 года, говорится: «Монастырские же здания и образцовые хозяйства… должны быть использованы местными Советами с самыми лучшими целями через устройство в них детских садов с бесплатным питанием, просветительских клубов, жилищ для нуждающегося населения и проч.».

http://bogoslov.ru/article/4529808

В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802–1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались – их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были вскрыты и переданы в краеведческий музей. В бывшем монастыре разместили Макарьевскую МТС: ей были переданы Макариевская и Успенская церкви, а в братском корпусе устроено общежитие для трактористов. В 30е годы с колокольни Благовещенской церкви сбросили колокола, сожгли иконостасы и иконы, стерли с лица земли монастырское кладбище, вырубили фруктовый сад. Погибли богатейшие архив и библиотека. Для постройки городской бани разобрали окружавшую монастырь стену. В 60е годы началась реставрация монастыря, шедшая крайне медленно. Возрождение монастыря началось в 1993 году. 7 августа 1993 года, в день преподобного Макария, совершалась божественная литургия. 17 января 1994 года состоялась окончательная передача епархии строений монастыря. Однако в 2001 году обитель постигли тяжелые испытания. Осенью обрушилась колокольня Благовещенского храма, за годы советской власти доведенного до крайне аварийного состояния, а декабре 2001 года – случился пожар, в огне которого сильно пострадали два недавно отреставрированных сестринских корпуса. В 2005 году закончен ремонт настоятельского и сестринского корпуса, проведены работы по благоустройству территории монастыря. Выполнены работы по укреплению фундаментов храмов. Над входом в монастырь установлены мозаичные иконы преподобного Макария Унженского и Макарьевская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Далее владыка митрополит совершил молитву перед святынями, хранящимися в Свято-Троицком соборе. В Ипатьевской обители находятся: ковчег с частью Ризы Господней — дар Святейшего Патриарха Филарета и царя Михаила Феодоровича Романова; чудотворная Тихвинская Ипатьевская икона Пресвятой Богородицы, написанная по преданию святителем Петром, митрополитом Московским, и принесенная в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Романову о его избрании на всероссийский царский престол; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского; часть главы блаженного Симона Юрьевецкого; камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в городе Костроме — один из самых известных монастырей Русской Православной Церкви. Процесс возвращения этой древней обители, являющейся исторической и духовной жемчужиной России, начался в 1989 году. Главным инициатором реституции архитектурного комплекса и возрождения монашеской жизни в стенах монастыря стал управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Александр (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский). В поддержку позиции Костромской епархии приходили сотни писем, в том числе от выдающихся деятелей отечественной культуры А.Ф. Ведерникова, Е.В. Образцовой, Н.С. Михалкова и многих других. Тысячи костромичей и гостей города поставили свои подписи под обращениями с просьбой возродить обитель как подлинный духовно-культурный центр. В конце 2004 года на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России (555-р от 30.12.2004 г.) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-2316 от 20.12.2003 г.) состоялось возвращение Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Русской Православной Церкви. 27 мая 2006 года распоряжением Правительства России (762-р) комплекс Ипатьевской обители был передан Костромской епархии в собственность. Посещая в мае 2005 года возрождаемую обитель, глава Российского государства В.В. Путин оставил памятную запись: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010