В 1995 г. монастырь передается РПЦ, восстанавливается Успенский собор, а в 2004 г. чудотворный образ Богородицы возвращается в родную обитель. Имеется несколько списков Тихвинской иконы, которые также прославили себя многими чудотворениями. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Скоро начинается возвышение монастыря, которому жертвуют значительные вклады «на помин души» многие костромские бояре. Здесь упокоились основатель монастыря Захария и его потомки. Большие земельные угодья пожертвовал в 1528 г. монастырю могущественный костромич Федор Сабур, брат Соломонии, жены великого князя Василия III. Во второй половине XVI в. значительные милостыни передают обители возвысившийся род костромских Годуновых. Благодаря их финансовой поддержке скоро здесь разворачивается активное каменное строительство. Для руководства работами появляется даже монастырская должность «строителя», которую в это время занимал талантливый зодчий Гурий Ступишин. Первоначально в 1560 г. возводится новый пятиглавый Троицкий собор с приделами во имя Святого апостола Филиппа и Священномученика Ипатия. Он был небольшим, но именно в нем 14 марта 1613 г. будет призван на царство Михаил Романов. Монастырские стены становятся каменными с несколькими въездными воротами, среди которых выделялись Святые Парадные ворота с надвратной церковью во имя Великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины, возведеннных в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины. Стены протянулись на 518 м, обезопасив обитель от врагов, которая превратилась в хорошо укрепленную цитадель на старой Ярославской дороге. В монастыре создается иконописная мастерская, формируется книжное собрание, включающее древние рукописи. Здесь хранилась и знаменитая Ипатьевская летопись. Обитель обладала богатейшим собранием иконописи и драгоценной церковной утварью. Сегодня многие вкладные годуновские иконы можно увидеть в фондах известных музеев, в том числе Костромского музея-заповедника, в Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и т.д. К началу XVII в. обитель становится богатым феодалом-вотчинником, владея более 20 тыс. десятин земли и 400 селами, став четвертым среди крупнейших русских монастырей-землевладельцев. Игумену монастыря присваивается сан архимандрита.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

А можно ведь и полюбовно Совместное использование культовых построек Церковью и государством с начала 90-х годов прошлого столетия стало в России явлением достаточно распространенным. С падением советской власти большинство культовых сооружений было передано Московскому Патриархату. Тем не менее, на территории ныне действующих монастырей и храмов по обоюдной договоренности государство в лице музеев и музейных комплексов проводит экскурсии и устраивает выставочные экспозиции. Среди совместно используемых памятников архитектуры можно назвать Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы и церковь Ризположения Московского Кремля, соборы Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, Благовещенскую церковь и кладбища Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме, Спасо-Преображенский монастырь на Соловецких островах, Рождественский собор и Покровский монастырь в Суздале, соборы во Владимире, главную трапезную Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой, Успенский собор Святогорского монастыря в Псковской области, церковь Преображения Господня в селе Радищево Пензенской области, где находится Музей А.Н. Радищева, и многие другие. Открытое письмо президенту Российской Федерации В.В. Путину правления Рязанского отделение Международного союза общественных объединений " Всемирный Русский Народный Собор " Правление Рязанского Отделения Всемирного Русского Народного Собора на своём очередном заседании, 23 марта сего года, ознакомилось с Вашей резолюцией на письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго за ? 869 от 22 февраля 2006 года. Мы с великой радостью восприняли Ваше мужественное и справедливое решение, которое ожидали многие десятилетия православные христиане Рязанской области. В связи с тем, что копия письма Патриарха Алексия и Ваша положительная резолюция были направлены дирекции Рязанского музея, что естественно сильно взволновало их и подвигло на написание обращения к Вам и жителям Рязани. В своих обращениях дирекция музея искажает исторические факты и существующую реальность, призывая жить не по Законам Государства и не по Заповедям Божественным, а " по понятиям " , заботясь лишь о своём материальном благополучии.

http://religare.ru/2_27846.html

Сергей 31 декабря 2013, 19:16 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, город Кострома в 23.30 Полуношница и Литургия Михаил Марин 31 декабря 2013, 19:10 Г.Медногорск Оренбургской обл. Храм Свт.Николая Чудотворца(пос.Заречный) 23:30-Часы,00:00 Божественная Литургия иеромонах Дорофей 31 декабря 2013, 19:09 НЕФТЕКАМСКАЯ И БИРСКАЯ ЕПАРХИЯ (БАШКОРТОСТАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ) В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. НЕФТЕКАМСКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОВЕРШИТСЯ НОЧНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ, КОТОРУЮ ВОЗГЛАВИТ ЕПИСКОП НЕФТЕКАМСКИЙ АМВРОСИЙ В СОСЛУЖЕНИИ КЛИРИКОВ АРХИЕРЕЙСКОГО МОНАШЕСКОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО ПРИ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ. НАЧАЛО В 23:00 (ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ). Юрий 31 декабря 2013, 18:22 В г.Жуковский,Московской обл.,ул.Наркомвод,храм св.Иоанна Предтечи.23.00 исповедь,23.30 молебен,00.00 литургия,конец богослужения примерно 1.15.После службы чаепитие в трапезной храма!Милости просим к нам.Спаси Господи! Дмитрий Кирюхин 31 декабря 2013, 17:54 http://www.kerpc.ru/news/by_nid/7284/view Ночью 31 декабря в храме Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44 а) будет совершена миссионерская Божественная литургия с пояснениями. В 23.30 в храме состоится торжественная встреча частицы огня, зажженной от Негасимой лампады в Вифлееме. Ровно в полночь начнется Божественная литургия, по окончании которой будет совершен новогодний молебен. Дмитрий Беденко 31 декабря 2013, 17:35 Храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы в Щербинке. В 17:00 Новогодний молебен, в 23:00 Утреня. Часы. Божественная литургия. Анна 31 декабря 2013, 17:04 Ульяновск. Храм Сретения Господня. ул.Репина, 37А. В 23:00. И, вероятно, храм Всех Святых на ул.12 сентября Василий Многодетный 31 декабря 2013, 15:19 Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в Новоглаголево, нарофоминского района , московской области. 23.00 утреня 00.00 часы, литургия Сергей Яковлев 31 декабря 2013, 14:57 Владимирская епархия, Собинский р-он, Свято-Троицкий храм с. Арбузово 21-30 утреня 24-00 Божественная Литургия

http://pravoslavie.ru/67179.html

Основные центры православного паломничества включены в Национальный атлас России Москва, 16 июня 2009 г. Основные центры православного паломничества впервые включены в четырёхтомный Национальный атлас России, изданный в 2008 году под эгидой Министерства экономического развития России и Федерального агентства геодезии и картографии, сообщает сайт Паломнического центра Московского Патриархата . Том 4 даёт последовательное раскрытие хода и результатов исторического процесса становления и развития Российского государства от момента его зарождения до настоящего времени, а также комплексную характеристику и свод современной пространственно-временной информации и знаний о культуре, культурном и природном наследии России. Именно в этом томе в разделе «Познавательный туризм» можно найти основные центры религиозного туризма и паломничества, включая Православие, ислам и буддизм. Раздел даёт информацию об основных туристско-рекреационных районах, а также зонах и территориях познавательного туризма. Описываются ключевые объекты культурно-познавательного туризма, природно-познавательного туризма, куда отнесён религиозный туризм и паломничество, а также объекты этнографического туризма. На представленной карте четвёртого тома Атласа указаны основные центры религиозного туризма и паломничества, из которых 30 центров относятся к Православию: Спасо-Преображенский Соловецкий и Троицкий Антониево-Сийский мужские монастыри Архангельской и Холмогорской епархии; Боголюбский, Покровский Суздальский и Спасо-Преображенский Муромский Новодевичий монастыри Владимирской епархии; Спасо-Прилуцкий Димитриев, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри Вологодской епархии; Залонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой и Елецкой епархии; Алапаевский монастырь по имя Новомучеников Российских Екатеринбургской и Верхотурской епархии; Введенская Оптина пустынь и Рождества Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь Калужской и Боровской епархии; Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Костромской и Галичской епархии; Свято-Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыри Московской епархии, Троицкий Серафимо-Дивеевский и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женские монастыри Нижегородской и Арзамасской епархии; Успенский Псково-Печерский, Успенский Святогорский и Спасо-Преображенский Мирожский монастыри Псковской и Великолуцкой епархии; Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский и Троицкий Александро-Свирский мужские монастыри Санкт-Петербургской и Ладожской епархии; Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь Смоленской и Вяземской епархии; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Саранской и Мордовской епархии; Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии; Толгский Введенский и Троице-Сергиев Варницкий монастыри Ярославской епархии.

http://pravoslavie.ru/30778.html

В созданный музей собирались церковные древности со всех уголков Костромской епархии. Собрано было: образов и складней 69 (напр., икона Мати Молебница – XIVb.), крестов и священных сосудов 44 (напр., один из сосудов 9 фунтов весу= 4.082392 кг – вклад Д.И. Годунова 1599 г.), памятников древнерусского шиться 53 (пелены, воздухи, плащаницы с XIV–XVI вв.), 323 как рукописных (от 1434 г.), так и старопечатных книг и др. предметов исторической ценности. Монастырь занял в культурном, духовном и историческом контексте стремительно развивающейся России особое место – он стал жемчужиной духовно-исторического наследия государства Российского, его народа и Церкви, он стал символом 300-летней монархии, символом восстановления российской государственности, местом, откуда пошло прекращение Смуты начала XVI в. В память особых исторических заслуг монастыря, в стенах которого нашел убежище родоначальник Династии, 19 мая 1913 г. древнюю обитель и расположившееся в ее стенах древлехранилище посетила царская семья, прибывшая в Кострому на юбилейные торжества. Отметим, музей создавался церковной общественностью в церковной середе. Ничто, казалось, не предвещало беды. Начавшиеся затем печально известные события Смуты века XX не обошли и не пощадили древний Ипатий. Декретом СНК от 23 февраля 1918 г. «Об отделении Церкви от государства» монастырь был лишён права юридического лица и своего прежнего статуса. Последним его священноархимандритом был епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков, управлял епархией с 1915 по 1918 гг.). Согласно решению духовной консистории и инструкции Наркомюста, в упразднённом Ипатьевском монастыре был образован приход, просуществовавший непродолжительное время, т.к. власти нашли формальные претензии, чтобы расторгнуть договор с церковной общиной. В докладе начальника губзагса и подотдела отделения церкви от государства Н. Орлеанского, направленном президиуму Костромского губисполкома 12 мая 1919 года, говорится: «Монастырские же здания и образцовые хозяйства… должны быть использованы местными Советами с самыми лучшими целями через устройство в них детских садов с бесплатным питанием, просветительских клубов, жилищ для нуждающегося населения и проч.».

http://bogoslov.ru/article/4529808

Во время обратного пути в Москву Михаил Федорович Романов — спасенный от гибели жертвенным подвигом Ивана Сусанина, великого патриота земли Русской — в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был призван на всероссийское царство. В 1619 году, будучи уже царем, Михаил Федорович вновь посетил обитель для благодарного поклонения святым мощам преподобного Макария Унженского за свое избрание, освобождение из польского плена отца и за спасение и умиротворение Отечества. Вскоре, благодаря широкому почитанию преподобного Макария и покровительству Царского дома, Макариево-Унженский монастырь из небольшой скромной обители превратился в один из самых знаменитых монастырей России — «лавру преподобного Макария». В 1675-1682 годах настоятелем монастыря был великий русский святой и подвижник XVII века — святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В 1778 году слобода, существовавшая близ монастыря с XV века, была преобразована в город Макарьев, ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище, а во время Первой мировой войны был открыт госпиталь для раненых. В 1919 году монастырь преподобного Макария подвергся закрытию и долгое время пребывал в запустении. С 1993 года Макарьевская обитель возобновлена как женский монастырь и в настоящее время возрождается трудами игумении Веры (Моревой), благодетелей и сестер обители. В 2005 году в монастыре был открыт приют для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский почитается православным народом как покровитель плененных и без вести пропавших. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря в годы гонений и хранившиеся в краеведческом музее города Юрьевца Ивановской области, в 1990 году были возвращены Церкви и настоящее время пребывают в основанной преподобным Макариево-Унженской обители. Встреча святых мощей преподобного Макария состоится 18 мая в 8.45 на Сусанинской площади города Костромы. После молебна святыня крестным ходом будет перенесена в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В Костроме мощи преподобного Макария будут находиться до 28 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/239891.htm...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - с 28 июня по 2 июля посетила Архангельск и Соловецкий монастырь. Шесть дней пробыла в Санкт-Петербурге чудотворная Феодоровская икона Божией Матери из Костромы. Перед образом молились в Александро-Невской лавре, в Феодоровском Государевом и Софийском соборах Царского Села. 16 сентября 2002 г., в последний день пребывания в северной столице, покровительница рода Романовых находилась на месте упокоения русских царей в соборе Петропавловской крепости. Здесь был отслужен прощальный молебен. Краткая история Феодоровской иконы Божией Матери Главная святыня Костромы - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Перед ней в 1613 г. в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был избран на Русский Престол юный Михаил Феодорович Романов. История явления чудотворной Феодоровской иконы в Костроме замечательна и промыслительна. Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце и была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского. При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез. А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат святого благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а святой великомученик Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.

http://pravoslavie.ru/8828.html

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам закладки собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре 2 октября 2008 г. 16:32 2 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы состоялся чин закладки собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для участия в закладке храма в город прибыли заместитель руководителя Администрации Президента А.Д. Беглов и полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко , сообщает пресс-служба Костромской епархии. Представители Администрации Президента также посетят Церковный историко-археологический музей Костромской епархии , располагающийся в стенах обители и проведут организационное заседание Попечительского Совета Ипатьевского монастыря. Приветствие участникам закладки собора направил Предстоятель Русской Церкви. «Во все века своего существования Ипатьевский монастырь был центром духовной жизни Костромской земли, внесшим неоценимый вклад в сокровищницу культурного наследия Отечества, — подчеркивает Святейший Патриарх Алексий. — Древняя Ипатьевская обитель — не только выдающийся памятник церковной истории и культуры. Славное духовное прошлое этого монастыря связано с судьбоносными вехами российской государственности, ибо он хранит память трехсотлетнего пути царственного дома Романовых». По словам Его Святейшества, восстановление величественного собора Рождества Пресвятой Богородицы «в преддверии исторического события – 400-летия воцарения династии Романовых — послужит не только украшению Ипатьевской обители, но и станет важным этапом в благом деле духовного возрождения древней Костромской земли». Справка (по материалам сайта Костромской епархии ) На протяжении более 700-летней истории Ипатьевского монастыря на территории Старого города с юго-западной стороны от Троицкого собора существовало, по меньшей мере, четыре храма Рождества Пресвятой Богородицы. Если Троицкий собор всегда исполнял назначение летнего, то в Рождественском храме богослужения совершались ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/468976.htm...

Наречен во епископа 29 марта 2013 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 28 апреля за Литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 мая 2013 г. на время болезни архиепископа Костромского и Галичского Алексия назначен управляющим Костромской епархией. Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. ( журнал 133 ) в связи с кончиной архиепископа Алексия (Фролова) назначен Преосвященным Костромским и Галичским. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. ( журнал 84 ) освобожден от обязанностей священноархимандрита Иаково-Железноборовского монастыря. Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал 29 ) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы. 20 ноября 2016 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. ( журнал 113 ) присвоен титул «Костромской и Нерехтский» (в связи с образованием Галичской епархии ), назначен главой Костромской митрополии . 3 января 2017 г. за Литургией в  Успенском соборе  Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан митрополита. Образование: 1991 г. — Московский институт криптографии, связи и информатики. 2002 г. — Костромская духовная семинария. 2008 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Костромская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Костромская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии. Монастыри северо-запада Костромской земли (Буйский раон): опыт церковно-археологических исследований, 2008 г. (кандидатская диссертация). Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Иаково-Железноборовский монастырь. — Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2017. — 128 с.: ил.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2877768...

Алексий, епископ Саянский и Нижнеудинский (Муляр Александр Петрович) Дата рождения: 4 ноября 1976 г. Дата хиротонии: 2 декабря 2013 г. Дата пострига: 2 апреля 2005 г. Страна: Россия Биография: Родился 4 ноября 1976 г. в семье священнослужителя в г. Луцке Волынской обл. Украины. С детства прислуживал в храме, помогая отцу — соборному клирику, митрофорному протоиерею. Нес послушание иподиакона у архиепископа Волынского и Ровенского Варлаама и у архиепископа Волынского и Ровенского Варфоломея. В 1994 г. окончил среднюю школу в г. Луцке. В 1994-1998 гг. обучался в Московской духовной семинарии . В 1998 г. ректором МДАиС  епископом Верейским Евгением  поставлен во чтеца. В 1998 г. поступил на очное отделение Киевской духовной академии , которую окончил в 2002 г., защитив дипломную работу «Распространение христианства в Европе, Африке и Азии в I-III вв.». В 2002-2004 гг. нес певческое и иподиаконское послушание в Киеве. В 2004 г. поступил в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, где нес послушание казначея. 2 апреля 2005 г. по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра  наместником Ипатьевского монастыря архимандритом Иоанном (Павлихиным)  пострижен в малую схиму с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. 10 апреля 2005 г. архиепископом Александром рукоположен в сан иеродиакона, 12 апреля 2005 г. — во иеромонаха. В 2010 г. по представлению архиепископа Александра возведен в сан игумена. 19 октября 2011 г. перешел в клир Магаданской епархии . 6 ноября 2011 г. назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора г. Магадана и казначеем епархии. Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. ( журнал 107 ) избран епископом Саянским и Нижнеудинским. 6 октября 2013 г. епископом Магаданским и Синегорским Иоанном возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 1 ноября в 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Образование: 1998 г. — Московская духовная семинария. 2002 г. — Киевская духовная академия. Епархия: Саянская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Алексия (Муляра) при наречении во епископа Саянского и Нижнеудинского. Награды: Церковные: E-mail: sayansk@mpatriarchia.ru Web-caйm: http://sayansk-eparchy.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3340980...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010