Звонница. Колокольня. XVII-XIX вв. Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 гг. на средства Годуновых в излюбленном в XVII в. стиле многопролетной аркады. В 1645-1646 гг. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением. В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной. К концу XVII в. на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева. В 2006 г. в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра-пра-правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова. Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»). XVI-XIX вв. Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI в. на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 г., во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы. Начиная с XIX в. здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Резниченко Е. Б., Степанова П. В . Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря конца XIX — первой четверти XX в. (по воспоминаниям современников)//Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 121–141. В статье Е. Б. Резниченко и П. В. Степановой представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х гг. до закрытия обители в 1927 г. В связи с утратой архива богослужебных книг и нот при разорении Дивеевского монастыря основной источниковой базой для исследования послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря, а также сведения о сохранении клиросной традиции дивеевскими монахинями после закрытия монастыря. Авторы статьи предпринимают попытку воссоздать образ дивеевского пения в конце XIX — начале XX в., анализируют дошедшие до нас сведения о репертуаре, намечают периодизацию истории богослужебного пения Дивеевской обители. Серафим (Максимов С. В.), иером . Краткий очерк о феномене старчества в истории монашества//Ипатьевский вестник. 2023. 2 (22). С. 152–160. Статья иером. Серафима (Максимова) представляет собой очерк истории института старчества с целью раскрытия сущности старческого служения. Автор статьи описывает возникновение и расцвет старческого служения в восточном монашестве IV–VII вв., его упадок после арабских завоеваний на Востоке и иконоборческого движения в Византии, возрождение древних иноческих традиций на горе Афон во второй половине Х в., старческую практику в монашеской традиции прп. Сергия Радонежского. В качестве выводов автор статьи отмечает, что именно в институте монашества феномен старчества достиг наивысшего развития, после чего прошел несколько ступеней от расцвета к упадку. Скорб Г. В., свящ . Теолинский Спасо-Преображенский женский монастырь по материалам Холмск-Варшавского епархиального вестника//Ипатьевский вестник. 2023. 1 (21). С. 127–133. В статье о. Георгия Скорба описывается история Теолинского Спасо-Преображенского женского монастыря, существовавшего на территории современной Гродненской области с 1894 по 1914 г. Как пишет автор, главной целью существования монастыря являлась миссионерская деятельность среди католического и униатского населения. Статья содержит информацию о возникновении монастыря, его образовательной и благотворительной деятельности, о финансовой поддержке монастыря св. прав. Иоанном Кронштадтским, о пожертвованиях будущего св. патриарха Тихона (Беллавина) и св. императрицы Александры Феодоровны, а также об обстоятельствах прекращения существования обители в ходе Первой мировой войны.

http://bogoslov.ru/article/6195860

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ЦЕРКОВЬ И МУЗЕЙ 2 мин., 01.01.2008 Костромской образец решения проблемы Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы может служить сегодня образцом решения проблемы передачи Церкви музейной собственности. Еще несколько лет назад у монастыря, как и у многих известных обителей в нашей стране, было фактически два владельца — епархия и государственный музей. В его стенах располагались не только исторические выставки, но и экспозиция, рассказывающая о природе Костромского края, а также «идеологическая» выставка, посвященная советской эпохе.Когда в начале 2000-х годов Церковь заявила о своих претензиях на весь монастырь, в городе разгорелся скандал. Газеты одна за другой публиковали статьи о том, что музей собираются вышвырнуть на улицу, против этого собирались подписи, а часть сотрудников даже объявили голодовку. В свою очередь, епархия утверждала, что ликвидировать музей вовсе не собирается, и напоминала, что первое «древлехранилище» было организовано здесь еще до революции и было оно именно церковным. Конфликт обострился в 2002 году, когда после передачи монастырю части его территории на ней произошел пожар, уничтоживший один из памятников зодчества — деревянный храм постройки 1628 года, привезенный сюда в качестве экспоната из села Спас-Вежи. Когда после окончательной передачи монастыря Церкви в 2004 году на его территории началась реставрация, журналисты пророчили, что скоро обитель и вовсе закроют для посетителей… Сегодня в Ипатьевском монастыре действует Церковный историкоархеологический музей. Он состоит из нескольких экспозиций, посвященных церковным древностям, а в палатах бояр Романовых действует выставка по истории царского рода. Государственный музей переехал в центр города, в здание пожарной Каланчи на площади Сусанина. Правда, шестеро ведущих хранителей остались работать в монастыре под началом его наместника, а ныне еще и директора музея, архимандрита Иоанна. В планах епархии к 400-летию Дома Романовых не только отреставрировать корпуса и храмы, но и отстроить разрушенную церковь Рождества Богородицы, сделав Ипатьевский монастырь украшением «Золотого кольца».

http://foma.ru/czerkov-i-muzej.html

Александро-Невская лавра Свято-Троицкую Александро-Невскую обитель основал Петр I. Это был первый монастырь Северной столицы. В 1797 году Павел I предоставил обители статус лавры. Здесь была погребена сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна, его сын царевич Петр, а также некоторые другие члены императорской фамилии. Здесь же ранее покоился прах императора Петра III, впоследствии перенесенный в Петропавловский собор. Спас на Крови в Санкт-Петербурге Собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови (наб. канала Грибоедова, 2), — мемориальный. Его построили по указанию Александра III и решению Синода на том самом месте, где 1 марта 1881 года народоволец Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II. Федоровский собор в Санкт-Петербурге Храм Феодоровской иконы Божией Матери (Миргородская, 1-В, литер А) построили в городе на Неве в 1913 году — в честь 300-летнего юбилея династии Романовых. Место выбрали у Николаевского (Московского) вокзала. Пожертвования на строительство собирали по всей стране. Первое — в 100 рублей — внес уже смертельно больной святой праведный Иоанн Кронштадтский. Федоровский храм на Никитских воротах в Москве Церковь Феодора Студита у Никитских ворот (Большая Никитская, 29) строилась в 20-е годы XVII века. Изначально это был соборный храм Федоровского патриаршего домового монастыря, основанного патриархом Филаретом. Он происходил из рода Романовых и был отцом первого царя из этой династии. Позднее он устроил здесь больницу, отчего монастырь стали называть «больничным». В 1712 году Федоровский храм стал приходским. Ипатьевский монастырь в Костроме Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописях в 1432 году. Его называют колыбелью династии Романовых. Именно сюда в 1613 году прибыло из Москвы посольство, позвавшее Михаила Федоровича царствовать. Члены царской семьи почитали это место как свою фамильную святыню. В 1913 году  Ипатьевский монастырь широко отмечал 300-летний юбилей династии Романовых. Празднование возглавил император Николай II. Поселили его в деревянном доме, специально построенном за стенами монастыря.

http://foma.ru/romanovyi-mesta-pamyati-v...

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Костромской области С.К. Ситниковым и митрополитом Костромским Ферапонтом 24 сентября 2023 г. 15:58 24 сентября 2023 года, по окончании Божественной литургии в новоосвященном возрожденном Богоявленском соборе Костромского кремля, в кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Костромской области Сергеем Константиновичем Ситниковым и главой Костромской митрополии митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и администрации Костромской области, а также подготовки региона к празднованию в 2030 году 700-летия основания Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. С.К. Ситников сообщил, что в Костромской области органами власти совместно с Костромской митрополией разработан план подготовки и проведения юбилейных мероприятий, сформирована рабочая группа с участием экспертов, осуществляющая разноплановую подготовку к празднованию. Предстоятель Русской Православной Церкви и глава региона во время встречи подчеркнули, что Ипатьевский монастырь является особым историческим местом не только для Костромской области, но и для всего Российского государства. «Юбилей очень значительный, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Это место, конечно, совершенно особенное». По словам Его Святейшества, в Ипатьевском монастыре происходили события огромной исторической важности, поэтому 700-летие обители следует отмечать в масштабах всей страны. «Нужно такие события обращать к тому, чтобы молодежь наша и среднее поколение проникались значением исторических событий. То, что связано с Ипатьевским монастырем, связано со спасением нашей Родины. И поэтому, конечно, очень важно, чтобы юбилей прошел достойно», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.  Губернатор также поблагодарил Святейшего Владыку за благословение на труды по дальнейшему восстановлению архитектурного ансамбля Костромского кремля.  Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был основан в начале XIV столетия. История монастыря тесно связана с судьбой царского дома Романовых. В 1613 году в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре первому государю из рода Романовых Михаилу Феодоровичу пришло известие об избрании его Земским собором на престол государства Российского. Главной костромской святыней, чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Михаил Федорович был благословлен на царство. Феодоровский образ Пресвятой Богородицы стал особо чтимой святыней царственного Дома Романовых. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802–1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались – их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были вскрыты и переданы в краеведческий музей. В бывшем монастыре разместили Макарьевскую МТС: ей были переданы Макариевская и Успенская церкви, а в братском корпусе устроено общежитие для трактористов. В 30-е годы с колокольни Благовещенской церкви сбросили колокола, сожгли иконостасы и иконы, стерли с лица земли монастырское кладбище, вырубили фруктовый сад. Погибли богатейшие архив и библиотека. Для постройки городской бани разобрали окружавшую монастырь стену. В 60-е годы началась реставрация монастыря, шедшая крайне медленно. Возрождение монастыря началось в 1993 году. 7 августа 1993 года, в день преподобного Макария, совершалась божественная литургия. 17 января 1994 года состоялась окончательная передача епархии строений монастыря. Однако в 2001 году обитель постигли тяжелые испытания. Осенью обрушилась колокольня Благовещенского храма, за годы советской власти доведенного до крайне аварийного состояния, а декабре 2001 года – случился пожар, в огне которого сильно пострадали два недавно отреставрированных сестринских корпуса. В 2005 году закончен ремонт настоятельского и сестринского корпуса, проведены работы по благоустройству территории монастыря. Выполнены работы по укреплению фундаментов храмов. Над входом в монастырь установлены мозаичные иконы преподобного Макария Унженского и Макарьевская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

После Великой Отечественной войны там был создан филиал краеведческого музея; его преобразование в историко-архитектурный музей, состоявшееся в 1958 году, позволило начать выселение жителей и реставрацию монастырского ансамбля. Так энтузиазмом работников культуры Ипатьевский монастырь не только был сохранен от гибели, но и стал известным музеем, в фондах которого сосредоточились многие уникальные экспонаты, в том числе и святыни из оскверненных, разрушенных храмов Костромской земли. Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля, приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II , трижды посещавшего Кострому — в 1993, 1994 и 2002 годах, и каждый раз совершавшего в Ипатьевском монастыре богослужения, сердечно благодарила музейных работников, которые сберегли эту святыню для потомков. Возвращению Свято-Троицкой Ипатьевской обители предшествовала длительная работа, переговоры, защита интересов Церкви. Позиция о том, что монастырь должен быть местом монашеских трудов и молитвы, была озвучена мной вскоре по прибытии на Костромскую кафедру, 1989 году. День за днем, шаг за шагом епархия отстаивала Ипатьевский монастырь. В поддержку ее позиции приходили сотни писем, в том числе, от выдающихся деятелей отечественной культуры А.Ф. Ведерникова, Е.В. Образцовой, Н.С. Михалкова, летчика-космонавта Виктора Савиных, главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны и многих других. Тысячи костромичей и гостей города поставили свои подписи под обращением с просьбой возродить обитель как подлинный духовно-культурный центр. Тогда же возвысили голос противники передачи обители в лоно Церкви. Одному Богу известно, сколько несправедливых обвинений, а порой и угроз, пришлось за эти годы выслушать и мне и сотрудникам епархии, сколько людей введено в заблуждение недобросовестными статьями в прессе и заказными телепередачами. Но Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь (Ис. 55:8), — сказано в Священном Писании. На тех, кто активно противился процессу возвращения Ипатьевской обители, сбылись слова ветхозаветного пророка: Придет гордость, придет и посрамление (Притч.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3762661...

Новая власть с самых первых своих шагов была нацелена на искоренение православных святынь. В начале 1919 г. монастырь был закрыт, монахи и епископ Филарет (Никольский) изгнаны, а всё имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Еще какое-то время, до 1922 г., продолжалась служба в соборах и разносился по округе звон колоколов с монастырской звонницы. В марте 1922 г. губернская комиссия конфисковала священные сосуды, лампады, подсвечники, оклады для икон общим весом в 36 фунтов золота (более 14 килограммов ) и 12 пудов 30 фунтов серебра (около 200 килограммов). В конце 1922 г. в архиерейском корпусе монастыря вспыхнул пожар, после чего обгоревшее здание было передано городскому профсоюзу текстильщиков, приспособивших его под жилье для рабочих костромских текстильных фабрик. К 1936 г. количество квартир в монастыре достигло 140. В них проживало около 700 человек. В церкви Рождества Богородицы были размещены экспонаты антирелигиозного музея. В первой половине 1930-х гг. эта церковь была разрушена, кроме того, к разрушению были намечены стены монастыря и ряд других церковных построек. К счастью, большая часть из них сохранилась. С середины 1940-х гг. начался постепенный пересмотр отношения властей к религиозным ценностям, понемногу монастырь стал восприниматься как достопримечательность. В 1956 г. из зоны затопления Горьковского водохранилища на территорию монастыря был перевезен уникальный, сработанный без единого гвоздя деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи. В 1958 г. в стенах монастыря создаётся историко-архитектурный музей-заповедник, начинается выселение проживавших в нем людей. Возрождение Ипатьевского монастыря как святыни русского Православия началось вскоре после торжественного празднования Тысячелетия Крещения Руси, положившего начало установлению новых взаимоотношений между Церковью и государством. 23 ноября 1989 г. впервые после многих десятилетий забвения епископ (ныне – архиепископ) Костромской и Галичский Александр совершил молебен и панихиду в Троицком соборе. В октябре 1991 г. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь был зарегистрирован как юридическое лицо. 8 января 1992 г. в Троицком соборе епископ Костромской и Галичский Александр совершил первую после 1922 г. Божественную литургию.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Случаем к построению сего монастыря было то, что, как предание утверждает, Князю Чету во время ещё плытия его до Москвы рекой Волгой, мимо города Костромы, явилась тут икона Ипатия Чудотворца, во имя коего он после и построил на том месте первую деревянную церковь и монастырь, прозванный с тех пор Ипатьевским. Помянутая же явленная икона святого Ипатия, с написанным на ней же ещё и св. Апостолом Филиппом, доныне находится там, в придельном алтаре святого Михаила Малеина. В вышеупомянутом древнем церковном помяннике написаны Строителями сего монастыря и дети оного Князя Чета: Александр, Димитрий, Зерн, Вениамин, Иван Годун (от коего произошёл род Годуновых), Иван Красной, Иван Подольский, Феодор Вениаминов и Михаил убиенный. О зданиях сего монастыря В сем монастыре доныне находятся следующие здания: 1. Соборная большая каменная церковь во имя св. Троицы. Первоначально Князем Четом и детьми его она построена была деревянная с приделом во имя св. Ипатия и Апостола Филиппа; почему и монастырь издревле именовался Свято-Троицким Ипатьевским. Потом вместо деревянной во времена Государя Царя Феодора Иоанновича, около 7094 или 1586 года, одним из потомков Князя Чета Болярином Димитрием Годуновым построена была каменная с приделом в то же наименование, и в 7099 году, по совершении, поставлены были на оной золочёные главы, а в 7103 году расписаны и стены. В сию каменную церковь тем же Строителем написаны были две местные иконы и доныне уцелевшие, из коих на первой находится следующая надпись: «Благоволением Божиим и Пречистой Его Матери написан сей образ, Живоначальная Троица, на кипарисной доске, и обложен серебром чеканным; а венцы, короны и цаты золотые с каменьем и жемчугом сажена с деяньем при державе Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича всей России и при Его Благоверной Царице и Великой Княгине Ирине и при Благородной дщери их Феодосий, в 8-е лето царства его, в лето 7101; а при державе Государя Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича всей России Самодержца и при Его Благоверной Царице и Великой Княгине Марии, и при Благородных чадах, Благоверном Царевиче Феодоре и при Царевне Ксенье, обложен вместо серебра золотом чеканным и жемчугом украшен и поставлен бысть в преименитую Лавру святой Живоначальной Троицы, и свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На стенах Троицкого собора имеются две записи о времени исполнения настенной живописи в храме и авторах ее. Первая запись крупной древнеславянской вязью сделана в виде широкой ленты по трем сторонам храма и содержит в себе сведения о том, что церковь " изографством подписана " в 1685 году, " при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малые и Белые России самодержец, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахомии с братиею " . Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма и содержит в себе имена 18 костромских иконописцев, принимавших участие в росписи храма: " О Бозе трудившиися сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Липин, Федор Логинов " . В подвальном помещении Троицкого собора находится храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. До устройства этого храма здесь находилась кладовая с сенями. Главный вход в Лазаревскую церковь сделан со стороны монастырского кладбища. Внутри храм - небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он был устроен в 1768 году епископом Дамаскиным и имел назначение служить усыпальницей для костромских архипастырей. Небольшой иконостас Лазаревской церкви - первоначально деревянный - позднее заменили на каменный; при этом иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В 1888 году вместо каменного в храме установили металлический чугунный иконостас. В Лазаревской церкви находились гробницы Костромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; +16 июля 1769), епископа Виталия (Щепотова; +29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; +16 декабря 1888). Вскоре после революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был закрыт. В тридцатых годах ХХ века здесь располагался рабочий поселок " Текстильщица " . Лишь на рубеже пятидесятых- шестидесятых годов началась реставрация архитектурного комплекса монастыря, в котором разместился историко-художественный музей-заповедник.

http://sobory.ru/article/?object=05167

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010