Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке в Костромскую епархию июля 2015 В неделю 7-ю по Пятидесятнице, 19 июля, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Костромы. У святых врат обители Святейшего Патриарха и сопровождавших его лиц встречали епископ Костромской и Галичский Ферапонт, представители администрации города и духовенство Костромской епархии. Первоиерарх совершил чин великого освящения восстановленного храма Рождества Пресвятой Богородицы, а затем Божественную литургию на монастырской площади. В честь торжеств на площадь из Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора Костромы была принесена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Его Святейшеству сослужили митрополиты Астанайский и Казахстанский Александр, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, Вологодский и Кирилловский Игнатий, епископы Солнечногорский Сергий, Каскеленский Геннадий, Магаданский и Синегорский Иоанн, Костромской и Галичский Ферапонт, а также иеромонах Петр (Ерышалов), наместник Ипатьевского монастыря, протоиерей Валерий Бунтеев, клирики Костромской епархии. На богослужении присутствовали полпред президента РФ в ЦФО Александр Беглов, представители городской и областной администрациц Костромы. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине. Было совершено славление у чудотворной Федоровской иконы Божией Матери, затем Его Святейшество обратился к молящимся с первосвятительским словом и поблагодарил правящего архиерея Костромской епархии за понесенные труды по восстановлению храма. Он отметил также, что в этот день вместе с ним служили иерархи, каждый из которых внес вклад в восстановление этой обители. Епископ Костромской и Галичский Ферапонт преподнес Предстоятелю икону Собора Костромских святых с частицами мощей. Александр Беглов передал Его Святейшеству и другим участникам торжеств приветствие Владимира Путина. На молитвенную память о богослужении Святейший Патриарх передал в дар монастырю икону преподобного Сергия Радонежского и его родителей преподобных Кирилла и Марии, а епископу Ферапонту вручил юбилейную панагию, изготовленную к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с губернатором Костромской области 27 июля 2022 г. 16:42 27 июля 2022 года в ходе посещения Костромского края митрополит Астанайский и Казахстанский Александр встретился в Костроме с губернатором области С.К. Ситниковым. Во встрече приняли участие секретарь Казахстанского митрополичьего округа , член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения заслуженный деятель искусств Российской Федерации О.Н. Овчинников и помощник главы Митрополичьего округа П.В. Соколов. Митрополит Александр поздравил С.К. Ситникова с получением Почетной грамоты Президента России. «Глава государства, многоуважаемый Владимир Владимирович Путин , этим особым знаком внимания отметил достигнутые Вами трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. В этом году исполнилось ровно десять лет с того момента, когда Вы возглавили администрацию Костромской области. Будучи уроженцем Костромы — города на великой русской реке Волге, — Вы любите древнюю Костромскую землю, искренне служите живущим здесь людям. Ваши ежедневные труды и заботы направлены ко благу этого богохранимого края, богатого своими духовными и культурными традициями, прославленного подвигами многих святых, украшенного величественными храмами и монашескими обителями, среди которых символ Российской государственности — Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Ваше служение народу осеняет великая святыня, молельный образ благоверного князя Александра Невского — Феодоровская икона Божией Матери, пред чудотворным ликом которой свершались знаковые события истории Церкви и Отечества. Большой опыт работы, поддержка со стороны талантливых, трудолюбивых и добрых жителей Костромского края, а также Ваши личные качества помогают Вам успешно трудиться на нелегком административном поприще», — отметил архиерей. С.К. Ситников рассказал владыке Александру о жизни края и о взаимодействии администрации Костромской области с Костромской митрополией в сфере реализации различных культурных и благотворительных инициатив. Губернатор подчеркнул, что значимым совместным проектом областного руководства и митрополии по-прежнему остается восстановление архитектурного ансамбля Костромского кремля. Архитектурная доминанта города, исторический и духовный центр Костромы — кремль, разрушенный в начале 1930-х годов, — формировался в течение длительного времени. В состав ансамбля кремля до разрушения входили Успенский собор XVI-XIX вв., Богоявленский собор с колокольней XVIII-XIX вв., два дома соборного причта 1780-х гг. и каменная ограда с несколькими воротами XVIII-XIX вв. Возрождение Костромского кремля началось с визита в Кострому Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла летом 2015 года. 19 июля 2015 года Предстоятель Русской Православной Церкви освятил закладной камень в основание Успенского собора.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В настоящее время церковный музей (ЦИАМ) активно сотрудничает с ведущими российскими музеями, участвует в международных выставочных проектах. Он является достойным приемником традиций музейного дела, начатого Русской Православной Церковью во второй половине XIX века и положившего начало созданию крупных церковно-археологических коллекций (вспомним как пример Музей церковных древностей в Ростовском кремле, открытый в 1883 г.). Был создан прецедент. Опыт передачи церкви музейных коллекций оказался успешным, что позволило этот опыт расширить. Ипатьевский монастырь явился первой ласточкой в возвращении под покров Церкви нашего общего наследия. Спустя время после возвращения Ипатьевского монастыря и осознания обществом великой миссии Церкви по сохранению духовного и культурного наследия наших предков, Церкви был возвращен музей в Троице-Сергиевой Лавре, в Рязанском кремле, в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. Слушая разные точки зрения на нахождение в стенах монастырей музея, необходимо добавить, что обществу нужны музеи разноплановые и разные: церковные, государственные, частные. Нужная разная их концепция. Тогда музей становится не только хранилищем экспонатов, но и местом передачи этнокультурного кода.  В 2013 году были освящены кресты на купола воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы, монастырский храм, где к 300-летию правления династии Романовых была осуществлена одна из первых в России научных реставраций настенной живописи. Работы по восстановлению храма были начаты по поручению президента РФ Д.А. Медведева и благословению Святейшего Патриарха Алексия II. «Я очень рад услышать то, что Вы сейчас сказали, — с такими словами обратился по поводу восстановления Богородице-рождественского собора в Ипатьевском монастыре к губернатору Костромской области С.К. Ситникову Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. — Храм, ставший памятником 300-летию династии Романовых, был разрушен, как сейчас мы говорим, по идеологическим соображениям. Замечательно, что в год 400-летия Дома Романовых этот памятник восстановили».

http://bogoslov.ru/article/4529808

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Костромской области С.К. Ситниковым и митрополитом Костромским Ферапонтом 24 сентября 2023 г. 15:58 24 сентября 2023 года, по окончании Божественной литургии в новоосвященном возрожденном Богоявленском соборе Костромского кремля, в кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Костромской области Сергеем Константиновичем Ситниковым и главой Костромской митрополии митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и администрации Костромской области, а также подготовки региона к празднованию в 2030 году 700-летия основания Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. С.К. Ситников сообщил, что в Костромской области органами власти совместно с Костромской митрополией разработан план подготовки и проведения юбилейных мероприятий, сформирована рабочая группа с участием экспертов, осуществляющая разноплановую подготовку к празднованию. Предстоятель Русской Православной Церкви и глава региона во время встречи подчеркнули, что Ипатьевский монастырь является особым историческим местом не только для Костромской области, но и для всего Российского государства. «Юбилей очень значительный, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Это место, конечно, совершенно особенное». По словам Его Святейшества, в Ипатьевском монастыре происходили события огромной исторической важности, поэтому 700-летие обители следует отмечать в масштабах всей страны. «Нужно такие события обращать к тому, чтобы молодежь наша и среднее поколение проникались значением исторических событий. То, что связано с Ипатьевским монастырем, связано со спасением нашей Родины. И поэтому, конечно, очень важно, чтобы юбилей прошел достойно», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.  Губернатор также поблагодарил Святейшего Владыку за благословение на труды по дальнейшему восстановлению архитектурного ансамбля Костромского кремля. 

http://patriarchia.ru/db/text/6062095.ht...

По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство. Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов. В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока». В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.

http://azbyka.ru/palomnik/Ипатьевский_Св...

В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан, в 1682 году ставший первым епископом Воронежским и прославленный Церковью в лике святых. Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери - список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями. В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-­Троицкий Макариево­-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято­-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались - их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился " клуб физкультуры " , а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машинно­тракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла. Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем - в приходскую церковь г.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, основан в 1-й половине XV в., в 1744 г. преобразован в кафедру костромских архиереев, с 1835 г. первоклассный, закрыт в 1919 г. В советское время на территории монастыря располагался Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырские здания возвращены Церкви Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь в Костроме, основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове. В 1918 г. монастырь был закрыт, но Богоявленский собор действовал до 1924 г. 20 июля 1990 г. монастырь возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский. Так в тексте. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6592, л. 337–337 об. Подлинник. Рукопись Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852–1924 гг.), иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Основатель музея, содержащего уникальные коллекции редкостей и древностей, являющегося одним из лучших провинциальных музеев России. Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 2–2 об. Подлинник. Рукопись. Подпись неразборчива. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 4–4 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 16–16 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 26–26 об. Подлинник. Рукопись. Там же, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 301–301 об. Подлинник. Машинопись на бланке. Пометы: Совершенно доверительно. Лично. 111381. Александр Павлович Мартынов (1875–1951? гг.), с1906 г. начальник Саратовского охранного отделения, с 1912 г. начальник Московского охранного отделения. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 302–302 об. Заверенная копия. Машинопись. Пометы: Секретно. 296166. Литература   Августейшая паломница ее императорское высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в Оптиной пустыни, Перми и Верхотурье. Нижний Новгород, 2010 Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II: Документы и материалы (1884–1909 гг.). СПб., 2009 Вяткин В. В. Христовой Церкви свет благоуханный: Жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2001

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю. Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

 В военные годы на дрова для отопления квартир были разобраны деревянные надстройки стен, перекрытия башен, частично были нарушены стропильные системы зданий, спиливались кедры и дубы на территории архиерейского сада. Вдоль стен были устроены деревянные сараи, стояли поленницы. В корпусах из-за небрежного отношения часто возникали пожары и обвалы конструкций зданий. В 1943 году неизвестными были сорваны замки на дверях, в помещении подвала Троицкого собора, где хранился архив монастыря и где в 1929–1930 годах размещался склад ценной редкой книги. Ввиду полной бесхозности однажды двери склада оказались распахнутыми и многие документы и книги оказались во власти ветра и людей, подбиравших их для своих нужд. По воспоминаниям очевидцев, весь берег реки Костромки близ монастыря был белым от валявшейся на нем бумаги, среди которой было много документов архиерейской канцелярии… В 1946 г. в Ипатьевском монастыре вместо городского был открыт филиал Костромского областного музея, а в 1958 г. комплекс зданий и сооружений Ипатия был отнесён к числу республиканских историко-архитектурных музеев-заповедников.  После Великой Отечественной войны, с духовным переломом, обращением к своему славному историческому прошлому, который произошёл в ходе войны, произошло и новое осмысление наследия «тёмного прошлого» и «наследия царского режима», что не могло не сказаться и на судьбе Ипатьевской обители. Нашлись люди – честь им и добрая память потомков, – благодаря самоотверженности которых начало создаваться новое отношение к памятникам старины и духовного наследия. По инициативе людей, желавших сохранить хоть здания монастыря, придав им статус музея-заповедника, в конце 50-х началось постепенное выселение жителей из зданий обители в специально построенный посёлок Первомайский. Война многих отрезвила, заставила задуматься о вечных ценностях, подняла тему возвращения к своим корням. Семена бережного отношения своему к историческому прошлому и сохранению наследия предков стали давать свои всходы – началась реставрация комплекса зданий, реставрация фресок, создание выставок, открылась экспозиция древнерусской живописи, собирался музей деревянного зодчества, для которого привезли из деревень, подпадавших под затопление ввиду строительства горьковского водохранилища, «жемчужины деревянного зодчества»: церковь Спаса-Преображения XVII в., церковь Собора Богородицы XVI в., церковь Пророка Илии XVIII в. и другие. С приданием обители статуса музея-заповедника, Древний Ипатий был спасен для будущих поколений. С конца 50-х по начало 70-х годов в музее заповеднике Ипатьевский монастырь прошел ряд масштабных восстановительных архитектурно-реставрационных работ.

http://bogoslov.ru/article/4529808

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010