Продолжала пополняться монастырская библиотека. Только теперь книги писали уже в стенах монастыря: создавались и рукописные Евангелия, и собрания житий святых, и синодики, помянники — небольшие книжки или тетради с записанными в них для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Туда записывались родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Именно в Ипатьевском монастыре, в ризнице Свято-Троицкого собора сохранилось великое сокровище русской культуры — Ипатьевский летописный свод, частью которого является знаменитая «Повесть временных лет» — русская летопись, составленная в Руси Киевской на заре XII века и переписанная для Ипатьевского свода в начале XV века. Документ, рассказывающий самую древнюю историю Руси и вообще историю от сотворения мира. В какое время и каким образом эта драгоценная рукопись попала в обитель, неизвестно. Здесь она хранилась до XIX века. Историк Н. М. Карамзин при написании первых томов своей «Истории Государства Российского» работал с двумя списками (копиями) Ипатьевской летописи. Росло число жертвователей и покровителей монастыря, росли вклады, увеличивалась братия — монастырь процветал, богател, и авторитет его рос год от года. Однако в конце XVII века на престол взошел великий реформатр Петр I, который монахов не жаловал и подход к обителям имел сугубо практический. Над Ипатьевским монастырем сгустились тучи… 5 Цари и монастырь: от переплавки колоколов — к реставрации келий Молодому царю нужно было вооружать армию и чеканить медную монету. Требовался металл. В самом конце XVII века по приказу Петра с колоколен Ипатьевского монастыря сняли часть колоколов и отправили в Москву на переплавку. Деньги состоятельных вельмож государь тоже предпочитал направлять не на монастырские, а на государственные нужды, потому повелел доходы и пожертвования свыше шести рублей в год из расчета на одного монаха изымать в казну. Процветание сменилось упадком, монастырь постепенно ветшал и разорялся. Его стали использовать как место ссылки…

http://sever.foma.ru/ipatevskij-monastyr...

     12 лет назад, 31 декабря 2004 г., согласно поручения В.В. Путина весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители был передан Костромской епархии. Первое достоверное летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 г. в связи с враждой сыновей Всеволода Юрьевича Большое Гнездо – Константина и Юрия. Но основание города на Волге произошло значительно раньше и связывается с именем Юрия Долгорукого, который построил здесь в 1152 г. крепость как сторожевой пост на северо-восточных границах Галицко-Суздальского княжества. За свою многовековую историю город повидал всякое и пережил вместе со страной многие невзгоды, был свидетелем и участником событий общегосударственного масштаба. Именно в Костроме, в Ипатьевском монастыре, вскоре после Смуты, в марте 1613 г., состоялось избрание на царство Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. С тех пор Ипатьевский монастырь стал называться «колыбелью дома Романовых». Точная дата основания Ипатьевского монастыря не установлена. Предположительно он возник в конце XIII в. во время правления князя Василия Ярославича, в период возвышения Костромы как центра удельного княжества. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в 1435 г. в связи с подписанием договора о мире между Василием Косым и Василием II Темным. Тогда закончилась многолетняя междоусобная борьба за великокняжеский стол. И последняя точка в ней была поставлена именно в Ипатьевском монастыре. Ипатьевский монастырь      История возникновения монастыря запечатлена в красивой легенде, суть которой такова. Выходец из Золотой Орды знатный татарский мурза по имени Чет решил добровольно перейти на службу к великому князю Московскому Ивану Даниловичу Калите. Было это в 1330 г. Когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал остановку для отдыха и лечения в устье реки Костромы при впадении ее в Волгу. Во сне вельможе явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богородица обещала мурзе Чету исцеление, если он примет христианство и построит обитель в честь святителя Ипатия.

http://pravoslavie.ru/99872.html

Отец Александр перечисляет скудный ассортимент иконных лавок тех времен: свечи, крестики, бумажные иконки... - А книги? - Не было книг! Помню, после окончания семинарии я приехал на приход, пришел молодой человек, чуть не плачет - никакой литературы нет. А я привез Евангелие, которым нас в Лавре Святейший Патриарх Пимен благословлял (там было написано «Выпускнику Московской Духовной Академии такому-то...»),- ну и подарил ему... - А в храмовых библиотеках тоже ничего не было? - Какие храмовые библиотеки - это же считалось идеологией! Не было никаких библиотек, запрещено было. Молитвословы люди от руки переписывали. Библия новая - это такая редкость из редкостей была! - Ну, наверное, у людей какая-то литература еще со старых времен оставалась? На этот мой вопрос батюшка рассказал такую историю. По тогдашнему обыкновению, по домам ходили пионеры - собирали макулатуру. Жильцы выносили им газеты, журналы, ненужные книги... В Вольске - старом купеческом городе - в макулатуру, бывало, попадали дореволюционные издания, пылившиеся на чердаках и в сараях. Однажды в храм пришла сердитая женщина - сын в макулатуре нашел Библию. Принес домой, стал читать. Мать батюшке в сердцах говорит: «Пусть он лучше пьяницей будет, только эту книжку не читает!». Хорошо хоть не сожгла, как хотела,- в храм принесла... Мы расспрашиваем отца Александра, и я думаю о том, что когда-то сегодняшние дни тоже станут «прошлым» - и уже мы будем рассказывать о них в ответ на чье-то: «А как было раньше?», словно передавая это прошлое из рук в руки... Ну а пока - мы сидим в тихом настоятельском кабинете, и батюшка вспоминает: - В советские еще годы пришла однажды в храм женщина - старенькая совсем, лет восемьдесят. Подходит, и тихо-тихо, чтоб никто не услышал, говорит: «Батюшка, чего тебе рассказать хочу...» Оглядывается, и шепотом продолжает: «Когда я маленькая была, в Костроме, в Ипатьевский монастырь приезжали царские особы. (Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь Николай II посетил в мае 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых.- Авт. ) Нас - много девочек - поставили царя встречать. И вот идет царь Николай. Остановился - и руку мне вот так на голову положил». Наклонился я к старушке. «Тогда и ты,- говорю,- руку на меня положи...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Отец Александр перечисляет скудный ассортимент иконных лавок тех времен: свечи, крестики, бумажные иконки… — А книги? — Не было книг! Помню, после окончания семинарии я приехал на приход, пришел молодой человек, чуть не плачет — никакой литературы нет. А я привез Евангелие, которым нас в Лавре Святейший Патриарх Пимен благословлял (там было написано «Выпускнику Московской Духовной Академии такому-то…»),— ну и подарил ему… — А в храмовых библиотеках тоже ничего не было? — Какие храмовые библиотеки — это же считалось идеологией! Не было никаких библиотек, запрещено было. Молитвословы люди от руки переписывали. Библия новая — это такая редкость из редкостей была! — Ну, наверное, у людей какая-то литература еще со старых времен оставалась? На этот мой вопрос батюшка рассказал такую историю. По тогдашнему обыкновению, по домам ходили пионеры — собирали макулатуру. Жильцы выносили им газеты, журналы, ненужные книги… В Вольске — старом купеческом городе — в макулатуру, бывало, попадали дореволюционные издания, пылившиеся на чердаках и в сараях. Однажды в храм пришла сердитая женщина — сын в макулатуре нашел Библию. Принес домой, стал читать. Мать батюшке в сердцах говорит: «Пусть он лучше пьяницей будет, только эту книжку не читает!». Хорошо хоть не сожгла, как хотела,— в храм принесла… Мы расспрашиваем отца Александра, и я думаю о том, что когда-то сегодняшние дни тоже станут «прошлым» — и уже мы будем рассказывать о них в ответ на чье-то: «А как было раньше?», словно передавая это прошлое из рук в руки… Ну а пока — мы сидим в тихом настоятельском кабинете, и батюшка вспоминает: — В советские еще годы пришла однажды в храм женщина — старенькая совсем, лет восемьдесят. Подходит, и тихо-тихо, чтоб никто не услышал, говорит: «Батюшка, чего тебе рассказать хочу…» Оглядывается, и шепотом продолжает: «Когда я маленькая была, в Костроме, в Ипатьевский монастырь приезжали царские особы. (Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь Николай II посетил в мае 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых.— Авт.) Нас — много девочек — поставили царя встречать. И вот идет царь Николай. Остановился — и руку мне вот так на голову положил». Наклонился я к старушке. «Тогда и ты,— говорю,— руку на меня положи…»

http://pravmir.ru/vremena-ne-vybirayut/

В храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии Ипатьевского монастыря будет совершена первая Божественная литургия 28 марта 2008 г. 18:01 1 апреля архиепископ Костромской и Галичский Александр совершит в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии Ипатьевского монастыря Костромы Божественную литургию. Богослужение будет первым за более, чем 80 лет, прошедших со времени закрытия храма. Строительство надвратного храма во имя святых Хрисанфа и Дарии единственной в России церкви, посвященной этим мученикам было начато в 1840 году по инициативе императора Николая I, посетившего Ипатьевский монастырь в 1834 году. Автором проекта церкви стал знаменитый архитектор, создатель соборного Храма Христа Спасителя в Москве, К.А. Тон. Посвящение храма святым мученикам Хрисанфу и Дарии было избрано не случайно день их памяти, 1 апреля, отмечен в истории России двумя знаменательными датами: днем отъезда из Ипатьевского монастыря в Москву, «на царство», Михаила Феодоровича Романова и днем торжественного вступления русских войск в Париж в 1814 году. Возведение храма, осуществлявшееся в несколько этапов, было окончено к 1859 году. Освящение храма совершил епископ Костромской и Галичский Платон ( Фивейский), известный церковный ученый и духовный писатель, управлявший Костромской епархией с 1857 по 1877 год. В 1867 году своды церкви, ставшей домовым храмом архиерейской резиденции, украсила роспись в византийском стиле. Богослужения в церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии прекратились в начале 20- х годов ХХ века, вслед за закрытием Ипатьевского монастыря. С 1923 года, после пожара, архиерейский корпус и храм были переданы городскому профсоюзу текстильщиков и приспособлены под жилье рабочих костромских текстильных фабрик. После открытия в стенах Ипатьевского монастыря краеведческого музея в храме Хрисанфа и Дарии была размещена экспозиция, посвященная революционному и советскому периоду истории Костромы. В конце 2004 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возвращен Костромской епархии. После освобождения храма во имя мучеников Хрисанфа и Дарии от музейных экспозиций в нем начались восстановительные работы. В настоящее время в храме возобновлена настенная роспись, установлен иконостас. Информационная служба Костромской епархии /Патриархия. ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/386789.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1681  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 159  голосов:  4.6 из  5) Пророк Даниил — один из великих пророков Ветхого Завета. Книга содержит пророчества о пришествии Мессии, судьбах и кончине мира, грядущем царстве Спасителя. На диске также толкуются 13 и 14 главы книги, которых нет в большинстве изданий Библии. –:– 14:54 Стоп через Аудиокниги священника Даниила Сысоева Аудио и видео диски с беседами о. Даниила Сысоева можно приобрести в магазинах в Москве: Магазин «Сретение», ул. Лубянка, дом 17. Открыт ежедневно с 9.00 до 20.00, без перерыва на обед и без выходных дней, в воскресенье — с 8.00 до 19.00. Тел: (495) 623–80-46. Православное слово на Пятницкой , ул. Пятницкая, 51/14, стр. 2, ст. м. “Новокузнецкая”, “Павелецкая”, “Третьяковская”. (495) 951–51-84, 951–34-97, 951–50-44. Магазин при Покровском монастыре. ул. Таганская, 58. тел. (495) 911–49-20. Проезд: м. Марксистская, выход на ул. Таганская. Трол. 16, 26, 63 — 2я ост. Абельмановская застава Лавка при Свято-Даниловом монастыре , ул. Даниловский вал, 22, тел. (495) 955–67-09. Магазин “Троицкая книга” при подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2й Троицкий пер. 6а и 8–10. тел. (495) 684–40-71. Магазин “Светоч”. Лавка при Высокопетровском монастыре. Ул. Петровка, 28. 621–60-14 Православный интернет магазин — Русский Паломник — Книги, диски почтой, курьером по Москве.(8–926)-538–86-84, (495)-772–58-63, • (8–926)-230–21-49 Книжный магазин издательства Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского ул. Советской Армии ул., 12, стр. 1, 2, Метро: Рижская, (495) 689–15-54 В Санкт-Петербурге: Магазин “Слово”, ул. Малая Конюшенная, 9 Часы работы: c 11:00 до 20:00. Выходной воскресенье. Тел.: (812) 571–20-75 В Костроме: Магазин “Спутник Христианина”, г. Кострома, ул. Советская д. 4. Тел.: (494) 231–64-62 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь . г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Тел.: (494)-231–25-89 В Серпухове: Владычний Введенский женский монастырь , МО, г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40 Тел.: (496)772–46-25. Высоцкий мужской монастырь , МО., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь. Автобусы от вокзала 3, 8, 20; маршрутное такси “Высоцкий монастырь”. Тел.: (496)772–57-97, (496)735–16-79. Рекомендуемые аудио 12 комментариев Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/tolkovanie-knigi-...

По указу великого государя и по выписке за пометою дьяка Ивана Иванова славено-латынских школ руским учителем и учеником по указным их статьям на май месяц по росчету три рубли тритцеть алтын две денги. Ис прииму Якова Корницкого, росписка на выписке.   РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1, д. 26. Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, расположен на берегу реки Костромы. Впервые упоминается в 1432 г. Сыграл большую роль в годы Смуты начала XVII в. В настоящее время является музеем. 3 В рукописи написано другим почерком. Успенская Воронина пустынь, основана в 1520-х гг. на месте явления чудотворной Воронинской иконы Божией Матери в 12 км от Череповца (совр. Вологодская область). В 1688 г. приписана к череповецкому Воскресенскому монастырю, в 1764 г. упразднена. Стольник Андрей Вешняков в 1701–1702 гг. описывал Устюжский уезд. См., например, составленную им переписную книгу Симоно-Воломского монастыря: Говорова А. Н. Житие преподобномученика Симона Воломского//Вестник церковной истории. 2008. 4(12). С. 53–57, примеч. 6. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, находится в поселке Макарьево (современный Лысковский район Нижегородской области). Основан в первой половине XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.). При монастыре действовала крупнейшая в стране ярмарка. В настоящее время действующий. Введенский Владычный монастырь в Серпухове, на берегу реки Нары. Основан в 1360 г. московским митрополитом Алексием († 1378 г.). С 1764 г. третьеклассный, с 1806 г. женский. В 1920-х гг. закрыт. С 1995 г. началось его возрождение. Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле Залесском, основан в XVI в. духовником великого князя Василия III иноком Даниилом. В XVIII в. здесь располагались духовная семинария, а затем училище. С 1764 г. второклассный. Закрыт в 1923 г. С 1995 г. возобновлена богослужебная деятельность. Речь идет об известном в XVII в. государственном деятеле И. П. Барятинском, который являлся ктитором переславского Данилова, делал туда вклады и в 1697 г. постригся с именем Ефрем (См.: Свирелин А. И. Князь Иван Петрович Барятинский//Чтения в Императорского обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1859. Кн. 2. С. 25–30).

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Далее владыка митрополит совершил молитву перед святынями, хранящимися в Свято-Троицком соборе. В Ипатьевской обители находятся: ковчег с частью Ризы Господней — дар Святейшего Патриарха Филарета и царя Михаила Феодоровича Романова; чудотворная Тихвинская Ипатьевская икона Пресвятой Богородицы, написанная по преданию святителем Петром, митрополитом Московским, и принесенная в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Романову о его избрании на всероссийский царский престол; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского; часть главы блаженного Симона Юрьевецкого; камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в городе Костроме — один из самых известных монастырей Русской Православной Церкви. Процесс возвращения этой древней обители, являющейся исторической и духовной жемчужиной России, начался в 1989 году. Главным инициатором реституции архитектурного комплекса и возрождения монашеской жизни в стенах монастыря стал управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Александр (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский). В поддержку позиции Костромской епархии приходили сотни писем, в том числе от выдающихся деятелей отечественной культуры А.Ф. Ведерникова, Е.В. Образцовой, Н.С. Михалкова и многих других. Тысячи костромичей и гостей города поставили свои подписи под обращениями с просьбой возродить обитель как подлинный духовно-культурный центр. В конце 2004 года на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России (555-р от 30.12.2004 г.) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-2316 от 20.12.2003 г.) состоялось возвращение Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Русской Православной Церкви. 27 мая 2006 года распоряжением Правительства России (762-р) комплекс Ипатьевской обители был передан Костромской епархии в собственность. Посещая в мае 2005 года возрождаемую обитель, глава Российского государства В.В. Путин оставил памятную запись: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина в должности священноархимандрита Успенского Адрианова мужского монастыря села Адрианова слобода Ярославской области. 2. Утвердить Преосвященного епископа Костромского и Галичского Ферапонтав должности священноархимандрита Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы. 3. Утвердить Преосвященного епископа Каменского и Алапаевского Мефодия в должности священноархимандрита Преображенского мужского монастыря города Каменска-Уральского Свердловской области. ЖУРНАЛ 30 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о назначении на должность игумена Троице-Сергиева Варницкого монастыря, приписного к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игуменом Троице-Сергиева Варницкого монастыря, приписного к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, иеромонаха Пимена (Артюхова). ЖУРНАЛ 31 СЛУШАЛИ: Ррапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента освободить епископа Тарусского Серафима от должности наместника Пафнутьева Боровского мужского монастыря города Боровска Калужской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Евсевия назначить монахиню Евфросинию (Головневу) на должность игумении Спасо-Елеазаровского женского монастыря села Елизарово Псковского района Псковской области. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Сызранского Сергия открыть Троицкий женский монастырь в селе Ташла Ставропольского района Самарской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Варвару (Ястребову).

http://pravoslavie.ru/92561.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырскую библиотеку Ипатьевского монастыря 19 июля 2015 г. 15:41 19 июля 2015 года, по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре г. Костромы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Троицкий собор обители и помещение в цокольном этаже воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы, где будет размещаться библиотека Костромской духовной семинарии. «Я хотел бы еще раз с большим удовлетворением отметить, что почти все восстановительные работы на территории Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря завершились, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Это прекрасное место, несомненно, будет оказывать положительное влияние на тех, кто здесь будет учиться. А библиотека — это всегда сердце учебного заведения. И то, что оно находится под вновь открытым храмом, тоже имеет духовный смысл — в едином комплексе с храмом будет находиться и библиотека». В дар библиотеке Святейший Патриарх Кирилл передал свои труды и другие книги духовного содержания. От имени Президента Российской Федерации В.В. Путина полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов передал библиотеке ряд антикварных изданий по истории Дома Романовых. Действительный член Российской академии художеств, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Л. Хазин провел презентацию издательского проекта «Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме. Духовная обитель, ставшая символом российской государственности». В рамках проекта планируется издать четыре тома, посвященных Ипатьевской обители и фрескам Свято-Троицкого собора. По окончании презентации у святых врат Ипатьевского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятные доски, посвященные знаменитым выпускникам Костромской духовной семинарии, — епископу Чигиринскому Порфирию (Успенскому), известному востоковеду, основателю Русской духовной миссии на Святой Земле, 150 летний юбилей которого отмечается в этом году, а также маршалу Александру Михайловичу Василевскому, кавалеру двух орденов Победы и двух звезд Героя Советского Союза. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4165599.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010