В период напряженных споров о будущем Афона положение русских святогорцев осложнилось движением в ходе подавления которого в июле 1913 г. 833 монаха были с помощью военной силы депортированы из Свято-Пантелеимоновского монастыря и Свято-Андреевского скита в Жестокое подавление движения имяславцев (или иначе имябожников) нанесло тяжелый удар русским обителям Афона. Однако к лету 1914 г. на Святой Горе еще проживало 4285 русских насельников (что составляло 53, 6 % от общего числа монахов Афона): в Свято-Пантелеимоновском монастыре – 2217, Свято-Андреевском скиту – 700, Свято-Ильинском скиту – 412, в келлиях и каливах – В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны правительство Османской империи закрыло проливы и связь русских афонских обителей с Россией через Черное море прервалась. Зимой 1914/1915 г. российское правительство мобилизовало на фронт часть русских святогорцев (только из Свято-Пантелеимоновского монастыря было отправлено 90 иноков, монахи служили в лазаретах, а иеромонахи состояли при походных церквах, совершая богослужения), что породило среди греческих насельников ложное мнение о том, что Россия посылала на Афон для русификации обителей переодетых в монашеские облачения солдат. Первая мировая, гражданская войны и последующие революционные события резко сократили приток монахов из России. Именно они стали причиной радикальных изменений в эт­ническом составе афонского монашества. Уже в 1917 г. число русских насельников Святой Горы сократилось до 3500, а греческих выросло до В 1917 г. русские афонцы потеряли связи с Россией, поступление средств и пополнение братии прекратилось, в их обителях начался голод. После начала в 1918 г. в России гражданской войны русское афонское монашество оказалось окончательно отрезано от родины. Хотя некоторые сведения о происходивших там трагических событиях доходили до Афона, монахи русских обителей воздерживались от политических выступлений. Так, в ответ на призыв пребывавшего в то время в Константинополе архиепископа Кишиневского Анастасия (Грибановского) «подать свой голос в защиту угнетенного большевизмом народа» настоятели Свято-Пантелеимоновского монастыря и двух русских скитов 9 августа 1919 г. ответили, что «едва ли в данном случае найдемся в состоя­нии произнести влиятельное слово к вразумлению наших

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

В 1654 году в ходе русско-польской войны русские войска заняли Витебск. С 1661 года в Свято-Духовской церкви возобновились православные богослужения. На чертеже Витебска 1664 года, созданном русскими для царя, церковь изображена каменной. В 1667 году по Андрусовскому перемирию Витебск возвращён Речи Посполитой. 18 января 1697 г. униатский архиепископ Полоцкий Мартин Бяллозор (Белозор) выдал грамоту на фундуш земскому судье Витебского воеводства князю Фёдору Лукомскому на постройку женского базилианского монастыря при церкви Святого Духа. Таким образом, первые постройки униатского монастырского комплекса появились на рубеже XVII - начале XVIII в.в. В 1772 году, в результате Первого раздела Речи Посполитой, Витебск вошёл в состав Российской империи. В 1792-1793 г.г. на средства мещанина Потапа Бибки и его сыновей Свято-Духовский храм был полностью перестроен, в левой башне были повешены колокола, под церковью разместилась крипта с погребениями, были устроены 2 ризницы, 7 алтарей. В обители были возведены каменные 2-этажные келейные корпуса, хозяйственные постройки. При монастыре существовал платный пансион для 19 девочек. В начале XIX века в монастыре жили 14 монахинь. При присоединении униатских белорусских епархий к православию в 1839 году Свято-Духов монастырь передан Полоцкой епархии Православной российской церкви. Кроме Свято-Духовской при монастыре существовала также тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имела размеры метров. В 1855 году в монастыре было лишь 6 монахинь. В 1857 году монастырь был упразднён. Здания и земли вместе с Свято-Духовской церковью были переданы мужскому духовному училищу и хотя смотритель училища Иоасаф стал там жить, но фактически постройки оказались заброшены и разрушались. Тёплую зимнюю церковь разобрали, а из Свято-Духовой церкви вся церковная утварь была перенесена в ризницу кафедрального собора. 25 октября 1865 года здания были переданы Полоцкому училищу девиц духовного звания. В конце 1860-х г.г. Свято-Духовская церковь была реконструирована. А Полоцкое училище переехало в перестроенные помещения в 1872 году. В 1902 г. на месте главного корпуса бывшего монастыря построили новый трёхэтажный корпус училища (сейчас это облисполком), который переходом был соединён с церковью Святого Духа.

http://sobory.ru/article/?object=41479

209 Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Год 7130. 1 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. С. 2 210 Verific. niewinn. Л. 3–4 211 Вилен. археогр. сборн. 2. 29 212 Sowita wina. S. 62–63 А Смотрицкий впоследствии удостоверял, что он вовсе не ставил попов для Полоцкой епархии и митрополита, а поставил только попов для своего братского Свято-Духовского монастыря из своих монахов и для тех православных, которые жили на грунтах братских; никаких универсалов не рассылал, а только послал ответный лист, «ресалютовал», полочанам на их приветствие; лист этот был показан полоцкому воеводе и заключал в себе одни пастырские наставления; такие же листы послал к шляхте и мещанам по своей епархии для наставления православных, а отнюдь не для возмущения; монахов никаких также не рассылал и пр. (Obrona verificaciey. S. 116–117 213 Виленск. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 214 Подлинник универсала хранится в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде за 53 а в русском переводе напечатан в Вестнике Западн. России. Год 3. Декабрь. Отд. 1. 5 Впрочем, в Полоцк отправлен был этот универсал несколько в другом виде, и, вероятно, в том самом, в каком изложен был первоначально, потому что помечен еще 1-м числом февраля, а не 22-м марта (Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 355–356 215 Verific. niewinn. Л. 3. 45–46 Не довольствуясь таким притеснением православных в Вильне, некоторые ярые униаты — Левон Мамонич, Петр Коптевич и другие от имени всего виленского униатского Свято-Троицкого братства возобновили тогда свою жалобу на членов православного Свято-Духовского братства, будто они незаконно присвоили себе королевские грамоты и привилегии, данные собственно Свято-Троицкому братству, незаконно владеют принадлежащими последнему домами и грунтами, незаконно имеют школу и типографию, пользуются доходами с имений Свято-Троицкого братства, и просили короля отнять все это у Свято-Духовского монастыря и братства и взыскать с них пятьдесят тысяч коп литовских, и король грамотою от 10 июля 1621 г. потребовал главных свято-духовских братчиков на свой задворный суд. Замечательно начало этой грамоты после королевского титула: «Подданным нашим Василю Игнатовичу, Максиму Герасимовичу, Григорию Дудце, попом церкви новое и старшим братства тое ж церкви, яко вы ее называете, Святого Духа, в месте виленском будущое (Максимом Герасимовичем попом назван здесь Мелетий Смотрицкий, бывший уже архиепископом Полоцким), так теж мещаном нашим виленским Якиму Сысоевичу, Ильи Тупечину, Олхиму Кравцу, Исаку Волковичу, Филипу Сенчиловичу, Семену Красовскому, Ивану Шитику, Левонови Ковалю, Яну Котовичу, Стефанови Шевцу, Петрови Мельнику, Богданови Симоновичу, Адаму Хмельнику, Богдану Борысовичу, Юрью Хоцеевичу, Василю Закревскому, Василю Барановичу, Василю Друговине, Василю Кулаковскому, Крыштофу Василевичу и всем вам, которые се взываете братею братства Святаго Духа

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Софроний (Сахаров) , архим. О молитве. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. Софроний (Сахаров) , архим. О послушании//Он же. Рождение в Царство Непоколебимое. Св.– Иоанно-Предтеченский монастырь. М.: Изд-во Паломник, 2000. С. 170–178. Софроний (Сахаров) , архим. Переписка с прот. Г. Флоровским . Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, ТСЛ, 2008. Софроний (Сахаров) , архим. Преподобный Силуан Афонский . Житие, учение и писания. Минск: Изд-во Лучи Софии, 1998. Софроний (Сахаров) , архим. Рождение в царство непоколебимое. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь. М.: Изд-во Паломник, 2000. Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан. Эссекс: Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990. Софроний (Сахаров) , архим. Таинство христианской жизни. ТСЛ, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад: Тип. Св. Тр. Сергиевой лавры, 1906. Т. 1. Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка. В 3-х т. М.: Тип. Императорской Академии Наук, 1958. Т. 2. Станилоэ Д., прот . Молитва Иисусова и опыт стяжания Святого Духа. Святой Дух в жизни Церкви/Пер. с рум. ин. Максима (Смирнова)//Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 2006. 13. С. 2. Станилоэ Д., прот . Молитва Иисусова и опыт стяжания Святого Духа. Глава 1. Святой Дух в православном богословии/Пер. с рум. ин. Максима (Смирнова)//Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 2010. 10. С. 6. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Изд-во Академический проект, 2001. Субири К. (Jose Xavier Zubiri Apalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла/Пер. с испанского С. Воробьева//Человек. 2000. 2. С. 92–101. Супрунова Л. Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе//Педагогика. 2011. 7. С. 16–28. Сурова Л. В. Наши проблемы//Она же. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Владимир: Изд-во Владимирской епархии. 1996. С. 11–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

833 монаха-имяславца были насильно депортированы из Свято-Пантелеимоновского монастыря и Свято-Андреевского скита в Одессу. 40 человек, обвиненных в уголовных преступлениях, заключили в тюрьму, остальных «в мирском одеянии» отправили «для водворения на родину». Указом Святейшего Синода от 24 августа 1913 г. иноки, не принявшие его послания, были запрещены в священнослужении и Причащении Святых Тайн. В послании к Синоду Российской Церкви Константинопольский Патриарх Герман V выразил пожелание, чтобы изгнанные монахи даже в случае раскаяния не могли быть возвращены на Афон. После насильственного удаления в июле 1913 г. из Свято-Андреевского скита 185 имяславцев игумен Иероним был возвращен на свое место, а архим. Давид, принеся покаяние перед Вселенским Патриархом, был вынужден навсегда покинуть Святую Гору. Споры об Имени Божием продолжались и в дальнейшем и не закончились до сих пор. В 1917 г. афонские иноки-изгнанники написали прошение Всероссийскому съезду духовенства и мирян о прекращении церковного на них гонения и о восстановлении их иноческих прав. Однако не только этот съезд, но и Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг., а также Константинопольская Патриархия не пришли к какому-то окончательному выводу 21 . Жестокое подавление движения имяславцев (или иначе имябожников) нанесло тяжелый удар русским обителям Афона. Однако к лету 1914 г. на Святой Горе еще проживало 4285 русских насельников: в Свято-Пантелеимоновском монастыре – 2217, Свято-Андреевском скиту – 700, Свято-Ильинском скиту – 412, в келлиях и каливах – 956 22 . В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны правительство Османской империи закрыло проливы и связь русских афонских обителей с Россией через Черное море прервалась. Зимой 1914/1915 г. российское правительство мобилизовало на фронт часть русских святогорцев (из Свято-Пантелеимоновского монастыря было отправлено 90 иноков, монахи служили в лазаретах, а иеромонахи состояли при походных церквах, совершая богослужения), что породило среди греческих насельников мнение о том, что Россия посылала на Афон для русификации обителей переодетых в монашеские облачения солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А храм сей – разве не напоминает нам о непреложности слов Спасителя: Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ей. Прошли уже столетия с того времени, как существует Свято-Духовский Якобштадский храм, свидетель существования православья в этой окраине с давних времён, свидетель и того, как оно теснилось в сем крае. И самый храм Свято-Духовский, вследствие разного рода козней по отношению к православным, предавался забвению и разрушению. Но, вот, когда, по воле Божьей, в силу непреложности слов Спасителя о непоколебимости Церкви Его, стал снова распространяться свет православия в Прибалтийском крае и в сей окраине явились благодетели, которые обратили внимание на старинный памятник православия и восстановили его. Жители сего града, как единоверные нам братья, так и иноверные, были свидетелями восстановления почти из развалин Свято-Духовского Якобштадтского храма сего. Назад тому три с половиной года, быть может, все вы, присутствующие ныне в сем храме, видели торжественное освященье восстановленного храма собором святителей, со многими духовными лицами, при многочисленном собрании народа. Радость была великая для чад православной церкви не только в сем граде и крае, но она отозвалась в отдалённых пределах православной России. Можно было надеяться, что восстановленный Свято-Духовский Якобштадский храм есть явный выразитель безбоязненного и безопасного исповедания православной веры сынами православной Церкви в сем крае. Но случилось ужасное дело, свойственное только временам тёмным, необразованным, странам диким, языческим: ново-восстановленный храм тайными руками врагов православия, руководимыми, несомненно, из преисподней злыми духами, предан был огню и пламени: но что значат злые козни не только людей, но и дьяволов пред всемогуществом Божьим?!.. Бог поругаем не бывает! Слова Спасителя: созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ей – сбылись и на судьбе сего храма. Быть может, враги православия думали, что с уничтожением Свято-Духовского Якобштадтского храма уничтожится и православие в сем крае. Но нет! Это бедствие только более пробудило сочувствие, уважение и любви к православию у лиц, не принадлежащих к православной Церкви, и подвинуло их на вступление в недра православной Церкви, а самых православных чад возбудило к большему рвению воздвигнуть с большей славой и с большим великолепьем Свято-Духовский Якобштадский храм. И, вот, мы видим ныне исполнение сего святого дела. С нами Бог , разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог !

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

22 . Знаменский П. В. История Русской Церкви. – Paris: Центр рус. исслед. в Медоне. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: Общество любителей церковной истории 2000. – 461 с. 23 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. – Николо-Погост, 2005. – 1088 с. 24 . Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. – 315 с. 25 . Иоанн (Крестьянкин) , архим. Опыт построения исповеди. М.: Отчий дом; [Печоры]: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006 – 156 с. 26 . Иоанн (Крестьянкин) , архим. Проповеди, размышления, поздравления. – М.: Правило веры, 2006. – 850 с. 27 . Иоанн (Крестьянкин) , архим. Слово о малом доброделании.//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – 1990. – 1. 28 . Иоанн (Крестьянкин) , архим. Проповеди. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2001. – 512 с. 29 . Иоанн (Крестьянкин) , архим. Келейная книжица. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. – 84 с. 30 . Иоанн (Крестъянкин), архим. Келейная книжица духовных наставлений. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. – 44 с. 31 . Иоанн (Крестьянкин) , архим. Келейная книжица о семи нечистых духах и о семи горячностях духа. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. – 40 с. 32 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Глинский патерик. – М.: Самшит, 1997. – 766 с. 33 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Глинская пустынь. – М.: Московский патриархат, 1994. – 605 с. 34 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Лекции по пастырскому богословию. – М.: Самшит, 2007. – 406 с. 35 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.: Братство святителя Алексия, 1993. – 189 с. 36 . Кабо В. Р. Дорога в Австралию. Воспоминания. – New York: Effect Publishing, 1995. –334 c. 37 . Киприан (Керн) , архим. Православное пастырское служение. – СПб.: Сатисъ, 2000. – 383 с. 38 . Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. – М.: Свет Православия, 2002. – 364 с. 39 . Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Издательский отдел Владимирской епархии, 1995. – 607 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Рафаил (Карелин) , архим. Проповеди. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997 Рафаил (Карелин) , архим. Тайна спасения: беседы о духовной жизни. Из воспоминаний. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002 Рафаил (Карелин) , архим. Христианство и модернизм. М: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 Рафаил (Карелин) , архим. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 Религия Древней Месопотамии/Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1. – М.: Аванта, 2001 Родион, свящ. Люди и демоны: образы искушения современного человека падшими духами. Калуга – Минск – Ново-Казачье: Православная община, 1993 Рождественский Н.П. Христианская апологетика: Курс основного богословия. Т. 1. СПб., 1893 Русская литература: XIX век» Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001 Русская литература: XX век. – Там же. Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцев. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898 Сагарда Н., проф. Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. М.: Паломник, 1996 Санин Е. Стихотворения. Машинопись. Б. м. и г. Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995 Светоний Гай Транквилл. О жизни цезарей. СПб., 1998 Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Житие. Служба. – Киев: Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь – Общество любителей православной литературы. Изд-во имени свт. Льва, папы Римского , 2001 Серафим (Роуз), иером. Божие откровение человеческому сердцу. М., 1997 Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию. М., 1997 Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. М., 1995 Сергий (Рыбко), иером. Современная культура: сатанизм или богоискательство? – М., 2002 Сидоров А.И. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. М.: Русские огни, 1996 Симеон Новый Богослов , преп. Творения. Т. I-III. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

  СЛУШАЛИ: 17. Прошение Преосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Паисия о назначении иеромонаха Александра (Маслова) наместником Свято-Духова мужского монастыря с. Задушное Новосильского района Орловской области.   ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Александра (Маслова) наместником Свято-Духова мужского монастыря с. Задушное Новосильского района Орловской области.   СЛУШАЛИ: 18. Прошение Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении монахини Любови (Дорониной) от обязанностей настоятельницы Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря и о назначении на эту должность монахини Евгении (Свиридовской).   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Любовь (Доронину) от должности настоятельницы Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. 2. Назначить монахиню Евгению (Свиридовскую) настоятельницей Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря Рязанской области с возложением наперсного креста по должности.   СЛУШАЛИ: 19. Прошение Преосвященного архиепископа Самарского и Сызранского Сергия о благословении на открытие Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря в селе Подгоры Волжского района Самарской области и о назначении монахини Анастасии (Шестун) настоятельницей обители.   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря в селе Подгоры Волжского района Самарской области. 2. Назначить монахиню Анастасию (Шестун) настоятельницей Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря в селе Подгоры Волжского района Самарской области с возложением наперсного креста по должности.   СЛУШАЛИ: 20. Прошение Преосвященного епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Свято-Георгиевского женского монастыря в Предгорном районе Ставропольского края (близ станицы Ессентукской) и о назначении монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей обители.   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Георгиевского женского монастыря в Предгорном районе Ставропольского края (близ станицы Ессентукской).

http://pravoslavie.ru/16973.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с приобретением здания в г. Брюсселе для нужд Русской Православной Церкви. 2. Благодарить настоятеля Свято-Николаевского собора в г. Брюсселе протоиерея Павла Недосекина за усилия, приложенные им в деле приобретения указанного здания. 3. Образовать в новоприобретенном помещении ставропигиальное Подворье Русской Православной Церкви с храмом во имя Святой Троицы. 4. Настоятелем Подворья назначить протоиерея Павла Недосекина с освобождением его от обязанностей настоятеля Свято-Николаевского собора г. Брюсселя. 5. Для пастырского окормления Свято-Николаевского прихода в г. Брюсселе направить в распоряжение Преосвященного архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона священника Антония Ильина, сотрудника Отдела внешних церковных связей. 6. Назначить священника Антония Ильина секретарем Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях. ЖУРНАЛ 73 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся с 26 июля по 2 августа сего года визите делегации Русской Православной Церкви в Канаду в связи с празднованием 100-летия прихода Свято-Варваринского собора в г. Эдмонтоне. СПРАВКА: 26 июля 2002 года для участия в торжествах по случаю 100-летия Свято-Варваринского прихода в канадский город Эдмонтон прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 27 июля, открывая юбилейные торжества, митрополит Кирилл совершил в Свято-Варваринском соборе Всенощное бдение. Затем имела место встреча с прихожанами собора. 28 июля, в Свято-Варваринском соборе состоялась праздничная Божественная литургия, в которой приняли участие члены делегации Русской Православной Церкви, клирики Патриарших приходов в Канаде, а также Румынской Православной Церкви в Канаде и Американской Православной Автокефальной Церкви в Канаде.

http://mospat.ru/archive/86344-zhurnaly-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010