91 Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Троице-Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 1919. – С. 3–29. 94 Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. – С. 206–208. 97 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – Сергиев Посад, 2001. – С. 144. 98 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – Сергиев Посад, 2001. – С. 103–105. 103 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 50–51. 105 Тихонравов Н. С. Древние жития Преподобного Сергия Радонежского/Н. С. Тихонравов. – Репр. воспроизведение. – М.: Книга по требованию, 2012. – С. 8. 106 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 59. 109 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 125. 110 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 125. 112 Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – Москва: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 389. 113 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 100–123. 114 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С.110–111. 119 Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника: Загорск, 1958. – С. 12–18. 120 Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. – С. 88–92. 123 См.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. – Л.: Наука, 1978. – С. 216–217.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 января 1875 г. состоялось освящение архиепископом Херсонским и Одесским Леонтием (Лебединским) главного придела нижнего единоверческого храма во имя святителя и чудотворца Николая, а 30 января – второго придела во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Впоследствии жителями г. Москвы были пожертвованы на нижний храм Одесской Свято-Успенской церкви иконы и богослужебная  утварь. Особенно важно вспомнить сегодня, во время расколов и разделений, об этом добром примере неразрывного единства молитвы и духовного общения между Первопрестольной столицей Русского Православия и Южной Пальмирой. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что в 1902 г. в верхнем храме Свято-Успенской церкви был освящен великолепной художественной работы пятиярусный фарфоровый иконостас, подобный тому, что есть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Это прекрасное произведение церковного искусства было уничтожено при закрытии храма богоборцами. Духовная жизнь Свято-Успенского храма ознаменовалась служением в нем святого праведного Ионы Одесского, еще при жизни почитавшегося дивным молитвенником и чудотворцем. Это служение проходило незадолго до так называемой «революции», в чем можно увидеть ясный знак того, что Милосердный Господь укреплял веру одесситов, прихожан храма перед предстоящими тяжелейшими испытаниями. После Октябрьского переворота Свято-Успенский храм г. Одессы долго оставался важным центром Православия на Одесщине. В годы безбожных гонений большевиками уничтожается знаменитый Одесский Спасо-Преображенский собор, а Свято-Успенский храм, вместе с тысячами других храмов взойдя на Русскую Голгофу XX века, был закрыт и превращен в архив богоборческим режимом. Но там, где есть Голгофа, обязательно должно быть Воскресение. Молитвенная жизнь в Свято-Успенском соборе возродилась спустя десять лет после его закрытия – в 1942 г., когда во время румынско-немецкой оккупации были возобновлены богослужения в нижнем, Свято-Никольском храме собора, в который была перенесена чудотворная Касперовская икона Богородицы. Накануне освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков, 9 апреля 1944 г., перед комендантским часом, в Свято-Никольском храме собора был отслужен общегородской молебен перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери о спасении жителей города Одессы. Православные одесситы верят, что именно предстательством Пречистой Богородицы их город был спасен от разрушения, несмотря на ожесточенные бои за его освобождение от гитлеровских оккупантов.

http://pravmir.ru/k-vizitu-svyatejshego-...

2. Рапорт Преосвященного митрополита Одесского и Измаильского Агафангела об образовании Свято-Покровского скита Свято-Успенского Одесского мужского монастыря Одесской епархии Украинской Православной Церкви (с. Мариновка Беляевского района Одесской области). 3. Рапорт Преосвященного митрополита Хустского и Виноградовского Марка об изменении названия и принятии в новой редакции Устава Свято-Успенского женского монастыря Хустской епархии Украинской Православной Церкви (с. Угля Тячевского района Закарпатской области). 4. Рапорт Преосвященного митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана о создании женского монастыря в честь Святого Архистратига Михаила Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви на месте прихода в честь Святого Архистратига Божия Михаила (пгт Чечельник Чечельницкого района Винницкой области). 5. Рапорт Преосвященного архиепископа Уманского и Звенигородского Пантелеимона о принятии и регистрации Устава Свято-Пантелеимоновского женского монастыря Уманской епархии Украинской Православной Церкви (с. Хижня Жашковского района Черкасской области). 6. Рапорт Преосвященного архиепископа Черновицкого и Буковинского Мелетия об образовании мужского монастыря в честь преподобного Серафима Саровского Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви (с. Испас Вижницкого района Черновицкой области). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить: а) образовать женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Услышательница» Киевской епархии Украинской Православной Церкви на месте Свято-Николаевского прихода (с. Фасовая Макаровского района Киевской области); б) принять и зарегистрировать Устав женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Услышательница» Киевской епархии Украинской Православной Церкви. 2. Благословить: а) образовать Свято-Покровский скит Свято-Успенского Одесского мужского монастыря Одесской епархии Украинской Православной Церкви (с. Мариновка Беляевского района Одесской области); б) принять и зарегистрировать Устав Свято-Покровского скита Свято-Успенского Одесского мужского монастыря Одесской епархии Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

7 июля 1814 г. состоялось освящение Свято-Успенской часовни. Эту дату можно считать датой основания Одесского Свято-Успенского кафедрального собора. План постройки трехпрестольного Свято-Успенского храма был утвержден в 1845 г. А девять лет спустя, 7 сентября 1854 г. в Свято-Успенскую единоверческую церковь была впервые внесена величайшая святыня Юга России и всей Русской Православной Церкви – чудотворный Касперовский образ Божией Матери. Никто тогда, конечно, и предположить не мог, что, устроением Промысла Божия, Свято-Успенскому кафедральному собору г. Одессы предстоит на многие десятилетия стать обителью для этого дивного образа. Закладка собственно нынешнего здания Свято-Успенского собора была совершена 17 июля 1855 г. великим угодником Божиим, выдающимся подвижником и богословом с мировым именем, русским Златоустом и патриотом великой России, вдохновлявшим русские войска в Крымскую войну, святителем Иннокентием, архиепископом Одесским. Несомненно, что молитвы святителя Иннокентия непрестанно с тех пор пребывают со Свято-Успенским собором и его прихожанами. Не случайно также и то, что именно в этот собор мощи угодника Божия, молитвенника за град Одессу и всю Святую Русь, были перенесены по их обретении. Двухэтажный Свято-Успенский храм г. Одессы был сооружен в 1869 г. на средства купцов Черепенниковых по проекту известного архитектора Л. Ц. Оттона. Высота храма вместе с колокольней составляет 56 метров. Вместимость – до 6 тысяч молящихся. Освящен главный придел новосооруженного Свято-Успенского храма 12 апреля 1869 г. еще одним знаменитым подвижником благочестия, проповедником и богословом архиепископом Херсонским и Одесским Димитрием (Муретовым). Тот же святитель 13 августа 1869 г. совершил освящение правого придела храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца и святой преподобной Ксении, а 30 апреля – левого придела во имя святого апостола Иакова, брата Господня. При всех этих событиях присутствовали руководители и знатные жители Одессы, множество прихожан и паломников.

http://pravmir.ru/k-vizitu-svyatejshego-...

Contr’, contra (лат.) – контр-, против. Geschichte der Seele (нем.) – история души. Iners (лат.) – бездеятельный, косный, инертный. Suspension des faculties de l’ame (франц.) – буквально: прекращение способностей души. Quod potui, feci, faciant meliora potentes (лат.) – Что мог, я сделал, кто может, пусть сделает лучше. Список источников 1 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 1. М., 1994. 2 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 2. М., 1994. 3 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 3. М., 1994. 4 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 4. М., 1994. 5 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 5. М., 1994. 6 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 6. М., 1994. 7 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 7. М., 1994. 8 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 8. М., 1994. 9 . Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? 6-е изд. Л., 1991. 10 . Святитель Феофан Затворник . Письма о духовной жизни. Издание Московского Богородице-Рождественского монастыря и издательства «Правило веры». М., 1996. 11 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Начертание христианского нравоучения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Т. 1. М., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о назначении монахини Елисаветы (Усталовой) настоятельницей Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Вознесенского женского монастыря пос. Кочергино Курагинского района Красноярского края. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елисавету (Усталову) настоятельницей Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Вознесенского женского монастыря пос. Кочергино Курагинского района Красноярского края. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении игумена Андроника (Могилатова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни города Сарова Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Андроника (Могилатова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни города Сарова Нижегородской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Епископа Саратовского и Вольского Лонгина о благословении на открытие Свято-Сергиевского женского монастыря в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области и о назначении монахини Ксении (Афанасьевой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Сергиевского женского монастыря в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. 2. Назначить монахиню Ксению (Афанасьеву) настоятельницей Свято-Сергиевского женского монастыря села Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении игумена Гермогена (Чиркова) от обязанностей наместника Успенского мужского монастыря г. Старицы Тверской области и о назначении на эту должность игумена Димитрия (Севостьянова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Гермогена (Чиркова) от обязанностей наместника Успенского мужского монастыря г. Старицы Тверской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205751...

Макарий Великий Египетский (ок. 300–391), христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобных, автор духовных бесед, в 360 г. основал монастырь, впоследствии названный его именем. Максим (Георгиадис, 1908–1979), представитель Патриаршего экзархата, с 1946 г. митрополит Лаодикейский Антиохийской Православной Церкви, экуменист, участник празднования 1000-летия Афона. Маркел , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря, карпатского происхождения, скончался в 1962 г. Мартиниан (Синегаев), иеромонах Свято-Пантелеимоновского монастыря, по болезни в 1980 г. вернулся в Россию в Псково-Печёрский монастырь, в настоящее время подвизается на Афоне в скиту на Крумице. Матфей , монах Руссика, карпатского происхождения, певчий, упоминается в письмах 1962–1967 гг. Мемнон , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, скончался в 1967 г. Милонаку Никифор , служащий Министерства внутренних дел Греции, автор книги «Святая Гора и славяне» (1960). Мирон (Пепеляев), иеромонах, подвизался на Афоне с 1976 г., в настоящее время архимандрит, подвизается в Псково-Печёрском монастыре. Мисаил (Сопегин, 1852–1940), схиархимандрит, игумен Свято-Пантелеимоновского монастыря в 1905–1940 гг., прибыл на Афон в Свято-Пантелеимоновский монастырь в 1876 г.; в 1885 г. был рукоположён в иеромонаха, до 1905 г. послушания нёс в основном в монастырских подворьях: таганрогском, московском, константинопольском, одесском. Мисаил (Томин Михаил Константинович, род. 1923), в схиме Серафим, иеромонах, впоследствии схиархимандрит, служил в разных епархиях СССР, в 1976–1981 гг. подвизался на Афоне в Свято-Пантелеимоновском монастыре, исполняя послушание ризничего и портного, в 1981 г. вернулся в СССР в связи с тяжёлой болезнью, основатель Свято-Андреевского монастыря Оренбургской епархии, духовник Оренбургской епархии по настоящее время. Мисаил , иеромонах, подвизался на Афоне с 1896 г. нёс гостиничное послушание в Свято-Пантелеимоновском монастыре, скончался в конце 1960 г. или начале 1961 г. Митрофан , архимандрит, много лет был настоятелем Свято-Андреевского скита на Афоне, скончался в 1949 г. в глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Более 60 лет при Станьковской Свято-Николаевской церкви действовало благочиние. Первым благочинным в Николаевском храме был протоиерей Николай Трусковский, в последствии Архимандрит, историк, краевед, писатель, создатель трудов по истории православных храмов. С 1873 по 1883 года в Свято-Николаевском храме служил благочинный протоиерей Василий Васюкович. Диаконом при нем был Иоанн Шарковский, а псаломщиком Даниил Руцкий. С 1883 по 1918 года благочинствовал при Станьковском храме протоиерей Феодор Чернявский, духовник, отец новопрославленной в наше время святой блаженной Валентины Минской (Валентины Феодоровны Сулковской). В помощниках у отца Феодора были иерей Александр Лукашевич (упоминается в документальных источниках Станьковской церкви за 1898 год) и иерей Иоанн Бруякин (упоминается в документах церкви за 1909 год). В 20-х годах ХХ века в храме служил отец Николай Атоваров, расстрелянный в конце 1920-х, начале 30-х годов. Последним священником Николаевской церкви был иерей Илия Мендзик, расстрелянный в 1936 году, а его семья репрессирована. В состав Станьковского прихода входили следующие селения: Станьков, Кукшевичи, Заболотье, Шатилы, Петковичи, Лантевичи (с 1960 г. Васильково), Магалевщина, Гринковщина, Багрицовщина, Ляховичи, Каменка, Зосино, Мигдаловичи, Сломище, Красное, Скворцы, Добрынево, Чечино, Павлово и Гороховище. Станьковской церкви, по данным 1864 года, принадлежали пять деревянных и одна каменная кладбищенских церквей: Свято-Покровская 1860-1864 гг. в Добрынево; в Станькове - конца XVIII - начала XIX веков; в деревне Червоное; Свято-Ризоположенская в застенке Кули; Свято-Духовская в деревне Ланцевичи; Свято-Троицкая, каменная, в селе Вязынь и Свято-Анненская на хуторе Коски. При Свято-Николаевском храме существовало церковно-приходское попечительство и три штатных народных училища: в Станькове, Кукшевичах и Добрыневе. Земли при церкви в Станькове считалось 31 1/2 десятина, расположенная на трех участках. Пользовались этой землей помощник настоятеля и один псаломщик. Усадьба настоятеля находилась на хуторе Коски. Из строений для помощника настоятеля имелись: дом, два амбара, гумно, погреб, два скотских сарая. Двор помощника настоятеля находился непосредственно перед южным фасадом храма, через дорогу Минской улицы (ныне ул. Марата Казея). Псаломщик жил за храмом с восточной стороны (ныне дом М. Казея). Двор псаломщика состоял из дома и гумна. Третий участок числился непосредственно за церковью и погостом.

http://sobory.ru/article/?object=40425

Так строго будет поступлено с грешниками «не потому, чтобы Бог хотел их погибели» 313 но потому, «что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.1:10 ). Бог же «хочет, чтобы все люди спасались и достигли познания истины» ( 1Тим.1:4 ). Символ веры начинается с торжественного утверждения веры в Бога. Это утверждение – не только акт интеллектуальный, оно предполагает всецелое вовлечение души и ответную отдачу. Во Христе посредством Духа Святого жизнь верующего преображается, потому что христианин, хотя и живет в «мире сем», не «от мира сего». Его взгляд обращен к Царству света, поэтому Символ веры и заканчивается радостным исповеданием чаяния воскресения и жизни будущего века, в котором уже не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания». 64 «Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают сии друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». Правила Православной Церкви. Т. 1. Изд. цит. С. 104. 65 Помазанский М., протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. – Джорданвилль, 1963. – С. 12. 79 Цит. по: Левшенко Б., диак. Конспекты лекций по курсу «Догматическое богословие». – М., ПСТБИ, б/г. – С. 21. 85 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С. 40. 87 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С. 42. 88 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С. 40–43. 103 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С. 89–90. 106 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С. 89–90. 111 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С. 110–111. 112 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С. 110–111. 113 Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Строительство было закончено к 1716 году, и храм был освящен. По документам, среди монастырских построек существовали 2 деревянные церкви, 2 престола и 8 келий. В Свято-Вознесенском монастыре проживало около 11 монахов, игумен Никанор и иеромонах. С годами Свято-Вознесенский монастырь становился больше: были выстроены стены монастыря, кельи, трапезная, игуменский дом. А в 1743 году атаман Ефремов отводит монастырю участок земли, включающий в себя лес и озеро. По документам на 1786 год. в Кременском мужском монастыре несут монашескую службу порядка 30 человек. За исключением служителей Свято-Вознесенского монастыря, здесь находилось также около сотни крестьян, выполнявших различные работы. Пустынь, располагавшаяся на берегу Дона, предназначалась для израненных во время боев казаков. В Свято-Вознесенский мужской монастырь уходили и старые воины. Не найдя себе места в монастыре, они выкапывали поблизости в земле кельи, где находили уединение и покой. Впоследствии в горе образовалась целая сеть пещер, которые соединялись между собой ходами. В пещере была построена церковь и часовня. В 1788 году по приказу Екатерины II в стране упразднялись монастыри. Той же участи ожидал и Кременский мужской монастырь. По приказу императрицы монастыри, не имеющие штатов, должны быть переделаны в приходские церкви, богадельни и народные школы. В 1798 году, благодаря прошению казаков, Свято-Вознесенский монастырь был восстановлен. Кременский монастырь был поднят на ноги Войском Донским и провозглашен как внештатный монастырь 3-го класса. Возвращались Свято-Вознесенскому монастырю и все земли. Вплоть до 1812 году в Свято-Вознесенском Кременском монастыре лечат раненых казаков. Также сюда ссылали людей на исправление. Большинство людей менялись настолько, что не хотели покидать Кременский монастырь, несмотря на то, что жизнь здесь была нелегка. С годами монастырь растет: в 1816 году Свято-Вознесенскому монастырю отводится участок прибрежной земли длиною в 2 версты. А в июне 1834 года при Кременском монастыре открывается приходское училище.

http://sobory.ru/article/?object=22164

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010