Представитель епископов, отступивших в унию – Иосиф Шумлянский имел ещё другие побуждения желать, чтобы Четвертинский лишился Луцкой епископии. Шумлянский надеялся, после изгнания Четвертинского, завладеть имениями, и рассчитывал поставить епископом луцким брата своего Афанасия 168 . Интриги Шумлянского против Четвертинского ещё более усилили ненависть к этому последнему польского правительства и, по словам Четвертинского, король и королева прямо объявили ему, что если он не сделается униатом, то сошлют его на вечное заточение в Мариенбург 169 . Тогда, писал Четвертинский 170 , «немощь человеческую имый, устрашился абие, соглядая сие, яко не точию аз имех быти в толиком лишении, но и овцам словеснаго стада не возмогл бых помощи ни в чем же, сего ради оставити престол мой и вся своя понужден есмь.» Прибыв на восточную сторону Днепра к гетману в то время, когда здесь поднят был вопрос об избрании митрополита в Киев, Четвертинский сделался первым кандидатом на занятие этой должности. Он происходил из самой древнейшей дворянской фамилии, ведшей свой род от Святополка – Михаила, внука Ярослава I-ro 171 , отчего составилось и двойное имя Четвертинского: «Гедеон Святополк князь Четвертинский». Он уже 25 лет носил сан епископа луцкого и острожского, был посвящён в этот сан митрополитом Дионисием Балабаном и ещё в 1663 году, по смерти Балабана, был первейшим в среде духовенства, собравшегося в Корсунь, для погребения митрополита и для избрания ему преемника 172 . Кроме всего этого, весьма много говорило в пользу Четвертинского и последнее время его жизни в Польше, когда он был защитником православия и много претерпел за свою преданность вере. Само малороссийское духовенство восточной стороны Днепра сознавало, что это был первый кандидат для занятия престола киевской митрополии. «Епископу Барановичу, говорил гетман Самойлович, и то нелюбо, что епископ луцкий приехал сюда, в Малороссию, говорит: разве его митрополитом киевским сделать, а то другого ему места нет» 173 . Наконец Гедеон Четвертинский угоден был по своей покорности и московскому правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

2050 . Спасо – Преображенский, на Пшевже, мужской, совсем уничтожен­ный, Новгородской губ., где-то в Тих­винском уез., по которому протекает рч. Пчевжа, впадающая в р. Волхов с прав. стороны. В записи 1577–89 г. о ружн. церквах и м-рях сказано: «Преображ. Спасово на Пшевжу игум. Феодотию и 7 братами». “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, смесь, 36. 2051 . Спасо – Преображенский – Четвертинский, мужской, ныне село Четвертня, Волынской губ., Луцкого у., в 45 вер. к сев. от Луцка, при р. Стыре. Полагают, что основан кн. Четвертинскими никак не позже конца XVI ст. Около этого времени кн. Анна Матв. Четверинская, владетельница с. Четвертни, завещала мужу своему Янушу Збаражскому, воеводе Брацлавскому, погребсти ее в Четверт. м-ре, что и при­ведено в исполнение в 1604 г. построй­кою над гробом ее кам. церкви. Между тем из фундушевой записи 1619 г. видно, что он основан в этом году кн. Григорием Четвертинским, купив­шим имение Четвертню и давшим обет Богу построить м-рь. Первым игуменом был Герасим. В 1642 г. кн. Григ. Святополк Четвертинский, наделив м-рь угодьями и вотчинами, завещал м-рю быть всегда в православии. В XVIII ст., по совращении м-ря в унию, приписан к Тулинскому базилиан. м-рю; возвра­щен в православие в 1793 г. и обра­щен в приход. Батюшков, “Волынь”, 63; “Волын. епар. вед.”, 1867 г., 6; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., I, смесь, 9 (книжная ста­рина; напечатаны в типографии 1625 г. Псалтирь и Часослов); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. 196; LXXXVIII (жалоба 1702 г. игумена Четвертин. м-ря. князя Сильвестра Четвертинского, на дворян о нанесении обид наместнику Феодосию Стояновскому и на увод силою инокини Агафьи Масальской), 221, (жалоба 1703 г. дворян. Гораина на игумена м-ря кн. Сильвестра Четвертинского об опустошении им униатского девичья тоже Четвертин. м-ря), 226, (жалоба 1706 г. кн. Четвертинских на еписк. Белорус­ского о насильствен. завладении Четвертин. м-рем, основанном предками их), 299, (жа­лоба 1708 г. Белорус. еписк. кн. Четвертинского о изгнании его двор. Гораином из Четвертни); т. VI, 476, CLXXXVI (фундушевая запись 1619 г. кн. Четвертинского на основание Преобр. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Альфред Александрович приехал читать лекции во второй год существования отделения Московского археологического института в Смоленске. За полгода до этого княгиня М. К. Тенишева вместе с княгиней Е. К. Святополк-Четвертинской потратили свои личные средства для создания удобной обстановки для слушателей лекций: «Для института предоставлен теперь весь второй этаж дома кн. Е. К. Святополк-Четвертинской, не только заново отделанный, но и расширенный двумя пристройками в длину всего здания дома. В нем имеются две больших аудитории на 80 и на 50 человек, комнаты – для профессоров, для библиотеки, для канцелярии, для чайной, раздевальни и проч. Во всем здании электрическое освещение и водопровод». Парланд не был стеснён в сроках – его лекции и приём экзаменов в Императорском московском археологическом институте начинались весной; работа по строительству храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге давно была завершена. Поэтому он мог сесть в поезд и по Ржево-Вяземской железной дороге доехать до станции «Сычёвка» с целью осмотреть великолепный каменный собор, который горожане называли то «синягинским», то «красным» по цвету стен, которые не были оштукатурены. К сожалению, мы не можем, как архитектор, съездить в Сычёвку и осмотреть памятник церковного зодчества. Во время Второй мировой войны Сычёвка с 10 октября 1941 г. до 8 марта 1943 г. была занята немецкими войсками. За освобождение городов Смоленщины шли жестокие бои, в ходе которых храм святых бессребреников Космы и Дамиана был полностью разрушен. Лишь на редких сохранившихся фотографиях можно видеть результат профессионализма столичного архитектора, финансовых возможностей заказчиков, купцов Синягиных, и усилий сотен мастеров, воплотивших чертежи Альфреда Александровича Парланда в архитектурный памятник начала ХХ века.  к.и.н. Толмачева Н.Ю. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34585

Положение Киевской митрополии в составе Русской Церкви было исключительным. По сути, она представляла собой тот самый митрополичий округ, введение которых в Московском Патриархате планировал царь Федор, однако, с гораздо более обширными правами, чем это предусматривал проект епархиальной реформы 1682 г. Все древние привилегии Киевской митрополии, которые были перечислены Киевским собором 1685 г. при избрании на митрополию Гедеона (Святополк-Четвертинского), были за ним сохранены. Митрополит Киевский также получил право носить на митре стоячий крест, как и Патриарх Московский, и, подобно Предстоятелю Русской Церкви, в пределах своей митрополии имел право предношения креста. За Киевским митрополитом закреплялись все земельные владения митрополичьей кафедры, в том числе на Правобережье. В то же время Патриарх Иоаким в соответствии с данным митрополитом Гедеоном при поставлении обещании быть в послушании у Московского Первосвятителя в «настольной» грамоте Киевскому владыке закрепил за собой право духовного надзора над Киевской митрополией. Впрочем, такое право имели и Константинопольские Патриархи по отношению к митрополитам Киевским. Подобно Константинопольским Патриархам, Московский Первосвятитель пользовался правом дарования ставропигии отдельным монастырям, расположенным в пределах Киевской митрополии. В Константинопольской юрисдикции таким правом обладали, в частности, Киево-Печерская Лавра, киевский Богоявленский Братский и Межигорский монастыри и ряд других обителей. В 1686 г. Патриарх Иоаким даровал ставропигию Полоцкому Богоявленскому монастырю, сделав его одним из важнейших духовных центров Православия в Белоруссии, в 1687 г. — Межигорскому Спасо-Преображенскому монастырю, где некогда начинал свою монашескую жизнь (к этой обители Иоаким особо благоволил). В 1688 г. по просьбе архимандрита Варлаама (Ясинского) Патриаршая ставропигия была подтверждена и для Киево-Печерской Лавры. В 1688 г. демарш против Гедеона (Святополк-Четвертинского) предпринял Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович), который воспользовался тем, что после свержения и ссылки гетмана Самойловича между новым гетманом Иваном Мазепой и митрополитом Киевским сложились не самые лучшие отношения. Лазарь испросил у Патриарха Иоакима и царей разрешение на переход Черниговской епархии непосредственно под Патриаршую юрисдикцию, минуя митрополита Киевского. Вероятно, Лазарь сделал это от обиды на Гедеона: долгие годы Черниговский владыка на правах местоблюстителя управлял церковной жизнью на Левобережье, но при избрании митрополита Киевского в 1685 г. ему был предпочтен ставленник Самойловича. В то же время переход Черниговской епархии под начало Патриарха, в сущности, был восстановлением исторической справедливости: до смуты начала XVII в. и отторжения Чернигово-Северской земли Речью Посполитой она находилась в юрисдикции Московских Патриархов, а не митрополитов Киевских. На этом основании Иоаким пошел навстречу пожеланию владыки Лазаря.

http://bogoslov.ru/article/519696

Архим. Лука Белоусович, как только узнал о предпринятом со стороны м. Тимофея Щербацкого ходатайстве, сейчас же начал подготовлять средства к тому, чтобы всячески помешать ему. В лавре была составлена контрчелобитная, которую 16 июля 1752 г. Софроний Тернавиот, бывший тогда уже иеромонахом, подал лично в коллегию иностранных дел. Содержание лаврской контрчелобитной, состоявшей из четырех пунктов, было таково. Упомянув о том, что киевский м. Тимофей Щербацкий 25 января 1752 г. подал государыне челобитную о подтверждении высочайших грамот, жалованных прежним митрополитам киевским – Гедеону Святополк-Четвертинскому, Варлааму Ясинскому и Иоасафу Кроковскому, и всех прав, какие давались митрополитам теми грамотами, «а особливо о устроении его преосвященству в своей епархии типографии для печатания книг» (п. 1), лавра затем переходила прямо к доказательствам неосновательности последнего домогательства м. Тимофея Щербацкого и невозможности удовлетворения его с точки зрения интересов лаврских. Лавра ссылалась, прежде всего, на то, что, несмотря на жалованные грамоты киевским митрополитам, о подтверждении коих просил Тимофей Щербацкий, «в древних, средних и недавно минувших годах в Киевской епархии за всех бывших преосвященных митрополитов киевских типографии не было; а имелась издавна и ныне имеется типография в Киево-Печерской лавре, высокомонаршими жалованными грамотами утвержденная» (п. 2). Вслед затем лавра, переходя на юридическую почву, старалась доказать неосновательность претензий м. Тимофея Щербацкого, желавшего заводить свою типографию, неосведомленность его и его доверенного относительно истории спорного вопроса. «Что же присланный от его преосвященства» – писала лавра, – «архимандрит Пахомий сказкою в государственной коллегии иностранных дел показал, яко де по данной прежде бывшему киевскому митрополиту Гедеону князю Четвертинскому грамоте позволено иметь типографию для печатания книг, и в жалованных де грамотах митрополитам киевским – Ясинскому и Крокоскому все де то подтверждено, и хотя де в Киево-Софийском монастыре особливой типографии в то время не имелось, но такие де типографии находились в бывших под властью и послушанием митрополитанским, по вышеобъявленным же грамотам, Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре; а как де оные Киево-Печерская лавра и Черниговский архиепископ, по данным им грамотам, из власти и послушания митрополитов Киевских исключены, то уже де печатания книг под ведомом митрополитанским не осталось и ныне не имеется, без которого де обойтись митрополии Киевской всячески не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

На кафедру Белорусской епископии избран был в 1704 г. Сильвестр , в мире Сергий Вячеславич, князь Святополк Четвертинский , игумен Четвертинского монастыря. После киевского митрополита Гедеона, это уже другой святитель западнорусской церкви из фамилии Четвертинских. В начале XVIII века это был единственный княжеский род в Южной Руси, которого хотя одна ветвь оставалась верной православию. Избрание его упало на время великой северной войны русских со шведами. Сильвестр прибыл в Могилев только в 1707 г.; но так как чрез этот город постоянно проходили неприятельские войска, то он принужден был оставить кафедру и жил в Четвертне на Волыни. 934 В 1708 г. татары выжгли Могилев. Пожар этот произвел страшные опустошения. Несколько церквей сгорело до основания, другие обгорели. С прекращением военных действий начались опять гонения от поляков и униатов, так что епископ несколько раз подвергался не только оскорблениям, но даже нападениям с вооруженной силой. В 1722 г. Сильвестр был в Москве – бить челом государю о нуждах своих (Опис. дел синод. архива, 1722 г. ч. II, 227). В 1724 г. отняли у Четвертинского загородный дом в с. Мошинках, пожалованный предкам его королем польским, со всем хозяйством на несколько тысяч. (Бант.– Кам. Ист. изв. стр. 247 – 425). Сильвестр скончался в Могилеве 14 февраля 1728 г. По смерти его, в Могилеве произошла смута. Архидиакон Каллист Залевский, управлявший при престарелом Сильвестре епархией, присвоил себе, по смерти его, звание администратора епархии, а наместником, с соумышленниками своими, назначил минского игумена Гедеона Шишку. Св. Синод, не зная настоящего положения дел, утвердил эти назначения; но когда, вследствие заявлений могилевских магистрата и граждан о самовольных действиях и злоупотреблениях Каллиста, открылся его обман, Св. Синод постановил расследовать это дело чрез доверенное лицо, а потом устранил Каллиста из Белоруссии, назначив его архимандритом киевского Межигорского монастыря, настоятель которого определен был епископом в Белоруссию. Но так как Заленский продолжал из Киева возмущать Белорусскую епархию и замышлял передать ее на унию, то, по расследовании всех его проделок, лишен был сана и священства и простым монахом сослан был в Сибирь, где и умер. (Следств. дело о Каллисте в Государств. архиве).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Самойлович, не стесняя избрания, под рукой направлял его в пользу проживавшего в Малороссии, вдали от своей епархии, луцкого епископа Гедеона князя Четвертинского. На него указано было и из Москвы, как на желаемого кандидата. А для гетмана были особые побуждения к его возвышению. Сын Четвертинского Юрий женат был на дочери Самойловича и следовательно они были близкие между собой родные. Избрание состоялось 8-го июля 1685 г. Фамилия князей Святополков Четвертинских, давних владельцев на Волыни, с давних же пор была одной из опор православия в этом крае и дала православной церкви двух иерархов –Гедеона, сперва епископа луцкого, потом митрополита киевского, и Сильвестра епископа белорусского (первый назывался в мире Григорием Захарьевичем и был двоюродным братом Сильвестра). Но в том же XVII веке началась измена Четвертинских православию. Первый оставил веру праотцов князь Степан Степанович Четвертинский; за ним – брат Сильвестра, князь Гавриил Вацлавович, за которым последовало все его потомство. Но другие ветви остались верными православной вере. 722 В следующем 1686 г. 6-го мая московским правительством заключен был договор вечного мира с Польшей, по которому восточная сторона Малороссии с Киевом утверждалась навсегда за Россией. В октябре новоизбранный митрополит киевский прибыл в Москву, где принят был с большою честью и 8-го ноября московским патриархом Иоакимом посвящен на престол киевской митрополии. Благословенной грамотой патриарха утверждалось ему именоваться Малыя России митрополитом киевским и галицким и по достоинству киевской митрополии, которая признана между великороссийскими митрополиями первоначальной, занимать место выше всех российских архиереев, носить две панагии и «ради в той стороне обыклости» митру с крестом и в путных шествиях в своей епархии ношение пред ним пречестного креста; а ради единочинства с российскими митрополитами дан ему белый клобук (камилав беловидный), «яко в той стране таковое у митрополитов ношение упразднися». Киевский митрополит обязывался приезжать в Москву, по патриаршему указу, на собор; «в чреду же годового служения с прочими российскими архиереи, ради дальнего пути, да не присутствует».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Как уже говорилось, в 1861 г. была закончена внутренняя отделка нижнего Сергиевского храма. Единственным источником, в котором имеется упоминание об убранстве этого храма, является изданная в 1895 г. брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «…Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Этот храм помещается под сводами внизу верхней церкви; он устроен над склепом рода князей Святополк-Четвертинских. Предалтарный иконостас, первоначально устроенный в 1861 году, от сырости сделался ветх…Сзади клиросов храм украшен многими св. иконами… Храм этот тёплый: он отапливается двумя голландскими, изразцовыми печами». Данный иконостас, очевидно, был выполнен ещё под наблюдением Ж.Ф. Тибо, очень жаль, что более подробными сведениями о его облике мы не располагаем. В 1888 г. произошло знаменательное событие. 17 октября на Азовско-Харьковской железной дороге между станциями Тарановка и Борки потерпел крушение императорский поезд. Но для членов царской семьи все закончилось благополучно. Из искореженного вагона они вышли невредимыми. В это время многие русские люди испытывали чувство необычайного патриотического подъема. Не осталась в стороне и княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская, которая решила увековечить событие чудесного спасения царской семьи учреждением в своем любимом имении в Филимонках женской монашеской общины. Ее ходатайство было поддержано, и 3 октября 1890 года устав и штат Владимирской женской общины были утверждены. Община была названа «Владимирской», «…в память владельца села Филимонок и первоначального храмоздателя в ней Князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского…». Приняв иночество, княжна Вера Борисовна была пострижена в рясофор и утверждена настоятельницей Общины. Усадебная Троицкая церковь, к тому времени уже ставшая приписной к соседнему храму в Валуево, получила новое значение соборного храма обители. В течении 1888 г. храм был быстро достроен. Средства на строительство, возможно, были получены от продажи части земель и усадьбы Валуево фабриканту Д.С. Лепёшкину. Работы по окончательной отделке верхней церкви закончились к осени, и большое освящение состоялось 21 сентября. Помещения оштукатурили, появилась несколько суховатая лепнина, в замысле которой чувствуется попытка следовать архитектуре Ж.Ф. Тибо. Была выполнена незаурядная, но достаточно сдержанная академическая живопись в пастельных тонах на сводах и парусах. Помимо сюжетов, она включает орнаментальные элементы в технике «гризайль».

http://sobory.ru/article/?object=01252

Князе-Владимирский монастырь, в Подольском уезде. Князо-Владимирская обитель находится при сельце Филимонках. Расположен монастырь близ так называемой Патриаршей горы, среди высокого, густого елового леса. Обитель стоит на довольно возвышенном месте и с трех сторон окружена речкой Леновой. Местность, где находится монастырь, принадлежала князьям Святополк-Четвертинским. Учреждена обитель в 1890 году княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской. По устроении этой княжной общины, сама она была пострижена в иночество и назначена настоятельницей. В 1891 году община была переименована и утверждена монастырем под названием Князе-Владимирского. В обители два храма: каменная двухэтажная церковь , посвященная вверху Пресвятой Троице и внизу – прп. Сергию Радонежскому, – представляет главное и величественное здание обители. Храм этот построен самим князем Святополк-Четвертинским, в угоду своей супруге, нашедшей это место похожим на Гефсиманский скит и просившей его устроить здесь церковь и похоронить ее после смерти. (Княжна преставилась в 18δδ году). Второй каменный храм обители посвящен Успению Пресвятые Богородицы. В соборном Троицком храме находится несколько замечательных икон. Главный образ – икона Божией Матери «Скоропослушница», присланная с Афона. Есть еще икона – дар Иерусалимского патриарха. Для приезжающих в обитель. паломников существует гостиница. Проезд в монастырь до станции «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги, в 13 верст от обители, в до станции Бутово Московско-Курской жел. дороги, в 17 верстах от монастыря. Управляет обителью игуменья. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Подольском уезде. Общежительная Крестовоздвиженская обитель находится при сельце Лукине, в 20 верстах от города Подольска. Основан монастырь в 1837 году, сначала в виде женской богадельни, устроенной при Флоро-Лаврской церкви села Старого Яма. В 1856 г. эта богадельня переименована была в молитвенный богаделенный дом. Впоследствии, в 1865 г., стараниями юродивого Ивана Степановича Саватюгина и с помощью средств, предоставленных Прасковьей Родионовной Саватюгиной, Николаем Гавриловичем Рюминым и сестрой его, женой сенатора Любовью Гавриловной Мороз, этот молитвенный дом разросся в целую женскую общину с именем Флоро-Лаврской. В 1870 году община переведена была в сельцо Лукино, принадлежавшее Александре Петровне Головиной, а в 1887 году здесь учрежден был монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Будет воссоздана водная система дворцового парка на период XVIII века, здесь появятся уникальные каскады прудов и фонтанов, задуманные архитектором Растрелли, гроты, беседки, мосты, скульптуры. В Екатерининском дворце обещают создать музей. Все это поможет вернуть неизвестный нам облик Лефортова. В 1990-х годах вновь освящена домовая Петропавловская церковь Военного госпиталя им. Н. Бурденко. Чудом сохранились все три Петропавловских храма «Яузской Москвы» – близ Солянки, на Новой Басманной и в Лефортово. Посетить лефортовский храм стоит ради того, чтобы затеплить свечу и помолиться чтимой иконе Богоматери «Нерушимая Стена». скрыть способы оплаты Комментарии ГКариелло 17 сентября 2010, 01:26 У Святополк -Четвертинских была в Москве и усадьба и особняк, где сейчас находится ЦДЛ. Особняк Князя Б.В. Святополк-Четвертинского - Центральный дом литератора (ЦДЛ) Категория: Памятники архитектуры Адрес: Поварская ул., 50 1887, архитектор П. С. Бойцов Крупный особняк близок по стилистике замковым постройкам французского Ренессанса и барокко. Его объемная композиция обыкновенна — к улице обращен главный вход, заглубленный под сводчатую сень, вмонтированную в выразительную металлическую ограду участка, построенную на мотиве спирального завитка. Сохранилась роскошная отделка интерьеров. С ув. Г Кариелло Галя Кариелло 27 февраля 2010, 22:09 Ув. Елена последние месяцы ищу в инт-те все о Матвеевых. Их так много и разных. Думаю, что главными героями являются Артамон Сергеевич Матвеев, Андрей Артамонович Матвеев и его дочь Мария Андреевна Матвеева (Румянцева), любимица Петра 1, имевшая от него детей. А вторая жена Андрея Артамоновича, Анастасия Ермиловна Матвеева была графиня, обер-гофмейстерина двора герцогини Анны Иоанновны, и даже сопровождала ее в Митаву. Матвееву отозвали из Курляндии в 1718 году. Может быть не Блудова, а просто " блудница " ? Почему дом называют " дом купцов Матвеевых " и кто такой А Н Матвеев? С вопросами и огромным любопытством Галя Кариелло Елена 26 ноября 2009, 01:30 уважаемая Галина! Я только что 25 ноября 2009 года увидела Ваш комментарий.

http://pravoslavie.ru/31124.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010