Князь Евгений Ксаверьевич, рождение 1790 † 1834; женат 1) на Марие Чацкой † 12 сентября 1826; 2) на княжне Клементине Святополк-Четвертинской (все дети от 1-го брака) Княжна Изабелла, за Игнатием Цетнером Князь Антон Ксаверьевич, российский полковник, рождение 1-го сентября 1801; женат на Говорине Крашевской Князь Александр Ксаверьевич, рождение 30-го июля 1802; женат на княжне Юлие Николаевне Радзивилл Князь Генриха, рождение 1777 † 20 октября 1850; женат на княжне Терезие Чарторыжской Князь Фридрих, российский каммергер, рождение 1781 † 1842; женат на Франциска Залусской Княжна Елена, за графом Станиславом Мнишек Княжна Розалия, за Венцеславом Ржевуцким Князь Иосиф Михайлович, российский тайный советник, рождение 15 сентября 1785; женат на Доротее Стецкой † 12 мая 1854 Князь Казимир; женат на Марие Грановской Княжна Терезия, за обер-гофмейстером князем Максимилианом Антоновичем Яблоновским КОЛЕНО IX: Князь Иероним-Адам, рождение 5-го января 1844 Княжна Ванда-Мария-Елена Князь Сигизмунд Константинович, рождение 26-го ноября 1822; женат на графине Александре Александровне Гурьевой, рождение 1822 † 29 марта 1854 Княжна Теофилия Константиновна Княжна Валентина Константиновна, за графом де-Сегюр д’Агессо Княжна Христина Константиновна † 25 октября 1851; за князем Евгением Евгениевичем Любомирским Княжна Ядвига Константиновна, за графом Адамом Грабовским Княжна Мария Константиновна, за графом Владиславом Грабовским Княжна Анна Константиновна Князь Степан Евгениевич, могилевский губернский предводитель дворянства, рождение 9-го февраля Князь Владислав Евгениевич, рождение 7-го июня 1824 Князь Евгений Евгениевич, рождение 5 июня 1825; женат на княжне Христине Константиновне Любомирской † 25 октября 1851 Князь Фаддей Евгениевич, рождение 12 сентября 1826 Князь Франц Антонович, рождение 10 августа 1833 Князья Александр Антонович, рождение 29 октября 1839 Князь Антон Антонович, рождение 19 июля 1847 Княжна Юлия Антоновна Княжна Мария Антоновна Княжна Доротея Антоновна Княжна Стефания Антоновна

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

После измены Мазепы И. присутствовал на выборах нового гетмана, прошедших 6 нояб. 1708 г. на раде в Глухове, когда по желанию царя Петра I Алексеевича был избран И. И. Скоропадский. 12 нояб. того же года И. участвовал в отлучении Мазепы от Церкви, совершенном в присутствии царя Киевским митр. Иоасафом (Кроковским) . Мазепа оклеветал И. перед Петром I, представив Черниговского архиепископа своим сторонником. К рус. властям был послан казак с подложными «тайными» письмами Мазепы на имя И. и еще нек-рых верных царю людей (глуховского атамана Карпеки, сотника Туранского и кн. Святополк-Четвертинского). По приказу царя провели расследование, и И. был полностью оправдан. Известно, что И. приветствовал реформы Петра I, посвящал ему свои сочинения, в честь победы в Полтавской битве написал «Синаксарь» (Чернигов, 1710), который должен был читаться в церквах после благодарственной службы в ознаменование победы. И. неоднократно посылал свои сочинения Петру I, за что был удостоен царской благодарности и наград. Праздничный молебен перед Софийско-Успенским собором г. Тобольска в честь открытия мощей свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Фотография. 10/23 июня 1916 г. Праздничный молебен перед Софийско-Успенским собором г. Тобольска в честь открытия мощей свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Фотография. 10/23 июня 1916 г. Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е гг. ХХ в. (Китаевская пуст., Киев) Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е гг. ХХ в. (Китаевская пуст., Киев) При И. началось почитание свт. Феодосия (Углицкого). С именем свт. Феодосия И. связывал свое чудесное исцеление от болезни в начале служения на Черниговской кафедре. Когда И. был тяжело болен, ему явился свт. Феодосий и сказал: «Служи завтра и будешь здоров». На другой день И. служил литургию. В благодарность за выздоровление он повелел открыть вход в склеп свт. Феодосия в Борисоглебском соборе Болдинского мон-ря и поместил там живописное изображение архипастыря с составленной им стихотворной «Похвалой». Впосл. И. написал тропарь и кондак святителю.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Потом хозяева часто менялись - одни запускали хозяйство, другие, напротив, брались за него обстоятельно. В начале XIX века Д.В. Измаилов полностью перестроил ветхую усадьбу, возведя не очень большой, но солидного вида ампирный особняк в два этажа. Ходили легенды, будто бы в этом особняке останавливался на ночь, покидая Москву, Наполеон; впрочем, таких легендарных, а скорее мифических " домов Наполеона " к западу от Москвы немало, и подтвердить чем-либо все эти " версии " не представляется возможным... Дом Измаилова получился внушительным - с массивными стенами, широкими фронтонами, мини-колоннадой в два этажа и бельведером. Выглядел он как " вырубленный из скалы " , хотя на самом деле был деревянным. В таком виде имение к середине XIX века досталось Святополк-Четвертинским. Княжеская семья традиционно проводила в Филимонках лето. Старые усадебные постройки не переделывали, но дополняли их чем-то своим. Благодаря Владимиру Борисовичу и Вере Борисовне Святополк-Четвертинским в Филимонках появилась выдающаяся церковь, а затем и монастырь. Не имеющая аналогов Троицкая церковь строилась по проекту знаменитого архитектора П.К. Козиха. Огромный двухэтажный храм замысловатой архитектуры начали строить в 1861 году, а закончили и освятили в 1888-м. В 1891 году, наконец учредили Князь-Владимирскую обитель. В начале 1900-х годов в обители была выстроена вторая церковь - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вера Борисовна приняла монашеский постриг и руководила монастырём до 1893 года, в нём же она была похоронена. Монахини много и щедро занимались благотворительностью, содержали докторов, лечивших людей бесплатно, раздавали пособия нуждающимся. Сёстры В. Б. Святополк-Четвертинской, надо отметить, тоже пошли по стезе благотворительности: Наталья Шаховская основала общину сестёр милосердия " Утоли моя печали " в Лефортове, а Надежда Трубецкая - Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами (позже, когда княгиня, спасая растратчика-сына, распродала всё своё имущество, её общество помогало и ей самой).

http://sobory.ru/article/?object=01252

РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1684 г., д. 37, л. 29–45. 1   1684 г. ноября 23. – Письмо епископа Гедеона боярину князю В. В. Голицыну   (Л. 26) Список с листа белоруского писма, каков писал к боярину ко князю Василью Васильевичю Голицыну Гедеон, епископ Луцкий, с намесником своим с Селиверстом Павловым в нынешнем во 193 году декабря в 6 день.   Божиею милостию великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичей, и дедичей, и наследников, и государей, и обладателей их царского пресветлого величества царственные болшие печати, и государственных великих посолских дел оберегателю, ближнему боярину и намеснику новгородскому князю Василью Васильевичу Голицыну, аз Гедеон Святополк князь Четвертенский, православный епископ Луцкий и Острожский, первопрестолник митрополии Киевские смиренно челом бью. (Л. 27) Понеже благоволи Бог изъятии мя из руки гонящих мя и ввести в землю обетованную Богохранимые державы пресветлых монархов росийских их царского пресветлого величества в ней же всякого правовернаго целость, убо аз смиренный архиерей и желателный их великих государей богомолец вину пришествия моего к их пресветлых скипетродержавцов превысокому престолу явственно изобразив, кланяюся чрез сей мой лист вашей княжой велможности, ему же и благословение и молитвы ко многолетствию и благоденствию препосылающе, прошу покорственно яко же избра Бог вашу княжую велможность превысокие монаршеские их царского пресветлого величества исправляти дела, сице благоволи ваша княжая велможность по природной (Л. 28) добродетели быт ко мне милостив, яко да обрящу аз пришлец пресветлых великих государей премилосердую монаршескую милость. Се краткий глагол мой препосылая Божия все исполняющаго благословения ко изобилию всякого блага вашей княжой велможности желаю. Писан в монастыре Крупицком Батуринском ноября в 23 день 1684 году. Вашей княжой велможности, господина и благодетеля моего всех благ времянных и вечных желател непрестанный богомолец и слуга нижайший. Гедеон, епископ Луцкий и Острожский, рукою своею.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) патриарх Иоаким послал грамоты Киевскому митр. Гедеону (Святополк-Четвертинскому), Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и киево-печерскому архим. Варлааму (Ясинскому) с предписанием изложить свою позицию по этому вопросу. В 1688 г. царевна София Алексеевна отправила гетману Мазепе посвященную данной теме «Книгу о манне Хлеба животного» Сильвестра (Медведева) . Вместе с сочинением Сильвестра на Украину была послан содержавший иную т. зр. труд греков Лихудов «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым». В письме Мазепе от дек. 1688 г. И. высоко оценил «Книгу о манне...»: «Пречестнаго монаха Медведева веру, труды, разум хвалю и почитаю» (цит. по: Шляпкин. 1891. С. 178). Труд Сильвестра, с к-рым И. состоял в переписке, давал ответ на вопрос о времени преложения Св. Даров в духе католич. богословия. Эту т. зр. разделяло большинство малороссийского духовенства. В нач. 1689 г. И. включился в дискуссию о времени пресуществления Св. Даров, видимо по благословению Киевского митрополита написав «Книгу о пресуществлении, словесы Христовыми с действием Святаго Духа совершающомся». Главными оппонентами И. и Сильвестра (Медведева) в Москве выступили братья Лихуды. Для решения спора в авг. 1689 г. в Москву была направлена делегация Киевской митрополии, в состав которой входил И. Во время дискуссий взгляды И. были признаны «латинницкими», и его выслали из Москвы. На Московском Соборе 1690 г. книга И. попала в число сочинений, на распространение к-рых налагался запрет. «Книга о пресуществлении...» сохранилась в неск. списках, обнаруженных И. А. Шляпкиным (см.: Там же. 1891. С. 195. Примеч. 1). И. принимал деятельное участие в церковных, общественных и политических событиях в Киеве и Юго-Зап. Руси в кон. XVII в. В мае-июне 1690 г., во время выборов Киевского митрополита, И. являлся маршалком Собора. 25 июля 1687 г. И. присутствовал на избрании И. С. Мазепы гетманом, подписал избирательный акт. Вскоре Мазепа пожертвовал крупные средства на ремонт монастырской Кирилловской ц. 29 апр. 1692 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) поручил И. провести с Мазепой переговоры об учреждении в Батурине архимандритии во главе со св. Димитрием (Савичем (Туптало)) . Об ответе Мазепы, занятого в 1691-1692 гг. борьбой с восстанием под рук. Петрика, неизвестно. 26 июля 1692 г. Мазепа издал универсал о передаче Кирилловскому мон-рю озер, ранее принадлежавших Ржищевской обители, «иж просил нас превелебный господин отец Инокентий (Монастырский), игумен свято-кирилский киевский, з братиею» (Там же. 239).

http://pravenc.ru/text/468735.html

В кон. февр.- нач. марта 1656 г. Д., спасаясь от «гонения ляхов», уехал из Луцка в Чигирин. Здесь в апр. того же года он встретился с рус. послом А. Лопухиным, к-рому архиерей сообщил, что едет в Киев просить митрополита, чтобы тот ходатайствовал перед царем о принятии Луцкой кафедры, шляхты и мещан «под свою руку»; в случае согласия царя Д. вернется в Луцк и подготовит коллективное обращение к царю мещан и всяких людей с просьбой о защите. По-видимому, на деле Д. выполнял поручение польск. правительства, т. к. 26 июня 1656 г. Б. Хмельницкий сообщал царю, что кор. Ян II Казимир через Д. предлагает ему вступить в переговоры. Во время пребывания в Чигирине архиерей сумел получить от гетмана универсалы, обеспечивавшие защиту его владений. 8 сент. 1657 г. Д. вступил в Луцкое правосл. братство. В окт. того же года, получив от короля разрешение на поездку в Киев, Д. присутствовал на Соборе епископов, созванном после смерти Сильвестра (Косова) для выбора нового митрополита. Д. был одним из кандидатов, но Собор решения не принял. 1 дек. 1657 г. Д. снова приехал в Киев, где состоялся Собор, на к-ром в нач. янв. 1658 г. Луцкий архиерей был избран митрополитом, 19 янв. к нему перешла софийская казна. Заняв митрополичью кафедру, Д. сохранил за собой и Луцкую епархию. В 1658 г. права и привилегии Луцкого братства он подтвердил как митрополит и одновременно «администратор епископии Луцъкое и Острозъское». Правда, не позднее марта 1659 г. местное духовенство и шляхта избрали епископом Гедеона (Святополка-Четвертинского) , который позднее получил королевский привилей, но еще в нач. 1662 г. волынская шляхта добивалась, чтобы митрополит передал владения кафедры и доходы с них новому епископу. В февр. 1658 г. в сопровождении мн. игуменов и протопопов Д. прибыл на раду в Переяславе, где привел гетмана И. Выговского к присяге. За это он получил от царского посланника соболей на 100 р. Оружничий Б. М. Хитрово предлагал Д. ехать на поставление в Москву к патриарху Никону , но Д. отказался, заявив, что будет просить благословение у К-польского патриарха, и получил такое благословение от патриарха Парфения IV . В том же месяце находившийся у Выговского польск. посол Беневский сообщал, что Д. занял митрополичью кафедру по его совету и будет содействовать возвращению Украины в состав Речи Посполитой. Когда началось восстание против Выговского во главе с полтавским полковником М. Пушкарём, Д. добивался от его участников подчинения гетману, угрожая им «неблагословением», тогда же митрополит послал предписание духовенству всех церквей молиться о предотвращении междоусобной брани. 17 июня 1658 г. митрополит участвовал во встрече нового киевского воеводы боярина В. Б. Шереметева, но в том же месяце уехал в Чигирин к Выговскому и встал на сторону гетмана в его конфликте с рус. правительством.

http://pravenc.ru/text/178367.html

В царствование Федора Алексеевича сложные отношения с Польшей еще не позволяли реализовать замысел объединения Киевской митрополии и Московского Патриархата. Однако в правление царевны Софьи ситуация стала меняться к лучшему. Правительство регентши с самого начала своей деятельности в числе других важнейших задач поставило перед собой цель добиться перехода Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Уже в 1682 г. возглавивший при Софье Посольский приказ князь Василий Голицын поручил российскому послу в Османской империи Прокофию Возницыну конфиденциально разузнать, каковы перспективы перехода Киевской митрополии из Константинопольского Патриархата под омофор Московского Первосвятителя. После этого в 1683 г. Патриарх Иоаким совместно с правительством Софьи стал готовить почву для церковного воссоединения в Малороссии, где, впрочем, к тому времени за переход в московскую юрисдикцию выступало большинство духовенства и казачьей старшины во главе с гетманом Иваном Самойловичем (кстати, происходившим из среды духовенства). Между Иоакимом и украинскими представителями в первой половине 1683 г. шла оживленная частная переписка по вопросу о поставлении нового митрополита Киевского уже в Московской церковной юрисдикции (со времени кончины митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в 1675 г. Киевская кафедра вдовствовала). В сентябре 1683 г. Патриарх Иоаким послал гетману официальную грамоту, в которой шла речь о необходимости поставления митрополита Киевского Патриархом Московским и всея Руси. Однако в этом документе речь шла лишь о том, что Патриарх Московский совершит только поставление митрополита Киевского, остающегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Действия главы Русской Церкви при этом мотивировались стремлением исправить церковные нестроения, возникшие ввиду вдовства Киевской кафедры и старости местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича). Самойлович выдвинул на Киевскую митрополию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (князя Святополк-Четвертинского), бежавшего из Речи Посполитой на Левобережье после того, как из Луцкой епархии его изгнал Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), тайный униат.

http://bogoslov.ru/article/519696

Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в. В янв. 1680 г. И. присутствовал на Соборе в Люблине, созванном по решению польск. сената для переговоров между православными и униатами, где выступил с критикой унии. В том же году возглавил Овручскую архимандритию, но польск. кор. Ян III Собеский , ранее обещавший передать ее перешедшему в унию архим. Сильвестру Творовскому, начал преследовать И. В кон. 1680 г. И. был вынужден бежать в Киев, он забрал с собой документы и часть имущества обители, перед отъездом распорядившись продать монастырский мед и скот. Король писал киево-печерскому архим. Иннокентию (Гизелю) , требуя возвратить вывезенное И. в Киев имущество и серебро, отправленное туда предшественником И. архим. Феофаном (Креховецким). Видимо, овручские архимандриты т. о. пытались не допустить захвата имущества архимандритии униатами. 9 сент. 1682 г. Ян Собеский направил универсал правосл. шляхте Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств с предписанием не вступать в дело об Овручской архимандритии и не поддерживать И., угрожая штрафом в 50 тыс. золотых. В марте 1681 г. И. был избран игуменом киевского Кирилловского мон-ря. Осенью 1685 г. с 5 сопровождающими он ездил в составе делегации Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) в Москву на переговоры о переходе Киевской митрополии в подчинение Московскому патриарху. 21 мая 1687 г. Киевский митр. Гедеон дал И. грамоту о переходе имений разоренного ржищевского в честь Преображения Господня монастыря к Кирилловскому мон-рю (АЗР. Т. 5. 171). В следующем году митрополит просил содействия И. в переговорах с Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) , к-рый 7 марта 1688 г. обратился в Москву с просьбой подчинить Черниговскую кафедру Московскому патриарху. Митр. Гедеон поручил И. списаться по этому вопросу с помощником архиеп. Лазаря архим. Феодосием (Углицким). И. дважды писал черниговскому архимандриту и получил ответ об отправке в Киев уполномоченного от архиеп. Лазаря. Вскоре выяснилось, что Черниговский иерарх тянул время, договорившись о переходе епархии в юрисдикцию Московского патриарха. В 1688-1690 гг. И. отстаивал права Кирилловского мон-ря в ряде судебных разбирательств с Киевским магистратом: в связи с жалобами горожан на установление мон-рем мостового сбора, в связи с попыткой главы магистрата И. Быковского захватить часть имений обители. И. отправил жалобу на магистрат в Москву. По указу царей-соправителей и регентши Софии Алексеевны от 12 окт. 1689 г. было проведено размежевание имений мон-ря и магистрата.

http://pravenc.ru/text/468735.html

Иерусалимский, один из видных восточных иерархов, к голосу которого прислушивалась вся восточная церковь 189 . Дело религиозного подчинения Киева Москве пошло успешнее только с того времени, как гетманом Малороссии сделался выходец из низшего духовенства, сын священника Иван Самойлович, ставший как бы выразителем желаний простого народа. А когда рядом с гетманом начал действовать другой радетель Москвы епископ Луцкий Гедеон, князь Святополк–Четвертинский, на себе испытавший всю горечь польско–католического засилья в юго–западной Руси, московскому правительству нужно было использовать симпатии двух влиятельных малороссов и с помощью их устроить подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату. П. Иоаким, действительно, не упустил подходящего момента и, с своей стороны обнаружив много энергии, такта, дипломатических тонкостей, положил главные краеугольные камни на здание одной, общей для всех русских, церкви. Мы в кратких чертах представим историю подчинения юго–западной церкви Московскому патриархату и характер отношений п. Иоакима к представителям малороссийского церковного общества, вслед за подчинением с тем, чтобы рельефнее охарактеризовать деятельность п. Адриана, как продолжателя его работы. П. Иоаким не гнушался никакими средствами в достижении намеченной им цели. Считая особенно полезными для этого дела Самойловича и Гедеона Четвертинского, он в обращениях с ними высказывал столько благожелательности, участия и доверия, что подавал много надежд тому и другому на укрепление и устройство их служебного положения. Гетман Самойлович не мог, конечно, хладнокровно относиться к вопросу, как настроен к нему п. Иоаким, принимавший видное участие в гражданских делах. благодаря поддержке п. Иоакима Самойлович крепко мог держать в руках гетманскую булаву, несмотря на множество недругов в войсковой старшине. Гедеон Четвертинский также по влиянию п. Иоакима на малороссийские церковные дела, благодаря его поддержке, вопреки желаниям многих духовных сановников западной Руси, мог получить киевскую кафедру, в то время вакантную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Илья Степанович, † 1640 Князь Николай Степанович каштелян Минский; женат на княжне Домицелле Соломерецкой Князь Януш (Иван) Степанович; женат на NN Чурило (овдовев, она вышла за Коссаковского) Князь Степан Степанович † 21 октября 1684; он первый из князей Четвертинских оставил веру праотцев и перешёл в римско-ктолицизм, женат на Регине Кашевской (единственный сын их умер в молодых летах) КОЛЕНО X: Князь Иероним Захарьевич, женат на Бартломской Князь Андрей Захарьевич; женат 1. на Магдалине Пиевской; 2. на Сусанне Зелинской; 3. на Анне Чаплиц Князь Григорий Захарьевич старший, во иноках Гедеон, православный епископ Острожский и Луцкий, потом митрополит Кивский Князь Григорий Захарьевич младший Князь Януш (Иван) Вацлавович Князь Степан Вацлавович Князь Гавриил Вацлавович, перешёл из православной праотеческой веры в римско-католицизм, а понём и потомки его пребывали в латинском вероисповедании; женат 1. на Варваре Стемпковской; 2. на Марианне Моравинской (от 1-го брака 5 сыновей и 6 дочерей; от 2-го брака 2 сына) Князь Сергий Вацлавович, во иноках Сильвестр, православный епископ Белорусский и Могилевский Княжна Иоанна, за князем Александром Святополком-Четвертинским Княжна NN, за Бороздною Княжна NN, за Жолкевским Князь Николай Николаевич; женат 1. на Слатвинской; 2. на вдове Ледуховской, рождённой Коссаковской Князь Александр Николаевич, каштелян Минский; женат на княжне Иоанне Святополк-Четвертинской Князь Владимир † 1679 КОЛЕНО XI: Князь Маркиан Андреевич, женат на Велогловской Князь Юрий Андреевич, женат 1. на Самойловичевой; 2. на Изабелле Горайма (от 1-го брака сын) Князь Януш (Иван) Андреевич, полковник российской службы † 1728 Князь Михаил † 1763; женат на Елене Жураковской Князь Владислав, женат на Екатерине Радзиминской Князь Александр, подкоморий Брацлавский, староста Пултовский † 1769; женат на Иоанне Островской Князь Святослав, убит гайдамаками в 1759 году; женат на Анне Островской Князь Станислав † 1760; женат 1. на Ефимии Сухорской; 2. на Наковальнской (от 1 брака дочь)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010