Летом 1677 г. Д. побывал в Новодворском Успенском мон-ре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Д. посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня мон-ре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Д. и высоко ценившего его, Д. в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Д. был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского мон-ря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая жен. мон-ря в Батурине. 26 окт. 1683 г. Д. оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) , избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , переехал в Киев, 23 апр. 1684 г. поселился в Киево-Печерском мон-ре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архим. Варлаама Д. приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля) , архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнослав. Четьих-Миней. В Киеве Д. познакомился с игум. (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. В нач. 1686 г. Д. по убеждению нового Киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском мон-ре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий...». Митр. Гедеон и гетман Самойлович, по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митр. св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в нач. 1688 г.

http://pravenc.ru/text/178011.html

м. оказался вовлечен в длительные судебные разбирательства с униатской капитулой. Причиной конфронтации стало возвращение в 30-х гг. XVII в. большого числа брестских мещан из унии в Православие; мн. жители Бреста становились прихожанами монастырской Симеоновской ц. и отказывались делать взносы в пользу униатской ц. свт. Николая. В 1639 и 1641 гг. униаты 4 раза обращались с жалобами в магистратский суд и в задворный королевский суд, к-рый в конце концов признал притязания униатов законными, кор. Владислав IV обязал брестских мещан нести прежние повинности по отношению к Римскому костелу и униатской Церкви. Однако эти меры не привели к уменьшению правосл. паствы, мн. горожане после кончины оставляли Симеоновской ц. свои земли и имущество. В 1680 г. Красинский, владелец земель, на к-рых располагался Б. м., построил при обители часовню во имя первомч. Стефана и оставил обители владение в городе. Красинский оговорил, что мон-рь должен подчиняться православному Могилёвскому епископу, а в его отсутствие - Киево-Печерскому мон-рю. Прмч. Афанасий Брестский. Икона. 80-е гг. XX в. Первый из известных игуменов Б. м.- прмч. Афанасий (Филиппович) управлял обителью с 1640 г. Выступая против унии, он стремился восстановить права брестского правосл. братства, объединявшего Б. м. и мон-рь Рождества Богородицы, и юридически оформить права последнего на владение землями и имуществом. После гибели игум. Афанасия в мае 1649 г. монахи Б. м. обрели останки мученика и похоронили в храме прп. Симеона Столпника, в склепе у правого клироса; в обители началось почитание святого. Игумен Б. м. Иаков (Карасинский) в качестве представителя Луцкого еп. Гедеона (Святополка-Четвертинского) в авг. 1681 г. участвовал в съезде депутатов духовенства и ставропигиальных правосл. братств в Нов. Дворе; депутаты подписали «Постановление о мерах для защиты Православия», в к-ром подтвердили свое желание держаться правосл. веры и подчиняться К-польскому Патриарху. В 1682 г. мон-рь вел тяжбу с напавшими на его владения иезуитами; насельникам Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

магнаты, в частности литов. подканцлер М. К. Радзивилл. Из-за отказа К. принять унию его избрание не было утверждено кор. Яном III Собеским . Как епископ-номинант на Белорусскую кафедру, он подписался при получении королевского рескрипта о прибытии на объединительный собор православных и униатов в Люблин 14/24 янв. 1680 г. (будучи нареченным епископом, К. продолжал возглавлять виленские Свято-Духовские мон-рь и братство, являлся наместником Киевского митрополита в Великом княжестве Литовском) yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX стст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix у Pacii»: Дabeдhik/Склад.: С. I. Т. М. Мальцава. Mihck; Полацк, 1999). Впосл. К., по-видимому, прилагал усилия к получению сана. В письме сестре Софье в окт. 1682 г. К. сообщил, что, приехав из Полесья в Вильно, посетил князей Огинских Марциана, Шимона Кароля и Яна Яцека. Вероятно, К. стремился заручиться их поддержкой перед предстоявшей поездкой к королевскому двору для получения разрешения на хиротонию ( Сапунов А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до пол. XIX в. Витебск, 1889. С. 158-159). Впосл. М. Огинский, уже став литов. канцлером, предпринимал попытки добиться утверждения К. в сане епископа Белорусского, но тщетно, поскольку этому противодействовала Римская курия (Конгрегация пропаганды веры характеризовала К. как «закоренелого схизматика»). В 1680-1686 гг. К. управлял правосл. Церковью в Великом княжестве Литовском. После безрезультатного Люблинского собора по инициативе К. 19 авг. 1681 г. в Нов. Дворе было проведено совещание делегатов правосл. братств и представителей мон-рей во главе с уполномоченным от единственного тогда правосл. архиерея в Речи Посполитой - Луцкого еп. Гедеона (Святополк-Четвертинского) , на котором обсуждалось, как следует действовать в случае, если снова встанет вопрос о созыве объединительного съезда. К. на совещании отсутствовал; в нем приняли участие среди прочих 2 посла от Виленского братства и буйничский игум.

http://pravenc.ru/text/1841371.html

Послания Гедеона В. В. Голицыну и русским царям представляли собой официальный запрос на разрешение постоянно проживать в Малой России, при гетмане. Самойлович в своем письме поддержал эту просьбу и ходатайствовал о выдаче епископу царского жалованья. В письме царям Гедеон представлял российскую державу главным и единственным оплотом православной веры. Обращаясь к образу жены из 12-й главы «Откровения» св. Иоанна, в котором христианские богословы традиционно видели Церковь, Луцкий епископ отождествлял данные жене крылья для спасения от преследовавшего ее змия с крыльями царского орла, который призван не только защитить всех христиан, в том числе и тех, что находятся под властью мусульман. Вышеуказанный образ впервые возник, по-видимому, вовсе не в послании Гедеона, а бытовал в среде украинских церковных интеллектуалов и ранее. Так, на форзаце киево-печерского Патерика, изданного архимандритом Киево-Печерской лавры Иннокентием Гизелем была изображена Церковь в образе женщины, обрамлявшей краями одежды медальон с российским двуглавым В этом символическом отождествлении можно видеть параллели с теми образами, которые использовались и русской, и украинской стороной во времена Переяславской рады 1654 г., когда царь Алексей Михайлович уподоблялся орлу, который защищает своими крыльями родное гнездо – Киев и птенцов – жителей Именно такой образ царской защиты рисовал в своем послании и Луцкий епископ, прося царя «покрытии милостиво защищающи мя царского своего орла крилами». Сохранились черновики ответов на публикующиеся послания епископа Гедеона и гетмана Самойловича. В них говорилось, что великие государи указали Гедеона «под высокую и державную руку» «принять», разрешив проживать ему на территории гетманской Украины «в месте, котором пристойно». По просьбе гетмана беглому епископу посылалось жалованье: 40 соболей «во сто рублей, да на рясу байберек, да два меха песцовых». Оба ответных послания были датированы 9 декабря 1684 г. и отправлены с возвращавшимся домой И.   © Кочегаров К. А., 2015

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

Преемнику Гедеона Святополка-Четвертинского (5 апреля 1690 г.) архимандриту Валааму Ясинскому, избранному с согласия гетманов обеих сторон и 29 сентября того же 1690 г. посвященному в киевские митрополиты, также дана грамота, подтверждавшая прежние права и привилегии Киевского митрополита с той разницей, что черниговский архиепископ Лазарь Баранович и все его преемники, равно архимандрит Киево-Печерской Лавры исключались из непосредственного ведения Киевского митрополита. «И та черниговская епархия и Киево-Печерская Лавра, замечено в грамоте м. Варлааму, со всеми им принадлежавшими присудами по прежним грамотам 195 и 196 гг. (1687 – 1688 гг.), по примеру прежних патриарших константинопольских грамот, подчинены вечно и неотступно ведению московского патриарха». Если раньше они подчинялись м. Гедеону в 194 (1686 г.), то лишь потому, что черниговский архиепископ и киево-печерский архимандрит не возражали против этого и не подавали челобитий. 865 Таким образом, переход киевских митрополитов из-под власти константинопольских патриархов под благословение московского патриарха не был слишком резким и крутым. Киевский митрополит сохранял за собой важные права и привилегии, однако, чувствовало, что действительное «благословение» сильного московского патриарха для него было ощутительнее номинальной власти отдаленного и слабого константинопольского патриарха С этой стороны положение Киевского митрополита изменилось. I Вполне естественно, что мало изменившееся, на первых порах, положение Киевского митрополита, под благословением московского патриарха, нисколько не отразилось на положении и составе Киевской епархии-митрополии, находившейся под непосредственным управлением его, как епархиального архиерея. Киевская епархия с 1685 – 1686 гг., по-прежнему, состояла из двух половин: одна из них, большая и главная, находилась в пределах русского государства, частью на правом берегу реки Днепра, а большей частью по левую сторону его в пределах нынешних Черниговской и Полтавской епархий. Эта большая часть Киевской епархии обыкновенно называлась собственной Киевской епархией. Другая – меньшая часть Киевской епархии была в пределах польско-литовского государства, за границей, почему называлась заграничной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Яблоновским и галицким каштеляном Х. Скарбеком. В 1697 г. луцкий каноник Анджей Лонский предал огласке факт произнесения Шумлянским католич. вероисповедания в 1681 г., следствием чего стало резкое ухудшение отношения к Шумлянскому со стороны правосл. шляхты Галиции. Боясь полностью утратить контроль над епархией, в 1699 г. Шумлянский известил Рим о решении открыто присоединиться к унии и провел во Львове собрание деканов епархии. 6 июня 1700 г., во время мессы в варшавской церкви капуцинов, к-рую совершал кард. Августин Радзеевский, еп. Иосиф публично произнес исповедание католич. веры. 15 июня польск. кор. Август II Сильный издал универсал о правах и привилегиях новой униат. Львовской епархии, которым уравнивал в правах униат. и лат. духовенство. Однако Львовское братство , а также Манявский скит, Креховский и ряд др. мон-рей епархии еще неск. лет отказывались перейти в унию (Львовское братство - до 1708, Креховский мон-рь - до 1721, Манявский скит - до закрытия в 1785). Вслед за Львовской вскоре к унии была присоединена Луцкая епархия. Еще в нач. 80-х гг. XVII в. униат. иерархи митр. К. Жоховский и Холмский еп. Иаков Суша безуспешно пытались побудить к переходу в унию Луцкого еп. Гедеона (Святополка-Четвертинского) , ставшего в 1685 г. 1-м митрополитом Киевским и Галицким в юрисдикции Московского Патриархата. В 1687 г. Луцким епископом был поставлен брат Львовского еп. Иосифа Афанасий (Шумлянский) , тайно принявший унию перед вступлением на кафедру, но вплоть до кончины (1694) не сумевший склонить к унии свою епархию. Вступивший в управление Луцкой епархией в 1695 г. Дионисий (Жабокрицкий) до принятия монашества был женат на вдове, что являлось каноническим препятствием к его рукоположению во епископа. Не получив хиротонии в правосл. Церкви, Жабокрицкий в 1697 г. начал переговоры с папским нунцием в Речи Посполитой, завершившиеся в кон. 1700 г., когда Жабокрицкий провел в Луцке епархиальный Собор, на котором добился принятия решения о переходе епархии в унию. 9 апр.

http://pravenc.ru/text/182535.html

2) Неудача подобной политики привела Москву к попытке осторожного зондирования мнения Константинопольского патриарха о передаче митрополии (посольство Возницына 1681 г.), а гетмана Самойловича – к инициативе избрать митрополита на вдовствующий киевский престол «с благословения» Московского патриарха (1681–1682 гг.). С последним предложением гетман сам обратился в Москву в марте 1682 г. 3) В дальнейшем центральное правительство и гетман действовали синхронно: в Москве продолжались попытки наладить контакт с Константинополем (миссия З. Софира), Самойлович был занят подготовкой и организацией Киевского собора по выборам митрополита, в которые он прочил своего кандидата – бежавшего из Речи Посполитой луцкого епископа Гедеона князя Святополк-Четвертинского. Подготовка Киевского собора, санкционированная русским правительством и одобренная всеми настоятелями крупнейших киевских монастырей, а также черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем), выявила определенные трения касательно кандидата в митрополиты. Русское правительство склонно было поддержать Барановича, однако Самойлович лоббировал кандидатуру Святополк-Четвертинского. Осознав это, в Москве дистанцировались от собора, исход которого, таким образом, в решающей степени оказался зависим от мнения киевского духовенства, особенно гетмана (избран был Четвертинский). Никаких оснований судить, что русское правительство навязало собору решения, в том числе о передаче митрополии, нет . Как известно, малороссийское духовенство обставило свой переход под власть московского патриарха рядом условий. Эти условия, во-первых, обсуждались и в значительной мере учитывались в ходе двух гетманских посольств в Москву (автономия Малороссийской церкви), а, во-вторых, были реализованы в ходе русского посольства в Османскую империю (получение санкции Константинополя на переход). 4) В указанном сборнике был впервые опубликован полный статейный список и другие документы резонансного посольства Н. Алексеева, которые позволили подтвердить/сделать два важных вывода. Во-первых, Алексеев изначально не пытался самостоятельно каким-либо образом склонить османские власти к содействию достижению договоренности с патриархом, пытаясь уладить порученное ему дело без посредничества «иноверного» правительства (это привело и к затяжке миссии). Только после соответствующих указаний самого патриарха Алексеев обратился к визирю с просьбой о санкции на соответствующие решения Константинопольского патриархата. Не имеют под собой оснований и разговоры о пресловутом подкупе греческих иерархов (дары и подношения были вполне заурядные). Во-вторых, устами украинской стороны (спутник Н. Алексеева гетманский гонец И. Лисица) выражалось категорическое желание гетмана и всего «малороссийского народа» на передачу митрополии.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

В период 3-го и 4-го Патриаршества Д. С. был вовлечен в дело о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху. По настойчивым просьбам буд. Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) и гетмана И. Самойловича из Москвы в К-поль к предшественнику Д. С. К-польскому патриарху Иакову был отправлен посол-грек Захария Иванов (Софир) (дек. 1684-1685) с целью получить грамоту о передаче Киевской митрополии под управление Московского патриарха. Захария не добился успеха, поскольку К-польский патриарх Иаков отказался дать согласие без разрешения османского везира. Однако московское правительство не стало обращаться к везиру, и 8 нояб. 1685 г. архиеп. Луцкий Гедеон был возведен Московским патриархом Иоакимом на Киевскую митрополичью кафедру. Тогда же из Москвы в К-поль отправились посланец гетмана И. Самойловича Иван Лисица и дьяк Никита Алексеев с грамотами от Московского патриарха Иоакима и царей Иоанна V и Петра I с просьбой утвердить переход Киевской митрополии в юрисдикцию Москвы и подтвердить поставление митр. Гедеона. Грамоты были адресованы предшественнику Д. С. патриарху Иакову. Встретив в Адрианополе Иерусалимского патриарха Досифея II, Н. Алексеев и И. Лисица попытались добиться у него поддержки в своем деле и поднесли ему 200 золотых. Однако Досифей II отказал им, т. к. счел передачу Киевской митрополии Московскому патриарху неканоничной. После этого послы обратились к находившемуся в Адрианополе великому везиру, к-рый, стремясь сохранить хорошие отношения с Москвой, дал согласие на переход Киевской митрополии под власть Московского патриарха. Узнав об этом, Иерусалимский патриарх неохотно согласился с этим решением и способствовал получению грамот у Д. С., к-рый приехал в Адрианополь, чтобы подтвердить свое очередное избрание патриархом у вел. везира. 5 июня 1686 г. Д. С. передал послам грамоты, адресованные царям, Московскому патриарху, гетману и Киевскому митрополиту, по которым он передавал управление Киевской митрополией Московскому патриарху и подтверждал поставление митр. Гедеона. Послы вручили Д. С. 200 золотых и 120 соболей ( Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669-1707). М., 1891. С. 72-81; История РЦ. Т. 7. С. 536-540).

http://pravenc.ru/text/178428.html

Семью погибшего вывезли в Петербург, и Екатерина II взяла ее под личное покровительство. В итоге Святополк-Четвертинские заняли видное положение. Вдова князя Колетта Адамовна стала статс-дамой, сыновья: Густав — тайным советником, Константин — действительным статским советником. Борис, крестник императрицы, во время войны 1812 года командовал 1-м конным казачьим полком, а при Николае I пожалован в шталмейстеры двора Его Величества. Но в Петербурге известнее были дочери Святополк-Четвертинского, Жанетта и Мария, — сначала фрейлины Екатерины, а затем фаворитки императора и великого князя. Мария — первая красавица столицы, вышла замуж за Дмитрия Нарышкина, одного из богатейших людей своего времени, которого превратила в главного рогоносца империи. На протяжении 15 лет она была фактически второй женой Александра I, регулярно рожая от него детей — нескольких дочерей и сына. Хотя насчет последнего у света имелись сомнения — поговаривали, что он от графа Гагарина, с которым ветреная полька изменяла и мужу, и венценосному любовнику. Как бы то ни было, все отпрыски получали фамилию Нарышкина, а сам он превратился в нарицательного персонажа. Кстати, в знаменитой анонимке, полученной Пушкиным, поэт провозглашался «заместителем» Нарышкина. Сестра Марии, Жанетта, хоть и не считалась первой красавицей, обратила на себя внимание цесаревича Константина Павловича. Говорят, великий князь даже хотел развестись с Анной Федоровной — поскольку семейная жизнь все равно не складывалась — и жениться на Жанетте. И только вдовствующая императрица помешала планам сына. В итоге Четвертинская вышла замуж за шляхтича Северина Вышковского, а цесаревич утешился в объятьях другой польки — графини Жанетты Грудзинской, ставшей впоследствии его морганатической женой. Что и дало повод Константину Павловичу отречься от престола… Брат Четвертинских, Борис Антонович, тоже был известен любовными похождениями, к тому же слыл необыкновенным красавцем. Но позже остепенился и женился, говорят, по большой любви, на княжне Надежде Гагариной — дочери Прасковьи Юрьевны, известной московской красавицы и первой русской воздухоплавательницы. Борис Антонович и приобрел имение в Филимонках. Правда, жил он в основном в Москве, там же и умер.

http://pravoslavie.ru/67039.html

160 монахинь были выселены, а территорию монастыря занял НКВД. Некоторых приютили местные жители, но большая часть вернулась в Гродно, в Рождество-Богородичный монастырь. До 1934 г. в пустыни действовала надвратная церковь, при которой жили престарелые иером. Пантелеимон и мон. Вера (убита в 1934 г. бежавшим уголовником). В Петропавловской церкви открыли клуб, в котором по вечерам устраивали концерты, а днем заседал народный суд. С 1931 г. в пустыни была тюрьма, преобразованная в 1937 г. в особую политическую тюрьму НКВД (в народе «Сухановка»). Ее организатором являлся нарком Н.И. Ежов, позднее здесь же и расстрелянный. Новым хозяином «дачи пыток» вплоть до 1953 г. стал Л.П. Берия. В Екатерининском соборе был устроен крематорий. С 1953 по 1992 г. здесь находилось учебное заведение МВД. На Пасху 1992 г. в Екатерининском соборе была совершена первая литургия и возобновилась монастырская жизнь. Храмы: Святыни : Храмовый чудотворный образ св. вмц. Екатерины. Подворья : Проезд до подворья : от ст. «Шугарово» Павелецкой ж.д., пешком 5 км до с. Теремец. Настоятель епископ Тихон (Недосекин) Прием паломников ограничен (необходимо наличие паспорта). Адрес : 701708 г. Видное Моск. обл., Свято-Екатерининская пустынь Проезд : до ст. Расторгуево Павелецкой ж.д. Далее авт. 379, 59, 2 до ост. «Школа милиции». КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Князе-Владимирский Монастырь. Собор. Основан в 1890 г. княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской как женская община, получившая в 1891 г. статус монастыря, в своем имении при с. Филимонки. 17 окт.1888 г. близ ст. Борки Азовско-Харьковской ж.д. потерпел крушение Императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек. В единственном вагоне, который не сошел с рельсов, находилось Августейшее семейство. И хотя вагон оказался изуродованным до неузнаваемости, никто из членов семьи Государя Императора не пострадал. Весть о чудесном спасении разнеслась по всей России. На месте катастрофы, а также во многих городах и селах впоследствии были возведены храмы и часовни в память об этом. Княжна В.Б. Святополк-Четвертинская решила увековечить чудесное событие учреждением женской монашеской общины в своем любимом имении при с. Филимонки. 3 окт. 1890 г. были утверждены устав и штат общины, получившей название Князе-Владимирской в память владельца имения и строителя храма кн. Владимира Борисовича, брата княжны. В 1920-е гг. монастырь был официально закрыт, но до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. храмы были закрыты и использованы в различных сельских нуждах, а келейный корпус отдан под жилье. После войны в перестроенном Успенском храме разместился психоневрологический интернат. В 60-е гг. для нужд интерната (действует и поныне) рядом с храмами возвели кирпичный корпус. Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети Троицкого храма, в 30-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены. Все святыни утрачены.

http://pravoslavie.ru/1875.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010