За грехи совершенные, или во избежание грехов будущих может искусить нас Бог. Таков Его Промысл о грешниках, действительных или потенциальных. Но и праведникам посылаются искушения, чтобы открылась прочность праведного устроения их душ. И как золото не берется кислотой, так и истинно праведная души не берется ни грехом, ни страстью в самых тяжелых искушениях. Через это Бог делает праведников достойными Ему. Старец приводит в пример такого истинного праведника, как Иов. Немного людей претерпели такие страдания, как он, да еще за короткое время. Но не пошатнулась его праведность, и принимал он все от Бога с благословением. Так и нам надлежит принимать все от Бога, а там, где сил не хватает и душа искушения уже не держит – усердно молиться праведному и многострадальному Иову о ходатайстве пред Богом. И не будем оставлены. 8.4. ЧТО ОТКРЫВАЕТСЯ ИСКУШЕНИЯМИ» Сформулируем вопрос несколько иначе: что открывается в нас и нашей жизни искушениями? Если ответить коротко – правда. И это очень важно, потому что, не зная того, как есть и что происходит в действительности, мы не в состоянии правильно жить. Вот эту-то правду о себе, которой мы так тщательно избегаем по нашему самолюбию и гордости, мы и видим благодаря искушениям. Преп. Амвросий говорит: …Из города Ливен приезжающие к нам часто повторяют слово, значение которого я не совсем ясно понимаю: «толкач муку покажет». Должно быть, когда толкут человека-христианина, то и покажется, какая в нем мука, первой руки или второй, или третьей. И святой Иаков, брат Божий, пишет, что человек неискушен неискусен. В паремиях преподобным читается: «якоже злато в горниле искуси их» (Прем. 3:6). Искушения неприятны, а полезны; да и податься от них некуда, по сказанному: «в мире скорбни будете» (Ин. 16:33). Значит, в целом мире безскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно т.1, с. 308]. Человек «толчется» искушениями, в результате которых выявляются его подлинные качества. И они могут оказаться совсем не такими, как нам казалось. Что-то окажется неожиданно и к нашей радости первого сорта, но что-то и второго, а что-то и вовсе третьего. И тогда окажется, что первосортные качества надо бережно хранить и не отдавать их разлагающему действию страстей, второсортные – улучшать, а над третьесортными крепко задуматься, ибо работы здесь предстоит много. Если за эту работу по исправлению беремся, то искушения и выполняют свою роль, подвигая нас становиться искусными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

И в дни нелегких испытаний веры, переживая пытки в застенках спецслужб, батюшка не переставал славословить Господа и даже говорил, что научился так Иисусовой молитве: «Но благодарить, праведный Иов Многострадальный говорит, не только нужно за хорошее, но и за испытания». 314 А как часто мы забываем о благодеяниях Божиих, о Его человеколюбии и щедрости, о том, что Господь прощает нам малые и великие грехи, дарует благополучие, здоровье, пищу и саму жизнь: ««А Благодарим Тя, Христе Боже?» Ой, на пальцах пересчитаешь, чтоб сознательно прочли эту молитву благодарственную о пище, о даре Божием». 315 «Если Господь и дает какую-то благодатную помощь, мы подобны бываем этому самарянину? Почти нет, никогда. Забываем сказать простое: «Слава Тебе, Господи! Тебе, Господи!»« 316 «Зуб тяжкий полечили, вырвали, тяжкая болезнь: «Антипа святой, выручай, бо беда тяжкая со ртом.»» «Тебе, Господи» сказали? «Слава Тебе, Господи» мало сказало, мало, мало сказало». 317 Если научиться видеть в каждом событии нашей жизни мудрый Промысл Божий, то легко станет переживать и скорбные минуты: «Пальто унесли, или гроши украли, или машину угробили, или что там. Ну что ж, а потом: «Слава Тебе, Господи». А может, это пальто заразное какое-то для нас было, может, за это пальто нас убили бы когда-нибудь, а так убрали, унесли, новое чё-нибудь наденем. А может, на этой машине, которую украли, мы бы разбились в смерть и семью погубили бы. Увели – увели, пусть уводят на здоровье. Бог пошлет еще колеса». 318 «Никогда не унывай. За все слава Богу. И за грехи слава Богу, и за искушения, и за испытания, и за все слава Богу. И за добрые дела. За все слава Богу. Вот это святое чувство благодарения Богу да наполняет всегда наши сердца». 319 Господь благотворит нам всегда, независимо от того, замечаем мы это или нет. Но от нашей благодарности зависит, насколько долго эта милость Божия не отступит: «Садишься за руль – «Господи, благослови!» – многие перекрестятся? А приехал – перекреститься: «Слава Тебе, Господи, благополучно я приехал.» А вдруг там аварию Господь, может, какую-то мне предотвратил, наглую смерть в пути... Не будьте неблагодарными, этими девятью прокаженными, а будьте всегда благодарными самарянами этими». 320

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И еще: тот, кто берет то, что ему не следует, незаконное, не оправдится пред Богом, лучше добрая слава, нежели большое богатство. Царь Давид так молился Богу: не погуби с нечестивыми души моей, руки их (нечестивых) только и знают, что брать. Смотри, беззаконными мужами кровей, убийцами называет Давид мздоимцев, И Сам Господь говорит: безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя, и то, что ты накопил, кому останется? Христос называет безумцем надеющегося на тленное богатство. А вот и еще говорит Давид: настрой мое сердце так, да стремится оно к тому, что Тебе (Богу) угодно, а не к лихоимству. Многострадальный Иов свидетельствуя чистоту своей совести, так говорит: когда моя рука, прикасалась ко взятке? И Сам Господь дал нам заповедь: остерегайтесь, храните себя от лихоимства, никому никогда не увеличивалось жизнь от богатства, но вот что пишется в священных книгах: Праведник верою жив будет. 14 октября Память преподобной Параскевы Преподобная Параскева, родом Сербка, родилась в городе Каллистратии от благочестивых родителей, не богатых, но и не бедных. Пришедши в совершенный возраст, она решилась принять монашество, оставив родителей и все, что привлекает к миру, преподобная удалилась в пустыню, где пребывала в трудах и безмолвии. Жизнь сей угодницы Христовой, по истине, была равноангельская, трудно было определить, когда и чем она питается, между тем, как непрестанная молитва и слезы постоянно были видимы. Провидя исход свой из временной жизни, оставила преподобная свое уединение, пришла в Царьград, где недолго пробыв и обшед святые места, достигла отечественного своего города, где и скончалась. Об открытии св. мощей преподобной, дееписание рассказывает следующее: умер один корабельщик после лютой болезни, и погребен был близ одного столпа, на коем спасался один святой человек. Смрад от трупа покойного был настолько велик, что невозможно было проходить мимо места того, и даже столпник тот принужден был сойти с места своего, дабы злосмрадное тело зарыть как можно поглубже.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По мнению древних, ад находится под землей, которую они себе представляли плоскостью, и находится на таком расстоянии от поверхности земли, на каком она отстоит от неба. Существовало мнение, что попавшим один раз в ад нет уже выхода оттуда. Но Платон говорит, что после года мучений волны уносят нас в другое, более спокойное место. Не только каббалисты, но и все иудеи помещают ад внутрь земли. А простой иудейский народ отводит место аду в воздухе. Вот слова народной философии: «Душа после смерти тела остается бессмертной и не тотчас достигает небесных радостей. Она целый год блуждает в этом мире, и особенно около своего тела, много терпит от демонов, которые находятся в воздухе. Здесь она очищается от пороков, и это есть геенна высшая. Неверные будут содержаться в аду вечно, а иудеи – только до времени. Ад же есть двоякий: один высший, а другой низший». Кто от кого заимствовал воззрение о месте ада в воздухе – греки от иудеев или иудеи от греков, решить трудно, потому что позднее греки помещали свой ад также в воздухе. Об этом свидетельствует Плутарх, который, сам не определяя места для ада, приводит об этом свидетельства других своих современников, изъясняющих стих Гомера: «душа, вылетевшая из тела, пришла в ад», принимая ад за темное, невидимое место, где бы оно ни находилось – в воздухе или под землей. Все праведники Ветхого Завета – представители народной веры – считают, что ад находится внутри земли. Так, патриарх Иаков, будучи сокрушен скорбью о смерти возлюбленного сына Иосифа, желает сам сойти к нему в ад, считая его умершим. Многострадальный Иов среди испытаний воспоминает о загробном месте, называя его темной и мрачной землей, землей вечной тьмы, где нет ни света, ни жизни человеческой: прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма ( Иов10:21–22 ). Судьба Корея и его сообщников, по пророчеству Моисея, сбылась: расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества ( Числ.16:31–33 ). Святой царь Давид посмертное состояние душ называет адом преисподним, то есть находящимся во глубине земли: Ты избавил душу мою om ада преисподнего ( Пс.85:13 ). Святые пророки Исаия и Иезекииль видят ад во глубине земной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Теперь это величайшая святыня магометанского мира, куда запрещен вход. В ней находятся меч царя Давида, подлинник Корана и щит Магомета. Таким образом, это место закрыто для раскопок. Все находится в первоначальном неприкосновенном виде. Никаких украшений и переделок как снаружи, так и внутри. Ни Соломон не дерзнул переделать скалы Авраамова жертвоприношения, ни султан Омар, когда строил на этом месте мечеть. Скала стоит в первоначальном нетронутом виде совершенно открытая. Вокруг на золотой решетке драгоценный мрамор, золото, мозаика, а посередине простая серая скала величиною в два десятка квадратных метров. Итак, мы констатируем два совершенно удивительных факта: нетронутую скалу Мориа и пещеру в виде квадратной комнаты непосредственно под ней. Как можно объяснить, что Соломон, воздвигая величественный храм, какого не было ни до него, ни после него, даже до постройки святой Софии Константином Великим, не тронул этой скалы и оставил ее в первоначальном виде? Значит, были какие-то веские причины, заставившие его так поступить. Вряд ли только тысячелетнее предание о том, что на этом месте было жертво-приношение Исаака, могло повлиять на решение Соломона, тем более, как израильтяне могли точно указать место, если они отсутствовали в Палестине более 400 лет. Разве могло такое отдаленное предание повлиять на решение Соломона? Совершенно ясно, что это место было свято почитаемо во все времена непрерывно, начиная с Исаака, который не раз, нужно полагать, приводил сюда своих сыновей – Иакова и Исава – чтобы показать им это священное место. А когда сыновья Иакова ушли в Египет, сыновья Исава остались здесь и, никуда не уходя, хранили святыню. Ясно, что их род тоже был угоден Богу, ибо из него произошел такой изумительный праведник, как Иов Многострадальный, приходившийся правнуком Исаву. Ко времени возвращения израильтян в Палестине жили Иевусеи, потомки Исава и народа княжества царя Иерусалима Мелхиседека, которые даже после завоевания Иерусалима царем Давидом не были истреблены и остались там. Именно они и донесли настолько сильную традицию почитания могилы Адама до дней Соломона, что сам Соломон не посмел нарушить ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействуют наше поврежденное естество и падшие ангелы, усиливающиеся удержать нас в своем порабощении, в падении и отвержении от Бога, общем человекам и падшим ангелам. (3, с. 92) Сердечная молитва происходит от соединения ума с духом, разъединенных падением, соединяемых благодатию искупления. (1, с. 341) Собственно молитвою святые отцы называют молитву Иисусову, которая произносится так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. (3, с. 104) Искушения суть признак призвания нас Богом, признак избрания, признак усыновления. Из среды их будем возносить славословие Богу, как возносил его праведный, многострадальный Иов из среды разнообразных бедствий, отовсюду окруживших его (Иов. 1,21; 2,10). Из среды их будем приносить благодарение Богу, исполняющее сердце благодарящего духовным утешением и силой терпения, благодарение, заповеданное Самим Богом. О всем благодарите, завещает апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5,18). (1, с. 398) Святой апостол Павел назвал устную молитву плодом устен, – завещавает приносить жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен, исповедающихся имени Его (Евр. 13, 15), повелевает глаголати себе в псалмех, пениих и песнех духовных, вместе с гласным и устным молением и песнопением воспевающе и поюще в сердцах Господеви (Еф. 5, 19). Он порицает невнимательность в устной и гласной молитве. Аще безвестен (неизвестный, непонятный) глас труба даст, говорит он, кто уготовится на брань? Тако и вы аще не благоразумно слово (т. е. неразумеваемое) дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще (1 Кор. 14, 8–9). Хотя апостол и сказал слова эти собственно о молящихся и возвещающих внушения Святого Духа на иностранных языках, но святые отцы со справедливостью применяют их и к молящимся без внимания. (1, с. 210) Молитва Иисусова разделяется на два вида: на устную и умную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной сам собою, при условии: когда устная молитва – внимательна. (3, с. 104)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иоанн Многострадальный, преп. 99 Иоанн Рыльский 88 Иоанн Соколов , епископ 318, 341 Иоанн Схоластик 17 Иоанн Тобольский , святой 293, 325 Иоанн, архиеп. 34, 88,126 Иоанн, еп., св. 23, 120, 467, 468, 476 Иоанн, муч.10, 52, 88, 92, 136, 164, 292, 403 Иоанн, преп. 98, 99,101 Иоанн, игумен 364 Иоанн, схимонах 336 Иоанн, прот. 398 Иоанн, диакон 398 Иоанн 398 Иоанн Иоаннович, князь 31, 50, 129 Иоанн I Калита 49, 93, 129, 275 Иоанн Палеолог, император 58 Иоанн Федоров 92 Иоанн Грозный, царь 71, 141, 142, 149, 151, 157, 161, 179, 235, 268 Иоанн Алексеевич , царевич 270 Иоанн Васильевич, князь 63, 69, 70, 72 Иоанн Иоаннович, царевич 121 Иоанн Константинович, князь 399 Иоанн Федорович, князь 72 Иоанн III, князь 65, 66, 67, 69, 70, 85, 108, 109, 110, 122, 123, 141, 144, 147 Иоанн IV, царь 75, 76, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 91, 112, 121 Иоанн IV Антонович, император 271 Иоанн V, царевич 212, 217, 228, 258 Иоанникий, митроп. 284 Иоанникий Голятовский 251 Иоанникий, епископ 423 Иоанникий Лихуда 30 Иоанникий Руднев, архиеп. 281 Иоасаф I, патриарх 181, 182, 198 Иоасаф II, патриарх 205, 208, 209, 225 Иоасаф, митроп. 73, 78, 253 Иоасаф II, митроп. 75 Иоасаф Болотов, епископ 368 Иоасаф Горленко Белгородский, епископ 273, 293, 300 Иоасаф Хутунцевич, архим. 365 Иоасаф, архива 490 Иоасаф, епископ 476, 489 Иоасаф, архим. 174 Иоасаф, игумен 72 Иоасаф, иеромонах 352 Иоасафат Булгак, митроп. 359, 360 Иоасафат Кунцевич 244 Иов Праведный 39 Иов, патриарх 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 163, 164, 165, 178, 183, 204 Иов, митроп. 220, 230, 261, 263, 303, 304 Иов Борецкий, митроп 246, 247 Иов Почаевский (Железо), преп. 147, 246, 293, 494 Иов, архиеп. 65, 84, 331, 491 Иов, игумен 365 Иона Василевский, Экзарх 374 Иона, митроп. 32, 58, 61, 62, 63, 64, 66, 111, 128, 169, 171, 178, 197,292 Uoha II , митроп. 145 Иона, епископ 57, 133, 172, 468 Иона, иеромонах 402 Иосиф, патриарх 56, 58, 59, 182, 183, 184, 198, 222,224,226 Иосиф I, митроп. 42, 43, 145, 162, 171, 222 Иосиф, свят. 379 Иосиф III, митроп. 145

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой связи мне вспоминается одна из библейских ветхозаветных книг, книга Иова, которая ставит нас как бы перед неразрешимой загадкой. В ней Иов, праведный человек, много послуживший Богу, страдал от того, что он невиновен перед Богом, но терпит от Него, потеряв богатство, здоровье, детей, что Бог несправедлив к нему, и вызывал Бога на суд, но когда Тот явился ему, он пал перед Ним и сказал: " Я о Тебе только слышал, а теперь я Тебя вижу " , - и все разрешилось. Для читателя книги Иова остается непонятным, что же увидел Иов, что разрешилось, почему отпали его вопросы к Богу. Поэтому неслучайно, конечно же, книга Иова включена в состав библейских книг потому что ответ на вопросы Иова дан не в самой книге Иова, а в Новом Завете, в Евангелии, в личности Самого воплотившегося, страдающего на Кресте за людей Бога, в личности Господа Иисуса Христа. Поэтому, образно говоря, на вопрос: " Что же увидел многострадальный, праведный Иов, когда Господь явился ему? " можно ответить так: " Он увидел Крест, и на Кресте распятого Бога " . Иов замолкает, увидев Господа. Но что это значит? Значит ли это, что зло торжествует, если на земле Сам Бог распят? Нет, конечно. Напротив, Своим восшествием на Крест, Господь показывает нам, что в дни самых лютых наших страданий, самых больших бедствий, самого горького отчаяния и лживого чувства, что мы никому не нужны и Сам Бог нас оставил - именно в этот день и час Христос ближе всего к нам, разделяет с нами и нашу боль, и скорбь, и саму эту богооставленность, как и на Кресте Он возопил к Богу-Отцу: " Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? " (Мф.27:46) Это одно из самых таинственных и удивительных мест в Евангелии: Бог вопиет к Богу о богооставленности. Почему? Как такое может быть? - Именно потому, что Христос желал разделить с нами все наши возможные страдания и муки, которые мы испытываем из-за греха, поэтому Он, невинный, спускается в самую глубину человеческой боли и страдания, на самую глубину адской муки, в полное забвение и богооставленность - с тем, чтобы никто из нас, в момент самого глухого одиночества не думал, что остается один. Христос, как верный Друг, с которым можно идти в разведку, идет с нами в самый тыл врага, с тем, чтобы израненных и измученных, потерявших надежду, вынести нас оттуда. ДУХ СВЯТОЙ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/285/...

А нет надежды у о. Василия не только потому, что нет у него живой, настоящей веры, но и потому, что нет у него и любви. Мы уже видели, насколько он был эгоистичен. Во всем рассказе упоминается только об одном добром деле, сделанном о. Василием, да и то мимоходом и притом уже после смерти жены, когда он уже чувствовал себя избранником Божиим, – именно об определении голодного Мосягина в работники в старосте Ивану Порфирьевичу. Да еще упоминается о молитве, опять-таки в этот последний период его жизни, – о жене и детях умершего Мосягина и о нем самом и о природе и людях, жаждущих дождя. И у о. Василия действительно нет любви ни к кому, даже к жене и детям. «Я никого не люблю» – говорит он дочери Насте. Когда в первый раз увидел он пьяной свою жену и почему-то «понял, что это навсегда», «он захохотал тихим бессмысленным хохотком и долго смеялся, отвернувшись от горько плачущей жены и фыркал в руку исподтишка, как школьник». И не только идиота, но и дочь Настю он нисколько не любит, что та ясно замечает, и, когда уединяется после смерти жены, – прежде всего торопится отослать от себя Настю, «боясь, что укрепится в сердце его родительская любовь и многое отнимет у людей», хотя и за это время о. Василий ничего не дал им. Правда, он оставляет у себя идиота, но только потому, чтобы жизнью с ним усугубить свой подвиг, и не стесняется мучить его, все же ребенка, голодом. Упоминается в рассказе и о «злых мыслях» о. Василия и о «злом и неправдивом» выражении его лица, и о зависти о. Василия, и о том, что «иногда по целым дням он не мог думать ни о чем другом, кроме старосты, его жены, его детей и богатства». Что нравственный облик о. Василия не внушал уважения окружавшим, видно и из того, что когда дьякон, убеждая старосту оказывать уважение к о. Василию, сравнивает его с многострадальным Иовом, – староста без стеснения обрывает дьякона: – «Нечего рассказывать, и сами знаем. Так – то Иов, праведник, святой человек, а это кто? Какая у него праведность? Ты, дьякон, лучше другое вспомни: Бог шельму метит. Тоже не без ума пословица сложена».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Вскоре после того святой явился одному земледельцу, по имени Савелию Онтропову, и велел сделать себе новый гроб. На вопрос Савелия: кто он? – явившийся назвал себя Прокопием и объяснил, что он, тело которого недавно явилось при церкви. Савелий, исполнивши повеленное, объявил народу о явлении ему праведника, тело которого было переложено в новый гроб, а ветхий гроб по прутьям народ разобрал на память себе и благословение. Много лет св. мощи почивали в часовне, привлекая себе поклонников из окрестных мест, так как слух о происходящих от них исцелениях распространялся все более и более; хотя по простоте времени совершавшиеся тогда чудеса ни кем не были записываемы и с годами приходили в забвение, – не смотря на то вера в св. Прокопия, как несомненного угодника Божия и почитание его мощей постоянно возрастали и дошли до того, что когда вместо обветшавшей Введенской церкви построена была новая деревянная церковь , тогда и мощи перенесены были в нее из часовни и поставлены подле южной стены. С того времени, вероятно, стали совершать прав. Прокопию и церковную службу по особой книжице. По усердию Сольвычегодского купца Иоанна Ермолаева, видевшего чудесные исцеления от гроба праведн. Прокопия, в 1652 году иконописцем Онисимом Карамзиным был написан образ праведника. Мощи прав. Прокопия были свидетельствованы в августе 1696 года по указу Афанасия, архиепископа Холмогорского и вторично 28 октября 1739 года при императрице Анне Иоанновне. С того времени, со второго освидетельствования, стали устраивать и храмы в честь его. Так в 1764 г. был устроен придел при Верюжской Введенской цекрви, где мощи почивают. В 1774 г. среди поля под ключом воды устроена часовня, в которой находился чудотворный образ праведн. Прокопия; сюда 8 июля ежегодно приходит множество богомольцев. В 1818 году Св. Синод приказал Вологодскому епископу вновь освидетельствовать мощи праведн. Прокопия и о последствиях о сем донести. 1 августа 1818 года мощи прав. Прокопия в третий раз были освидетельствованы. По освидетельствовании оных, преосвященный Онисифор писал в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010