А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика... И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы (уже ушли), кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь... Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо... Помни это... Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой. Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: " Вы – церкви Живого Бога " . И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом. А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя... Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2213

Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги; какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей – соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: «аз есмь земля и пепел» ( Быт. 18:27 ). И когда он сказал это? Когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать 252 . Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения ( Пс. 114:6 ). Кто не умилится от глубоко смиренных глаголов Давида, от его искренней исповеди согрешений, от его исповеди необыкновенных величия и милосердия Божиих? Верно и живописно изобразил святой вдохновенный песнопевец и частную греховность человека, и общую греховность человечества, глубину его падения, тяжкий плен под игом миродержца – падшего ангела. Он как бы измеривает пропасть падения, взвешивает тяжесть цепей. «Помилуй мя, Боже, – вопиет Давид, – по велицей милости Твоей!» ( Пс. 50:3 ) «Помилуй мя Господи, яко немощен есмь: исцели мя Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело. Обратися Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея» ( Пс. 6:3–5 ). Давид просит помилования, признает себя погибшим: причину помилования он ищет единственно в милосердии Божием и в своем бедственном состоянии, в своей немощи, неспособности помочь самому себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Там, где льется кровь, слышатся проклятия и ругань, ты проявляешь мужество и любовь, благородство и смирение Быть может, твое сердце говорит: «Не знаете, что вы творите, люди. Придите ко мне как гости, и накрою вам стол с лучшим кахетинским вином, заколю для вас отборного тельца, угощу хлебом и солью». И уподобишься гостеприимному Аврааму. А если чужеземцы больны, то такое сердце и такая молитва способны исцелять любую немощь. И уподобишься ты, Николоз, святым врачам-бессеребреникам. О, если бы эти чужеземцы искали истину, то ты, Николоз, поведал бы им, Кто есть Истина, Путь, Жизнь и Любовь, и что первые святые христианские мученики Грузии – Ражден и Евстафий – были персами, а духовным покровителем столицы является Або Тбилисский – по происхождению араб. И уподобился бы ты просветителям и учителям вселенским. А может, ты уподобился многострадальному Иову, лишившемуся дома, богатства, детей и здоровья, но не возроптавшему, а благодарившему Бога за все: «Бог дал, Бог взял, да будет Имя Его благословенно отныне и до века» (Иов. 1, 21). Ответь нам, Николоз. Но молчит смиренно Николоз, молчит и тот, кто донес до нас его мужество – праведный Илия Чавчавадзе. Вверили они себя в руки Божии, вверили Родину свою – Иверию – и ближних. Вверили и врагов. Хотя нет у них врагов. Из врага сотворили друга. Закончили они свое повествование. Перешли они с земли на Небо. Оставили они нас – земнородных – со своими вопросами. Или не оставили? Но нам отвечает другой гигант духа, живший через 200 лет после этих событий – старец Силуан Афонский . И как отвечает. «Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу. Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”, и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая… Наученный любви от Духа Святого – всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов. Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь».

http://pravoslavie.ru/121730.html

В течении 33 лет он общался с отбросами общества. С блудницами и сводниками, аморальными типами и ворами, с развратниками и колдунами, но, тем не менее, грех не коснулся его даже на самую малость. Он не осуждал никого, но всех любил, любил во Христе и помогал. Однажды он сказал: «Иногда приходят ко мне парни и девушки, бедные дети и что они только не сотворили, всевозможные плотские грехи, но я их принимаю с любовью» 12 . Он не отворачивается от грешника. Он отворачивается от греха. Святой был благоуханным белоснежным цветком среди зловонных улиц столицы. Он перешёл от безмолвия Святой Горы в шумные Афины. Из пустыни Кавсокаливии в многолюдный центр столицы. Из святого места в грешное. Пришёл в сердце, в центр Греции, в Афины. В сердце, в центр Афин, на Омонию. Угодил в самое сердце 20-го века. Его мечтой было скрыться, жить в безвестности, но Премудрый Бог , рассудив его во всём достойным, поместил его на всеобщее обозрение, сделал его известным всей вселенной 13 . Святой Порфирий, словно второй, современный многострадальный Иов (праведник и пророк) явил чудеса стойкости и безропотно переносил множество болезненных заболеваний. Он никогда не молился об облегчении своих болезней. Ему было стыдно, по причине внутреннего благородства, просить об этом, т. к. он чувствовал великую благодарность к Богу. Но главным образом он считал их даром божественной любви. Он говорил: «Не молитесь, чтобы я выздоровел. Молитесь, чтобы я стал духовно здоровым» 14 . Несмотря на то, что он терпел ужасные боли, он не переставал принимать и утешать народ. В то время как его святое тело испытывало боли, его душа болела за измученные грехом души людей. Он болел телом, но любил. Он любил, но болел душой. Святой говорил: «Кто хочет стать христианином должен прежде стать поэтом. Только так! Необходимо страдать. Любить и страдать. Страдать за того, кого любишь. Любовь совершает подвиг ради возлюбленного» 15 . Тот, который отдал всего себя с малых лет Богу, думал, что не любит Бога так, как следует. Тот, который творил «знамения и чудеса», беспокоился о том какой ответ будет давать на Страшном Суде Христу. Как истинный смиренный раб Божий он избрал себе и смиренную смерть. Он был в высшей степени смиренным и именно поэтому настолько божественно прекрасным и великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

С этой целью Он иногда являлся Сам и беседовал с людьми, а иногда сообщал людям дар пророчества, например, – Еноху и Ною. Во-вторых, – чудеса, каковы: преложение Еноха, послужившего образом покаяния родом 19 , смешение языков, всемирный потоп. В-третьих, – то долгоденствие, которым благословлял Бог патриархов: они жили обыкновенно более семи, восьми и девяти веков, так что, не смотря на два слишком тысячелетия, протекшие от Адама до всемирного потопа, первоевангелие, слышанное Адамом в раю, могло перейти в мир послепотопный во всей своей первобытной свежести и неповрежденности. Ибо Ной, живший до потопа около 600 лет, мог беседовать с Енохом, сыном Сифовым, а отец Ноя Ламех, мог беседовать с самим Сифом. Таким образом, каждый в то время мог принимать наставления в истинной вере и предания о Мессии из самых верных источников, а по вере в Мессию получать и спасение» 20 . Доказательством того, что истинная вера в Бога, даже духовное понимание религиозных обрядов, существовали в те древние времена и были доступны людям посреди языческого мира, служат истории Ноя, Авраама, Мелхиседека, Иова многострадального и мн. других древних праведников. Так, святой Авраам родился в языческой стране – в халдейском городе Уре. Господь, прозревая праведность души его, повелел Аврааму покинуть эту страну и идти в землю, которую Он укажет ему. В Сихеме Господь явился Аврааму и там Авраам создал жертвенник Господу 24 . Дальнейшей своей жизнью Авраам заслуживает того, чтобы называться другом Божиим 25 . Это достаточно яркий пример того, как Бог промышляет о праведной душе, посещает ее в самой тьме языческого окружения и выводит на путь спасения. Не менее многозначительный пример – Мелхиседек, царь Салимский, который был «священником Бога Всевышнего», как свидетельствует Библия 26 . Святой Мелхиседек встретил Авраама, возвращавшегося с победой после битвы, вынес хлеб и вино, благословив Авраама, и Авраам дал ему десятину из лучших добыч своих. Значит, еще прежде того, как людям был дан Закон через Моисея, из среды языческой могли выходить праведники, имевшие истинную веру! Мало того, – очевидно, что существовало в те времена и обрядовое богопочитание, если обретались священники Бога Всевышнего! Иов многострадальный жил в стране Уц в патриархальные времена, еще до времен Моисея, – но и он знал истинного Бога, глубоко чтил Его, совершал очистительные жертвы и иные религиозные обряды. В беседе Иова с друзьями в его речи мы находим свидетельства глубокой веры, тонких духовных познаний и горячей любви, преданности Богу. Находим искреннюю веру в Искупление, в воскресение мертвых: «А я знаю – Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога...» 27 Вот, – эти праведники жили задолго до Моисея и до Закона, данного через него потомкам Авраама, однако знали истинного Бога, и служили Ему, и совершали угодные Богу жертвоприношения. Сама природа учит верить в Отца и Сына

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Да и что такое самоубийство? Действие самосуда человеческого, простирающееся до лишения себя жизни. Но не ясно ли, что человек в этом случае вторгается в права Божественные? По всему Священному Писанию Ветхого Завета проходит мысль, что жизнь дается человеку Богом: Бог сотворил первых людей, Бог же и наказывает людей бездетностию или награждает чадородием. Значит, кто, получив от Бога жизнь, произвольно лишает ее себя, тот нарушает право Божественной власти и навлекает на себя кары Божественного Правосудия. Видите ныне [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей ( Втор. 32:39 ). В подобных выражениях, свидетельствующих об осознании ветхозаветными людьми того, что только Бог в праве распоряжаться смертью человека, – нет недостатка в Священном Писании. Вот Анна пророчица, мать Самуилова, в своей пророческой песни, пред лицем Бога исповедует: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Вот царь Соломон, которому Господь дал сердце столь мудрое, что мудрее его не было царя и не будет, говорит, обращаясь ко Господу: Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь ( Прем.16:13 ). Следовательно, Господь Бог и только Он – Владыка смерти человека. Сознание этого проникает ли и в жизнь ветхозаветных праведников? Для решения сего вопроса припомним поучительный образ ветхозаветного праведника, о котором Сам Господь говорил, что нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов.1:8 ), – словом, припомним себе Иова. И подлинно. Многострадальный представлял собой образец человека праведного и в семейной жизни, и в общественной. Глубоко верующий в Бога и боящийся Его, святой во всех поступках, Он был живым одобрением людям благочестивым и укоризной для злых, страхом – для преступников, защитой – для слабых, вдовиц и сирот. Он так берег чистоту детей своих, что ежедневно после пира их приносил за них жертву Господу, опасаясь – не согрешили ли дети его и не помыслили ли зла против Бога.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

А когда он увидел, что поставлен в невозможность совершать по совести свое царское служение, то сложил с себя царский венец, подобно св. князю Борису, не желая стать причиной раздоров и кровопролития на Руси. Самопожертвование Царя, не принесшее России пользы, а наоборот, давшее еще большую возможность безнаказанно совершать преступление, принесло невообразимую скорбь и страдания. Но в них он проявил величие духа, уподобившее его праведному Иову. Злоба врагов не унималась. Он был для них и тогда опасен, ибо он был носитель сознания, что Верховная власть должна быть Богу покорна, от Него получать освящение и укрепление, Божиим заповедям следовать, Он был живым воплощением веры в Промысел Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего... Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему мipocoзepцahuю, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего православного Русского народа. Борьба против него тесно была соединена с борьбой против Бога и веры. По существу он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и прияв смерть так, как принимали ее мученики. Царь Николай Многострадальный Прообразом страдавшего и воскресшего Христа был праведный Иов Многострадальный, память которого совершается ныне и книга о котором читается на Страстной седмице, потому что праведный Иов был первым прообразом великого страдальца за наши грехи, Спасителя мipa. Подобно Иову, из обладавшего большим богатством сделавшемуся нищим, Сын Божий, оставив небесный Престол Свой, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, терпевшим все нужды человеческие и не имевшим где главу преклонить. Как праведный Иов терпел укоризны от своих ближайших друзей, так и Христос претерпел поношения и клеветы от Своих соплеменников и предательство Иуды. Но как после страданий св. Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых, возшел на Свой небесный Престол, воспеваемый ангелами и приемлющий поклонение от всего мipa. Как были прообразы Христовы до Его пришествия на землю, так после пришествия Его, образами Его должны быть верующие в Него. Сам Христос сказал на Тайной вечери «образ (пример) вам дал, да якоже Аз сотворих и вы сотворите» (Ин. 13:15). А святой апостол Павел говорит: «подобны мне бывайте якоже аз Христу». Человек создан по образу и подобию Божиему, и всякий человек должен в себе являть то подобие своими добрыми качествами, отражающими в нас подобие Божие. Грех осквернил природу и человек стал неспособен к истинному добру, потеряв живое общение с Богом.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/10/...

Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа Кто нырял (именно нырял, головой вперед и вниз!) в совсем малюсенькую «печерку», в маленькое отверстие в скале, как кажется, размером чуть ли не с два кулака, никогда не забудет этого. Поначалу ты даже не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но пробуешь, и протискиваешься в полный мрак. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним. Кроме молитвы и богомыслия, преподобный занимался и физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители, сделаны плотины. В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избирали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов, и назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после того участвовал в важнейших делах обители. 21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Преподобный был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его мощи. Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Обретение честных мощей происходило так: 28 августа 1659 года митрополит Дионисий возглавил торжественное обретение нетленных мощей («безо всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания») преподобного, на которых остались заметны даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих язвах. Но весьма вероятно, что усвоение за преподобным имени Иова в честь праведного Иова Многострадального, которое он носил, будучи в малой схиме, непосредственно связано именно с величайшим терпением преподобным многих болезней, при соблюдении им глубочайшего смирения и столпнического молитвенного стояния.

http://pravoslavie.ru/73487.html

Судьбы святых патриархов перекрещиваются, как и судьбы их времен, как и судьбы нашего времени и современной нам Церкви, которая по вдохновению Духа Божия призвала именно этих святых к служению в наши дни. В чине хиротонии есть слова " Божественная благодать всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи... " Когда Церковь земная оскудевает, тогда немощи наши переходят ту грань, после которой люди уже не могут удержать Церковь в мире, Господь посылает тех святых, которые в силах помочь своим служением, своими молитвами. Сейчас, судя по всему, именно такое время. Если Промыслом Божиим и нам за десятилетия наших грехов, ошибок и беззаконий будут попущены те испытания, которые были во дни земной жизни святителей Иова и Тихона, то мы знаем, что Промыслом же Божием, для нашего спасения нам указаны и небесные защитники на смутные времена - святители Иов и Тихон, к которым первая наша молитва сегодня, о нынешнем Святейшем Патриархе, чтобы Господь даровал его - Церкви Своей " право правящим слово Христовой истины " , укрепил в молитве и печаловании за народ Божий и даровал ему силы на кресте своего служения повторить вслед за святым патриархом Тихоном; " Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни " . Рейтинг: 9.9 Голосов: 438 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии М 2 июля 2019, 20:38 Спасибо за статью! Elena 18 апреля 2018, 12:15 Святые угодники Божии - праведный Иов многострадальный,Святейший Патриарх Иов, святой царь-страстотерпец HukoлaйII(poждehhый в день св.Иова) со Святейшим Патриархом Тихоном и святым царём Феодором Иоанновичем - молите Бога о нашем многострадальном Отечестве, о мире, любви, благоденствии его и о спасении людей его. Да будет на все воля святая Господа Бога нашего! Да дарует Он прощение грехам нашим безчисленным и явит помощь свою чадам нашим и всем немощным, да исправит на нас дела наши и дела рук человеческих,да избавит и защитит от всех врагов видимых и невидимых!

http://pravoslavie.ru/5308.html

Дорог для нищего мешец медниц, собранных им в продолжительное время с трудом и утомлением. Богач неожиданно высыпал в его недра несметное число чистых червонцев, и нищий кинул с презрением мешец с медницами, как бремя, только тяготящее его. Праведный многострадальный Иов по претерпении лютых искушений сподобился боговидения. Тогда он сказал Богу во вдохновенной молитве: «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. -» Какой же плод прозяб в душе праведника от Боговидения? «Поэтому,» – продолжает и заключает Иов свою молитву, – «я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ( Иов 42, 5–6 ). Хочешь ли стяжать смирение? – Исполняй евангельские заповеди, вместе с ними будет вселяться в сердце твое, усвоиваться ему святое смирение, т.е. свойства Господа нашего Иисуса Христа. Начало смирения – нищета духа, середина преуспеяния в нем – превысший всякого ума и постижения мир Христов, конец и совершенство – любовь Христова. Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится. Может ли предаться печали тот, кто заблаговременно признал себя достойным всякой скорби? Может ли устрашиться бедствий тот, кто заблаговременно обрек себя на скорби, кто смотрит на них как на средство своего спасения? Возлюбили угодники Божии слова благоразумного разбойника, который был распят близ Господа. Они при скорбях своих привыкли говорить: «достойное по делам нашим приняли... помяни» нас, «Господи,» во Царствии Твоем ( Лк. 23, 4142 ). Всякую скорбь они встречают признанием, что они достойны ее. 319 Святой мир входит в сердца их за словами смирения! Он приносит чашу духовного утешения и к одру болящего, и в темницу к заключенному в ней, и к гонимому человеками, и к гонимому бесами. Чаша утешения приносится рукой смирения и распятому на кресте, мир может принести ему только «уксус, смешанный с желчью» ( Мф. 27, 34 ). Смиренный не способен иметь злобы и ненависти, он не имеет врагов. Если кто-либо из человеков причиняет ему обиды, он видит в этом человеке орудие правосудия или Промысла Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010