О соборовании святым елеем также скажу, что его отлагать не должно. Чрез это таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забвенных прегрешений Будем помнить о часе смертном Смерть всему конец. К этому концу нам надо сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, то есть если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отсчета, то можем избавляться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее, огорчений душевных. Ежели не будем забывать, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное и что все хотящие благочестно жити гоними будут, то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, еще более — человеческого спасения; также почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не напрасно праведный и многострадальный Иов говорит: «не искушение ли есть житие сие человеку». Я часто повторяю слова опытных, что надо пользоваться настоящим, и кто настоящим пользуется хорошо, того и последствия бывают отрадны, если не оскудеет вера. Сотворим, сколько можем, помощью Божией, пока есть время; и будущее предоставим всеблагому Промыслу Всесильного Бога, Его же судьбы нам неведомы. Мертвит бо и живит, убожит и богатит. Все Ему возможно, так да будем покорны святой и всеблагой Его воле. СМЕРТЬ БЛИЗКИХ Предсмертные страдания Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в мире хорошо. Преподобный Марк подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает нелегкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни … «сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце дверь есть отверстая». Как бы ни получить милость Божию: трудно ли, легко ли, лишь бы получить; а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует Сам Господь в святом Евангелии, глаголя: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Священник 19-го егерского полка о. Василий Васильковский. Протоиерей лейб-гусарского полка о. Симеон Торопогрицкий ранен был пулею в правую ногу навылет в Шведскую кампанию. Московского гренадерского полка о. Мирон Орлеанский, участвовавший в походах 1807, 1808, 1810181 2 гг. 24 и 26 августа в битве на Бородинском поле, находясь под неприятельским и выстрелами, впереди гренадерской колонны, под начальством Принца Карла Макленбургского, получил контузию в бедро левой ноги ядром. Продолжал службу в 1813 году при преследовании неприятеля на пути во Францию, но потом заболел вследствие контузии и вынужден был остаться в госпитале, вблизи крепости Майнца на Рейне. Священник Екатеринославского Кирасирского полка о. Алексей Карышев контужен был в правую ногу ядром в сражении с французами 5 января 1814 г. при местечке Бриэнь. Священник Смоленского пехотного полка о. Филипп Добротворский, участник всех походов с 1808 г. по 1814 г., был в войну 1812 г. в сражении при г. Лейпциге, где поощряя воинских чинов, с крестом в руках, во время самого боя, был контужен в шею, а потом ранен, за каковой подвиг ВЫСОЧАЙШЕ пожалован был золотым наперсным крестом. Священник Витебской военной Николаевской церкви о. Никита Белороссов, спасая церковное имущество от нашествия французов в 1812 г., не только лишился всего своего состояния и дома, но и был ранен неприятелем. Священник 33-го егерского полка о. Павел Святенков был в походах с 1808 г.; 28 февраля 1814 г. при штурме г. Реймса шел со Св. крестом в руках неустрашимо впереди колонн под пушечным и неприятельскими выстрелами; 1 марта в сражении при том же городе Реймсе получил от пушечного ядра сильную контузию в правую ногу. За военные отличия о. Павел был ВЫСОЧАЙШЕ пожалован скуфьею и камилавкою. Священник Тобольского пехотного полка о. Иов Каминский. священники, вывшие в плену у неприятеля Протоиерей Екатеринославского гренадерского, генерал-майора Палицына полка о. Иоанн Гоздова-Бочковский. В 1789 г. по распоряжению Речи Посполитой был схвачен и заключен под строгий арест в Варшаве, где находился более трех лет, претерпевая многие поругания, и немало времени просидел в ножных железных кандалах, страдая подобно мученикам первых времен христианства. Выпущенный в 1793 г. на свободу, вследствие заступничества русского правительства, многострадальный пастырь, в воздаяние перенесенных им невинно тяжких испытаний, возведен был в сан протоиерея в г. Несвиж. 14 сентября 1797 г. принимал мужественное участие в сражении с французскими войсками, был захвачен со всей своей семьей в плен. За многочисленные военные труды и страдания, понесенные о. Иоанном в плену, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожаловал ему золотой наперсный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христиан, благочестно поживших в миру, но не принадлежащих к числу благоверных или юродивых, обычно канонизируют как праведных (праведный Иов Многострадальный, праведные Симеон Богоприимец, Иоаким и Анна, праведная Иулиания Лазаревская, праведный Феодор Ушаков, праведный Иоанн Русский, праведный Иоанн Кронштадтский ). Рассматривая жития византийских святых мирян, можно выделить несколько путей к святости, несколько видов подвига в миру. Прежде всего, это обильная милостыня . Добродетель милосердия, приобретаемая через подаяние вещественной милостыни, является, по учению святых отцов, преимущественно принадлежностью подвига благочестия в миру. Иноку, давшему обет нестяжания и «ничего не имеющему на земле», «не поставлено в обязанность подавать милостыню». «Но кто занят делами житейскими, собственными руками работает и сам берет у других, тот обязан подавать милостыню» (св. Исаак Сирин . Слово 14) 869 . За этот подвиг прославлен такой известный святой, как Филарет Милостивый . 870 История св. Петра Мытаря свидетельствует, что милостыня, даже данная с гневом, может оправдать человека перед Богом. Интересно, что житие этого святого написал святитель Иоанн Милостивый , Александрийский патриарх (память 12 ноября ст. ст.), который сам прославился своей необычайной щедростью и милосердием. См. Приложение к теме 6. Одной из составляющих милосердия к ближнему является самоотверженное служение больным. За подвиг безвозмездного оказания врачебной помощи христиане прославляются как бессребреники (безмездные врачи). Исцеляя телесные болезни, святые бессребренники увещевали страждущих вести добродетельную жизнь, неверующих обращали ко Христу. Успех их врачебного искусства был делом благодати Божией. Святые целители это знали и потому не брали награды за свои труды по заповеди Спасителя: «туне приясте, туне дадите» ( Мф.10:8 ). Через любовь к ближним они выражали свою любовь к Богу и трудились для прославления имени Господа, даровавшего им силу врачевать недуги. Добродетельную жизнь безмездных целителей Бог нередко увенчивал мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это подтверждает и блаженный Амвросий, говоря: " мудрый не сокрушается телесными болезнями (не скорбит о них), и не печалится, находясь в бедах, но и в скорбях пребывает благодушным и терпеливым. Ибо не в наслаждениях и утехах телесных состоит блаженство и счастье, оно достигается только чистой от всякого порока совестью. " Никакое скорбное приключение не одолеет праведника Нельзя сказать, что праведники совершенно не претерпевают бедствий, — они чувствуют их боль, — ибо никакая сила и добродетель не могут угасить чувственного страдания. Но они не страшатся его, не падают от него духом, который возносит их выше всякой боли и делает непобедимыми. Об этом заметил еще римский философ Сенека, выражаясь о добродетельном человеке так: " доброму мужу не может приключиться ничего злого. " Как бы поясняя, что для добродетельного человека противные для него приключения не причиняют ему зла, он говорит: " как множество рек, текущих в океан не изменяют вкуса морской воды, так и многоразличные наветы и напасти, делаемые против мужа доблестного, непоколебимого, не извращают его ума и сердца. Он всегда пребывает неизменным в своих понятиях и действиях, и все противное себе (считая как ниспосланным или попущенным свыше) обращает в конце концов в истинное для себя добро. Всякое неприятное событие делает его еще сильнее. Не говорю, чтобы оно не было для него ощутимым, но он побеждает эту ощутитимость, и всегда остается в душе своей умиротворенным и довольным, — словом, он становится выше всяких испытаний. Все противное для себя считает он практическим поводом к вразумлению и нравственному усовершенствованию себя. " Таковыми мужами действительно были: Многострадальный Иов, Царь — пророк Давид, Ап. Павел и многие другие. Давид говорил: " Если даже пойду долиной смертной тени (т. е. переселюсь в загробную жизнь), не убоюсь, зла, ибо ты со мной, Господи " (Пс. 22:4). Павел же ободрял верующих во Христа словами: " Если Бог за нас (т. е. содействует нам), то кто против нас? " (Римл. 8:31). Святой Павлин милостивый, Епископ Ноланский V b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Иов отвечал Господу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле…» ( Иов. 42:1–2, 6 ). Иов многострадальный страшно терзался своей душой, видя как нечестные благоденствуют и умножают свое беззаконие и насилие над слабыми. Он уже почти сомневался, стоит ли стремиться жить по правде и делать по совести? Коли нечестивые грешат, беззаконничают, живут безнаказанно в роскоши и славе, тогда какой же смысл делать добро и жить по правде? Но Господь сказал Иову, что Бог так велик, так мудр и добр, что пути Его непроницаемы. И все, что Он делает с человеком, делает по Своей благости и любви. И если страдает человек несправедливо, он и награду получит за это великую. Но страдая, человек не должен пытаться узнать пути Божии, творимые с ним. Он должен доверять Богу во всем, что бы ни делал Господь с человеком. И в этом доверии Богу вся красота покорности человека своему Создателю и весь смысл спасительного смирения. Испытав терпение праведника, Бог посрамил этим сатану, который более не дерзал клеветать на рабов Божиих. Затем Господь наградил Иова еще большим богатством, чем было у него до этого. И снова было у Иова семь сыновей и три дочери. Праведный Иов жил еще много лет. Он видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода и умер в старости, насыщенный днями ( Иов. 42:17 ). Так награждается Богом терпение людей, их страдания, их муки, если принимаются они не как случайные бедствия, а как посланные от Бога для нашей пользы. Как близок Иов многострадальный ко многим современным людям, которые терпят тяжелые бедствия от близких, родных! Они лишаются своих домов, детей, имущества, высокого положения. И как часто они, бедные, готовы роптать на Бога, всех и каждого, видя как несправедливо их притесняют, поносят, унижают, готовы стереть их имена с лица земли. И вот такие страдальцы пусть помнят всегда Иова многострадального, который по зависти и злобе других все потерял, а потом получил еще здесь, на земле, вдвое, втрое больше, чем имел до этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Каждый из нас, верующих во Христа, должен регулярно испытывать себя: о чем я прошу Бога (о решении моих земных, временных, тленных проблем или об исцелении моей бессмертной души), потому что «если кто попросит у царя небольшое количество грязи: то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного» [xxv] . Это необходимо, чтобы  сердце не привязалось к временному, тленному, земному, т.к. «любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного – господин всему миру» [xxvi] . Святой праведный Иов многострадальный посрамил диавола, когда тот клеветал, говоря Богу: « Разве даром Иов чтит Господа ?» (Иов. 1,10). Окажутся слова эти правдой или ложью по отношению к нам (т.е. даром ли я, именно я, чту Господа) – зависит только от нас. Сможем ли мы сказать в скорби: « Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим ?» (Иов. 2,10) « Господь дал; Господь взял... буди Имя Господне благословенно во веки (Иов. 1,21)», или нам ближе слова жены Иова: « Доколе терпиши глаголя... похули Бога и умри» (Иов. 2,9)? Относится это не только к каждому конкретному человеку, но и к целым народам: например народу Израиля, который, будучи народом избранным, считал, что Бог обязан ему, и ожидал ни много ни мало, а свободы (сугубо во внешнем, плотском понимании) от ненавистного ига языческого Рима. Поэтому хотели сделать Христа царем, но когда Он не оправдал возлагаемых на Него надежд (а стал говорить о какой-то внутренней свободе от какого-то непонятного внутреннего рабства) – распяли. Часто и мы ждем от Бога исполнения подобных чаяний (каких-то земных наших планов), а когда не получаем ожидаемого, то впадаем в расстройство: начинаем унывать, отчаиваться, роптать и т. п. Самое главное, что от того, что человек не принимает скорби, меньше скорбей не становится: чашу, назначенную Богом, испить до дна все равно придется, только одному чаша эта будет в осуждение, а другому – в жизнь вечную (как тем двум разбойникам, которые были распяты справа и слева от Христа Спасителя: страдания понесли одинаковые, а дальнейшие судьбы совершенно разные, зависящие только от их отношения к этим страданиям: гордость – у висевшего слева («если Ты Христос, то должен спасти и Себя и нас от страданий в этой временной жизни», – многие и сейчас считают, что богатство и здоровье – благословение Божие, а скорби – проклятие и признак неугодности Богу) и смирение у висевшего справа: «достойно по делом моим приемлю» – « помяни мя, Господи, во Царствии Твоем » (Лк.

http://bogoslov.ru/article/1299847

Вся наша жизнь становится диалогом с Богом. И у нас нет никакого балласта, никаких «лишних» происшествий в жизни. Каждое событие нашей жизни осмысленно. Через него нам Господь что-то хочет сказать. И страдания обретают смысл. И через них Господь нам что-то говорит, помогает нам и очищает нас. И это сильно отличается от того, что видишь, когда обращаешься к буддизму, который, как и другие индийские религии, возник из ужаса бессмысленности страданий, от которых нужно любой ценой убежать. Даже если цена такая, как… Святой праведный Иов Многострадальный      Антон Готман: …потеря своей личности. Да! Возьмем, к примеру, книгу Иова . Иов теряет всё – и то, чем владел, и детей, и здоровье. Страдания неимоверные. Но вот его слова: «Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). Это человек, который понимает Истину на каком-то более высоком уровне, чем предлагает Будда. Иов понимает, что Бог на самом деле забрал у него всё это для его блага. И в конце концов так и происходит. Он говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42: 5). То есть он вышел на другой уровень богопознания. Откуда вы знаете, что на самом деле лучше для этого человека? Страдать ему или не страдать? Когда мы говорим о страданиях в мире, часто спрашивают: «Почему ваш благой Бог допускает это?» Но откуда вы знаете, что на самом деле лучше для этого человека? Страдать ему или не страдать? И когда ему лучше умереть – сейчас или через пять лет? Может, он за эти пять лет превратит себя в чудовище. Или сопьется, грубо говоря. Мы ведь этого не знаем. А Бог знает это намного лучше нас. Просто посмотрим на мир. Каждая клетка нашего тела намного сложнее, чем всё, что может создать человек. А тело – это огромная совокупность клеток, каждая из которых действует по-разному. А Земля? А Вселенная? Всё настроено таким образом, чтобы поддерживать жизнь и помогать человеку существовать в этом мире. Но кроме невероятной сложности мы видим и огромную красоту Вселенной, даже когда просто смотрим на звездное небо.

http://pravoslavie.ru/80215.html

Думаю, что слова эти могут означать, во-первых, то, чтобы ты почаще вспоминала и не забывала, как покойный отец Иларион, с каким терпением и твердой верой и упованием, переносил продолжительную и тяжкую болезнь свою; во-вторых, то, чтобы ты не помышляла и не надеялась выздороветь от болезни, а лучше бы готовилась как следует к переходу туда, где отец Иларион, потому что такое уготовление полезно, по сказанному: уготовихся и не смутихся. Виденные же тобой на гостинице богоделки, стеснявшие тебя, могут означать, что переход твой должен быть не так скоро, а что ты должна еще пожить на гостинице мира и понести тесноту вместе с теми, которые мудрствуют как богоделки, а не как настоящие монахини. Вот, как думаю, так тебе и написал. Настоящее же значение Бог весть, если какое тут есть. Первые же слова покойного старца батюшки отца Макария старайся подлинником исполнить, а именно: в силу установления святых отцов утро до полудня посвящать молитве, а потом заботиться об откровении помыслов старцам и беседовании с ними. К последнему слову может относиться чтение святоотеческих писаний. 395. БОЛЕЗНЬ ОЧИЩАЕТ НАШУ ГРЕХОВНОСТЬ. ПОМЫСЛ О ТОМ, ЧТО БОЛЕЗНЬЮ ОТЯГОЩАЕШЬ СЕСТЕР – ОТ ВРАГА. ОБ ОТНОШЕНИИ СО СТОРОНЫ МАТУШКИ ИГУМЕНИЙ. ПРИ МОЛИТВЕ VICYCOBOЙ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗЛИШНЕГО ОПАСЕНИЯ ВПАСТЬ В ПРЕЛЕСТЬ. ПРЕЛЕСТИ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОЛЖНА ОПАСАТЬСЯ ПРИ СЛЕЗАХ И РАДОСТИ. ОБЪЯСНЕНИЕ СНА. ПОЧЕМУ СТРАСТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? Не вотще пишет святой апостол Павел ( 2Кор. 4:16 ): елико внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется по вся дни. И святой Лествичник пишет: «Иное – внутреннее расположение человека здороваго, и иное – больнаго; иное – седящаго на престоле, и иное – возлежащаго на гноищи, егда праведный многострадальный Иов струпы яко бисеры вменяша». Святой Иов испытуем был болезнью для показания его благочестия и праведности и высоких добродетелей, а мы потерпим нашу болезнь для очищения нашей греховности. Благо нам, яко смирил ны Господь. Святой Лествичник с удивлением говорит: «видех истаяваемых тяжкою болезнию, несмотря на немощь телесную, искушаемых сонными грезами, и удивихся, яко и при болезненном положении плоть буйствовала».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Первая версия самая простая и самая известная. Эта версия — о святом многострадальном Иове, о его испытании, твердости в вере и конечной победе. Она излагается в катехизисах и библиях для детей, ее мы слышим с амвонов храмов. В качестве примера этой версии можно взять просветительскую брошюру «Святой и праведный Иов многострадальный», выпущенную издательством Губанова в 1895 году. На тридцати двух страницах брошюры автор успевает не только ознакомить читателя с фабулой книги Иова, но и подробно поговорить о том, в каком состоянии находились во времена Иова астрономия, скотоводство и искусство добывать золото. Нашлось в ней место и для описания спора Иова с друзьями, правда, всего полстраницы. О споре сказано буквально следующее: «Твердо веря, что Бог твердых о добре награждает, а злых наказывает, друзья убеждали Иова признаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов со всею силою невинности защищал свое доброе имя; он уверен, что страждет не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Друзья, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам равного намерения, по которым произносит суд свой человеческое правосудие, не убеждались словами Иова. Тогда страдалец начал умолять Бога, чтобы Он Сам явился и засвидетельствовал о его невинности. Действительно, Бог явился Иову в вихре и укорил его за намерение требовать у Бога отчета в делах мироправления. Он указал Иову, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей его природы; и после этого хотеть проникнуть в тайны судеб Божиих — есть дерзкая самонадеянность. Он, впрочем, одобрил главную мысль Иова, т.е. что Бог с людьми поступает по Своей премудрой воле (! — курсив мой. — Ф.К.); напротив, изъявил Свой гнев на друзей его за их неправые суждения» (с.14—16). Главный урок, который, по мнению автора, мы должны извлечь из книги Иова, состоит в том, что «с самой глубокой древности догматы о единстве, всемогуществе и святости Бога, о бессмертии души (!), о первом падении, о будущем спасении человечества составляли основание религиозных верований».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2794...

Весьма кстати и во время N. пожелал узнать свойства той любви, без которой ни раздаяние всего имения, ни предание тела на сожжение недействительны. Свойства эти изъясняет сам апостол в том же месте, говоря (1 Кор. 13: 4–8): «любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (то есть не помнит зла), не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит (то есть покрывает), всему веру емлет, вся уповает (то есть всегда надеется всего лучшего), вся терпит. Любы николиже отпадает (от Бога и от людей в самых трудных обстоятельствах)». Блажен, кто стяжал такую любовь; а мы, немощные, хотя да стремимся к стяжанию свойств и качеств ее самоукорением, смирением и покаянием. Необходимые сии добродетели притупляют горесть и горечь стеснительных обстоятельств, подавая облегчение и соразмерную отраду душе страждущей, и по силе смиряющейся и кающейся с самоукорением, которое состоит в том, чтобы всегда причиной скорбей и огорчений в стеснительных обстоятельствах поставлять грехи свои и гордость. Видимой гордости в нас как будто незаметно; но обнаружение тонкого самолюбия и честолюбия нередко проявляется в негодовании, раздражительности, в ревности не по разуму, а иногда в некоем завидовании удачам других. Самолюбие и честолюбие, хотя и тонкие, много препятствуют к стяжанию той любви, о которой сказано выше. Не вотще изрек святой Давид (Пс. 24: 18): «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя». Первая степень к достижению истинной любви есть искание прощения грехов правильными средствами. А святой Лествичник еще смиреннее говорит: «аще и на всю лествицу добродетелей взыдеши, о оставлении согрешений молися». 131. Должно помнить о смерти Смерть всему конец. К этому концу надобно сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, то есть если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отчета, то можем избавиться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее, огорчений душевных. Ежели не будем забывать, что «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное» (Деян. 14: 22) и что «все… хотящии благочестно жити… гоними будут» (2 Тим. 3: 12), то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, паче же человеческого спасения; также, почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не вотще праведный и многострадальный Иов говорит: «не искушение ли есть житие сие человеку». Да подражаем сему праведнику в вере и терпении, благословляя имя Господне, и памятуя слова апостола: «любящым Бога вся поспешествуют во благое»; и паки: «егоже бо любит Господь, наказует, и прочее; и: понеже страждем… со Христом» (то есть подобно Ему терпим неправедные обвинения и оскорбления), то с Ним и воцаримся (Рим. 8: 17, 28; Евр. 12: 6). Еже буди всем нам получити милостью и человеколюбием Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010