Далее Архангел говорит, что святой Предтеча возвратит сердца, то есть сердечные чувствования, сердечные залоги отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников. Кто эти отцы, кто эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Авраам и все святые предки их, святые судии, цари и пророки. Под именем праведников должно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги? — какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей, соответствующим сердечному залогу, — смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: аз есмь земля и пепел [ 1229 ]. И когда он сказал это? когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных таин, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным Божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись Боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы перестал существовать [ 1230 ]. Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, Боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения [ 1231 ]. Кто не умилится от глубоко-смиренных глаголов Давида, от его искренней исповеди согрешений, от его исповеди необыкновенных величия и милосердия Божиих? Верно и живописно изобразил святой вдохновенный песнопевец и частную греховность человека и общую греховность человечества, глубину его падения, тяжкий плен под игом миродержца — падшего ангела. Он как бы измеривает пропасть падения, вывешивает тяжесть цепей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но все эти наименования жилища святых угодников имеют один смысл, именно: праведные души, по исходе из тела, живут там, где счастье и блаженство, подобно тому, как души людей грешных, как бы не называлось их обиталище, находятся в стране мрака, скорби и печали. По указанию и наставлению Святой Церкви, мы почитаем умерших праведников, призываем их в молитвах, чтим нетленные их мощи и священные изображения или иконы. Стало быть, хотя они и отошли от мира, от земли, но для нашего благоговейного воспоминания, для нашей любви всегда близки и живы. И как нам не ублажать праведников, которых прославил Сам Господь Бог ? Мы воздаем почести лицам, которых заслуги и подвиги отличает царь земной; тем паче должны благоговеть пред святыми, возвеличенными Самим Царем Небесным. Как нам не просить себе ходатайства святых, если в слове Божием прямо сказано, что друзей – оскорбителей Иова, ради только молитв многострадального, Господь Бог простил и помиловал. Аще бо не его (Иова) ради, погубил бых убо вас, так говорил Царь Небесный огорчителям Иова ( Иов.42:8 ). Как нам не прибегать за помощью к святым угодникам, если люди благочестивые (например, святой Андрей юродивый) видели Царицу Небесную и целые сонмы праведников, за христиан молящихся Богу? Много бо может молитва праведнаго поспешествуема, поучает нас святой апостол ( Иак.5:16 ). Конечно, мы чтим праведников не как Бога, а как верных слуг Его, так что этим почитанием воздаем хвалу Самому Господу, их прославившему. Иже вас приемлет, мене приемлет, говорит в Святом Евангелии Сам Иисус Христос Своим апостолам ( Мф.10:40 ). И иконы святые чтим не за дерево, не за краску, не за золото и серебро, а за то, что они переносят наши мысли и чувства к тем лицам, кои на них изображены и коим мы воздаем свое благоговение. К великому утешению нас, живущих на земле, умершие праведники (а их целый сонм) могут и всегда готовы оказывать нам помощь и ходатайство пред Господом Богом. Но если между умершими много людей, угодных Богу, то гораздо больше таких, которые отошли на тот свет, хотя и с верою в Бога и покаянием во грехах, но не вполне оправданные: им могут и должны содействовать в деле спасения живущие на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

7684 Собственно Армения граничила на севере с Колхидою, Иберией и Албанией, на западе с Малой Азией, на юге-востоке и востоке с Мидиею и Ассириею. Первоначально она находилась в зависимости от Ассириян, Мидян и Персов, потом служила предметом раздора между парфянами и римлянами, затем, между римлянами и персами, и попеременно зависела то от тех, то от других. Армения первая лежала близ восточной части южного берега Понта Евксинского (Черного Моря), Армения вторая и третья на юго-запад, четвертая – на юг от первой. 7685 Трибун – римское название начальника войсковой части, среднее между нашим полковником и ротным командиром. 7687 Еф.4:24 . Это выражение указывает на совершившуюся в святом Меркурии, чрез крещение, силою благодати Христовой, перемену мыслей и чувств. Вместо прежнего пристрастия к языческому образу жизни, он был преисполнен теперь готовности к совершению подвигов христианского самоотвержения. 7688 Здесь святой Меркурий выражается словами многострадального Иова ( Иов. 1:21 ), в которых тот выразил свою преданность воле Божией, после того как диавол, по попущению Божию, лишил праведника всего имущества. Смысл слов такой: не имеющим ничего я родился в мире, ничего из мирских благ мне не нужно будет, когда я буду умирать. 7690 Святой, пользуясь вышеприведенным выражением мучителя, утверждает ту мысль, что в мучениях за имя Христово заключается для него не бесчестие, а, напротив, великая честь. 7691 Т. е. – что имеет значение для человека только на время его краткой земной жизни, каковы: богатства, слава, почести и т. п. Всё это оставляет человека, погибает для него, при наступлении смерти. 7693 Скифы – древний народ, который жил частью в северных пределах западной Азии, до Каспийского моря, преимущественно же по северным берегам Черного моря, причем северные границы расселения скифов были неизвестны древним. 7695 Так Христос называется потому, что Он чрез Свою земную жизнь, в особенности чрез крестные страдания и смерть, дал на все времена высочайший пример подвига послушания воле Божией и самоотверженного служения людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Это совсем не то, что в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо… Помни это…» Еще говорил мне отец Василий: «Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, тогда ты познаешь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа и нужно еще много работать над собой. Но самоуничижение — это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он — жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: “Вы — церкви Живого Бога”. И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом. А вообще нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное и учит, как нужно жить и как вести себя…» «Нам кажется, что мы — самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека, и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него — красивый, румяный, хорошо одетый. Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому, что недостаточно страдаем? Ведь посмотри: по-настоящему больные люди не выказывают свою болезнь, не ноют. Они несут свой крест молчаливо до самого конца. Вот здесь, в Печерах, была схимница, она всю жизнь провела в скрюченном состоянии, и кто-то слышал от нее жалобы? Нет! Наоборот, люди приезжали к ней за утешением. Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этом счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!..

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

римское название начальника войсковой части, среднее между нашим полковником и ротным командиром. речи заимствован из Евангелия (ср. Лк.23:31, Иоан.15:1–6). В этих словах святой Меркурий выражает ту мысль, что хотя отец его был христианином, сам он оставался, однако же, до сих пор язычником, не заботившимся о просвещении христианскою верою. Это выражение указывает на совершившуюся в святом Меркурии, чрез крещение, силою благодати Христовой, перемену мыслей и чувств. Вместо прежнего пристрастия к языческому образу жизни, он был преисполнен теперь готовности к совершению подвигов христианского самоотвержения. святой Меркурий выражается словами многострадального Иова (Иов гл. 1, ст. 21), в которых тот выразил свою преданность воле Божией, после того как диавол, по попущению Божию, лишил праведника всего имущества. Смысл слов такой: не имеющим ничего я родился в мире, ничего из мирских благ мне не нужно будет, когда я буду умирать. смысле насмешки, выражение: «честь» употреблено вместо — «бесчестия». пользуясь вышеприведенным выражением мучителя, утверждает ту мысль, что в мучениях за имя Христово заключается для него не бесчестие, а, напротив, великая честь. что имеет значение для человека только на время его краткой земной жизни, каковы: богатства, слава, почести и т. п. Всё это оставляет человека, погибает для него, при наступлении смерти. духовный, небесные блага. Образ речи заимствован из Мф. 6:19–20. древний народ, который жил частью в северных пределах западной Азии, до Каспийского моря, преимущественно же по северным берегам Черного моря, при чем северные границы расселения скифов были неизвестны древним. царство небесное. Выражение заимствовано из Посл. к Евр. 12:22. Христос называется потому, что Он чрез Свою земную жизнь, в особенности чрез крестные страдания и смерть, дал на все времена высочайший пример подвига послушания воле Божией и самоотверженного служения людям. восточная область Малой Азии. нужно разуметь мула или осла, на которых ездили и перевозили небольшие тяжести. Для перевозки более значительных тяжестей служили верблюды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

К сим, плоти нашей отцы имехом показатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем? [ 950 ] Святой апостол Петр возводит к духовному разумению скорбей и утешает подвергшихся им следующим образом: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но так как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если за имя Христово злословят вас, то вы блаженны. Ибо Дух славы и силы, Дух Божий на вас почивает. Теми он хулится, а вами прославляется. Только бы кто из вас не пострадал как убийца, или тать, или злодей, или как мятежник. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией, Ему, как верному Создателю, да предают души свои, делая добро [ 951 ]. По наставлению апостола Павла, попускаемые Промыслом скорби должно принимать с величайшею покорностию Богу, как и Апостол принимал попущенные ему искушения: благоволю, говорил он, в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе [ 952 ]. По наставлению святого апостола Петра, при нашествии скорбей должно предаваться всесвятой воле Божией и с особенною трезвенностию, твердо держаться Заповедей Божиих, от которых враг старается во время скорби отторгнуть помыслами печали, безнадежия, ропота, гнева, хулы. Всю печаль нашу возвергнем на Бога, яко Той печется о нас [ 953 ]. Подобает нам иметь всяку радость, то есть величайшую радость, егда во искушения впадаем различна [ 954 ]: искушения суть признак призвания нас Богом, признак избрания, признак усыновления. Из среды их будем возносить славословие Богу, как возносил его праведный, многострадальный Иов из среды разнообразных бедствий, отвсюду окруживших его [ 955 ]. Из среды их будем приносить благодарение Богу, исполняющее сердце благодарящего духовным утешением и силою терпения, благодарение, заповеданное Самим Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Как необходимую и важную принадлежность жилища и добывания питьевой воды, Церковь благословляет и освящает «копание нового кладезя», прославляя Бога, «Превращающего скалу в озеро воды и камень – в источник вод» ( Пс. 113:8 ). Посылающего источники в долины и посреди гор ( Пс. 103:10 ). Она молит Господа, Источившего воду из камня и Напоившего жаждущих, даровать «воду на месте сем сладку и вкусну, довольну к потребе, невредительну к приятию». После молитвы иерей, благословляющий копание кладезя, взяв лопату, начинает сам копать землю, произнося: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Благословение оканчивается кроплением святой водой места кладезя и тех, кто его копает. Не только при копании колодца, но и после того, как колодец выкопан, Церковь совершает моление, обращаясь к Господу, чтобы Он благословил и освятил обретенную воду во здравие всех употребляющих ее. В христианстве пример освящения кладезя представлен в предании о святом Клименте Римском , ученике и сотруднике святого апостола Петра. В многочисленных чинах молебных пений Церковь проявляет заботу и об успехах христиан в различных видах хозяйственной деятельности. Одним из первых занятий, с помощью которых человек добывал себе одежду и пищу, было скотоводство. Первый праведник и мученик был пастухом: «И был Авель пастырь овец» ( Быт. 4:2 ); и первая приятная Богу жертва была та, которую принес Авель «от плодородных овец своих, и от туков их» ( Быт. 4:4 ). Исаак, Иаков, Моисей, Иов многострадальный и многие другие великие мужи древности занимались скотоводством и имели обширные пастбища для многочисленных своих стад ( Быт. 26, 14; 30, 43 ; Исх. 3, 1 ). Священный пример великих предков освящает это занятие и для потомков. О каких сокровищах земных молился царь Давид и о чем он просил для своего народа? Он просил Бога: «Да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны… Блажен народ, у которого это есть» ( Пс. 143, 13–15 ). Об этом же молится и Церковь в «Чине благословения стад овчих, или иных скотов». Этот чин должен совершаться обычно весной в первый день выгона стада на пастбище. «Владыко Господи Боже наш, – взывает Церковь, – Тебе молимся, и Тебе просим: якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих; и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи; и избави е от всякаго навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительнаго недуга».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но так как ни для кого из смертных настоящая земля, на которой мы живём, и которую грехи человеческие засеяли тернием и волчцами и сделали юдолию плача, или долиною слёз, не может быть блаженным раем, то ещё и ещё желаем вам утвердить себя в совершенной преданности Господу, чтобы среди всех возможных превратностей в жизни быть готовыми повторить то, что сказал многострадальный праведник: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? – Якоже Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки ( Иов. 2:10; 1:21 ). В особенности же напоминаем вам и молим Бога, чтобы сам Он внушил вам своею благодатию не строить никаких планов о своём временном благополучии на песке – на человеческих расчётах. Ибо вы знаете, что должно произойти с домом, построенном на песке: подуют ветры, нахлынет вода, и он упадёт, и разрушение дома сего будет великое ( Мф. 7:26–27 ; Лк. 6:49 ). Созидайте дом своего спасения и даже временного благополучия на камне веры: этот камень – сам Христос ( 1Кор. 10:4 ). Любите Господа Иисуса Христа всем сердцем, как Он вас любит, молитесь Ему с верою, надейтесь на Него со смирением и послушанием, пребывайте всегда в таинственном общении с Ним, неуклонно следуя руководству святой Его Церкви, и усвоенный себе вашею душою дом вечного спасения и временного благосостояния устоит среди всех треволнений житейских твёрдо и непоколебимо, как основанный на камне. Позвольте ещё сказать вам несколько слов о сем камне, в предостережение вам. В жизни наверное нередко могут встретиться вам люди, неразумно относящиеся к сему краеугольному камню спасения и даже являющие пренебрежение к нему – по большей части, самою жизнию своею, а иногда даже и нечестивыми словами. И они-то, к несчастию, своим примером и своим велеречием нередко увлекают людей простых и неосмотрительных, потому что в жалком самообольщении своём они воображают себя как бы самостоятельными строителями не только частного, но и общественного благополучия и успевают уверить в том неопытных, между тем они не что иное, как те же строители здания на песке. Пожалейте о таковых при встрече с ними и помолитесь о них, но бойтесь подражать им в чём бы то ни было.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О соборовании святым елеем также скажу, что его отлагать не должно. Чрез это таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забвенных прегрешений Будем помнить о часе смертном Смерть всему конец. К этому концу нам надо сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, то есть если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отсчета, то можем избавляться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее, огорчений душевных. Ежели не будем забывать, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное и что все хотящие благочестно жити гоними будут, то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, еще более — человеческого спасения; также почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не напрасно праведный и многострадальный Иов говорит: “не искушение ли есть житие сие человеку”. Я часто повторяю слова опытных, что надо пользоваться настоящим, и кто настоящим пользуется хорошо, того и последствия бывают отрадны, если не оскудеет вера. Сотворим, сколько можем, помощью Божией, пока есть время; и будущее предоставим всеблагому Промыслу Всесильного Бога, Его же судьбы нам неведомы. Мертвит бо и живит, убожит и богатит. Все Ему возможно, так да будем покорны святой и всеблагой Его воле. СМЕРТЬ БЛИЗКИХ Предсмертные страдания Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в мире хорошо. Преподобный Марк подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает нелегкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни ... “сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце дверь есть отверстая”. Как бы ни получить милость Божию: трудно ли, легко ли, лишь бы получить; а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует Сам Господь в святом Евангелии, глаголя: “научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1308...

О соборовании святым елеем также скажу, что его отлагать не должно. Чрез это таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забвенных прегрешений ... Будем помнить о часе смертном Смерть всему конец. К этому концу нам надо сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, то есть если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отсчета, то можем избавляться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее, огорчений душевных. Ежели не будем забывать, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное и что все хотящие благочестно жити гоними будут, то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, еще более - человеческого спасения; также почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не напрасно праведный и многострадальный Иов говорит: не искушение ли есть житие сие человеку. Я часто повторяю слова опытных, что надо пользоваться настоящим, и кто настоящим пользуется хорошо, того и последствия бывают отрадны, если не оскудеет вера. Сотворим, сколько можем, помощью Божией, пока есть время; и будущее предоставим всеблагому Промыслу Всесильного Бога, Его же судьбы нам неведомы. Мертвит бо и живит, убожит и богатит. Все Ему возможно, так да будем покорны святой и всеблагой Его воле. СМЕРТЬ БЛИЗКИХ Предсмертные страдания Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в мире хорошо. ... Преподобный Марк подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает нелегкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни ... сластолюбивое сердце - темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце дверь есть отверстая. Как бы ни получить милость Божию: трудно ли, легко ли, лишь бы получить; а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует Сам Господь в святом Евангелии, глаголя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1308...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010