670 …от заимодавецъ на правеже. – Человека, который занял деньги и не смог вернуть их в срок, по требованию заимодавца могли публично наказать – «поставить на правеж» (посадить в колодки, бить батогами и т. п.). Наказание длилось до тех пор, пока не возвращалась занятая сумма, либо пока заимодавец не сочтет принятые должником истязания достаточными. 671 …поминая многострадальнаго Иева… – Праведник Иов, испытываемый с согласия Бога дьяволом , не возроптал, лишившись скота, имущества и детей. Пораженный страшной болезнью, сидя «на гноище», вызывал омерзение у окружающих. С кротостью перенес все испытания, за что был вознагражден. (См. Иов, 1–42). 672 …в монастырь к великому чюдному Богоявлению… – Богоявленский монастырь был основан Авраамием Ростовским в 10–20-х гг. XIII в. Богоявленский собор монастыря был построен в 1554–1556 гг. по повелению и на средства Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». О пятиглавом четырехстолпном храме с разнообразными боковыми объемами (угловыми притворами, колокольней и южной галереей) искусствоведы пишут как о воплощении «образа города», более всего напоминающем тот, что видим на иконах Николы Можайского в левой руке святого. С 1589 г. игуменом Богоявленского монастыря был Феодосий. 673 …к великому чюдотворцу… Авраамию. – В Житии Авраамия Ростовского говорится, что жители Чудского конца города «поклоняшеся идолу каменному – Велесу». Святой уничтожил истукана, а на том месте, где тот находился, и поставил Богоявленский монастырь. В Житии Авраамия многие эпизоды посвящены борьбе святого с язычеством. Был причислен к лику святых в начале XVI в. (еще до Собора 1547 г.). 674 О Лазарев монастырь. – Монастырь во имя Лазарева воскресения упоминается лишь в двух документах конца XVI в. (об уничтожении пожаром 1597 г. нескольких домов близ монастыря; среди священников Ростова в 1619 г. назван «от убогих домов Лазарева монастыря поп Тихон»). Уже в конце 20-х гг. XVII в. речь идет лишь о приходской церкви во имя Воскресения Лазаря. Ни о времени создания монастыря, ни о его основателях сведений найти не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ад Ад помещается во внутренности земли. Бог, произнося определение на Адама при изгнании его из рая, сперва исчислял земные казни для преступника райской заповеди, потом возвестил, что этим казням Адам будет подвергаться дотоле, доколе не возвратится в землю, из которой он взят. Прах ты, – сказал ему Господь, – и в прах возвратишься (Быт. 3: 19). Здесь не сказано, что он пойдет в землю одним телом: изреченный приговор для дерзнувшего восстать против Бога страшнее, нежели каким он представляется для легкого, поверхностного взгляда . Праведники Ветхого Завета, как очевидно из Священного Писания, постоянно признавали земные недра местом ада. С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37: 35), – говорит святой патриарх Иаков, когда принесли ему ложную весть о кончине любимого его сына Иосифа. Оставь чтобы я немного ободрился, – умоляет Бога праведный, многострадальный Иов из среды отовсюду окружавших его искушений, – прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной где нет устройства, где темно, как самая тьма (Иов. 10: 20–22). Боговдохновенный законодатель израильтян Моисей, объявляя народу гнев Божий на Корея и его сообщников, сказал: Если они умрут, как умирают все люди и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их (и домы их и шатры их) и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю… Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними…и сошли они живые в преисподнюю (Чис. 16: 29–33) Пророк Давид воспевал Господу: милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго (Пс. 85: 13). Когда душа святого пророка Самуила была вызвана волшебницей, по просьбе царя Израильского Саула, для совещания о предстоящей битве с врагами, то волшебница, увидев эту душу, сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил (1 Цар. 28: 14). Пророк Исаия говорит сатане: ты извержен во ад, в глубины преисподней (Ис. 14: 15). Подобно сему выражается о падшем ангеле, от лица Божия, пророк Иезекииль: Шумом падения его Я привел в трепет народы…и обрадовались в преисподней стране все дерева Эдема…наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю (Иез. 31: 16: 18). Пророк назвал падшего ангела фараоном, и уподобил его древу сладости; другие ангелы, увлеченные главным падшим ангелом в погибель, также уподоблены древам сладости, по состоянию их до падения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ад помещается во внутренности земли. Бог, произнося определение на Адама при изгнании его из рая, сперва исчислял земные казни для преступника райской заповеди, потом возвестил, что этим казням Адам будет подвергаться дотоле, доколе не возвратится в землю, из которой он взят. Земля ecu, –сказал ему Господь, – и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). Здесь не сказано, что он пойдет в землю одним телом: изреченный приговор для дерзнувшего восстать против Бога страшнее, нежели каким он представляется для легкого, поверхностного взгляда. Праведники Ветхого Завета, как очевидно из Священного Писания, постоянно признавали земные недра местом ада. Сниду к сыну моему, сетуя, во ад, – говорил святой патриарх Иаков, когда принесли ему ложную весть о кончине любимого его сына Иосифа ( Быт. 37, 37 ). Остави мене почити мало, – умоляет Бога праведный, многострадальный Иов из среды отовсюду окружавших его искушений, – прежде даже отъиду, отнюду же не возвращуся в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечным, идеже несть света, ниже видети живота человеческого ( Иов. 10, 20–22 ). Боговдохновенный законодатель израильтян Моисей, объявляя народу гнев Божий на Корея и его сообщников, сказал: аще смертию всех людей умрут сии, и аще по присещению всех человеков будет посещение их, то не Господь посла мене, но явно покажет Господь, и отверзше, земля, уста своя, пожрет я, домы их, и кущи их, и вся слика суть их, и снидут живи во ад... Егда же преста глаголя вся словеса сия, – продолжает повествователь Писания, – разседеся земля под ногами их... и снидоша живы во ад ( Числ. 16, 29–35 ) Пророк Давид воспевал Господу: милость твоя велика на мне, и избавил ecu душу мою от ада преисподнейшаго ( Пс. 85, 13 ). Когда душа святого пророка Самуила была вызвана волшебницей по просьбе царя израильского Саула для совещания о предстоявшей битве со врагами, то волшебница, увидев эту душу, сказала: видех мужа стара, восходяща от земли, и сей оболчен одеянием долгим: и уразуме Саул, яко сей Самуил есть ( 1Цар. 28, 14 ). Пророк Исайя говорит сатане: во ад снидеши и в основания земли ( Ис. 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ад помещается во внутренности земли. Бог, произнося определение на Адама при изгнании его из рая, сперва исчислял земные казни для преступника райской заповеди, потом возвестил, что этим казням Адам будет подвергаться дотоле, доколе не возвратится в землю, из которой он взят. Земля еси, сказал ему Господь, и в землю отыдеши (Быт.3:19). Здесь не сказано, что он пойдет в землю одним телом: изреченный приговор для дерзнувшего восстать против Бога страшнее, нежели каким он представляется для легкого, поверхностного взгляда Праведники Ветхого Завета, как очевидно из Священного Писания, постоянно признавали земные недра местом ада. Сниду к сыну ему сетуя во ад (Быт.37:35), говорит святой патриарх Иаков, когда принесли ему ложную весть о кончине любимого его сына, Иосифа. Остави мене почити мало, умоляет Бога праведный, многострадальный Иов из среды отвсюду окружавших его искушений, прежде даже отыду, отнюдуже не возвращуся, в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечныя, идеже несть света, ниже видети живота человеческаго (Иов.10:20-22). Боговдохновенный законодатель израильтян, Моисей, объявляя народу гнев Божий на Корея и его сообщников, сказал: Аще смертию всех людий умрут сии, и еще по присещению всех человек посещение будет их, то не Господь посла мене. Но явно покажет Господь, и отверзши земля уста своя пожрет я и домы их, и кущи их и вся, елика суть их, и снидут живы во ад... Егда же преста глаголя вся словеса сия, продолжает повествовать Писание, разседеся земля под ногами их... и снидоша живы во ад (Чис.16:29-35). Пророк Давид воспевал Господу: милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго (Пс.85:13). Когда душа святого пророка Самуила была вызвана волшебницею, по просьбе царя Израильского Саула, для совещания о предстоявшей битве со врагами, то волшебница, увидев эту душу, сказала: (видех) мужа стара, восходяща от земли, и сей оболчен одеянием долгим. И у разуме Саул, яко сей Самуил (есть) (1Цар.28:14). Пророк Исаия говорит сатане: во ад снидеши и во основания земли (Ис.14:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/209/...

К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем?» ( Евр. 12:6–9 ). Святой Апостол Петр возводит к духовному разумению скорбей и утешает подвергшихся им следующим образом: «Возлюбленные! Огненнаго искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но так как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если за имя Христово злословят вас, то вы блаженны. Ибо Дух славы и силы, Дух Божий на вас почивает. Теми он хулится, а вами прославляется. Только бы кто из вас не пострадал как убийца, или тать, или злодей, или как мятежник. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией, Ему, как верному Создателю, да предают души свои, делая добро» ( 1Пет. 4:12–19 ) 362 . По наставлению Апостола Павла, попускаемые Промыслом скорби должно принимать с величайшей покорностью Богу, как и Апостол принимал попущенные ему искушения: " благоволю, – говорил он, – в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах по Христе» ( 2Кор. 12:10 ). По наставлению святого Апостола Петра, при нашествии скорбей должно предаваться всесвятой воле Божией и с особенной трезвенностью, твердо держаться Заповедей Божиих, от которых враг старается во время скорби отторгнуть помыслами печали, безнадежия, ропота, гнева, хулы. «Всю печаль нашу возвергнем на Бога, яко Той печется о нас» ( 1Пет. 5, 7 ). Подобает нам «иметь всяку радость», то есть, величайшую радость, «егда во искушения впадаем различна " ( Иак. 1, 2 ): искушения суть признак призвания нас Богом, признак избрания, признак усыновления. Из среды их будем возносить славословие Богу, как возносил его праведный, многострадальный Иов из среды разнообразных бедствий, отовсюду окруживших его ( Иов. 1:21, 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Подобно Иову, из обладавшего большим богатством сделавшемуся нищим, Сын Божий, оставя небесный Престол Свой, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, терпевшим все нужды человеческие и не имевшим где главу приклонить. Как праведный Иов терпел укоризны от своих ближайших друзей, так и Христос претерпел поношения и клеветы от Своих соплеменников и предательство Иуды. Но как после страданий св. Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых, восшел на Свой небесный Престол, воспеваемый Ангелами и приемлющий поклонение от всего мира. Как были прообразы Христа до Его пришествия на землю, так после пришествия Его образами Его должны быть верующие в Него. Сам Христос сказал на Тайной Вечере: «Образ (пример) дах вам, да, якоже Аз сотворих, и вы творите» (см.: Ин. 13:15 ). А святой апостол Павел говорит: Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу ( 1Кор. 11:1 ). Человек создан по образу и подобию Божию, и всякий человек должен в себе являть то подобие своими добрыми качествами, отражающими в нас подобие Божие. Грех осквернил природу, и человек стал неспособен к истинному добру, потеряв живое общение с Богом. Христос, Сын Божий, воплотившись, показал нам опять Первообраз, которому мы должны уподобляться. В вас должны бытъ те же чувствования, какие и во Христе,– пишет св. апостол Павел верующим ( Флп. 2:5 ). Таким живым напоминанием о страданиях Христовых явился в дни своих испытаний царь Николай II. Предан он был теми, кому доверял. Оставлен был почти всеми приближенными, лишь немногие пошли с ним на его Голгофу. Толпы, еще недавно с восторгом встречавшие и приветствовавшие его, теперь поносили его, приветствуя тех, кто желал его казни. Как друзья Иова, недавно казавшиеся преданными ему, обвиняли его в не совершенных им преступлениях. «Распни, распни его»,– слышалось отовсюду, и те, кто оставались верны ему, не смели возвысить голоса, скрываясь «страха ради иудейска». С беззлобием и всепрощением переносил то царь-мученик. «Я родился в день Иова Многострадального, и мне предназначено страдать»,– говорил он еще задолго до скорбных дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

«Разве я заслужил это?» — таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же рядом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это». Эти галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, — у них, несомненно, были какие-то особые грехи, иначе Бог не попустил бы Пилату так жестоко расправиться с ними. И вместо того чтобы признать пострадавших мучениками, некоторые без всяких на то оснований называют их злодеями. В ответ Господь приводит еще один рассказ о посещении внезапной смертью. Не так давно упала Силоамская башня, и восемнадцать человек были погребены под ее руинами. Мы часто слышим, и в наше время чаще, чем когда-либо, о таких несчастных случаях. Силоамские башни не перестают падать. Башни, которые строятся для безопасности людей, часто становятся причиной их гибели. Господь предупреждает, чтобы мы не смотрели на жизнь упрощенно. Прежде всего те, с кем случилось несчастье, не более виноваты, чем остальные. Судить о людях и о событиях таким образом всегда рискованно, ибо все в чем-то виноваты, все заслуживают худшего. Хотя грех и страдание неотделимы друг от друга, и Епифаз сказал Иову: «Вспомни, погибал ли кто невинный, и где праведники были искореняемы?» (Иов. 4, 7), но мы знаем, что часто величайшие из святых (такие как Иов Многострадальный и святой Царь-мученик Николай) больше всех страдали. Мы должны опасаться делать ложные выводы из происходящего, чтобы не осудить великих страдальцев как великих грешников. Иначе мы можем придти к заключению, что нечестивые гонители Церкви, обидчики народа, в чьих руках власть и сила, находятся под покровом Божиим, а гонимые — отвергнуты Богом. «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? И те восемнадцать человек виновнее были всех живущих в Иерусалиме?» — спрашивает Господь и отвечает: «Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Господь предвидит гибель Иерусалима, которая произойдет в 70-м году. Он знает, что, если иудеи будут продолжать свои политические интриги, заговоры, восстания, Рим сокрушит этот народ. И это произошло. Господь говорит, что, если иудейский народ будет по-прежнему искать земное царство и отвергать Царство Божие, его ждет печальная участь. И всякий народ, восстающий на Бога, — на пути к гибели.

http://moral.ru/седмица-22-я-по-пятидеся...

Видел этот день и Иов многострадальный, и царь и пророк Давид, и Исаия пророк, и Аввакум, и другие праведники. Веруя в это грядущее избавление, во грядущего Мессию, приносили ветхозаветные праведники свои чистые жертвы и всецело мыслями своими устремлялись к грядущему Господу. Этих великих ветхозаветных праведников жертвы обонял Господь как благоухание («воня»). Святой Апостол Павел во взятом нами речении из второго его послания к Коринфянам хочет внушить ту мысль, что, как ветхозаветные праведники были Христовым благоуханием, таким же Христовым благоуханием в Новом Завете должны быть верующие во Христа пришедшего, а особенно, конечно, проповедающие Христово Евангелие. К уяснению содержания этого апостольского речения мы и попытаемся приступить. «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих, – пишет Святой Апостол, – для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» Такова первая половина данного речения. Во втором своем послании к Коринфянам Апостол подробно сообщает о тех скорбях, которые пришлось ему перенести в своем благовестническом подвиге. Но тут же Апостол радостно сообщает Коринфянам, что Господь в этих скорбях дает благовестнику особые силы для победы над всеми искушениями, и причину этой благодатной помощи Апостол видит в том, что Бог через них, Апостолов, «распространяет» во всяком месте «благоухание познания о Себе» ( 2Кор.2:14 ), т. е., что Апостолы имеют успех потому, что вещают не человеческую мудрость, но разум Божий. «Мы, – говорит Апостол, – (так изъясняет эти слова Святой Иоанн Златоуст ) подобны царской кадильнице, и куда бы ни пошли, всюду источаем небесное миро и духовное благоухание» 43 . Указавши такую причину успеха апостольской проповеди, Апостол Павел делает из этого такой вывод. Сам будучи «из рода Израилева..., еврей от евреев» ( Флп.3:5 ), будучи «неумеренным ревнителем отеческих преданий» ( Гал.1:14 ), он, уверовавши во Христа, все еврейское, относящееся к плоти, назвал «тщетою» и оставил ( Флп.3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Уморился я, читаем «Благословлю Господа.» Неделя Всех святых (6 июня 1999 г.) Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с воскресным праздничным днём сегодняшним. По милости Божией, провели мы Великий пост, провели мы Пасху, провели мы светлый праздник Пятидесятницы — праздник Святой Троицы, вчера совершили отдание, проводы этого праздника. И сегодня, как бы итог всей истории Церкви Православной, осененной Духом Святым, — собор всех святых, от века Богу угодивших. Всемирный праздник торжества, весь мир сегодня празднует престольный день Всех святых угодников Божиих. Начиная от Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, Господствий, Престол, Начальств, Властей — с Небесного Воинства начиная и кончая земными ангелами во плоти, которые Богу угодили и стали равными Ангелам. Здесь и великие наши праотцы Адам и Ева, прародители наши, великие праведники Ной, Енох и другие. Пророки великие, ветхозаветные патриархи, которые верою в грядущего Спасителя жили, спаслись и во Пришествии Христовом стали наследниками Царствия Небесного, стали равны Ангелам. Праведный Иов Многострадальный, праведный Иосиф Прекрасный и другие ветхозаветные праведники, Симеон Богоприимец, Иоанн Креститель, ставшие уже на границе Ветхого и Нового Заветов. Особенно богат ангелами, угодниками Божиими — ангелами во плоти, Новый Завет: святой Иоанн Креститель, святые апостолы, святители Христовы, святые мученики, проповедники, апологеты, аскеты, преподобные отцы пустынники, черноризцы, патриархи. Их же несть числа. Юродивые, цари и царицы, князья и княгини, преподобные, их же несть числа угодников Божиих, которые исполнили заповеди Божии, Богу угодили и наследовали Царствие Небесное, в лике Ангелов предстоят у Престола Божия. Особенно богата Русская земля подвижниками ХХ века, новомучениками, которые бесчисленным сонмом многомиллионным предстоят у Престола Божия и молятся о нас, о земле святой Русской. И нас Господь всех создал не для погибели, но для спасения и для наследия жизни вечной. И нам нужно угождать Богу, и нам нужно приходить к Богу, и нас Господь ждет: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы.» — и мы должны также наследовать Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

3. 3 Бог от Фемана грядет и Святой от горы Фаран Бог – (Элоах) – это древнее, архаичное именование Бога. Также это слово употреблено у Аввакума в 1-й главе стихе 11-м: сила его – бог его. Здесь также (элоах), хотя речь идет не о Боге истинном, а о том, что богом хал­дейского народа является сила его. Дважды в книге пророка Аввакума сло­во «Бог» употреблено в других грамматических формах. Звательная форма «Боже мой» – (Элохай) в Авв. 1, 12 и «о Боге» (Элохей). «Элоах» – это единственное число слова «Элогим», общеупотребительного в книгах Вет­хого Завета. Однако порядка шестидесяти раз использовано и слово Элоах, особенно в книге Иова. В арабском звучании, родственном с еврейским, это «Аллах». Многострадальный Иов и пророк Аввакум возвещают об Элоахе (Аллахе). Поэтому погрешают те, кто говорят, что Аллах – это чуть ли не ка­кой-то другой бог, или вообще не Бог. В Библии на арабском языке часто гово­рится об Аллахе. В исламском мире это слово не переводится на другие языки и потому приобрело некое универсальное значение. В традиции христианства это слово переводится на все языки мира, обращая внимание народов на то, что кого они называли богами («элогимами», «аллахами») не суть таковы, а таков Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, таков Бог Элоах Аввакума. Бог Элоах – Бог единый и единственный, Бог Святой и Могущественный. Бог Элоах – Он же Святый, (Кадош). Святой Бог являлся Моисею и вел Свой святой народ в Обетованную Землю из египетского рабства. Бог свят и совершенно неотмирен. Слово «кадош» происходит от глагола «от­резать», «отделить». Бог совершенно иной этому миру. И явление правды Божией – не в делах этого мира, в которых тщетно ищут ее правдоискатели и бунтари, от чего не свободен был и Аввакум, когда со своими жалобами забирался на сторожевую башню. Но Аввакум взыскал ответ у Бога, он был готов услышать, что скажет Он во мне 473 . Был готов услышать и услышал. И уже звучит песнью ответ Святого Бога в нем. Святость есть неотмирность, и ответ не от мира сего и не в мире сем. Правда Божия не в мире, который во зле лежит 474 , а в Боге Святом. Он Сам и есть эта прав­да. Его шествие в мире есть шествие правды Его. Многоразлична поступь правды Святого Бога. Это грозное шествие воинств Израилевых при Мои­сее; это кроткая поступь Сына Человеческого по пыльным дорогам Палести­ны; это и явление Его со тьмами святых ангелов Своих 475 , которое созерцал на заре истории праведный Енох, а свершится в вечер ее, когда в вечернее время явится Свет 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010