И вот, снявши святого со сковороды, он приказал принести длинный железные гвоздь и раскаливши вбить его в голову мученика. В то время как исполнялось сие приказание, по божественной силе произошло то, что мученик, принявший в голову раскаленный гвоздь, оставался живым, здоровым и безболезненным; между тем как те страдания, которые должен был бы ощущать мученик, обрушились на голову императора и последний, сильно разболевшись головою, взывал к мученику, говоря: — Раб Христов, помилуй меня и избавь от этой болезни. Ныне познаю я силу твоего Бога! — Пусть исцелят тебя твои боги, — отвечал святой. Между тем император не переставая умолял мученика о своем исцелении. — До тех пор, — сказал тогда мученик, — ты не получишь исцеления, пока не придет сюда твоя дочь, которую Христос мой соделал здравою. Дочь императора была тотчас же призвана. Припав к ногам мученика, она сказала: — Умоляю тебя, раб Божий, крести меня во имя твоего Всесильного Бога, Которого ты проповедуешь! Святой приказал немедленно приготовить купель и в присутствии всего народа сам крестил дочь императора, так как тогда трудно было найти священника, ибо по причине гонения священники укрывались. Затем, после крещения царской дочери, мученик, воздев руки свои, совершил молитву к Богу об исцелении императора и последний тотчас же стал здоровым. Но, — о слепота и безумие идолопоклонническое! — вместо того, чтобы познать истинного Бога и Его благодарить, нечестивый император стал воздавать благодарение своим скверным богам, говоря: — Благодарю вас, бог Аполлон, бог Марс и богиня Минерва за то, что вы исцелили меня! Тогда святой стал жестоко укорять императора, обличая его, всецело отдавшегося бесовскому обольщению, в безумии и ожесточении. Император же, разъярившись как бесноватый, приказал вырезать у святого язык и выколоть глаза. Но Христов мученик продолжал говорить и после того, как вырезан был у него язык, и прославлял Бога: — Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс.33:2), благословлю вложившего новую песнь в уста мои и «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (Пс.12:6), в веселии и радости.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Но это взгляд, чуждый Церкви. Он был бы отчасти справедлив, если бы речь шла о критике тех политический действий власти, которые не имеют отношения к религии. Но ведь новомученики говорили не об этом – они критиковали безбожную идеологию и антирелигиозные мероприятия власти. И тем самым они исполняли свой пастырский долг, точно так же, как и мученики древних времён. Вот, например, во II веке был арестован и приведён на суд святой мученик Аполлоний . В присутствии множества свидетелей префект Терентий указывает святому на то, что согласно законам империи и указу императора нужно «принести жертву богам» и «поклясться Фортуною самодержавного Коммода». А святой на это отвечает, что «великое бесчестие падать ниц пред ничтожными тварями, и было бы низким раболепством боготворить то, что не стоит того», и что «глупцы были те, которые изобрели их и еще более неразумны те, которые боготворят и чтут их» (Апология, 16). А когда префект спросил: «разве ты не знаешь, что по определению сената совсем не полагается быть христианам?», мученик ответил: «определение сената не может отменить определения Бога. Ибо насколько люди легкомысленно ненавидят и убивают тех, которые делают добро, настолько во многих отношениях люди стоят далеко от Бога» (Апология, 24). Это что, разве не критика распоряжений правительства? Разве не прямое неподчинение власти и её законам? Разве не явное выступление против идеологических основ государственного строя? А когда другой святой того же века – Аристид в своей апологии, пишет императору языческой империи о том, что язычники «допустили смешные, глупые и нечестивые утверждения, называя несуществующих богов согласно своим лукавым вожделениям» – это что, разве не критика государственной идеологии? И, опять же, когда святой Иустин Мученик в своей второй апологии пишет римскому сенату, протестуя против гонения на христиан, как против того, что «безрассудно делается вашими правителями повсюду»; указывает, что «злые демоны, всегда враждующие против нас, настраивают таких правителей, как бы беснующихся, подвергать нас смерти», и называет таких правителей «беззаконными» – это разве не могло быть расценено язычниками как «враждебное отношение к власти и руководителям» и как «противодействие мероприятиям власти»?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Мученик отвечал: — Господь наш спас от смерти вечно души рабов Своих; Он не оставит всех, уповающих на Него; если же ты желаешь получить что-либо из моих богатств, то я охотно из дам тебе, ибо вижу, что ты нищ. Аврелиан сказал на это: — Как осмеливаешься ты называть меня, императора, нищим, когда я имею бесчисленные сокровища? Святой отвечал: — Ты имеешь богатства земные, скоропреходящие; но ты нищ, ибо ты не имеешь самого себя, так как ты не стяжал в сердце своем святой веры в Господа нашего Иисуса Христа; посему ты будешь осужден Судиею праведным, — Богом, на мучения вместе с отцом твоим, — диаволом. Аврелиан сказал: — Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. Мученик сказал: — Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: — Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих. Святой сказал: — В твоей власти — находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Царь Аврелиан сказал на это: — А разве наши боги не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы о всём, о чем их спрашивают; это они доселе попускают жить тебе, — своему врагу и хулителю. Святой сказал: — Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: — К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон [ 2 ], и могущественный Зевс [ 3 ], и мать богов Диана [ 4 ], ибо они без обмана предсказывают людям будущее [ 5 ]. Святой же Патрокл сказал: — Что касается до Аполлона, коего ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом царя фессалийского Адмета [ 6 ]; относительно Зевса, коему ты покланяешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, блудодеем, прелюбодеем, грабителем и сеятелем всякого зла; известно, что он посевал вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства и грабежи, да и умер позорнейшею смертью, так что земля не приняла трупа его. Диану же, именуемую матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное [ 7 ]. О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— О окаянные стражи! Не приказывал ли я вам, — чтобы вы не лечили его и не заботились об нем? На это Пигасий, начальник нотариев, ответил: — Клянемся величеством твоим, что согласно твоему повелению, мы содержали его в внутреннейшей части темницы и что на шее его все время висело железное изображение Геркулеса [ 9 ], тяжестью в триста литр [ 10 ]; каким же образом он теперь совершенно здоров, — этого никто из нас не знает. Тогда святой мученик сказал: — Безумный игемон! Это — Христос мой исцелил меня и дал моему телу здоровье и крепость для перенесения даже и тех мук, которым ты сейчас снова подвергнешь меня; и это Он сделал для того, чтобы ты познал, что Бог наш — есть Врач, Который дивным образом исцеляет уповающих на Него людей, — а также и для того, чтобы я принял сугубый венец мученичества, а ты бы был подвержен сугубой вечной муке; ведь если бы ты ради своего Аполлона претерпел такие мучения, — разве тогда этот твой Бог мог бы исцелить тебя так же, как исцелил меня мой Христос? На это игемон, разъярившись, ответил: — Так как человек этот не перестает со злобой хулить наших богов, то налейте на голову его масла и зажгите его. Мученик на это сказал: — Если ты сожжешь мне мозг, то чего этим достигнешь? Выдумай лучше иные муки. Игемон после этого приказал вложить в ноздри мученика множество горчичных семян. Тогда святой Дула произнес: — Смеюсь и теперь над всеми твоими истязаниями! После этого игемон приказал слугам как можно сильнее бить святого железными когтями по хребту, и при этом поливать его язвы крепким уксусом и растирать острыми черепками. Когда все это, по приказанию Максима, совершалось, святой страстотерпец так молился: — Господи Иисусе Христе! Предстань мне, рабу Твоему; вот «на хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» (Пс.128:3). Тогда игемон сказал ему: — Хотя ныне убедись и исповедуй наших богов! Святой Дула на это ответил: — Боги твои, а особенно Афродита [ 11 ] и Артемида [ 12 ], да помогут тебе и злобе твоей; если же хочешь, я расскажу тебе и про других твоих богинь и про все их бесстыдство.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

– Благодарю вас, бог Аполлон, бог Марс и богиня Минерва за то, что вы исцелили меня! Тогда святой стал жестоко укорять императора, обличая его, всецело отдавшегося бесовскому обольщению, в безумии и ожесточении. Император же, разъярившись как бесноватый, приказал вырезать у святого язык и выколоть глаза. Но Христов мученик продолжал говорить и после того, как вырезан был у него язык, и прославлял Бога: – «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» ( Пс.33:2 ), благословлю вложившего новую песнь в уста мои и «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» ( Пс.12:6 ). в веселии и радости. В то же время он говорил императору: – Чего достиг ты, нечестивый, вырезавши язык мой? Ты надеялся с языком отнять слова из уст моих, но вот ты видишь и слышишь, что я говорю по благодати Христа Бога моего, Который победит тебя, как в древности фараона ( Исх.14:1–32 ). Тогда император, видя, что он побежден и посрамлен, был в недоумении, что бы еще сделать с мучеником. Желая избавить себя от укоров со стороны народа, он, наконец, приказал обезглавить мученика мечом. Таким-то образом святой мученик Христов Потит положил душу свою за Христа в отроческих летах 4327 и ныне царствует с Ним в бессмертной жизни на небесах. Молитвами святого мученика Потита да сподобимся и мы сей блаженной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и бесконечные веки. Аминь. 4319 Сардиния – один из островов Средиземного моря; ныне входит в состав итальянского королевства. 4320 Зевс – верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов и людей. 4324 Словом Эпир у древних греков первоначально обозначался вообще материк, в противоположность островам; впоследствии именем Эпира греки стали обозначать область граничившую на севере с Иллирией, на востоке с Фессалией, на юге с Этолией и Акарнанией. Ныне Эпир принадлежит туркам. 4325 Необходимо заметить, что проказа, от которой Кириакия была исцелена святым Потитом, – крайне злокачественная болезнь. Она распространена в жарких климатах, особенно в Египте, потом Палестине, Сирии, Аравии, Индии и др.; болезнь выражается в том, что всё тело больного покрывается злокачественными опухолями, увеличивающимися с каждым днем; при этом тело больного мертвеет и разрушается. Проказа считается неисцелимою болезнью. Ею, по попущению Божию, страдал ветхозаветный праведник Иов . Память его празднуется св. Церковью 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тотчас же орудие пытки с великим громом упало и превратилось в прах; слуги от страха, как мертвые, тоже попадали на землю, а святой Понтий, исполнившись радости, сказал игемону: — Хоть теперь убедись, маловер, что Господь мой имеет власть «избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет.2:9). Клавдий игемон от гнева не знал, что делать; товарищ его Анавий сказал ему: — Мудрый муж, когда мы пришли сюда, то в одно время с нами было приведено два громадных медведя, пойманных в Далматских горах; прикажи устроить зрелище и отдай Понтия на съедение этим зверям. Быстро, по приказанию игемона, было устроено зрелище, и святой мученик поставлен посреди; два сторожа вывели медведей, чтобы они растерзали святого. Но медведи неожиданно бросились на сторожей и пожрали их, к святому же Понтию они боялись даже приблизиться. У присутствовавшего при этом народа исторгся невольный крик: — Един есть Бог — Бог христианский, в Которого верует Понтий! Уязвленный в своей гордости и еще более разгневанный игемон закричал слугам, чтобы они, как можно скорее, принесли дров и хвороста: он хотел сжечь святого мученика. Святой Понтий сказал ему: — В чем обвиняешь ты меня, что считаешь возможным предать меня огню? Ты сам погибнешь в неугасимом огне; меня же Господь мой всегда, если захочет, сохранит невредимым среди огня, как соблюл Он в древности трех отроков в вавилонской печи (Дан., 3 гл.). Когда были собраны дрова и другие, быстро воспламеняющиеся, вещества, святого Понтия поставили связанного среди того места, где совершались зрелища; затем его обложили кругом дровами и хворостом и зажгли их; все думали, что от мученика останется один только пепел. Но когда всё сгорело, то увидели, что святой Понтий жив и совершенно невредим: огонь не коснулся даже его одежды. И снова народ воскликнул: — Велик Бог христианский! Видя свое поражение, игемон почувствовал сильный стыд и сказал святому мученику: — Чего ты гордишься, как будто бы уже победил все мучения, не думаешь ли избежать более сильных? Но вот близ честной храм Аполлона: ступай и принеси в нем жертву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1636 Разумеется Иорданская пустыня, расположенная по берегу реки Иордана, в которой селились подвижники и было немало иноческих обителей. 1637 Кесария, называемая Палестинской в отличие от Кесарии Каппадокийской (вт, Малой Азии), – большой город на восточном берегу Средиземного моря, построенный иудейским царем Иродом на место древнего города Стротон и долгое время бывший политической столицей Палестины, в которой имели пребывание гражданств начальники Палестины. Город сей неоднократно подвергался разрушениям и в настоящее время на его месте только развалины, покрытые дикими растениями. 1639 Азот – древний город, основанный Филистимлянами, на восточном берегу Средиземного моря, недалеко от Газы. Ныне здесь небольшое селение – Ездуд. Аскалон – также известный в истории Филистимлян город, расположенный на берегу Средиземного моря, между Газою и Азотом. В настоящее время Аскалон необитаем и посещается только из-за развалин храмов и монастырей. 1642 Евнух – значит скопец. Впоследствии этим именем назывались все вообще царедворцы, хотя бы они и не были скопцами. 1645 Арианская ересь ведёт свое происхождение от нечестивого Ария (в начале IV в.), учившего, что Сын Божий не есть Бог, Единосущный с Богом-Отцом, а высшая тварь, чрез Которую Бог-Отец сотворил мир. Осуждена эта ересь на I Вселенском соборе (в 326 г.), на коем изложено истинное учение о Сыне Божием в первых семи членах веры. 1646 Маиюма – портовый город Палестины, служивши гаванью для Газы, которая была расположена не у самого морского берега, а несколько вдали от него. 1648 Греческий бог солнца, Гелиос, был почитаем во многих местах. Искусство изображало его похожим на Аполлона, только с более полным лицом. 1650 Прозерпина – почиталась владычицей подземного мира, а также растительных злаков, выходящих из недр земли. 1651 Геката – грозное подземное божество, которое господствует над злыми и вредными демонами, может вызывать души мёртвых из преисподней и устрашать людей привидениями. 1655 Сей святой мученик принадлежала к дружине святой Фотины, память которой 20-го марта. Римский император Нерон царствовал с 54 по 68 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Марк Аврелий родился в 121-м году и соправителем сделался, по достижении установленного возраста трибуна и проконсула в 147-м году. Из переписки М. Аврелия с его учителем красноречия Корнелием Фронтоном можно с уверенностью заключать, что раньше этого года Иустин не мог называть его и философом; так как после занятий красноречием под руководством этого Корнелия Фронтона и Ирода Аттина, он только около 25-летнего возраста убедился в бессодержательности ее и со всею ревностью принялся за изучение стоической философии под руководством Аполлония из Халкидона и Римских государственных мужей Юния Рустика и Клавдия Максима, хотя Фронтон еще в течение года тщетно усиливался возвратить своего прежнего ученика к оставленным им риторическим занятиям. Из этого следует, что в общественном мнении Марк Аврелий мог почитаться философом только по достижении зрелого возраста; а в Апологии Иустин всюду обращается к нему, как к серьезному представителю стоической философии – Иустин даже желает иметь его третейским судьей между ним и циником Крескентом (Apol. 2:8). Но допустим, что имеет значение пропуск титула «кесарь» в приложении к Марку Аврелию и что философом он мог быть назван и значительно раньше официального, так сказать, обращения к стоической философии; в таком случае остается не устраненным препятствие для раннего датирования первой Апологии, вытекающее из помещения в адресе Луция Вера. Последний родился в 130-м году и в адресе назван философом и другом наук – такими почетными именами, которые, если только Иустин относился сколько-нибудь серьезно к обозначаемым ими понятиям – а в этом не может быть сомнения – не могли быть приложены им к восьмилетнему мальчику. Правда, в той форме адреса, которая сохранена Евсевием, он называется не философом, а родным сыном кесаря философа (то есть Луция Элия Вера, умершего 1-го Января 138-го года); однако, именем любителя наук ( ραστς παιδας) он называется и в тексте Евсевия. Это название указывает, что Луций Вер в то время занимался изучением поэзии и риторики, был artium liberalium studiasus, то есть по меньшей мере 18-летним юношей. Так как в царствование Пия Луций никогда не принимал участия в управлении и всегда жил как частный человек, то упоминание его имени в адресе объясняется, вероятно, только тем, что он принадлежал к числу членов сената, который также назван в обращении, а в сенат он вступил в 153-м году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ты сам предупредил об этом, сказав: «и в такое время, когда множество овец и множество волов закалал ему царь», — так что со всех сторон становится ясно, что Дафну он оставил, вынужденный и гонимый большей силой. Можно было прогнать его, и оставив идола в целости, но вы не поверили бы, как не верили и прежде, когда он был связан мучеником, упорно продолжая служить. Посему св. мученик, оставив прежде идола стоять, тогда низверг его, когда пламя нечестия высоко поднялось, показывая этим, что победителю нужно так побеждать, не усмиренных преодолевая врагов, но надмевающихся и ликующих. Почему сам он не повелел тогда царю, вводившему его в Дафну, разрушить капище и перенести идола, как перенесли его гробницу? Потому, что он не терпел вреда от него, не имел и нужды в телесной помощи, но и тогда и теперь низверг его без руки человеческой. Первой победы своей он и не открыл нам, но только заградил (Аполлону) уста, и успокоился. Таковы святые: они желают только исполнить нужное для спасения людей, а не объявлять еще о себе народу, что это — их подвиги, разве когда заставит какая–нибудь необходимость; необходимостью же я опять называю попечение о спасаемых, как и было тогда. Так как зло обольщения усиливалось, то наконец открывается нам и победа, но открывается не победителем, а самим побежденным. Так это свидетельство стало несомненным и для врагов, когда святой и при наставшей необходимости уклонялся говорить о самом себе; а так как заблуждение и таким образом не прекращалось, но бесчувственнейшие камней еще продолжали упорно призывать побежденного и оставались слепыми к столь явной истине, то по необходимости ниспослан был огонь на идола, чтобы через этот пожар погасить другой пожар — идолослужения. 19. Итак, для чего ты упрекаешь демона, говоря: «среди самого почитания ты быстро удалился?» Не добровольно он удалился, но прогнан и извержен против воли и по принуждению тогда, когда особенно хотел оставаться и ради дыма и ради жертв. Действительно, тогдашний властитель, как будто для того и царствовавший, чтобы истребить животных всей вселенной, так нещадно закалал овец и волов при жертвенниках и дошел до такого неистовства, что многие и из почитаемых у них философами называли его поваром, мясником и тому подобными названиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что же касается склонности Иринея к хилиазму, то ею страдали многие церковные деятели того времени, например, Папий Иерапольский , Иустин Мученик и другие св. отцы, не причастные монтанизму; так что сама по себе она не может служить признаком монтанистических тенденций. В Contra haereses есть, однако места, где св. отец, по-видимому, прямо говорит о монтанистах, хотя и не называет их имени. Таковы отделы 6 и 7 главы 30 книги IV. – «Он (духовный человек) рассудит (judicabit) и лжепророков (pseudoprophetas), которые, не получив от Бога пророческого дара и не имея страха Божия, по тщеславию или ради корысти, или чего другого, по действию злого духа (operationem mali spiritus) принимают на себя вид пророков (fingunt se prophetare), говоря ложь против Бога (6). Он рассудит и тех, которые производят расколы ( τ σχσματα), не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, .по маловажным и случайным причинам ( δι μικρς κα τς ψοσας ατας) рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его; говорящих о мире и производящих брань, поистине «оцеживающих комара, а верблюда поглощающих». Ибо они не могут достигнуть настолько исправления дела ( κατρθωσις), сколько велик вред, происходящий от раскола ( το σχσματος)». 1028 Выше данного места Ириней говорит о суде духовного человека над гностиками, евионитами и докетами. Однако к ним приведенных слов нельзя отнести. Св. отец вполне определенно считает тех еретиками, как и выражается нередко (haeretici). 1029 Здесь же идет речь о раскольниках ( σχσματα). Не мог также сказать он о первых, что они «по маловажным и случайным причинам» произвели ереси, ибо их заблуждения касались основных догматов христианства. Кроме того, к ним с трудом может быть отнесено и самое наименование «лжепророки» (pseudoprophetas). Всего естественнее понимать приведенную выдержку в приложении к монтанистам. 1030 В этом отношении весьма замечательно то, что почти все выражения, употребленные здесь Иринеем, буквально повторяются в «Церковной истории» Евсевия, когда тот дает выдержки из антимонтанистических трудов Аполлония , Анонима, Мильтиада и сам характеризует раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010