Глава 4. Твердость камня веры от чудес, происходящих у Святых Мощей Святой Епифаний, Епископ Кипрский, в житии святых Пророков Исаии, Иезекииля и Иеремии пишет, о том, как почитались гробы святых Пророков за благодеяния и чудеса, бывшие многим от Бога молитвами святых Пророков. Святой Василий Великий в Слове о святом мученике Маманте говорит: «Для всех явными были чудеса, которыми святой мученик кому здоровье, а кому и жизнь подавал». А в Слове о святой мученице Иулитте он пишет, что когда ее святые мощи были перенесены на некое безводное место, тотчас забил из земли источник сладкой воды, за что жители этих мест назвали Иулитту своей святой питательницей, которая поит молоком своих чад. Святой Григорий Назианзин говорит в Слове о святом Киприане: «Много может прах святого Киприана, о ктором остались для нас свидетельства о чудесах». О том, с какими почестями переносили мощи святых в прежние времена, читайте у Сократа в Книге третей, в разделе 16, у Феодорита в Книге третей, в разделе 9, у Созомена в Книге пятой, в разделе 18. Там вы найдете, как происходило перенесение честных мощей святого священномученика Вавилы: «Собрались от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы, старцы с юнцами, и, торжествуя, с пением и ликованием, принесли честные мощи в Антиохию. В Антиохии же был идол бога Аполлона, и в нем жил бес, который отвечал на вопросы, задаваемые ему разными людьми. Когда же внесли мощи святого, тотчас умолкли и идол, и бес, и ложь отделилась от истины». Об этом смотри и в Минеи, 4 сентября. Возле Александрии было место, которое называлось Мануфин, и на нем было древнее капище и бесовское жилище, и страшно было то место, поскольку там жило много нечистых духов. Когда же святой Кирилл, Патриарх Александрийский, перенесе на это место честные мощи святых мучеников Кира и Иоанна, тотчас оттуда убежала вся бесовская сила. Смотри в житии этих святых, 9 июня. Когда мощи святого первомученика Стефана переносились из Иерусалима к Царскому граду, в воздухе слышались голоса Ангелов, поющих славословия Богу, и от ковчега исходило сильное благоухание. Были слышны и бесовские голоса, издалека взывающие: «Горе нам, ибо Стефан грядет и побьет нас». Ночью же над мощами святого появлялся свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Тогда игемон сказал: — Если ты происходишь из славного рода, то должен повиноваться непобедимым царям; и потому иди теперь во храм и с усердием принеси там жертву богам, и ты тогда — и от нас будешь вознесен, и от великих царей получишь великую и преславную почесть. Святой на это ответил: — Ваши почести и вся власть, какой наделяют людей цари, пусть останутся при вас и при всех тех, которые не почитают истинного Бога; от меня же да отвратит все это Господь Бог мой, дабы мне обогащаться не в ином чем, как только в вере в Господа нашего Иисуса Христа. Услышав эти слова блаженного, игемон повелел положить его на землю и бить железными прутьями; при этом он сказал своим слугам: — Убедите его оставить свое безумие. Святой же Дула, страдая от ударов, так взывал в это время к Господу: — Благодарю Тебя, Христе, что Ты сподобил меня претерпевать все это ради святого имени Твоего! Услышав такие слова мученика, Максим стал укорять святого Дулу и при этом так говорил ему: — Как может теперь помочь тебе Христос, когда ты весь изъязвлен? Или еще этого ты не можешь понять, безумный человек? Мученик на это ответил: — Не говорил ли учитель веры нашей, святой апостол Павел, что никто не может увенчаться, «если незаконно будет подвизаться» (2 Тим.2:5). Тогда игемон спросил его: — Значит мучимый сейчас, — ты после сподобишься венца? Святой на это ответил: — Я ныне подвизаюсь против отца твоего диавола, и если я одержу победу над сатанинской ратью, то есть, над тобой, слугой демона, то восприиму на небесах нетленный венец. Мучитель на это сказал: — Зачем ты так безумствуешь, веря в Человека, пригвожденного к кресту? На это святой Дула ответил: — Что лучше, — веровать ли в каменные и деревянные идолы, которые есть дело рук человеческих, или в живого Богочеловека и в истинного Господа, Который по Своей воле за нас был распят? Тогда Максим сказал: — О беззаконный! Разве ты думаешь, что великий бог Аполлон [ 6 ] есть дело рук человеческих? На это святой ответил: — Справедливо ты Аполлона назвал таким именем, ибо оно означает — погубитель [ 7 ]: прилагая к нему сердце свое, ты губишь душу свою, и не только свою, но и тех, кого заставляешь поклоняться ему; но знай, что пребывающий на небесах истинный Бог взыщет от рук твоих души тех людей, которых ты погубил, заставляя их поклоняться идолам.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Древнейшие из известных изображений великомученика Георгия относятся к VI веку, причем в них представлены оба иконографических типа. Так, в Бауите (Египет) на столпе Северной церкви (VI век) святой Георгий изображен фронтально, в рост, в воинском облачении, с копьем в правой поднятой руке и мечом в ножнах у пояса; на северной стене Капеллы XVIII (VI век) располагался в медальоне погрудный образ святого Георгия – в плаще, без оружия. На энкаустической иконе VI века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае «Богоматерь на престоле с архангелами и предстоящими Феодором и Георгием» оба святых воина изображены как мученики – с четырехконечными крестами в правых руках, облачены в длинные хламиды и украшенные крупным орнаментом плащи с тавлионами с фибулой на правом плече. Тот же тип изображения мученика представлен на фреске в монастыре преподобного Аполлония Фиваидского в Бауите (VI–VII века). В отличие от произведений живописи, где облик великомученика Георгия рано приобрел устойчивые узнаваемые черты, в малой пластике еще в X веке изображения святого Георгия обладают большим разнообразием и узнаются по начертанию имени этого святого (или по сопроводительной надписи). Так, на бронзовой гравированной детали пояса святой Георгий изображен в коротком хитоне и пышном, в крупную складку плаще в типе оранта. Военные успехи императоров, небесным покровителем которых был святой Георгий, сделали его наиболее почитаемым святым в Византийской империи уже в V – начале VI века. Иконографический тип Георгия-воина (в рост, с копьем в правой руке, левой опирается на щит), возможно, восходит к изображению стоящего императора, как на византийских монетах и моливдовулах . Среди ранних примеров – моливдовул с изображением (на коне) святого Георгия, поражающего змея. На моливдовулах X–XII веков святой Георгий чаще представлен как воин, фронтально, погрудно или в рост, реже – как мученик. Моливдовулы с изображением святого Георгия сопровождаются не только посвятительной надписью на обороте, но и молитвенным обращением как к великомученику Георгию, так и ко Христу или к Божией Матери. На моливдовулах палеологовского времени святой Георгий часто изображался в рост, в паре с другими святыми воинами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Воины, приведя Св. Георгия в темницу, положили его там на землю, ноги забили в колодки, а на грудь наложили большой камень; – все это приказал сделать царь. Святой, терпя страдания, которым подвергали его, всю ночь провел в молитве, благодаря Бога. На другой день царь снова призвал его на испытание, и увидав, что он крайне ослаблен от давления камня на грудь, спросил: «раскаялся ли, Георгий, или остаешься еще в своем упорстве?» Святой, едва владея голосом после того, что грудь его была придавлена камнем, проговорил царю: «ужели думаешь, царь, будто я пришел в такое изнеможение, что за столь малые мучения отрекусь от своей веры? Скорее ты изнеможешь, муча меня, нежели изнемогу я, терпя мучения». Тогда Диоклетиан велел принести устроенное для мучений большое колесо, под которым устроены были доски с воткнутыми в них железными остриями в виде ножей, мечей и рожнов, то прямых, то закривленных наподобие крючков, и к тому колесу царь приказал привязать нагого Георгия и вращать его, чтобы все тело мученика было истерзано. Таким образом мучимый и терзаемый на части, Святой мужественно терпел и сначала громко молился Богу, а потом тихо благодарил Господа, совсем не издавал стона и как бы не чувствовал боли. Царь же, думая, что Георгий уже умер, радостно благодарил своих богов и сказал: «где же твой Бог , Георгий, зачем не избавил тебя от такого мучения?» Потом велел его, как мертвого, отвязать от колеса, а сам пошел к жертвеннику Аполлона. Вдруг небо покрылось облаками, раздался страшный удар грома и многие слышали голос свыше: «Не бойся, Георгий, Я с тобой». Немного спустя явилось большое необычайное сияние, и Ангел Господень в образе светлого и прекрасного юноши стал у колеса и, положив руку на мученика, сказал ему: «радуйся!» Никто не осмелился подойти к колесу и к мученику, пока продолжалось это видение. По окончании же его мученик, отвязанный Ангелом Божиим, сам сошел с колеса, и, исцеленный от ран и здоровый телом, славил Бога. Видя это, воины пришли в ужас и побежали известить царя, который тогда еще находился при совершении служения в идольском храме. Святой Георгий последовал за воинами и явился во храме к царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Песнь Творения» приводится в «Цветочках святого Франциска Ассизского». 209 Нимфы — в греческой мифологии богини природы, в т. ч. рек, Вулкан — римский бог–кузнец, владыка огня, циклопы — его помощники. 210 Нонконформисты — протестантская секта, возникла в XVI в. Нонконформисты отвергали авторитет святых и Церкви. 211 Аполлон — греческий бог, в поздней античности отождествленный с Солнцем. 212 «Вы все еще спите и почиваете» — слова Христа ученикам, которые заснули во время его последней молитвы в Гефсиманском саду (Мф. XXVI, 45). 213 Шелли Перси Биши (1792–1822) — английский поэт. Стихотворение «Облако», которое имеет в виду Честертон, написано в 1820 г . 214 Китс Джон (1795–1821) — английский поэт–романтик. 215 Что собрал Бернард — святой Бернард Клервосский (1090–1153) — основатель ордена бернардинцев со строгим уставом, укрепил власть монастырей. 216 «Три солдата» — один из рассказов Редьярда Киплинга (1865–1936). 217 Согласно христианскому учению, в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, и они заговорили на всех языках (Деян. II). Строители Вавилонской башни надеялись достичь неба, но Бог разрушил их замыслы, смешав языки людей и рассеяв их по всему свету (Бт. XI, 4–8). 218 Заквасить мир духовной закваской — аллюзия на два евангельских текста: наставление Христа ученикам «берегитесь закваски фарисейской» (Мф. XVI, 6) и «Царство Небесное подобно закваске» (Мф. XIII, 33). 219 Соль не должна терять силу — аллюзия на слова Христа ученикам: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. V, 13). 220 Святой Бонавентура — Джованни Фиданца (1221–1274) — первый теолог–францисканец. 221 UhhokehmuйIII (1162–1216), папа с 1198 г . Его деятельность была направлена и на организацию монастырей, и на попытку преодоления церковного раскола, и на организацию крестовых походов. 222 Олифант Маргарита (1828–1897) — английская писательница. 223 Святой Георгий (по преданию, ум. 303) — христианский мученик, покровитель Англии. По легенде — победитель дракона. Изображался на коне с копьем в руках. 224

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

   По смерти Галерия императором на Востоке был провозглашен Максимин, а его кесарем Ликиний. Максимин отменил указание Галерия о терпимости христиан и открыл на них вновь гонение. То же сделал и Максентий в подвластной ему Италии. Но это гонение не было так сильно и продолжительно, как предыдущее. Сын Констанция Хлора, Константин, еще в 306 году провозглашенный по смерти отца своего преемником его власти, низложил Максентия и положил конец гонениям на христиан.    Замечательнейшими мучениками этого времени были: святые великомученики Георгий, Феодор Тирон, царица Александра, Екатерина и Варвара. Святой великомученик Георгий происходил из Каппадокии от христиан и получил хорошее воспитание. Поступив в воинскую службу, он обратил на себя внимание императора своей мужественной красотой и скоро сделался военачальником. По своему званию он участвовал в государственных совещаниях. Увидев, что действия правительства направляются против христиан, он решился исповедать и защитить свою веру. Распорядившись своим имуществом, он явился в совет императора, где в тот день должна была решиться участь христиан, и мужественно защищал их. Георгия сперва заковали в колоды и на грудь его навалили камень; потом привязали к колесу, обращавшемуся над железными гвоздями, и ими терзали его тело; полагали в негашеную известь, даже обули его в сапоги с острыми гвоздями и били воловьими жилами до тех пор, пока тело его с кровью как бы прикипело к земле. Но после всякой казни тело великомученика вследствие молитвы к Господу мгновенно исцелялось. Диоклетиан, приписывая эти чудеса волшебству, приказал знаменитому тогда волшебнику Афанасию приготовить отраву для святого Георгия, но и отрава не произвела на него своего действия. Изумленный волшебник торжественно исповедал Иисуса Христа и был обезглавлен по приказанию императора. Тогда Диоклетиан льстивыми обещаниями стал склонять Георгия к отречению от христианства. Георгий изъявил желание идти в храм Аполлона. Император и Георгий, сопровождаемые двором и народом, входят в храм; все ожидают, что святой мученик принесет жертву богам. Но святой Георгий сотворил крестное знамение, и идолы с шумом упали на землю. Тогда император по требованию жрецов приказал отсечь исповеднику голову. Чудесные страдания святого Георгия обратили ко Христу супругу Диоклетианову Александру и множество других язычников. Царица Александра также сделалась мученицей за Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

И только после многих испытаний " Великий Антоний, видя, что старец ревностно подражает ему во всяком роде подвижничества, сказал ему: смотри, брат! Если ты можешь ежедневно так подвизаться, то оставайся со мною " . И святой Павел остался... [с. 61-65].Изучая житие великих иноков, епископ Палладий иногда затруднялся выделить что-либо особое в их подвиге, так как видел у них множество совершенств, и потому, опуская подробности в описании, ограничивался общими замечаниями. Святой Памво, по его словам, имел " множество великих совершенств и доблестей " [с. 26]. Боголюбезнейший пресвитер Филором был " величайшим и терпеливейшим подвижником " . В своем житии " он показал такое совершенство добродетели, что и самые непобедимые в своем роде подвижники уважали его равноангельскую жизнь и добродетельное подвижничество " [с. 155]. Преподобный Марк отличился кротостью и скромностью, " как едва ли кто другой " [с. 50]. Святой Элеимон ходил повсюду и всем оказывал помощь. " Жестокосердым и немилостивым богачам преподавал наставления о благосердии и милости; заботился о каждом из бедных, чтобы у него было необходимое; враждующих примирял, нагим доставлял одежду, больным - средства к врачеванию " [с. 157]. Авва Пафнутий - это " отшельник, муж великий и добродетельный " [с. 117]. Мученик Аполлоний преуспел " во всех добродетелях мужей, которые прославились во время гонения " [с. 121]. А о добродетелях блаженного Иннокентия, - замечает святитель Палладий, - " нелегко рассказать одному или двоим, и даже десяти человекам " [с. 149].С подвигом духовного совершенства неразрывно соединялся и физический труд для приобретения необходимого к поддержанию жизни. Преподобный Дорофей целыми днями - и в самые знойные часы - собирал камни в пустыне и строил из них кельи, потом отдавал их тем, кто не в состоянии был построить. По ночам же вил из финиковых ветвей веревки на покупку себе хлеба [с. 13, 14]. " Только от труда рук своих " вкушали хлеб авва Хроний и отшельник Соломон [с. 141, 146]. Блаженный Памво перед своей кончиной говорил стоявшим у его смертного одра: " С того времени, как, пришедши в эту пустыню, построил я себе келью и стал жить в ней, не провел я ни одного дня без рукоделья; не помню, чтобы когда-нибудь съел кусок хлеба, данный кем-нибудь даром " [с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Ромодановская Н.Б., княгиня 160, 182 Рубенс Питер Пауль (1577–1640), фламандский художник 296 Рублев Андрей (ок. 1360–1430), иконописец, святой 77, 130, 141, 185, 216, 270, 416, 421, 423, 424 Рудакова И.М. 429, 468 Руднев А., владелец типографии в Москве 90 Рудольф К., историк искусства 400 Рудинский Л.П. 24, 76, 122, 468 Рябов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Рябушинский В.П. 88, 468 Рябушинский Степан Павлович (1879–1943), коллекционер древнерусской живописи 213 С Савва Сторожевский (ум. 1406), святой 240 Савватий Соловецкий (ум. 1435), основатель Соловецкого монастыря, святой 161, 240, 301, 323, 324, 390, 419 Савин Истома (конец XVI– начало XVII в.), «строгановский» иконописец 417 Савин Никифор (Истомин) (XVII в.), «строганевский» иконописец 417 Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905), художник 42 Саделер Юлиус (ок. 1570–1629), гравер и живописец, связанный с кругом двора Рудольфа II 305 Сазонова Л.М. 344, 356, 395, 468 Салаутин Л. (вторая половина XIX), иконописец и владелец мастерской в Палехе 168 Сампанов И., иконописец Оружейной палаты 24, 338, 365, 367 Самарин Юрий Федорович (1819–1876), философ, историк, общественный деятель 182 Самон (ум. 299–306), св. мученик 74, 169 Сапожников Д.И. 124, 468 Сарабьянов В.Д. 144, 299, 367, 468 Сафонов, иконописец из Палеха 168 Сафонов И.Д., иконописец, преподаватель учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе 279 Сафонов И.Л. (начало ХХ в.), иконописец из Палеха 315 Сафонов Николай Львович (XIX в.), владелец иконописной мастерской в Палехе 194, 195 424 Сафонов Николай Михайлович, владелец иконописной мастерской в Палехе, реставратор-подрядчик 168, 169, 175, 181, 184, 186, 190, 191, 195, 238, 296, 298 Сафонова-Юрышева иконописная мастерская, в Палехе 168 Сезеновский Иоанн 52 Семен Денисов (1682–1741), писатель, настоятель Выговского старообрядческого общежительства (с 1730) 79, 80, 88, 368 Семенов Н., приказчик 216 Семенов Симон (упом. 1718), иконописец из Мстеры 160 Семеновский Д., писатель 194, 212, 213, 468

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Юcmuhuah II царствовал с 685 г. по 695 г.; потом вторично с 705 г. по 711 г. в древности назывались люди благородного происхождения; им обычно поручались важнейшие государственные должности. бег. или Херсон (древнерус. Корсунь) — древнее название теперешнего полуострова — Крыма. переводу с греч — «с отрезанным носом». ( < < back) Tubepuй III Апсимар царствовал с 698 г. по 705 г. ( < < back) в Константинополе. ( < < back) именем Аполлонии известно несколько древнегреческих городов. В данном случае разумеется, вероятно, Аполлония, находившаяся в Иллирии. ( < < back) совет, составлявшийся из старейших, почетнейших граждан (и представителей высшей духовной власти). ( < < back) святого Каллиника последовала в 705 г. ( < < back) занимал папский престол с 701 г. по 705 г. ( < < back) св. первоверховных Апостолов Петра и Павла празднуется св. Церковью 29 июня. ( < < back) Память святого мученика Луппа Аврелиан царствовал с 270 г. по 275 г. святого мученик Луппа последовала ок. 275 г. < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Страдание святой мученицы Сиры (или, точнее, Хосров) с персидского значит вообще царь. Это наименование обычно прибавлялось к собственному имени того или другого персидского царя. Хозрой Старший, т. е. Xoзpoй I Ануширван, царствовал с 531 г. по 579 г. персидский мудрец (маг); жил за 1000 лет до Р. Х.; основал очень сложное религиозное учение, построенное на дуалистическом принципе (т. е. на принципе строгого разделения добра и зла, как двух, непримиримых между собою, но в то же время самостоятельных начал). диаволом. более пространное сказание не дошло до нас. святой мученицы Сиры последовала в 558 г. Вскоре же после кончины святой мученицы Сиры начала страдальческий подвиг за исповедание имени Христова ее родственница, святая Мария (по-персидски Голиндуха); страдания ее начались при том же царе Xoзpoe I, но продолжались и при другом царе с именем Хозроя, — внуке первого, — именно, — при Xoзpoe II Парвезе (590 г. — 628 г.). — Память св. Марии Голиндухи 12 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

мера длины, около 88 саженей; 20 стадий — немного более 3-х верст. бог солнца, Гелиос, был почитаем во многих местах. Искусство изображало его похожим на Аполлона, только с более полным лицом. ( < < back) Аполлон  — почитался богом света, также умственного просвещения, поэзии и музыки. ( < < back) Прозерпина  — почиталась владычицей подземного мира, а также растительных злаков, выходящих из недр земли. ( < < back) Геката  — грозное подземное божество, которое господствует над злыми и вредными демонами, может вызывать души мёртвых из преисподней и устрашать людей привидениями. ( < < back) Фортуна  — почиталась богинею случая, в особенности счастья и благополучия. ( < < back) высший начальник области. ( < < back) святого Порфирия относится к 420 году. ( < < back) святой мученик принадлежала к дружине святой Фотины, память которой 20-го марта. Римский император Нерон царствовал с 54 по 68 г. ( < < back) Память преподобного отца нашего Прокопия Декаполита, Исповедника десятиградие, область или округ по ту сторону Иордана, простиравшийся на севере до Дамаска, на юге до Филадельфии, на западе до Скифополя и на востоке до Канафы. Здесь лежали десять городов, населенные преимущественно язычниками, среди которых, впрочем, было много и Иудеев. с 717 по 741 год. Память преподобного Фалалея юго-восточная провинция Малой Азии, составлявшая некогда одну из цветущих областей Римской империи, граничит на востоке с Сирией, на севере — с Каппадокией и Ликаонией, на западе — с Писидией и Памфилией, на юге — со Средиземным морем и заливом. Ныне эта область принадлежит Турции. Савва, т. н. «Освященный», великий пустынник палестинский († 532 г., память его 6-го декабря), ученик и сподвижник преподобных Евфимия Великого, Феоктиста и Герасима. Впоследствии он подвизался уединенно в пустыне близ Иордана, где в 484 г. основал в 12 верстах на восток от Иерусалима монастырь, знаменитый после под именем лавры Саввы Освященного. Лавра существует доселе и пользуется широкой известностью на Востоке и славится подвижнической жизнью своих иноков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010