В серб. Туманском апокрифическом сборнике сер. XVI в. (Загреб. Архив ХАЗУ. III а 10, Л. 87 об.- 88) сохранилась стихира 6-го гласа («Яко солнце на небеси явися»), основанная на слав. переводе его апокрифического жития, содержащая описание мучений Г. и указание, что святой претерпел их от «7 царей» и царя Дадиана ( Stojkova A. An Original Slavonic Chant or How Many Kings Tortured St. George//Словенско Београд, 2002. P. 605-616 (изд.: P. 615-616). А. А. Лукашевич Иконография Византия Уже к VI в. были сформированы 2 основных типа изображения Г.: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх к-рого плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный). Г. изображается безбородым юношей, с густыми, кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами, напр. на мозаичной иконе 2-й пол. XII в. из мон-ря Ксенофонт на Афоне), иногда с венцом на голове (напр., на миниатюре из Псалтири Василия II - Marc. Gr. 17, ок. 1019 г.; на иконе из оплечного деисусного чина, нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Древнейшие из известных изображений Г. относятся к VI в., причем в них представлены оба иконографических типа. Так, в Бауите (Египет) на столпе Северной ц. (VI в.) Г. изображен фронтально, в рост, в воинском облачении, с копьем (?) в правой поднятой руке и мечом в ножнах у пояса, на сев. стене Капеллы XVIII (VI в.) располагался в медальоне погрудный образ Г.- в плаще, без оружия (известен по акварели - см.: Sanct Georg: Der Ritter mit dem Drachen. Linderberg i. Allgäu, 2001. S. 49. Abb. 4). На энкаустической иконе VI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае «Богоматерь на престоле с архангелами и предстоящими Феодором и Георгием» оба св. воина изображены как мученики - с 4-конечными крестами в правых руках, облачены в длинные хламиды и украшенные крупным орнаментом плащи с тавлионами с фибулой на правом плече. Тот же тип изображения мученика представлен, напр., на фреске в мон-ре прп. Аполлония Фиваидского в Бауите (VI-VII вв.).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Во времена правления Домициана (81–96 гг.) апостол Иоанн был отправлен в ссылку на о. Патмос и после смерти императора в 96-м г. по повелению Нервы был возвращен в Ефес. Климент Александрийский писал о том, как близкие друзья Иоанна, найдя его в Ефесе, предложили ему написать собственное Евангелие в дополнение к имеющимся синоптическим (Евсевий. Церковная история, XIV. 7). И здесь, по наитию Духа Святого, апостол написал своё духовное Евангелие и Послания. Имея огромный авторитет, св. Иоанн был руководителем всех церквей ефесского региона, оказывая им попечение до конца своих дней. Скончался ап. Иоанн во время правления императора Траяна (нач. II века), достигнув столетнего возраста. Если основываться на Постановлениях Апостольских, составление которых приписывают святому Клименту, первыми епископами Ефеса были Тимофей, рукоположенный апостолом Павлом, и пресвитер Иоанн, поставленный апостолом Иоанном Богословом (VII. 46). Полагают, что Гай, ученик апостола Павла, был временно епископом Ефесским. Далее епископом был Онисим, упоминаемый в послании к Филимону. Онисим принял мученическую казнь в Риме, но его тело было перевезено в Эфес. В 132–135 годах в Ефесе (Евсевий. Церковная история. IV, 18.) происходит обращение и крещение философа Иустина, вошедшего в историю церкви как святой Иустин Философ Мученик. Примечательно, что свой «паллиум» (так называлась одежда, которую носили философы) Иустин получил в Ефесе уже после обращения в христианство. Предполагается, что именно в Ефесе была открыта св. Иустином первая в истории Церкви христианская религиозно-философская школа. В 196 году епископом Ефеса был знаменитый Поликрат, который защищал традиции малоазийских церквей относительно празднования Пасхи 14 нисана. Шестьдесят пять епископов были созваны тогда Поликратом в Ефес для соборного подтверждения этой древней практики. За Поликратом следует Аполлоний , противоборствовавший ереси монтанистов или катафригийцев, отрывки из его книг выписали Евсевий и Блаженный Иероним. С провинцией Асия вообще и с Ефесом в частности связывают почитание святых бессребреников – врачей Косьмы и Дамиана, живших не позднее IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Выслушав это, царь Север нисколько не исправился, но, еще более возъярившись, сказал: — Принеси жертву богам, Галина! — Что ты хочешь, я все сделаю, отец, — сказала она ему на это. Тогда царь, возрадовавшись, произнес: — Да будет освобожден Харалампий, так как дочь моя согласилась принести жертву богам. Когда святой мученик приведен был к царю, Север сказал ему: «Вот дочь наша Галина отпала от твоей веры в нашу и теперь хочет принести жертву богам, войди и ты, Харалампий, вместе с ней в храм богов наших и сотвори, чего мы от тебя желаем». Так как Харалампий на это ничего не ответил, то царь подумал, что он согласился. Между тем Галина отправилась к храму Дия и Аполлона и сказала там жрецам: «В покаянии я пришла умолить богов, коих прогневала, уверовав во Христа». Жрецы же на это воскликнули: — Великий Дий! Всесильный Аполлон! Творец неба и царь всем владыкам, призри на Галину и ради царя Севера помилуй ее! Блаженная же Галина, войдя в идольское капище, подозвала к себе жрецов и спросила их: — Какого идола мне прежде всего низложить — идола Дия или Геркулеса и Аполлона? — Нет, Галина, — отвечали жрецы, — не замышляй подобного зла и не издевайся над спасителями нашими, а то, прогневанные, они низложат небо и сокрушат всю землю. Тогда Галина, взяв Диева идола, сказала ему: — Если ты бог, то как до сих пор не мог увидать, что я пришла сокрушить тебя? Сказав это, Галина сильно ударила о землю идола, и он разбился на три части; потом она схватила и идола Аполлона и также разбила его, проговорив: — Пади на землю и ты, сатана, сгорбленный старик, ведь ты — прах! И она сокрушила всех идолов. Тогда жрецы, придя к царю Северу, сказали ему: — О, царь, погибла наша надежда, ныне и солнце угаснет, и мир погибнет, ибо наши боги умерли. Царь, удивившись, спросил: — Что означают эти ваши слова? — Галина, твоя дочь, сокрушила наших богов, — отвечали они. Тогда Север сказал: — Идите и призовите ко мне сегодня ночью пятьдесят кузнецов, идолов же, возобновив, поставьте снова в их храме и скажите, что они воскресли, как галилеяне говорят о Христе своем, что Он восстал от мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Крепись и мужайся, дочь, ибо ныне я познал, что удостоился быть призванным Богом в Его нетленный брачный чертог. Я радуюсь и веселюсь, потому что прежде себя послал тебя в дар Владыке Христу, — поддерживал Стефано отец. Пока честные родители ободряли свое единственное чадо, воины сострогали все ее тело до внутренностей, и блаженная Стефано предала в руки Божий свою святую душу. Родители положили мертвую восемнадцатилетнюю дочь перед правителем, и он в тот же час приказал их обезглавить. Вот так все трое окончили свой мученический подвиг и взошли в славе на Небеса. Мужественный подвижник Христов Пафнутий по ночам молился Богу, а днем обходил город в поисках тех, о которых знал, что уверуют во Христа и примут мученический венец. Так, в один из дней ему встретились шестнадцать отроков, идущих в школу. Они были детьми как раз тех сорока вельмож, которые приняли мученическую смерть. — Чада мои возлюбленные, дивлюсь я, как вы вынесли разлуку со своими отцами, которые выбрали наслаждение Христово и воцарились на Небесах, радуясь ныне со Ангелами. Ах, если бы и вы, любезнейшие мои чада, все вместе послушали меня и уверовали в Бога, и последовали за мной к правителю для исповедания Иисуса Христа, Бога Истинного и Царя веков, потому что, если пойдете ко Христу, учителю истины, будете обучены премудрости святых Ангелов, — обратился к ним святой. Отроки сразу же вняли его словам, уверовали во Христа и все вместе произнесли: — Пойдем, отче Пафнутие, к правителю, ничто нам не воспрепятствует в нашем желании, потому что отныне мы стали чуждыми этому суетному миру, ведь сердца наши наполнил Дух Святый, они вознеслись на Небеса, туда, где наши отцы. Тогда божественный Пафнутий, подобно доброму пастырю, пошел впереди своего стада. — Помост, помост, я снова пришел против тебя. Ты вместе с Аполлоном, Ариан, а я — с Господом Иисусом Христом, — как и прежде возгласил исповедник, достигнув судилища. Правитель опять приказал воинам обнажить мечи и окружить святого, однако мученик был немедленно восхищен из толпы и стал невидим. В этот момент и пришли на суд те шестнадцать отроков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Многие посещали Георгия в темнице, подкупая для того сторожей, и просили у него наставлений. Георгий говорил им об истинном Боге, увещевал отстать от идолопоклонства, и множество язычников обратилось ко Христу, Приносили также в темницу больных, которых Георгий исцелял молитвою. Приговоренный к смертной казни, Георгий накануне кончины своей был утешен явлением Спасителя, Который ободрил его и обещал ему блага небесные. Святой упросил темничного сторожа допустить к нему одного старого слугу своего, который проводил дни и ночи у ворот темницы. Слуга со слезами припал к ногам своего господина. Георгий утешал его, просил исполнить завещание его об имуществе и простился с ним. Перед самою казнью Диоклитиан, все еще надеясь склонить Георгия к отречению от Христа, стал предлагать ему богатые дары и высокие почести, если он согласится отказаться от веры своей. Вместо ответа Георгий предложил ему идти в храм Аполлона. Диоклитиан обрадовался, думая, что мученик послушался его; но в идольском храме, среди многочисленного собрания, Георгий стал доказывать ложь и суету язычества и молитвою сокрушил идолов. Царица Александра, услышав о том, что делается в храме, не захотела далее скрывать своего обращения. Она пришла в храм и громко воскликнула: «Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты Бог истинный и всемогущий!» С этими словами она бросилась к ногам мученика. Разгневанный Диоклитиан осудил жену свою на смерть и велел вести ее вместе с Георгием к месту казни. С поднятыми к небу глазами и с молитвою на устах шла царица на казнь. Дорогою, остановившись от усталости, она попросила воинов, чтобы они позволили ей отдохнуть немного, и прислонившись к стене, предала душу Богу. Георгий, при виде такой тихой кончины, прославил Господа и, пришедши на место казни, спокойно склонил голову под секиру палача. Св. великомученик Георгий называется победоносцем, потому что дважды явился победоносцем, так как он не знал поражения во многих боях с врагами императора, наконец, победил и самого императора, – победил сперва свою признательность ему, свою привязанность, свою любовь к своему благодетелю, второму отцу, источнику необычайного счастья, свою надежду занять со временем римский трон, а с ним и единовластительство над вселенною. Это была самая тяжелая победа. А за нею перенести все адские муки – стоило уже немного. Встретить же мученическую за Иисуса Христа смерть уже было даже отрадою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Муч. Акепсим и дружина . Акты их вполне достоверны. Они изданы Ассеманом (Acta martyr. occid... р. 171. В переводе русском они в Христ. Чтении. 1827, XXVIII. 127). Аифал – с персидского Аи – таллаг, Снандулия – Яздундфкта. Об ней 6 апреля. Амфал побит камнями в Бет – нугардской области. Нугарды – епископия, город подчиненный митрополии мосульской или ниневийской (Ritter. Erdkunde XI. 201.) По Бутлеру они пострадали в 380 году, по Штадлеру и Мюллеру в 350 г. Обновление храма великомуч. Георгия в Лидде . Во время своих страданий заключенный в темницу, св. Георгий просил темничного стража допустить к нему слугу и когда он был пущен в темницу, то мученик просил его перенести тело его в Палестину, что и исполнено слугою. В царствование Константина В. чтители св. великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде и при освящении его перенесли в него из места погребения мощи св. великомученика. Это было 3 ноября. Иоанн Фока, посещавший в 1185 году Гамлю, утверждает, что храм и место погребения его были в Рамле, на час езды от Лидды (in Symmiemis Allamii. р. 44. num. 29). Анна Комнена и другие историки также утверждают, что мощи великомученика были погребены не в Лидде, а в Рамле. Игумен Даниил, русский паломник в начале XII. в., говорят тоже. (См. Душеполезное чтение 1870 г. Ч. I стр. 84. сн. Calend. iniv eccles. Т. V. 335.). Может быть в предании и у историков смешано место первого погребения слугою с местом построения храма в Лидде при Константине В. О храме в Лидде Никодим замечает, что он ныне в развалинах, остались алтарь ( Βμα) и гроб мученика, где и служат христиане. Никодим написал на принесение мощей его ныне целую службу. Пр. Иоанникий Великий . В славянской минее из Метафраста с небольшим сокращением. Греческий текст его у Миня в Патрологии (Т. 116, стр. 35); «Известны еще два жизнеописания пр. Ионникия древнее Метафрастова. Они составлены иноками Петром и Саввою. Все это могло служить достоверным источником для Метафраста. Обстоятельность повествовании и согласие с известными историческими данными подтверждают его достоверность.» Св. Дим. Ростов. стр. 142. Селение Марикитово, месторождение святого, но оригиналу было на севере от Аполлониады. В подлинном житии говорится, что он нисколько не знал грамоты, когда поступил в монастырь. Паломник Антоний в 1200 г. видел главу его в Царьграде в церкви 40 мучеников (стр. 145). 5

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Несколько раз власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым. В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк. Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам — ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 12 (25 н. ст.) сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято–Введенском женском монастыре города Иванова. Канонизован в 1993 году как местночтимый святой Ивановской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Мученик Алексий (Горбачев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Алексий родился 5 февраля 1892 года в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 года Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 года власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Никандр , муч. египетский, 5 июня. Никандр , преп. псковский, 24 сент. Никанор , ап. из 70, 28 дек. и 28 июдя, (видящий победы, греч.). Никита (победитель, греч.), муч. готфский, 15 сент. Никита , муч. хадкидонский, исповедник, 28 мая. Никита , еп. аполлониадский, 20 марта. Никита , преп. цареградский, 11 окт. Никита преп., исповедник, игумен мидикийской обители, 3 апр. Никита , блаженный цареградский, сокровенный угодник Божий, 9 сент. Никита затворник, еп. новгородский, 31 январ., 30 апр. и 12 мая. Никита , столпник переяславский, 24 мая. Никифор (победоносец, греч.), муч. корпнфский, 31 янв. и 10 марта. Никифор , муч., пострад. в Антиохии сирской, 9 фев. Никифор , муч. кесарийский, 13 ноября. Никифор , патриарх цареградский, исповедник, 13 марта и 2 июня. Никифор преп., игумен монастыря Катавада, 19 апр. Никодим (побеждающий народ, греч.), 2 авг. Никодим просфорник, преп. печерский, 31 окт. Никола святоша, князь черниговский, 14 окт. Николай (побеждающий народ, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Николай , архиеп. мирликийский, 6 дек. и 9 мая. Николай исповедник, игумен студийский, 4 февр. Николай воевода, цареградский монах, 24 дек. Николай Кочанов, юродивый новгородский, 27 июля. Никон (побеждающий, греч ), преп., муч. сицилийский, 23 марта. Никон , муч. антиохийский, 23 сент. Никон , мучен. мелитянский, 7 ноября. Никон , пр. игумен печерский, 23 мярта. Никон Сухой, пр. печерский, 11 дек. Никон , преп. радонежский, 17 ноября. Никострат (победоносное воинство, греч.), протоскриниарий, муч. рижский, 18 дек. Никтополион (Никтополитиан, ночью занимающийся дедами государственными, греч.), воин, муч. севастийский. 3 нояб. Нил (река сего имени в Египте, т. е. черная, индийское сдово), еписк. египетский, 17 сент. Нил постник, преп. синайский, 12 ноября. Нил , пр. столобенский, 7 дек. и 27 мая. Нимфодора (дар нимф, низших языческих богинь, гр.), мученица вифинская, 10 сент. Нина равноапостольная, 14 янв. Нирса еписк., муч. персидский, 20 ноября. Нит или Нита (блистающий, светдый, лат.), мученик, с Неонилою и др., 28 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но святой огорчился, что не получил конца мучения, хотя имея раны, радовался, говоря словами Апостола: «радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть церковь» (Кол.1:24). После того он возвратился в свой монастырь, чему возрадовалась вся братия. Пред своей кончиной, о которой получил предсказание, Феофил составил беседы для своей паствы и с миром отошел ко Господу. Страдание святого мученика Феотекна Нечестивый царь Максимиан, пришедши однажды в Антиохию, устроил празднество в честь скверных своих богов и издал повеление, чтобы сначала воины приносили жертвы идолам, а потом и весь народ. В числе воинов находилось много христиан, которые, не пожелав повиноваться приказанию царя, сбрасывали с себя воинские пояса и шли на мучения за Христа. Среди них был известный во всей Антиохии муж, по имени Феотекн. К нему Максимиан обратился с такими словами: — И ты, Феотекн, не веруешь в богов — Дия и Аполлона; я же хотел сделать тебя великим жрецом их. На это Феотекн сказал: — Я верую во Христа Бога, и Ему хочу принести себя в жертву. Тогда Максимиан приказал снять с него воинскую одежду и надеть — женскую, и заставил прясть вместе с женщинами. Спустя три недели, Максимиан снова призвал его и сказал: — Принеси жертву богам, а не то умрешь в страшных мучениях. Феотекн не сказал на это ни слова. Тогда царь приказал привязать его к дереву, подложить под ступни раскаленное железо и железными прутьями надрезать все жилы его. Видя его и после сего непоколебимым, царь приказал приготовить котел с кипящей серой и смолой и бросить туда святого. Когда его бросили, тотчас силою Христовою огонь погас, котел остыл, и мученик остался невредим. Максимиан испугался и приказал вести святого мученика в темницу, где он был отдан в распоряжение сотника, по имени Зегната, чтобы тот мучил его, как пожелает. В темнице в то время находилась за исповедание Христа одна девица, по имени Александра, к которой Зегнат и бросил Феотекна, сказав им обоим: — Вот, я даю вам на размышление три дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

При Иулиане отступнике оставляет двор и по смерти его с честию опять принимается при дворе и ему дается высокая должность квестора или казнохранителя в Вифинии. В 368 году во время землятресения, разрушившего Никею, Кесарий чудесно спасен под развалинами. Это содействовало св. Григорию склонит Кесария к оставлению гражданских дел и к посвящению себя Богу. Но вскоре после крещения болезнь низвела его в гроб и он погребен вместе с родителями. Он не был женат. Не малое исследование о Кесарии у Лямбеция. (Bibl. Vindob. T. IV, p. 66. См. Творения св. отец 1846 г. Ч. I в жизни Григории Богослова .) 10 Муч. Кодрат и дружина . В слав. минее страдания их изложены Метафрасту и Никифору Грегора. В Деяниях св. (Mart. II, 4. и 696) Метафраст и Грегора вполне приведены. Болландисты относят страдания их к 258 году; ибо по римскому, мартирологу сии мученики усекнуты мечем в гонение Декия и Валериана Гали с греч. Καλ добрая, прекрасная. Кодрат никомидийский и дружина . В слав. четьих минеях полною сказание: о сих мучениках из Великой четьи минеи Макарьевской, неизвестное издателям Деяний, которые приводят сказания из прологов (Mai II. 362). В месяцеслове Василия и прологах место кончины муч. Кодрата называется Риндака и Гермополь. так как место мучений его Никомидия, Никея, Апамея, Кесария находятся в Вифинии надобно искать в Вифмнии или в Мизии близ реки Риндака (вероятно, это Гиера-Герма не Шпрумеру на юго-запад от Аполлонии). Точное определение местностей в сем житии говорит за его достоверность. Память муч. Кодрата праздновалась в Константинополе близ Ксероцирка. По житию он пострадал 10 марта, в какой день и поставил его св. Димитрий в минеях. Сей мученик смешивается с апостолом Кодратом 21 сент. и 12 июня. П р. Анастасия . В Деяниях св. (Mart. II. 40) тоже житие ее, что и в четьей минее. Сан патрикии был велик, его удостаивались супруги знаменитых мужей, наприм. Антонина, жена Велизария, или за свои особые заслуги. По мнению Болландистов инок Даниил есть тот самый, о котором в начале VII века сказывал Иоанну Мосху Авва Иоанн, что он заставил говорить младенца 22 дней (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010