Кумврикий сказал: – Я думаю, что тебя делает таким заносчивым наша снисходительность. Но, видя, что ты человек рассудительный и умный, я советую тебе оказать послушание и тем избежать мучений. Итак, ступай к жертвеннику и воздай должное богам, ибо таким образом ты получишь прощения прежней своей вины, сделаешься другом великого царя и всю остальную жизнь свою проведешь с нами в великой чести. – Много размышлял я о настоящем деле, – отвечал блаженный, – и не думай, что ты застал меня неподготовленным и не обдумавшим всего заранее. Ведь я сначала долгое время обсуждал всё сам с собою и после тщательного исследования убедился, что ваши боги суть бездушные идолы и храмы их – нечисты; и я посмеялся над ними и избрал чистую и истинную христианскую веру. Итак, не медли исполнить то, что тебе приказано царем относительно нас, христиан. Эти слова святого привели мучителя в ярость, и он тотчас же велел некоторым из своих слуг, отличавшимся силою, крепко бить святого кулаками, а затем – привязать к его рукам и ногам ремни и тянуть его изо всех сил в разные стороны. Когда это было сделано, члены тела его выходили и вырывались из суставов, но мученик терпеливо и с светлым взором переносил это. Мучитель приказал выколоть ему гвоздями глаза, перебить челюсти и выбить зубы медными молотками. Святой же и среди мучений смеялся над мучителем и тем еще более раздражал его. Кумврикий приказал растопить олово, приготовить железный одр и положить на нем мученика лицом вниз, а сам призвал своих волхвов и увещателей, дабы они обольстили мученика словами. Они стали уговаривать святого, чтобы он, хотя бы только на время и наружно, оказал повиновение правителю. – Чрез это, – говорили они, – ты избавишься от лютых мучений и получишь многие блага, а твой Бог простит тебя, зная немощь человеческой природы, и не прогневается, будучи, как мы слышали, благ и многомилостив. Мученик отвечал: – Потому-то я и терплю муки за Бога моего, что Он благ и многомилостив: ибо, если вы, хотя и слышите о бесконечных мучениях, вас ожидающих, однако, не обращаетесь от заблуждений на путь истинный, то почему же мне не претерпеть мужественно временных страданий, воздаянием за которые будет Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но случилось обратное. Христофор обратил обеих женщин, доказывая, что ничто земное не может сравниться с вечной жизнью. Они раскаялись в своих грехах, и святой заступился за них перед Богом. На следующий день женщины предстали перед властителем, исповедуя Христа. От ярости Деций велел их повесить за волосы, а к ногам привязать тяжелый камень. Акилина умерла от страданий 1 апреля. День спустя Каллиника сделала вид, что соглашается, и попросила отвести ее в языческое капище. Там, велев показать ей статую Зевса, она обвязала ее своим поясом и, напрягши все свои силы, опрокинула. То же самое святая сделала со статуями Геркулеса и Аполлона. Идолопоклонники схватили христианку и проткнули стержнем с ног до плеч. Каллиника испустила последний вздох, доверяя душу молитвам святого Христофора. Пять дней спустя тиран выплеснул ярость на воинов, обращенных святым Христофором. Он велел их обезглавить, а тела сжечь за пределами города. Но тела остались неповрежденными, и христиане достойно похоронили их. Тогда Деций запер святого Христофора в медный сосуд с четырьмя отверстиями, который поставил на костер. Но Христофор не чувствовал ожогов. Видя это, более тысячи язычников воскликнули: «Велик Бог христиан!» – и упали к ногам мученика со словами: «Справедливо имя твое, Христофор, ибо истинно ты носишь Христа в сердце своем и поэтому считаешь за ничто истязания тиранов». Из пламени святой обучал их христианской вере и открыл, что в видении перед ним предстал высокий величественный человек, сияющий, как солнце, с венцом на голове, окруженный мириадами огнеподобных воинов, которые громили когорты нападающих на них черных демонов. Так новообращенные узнали о победе Христа и его учеников над происками диавола. Они освободили святого Христофора. Но на следующий день, опасаясь восстания, император воспользовался языческим праздником, чтобы казнить всех, кто объявил себя христианином и учеником мученика. Он велел привязать святого Христофора цепью к тяжелому мельничному жернову и бросить в колодец. Мученик был освобожден оттуда ангелом. Затем его одели в раскаленные бронзовые латы, но мужественный святой не чувствовал боли. Наконец нечестивое воображение тирана иссякло. Святой мученик был обезглавлен 9 мая.

http://pravoslavie.ru/53711.html

[Поместные Православные Церкви/Албанская/Духовное образование/Средние богословские учебные заведения] Албанская Православная Церковь уделяет значительное внимание образованию. У неё есть средние учебные заведения в таких городах как Тирана, Дуррес, Гирокастр и Месопотам. Мы расскажем кратко о каждой школе, её особенностях и контактной информации. [Поместные Православные Церкви/Албанская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] На землях современной Албании подвизалось немало православных святых самых разных эпох – начиная от тех, кто пострадал при власти язычников, заканчивая теми, кто мужественно исповедовал Христа во время турецкого ига. Среди них – священномученик Астий Диррахийский, священномученик Елевферий Иллирийский, святитель Донат Еворский, святой мученик Иоанн-Владимир, преподобный Иоанн Кукузель, святой равноапостольный Косьма Этолийский, священномученик Никита Албанский, святой Иоанн Албанский и многие другие. [Поместные Православные Церкви/Албанская/Персоналии/Члены Синода] архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий митрополит Бератский Игнатий митрополит Гирокастрский Димитрий митрополит Корчинский Иоанн епископ Аполлонийский Николай епископ Кройский Антоний [Поместные Православные Церкви/Албанская/Каноническое устройство/Епархии] Список епархий Албанской Православной Церкви, их правящих архиереев и контактная информация. Юрий Максимов «Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов. Александр Музафаров Подготовленная Фондом исторической перспективы во взаимодействии с Комиссией при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при участии Фонда «Историческая память» книга «Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну» вызвала большой интерес, как в России, так и за рубежом.

http://pravoslavie.ru/archive/090911

Святой апостол Павел считал, что эллины не знают Бога, но ищут Его – для этих эллинов и звучит его проповедь. Его ближайший друг, Лука-врач, подхватил мысль своего друга. Среди многих образов, знакомых эллинам, в Евангелии, написанным Лукой-врачом, Христос изображен как Истинный Целитель, Истинный Спаситель. В русском языке это два различных слова, а в греческом это слово одно – «Сотер». Сотер – это и Спаситель, и Целитель. В поздней античности так называли обожествленных людей-правителей, прекративших силой своих армий раздоры и установивших мир, называли так и богов, от которых ждали милости и помощи. Но, как говорил христианский апологет Тертуллиан, все это было тщетным: «На коленях перед твоим Эскулапом ты просишь исцеления не у тех богов!» Асклепий – древнегреческий бог врачевания Да, Асклепий (по-латыни Эскулап) был знаменитым божеством эллинов. Он очень отличался от богов-олимпийцев, бесстрастных и блаженных, будучи сыном земной женщины, Корониды, и Аполлона. Как повествуют легенды о нем, он сам знал, что такое сиротство и даже смерть – а убит он был молнией разгневанного Зевса за свою любовь к людям, ибо он воскрешал умерших. Но после смерти Асклепий был вознесен в сонм богов – и стал созвездием. Конечно, Асклепия никогда не существовало, но зато в мире существовала «одна общая тоска – тоска по Спасителю» (прот. Александр Шмеман). Это образ, возникший в душах людей, истосковавшихся по живому богообщению, по настоящему Спасителю. Они приходили в храмы Асклепия, молились перед его статуей и просили, чтобы в этом страшном и скорбном мире он подал им луч надежды. Ведь Асклепий «смотрит на страшное, касается отвратительного и за чужие страдания сам подвергается скорби», как говорил один античный писатель. Но ответ христиан, воспитанных на Священном Писании, краток и ясен: «Ты просишь исцеления не у тех богов!» — восклицает Тертуллиан. А святой мученик Иустин Философ говорит об этом подробнее: «Если кто возразит, что Христос был распят, то и это обще с выше перечисленными, по-вашему, сынами Зевса, которые подверглись страданиям. Конечно, страдания их, доведшие до смерти, как рассказывается, были не одинаковы, но различны, так что Он, и по особенности Своего страдания, кажется, ничем не ниже их, но даже докажу, как предпринял я сделать в предварительной части своей апологии, или уже доказал, что Он выше их в этом отношении: ибо из дел оказывается, кто лучше» .

http://pravmir.ru/xristos-i-legendy-o-vo...

Аврелиан сказал: – Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. Мученик сказал: – Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: – Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих. Святой сказал: – В твоей власти – находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Царь Аврелиан сказал на это: – А разве наши боги не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы о всём, о чем их спрашивают; это они доселе попускают жить тебе, – своему врагу и хулителю. Святой сказал: – Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: – К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон 5116 , и могущественный Зевс 5117 , и мать богов Диана 5118 , ибо они без обмана предсказывают людям будущее 5119 . Святой же Патрокл сказал: – Что касается до Аполлона, коего ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом царя фессалийского Адмета 5120 ; относительно Зевса, коему ты поклоняешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, блудодеем, прелюбодеем, грабителем и сеятелем всякого зла; известно, что он посевал вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства и грабежи, да и умер позорнейшею смертью, так что земля не приняла трупа его. Диану же, именуемую матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное 5121 . О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому! Царь сказал: – Мое терпение велико, ибо я до сих пор слушаю твои хулы. Но теперь я говорю тебе в последний раз: если ты не поклонишься и не принесешь жертв Аполлону, Зевсу и Диане, то я сейчас же предам тебя смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тогда Сильван взял святого за руку и сказал: – Пойдем в храм, и там тебе будет показано, кому ты должен будешь принести жертву. Когда они пришли в храм Аполлона, находившийся вблизи, Сильван, указывая рукою на идола, сказал: – Вот – бог, которого мы почитаем, и если ты, Фирс, помолишься ему, принеся жертву, то приобретешь себе великого хранителя и получишь благодать у прочих богов. Мученик сказал: – Смотри же, какую я ему принесу жертву и как буду умолять его. И когда все со вниманием обратили на него взоры, он, воздевши руки и возведши очи к небу, призвал неисповедимую силу Божию; внезапно загремел гром и идол Аполлона упал на землю и рассыпался в прах. Святой же мученик, обратившись к стоящим около, сказал: – Смотрите: ваши боги суть только создание человеческое и не могут вынести даже имени истинного Бога. Сильван, пришедший в ярость, сказал на это: – Я твое волшебство вконец уничтожу и истреблю. И тотчас он велел острыми железными гребнями терзать тело мученика до костей, так что плоть святого кусками отпадала на землю, а мучитель говорил: – Где же Бог – помощник твой, Которого ты чтишь и на Которого надеешься? Мученик отвечал: – Неужели ты не видишь действующую во мне силу Христову, явно укрепляющую меня против ваших нападений? Каким образом земное и немощное тело могло бы перенести такие муки, если бы не была подаваема ему Божественная помощь свыше? Тогда Сильван приказал принести огромный котёл, наполнить его водою и развести под ним огонь. Когда котёл сильно закипел, мученика связали по ногам веревкою и опустили вниз головою в кипящую воду. Но святой призвал имя Христово, и котёл распался, вода разлилась, а сам он остался невредим. Мучитель был посрамлен и пришел в ярость; но так как у него были еще и другие общественные дела, то он велел отвести мученика в темницу. Вскоре Сильван вместе с Кумврикием отправился в приморский город Апамею 8398 , приказав вести за собою и святого – связанного. Приблизившись к городу, он остановился и, призвав к себе мученика, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В то время как святой произносил эти слова, воины пришли в гнев и, назвав святого хулителем своих богов, обнажили мечи, дабы усечь святого. Мученик же сказал, обратившись к Богу: – В руки Твои, Господи, предаю дух мой; ибо Ты знаешь, что я умираю за имя Твое пресвятое. После сего святой мученик Патрокл был усечен во главу 5122 . Воины взяли главу мученика и бросили ее на далекое расстояние от тела; потом ушли. В это время на горе, поблизости от того места, находились двое нищих, в преклонных летах, пользовавшиеся ранее милостынею от рук святого и исповедывавшие веру христианскую. Сии видели кончину мученика и слышали последние слова его. Когда воины ушли, сии взяли тело мученика и главу его с великим страхом, боясь быть замеченными нечестивыми; честное тело и главу мученика они скрыли до вечера, а потом тайно поведали обо всём протопресвитеру того города, по имени Евсевию. Когда наступила ночь, протопресвитер пришел к тому месту (где было скрыто тело мученика) вместе с диаконом Ливерием; обвив чистою плащаницею то святое тело, они предали его погребению в ту же ночь, тихо и с немногими свечами пропев подобающее псалмопение, боясь язычников. Скончался святой мученик Патрокл в царствование в Риме Аврелиана, среди христиан же при владычестве Господа нашего Иисуса Христа, Коему воссылается честь и слава вместе со Отцом и Святым Духом, ныне и в бесконечные веки. Аминь. 5116 Аполлон у древних греков считался богом света; вместе с тем ему усвоялся дар предсказания будущего. 5118 Диана – считалась у древних греков богинею света и жизни; почиталась также как раздаятельница свежей, цветущей жизни природы. 5119 Император Аврелиан, как язычник, был уверен, что боги, в коих он веровал, могли предсказывать будущее; он не без намерения упомянул имя Аполлона, который считался у древних греков предсказателем будущего. Многие храмы, построенные древними греками в честь Аполлона, считались в то же время знаменитыми оракулами; более всего был известен оракул Дельфийский, оракул в Оробии, на острове Эвбее и в других местах; древние греки обращались к помощи оракула во всех серьезных и важных случаях как личной, так и общественной жизни: само собою понятно, что прорицатели, к коим обращались греки за советом, не могли предсказывать будущего, так как всегда давали сбивчивые и неясные ответы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

( Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер). Частица мощей ап. Иакова, брата Господня, находится в русском ските св. Илии на Афоне. Частицы мощей святых евангелистов Марка и Луки – в Киево-Печерской лавре. Св. Клеопа, епископ Иерусалимский, убит в горнице Тайной вечери и здесь же на Сионе погребен. Мощи его остались в земле. Частица мощей ап. Иуста хранится в Почаевской обители. Частицы мощей Варнавы, Фаддея, Прохора, Тимофея, Филиппа и архидиакона Стефана – в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Большая часть мощей ап. Акилы – в Риме, в церкви св. Приски. Где сохраняются мощи прочих из 70-ти апостолов, – неизвестно. Преподобный Феоктист был игуменом в Кукуме Сикилийском, скончался в 500 г. Жил при императоре Феодосии Малом. Он был учеником Евфимия Великого, от коего и принял ангельский образ. Мученик Зосима монах происходил из Киликии и жил в пустыне. Когда царь Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то св. Зосиму взяли из пустыни и жестоко мучили. Но святой оставался невредимым среди мучений. Тогда комментарисий, т. е. смотритель за узниками, ведший запись их, Афанасий, видя чудеса, крестился. Зосима был отпущен, и вместе с Афанасием, удалившись в пустыню, после подвигов там в расселине горы, оба скончались. Преподобый Евфимий был игуменом. Он вместе с 12-ю иноками пострадал в Ватопеде за обличение в латинском лжеучении царя Михаила Палеолога и патриарха Векка. Евфимий был утоплен, а иноки повешены. Это было в XIII веке. 5-е число Мученик Феопемпт был епископом в Никомидии. Он твердо защищал веру Христову и сильно обличал идолопоклонетво. Когда император Диоклетиан прибыл в Никомидию, то св. епископа представили к царю, и он требовал, чтобы Феопемпт принес жертву идолу Аполлону. Феопемпт отказался, и за это бросили его в раскаленную печь. Но св. мученик не сгорел в печи. Ночью, явившись во дворце, где двери растворились перед ним сами собой, он разбудил царя и сказал: «Хотя ты и велел сжечь меня, но я не умер». Царь испугался, призвал к себе воинов, бросивших мученика в печь, и пошел с ними к печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

И Его Самого признать существом более низким, чем Бог, творением» ( Epiph. Ancor. 33). Подлинность апологии не может быть однозначно признана или опровергнута. Возможно, она представляет собой переработанный лат. переводчиком вариант первоначальной записи (подобно защитительной речи Аполлония , мч. Римского). По наблюдениям Г. Барди , в тексте апологии имеется множество текстуальных пересечений с произведениями Лактанция , Тертуллиана и Арнобия Старшего , что свидетельствует скорее всего об использовании первоначальным лат. переводчиком устоявшихся выражений из апологетической лит-ры рубежа III и IV вв. (см.: Bardi. 1936. P. 156-157; Сидоров. 2013. С. 480-481). «Лукиановская рецензия» Свящ. Писания О деятельности Л. по изучению текста Свящ. Писания, наряду с общим упоминанием блж. Иеронима ( Hieron. De vir. illustr. 77), сохранились свидетельства в ряде др. древних источников. В лексиконе «Суда» говорится, что Л., обладая хорошим знанием евр. языка, восстановил священные книги, в к-рых вслед. многократного переписывания и искажения накопилось много ошибок (Suda. L 685). Главной задачей Л. было, по всей видимости, восстановление наиболее надежного текста Септуагинты посредством сопоставления с евр. текстом. О надежности текста Л. имеется свидетельство в комментарии на Книгу пророка Исаии свт. Иоанна Златоуста: «Святой мученик [Лукиан] ничего не прибавил и не убавил, но собрал у евреев и других переводчиков, расположил по порядку и издал все в свет. Таким образом, перевод Лукиана не должно подозревать, он даже важнее и правильнее, чем текст палестинский» ( Ioan. Chrysost. In Is. 9). Блж. Иероним сообщает об употреблении на христ. Востоке разных версий Септуагинты: «Александрия и Египет в своем издании Семидесяти восхваляют как автора Исихия; от Константинополя до Антиохии одобряются списки Лукиана мученика; в промежуточных между ними областях читаются кодексы, которые в обработке Оригена были изданы Памфилом и Евсевием, и во всем мире происходят споры вследствие этого троякого различия» ( Hieron. Adv. Rufin. 3; Idem. Praef. in Paralip.//PL. 28. Col. 1324). О широкой употребительности «лукиановского» текста на христ. Востоке блж. Иероним свидетельствует также в письме «К Суннии и Фретеле», где называет издание Л. «общим» (κοιν; vulgata editio - Idem. Ep. 86). Наилучшей блж. Иероним считал редакцию Оригена (гекзаплы), а к редакциям Л. и Исихия Иерусалимского относился критически.

http://pravenc.ru/text/2110835.html

– Здесь, Фирс, или дай обещание принести жертву богам и ты останешься жив, или же ты лютым образом будешь лишен жизни. Святой в ответ сказал ему то же самое, что говорил и раньше, и при этом прибавил в заключение: – Скорее души ваши исторгнутся у вас. Мучители еще более разгневались на Фирса, велели влечь его с побоями в город и там бросить за его, как они говорили, волшебства в море, дабы он принял мучительную погибель и даже не удостоился по смерти обычного погребения. Но не успели они еще войти в город, как начало исполняться пророчество мученика: Сильван внезапно обессилел, а Кумврикий заболел лихорадкою, и на четвертой день оба они жалким образом окончили жизнь. Говорят, что даже земля не принимала их нечистых тел до тех пор, пока не помолился о том святой мученик. И оставался святой в Апамее двадцать три дня, находясь в узах, до прибытия нового правителя. Прибыл новый правитель, по имени Вавда, характером и злобою к христианам подобный своим предшественникам. Рассмотрев дела прежних правителей и узнав о мученике Фирсе, он призвал его на допрос. Святой оказался по-прежнему непоколебим в вере христианской и по-прежнему отказался повиноваться нечестивым требованиям языческим. Вавда приказал зашить его связанным в мех и бросить в море за тридцать стадий 8399 от берега. Но мех внезапно разорвался, узы развязались, и видно было множество светоносных мужей, ходивших по морю, которые, взяв мученика, вывели его на сушу. При виде сего, слуги правителя в страхе побежали к нему и рассказали о случившемся. Тогда он сам пошел на берег и, нашедши там мученика, который стоял один, сказал ему: – Правда, удивительны ваши христианские волшебства и чары, если и само море повинуется вам, как я вижу, и если вы у самих законов природы отнимаете силу. Но, несмотря на то, никакие волшебства не помогут вам и будут для вас только причиною еще более жестоких мучений и лютой смерти. Мученик отвечал: – Долго ли ты останешься ослеплённым и, подобно своим богам, не будешь видеть, имея очи? Как может кто-либо волхвованием поработить себе законы природы? Кто из ваших волхвов или из почитаемых вами богов, в которых всё суть обольщение волшебное и обман, – кто из них сделал так, чтобы человек, брошенный в море, был поднят руками Ангелов и, невредимый и здоровый, ходя по морю, как посуху, вышел на землю?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010