Ответ Георгия обнадежил Диоклетиана. По его приказу было возвещено, что всем знатный христианин согласился совершить жертвоприношение в храме Аполлона. Язычники ликовали. Император и вельможи с честью препроводили святого Георгия в капище Аполлона. Когда жертвы были приготовлены, все вошли в капище. В звенящей тишине святой Георгий подошел к статуе Аполлона, простер к нему руки и спросил у статуи, как у живого: – Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог? Сказав это, мученик сотворил крестное знамение. От силы креста, демон, обитавший в статуе, воскликнул: – Я не бог, как не боги – демоны, живущие вместе со мной в этом храме. Истинный Бог – Христос, Которого ты исповедуешь. Мы же, отступники от Бога, падшие ангелы, бесы, из зависти прельщаем людей. Тогда святой тогда сказал бесу: – Как же вы смеете оставаться здесь, когда сюда пришел служитель истинного Бога? c. 23] После таких слов святого Георгия раздался шум, подобный плачу, исходивший от статуй. Это демоны покидали идолов. Затем статуи упали на землю и разбились. Жрецы и язычники, пришедшие в храм, были возмущены поруганием своих богов. Они набросились на святого Георгия и избили его. Они потребовали, чтобы император немедленно принял меры против святого, восклицая: – Убей этого волхва, о, император, убей его прежде, чем он погубит нас c. 24]. Однако слух о том, что случилось в храме Аполлона, уже распространился по всему городу. Дошел он и до царицы Александры. Она решила больше не скрывать свою веру во Христа. Она немедленно отправилась к храму Аполлона. Тем временем, разгневанный Диоклетиан обратился к святому Георгию: – Такую-то благодарность воздаешь ты, мерзкий, за мое милосердие, таким-то образом ты привык приносить жертву богам! Святой Георгий ответил ему: – Да, я так привык почитать богов твоих. О, безумный царь, стыдись приписывать твое спасение богам, которые и себе не могут помочь, не могут стерпеть присутствие Христовых рабов К этому времени Александра уже пробралась сквозь толпу. Она восклицала: – Бог Георгия, помоги мне, так как Ты Один Всесилен

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Тогда Сильван взял святого за руку и сказал: — Пойдем в храм, и там тебе будет показано, кому ты должен будешь принести жертву. Когда они пришли в храм Аполлона, находившийся вблизи, Сильван, указывая рукою на идола, сказал: — Вот — бог, которого мы почитаем, и если ты, Фирс, помолишься ему, принеся жертву, то приобретешь себе великого хранителя и получишь благодать у прочих богов. Мученик сказал: — Смотри же, какую я ему принесу жертву и как буду умолять его. И когда все со вниманием обратили на него взоры, он, воздевши руки и возведши очи к небу, призвал неисповедимую силу Божию; внезапно загремел гром и идол Аполлона упал на землю и рассыпался в прах. Святой же мученик, обратившись к стоящим около, сказал: — Смотрите: ваши боги суть только создание человеческое и не могут вынести даже имени истинного Бога. Сильван, пришедший в ярость, сказал на это: — Я твое волшебство в конец уничтожу и истреблю. И тотчас он велел острыми железными гребнями терзать тело мученика до костей, так что плоть святого кусками отпадала на землю, а мучитель говорил: — Где же Бог — помощник твой, Которого ты чтишь и на Которого надеешься? Мученик отвечал: — Неужели ты не видишь действующую во мне силу Христову, явно укрепляющую меня против ваших нападений? Каким образом земное и немощное тело могло бы перенести такие муки, если бы не была подаваема ему Божественная помощь свыше? Тогда Сильван приказал принести огромный котёл, наполнить его водою и развести под ним огонь. Когда котёл сильно закипел, мученика связали по ногам веревкою и опустили вниз головою в кипящую воду. Но святой призвал имя Христово, и котёл распался, вода разлилась, а сам он остался невредим. Мучитель был посрамлен и пришел в ярость; но так как у него были еще и другие общественные дела, то он велел отвести мученика в темницу. Вскоре Сильван вместе с Кумврикием отправился в приморский город Апамею [ 7 ], приказав вести за собою и святого — связанного. Приблизившись к городу, он остановился и, призвав к себе мученика, сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Страдание святого мученика Аполлония Святой мученик Христов Аполлоний был родом из города Сард [ 1 ], находившегося в Лидии [ 2 ]. Когда он шел однажды в город Иконию [ 3 ], то был схвачен и приведен к правителю этого города Переннию. На допросе он объявил себя христианином, и правитель стал принуждать его поклясться именем императора. На это святый Аполлоний сказал ему: — Не следует клясться именем смертного императора, а надлежит клясться только именем Творца и Создателя всякой твари. Посрамленный такими словами святого, Перенний пришел в гнев и повелел повесить его на дерево, после чего его подвергли продолжительным мучениям, среди которых он с усердною молитвою за верующих и с мольбою о спасении всех людей предал душу свою в руки Божии [ 4 ]. Страдание святых мучеников Вианора и Силуана Святой мученик Вианор был родом из Писидийской области [ 1 ]. За исповедание веры во Христа он схвачен был по повелению правителя города Исаврии [ 2 ] Севириана, который стал принуждать его отречься от Христа, но он не подчинился такому требованию и за это его сперва жестоко искололи ножом, потом повесили и стали строгать и жечь раскаленными железными молотками, затем выбили ему зубы и после всего этого отрезали уши. При этих мучениях присутствовал некий Силуан и, видя терпение святого мученика, уверовал во Христа, за что ему немедленно же отрезали язык, а потом отсекли голову. Святому же Вианору просверлили еще пяты, выкололи правый глаз, содрали с головы кожу и, наконец, отсекли голову. Святые мученики Вианор и Силуан скончались вместе и предали души свои в руки Божии [ 3 ]. Страдание святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском Нечестивый царь Ликиний [ 1 ], принятый Константином Великим [ 2 ] в соправители и управлявший восточными странами, издал по всей своей области повеление предавать различным мукам и смерти христан, не желавших поклоняться идолам, и имущество их отнимать на перестройку городов. Когда это повеление пришло в Никополь армянский, язычники начали готовить муки и различные орудия мучения для христиан и стали многих верных брать и отводить на мучение; тогда более сорока рабов Христовых собрались и решились, не дожидаясь, пока их схватят нечестивые, самим по своей воле пойти на суд, исповедать имя Христово и отдаться на мучение. Из них главнейшие были Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, люди знаменитые и своим родом, и образованием и отличавшиеся добродетельной жизнью; они пошли все вместе к игемону армянской области и объявили, что они христиане. Игемон удивился единодушному согласию стольких людей и мужеству, с каким они по собственной воле шли на мучения, и спросил их:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Достаточно раскрыть латинский перевод Библии, исполненный еще в начале V столетия блаж. Иеронимом Стридонским, чтобы увидеть, что латинское слово Lucifer относится именно к врагу Божию (в русском переводе ему соответствует Денница): «Как упал ты с Неба, Денница, Сын Зари! Разбился о Землю, попиравший народы, а говорил в сердце своем: " Взойду на Небо, выше Звезд Божиих вознесу Престол мой, и сяду на Горе в Сонме богов, на Краю Севера; взойду на Высоты Облачные, буду подобен Всевышнему! " - но ты низвержен в Ад, в Глубины Преисподней!» (Ис. 14 12-15). В переводе Иеронима: quomodo cecidisti de caelo lucifer… Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (нач. V в.) поминает это имя так: «Сила жестокой тирании гордости открывается из того, что нашел, который за превосходство блеск и красоты своей назван люцифером, низвержен с неба ни за какой другой порок, а за этот» . А вот латинский текст: quod ob superbiam Lucifer ille de archangelo diabolus factus sit. Аналогичный хронологический мираж накрывает Блаватскую и когда она заявляет, будто «Еннодий из Павии (V век) был первым, кто обратился к римскому епископу как к «Папе»» . На самом деле именно до конца пятого века «папа» было обращением, принятым при общении с любым епископом – в том числе и римским, а исключительной титулаторой римского понтифика это слово стало лишь в 1075 году (и то лишь на Западе ; на Востоке и по сю пору Александрийский патриарх именуется «папой»). А вот еще один замечательный пример – как Блаватская добывает нужные ей выводы из исторического материала. " Как это понять, - спрашивает с тревогой Юстин Мученик, - как понять, что талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют, как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких зверей; и, в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь в преданиях, чудеса Аполлония весьма многочисленны и подлинно проявляются в теперешних событиях?.. " (Quecst, XXIV) " . Христианин, прочитав такое, не может не вздрогнуть… Неужели один из первых христианских писателей, святой мученик и философ Иустин оставил свидетельство, что в его времена (середина второго века) в христианской Церкви чудес уже не совершалось?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Святой Пармен со усердием совершал служение, порученное ему святыми Апостолами; на их глазах он умер и их руками был похоронен и ими же оплакан. Однако, некоторые утверждают, что он пострадал пред смертию и был украшен венцом мученическим [ 9 ]. Диакони честнии и самовидцы Слова, и сосуди избраннии явистеся веры, Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии: темже днесь священную память вашу празднуем, в веселии сердца вас ублажающе. Память святого мученика Евстафия Святой мученик Христов Евстафий служил в войске. Так как он был христианином, то был схвачен и приведен к правителю города Анкиры [ 1 ] Корнилию. На допросе он смело исповедал Христа, и за это его сперва без пощады избили, потом просверлили ему пяты, затем, привязав к нему веревку, влачили от города Анкиры до реки Сагки [ 2 ], причем правитель шел вслед за ним и смотрел, и, наконец, положили его в ящик и бросили в реку. Но в это время по изволению Божию явился ангел Господень и вынес ящик из реки на сухое место. Святой оказался живым и, находясь в ящике, пел: «Живущий под кровом Всевышнего» (Пс.90:1) и прочее. Увидев это, правитель почувствовал себя посрамленным и, вынув меч свой, сам убил себя. Между тем святой мученик помолился Богу, из рук явившегося ангела причастился Божественных Таин, принесенных ему с неба голубем, и после этого предал дух свой в руки Господа [ 3 ]. Честные мощи его были погребены в городе Анкире. Память святого мученика Акакия Святой Христов мученик Акакий пострадал в царствование Ликиния [ 1 ], которому и предан был для суда. За исповедание Христа Ликиний повелел повесить его и строгать по телу, а потом отослал к епарху [ 2 ] Терентию. Последний приказал бросить его в котел, наполненный смолою и салом, но он остался совершенно невредимым. Когда епарху надо было отправиться в Апамею и Аполлонию [ 3 ], то он велел святому Акакию следовать за собою. В одном из этих городов его ввели в языческий храм, и он силою молитвы ниспроверг всех бывших в этом храме идолов. После сего епарх отдал его для суда трибуну [ 4 ], по повелению которого он был сперва сильно избит, потом боролся со зверями и, наконец, был брошен в печь, но остался невредимым. Трибун, думая, что пень холодна, подошел к ней, желая удостовериться в этом, но сам сгорел и тело его обратилось в прах. После смерти трибуна святой отдан был на суд Посидонию, который повелел наложить на него тяжелые оковы и отвести в Милет [ 5 ], где он снова ниспроверг идолов. За это ему отсекли голову [ 6 ], при чем из раны истекла кровь и молоко. Некий пресвитер Леонтий похоронил тело его в городе Синнаде [ 7 ].

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

– Прости нам те жестокости, господин Василиск, которые мы по нашему неведению причинили тебе и помолись за нас твоему Богу! Пока они это говорили, новые воины, пришедшие от правителя, схватили мученика и повели в храм. Святой вошел в храм с светлым лицом, радуясь о Господе, Боге своем. Увидав его, правитель спросил: – Это ты Василиск? – Да это я, – отвечал святой. – Так скажи, – продолжал правитель, – принесешь ты жертву богам, или нет? – Кто это сказал тебе обо мне, – возразил святой, – что я не приношу жертвы Богу? Я всякую минуту совершаю жертву хвалы в честь моего Бога. Правитель же, не поняв сказанного, сказал святому: – Хорошо; итак, принеси жертву какому хочешь из всех наших богов. Святой Василиск, приблизившись к идолу, спросил окружающих: – Как называется этот бог ваш? Ему сказали: – Аполлон. – Справедливо вы сказали, что он называется Аполлоном, – подтвердил святой;Аполлон – значит губитель 3400 и поистине влечет в погибель верующих в него и поклоняющихся ему, как богу, так как он не есть бог. – А как имя тому богу, которому ты хочешь принести жертву? – спросил правитель. – Бог мой, – отвечал святой, – неизреченный, непостижимый, невидимый и необъяснимый по Своим свойствам. – А не имеет ли имени Бог твой? – допытывался правитель. – В святых книгах заключены имена Бога моего, – ответствовал святой, – и, если хочешь выслушать, я сообщу их тебе. – Назови их, – сказал ему правитель. Тогда святой мученик сказал: – Бог мой называется Отцом и Вседержителем, Господом Саваофом 3401 , Царем всех, Спасителем милостивым, милосердым и долготерпеливым. Ему одному приношу я жертву хвалы! – Какому богу хочешь приносить жертву – это для меня все равно, – только принеси, – настаивал правитель, – ты призван ведь не рассуждать, а только принести жертву. – Так, внимай, – обратился святой к правителю, – какова моя жертва. И подняв руки к небу, он так помолился Богу: – Боже вечный, Творец неба и земли, внимающий всем, истинно Тебе служащим, услышь ныне и меня, раба Твоего, и сокруши в эту минуту глухого и слепого этого бесчувственного идола, да поймут нечестивые народы, какому они поклоняются богу, и устыдятся и уверуют, что только Ты – единый всесильный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

De Christ. et antichr., 1 (О Христе и Антихристе, рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 2. М., 1996). 20 См. Святитель Климент Римский. I Cor. 43.1; 45.2; Святитель Поликарп Смирнский. Ad Philip., 12.1 (Послание к Филиппийцам, рус. пер.: Писания Мужей Апостольских); Святитель Ипполит Римский. Contra Noetum (Против Ноэта), 9. 21 См. святитель Климент Римский в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., IV.23.12 (Церковная история, рус. пер.: Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993). 23 См., например, Святой Иустин Мученик. I Apol., 31; Dialogus, 68; Псевдо—Иустин. Cohort. ad gentiles, 13; Святитель Ириней Лионский. Adv. Haeres., III.31. 25 Ср. с известным выражением Папия Иерапольского lTgia (цитируется у Евсевия, Hist. Eccl., III.39.1). 39 Блаженный Иероним также упоминает о епископе Аполлонии, жившем при Коммоде и Севере и написавшем большой трактат против монтанизма (см. De viris illustribus, 40). 41 См. Святой Иустин Мученик. Dialogus, 16; Святитель Феофил Антиохийский. Ad Autolyc., II.9 и др. 42 См. Святой Иустин Мученик. 1 Apol. 33; 36; Святитель Феофил Антиохийский. Ad Autolyc., II.10; Святитель Ириней Лионский. Adv. Haeres., II.28.2 и др. 49 См. Климент. Strom. IV.11; Ориген. Select. In Psalm., PG 12, 1084; In Jerem. Hom. (Гомилии на пророка Иеремию) XIX.3, PG 13, 501; Com. Matth. (Комментарий на Евангелие от Матфея) II, PG 13, 832; In Luc., Hom. (Гомилии на Евангелие от Луки) I,1, PG 13, 1801; также в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., VI.25. 51 См. Ориген. Select. In Psalm. Там же; In Jerem. Hom. 21.2; 39, PG 13, 512; In Numer. Hom. (Гомилии на Числа), 27.1, PG 12, 732; Com. in Joan. (Комментарий на Евангелие от Иоанна), 13.46, PG 14, 481. 53 Против Цельса (рус. пер. кн. I–IV см.: Против Цельса. Апология христианства. Сочинение Оригена, учителя Александрийского. М., 1996). 55 См. Климент. Cohortatio, I.5; Paedagog., II.4 (Педагог, рус. пер.: Климент Александрийский. Педагог. М., 1996); III.53; Strom., VI.18; Ориген. Contra Celsum, II.9; Com.

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

Игнатий, схиигумен (Мелехин) Извеков Павел Петрович (протоиерей Павел) Извольский Владимир (протоиерей Владимир) Измайлов Николай Иоаннович (протоиерей Николай) Илария, монахиня (фамилия не установлена) Илия, иеромонах (Крестовских) Ильинский Тихон Семенович (протоиерей Тихон) Ильчук Иоанн (иерей Иоанн) Имеришвили Соломон Павлович (протоиерей Соломон) Ин Евмений Александрович (диакон Евмений) Ин Капитон (святой мученик Капитон) Иннокентий, архимандрит (Быстров Василий Васильевич) Иннокентий. Архимандрит (Мельников Алексей Петрович) Иннокентий, епископ (фамилия не установлена) Иннокентий, иеродиакон (Петров Игорь Николаевич) Иннокентий, митрополит (Фигуровский Иоанн Аполлонович) Иннокентий, монах (Сян) Иннокентий, святой мученик (Фань Иннокентий) Иноевс Владимир Константинович (р. Б. Владимир) Иоанн, святитель (Максимович Михаил Борисович) Иоанн, святой мученик (Цзи Иоанн) Иоанн, схимонах (Солодков) Иоасаф, епископ (Антонюк Стефан) Иогель Игорь Константинович (игумен Софроний) Иогель Кирилл Константинович (иеромонах Мефодий) Иона, архимандрит (Крылатов Василий Романович) Иона, иеромонах (фамилия не установлена) Иона, монах (фамилия не установлена) Иона, епископ (Покровский Владимир Ильич) Иосиф, архимандрит (Воробьев Георгий Димитриевич) Иосиф, иеромонах (Павлов) Иосиф, монах (Смирнов) Ирина, игуменья (Корнакова) Иринарх, иеродиакон (Матафонов) Исаков Андрей Иванович (р. Б. Андрей) Исидоров Николай Иоаннович (протоиерей Николай) Ициксон Геннадий Борисович (р. Б. Геннадий) Ия, святая мученица (Вэнь Ия) К Казаков Георгий Платонович (р. Б. Георгий) Казаков Димитрий Иосифович (р. Б. Димитрий) Казаков Платон Аркадьевич (р. Б. Платон) Казанский Константин (протоиерей Константин) Казем-Бек Владимир Алексеевич (р. Б. Владимир) Казиков Василий Иванович (р. Б. Василий) Казикова Евпраксия Степанова (р. Б. Евпраксия) Калганов Иван Филиппович (р. Б. Иоанн) Калиновский Михаил Сергеевич (протодиакон Михаил) Каллистов Иоанн (протоиерей Иоанн) Канненберг Владимир Николаевич (р. Б. Владимир)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иустин. Апол. II ­ Святой Иустин, философ и мученик. Вторая апология./Св. Иустин, философ и мученик. Творения./Пер. с древнегеч. прот. П. Преображенский . – М.: Паломник, Благовест, 1995. – (Б-ка Отцов и учителей Церкви. Т.1). Иустин. Диалог ­ Разговор святого Иустина с Трифоном иудеем./Св. Иустин, философ и мученик. Творения./Пер. с древнегеч. прот. П. Преображенский . – М.: Паломник, Благовест, 1995. – (Б-ка Отцов и учителей Церкви. Т.1). Климент. Стром. ­ Климент Александрийский . Строматы [в 3 тт.]/Изд. Е.В. Афонасин. – СПб., 2003. – (Библиотека христианской мысли. Источники). Лактанций. Б.У. ­ Лактанций . Божественные установления. Кн. I-VIII/Пер. с лат., вступ. статья, коммент. И указ. В.М. Тюленев. – СПб.: Изд-во О. Абышко, 2007. – (Б-ка христ. мысли. Источники). Муч. Аполл. ­ Акты и апология св. Аполлония/Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Орозий. История ­ Павел Орозий. История против язычников. Кн. I-VII/Пер. с лат., вступ. ст., коммент., указ. В.М. Тюленев. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во О. Абышко, 2009. – (Б-ка христ. мысли. Источники). Тертуллиан. О прескрипции ­ Тертуллиан . О прескрипции [против] еретиков./Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . Избранные сочинения/Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. М., 1994. Феофил. К Автолику ­ Феофил [Антиохийский. Три книги] к Автолику./Сочинения древних христианских апологетов./Пер. с греч., лат., введ. и прим. прот. П.Преображенский . – СПб., 1895. Флор. Эпитомы ­ Анней Флор. Две книги римских войн./Пер. с лат. А. Немировский, М. Дашкова/Малые римские историки. Веллей Патеркул. Римская история. Анней Флор. Две книги Римских войн. Луций Ампелий. Памятная книжица. Пер. с лат./Изд. подгот. А. Немировским.– М.: Ладомир, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Существовало и «соборное послание», сочиненное неким Фемисо (или Фемисоном), видным монтанистом, который, вероятно, выдвинулся в руководители секты после смерти Монтана и двух пророчиц. О нем и его окружном послании мы узнаем по фрагментам работы Аполлония Эфесского, написанной, как сообщает Евсевий, спустя 40 лет после того, как Монтан начал свои ложные пророчества. Извлечения, приводимые Евсевием, посвящены персональным нападкам, или, как сам Аполлоний это называет, «распознаванию дерева по его плодам». Он так говорит о Фемисо: Фемисо… хвалясь, тем, что он мученик, дерзнул, в подражание апостолу, сочинить «соборное послание» (καθολικν πιστολν), в котором поучал тех, чья вера лучше, чем его собственная, и пустопорожними словами и кощунственными высказываниями пытался соперничать с Господом, апостолами и Святой Церковью 258 . Какого апостола осмеливался имитировать Фемисо, нам неизвестно; может быть, это апостол Павел, на которого часто ссылались просто как на «апостола» 259 . К сожалению, Аполлоний больше заинтересован в обличении Фемисо, нежели в том, чтобы сообщить, что написано в послании. Однако, поскольку Фемисо «дерзнул … поучать тех, чья вера лучше его собственной», его послание адресовано всей Церкви, а не только монтанистским общинам. То, что он «кощунствовал против Господа, апостолов и Святой Церкви», должно означать, что в послании представлено как учение, имеющее силу, все то, что характерно для монтанизма. До какой степени Фемисо претендовал на особую боговдохновенность своего послания, мы не знаем. Как бы то ни было, оно, как и другие писания, в которых монтанисты пересказывали свои видения и истории о своих мучениках, имело широкое хождение внутри секты; его читали вслух на богослужениях. Степень положительного влияния таких документов на новозаветный текст и канон оценивают различно. Рэндел Харрис думал, что он мог бы выявить до дюжины промонтанистских изречений, сохранившихся в так называемом западном тексте (кодекс Безы). Большинство из них содержит дополнительные указания на действие Св. Духа в Книге Деяний 260 , но неизвестно, несут ли они на себе отпечаток монтанистского учения. Показательно, конечно, то, что отмечает фон Кампенхаузен:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010