Светилен: Подобен: Духом во святилищи: Жестокую шествовал еси в путех Божественную стезю,/к широте возшел еси Небеснаго Царствия, Платоне, мучеников славо,/светом сияя нетленныя Троицы./Темже, славе непрестающей причащся,/чтущия тя помяни. Богородичен:Яко Заступницу нератну и предградие/воистинну предлагаю покров Твой, Богородице Дево,/Ходатаицу же к Богу, избавитися, Владычице, муки вечныя/и в жизни нетленней Тобою причаститися Небеснаго Царствия. Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу. Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести: «Велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом»,– отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили († ок. 306 или 302).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— Благодарю вас, бог Аполлон, бог Марс и богиня Минерва за то, что вы исцелили меня! Тогда святой стал жестоко укорять императора, обличая его, всецело отдавшегося бесовскому обольщению, в безумии и ожесточении. Император же, разъярившись как бесноватый, приказал вырезать у святого язык и выколоть глаза. Но Христов мученик продолжал говорить и после того, как вырезан был у него язык, и прославлял Бога: —  Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс.33:2), благословлю вложившего новую песнь в уста мои и «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (Пс.12:6), в веселии и радости. В то же время он говорил императору: — Чего достиг ты, нечестивый, вырезавши язык мой? Ты надеялся с языком отнять слова из уст моих, но вот ты видишь и слышишь, что я говорю по благодати Христа Бога моего, Который победит тебя, как в древности фараона (Исх.14:1–32). Тогда император, видя, что он побежден и посрамлен, был в недоумении, что бы еще сделать с мучеником. Желая избавить себя от укоров со стороны народа, он, наконец, приказал обезглавить мученика мечем. Таким-то образом святой мученик Христов Потит положил душу свою за Христа в отроческих летах [ 13 ] и ныне царствует с Ним в бессмертной жизни на небесах. Молитвами святого мученика Потита да сподобимся и мы сей блаженной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и бесконечные веки. Аминь. Память 2 июля В царствование благочестивого византийского императора Льва Великого [ 2 ] и супруги его Верины в Константинополе проживали два благочестивых мужа — саном сенаторы, родные братья Галвин и Кандид. Посоветовавшись между собою, они попросили императора отпустить их в Иерусалим на поклонение святым местам и, получив отпуск, отправились в путь. Достигнув Палестины, они отправились в Галилею, желая побывать в Назарете [ 3 ], увидать святой дом Пречистой Девы Богородицы, в котором Она, — по благовещению архангельскому и наитию Святого Духа, — неизреченно зачала Бога-Слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Отвечал святой Мокий: — Не я, а всесильный Бог мой, Господь Иисус Христос, уничтожил и сокрушил бездушного бога Дионисия и сжег огнем ярости Своей Лаодикия. Я лишь со страхом и любовью служу Богу моему и исповедую устами своими Его святое имя. Максим сказал на это: — Оставь безумие свое и принеси жертву Аполлону [ 4 ]; в противном случае ты умрешь лютою смертью. Но мученик отвечал: — Я умру лютою смертью в том случае, если забуду благодеяния и милости ко мне Бога моего и если буду поклоняться и почитать тех, кто суть не боги, а идолы. Тогда Максим приказал привязать мученика к двум колесам, устроенным для мучения, так, чтобы при вращении колеса растерзали тело его. Светой же посреди мук взывал: — Как сладка любовь к Богу! Затем, обратившись к мучителю, сказал: — Исполняй с усердием волю отца твоего — диавола. Что касается меня, то я согласен на все мучения и даже на самую смерть ради имени Христова. Потом святой начал молиться, говоря так: «Владыко, Источник чистоты, Помощник, Защитник и Избавитель мой! Благодарю Тебя за то, что Ты меня, недостойного, сподобил подвига сего и помог мне одолеть диавола. Ты — Единый Бог истинный, содержащий ум мой в чистоте и охраняющий его от помыслов нечистых. Ты устрояешь, дабы ум мой наслаждался в Тебе, Творце моем, потому что велико имя Твое для тех, кто любит Тебя». После того как святой помолился так, внезапно сокрушились мучительские колеса и мученик встал на землю совершенно здоровым и невредимым. Все видевшие чудо это, весьма удивились происшедшему. Мучитель же, преисполнившись стыда, как побежденный мучеником, еще больше разгневался на святого и приказал бросить его в темницу. Спустя же три дня после этого приказал вывести святого из темницы и отдать на съедение зверям. На святого были выпущены два голодных льва, громко рыкавших. Когда они подошли к святому, то легли на землю пред ним, как бы поклоняясь ему и обнимая ноги его; затем львы начали лизать ноги святого, как бы лобызая их. Народ, видя все происшедшее, громко воззвал, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сочтя святого умершим, царь в радости принес хвалу богам своим и обратился к Георгию с такими словами: — Где же Бог твой, Георгий; почему он не избавил тебя от такой муки? Затем он велел Георгия, как уже умершего, отвязать от колеса, а сам пошел в капище Аполлона. Вдруг затемнился воздух и прогремел страшный гром, и многие слышали глас свыше: — Не бойся Георгий, Я с тобою. Появилось сияние, великое и необычное, и Ангел Господень во образе юноши прекрасного и ясноликого, озаренного светом, показался стоящим у колеса и, возложив руку на мученика, сказал: — Радуйся. И никто не смел приступить к колесу и к мученику, пока продолжалось видение. Когда же Ангел исчез, сошел с колеса сам мученик, отрешенный от колеса Ангелом и исцеленный им от ран. И стал святой Георгий невредим телом и призывал Господа. При виде этого чуда воины пришли в великий ужас и недоумение и возвестили о случившемся царю, который тогда присутствовал в капище на совершении нечистой службы идолам. Последовал за воинами и святой Георгий и предстал царю в капище. Царь сначала не верил, что пред ним святой Георгий, но думал, что это кто-нибудь похожий на него. Окружавшие царя пристально смотрели на Георгия и убедились, что это именно он, да и сам мученик громким голосом возвестил: — Я — Георгий. Ужас и недоумение надолго сковали уста всем. Два же мужа, находившиеся там, Антоний и Протолеон, почтенные преторским [ 9 ] саном, которые уже ранее были оглашены в христианской вере, видя сие дивное чудо, совершенно утвердились в исповедании Христа и воззвали: — Един Бог великий и истинный, Бог христианский! Царь тотчас велел схватить их, без допроса вывести за город и предать усекновению мечом. Царица Александра, также присутствовавшая в капище, видя чудесное исцеление мученика и услыхав о явлении Ангела, познала истину. Но когда она хотела со дерзновением исповедать Христа, епарх ее удержал и прежде, чем узнал сие царь, повелел отвести ее во дворец. Злодейственный же Диоклитиан, не способный творить добро, повелел Георгия ввергнуть в обложенный камнем ров с негашеною известью и ею засыпать мученика на три дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Был же при игемоне один волхв, по имени Урвикий; тот дал совет игемону, говоря: — Повели, властитель, отдать его на съедение зверям. И тотчас игемон, призвав стража, кормившего зверей, приказал ему приготовить место для зрелища, а святому сказал: — Фалалей, принесешь ли ты жертву богам, или хочешь, чтобы тело твое стало пищею зверям? Огвечал на это святой мученик: — Неужели ты еще не познал силы и величия Господа и Бога моего Иисуса Христа? Я же объявлю тебе словами пророческими: «Десница Господня высока, Десница Господня творит силу! Не умру но буду жить и возвещать дела Господни» (Пс.117:16,17). Затем повели святого на площадь и отдали на растерзание зверям. Но звери не тронули святого. К нему подошла одна лютая медведица, легла у ног его и начала лизать их. Видя это, игемон заскрежетал своими зубами и зарычал, как лев, от ярости. Затем он приказал выпустить на него голодного льва, а также львицу, но и те, приблизившись, припали к ногам мученика и лизали их. Игемон же от ярости разорвал на себе одежды свои, а народ начал громогласно кричать, говоря: — Велик Бог христианский! Бог Фалалея, помилуй нас! Схвативши же Урвикия волхва, бросили его зверям, и тотчас тот был растерзан и съеден ими. Игемон, встав с своего места, приказал мученика убить мечем. И приведен был святой мученик для усекновения на одно нарочито приготовленное место, называемое Едесса, и после молитвы принял кончину, месяца мая в двадцатый день [ 7 ], в честь и славу Господа нашего Иисуса Христа, прославляемого со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.   Кондак, глас 3: Мучеником сострадалец явлься и оружник, воин изрядный Царя славы был еси, искушеньми и муками возвышение идолослужителей попрал еси: сего ради честную твою поем память, мудре Фалалее. Страдание святого мучениика Аскалона Когда игемон Арриан направлялся из города Ермополя [ 1 ] в город Антиною [ 2 ], то был приведен к нему на пути один из христиан, по имени Аскалон. Увидав его, игемон сказал: — Кто это? Один же из советников игемона, по имени Аполлонид, сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Федосеев Георгий (иеромонах Орентий) Федотов Виктор Иванович (р. Б. Виктор) Федюшин Василий (иерей Василий) Феликсов Михаил Григорьевич (протоиерей Михаил) Фелицин Павел Иоаннович (протоиерей Павел) Феодор, архимандрит (Пудашкин Карп Иосифович) Феодоров Георгий (протоиерей Георгий) Феодоров Николай Николаевич (р. Б. Николай) Феодоровский Петр Феодорович (р. Б. Петр) Феодосий, архимандрит (Перевалов Феодор Иванович) Феодосий, иеромонах (Бойко) Феодосий, монах (Гончаренко) Феодосия, игуменья (Баранова Нина Павловна) Фесюнов Симеон Феодорович (р. Б. Симеон) Фива, игуменья (фамилия не установлена) Фигуровский Иоанн Аполлонович (митрополит Иннокентий) Фигуровский Павел (протоиерей Павел) Фила, монахиня (фамилия не установлена) Филарет, митрополит (Вознесенский Георгий Николаевич) Филимонов Алексий Павлович (протоиерей Алексий) Филиппов Чжан Сергий (святой мученик Сергий) Филологов Михаил Яковлевич (протопресвитер Михаил) Филонский Иоанн (иерей Иоанн) Фома, иеромонах (фамилия не установлена) Фома, монах (Ли) Фомаида, послушница (Щетинина Феодосия Иосифовна) Фомин Николай Георгиевич (р. Б. Николай) Фофанов Ипполит Павлович (иерей Ипполит) Фролов Василий Савельевич (р. Б. Василий) Х-Ц Хаваев Александр Васильевич (р. Б. Александр) Хан Валентина Павловна (р. Б. Валентина) Хмелева Нина (р. Б. Нина) Хо Антоний (иерей Антоний) Хо Фотий (протоиерей Фотий) Ходоковский Григорий Васильевич (протоиерей Георгий) Ходырев Аркадий Яковлевич (р. Б. Аркадий) Холмогоров Александр (протоиерей Александр) Хомченко Афанасий Иоилевич (иерей Афанасий) Хондарев Феодор (иерей Феодор) Христофор, иеродиакон (Пронин Иван Григорьевич) Хромоногов Александр Тимофеевич (протодиакон Александр) Хуан Матфей (р. Б. Матфей) Хитров Георгий Андреевич (протоиерей Георгий) Хэ Даниил Михайлович (протоиерей Даниил) Цай Иоанн (р. Б. Иоанн) Цветков Алексей (иерей Алексий) Цепкий Василий Силантьевич (р. Б. Василий) Цзи Иоанн (святой мученик Иоанн) Цзи Митрофан (священномученик Митрофан) Цивелев Константин (иерей Константин)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Принеси жертву одному только Зевсу, а я тебе порукою в том, что ни один из остальных богов не разгневается на тебя. Мученик на глазах у всех приблизился к идолу Зевса и, когда сотворил про себя молитву истинному Богу, сделалось страшное землетрясение, и идол Зевса упал на землю. Язычники в страхе разбежались, и один только мученик остался в храме. Исполненный ярости, мучитель велел вести святого на съедение зверям. На зрелище это сошлось множество народа, и когда выпустили на святого зверей, казалось, что он стоит среди зверей не один, а с какими-то другими тремя лицами; и звери ходили кругом него и кротко ласкались к нему, как будто давно знали его. Он же, воздев руки кверху, сказал: — Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за то, что прославил Ты во мне Имя Твое Святое и явил на мне милость Твою, заградив предо мною уста зверям, как некогда пред Даниилом, рабом Твоим. Ты, Владыка, как тогда, так и ныне творящий чудеса, сотвори так, чтобы дикие звери эти ушли каждый в свое жилище, не причинив вреда никому из находящихся здесь! Затем, помолившись, он сказал зверям: — Во имя истинного Бога, возвратитесь в пустыню, каждый в свое логовище, откуда вы выведены, и не причиняйте никому вреда. И тотчас звери убежали, при чем двери раскрылись пред ними сами собою. Все присутствовавшие в страхе разбежались, кто куда мог, боясь вырвавшихся зверей, которые однако сами стремительно бросились бежать в пустыню. При виде этого чуда, многие из язычников обратились ко Христу. Вавда, не зная, что делать, повелел опять связать святого и бросить его в темницу. Но чрез несколько дней, отправляясь в город Аполлонию, отстоявший недалеко от Кесарии, велел и Фирса вести туда вслед за собою. Прибыв в Аполлонию, Вавда устроил там в храме Аполлона всенародный праздник. Храм же этот был наполнен идолами. Приведя туда Фирса, Вавда велел больно бить его пред идолами палками. Но святой, терпеливо перенося удары, как будто они наносились ему не в действительности, а во сне, молился Богу, иссушающему бездны и ниспровергающему горы единым мановением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Для книги Ермия приложен специальный список новейших чтений – Corrigenda (см. ниже). 2 Некоторые недостатки (с точки зрения современной науки) книги Преображенского отчасти искупаются, как мы надеемся, Указателями источников и имен, в которых читатель найдет уточнения и отдельные исправления переводов и примечаний Преображенского. Для книги Ермия приложен специальный список новейших чтений – Corrigenda (см. ниже). 3 У нас не было возможности ознакомиться непосредственно со всеми западными мартирологами. По сведениям о. Антония Ламбрехтса (Р. Antoine Lambrechts, монастырь Св. Креста, Шевтон, Бельгия, письмо в издательство «Благовест» от 29 ноября 1996 г.), Аполлоний почитался Западной Церковью с 3-го века (о. Антоний ссылается на Dictionnaire d’Histoire et de Geographie ecclesiastiques, III, 1924, cc. 1012–14. Kitsch J.P. Apollonius (saint)). Однако в Vies des Saints et des Bienheureux selon l’ordre du calendrier avec l’histoire des fetes par les rr.pp. benedictins de Paris. T. IV. Avril. P., 1946, 442 утверждается, что мученик не почитался первоначально литургически в Риме и его имя появляется впервые лишь в мартирологах Узуарда, Адона, Ноткера и др., откуда оно и перешло в Римский мартиролог. Однако эта разница в несколько веков не имеет большого значения, ибо в любом случае мученик почитался древней неразделенной Церковью (упомянутые мартирологи датируются IX веком). 5 За эту драгоценную для нас информацию мы глубоко признательны о. Антонию Ламбрехтсу, приславшему ксерокопию французского перевода названного синаксаря: Le Synaxaire. Vies des Saints de I " Eglise Orthodoxe. Adapt, fran. par le hiéromoine Macaire de Simonos-Pétras. Publié avec la bénédiction de Sa Sainteté le Patriarche Oecuménique Dimitrios I. Tome 3: Février, Mars, Avril (1 au 15). Editions «To perivoli tis Panaghias». Thessalonique, 1990, p. 513 (l avril): «Memoire de saint Meliton, eveque de Sardes». В примечании в синаксаре указывается, что, хотя святой не упоминается в византийских святцах, он почитается в славянских странах следом за западными мартирологами («Omis des synaxaires byzantins, il est commemore dans les calendriers slaves, a la suite des Martyrologues occidentaux».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Правитель велел схватить мученика, связанного вести за собою и при этом крепко бить палками, а сам отправился в Кесарию. Жители Кесарии, узнав, что к ним идет новый правитель и ведет с собою святого мученика Фирса, все вышли из города, как будто для встречи правителя, на самом же деле — чтобы посмотреть на страдальца Христова, которого все хотели видеть. Как только все вступили в город, мученик тотчас же был брошен в темницу. Правитель долго раздумывал, какому бы роду казни подвергнуть мученика и, наконец, решил отдать его на съедения зверям, находя эту смерть наиболее мучительною. Он велел собрать самых свирепых зверей всякого рода и морить их голодом, чтобы они стремительнее бросились растерзать осужденного. Когда в течения 30 дней звери были подготовлены, мучитель собрал весь народ ко храму Зевса и принес ему торжественное жертвоприношение. Затем велел вывести из темницы Фирса, осужденного на съедение зверям. Между тем святого, по тайному приказанию правителя, посещали в заключении многие друзья и знакомые и умоляли его смиловаться над самим собою и избежать страшной смерти, исполнив то, чего от него требовали. — Таким образом, — говорили они, — ты избавишься от погибели, удостоишься почестей и сделаешься угоден царю. Но святой был, по слову Давида, «как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» (Пс. 37:14). Когда же его привели к правителю, который в то время приносил жертвы, тот сказал ему: — Мы были слишком милостивы, дав тебе столько времени на размышление. Итак, если желаешь себе пользы, то теперь, когда видишь всё свое отечество приносящим жертвы великому богу Зевсу, — приступи и ты и принеси жертву, чтобы тебе избавиться от погибели. Если же нет, то когти и зубы зверей растерзают тебя, и никто не поможет тебе и не избавит тебя от беды. Мученик сделал вид, что он согласен, и сказал: — Я давно уже решил принести жертву вместе с своими согражданами. Но как бы не прогневался Аполлон, если я, миновав его, принесу жертву одному только Зевсу. Услышав это, правитель обрадовался и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Прости нам те жестокости, господин Василиск, которые мы по нашему неведению причинили тебе и помолись за нас твоему Богу! Пока они это говорили, новые воины, пришедшие от правителя, схватили мученика и повели в храм. Святой вошел в храм с светлым лицом, радуясь о Господе, Боге своем. Увидав его, правитель спросил: — Это ты Василиск? — Да это я, — отвечал святой. — Так скажи, — продолжал правитель, — принесешь ты жертву богам, или нет? — Кто это сказал тебе обо мне, — возразил святой, — что я не приношу жертвы Богу? Я всякую минуту совершаю жертву хвалы в честь моего Бога. Правитель же, не поняв сказанного, сказал святому: — Хорошо; итак, принеси жертву какому хочешь из всех наших богов. Святой Василиск, приблизившись к идолу, спросил окружающих: — Как называется этот бог ваш? Ему сказали: — Аполлон. — Справедливо вы сказали, что он называется Аполлоном, — подтвердил святой; — Аполлон — значит губитель [ 13 ] и поистине влечет в погибель верующих в него и поклоняющихся ему, как богу, так как он не есть бог. — А как имя тому богу, которому ты хочешь принести жертву? — спросил правитель. — Бог мой, — отвечал святой, — неизреченный, непостижимый, невидимый и необъяснимый по Своим свойствам. — А не имеет ли имени Бог твой? — допытывался правитель. — В святых книгах заключены имена Бога моего, — ответствовал святой, — и, если хочешь выслушать, я сообщу их тебе. — Назови их, — сказал ему правитель. Тогда святой мученик сказал: — Бог мой называется Отцом и Вседержителем, Господом Саваофом [ 14 ], Царем всех, Спасителем милостивым, милосердым и долготерпеливым. Ему одному приношу я жертву хвалы! — Какому богу хочешь приносить жертву — это для меня все равно, — только принеси, — настаивал правитель, — ты призван ведь не рассуждать, а только принести жертву. — Так, внимай, — обратился святой к правителю, — какова моя жертва. И подняв руки к небу, он так помолился Богу: — Боже вечный, Творец неба и земли, внимающий всем, истинно Тебе служащим, услышь ныне и меня, раба Твоего, и сокруши в эту минуту глухого и слепого этого бесчувственного идола, да поймут нечестивые народы, какому они поклоняются богу, и устыдятся и уверуют, что только Ты — единый всесильный Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010