Скачать epub pdf Память святого мученика Акакия Память 28 июля Святой Христов мученик Акакий пострадал в царствование Ликиния 4916 , которому и предан был для суда. За исповедание Христа Ликиний повелел повесить его и строгать по телу, а потом отослал к епарху 4917 Терентию. Последний приказал бросить его в котел, наполненный смолою и салом, но он остался совершенно невредимым. Когда епарху надо было отправиться в Апамею и Аполлонию 4918 , то он велел святому Акакию следовать за собою. В одном из этих городов его ввели в языческий храм, и он силою молитвы ниспроверг всех бывших в этом храме идолов. После сего епарх отдал его для суда трибуну 4919 , по повелению которого он был сперва сильно избит, потом боролся со зверями и, наконец, был брошен в печь, но остался невредимым. Трибун, думая, что печь холодна, подошел к ней, желая удостовериться в этом, но сам сгорел и тело его обратилось в прах. После смерти трибуна святой отдан был на суд Посидонию, который повелел наложить на него тяжелые оковы и отвести в Милет 4920 , где он снова ниспроверг идолов. За это ему отсекли голову 4921 , причем из раны истекла кровь и молоко. Некий пресвитер Леонтий похоронил тело его в городе Синнаде 4922 . 4916 Ликиний, управлявший с 311 года восточною частью римской империи, был преемником жестокого гонителя христиан Максимиана Галерия. В 311 году он вместе с Константином Великим издал закон в пользу христиан, но впоследствии, когда между ним и Константином возникли неприятные отношения, в основе которых лежал вопрос, двум или одному государю быть в империи, он, подозревая христиан в сочувствии к Константину, стал сперва притеснять, а потом и преследовать их. Это продолжалось до 323 года; на войне с Константином Ликиний был убит. 4918 Города Апамея и Апполония находились в малоазийской римской провинции Фригии близ юго-восточной границы ее с Писидией. 4919 Трибунами назывались в римской империи разные должностные лица, в особенности же – военные начальники над тысячью солдат. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч.

http://patriarchia.ru/db/text/236150.htm...

– Много мучений ты перенес ради Христа своего, и всё же никакого облегчения не получил; итак, приступи и принеси хотя теперь жертву богам. Святой на это ответил: – О, Домитиан, лютейший, бесчеловечный и исполненный всякого нечестия мучитель! убойся небесного Бога, оставь свое заблуждение и не называй идолов богами: ведь они бесы, а не боги. Тогда игемон сказал: – Ты ли, пребеззаконнейший человек, дерзаешь наших богов называть бесами, – богов, которым в известные дни празднует весь мир? На это мученик сказал: – Те праздничные ликования, которые теперь приносятся твоим богам, во аде пусть будут после возданы и тебе, и царю твоему, и всем верующим в них. После этого правитель снова приказал повесить святого Зосиму на мучилищное дерево и опалять чрево его зажженными свечами. Тогда мученик сказал правителю: – Не только чрево мое, но и всё тело мое сожги, – и всё-таки никогда не победишь меня, ибо со мною укрепляющий меня Христос: я даже желаю быть умерщвленным тобою, так как ведь это слава моя пред Христом, если я умру за Него. Не зная, чтобы еще сделать с мучеником, правитель, наконец, осудил его на смерть, именно – на усечение главы его секирою. Когда святого Зосиму вели на место казни, он так молился Господу: – Господи Боже мой! призри на меня, грешного, и приими душу мою с угодившими Тебе от века, так как Ты слава моя и похвала от ныне и во веки вечные. Когда мученик подошел к тому месту, где обыкновенно казнили, он был усечен мечом, положив честную главу свою за Христа своего. Это произошло 19 июня, в городе Кононейском, – в то время, как в Риме господствовал Траян, а над нами, христианами, царствовал Господь наш Иисус Христос, – Ему же слава и держава во веки веков, аминь. 4056 Во Фракии, у Понта; в этом городе, между прочим, находился храм в честь Аполлона, с колоссальной его статуей. В Византийскую эпоху он был известен под названием Содзополис. Ныне это – незначительное местечко Сидзеболи. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Сочтя святого умершим, царь в радости принес хвалу богам своим и обратился к Георгию с такими словами:    – Где же Бог твой, Георгий; почему он не избавил тебя от такой муки?    Затем он велел Георгия, как уже умершего, отвязать от колеса, а сам пошел в капище Аполлона.    Вдруг затемнился воздух и прогремел страшный гром, и многие слышали глас свыше:    – Не бойся Георгий, Я с тобою.    Появилось сияние, великое и необычное, и Ангел Господень во образе юноши прекрасного и ясноликого, озаренного светом, показался стоящим у колеса и, возложив руку на мученика, сказал:    – Радуйся.    И никто не смел приступить к колесу и к мученику, пока продолжалось видение. Когда же Ангел исчез, сошел с колеса сам мученик, отрешенный от колеса Ангелом и исцеленный им от ран. И стал святой Георгий невредим телом и призывал Господа.    При виде этого чуда воины пришли в великий ужас и недоумение и возвестили о случившемся царю, который тогда присутствовал в капище на совершении нечистой службы идолам. Последовал за воинами и святой Георгий и предстал царю в капище.    Царь сначала не верил, что пред ним святой Георгий, но думал, что это кто-нибудь похожий на него. Окружавшие царя пристально смотрели на Георгия и убедились, что это именно он, да и сам мученик громким голосом возвестил:    – Я – Георгий.    Ужас и недоумение надолго сковали уста всем. Два же мужа, находившиеся там, Антоний и Протолеон, почтенные преторским саном, которые уже ранее были оглашены в христианской вере, видя сие дивное чудо, совершенно утвердились в исповедании Христа и воззвали:    – Един Бог великий и истинный, Бог христианский!    Царь тотчас велел схватить их, без допроса вывести за город и предать усекновению мечом.    Царица Александра, также присутствовавшая в капище, видя чудесное исцеление мученика и услыхав о явлении Ангела, познала истину. Но когда она хотела со дерзновением исповедать Христа, епарх ее удержал и прежде, чем узнал сие царь, повелел отвести ее во дворец.    Злодейственный же Диоклетиан, не способный творить добро, повелел Георгия ввергнуть в обложенный камнем ров с негашеною известью и ею засыпать мученика на три дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Спустя двадцать дней после этого, в город тот прибыл другой анфипат, по имени Максим. Узнав все, что сделал святой, а также узнав и о погибели Лаодикия, Максим стал изыскивать средство, посредством которого он мог бы погубить святого. Сев на своем судилищном месте, Максим приказал призвать к себе на допрос мученика Христова. Когда святой был приведен, анфипат спросил его: – Скажи мне, какое имя твое и из какого рода ты происходишь? Отвечал святой: – Если хочешь узнать имя и род мой, то слушай: отец мой носил имя Евфратия, а мать Евстафии; когда они приняли святое крещение, то назвали меня Мокием. Будучи воспитан родителями моими в жизни благочестивой, я сподобился сана священнического в Церкви Христа Бога моего; и вот теперь жизнь моя приблизилась уже к старости. Тогда Максим сказал: – Кто были твои родители? Святой отвечал: – Отец мой был гражданином великого города Рима и исполнял обязанности воинского звания; мать же моя была дочерью анфипата Лампадия. Сказал Максим: – Если ты происходишь из столь знатного рода, то для чего отдался волшебству, неприличному для тебя? Для чего ты уничтожил великого бога Дионисия и сжег друга царского, анфипата Лаодикия? Для чего ты помешал приносить богам праздничные жертвы? Отвечал святой Мокий: – Не я, а всесильный Бог мой, Господь Иисус Христос, уничтожил и сокрушил бездушного бога Дионисия и сжег огнем ярости Своей Лаодикия. Я лишь со страхом и любовью служу Богу моему и исповедую устами своими Его святое имя. Максим сказал на это: – Оставь безумие свое и принеси жертву Аполлону 3090 ; в противном случае ты умрешь лютою смертью. Но мученик отвечал: – Я умру лютою смертью в том случае, если забуду благодеяния и милости ко мне Бога моего и если буду поклоняться и почитать тех, кто суть не боги, а идолы. Тогда Максим приказал привязать мученика к двум колесам, устроенным для мучения, так, чтобы при вращении колеса растерзали тело его. Святой же посреди мук взывал: – Как сладка любовь к Богу! Затем, обратившись к мучителю, сказал: – Исполняй с усердием волю отца твоего – диавола. Что касается меня, то я согласен на все мучения и даже на самую смерть ради имени Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рейтинг: 9.7 Голосов: 606 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антоний 15 февраля 2019, 20:08 [окончание] Приведя историческую справку, поговорим теперь о тем, во что превратился этот праздник сегодня. Увы, это праздник блуда, праздник сексуальной свободы и вседозволенности. Таким его сделала погоня за прибылью. Делать деньги на низменных стремлениях - проще всего. Увы, ДСВ - это не праздник чистой и светлой влюбленности. Это праздник не духовных, но плотских отношений. Еще раз, увы. Но это так. Это день, когда молодежь (и не только молодежь) предпочитает ловить кайф в постели (и, опять же, не только в постели), когда можно становится то, что в обычные дни не можно. А имя святого Валентина - словно индульгенция от Бога: " сегодня - разрешаю! " . Антоний 15 февраля 2019, 19:59 [продолжение] Итак, в современном литургическом календаре у католиков 14 февраля отмечается день памяти святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Упоминание святого Валентина в этот день отсутствует. В 1969 году при Папе Павле VI была осуществлена ревизия календаря и имя святого Валентина (того самого, синтезированного на основе различных житий и легенд покровителя влюбленных) из него исчезло, так как установить историчность этого святого представилось невозможным (см. " Calendarium Romanum ex Decreto Sacrosancti Œcumenici Concilii Vaticani II Instauratum Auctoritate Pauli PP. VI Promulgatum " , стр. 117). [окончание следует] Антоний 15 февраля 2019, 19:42 [продолжение] Второй святой, указанный в мартирологе - указан как епископ и мученик, пострадавший в Терамо. Из приведенного жития мы однозначно идентифицируем и его: это Валентин Интерамский. Мы отмечаем его день памяти 12 августа. И в католическом мартирологе (14 февраля), и в православном месяцеслове (12 августа) вместе с Валентином Инетрамским отмечается день памяти совершивших его погребение учеников - мучеников Прокула, Ефива и Аполлония. Итак, оба святых Валентина из католического мартиролога нам хорошо известны. Оба они признаны святыми нашей Русской Православной Церковью. Вернемся теперь к католикам и их современному литургическому календарю. [продолжение следует]

http://pravoslavie.ru/68444.html

Священномученик Вавила был епископом в Великой Антиохии, во времена гонения от Декия. Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила отправлял службу в храме. Он не пустил сюда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царскую личность?» – сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Царскую личность я не оскорбил, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Мне сам Царь Небесный повелел оберегать от волков данное мне стадо». – «Ты получишь прощенье, если поклонишься богам нашим», – продолжал царь. «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Я желал бы и тебя вывести из мрака и избавить геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» – спросил царь. «Мои по духу», – отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» – спросил царь отроков. «Есть, – отвечали они, – но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали мать Христодулу. Та сказала, что отроки – ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласкать, а потом бить за непослушание, наконец, вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? – сказал царь Вавиле. – Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем неповинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV веке, по повелению Юлиана отступника, мощи свв. мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

– О окаянные стражи! Не приказывал ли я вам, – чтобы вы не лечили его и не заботились о нем? На это Пигасий, начальник нотариев, ответил: – Клянемся величеством твоим, что согласно твоему повелению, мы содержали его в внутреннейшей части темницы и что на шее его все время висело железное изображение Геркулеса 3949 , тяжестью в триста литр 3950 ; каким же образом он теперь совершенно здоров, – этого никто из нас не знает. Тогда святой мученик сказал: – Безумный игемон! Это – Христос мой исцелил меня и дал моему телу здоровье и крепость для перенесения даже и тех мук, которым ты сейчас снова подвергнешь меня; и это Он сделал для того, чтобы ты познал, что Бог наш – есть Врач, Который дивным образом исцеляет уповающих на Него людей, – а также и для того, чтобы и принял сугубый венец мученичества, а ты бы был подвержен сугубой вечной муке; ведь если бы ты ради своего Аполлона претерпел такие мучения, – разве тогда этот твой Бог мог бы исцелить тебя так же, как исцелил меня мой Христос? На это игемон, разъярившись, ответил: – Так как человек этот не перестает со злобой хулить наших богов, то налейте на голову его масла и зажгите его. Мученик на это сказал: – Если ты сожжешь мне мозг, то чего этим достигнешь? Выдумай лучше иные муки. Игемон после этого приказал вложить в ноздри мученика множество горчичных семян. Тогда святой Дула произнес: – Смеюсь и теперь над всеми твоими истязаниями! После этого игемон приказал слугам как можно сильнее бить святого железными когтями по хребту, и при этом поливать его язвы крепким уксусом и растирать острыми черепками. Когда все это, по приказанию Максима, совершалось, святой страстотерпец так молился: – Господи Иисусе Христе! Предстань мне, рабу Твоему; вот «на хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» ( Пс.128:3 ). Тогда игемон сказал ему: – Хотя ныне убедись и исповедуй наших богов! Святой Дула на это ответил: – Боги твои, а особенно Афродита 3951 и Артемида 3952 , да помогут тебе и злобе твоей; если же хочешь, я расскажу тебе и про других твоих богинь и про все их бесстыдство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 . Св. мученик Варлаам 33 за исповедание имени Христова уже в глубокой старости предан был суду и претерпел много мучений… Наконец, нечестивые язычники, принуждая его к идолопоклонству, привели в капище Аполлона и, повелев протянуть руку над пылающим жертвенником, положили на нее горящие угли с ливаном и смирною, – в том намерении, что св. страдалец, чтобы избавиться от ужасных мучений, вынужден будет отрясти эту жертву на идольский алтарь; и если бы это случилось, хотели пред ним восплескать руками и с хохотом сказать: «Уже принес жертву богам нашим!» Но нечестивые и жестокие язычники не могли восторжествовать над твердостью св. мученика: старец, держа в руке своей горящий огнь, явился тверже железа и, не тронувшись с места, не испустив ни одного вздоха, стоял до тех пор, пока отгорели пальцы его и с углями упали на жертвенник. Он произносил только тихим голосом: «Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение и персты мои на брань» ( Пс.143:1–2 ). Так мужествен и непобедим оказался крепкий страдалец и воин Христов Варлаам! Имея десницу свою вместо алтаря Господня, – как говорит святой Василий Великий , – он принес себя в жертву всесожжения Господу и в руце Его предал святую душу свою («Училище благочестия» Г. Мансветова ). 2 . Когда священномученик Вавила подвергаем был тяжким истязанием за веру во Христа, то при нем были три отрока, которых он почитал своими детьми, потому что породил их благовествованием Христовым, воскормил поучением в вере и благочестии и возрастил пастырскими и отеческими наставлениями своими. Царь Нумериан, не довольствуясь истязанием св. Вавилы, стал мучить и детей. Старшему было 12 лет, среднему – 9, а меньшему 7 лет. Мучитель приказал наказать их ударами, каждого по числу его лет. Дети стерпели ради Христа наказание и сожалели только о том, что по малочисленности своих лет потерпели не многочисленные удары. Они объявили с твердостью, что не перестанут поклоняться Христу, хотя бы и умерщвлены были. Ожесточенный мучитель велел повесить на дереве св. Вавилу и трех детей и жечь их огнем. Но и эту муку стерпели отроки, верные Христу. Тогда гонитель осудил их всех на смерть, и им отсечены были головы. Святых детей-мучеников, по завещанию Вавилы, положили с ним в одном гробе. Так-то неразлучные со своим наставником в жизни, св. отроки и по смерти своей не разлучились с ним («Четьи-Минеи», 4 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Необходимо сказать несколько слов и о церковном почитании авторов, произведения которых вошли в Дополнения. Меньше всего проблем возникает здесь со св. Иустином, хотя в греческих и русских святцах сложилась неправильная традиция его раздвоения на мученика и философа. Мученик Аполлоний фигурирует в русских святцах под 10-м июля (мы установили это благодаря чудом сохранившемуся в них имени Перенний), хотя и с ошибочными прочими историческими сведениями, и, следовательно, почитается в настоящее время как русской, так и греческой Церквами. Кроме того, в древней Церкви он почитался с самых ранних времен, ибо уже Евсевий включил его акты в свой утерянный нынче сборник мученичеств, а Иероним упоминает о нем неоднократно 3 . Наконец, вне зависимости от интерпретации слов kυpia τν ημερν, в заключительной приписке к актам мы имеем несомненное свидетельство литургического почитания мученика в византийской церкви XI–XII веков 4 и даже ранее (количество орфографических ошибок в дошедшей до нас рукописи легче всего объяснить неоднократным переписыванием текста на протяжении нескольких веков). Сложнее обстоит дело с другими двумя святыми – Мелитоном и Аристидом. Мелитон почитался святым прежде всего в древней Восточной Церкви (мы имеем достовернейшие сведения об этом, сохраненные Евсевием Кесарийским – подробнее см. в Предисловии к творениям св. Мелитона). Архиеп. Сергий (т. 1, с. 639) причисляет Мелитона к «восточным святым, не находящимся ныне в месяцесловах Восточной Церкви», поскольку имя Мелитона не сохранилось в византийских святцах. Однако почитание Церковью этого замечательного отца было столь очевидным, что в средние века на Западе он был включен в Римский мартиролог, в России же все ученые в курсах патрологий (архиеп. Филарет Черниговский , о. Петр Преображенский в СДХА, ныне – А. И. Сидоров ) не обинуясь именовали его святым. Историческая справедливость в Греческой Церкви по отношению ко св. Мелитону восстановлена только недавно внесением его имени в «Синаксарь святых Православной Церкви», изданный афонским монастырем Симона-Петра 5 . Наконец, что касается Аристида, то согласно архиеп. Сергию впервые он был внесен в упомянутые нами мартирологи Адона и Узуарда (IX в.) и, кроме них, в более ранний малый римский мартиролог. Сведений о почитании его святым в древней Восточной Церкви мы не имеем, однако, как обратил на то наше внимание о. Антоний Ламбрехтс, фреска с изображением Аристида и надписью «святой» была создана известным греческим иконописцем нынешнего века Фотием Кондоглу 6 . Кроме того, о почитании св. Аристида современной Православной Церковью свидетельствуют включение его имени в сербские «Жития святых» (см. примеч. 5; синаксарь монастыря Симона-Петра за август-сентябрь был недоступен) и информация о. Иоанна Берзиньша. Согласно последней, в Греции в честь апологета Аристида даются имена 7 (с памятью святого 13 сентября – т.е. 31 августа по старому стилю?), а также составлена служба.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010