«Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры» – так говорил великий праведник и чудотворец нашего времени о. Иоанн Кронштадтский . Он же, во многих своих вдохновенных речах и поучениях, как и другой великий духоносный муж, современный ему, Святитель Феофан, Вышенский Затворник, утверждал, что «удерживающим», который не дает до времени явиться Антихристу (Солун. 2 гл.), является никто иной, как Самодержавный Русский Царь. Из всего вышесказанного должно быть ясно, какое важное значение имели и для  русского народа  все те грозные предостережения, какие давал Господь в Ветхом Завете Своему избранному народу Израилю. Вот они, эти предостережения, которым – увы! – на беду свою, не внял до конца ветхозаветный Израиль: «Твердо храните заповеди Господа Бога вашего, и уставы Его, и постановления, который Он заповедал тебе»   (Второзаконие 6, 17)...» «Берегись, чтобы ты не забыл Господа Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его... Смотри, чтобы не надмилось сердце твое   (от земного благосостояния)  и не забыл ты Господа Бога твоего... Если же ты забудешь Господа Бога твоего, и пойдешь вслед богов иных, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам, что вы погибнете»  (Там же гл. 8 ст. 11, 14 и 19). «Если будешь Слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли и придут на тебя все благословения сии... И увидят все народы земли, что имя Господа Бога твоего нарицается на тебе и убоятся тебя. И даст тебе Господь Бог твой изобилие во всех благах... Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя... Пошлет на тебя Господь проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, доколь не будешь истреблен, и скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня»  (Второзаконие 28 гл. 1, 2, 15 и 20 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры» — так говорил великий праведник и чудотворец нашего времени отец Иоанн Кронштадтский. Он же во многих своих вдохновенных речах и поучениях, как и другой великий духоносный муж, современный ему, святитель Феофан Затворник, Вышенский, утверждал, что «удерживающим», который не дает до времени явиться антихристу (см.: 2 Фес 2, 7), является не кто иной, как самодержавный русский царь. Из всего вышесказанного должно быть ясно, какое важное значение имели и для русского народа все те грозные предостережения, какие делал Господь в Ветхом Завете Своему избранному народу. Вот они, эти предостережения, которым — увы! — на беду свою, не внял до конца ветхозаветный Израиль: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе» (Втор 6, 17). «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его… Смотри, чтобы не надмилось сердце твое (от земного благосостояния) и не забыл ты Господа, Бога твоего… Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам… что вы погибнете» (Втор 8, 11, 14, 19). «Если… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его… то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии… И увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах… Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его… то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя… Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих… доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня» (Втор 28, 1—2, 10—11, 15, 20). А вот и чрезвычайно знаменательные, конкретные указания бедствий, какие постигнут избранный народ Божий за богоотступничество:

http://pravoslavie.ru/put/070208115847.h...

Доклад заместителя директора Института мировой литературы им. А. М. Горького, доктора филологических наук В.В. Полонского был посвящен проблемам изучения текста произведений святителя Феофана Затворника . Как отметил докладчик, «Вышенский Затворник явил собой вершину в становлении и развитии совершенно особого феномена — русской духовной словесности нового времени». При этом, по мысли ученого, особого внимания исследователей заслуживает тот факт, что «расцвет новой русской духовной словесности конца XVIII — XIX веков — от прп. Паисия до святителя Феофана, объемлющий труды святителей Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова) и длинного ряда иных крупных церковных писателей — по времени совпадает с рождением и взлетом великой русской светской классической литературы». Докладчик подробно остановился на описании возможностей российской текстологической школы, являющейся сегодня одной из лучших в мире, применительно к изданию трудов святителя Феофана Затворника. Успешная реализация проекта «ознаменует собой переход на принципиально иной уровень в научном освоении отечественной патрологии, формируя новый методологический инструментарий в работе с наследием русских отцов недавнего прошлого, а заодно и синтетические подходы, способные согласовать парадигмы светской и церковной науки как залог преодоления преград и разделений внутри единой русской культуры», заключил В.В. Полонский. Подводя итоги работы первой части пленарного заседания, митрополит Калужский и Боровский Климент выступил со словом, посвященным значению святителя Феофана и его творений для всех истинно верующих христиан, вставших на путь борьбы с грехом, на путь духовной жизни. Митрополит Климент отметил, что все духовно-нравственные произведения, все эпистолярное творчество святителя Феофана было обращено не только и не столько к монашеству и духовенству, сколько к образованной части общества. Святитель Феофан поставил своей задачей изложить учение святых отцов Церкви для мирян в доступной для них форме. Чтение и внимательное изучение произведений святителя Феофана Затворника и сейчас, в начале XXI века, является насущной потребностью современных православных христиан.

http://patriarchia.ru/db/text/1288180.ht...

Дореволюционные биографы указывали в своих работах на то, что на Афоне в Новом Русике находятся рукописи свт. Феофана Затворника . Как известно, изучение рукописей святителя началось после его смерти. Полная и достоверная информация о том, какие документы хранятся на Афоне, отсутствовала, именно поэтому оценить значимость коллекции и ее объем было невозможно. Сохранность рукописей вызывала тревогу и опасение. В 2011 год сотрудники Издательского совета отправились в экспедицию в Свято-Пантелеимонов монастырь. Первую экспедицию возглавил Е.В. Лизунов, вторую – заместитель председателя Издательского совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев). Поездка оказалась результативной, были переданы цифровые копии рукописей святителя Феофана. Членам экспедиции удалось лично ознакомиться с некоторыми манускриптами. В процессе изучения архива святителя Феофана Затворника стало понятно, что состояние рукописей хорошее. Священноначалие обители, а также заведующий библиотекой и архивом монастыря монах Ермолай внесли огромный вклад в аннотирование описи личного архива. История личного архива святителя заслуживает специального упоминания. Святитель Феофан Затворник тесно сотрудничал с издательством Пантелеимонова монастыря. После его кончины его родственники «продали рукописи творений святителя Феофана и право на их издание Свято-Пантелеимонову монастырю за 10 тысяч рублей серебром» с. 34]. Архив достаточно обширен, включает в себя большое количество рукописей, неоконченных творений, черновых набросков, развернутых планов произведений. В статье Е.В. Лизунова сообщается, что «ко времени каталогизации в 2009–2011 годах он [архив свт. Феофана, – прим. автора] хранился в разрозненном виде и был перемешан с другими архивными материалами. Из того, что удалось собрать в единый фонд, члены братии монастыря, несшие послушание в архиве, составили современную опись содержащую 47 единиц хранения, в рамках которых объединено 104 документа» с. 45]. Особое место в рукописях святителя Феофана Затворника занимает материал по управлению Тамбовской и Владимирской епархиями, которые он последовательно возглавлял до своего удаления в Вышенский монастырь. Подобные манускрипты имеют особое значение, поскольку включают в себя не только проповеди , наброски, но и ценный иллюстративный и иконографический материал – рисунки святителя Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Еще на школьной академической скамье юный студент уже глубоко размышлял о предметах христианской нравственности и в своей первой проповеди на Вознесение Господне он уже задается вопросом об отношении и плодах этого славного священно-исторического события ко спасению человека и таковыми считает: «возвышение, примирение, освящение и укрепление ищущих спасения людей». Чрез два года по окончании академического курса – в 1843 году, произнося слово на Воздвижение в храме Новгородской семинарии, проповедник для того и рассуждает о тайне креста Господня, чтобы показать как течет из него, как из источника, истинно христианская жизнь». «Чтобы восстановить и воскресить нашу настоящую жизнь по падении, – говорит он, – надлежит умертвить того чуждого человека, который всем завладел в нас, стал душой всей нашей деятельности. Желающий спастись должен погубить свою душу, по заповеди Спасителя. И действительно, все губящие ее чрез внутреннее распятие со страстьми и похотьми и только они одни и начинают жить истинно по духу». В следующем 1844 году иеромонах Феофан говорит о спасении в слове на св. Пасху; в 1845 г. касается того же вопроса в проповеди на Благовещение и т. д. Еще шире и обстоятельнее ту же мысль стал развивать и раскрывать проповедник со вступлением на святительскую кафедру. Тут уже вопросы нравственного совершенства по временам занимали целый ряд непрерывных церковных бесед, например, в Тамбове было произнесено пять слов о спасении, с полным и всесторонним раскрытием предмета, в систематическом порядке и естественной последовательности. Указанной задачей и важнейшим предметом учительного слова Преосв. Феофана определяется истинный характер и внутренние достоинства его слов. Главная особенность святителя, как проповедника, и вместе высшее достоинство в том, что он поистине и наиболее полным образом в новое время осуществил идеальное требование христианской проповеди, указанное апостолом и состоящее не в диалектике и риторике, а в явлении духа и силы, религиозного верования и убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Жена облеченная в Солнце не есть Церковь, Жена - (территория, страна, город) Солнце - звезда, в космосе Солнце имеет красный цвет, ибо его внешняя оболочка Хромосфера красного цвета. Территория (страна) облеченная в Красную звезду есть символ рождения в СССР, большой орел есть символ смены герба на Россию. Paracletos 2015/02/10, 14:59:56 Рафаил, Вы говорили с Иисусом ? Я занимаюсь инновационными технологиями, живу на Юге Западной Сибири. Помолитесь ему, что бы не забирал он брата моего меньшего (котика) по имени Бело Черненький (второе имя Бельчонок) сейчас, ибо над ним навис страшный недуг, неизлечимый пока на Земле, а он нужен мне живым здесь. Имени своего не скажу, но прозвище мое Грааль. Есть второй вопрос у меня. Сказал ли вам Иисус имя Царя земного ? Царство земное не есть монархия на Земле, царство обозначение слова правитель, вид правления не важен, важен результат. Всего вам Доброго брат Рафаил. Paracletos 2014/10/02, 16:57:20 «Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!» ((Святитель Феофан 1815-1894), затворник Вышенский). Виолетта 2014/09/11, 10:25:23 Господи Боже, вразуми ослепших Россиян! И Беларусь и Казахстан видят реальную картину правления режима Путина, в которой он лишь марионетка, агент запада, да кто угодно, но точно не русич! Потому что если б он желал воссоединения украинского и русского народа, то не применял бы насилие! Он бы никогда не убивал украинцев и не посылал бы на украинскую землю наемников убийц с тяжелой артиллерией, он бы не допустил обман украинских солдат, который погибали в Украине думая, что находятся в Ростовской области....Если Господь хочет наказать, он делает человека глупым. А значит народ России наказан Господом раз не понимает из-за глупости своей, что идет с оружием на уничтожение братского славянского народа-украинцев, а значит СВОЕГО ЖЕ народа - русичей! Дай Боже просветления русским, присоединяйтесь к украинцам, но только не насильно с оружием, а духовно - просто поддержите нас в трудные времена. И еще, Россия давно торгует со всем миром и ЕС в том числе, так что плохого в том, что и Украина будет торговать с миром, а не только с Россией и бывшими странами СССР....простая жадность, алчность и жестокость, которые не позволяют допустить процветания украинского народа, ибо за ним потом пойдут и белорусы и россияне! Думайте больше, пусть Господь пошлет вам прозрения и веру !

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=177...

И для Св. Синода было неожиданностью, когда получилась бумага Преосв. Феофана с просьбой уволить его на покой. Наконец, сам будущий затворник разъясняет вопрос в следующих словах своего письма к тогдашнему С.-Петербургскому митрополиту Исидору: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым (духовному писательству), но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов – не бесполезный и ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить» 48 . Т. е. Преосв. Феофан искал затвора прежде всего, чтобы беспрепятственно предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви. Но несомненно тут была и другая, сокровенная и чрезвычайная причина, о которой нельзя было говорить постороннему человеку. Святитель еще со дней юности стремился к уединению и молитвенному общению с Богом. «Я с молодых дней этого искал и просил, – говорит он, – чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом» 49 . Мы уже видели, что еще в самую цветущую пору своей молодой жизни, еще на кафедре профессора, душа его тяготилась мирской суетой и находила истинную усладу и утешение только в храме Божием, на общественной молитве. И вот теперь исполнялось его заветное желание отдать всю свою жизнь на служение Господу. Ему хотелось, чтобы ничто не нарушало дорогого для него и совершенного Богообщения. И он ушел от мира, чтобы быть наедине с Богом. В сознании святителя понятие о затворе нераздельно сливалось и отождествлялось с мыслью о непрестанном молитвенном подвиге. «Ибо затвор что есть? – пишет он. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заниматься не хочет» 50 . Внешняя обстановка затвора Внешняя обстановка затвора вполне соответствовала духовным потребностям подвижника. Вышенская пустынь лежит вдали от больших и шумных центров городской жизни, расположена среди прекрасной лесной природы, при слиянии двух рек – Цны и Выши, из которых первая довольно значительна и судоходна.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Известный успех, который имеют в наше время эти «любвеобильные лукавые делатели» объясняется, однако, лишь тем, что современные люди, и в том числе многие православные христиане, слишком далеко отошли от истинной веры в Бога, во Христа, в Церковь , не знают Слова Божия, не знакомы с учением Святых Отцев, постановлениями церковными, и их легко вводить в заблуждение «ласкательством и красноречием»,  как подчеркнул это в свое время еще св. Апостол Павел (см. Рим. 16, 18 ). А есть и такие среди них, которые весьма падки на всякие дары и подачки и охотно идут за теми, кто их дает, не давая себе труда разобраться в их учении,  «от Бога ли оно»   ( Деян. 5, 39 ). Вот и эти слова св. Апостола Павла: «Надлежит быть и разномыслиям между вами» ( 1Кор. 11, 19 ) – современные богословы-модернисты и экуменисты толкуют совершенно произвольно – в свою пользу,  не желая даже думать о том, что они фальсифицируют Слово Божие и тем смертно грешат. Прекрасно объясняет это изречение св. Апостола Павла наш действительно выдающийся православный богослов, бывший в свое время ректором Духовной Академии, святитель Феофан, Вышенский Затворник, замечательно глубоко и полно истолковавший послания св. Апостола Павла. Вот как объясняет он эти слова: «Под именем ересей (в церк.-славянском тексте, как и в греческом, эти «разномыслия» названы «ересями») он разумеет здесь не заблуждения касательно догматов, но настоящия (и подобныя) распри. Впрочем, если бы он говорил и о заблуждениях касательно догматов, то и в таком случае не подал бы повода к соблазну (словом: «подобает»). Ибо и Христос сказал:  «нужда есть приити соблазном » (Мф. 18, 7), и однако не нарушил свободы воли и не поставил нас в какой-нибудь необходимости и неизбежности, но  предсказал будущее,  имевшее произойти от злой человеческой воли, не вследствие Его предсказания, но от произвола развратных людей. Не потому происходили соблазны, что Он предсказал о них, но потому Он предсказал, что они имели произойти. Ибо если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то Он напрасно бы сказал: «Горе человеку тому, имже соблазн приходит».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Именно в период своего служения на Святой Земле святитель Феофан получил редкую для своего времени возможность изучать письменные источники древних христианских аскетов в подлинниках и ранних списках. Получив доступ к оригиналам святоотеческих наставлений, он не только укреплял свой личный опыт подвижника, но и обогатил всю отечественную духовную традицию, раскрыв перед своими современниками понимание христианской жизни как устремления к Богу. Данный период жизни святителя Феофана можно восстановить по многочисленным официальным документам из крупнейших российских архивохранилищ: Российского государственного исторического архива (РГИА) и Архива внешней политики Российской Империи (АВПРИ). Много сведений об этом времени дают опубликованные мемуары первого главы Русской духовной миссии архимандрита Порфирия (Успенского) и неофициальная переписка святителя Феофана, которая сосредоточена в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки (НИОР РГБ), Центрального исторического Архива Москвы (ЦИАМ), Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН), Архива Русской духовной миссии в Иерусалиме (АРДМ) и других. Хранящиеся в архивах сведения помогают выяснить ряд биографических фактов и понять мотивы отдельных поступков и решений святителя Феофана, связанных с его пребыванием на Святой Земле. В первую очередь, это два письма святителя, написанные из Иерусалима в 1851 году: А.Н. Муравьеву от 9 апреля и тогда еще иеромонаху Антонину (Капустину) от 20 июня . Основной массив документов, связанных с копированием и переводом греческих рукописей святителем Феофаном на Ближнем Востоке, хранится на Афоне в архиве и библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря (АРПМА и БРПМА). В отличие от других заграничных миссий Русская духовная миссия в Иерусалиме действовала на канонической территории Иерусалимской Православной Церкви и выполняла функции посольства или дипломатического представительства. При ее создании в 1847 году преследовались три основные цели: упрочение связей с поместными православными Церквами Востока, организация пребывания на Святой Земле паломников из России и решение различных проблем, связанных с нахождением на территории иностранного государства граждан России. Кроме того, присутствие русской миссии в Палестине, куда исторически стремятся попасть представители многих христианских церквей и нехристианских вероисповеданий, должно было укрепить там позицию Православия.

http://bogoslov.ru/article/5552309

Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на них. Сие серчание есть решительное отвержение страстного. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся (против сребролюбия). Когда же, при помощи Божией, победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Когда увлекает тебя страсть вражды к брату, представь, как любит нас Бог; когда гордость – представь, как Господь нас ради обнища богат Сый ( 2Кор. 8:9 ), и как он был кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ); когда скупость – представь яснее, как щедр к тебе Господь, как рука Его никогда не сокращается на дары тебе… Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас – ты люби их; ругающих благословляй, и взимающих твоё не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться – плачь; когда находит уныние – старайся развеселиться; когда зависть – радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность – немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы – поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, обоженного во Христе Иисусе, что члены наши – члены Христовы, когда гордость – смирись; когда злоба – будь особенно добр; когда раздражительность – сохрани спокойствие; когда скупость – будь щедр; когда рассеянность – немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу... Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или самосожаление, самощадение... Не жалей себя никогда и ни в чем, распни себя – своего ветхого человека, гнездящегося преимущественно в плоти, – и ты отсечешь все свои страсти. Терпи благодушно все, что случается неприятного для плоти, не щади ее, иди напротив ей, и ты будешь истинный последователь Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010