В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи. Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора –– он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью. 1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, – с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца – отец Исидор и отец Варнава. В 1910 году был переведен в Крым – на Симферопольскую кафедру. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла. В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи – в Полтаву – с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874– 1940)” рассказывается так:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Сравнительный анализ риторических особенностей рукописи «Слова к Владимирской пастве Преосвященного Феофана 1863–1866 гг.» 1 и ее типографского издания показал, что лексико-грамматические особенности рукописи и типографского издания различны. Для иллюстрации приведу в пример сравнительный анализ двух текстов. Обратимся к анализу лексико-фразеологических элементов, входящих в текст проповеди «В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 8 Мая». Таблица 1 Рукопись Слова свт. Феофана Затворника «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 58] Типографское издание Слова «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 29–30] Абзацное членение текста имеет существенные отличия, которые обусловлены характеристикой пояснительного абзаца. Данный абзац объясняет, по какой причине святитель упоминает Евангелиста Иоанна Богослова. Типографский вариант имеет отличие в одно абзацное членение, поскольку святитель Феофан считает необходимым придать этому абзацу пояснительное значение. Таким образом, святитель Феофан обуславливает упоминание в своей проповеди святого Иоанна Богослова. В левой стороне единый текст, а в правом абзаце он имеет пояснительное значение. Типографский текст имеет стилистически нейтральное значение, упрощенную структуру, отсутствие риторического вопроса, ироничного содержания. Черновик изобилует тональными высказываниями, риторическими восклицаниями, сравнениями, метафорами, яркими образами, свойственными разговорному стилю повествования. Текст, доступный для понимания простолюдина, который и являлся основным прихожанином и слушателем святителя Феофана. Также стоит отметить, что святитель Феофан в типографском варианте избегает прямой речи, заменяя ее косвенной. Такой выбор характерен для толкования речи евангелиста. Святитель Феофан ссылается на евангелиста и при помощи риторического вопроса поясняет уроки св. Иоанна Богослова. Мы видим, что святитель Феофан изменяет текст в зависимости от читателей или слушателей. В рукописном варианте присутствуют слова, имеющие эмоциональную окрашенность, привлекающую внимание паствы к проблеме неверного понимания слов о Любви св. Иоанна Богослова, чего нет в типографском варианте текста. Также в рукописном варианте святитель Феофан использует термин «индифферентизм». Данное слово означает равнодушие и безразличие по отношению веры в Бога: «Как хочешь верь, – все равно, – только люби людей, как братьев, – благодетельствуй». В этом и обличает святитель Феофан приверженцев данной жизненной позиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В приветственном слове митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было отмечено, что святитель Феофан основывал свое учение не только на фундаментальных знаниях в области православного богословия и аскетики, но прежде всего на воплощении этих знаний в своем духовном опыте. Творения святителя Феофана Затворника вобрали в себя опыт древней Церкви в соединении с глубоким проникновением в душу и ум человека. В своих трудах он предстает перед нами как библеист и богослов, который использует анализ текста и филологические исследования в первую очередь для того, чтобы раскрывать догматические и нравственные истины. Говоря о влиянии духовно-нравственных и богословских произведений святителя на Церковь и общество, митрополит Ювеналий особо выделил необходимость научного исследования, комментирования и публикации его творений в соответствии с современными академическими требованиями. Выступление известного православного писателя, сопредседателя правления Союза писателей России В.Н. Крупина было посвящено рассмотрению вопроса о влиянии творчества святителя Феофана Затворника на русскую интеллигенцию в конце XX — начале XXI веков. Докладчик с горечью констатировал, что многие греховные навыки и страсти, развитие которых в русском обществе XIX века было подробно рассмотрено святителем Феофаном, за минувшее столетие дали свой гибельный плод, особенно в среде творческой интеллигенции. Выход из этого положения В.Н. Крупин видит во вдумчивом обращении к наследию святителя, в следовании по пути духовной жизни, который изложен им по учению святых отцов Православной Церкви. В выступлении архиепископа Рязанского и Касимовского Павла было подробно рассказано о значении святителя Феофана Затворника для Рязанского края, отмечены основные вехи его пребывания в затворе в Вышенской пустыни. Архиепископ Павел рассказал также о программе празднования 200-летнего юбилея святителя Феофана Затворника, особо выделив те проекты в рамках этой программы, реализацией которых занимается Рязанская епархия.

http://patriarchia.ru/db/text/1288180.ht...

В номинации «Изобразительное искусство» 1-е место Александрова Анастасия Владимировна, 2002 г. р. Портрет «Святитель Феофан Затворник – иконописец» 2-е место Квасная Елена Филипповна, 1998 г. р. Рисунок «Живое слово святителя Феофана» 3-е место Сары Гюльбен Нуруллаховна, 2001 г. р. Рисунок «Подвижник веры святой Феофан» 20 мая 2015 г. в Рязанском государственном областном театре драмы прошёл музыкально поэтический вечер «Образ молитвы», посвящённый 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского , где были награждены призёры и победители конкурса из Рязанской области. Чтобы особо отметить труд детей финалистов, Успенский Вышенский монастырь организовал для них поездку в Москву, где 1 июня 2015 г. в Международный день защиты детей во Дворце детского творчества на Воробьёвых горах состоялась торжественная церемония награждения. Для финалистов конкурса была разработана большая культурная программа. Дети посетили Храм Христа Спасителя, Красную площадь, Александровский сад, Оружейную пала ту Московского Кремля, Большой Кремлёвский дворец и другие достопримечательности столицы. По итогам конкурса в серии «Библиотека Вышенской пустыни» в Успенском Вышенском монастыре вышла книга «Учитель благочестия: Феофан Затворник глазами детей», в которой были опубликованы сочинения и рисунки победителей и призёров Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия». Эта книга стала самым лучшим подарком для всех конкурсантов, а организаторам конкурса позволила взглянуть на Вышенского подвижника новым, детским, взглядом. В книге семь тематических разделов, в которых собраны детские сочинения: Как вера в Бога помогает в становлении личности: на примере детства и отрочества святителя Феофана. Жизнь как шар. Иконописный образ святителя: Если бы я писал(а) большую житийную икону святителя Феофана, то какие эпизоды выбрал(а) для клейм. Духовный подвиг святителя. Святая обитель. Дорога к Богу. Как научиться жить по христиански? Советы святителя Феофана о христианской жизни и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Однако и это ещё не все. В скором времени после кончины святителя в столичной Академии началось интенсивное изучение его жизни и многогранного литературного наследия. Разработкой занимались не только наставники, но и студенты. Так, с 1889 по 1918 гг. было написано не менее 9 кандидатских диссертаций, 4 из которых сохранились до настоящего времени. Весьма радует, что последние два года в стенах нашей Академии читается новый курс-Русская патрология, в котором изучению наследия святителя Феофана Затворника уделяется весомое место. Уже сейчас можно констатировать, что в студенческой среде Вышенский Затворник принадлежит к числу самых любимых и читаемых авторов. Отмечу, что как учащие, так и учащиеся с нетерпением ждут выхода в свет «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника », равно как и «Летописи жизни и творений святителя Феофана». Молитвами святителя Феофана, да благословит Господь работу конференции, а её участникам да подаст мудрость к уразумению высоких и богопросвещенных мыслей, изложенных в трудах этого великого святого нашей Матери-Церкви. М.И. Щербакова, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, профессор, д-р филол. наук. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, и Софония (Сокольский), первый архиепископ Туркестана: пересечение судеб 2017 год – юбилейный для Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 170 лет назад, в 1847 г. на Святую Землю были отправлены первые сотрудники Миссии: архимандрит Порфирий (Успенский) , иеромонах Феофан (Говоров) и студенты П.А. Соловьев и Н.П. Крылов. Из Санкт-Петербург в Одессу, чтобы продолжить дальнейший путь морем, сотрудники Миссии выехали 14 октября и вскоре были в Могилеве, где их принимал архимандрит Софония (Сокольский) , ректор и профессор богословия Могилевской семинарии и настоятель Могилевско-Братского первоклассного монастыря. На эту должность он был переведён в феврале 1847 г. И архимандрит Порфирий, и иеромонах Феофан были знакомы отцу Софонии. Архимандрит Софония, в миру Стефан Васильевич, родился 26 ноября 1799 г. в семье священника села Эсько Тверской губернии. Когда его отец Василий Буланов (родовая фамилия) поступал в Тверскую семинарию, отец ректор, учитывая красивый внешний вид и бойкий характер мальчика, переименовал его в Сокольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня - чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана. А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана. В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным - мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом. Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал - в опубликованной беседе - архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления. Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили. Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе. Указом Святейшего Синода от 13 июня 1857 года отец Феофан был назначен на должность ректора С.-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук. Ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и ее окрестностей. В июне 1859 года состоялась хиротония архимандрита Феофана во епископа Тамбовского. Хиротония совершена в Александро-Невской Лавре собором епископов во главе с митрополитом С.-Петербургским Григорием. В 1861 году по решению Св. Синода епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского . 22 июля 1863 года он был перемещен на древнюю Владимирскую кафедру. Епископ Феофан проявил себя ревностным проповедником. Плодом его проповеднических трудов явились публикации его слов, обращенных к Тамбовской и Владимирской паствам. 17 июня 1866 года Преосвященный Феофан, согласно прошению, уволен на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни, Тамбовской епархии. С этих пор началась его подвижническая жизнь, продолжавшаяся 28 лет. Святитель Феофан искал затвора, чтобы беспрепятственно предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви. После пасхальных дней 1872 года он прекратил всякое общение с людьми и затворился в отдельном флигеле, где принимал лишь настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. В своих кельях епископ-затворник устроил небольшую церковь во имя Богоявления и служил в ней Божественную литургию во все праздничные дни, а в последние 11 лет – ежедневно. В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни святителя. В свободное от духовных подвигов время он занимался богословскими трудами, писал письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Известно, что святитель занимался и иконописанием. «Затвор, – по словам проф. А.А.Бронзова , – дал возможность Преосвященному Феофану стать глубочайшим христианским психологом. Он дал ему потом возможность поделиться плодами своей мудрости, своих знаний с другими, оставив после себя богатейшее учено-литературное наследство, благодаря которому имя его никогда не умрет в русском обществе» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Свт. Феофан Затворник не только писал о пути ко спасению, но и сам проходил его, поэтому можно смело подчеркнуть не только его крупные теоретические познания в богословии и многолетний стаж в преподавании, но и личный богатый духовный опыт. «Воскресив своей жизнью идеал истинного подвижника древней Церкви и показав нетленную красоту его, преосвященный Феофан явился ярким духовным светочем, указывающим путь современному ему обществу к истине и добру» с. 201], – как красиво заметил биограф Затворника архим. Георгий (Тертышников). Своими письмами святитель «многих спас от духовной смерти, многих возродил к новой жизни, многих направил на путь истины и всем указал действительные средства к нравственному усовершенствованию» с. 213]. Если духовная жизнь есть некое огромное дерево, то его корнем является уверенность в Боге, о чём непрестанно говорил Вышенский пастырь с. 222–223]. Сама важность духовной жизни заключается в её следствии, а именно в спасении – главной цели христианина, этим и объясняется высокая ценность трудов святителя, учитывая, что это «крайне важная и малоосвоенная тема» с. 417] в богословии. «Наука побеждать в этой невидимой брани предельно своевременна и актуальна» с. 418], – как замечает современный исследователь этой темы. К слову, победа в военной кампании, открытие гелиоцентрической системы и даже создание ядерного оружия не сравнимы с начертанием христианского нравоучения, особенно ясно изложенного в наследии свт. Феофана Затворника . Духовная жизнь христианина предполагает жизнь во Христе и со Христом, «христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его» с. 12]. Как отмечает сам свт. Феофан Затворник в своём письме: «Истинная во Христе жизнь есть жизнь сокровенная, таинственная» с. 10]. Его знаменитые слова о самой христианской жизни изложены в его другом письме: «Существо жизни христианской состоит в том, чтобы стать умом в сердце пред Богом в Господе Иисусе Христе, благодатию Святого Духа, и, оттуда управляя всеми движениями внутренними и всеми действиями внешними, всё в себе, и малое, и великое, обращать в служение Богу Триипостасному, пожершись [принеся себя в жертву – М. Ч.] Ему всецело сознанием и свободою» с. 15]. Именно такую нравственно-догматическую формулировку излагает в своём пути ко спасению свт. Феофан затворник своим духовным чадам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

13-го августа 1861 г., при непосредственном участии епископа Феофана, состоялось открытие мощей св. Тихона Задонского, которого владыка издавна очень почитал. Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение удовлетворено, и святитель наконец-то получает то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание — полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание». Уйдя в затвор, святитель Феофан ежедневно совершал Литургию в своей небольшой церковке, проводил время в духовных и телесных подвигах, непрестанной молитве, тщательном самонаблюдении, в напряженном чтении и богомыслии, и, наконец, в писательских трудах. Весь свой величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был использован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьянина. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово, идущее прямо к сердцу. Он обладал редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах. Хотя эти письма были адресованы конкретному человеку, в них есть то, что замечательно подходит каждому христианину. Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни, точка опоры которой — смирение. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе», — писал святитель О пребывании в монастыре святитель Феофан писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Эти слова сбылись, именно на Царство Божие он «променял» свою скромную монашескую келью. Когда 6-го января 1894 г., в праздник Крещения Господня, Преосвященный Феофан скончался и его стали облачать в святительские одежды, на его лице явственно для всех просияла улыбка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204361...

Помимо издательства Русского монастыря на Афоне Вышенский Затворник сотрудничал со многими другими издателями. Письма к ним в совокупности позволяют изучить подходы святителя к публикации своих трудов. Как автор он предъявлял высокие требования к корректуре, внимательно следил за ее качеством, читая гранки и первые экземпляры отпечатанных в типографии кни г. Это ясно видно из письма, где речь идет о книге, права на издание которой он передал Свято-Пантелеимонову монастырю: «Я… уступаю издавать, а не искажать. Чтоб авва Исайя поступил в продажу в искаженном виде, я не изъявляю согласия, и, если Вы отправили книги в книжные лавки для продажи, поспешите уведомить книгопродавцев, чтобы они остановили продажу сих книг по причине некоторых в них поправок, которые скоро будут исполнены» л. 452]. Так же требовательно святитель относился к подбору корректоров и переписчиков, готовивших рукопись к изданию. Просьбы о поиске подходящей кандидатуры порой не были лишены свойственного ему юмора. Так, протоиерею Василию Нечаеву об издании Евангельской истории он пишет: «Подыщите, пожалуйста, корректора – папу. – И растолкуйте ему, что грех , если он хоть одну ошибку допустит, ибо в истории все священный текст» c. 122–123]. Помимо морального стимула святитель предлагал использовать и материальную заинтересованность, заключая с корректорами письменное соглашение с условием: «если, например, в листе будет опечаток более одной или двух… то за тот лист не платить» л. 450–453]. Желая, чтобы выработанные им принципы соблюдались, применялись и при дальнейшем издании его трудов, святитель Феофан приобщал к издательскому делу своего любимого племянника. «Пришла череда вступить тебе в чин издателя» c. 196–197], – обращался он к Алексею Говорову , а впоследствии упоминал об издании книг как общем с ним деле: «Книгопродавец духовных книг Горбунов просит выслать ему по 15 экземпл. наших с тобой изданий» c. 196–197]. Епископ Феофан учил племянника выполнять корректуру, советовал, с какими издателями сотрудничать, как вести с ними дела, как употреблять полученные от продаж книг деньги и проч. «Мы с тобою всегда должны оставаться хозяевами. И владельцами» л. 186–189], – написал племяннику о своих произведениях Вышенский Затворник. В итоге он передал А. Говорову полное право на свои произведения, подчеркивая при этом: «Главное дело в том, чтобы я, ты и кто после тебя были собственниками книг» c. 65].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010