Можно сказать, что для святителя Феофана это был своего рода уход в затвор, ибо в столице другого государства непроизвольно ограничивались контакты с миром. «О Константинополе и делах, иже в нем, ничего почти не знаю», – напишет он с нового места своего служения архимандриту Антонину (Капустину) в Афины в январе 1857 г. 776 . А должность настоятеля позволяла будущему вышенскому затворнику устанавливать для клира посольского храма распорядок и правила общежития, наиболее удобные для несения духовного подвига. К тому же настоятельство не предполагало такого обилия обязанностей и попечений, как ректорство. И это давало отцу архимандриту время для работы над духовными сочинениями. Будущий святитель искренне радовался такому повороту судьбы, о чем на ходим свидетельство в его письме семье Бурачков от 4 июня 1856 г.: «Как я обрадован, на Троицын день, пред обедней, узнав о бумаге, решающей моё дело! Слава Богу!» – писал он об освобождении от ректорства, и далее в тексте подчёркивал, что теперь он «архимандритишка миссейский завалящий» 777 . В состав клириков и причта посольской церкви помимо архимандрита Феофана были назначены иеродиакон Акакий 778 и причётники Александр Василевский, Яков Славолюбов, Василий Левитский 779 . Из Петербурга они отправились в октябре 780 и два месяца спустя уже были в Константинополе 781 . Они следовали через Одессу, где архимандрит Феофан встретился со святителем Иннокентием (Борисовым) , который интересовался разгоравшейся распрей между греками и болгарами 782 . Стоит отметить, что архимандрит Георгий (Тертышников) уделил основное внимание освещению именно этой стороны константинопольского служения святителя Феофана по его письму к архиепископу Иннокентию. В ходе работ по изданию Полного собрания творений святителя Феофана к изучению данного вопроса были привлечены новые документы 783 . Но первым делом по прибытии к месту служения архимандрит Феофан занялся благоустройством храма при русском посольстве. «Дайте поставить церковь на ноги – и все наладить… Тогда – и о прочем», – писал он накануне нового 1857 г. 26 . А несколько дней спустя спрашивал у архимандрита Антонина (Капустина) об организации церковного пения: «Хор Ваш славится… Расскажите, как Вы его устроили. Греченков ли набрали? Как их выучили? Платите им что, или одеваете и питаете, или ещё что? Скажите, Господа ради. И самому хочется, чтобы пение было позвучнее. Мой клир не худ, но слабогласен» 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Эти слова старца глубоко запали в сердце молодого монаха и стали для него заветом на всю жизнь. В своих бессмертных богословских трудах он отводит исключительное место умно-сердечной молитве. Начинается учено-педагогическая деятельность иеромонаха Феофана – в Киеве, Новгороде и в Петербургской Духовной Академии. Затем он посылается в Константинополь, возвращается оттуда в Академию и, наконец, получает назначение в Иерусалим, в Духовную Миссию. В Иерусалиме проходят пять лет его жизни, полных напряженной и плодотворной работы. Здесь происходит глубокое его проникновение в дух восточного подвижничества. Он много путешествует по святым местам Православия, в том числе и по Афону, и в богатых монастырских библиотеках, по подлинникам, изучает творения Святых Отцов. И нет сомнения, что если бы не эта длительная и проникновенная учено-исследовательская работа, не вышли бы в свет столь прославленные в богословском мире труды, как пятитомное «Добротолюбие», «Слова» преподобного Симеона, Нового Богослова, «Невидимая брань». По возвращении из Иерусалима в Россию, ученый монах получает высокое назначение, – ректором С.-Петербургской Духовной Академии. В 1859 году состоялись наречение и хиротония архимандрита Феофана во епископа Тамбовского. Ранее эту кафедру занимал епископ Макарий (Булгаков) . Когда Владыка Макарий перед отъездом на место нового назначения, в Харьков, прощался со своей паствой, кто-то из прихожан в своей речи сказал: «Владыка, мы вас никогда не забудем». На это святитель ответил: «Я слышал, что вместо меня назначен сюда нынешний архимандрит Феофан, человек прекрасной души; когда он к вам приедет, то вы очень скоро забудете меня». Тамбовцы, конечно, не забыли отбывшего пастыря. Но Преосвященный Феофан необыкновенной кротостью своего характера, непосредственностью, редкой деликатностью и участливейшим вниманием к нуждам пасомых в короткое время приобрел всеобщую любовь. Через три года Владыка был переведен на новую кафедру, – во Владимир. Но не долго пробыл он и здесь. Человеку милостивого сердца, созерцательного ума и исключительно доброго, мягкого нрава, ему трудно было править многообразными делами епархии, требовавшими во многом практической деловитости, административной властности, начальнической строгости. Особенно удручала его необходимость разбирать судебные тяжбы среди духовенства. Чистая душа его отвращалась от духа вражды среди тех, кто непрестанно должен подавать личный пример жизненного поведения пасомым, среди тех, кто должен дышать только духом мира и любви... Все большая пробуждалась в нем склонность к уединению, тяготение к тиши монастырской.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Приступая к анализу воззрений святителя Феофана относительно оккультных феноменов его времени, заметим, что, только изучив суть вопроса, он находил возможным давать советы и писать по упомянутому предмету c. 281]. Источниками знакомства Вышенского Затворника со спиритизмом, магнетизмом и прочими лжеучениями становились сочинения их адептов, критические статьи. Святитель просил своих корреспондентов присылать соответствующие книги и журналы, мотивируя тем, что «трудно судить по отзывам других» c. 913]. Таким образом, для него было важно получить достоверную и объективную информацию, чтобы не быть голословным в своих утверждениях. Практически все упоминания святителя Феофана о спиритизме относятся к периоду пребывания его в Вышенском Успенском монастыре, когда он, освобожденный от административных трудов, мог посвятить себя аскетической и писательской деятельности. Несомненно, святитель был знаком с учениями, предшествовавшими спиритизму, такими, как магнетизм. Нужно сказать, что первоначально святитель Феофан относится к магнетизму с меньшей настороженностью, чем к спиритизму. Он даже полагал, по-видимому, некоторую справедливость в возможности существования магнетической силы в составе человека, которая может быть возбуждаема на соответствующих магнетических сеансах. «Магнетизм не бесовское дело», – пишет святитель схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине c. 19]. Однако «дивности», происходящие при магнетических сеансах, имея «натуральную» природу, могут быть использованы бесами для соблазна человека. И это последнее обстоятельство, нужно полагать, святитель Феофан рассматривал как отрицательную характеристику магнетизма. Такой «щадящий» взгляд, возможно, связан с тесным переплетением магнетизма и практикой гипнотических упражнений. Заметим, что эти понятия были практически тождественны в то время 6 , а гипноз и по сей день применяется в психиатрии. Рассмотренное представление касательно магнетизма святитель имел в 60-х годах XIX века. К концу своей жизни он меняет свое отношение к этому явлению. В 1889 году, отвечая на письмо иеромонаха Никона (Рождественского) по поводу некой «дивности», Вышенский затворник пишет: «Кажется, сии дивеса принадлежат к тому же разряду, что и столы вертящиеся и раньше их царившее магнетизерство и ясновидение» л. 1] – т.е. к бесовским проискам, а «магнетизерские …приемы, только проводники к беснованию, и прикрышка его в проявлении» [Там же].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– Может быть, как раз из-за того, что святитель Игнатий не имел изначального церковного образования, он и оказывается ближе нам? Сегодня же тоже многие воцерковляются, скажем так, в первом поколении, когда мамы-папы, бабушки-дедушки в советское время могли утерять веру. Если святитель Феофан из священнической семьи, вырос при алтаре, то святитель Игнатий испытал на себе с детства всю пагубность уже тогда бытовавших в дворянской среде подмен духовности, как он сам потом подмечал, «культурностью» и т.д. Поэтому он пожестче, чем его вышенский собрат-затворник, относился, кстати, и к инославным – католикам и протестантам, и к сферам светским. – На мой взгляд, святитель Феофан тоже очень жестко относился к иноверным. Например, он писал: «Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!» Если человек с детства воспитывался при алтаре, это еще не значит, что он останется верующим. Не все дети священников идут в семинарии. И не все те из них, кто шел в семинарии до революции по проторенной отцами-дедами стезе, оправдал оказанное им доверие. Не надо думать, что если человек рожден в семье священника, то он уж точно будет хорошим. Он видит у отца-священника то, что от прихожан сокрыто. Да и не все священники являют прихожанам пример для подражания на сто процентов. – Святитель Игнатий в своих рекомендациях о необходимости созыва Собора отмечал эту проблему , как и существовавшую тогда по принципу касты систему духовного образования. Сколько на него самого было нападок при епископской хиротонии из-за того, что у него не было академического духовного образования, а это, оказывается, имело и свои преимущества, столь ощутимые нами – читателями… – Да, преподобный Варсонофий Оптинский писал про него: «Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, сильному глубокому разумению Священного Писания». Преподобный Макарий Оптинский отмечал: «Это был великий ум». Игумен Никон (Воробьев) называл его труды «азбукой духовной жизни».

http://pravoslavie.ru/104325.html

Все родственники преосв. Феофана – братья и сестры, по милости Божией, возрасли и хорошо были устроены. Старшая сестра, Любовь Васильевна, была за свящ. села Козаков, Елецк. уезда, Владимиром Никитичем Макриновым. Когда была 8 или 10-летним ребенком, то качала младенца Егорушку. Вторая сестра Авдотья Васильевна состояла в замужестве за о. Гавриилом Никифоровичем Переверзевым, свящ. села Новосильского Ливен. уезда; впоследствии он перешел, по желанию преосвященного, в село Чернавск на место умершего о. Василия. Меньшая сестра Анна Васильевна была за о. Александром Захарьевичем Крутиковым, который по смерти о. Гавриила, переведен был в Чернавск из села Семеновского, Елец, уезда. Старший брат преосвящ. Иван Васильевич Говоров, по окончании семинарского курса был определен свящ. в с. Ольшаное, Лив. уезда. Средний брат Семен Васильевич умер в отрочестве. Меньшой брат Гавриил Васильевич, по окончании курса в Киевской дух. семинарии, поступил на место умершего брата о. Иоанна в село Ольшаное. Это кровные родные; имели значение в его жизни и родные со стороны матери: о. Иоанн Попов , свящ. села Паниковца, Елецк. уезда, крестный отец святителя, – у него он нередко бывал, особенно, когда приходилось бывать в Задонске на поклонение св. Тихону, ибо Паниковец стоял на пути в Задонск из Чернавска. О. Авраамий Попов, сын о. Иоанна, свящ. Чернав. Покровской церкви, дочь его Анна, как мы сказали, была крестною материю преосвященному, – с детьми его Андреем и Петром, которые впоследствии были сельскими диаконами. Георгий рос вместе, вмест ездил в Лив. дух. училище. Было и еще немало родных, которые имели влияние на него; из них указывали на тетушку Марфу Никифоровну, которая холила и нянчила младенца Егорушку (так в семье звали святителя). Все это были лица духовного звания, к которому святитель был привязан. – Вот та среда, в которой родился и вырос святитель Феофан, и которая, несомненно, имела огромное влияние на образование его нравственного характера. По умственному складу он походил на о. Василия, по нравственному и религиозному и по очертанию лица похож был на мать Татьяну Ивановну.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для повышения уровня духовного образования епископом было открыто множество церковно-приходских школ, святитель поощрял и священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, которые жертвовали средства на строительство школ и церквей. При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы — как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости» с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Заботился святитель и о благоустройстве храмов — «древнейших и наилучших училищ духовного просвещения». Почти каждое богослужение владыки сопровождалось проповедью, а проповедником он был изумительным. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. Архипастырь побуждал к проповеди и священников, ревностных поощряя, а нерадивых наказывая. Так, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1861 г. имеется следующее его распоряжение: «Священника Светлова, без уважительных причин не говорившего ни одного поучения в течении целого полугодия, оштрафовать на вдов и сирот духовного звания на 6 рублей серебром и пропечатать не говорившего поучения в Ведомостях ко сведению епархии». По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан, служа в Тамбове, вел очень простой образ жизни. Носил он подрясник и рясу из недорогой черной материи, пища его была самой невзыскательной. Вкушал он очень немного, практически никогда не ужинал. Почти весь его день проходил в молитве. Простота и приветливость привлекали к нему людей, и с каждым из них, невзирая на лица, владыка обращался с примерным терпением и благодушием. Когда в 1860 г. Тамбовскую губернию постигла страшная засуха, преосвященный Феофан поддерживал паству не только словом, но и делом. Из своих личных средств он оказывал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, а свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья он предоставил в полное распоряжение погорельцам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204361...

Архиерейское служение святителя Феофана Затворника началось с Тамбовской кафедры, на которой он пребывал с 1859 по 1863 год. Круг его общения во время управления епархией состоял из государственных и общественных деятелей, священнослужителей, монашествующих, сотрудников духовной консистории, администрации, учащих и учащихся Тамбовской семинарии. Кроме того, совершая ежегодные архипастырские визиты в монастыри и приходы епархии, святитель встречался и общался с большим количеством разных лиц, градоначальниками, руководителями уездов, селений и т. д. Многим из них встреча с архипастырем запомнилась на всю жизнь, а некоторые оставили о ней воспоминания в своих мемуарах, которые сохранились до наших дней. Они служат сегодня яркой характеристикой самого святителя Феофана и отражают жизнь и быт той эпохи. Большинство встреч святителя были короткими и мимолетными, но с некоторыми людьми его общение, однажды начавшись, продолжалось в течение всей его жизни. С кем-то Преосвященный вел постоянную переписку, с кем-то встречался по служебным делам, с кем-то поддерживал дружеское общение, с некоторыми своими соработниками он сохранил связь даже во время пребывания в затворе в Вышенской Успенской мужской пустыни. По особым случаям святитель Феофан связывался с тамбовским губернатором. Эту должность с 1855 по 1866 год занимал Карл Карлович Данзас (1806–1885) – родной брат Константина Данзаса, товарища и секунданта Александра Сергеевича Пушкина. Он был выходцем из курляндских дворян, учился в Морском кадетском корпусе, геройски сражался в войне с турками в 1828–1829 годах. Карл Данзас имел орден святого Георгия и наградное Золотое оружие. С 1842 по 1855 год, то есть до того, как стать тамбовским губернатором, Данзас занимал пост Харьковского вице-губернатора. Тамбовское губернаторство стало самой значимой должностью в его карьере с. 211]. Историки высказываются о нем как о деятельном и ответственном администраторе. В его правление в Тамбовской губернии без каких-либо эксцессов была проведена крестьянская реформа 1861 года. Являясь сторонником технических преобразований, он всячески содействовал строительству в губернии железных дорог и телеграфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Безчисленны в истории христианства и в жизни отдельных людей дивные случаи этого покровительства и заступничества Ее всем обращавшимся к Ней в горячей молитве за помощью. Вот это и дало повод к установлению особого праздника в честь  Покрова Пресвятой Богородицы. Особенно были многочисленны, сильны и ярки поразительные случаи чудесного покровительства Божией Матери православному русскому народу на всем протяжении его тысячелетней истории. Это и было причиной того, что наши благочестивые предки благодарно именовали всю Русскую Землю «Домом Пресвятыя Богородицы»  и, как нигде больше, праздновали торжественно установленный в честь Ее Покрова праздник, наряду со всеми другими  великими  праздниками. Стыдно православному русскому человеку не знать этого! Но вот пришли к нам с нечестивого Запада, грубо исказившего правильное почитание Пречистой Девы (римо-католики), или совсем отвергшего Ее почитание, вплоть до возведения кощунственной хулы на Нее (протестанты и сектанты),  иные  веяния. В подлинном безумии своем отвратил русский человек лицо свое от Пречистого Лика своей дивной Покровительницы и Заступницы, заносчиво и надменно пренебрег чудодейственным светящимся омофором Ее. Мало того. Как пишет наш великий российский святитель Феофан, Вышенский Затворник, в одном из своих писем, в какой-то газете «Свет» (!!) были даже напечатаны – страшно сказать! – хулы на Божию Матерь. Вот «Матерь Божия и отвратилась от нас», пишет далее святитель Феофан, «ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда  Бог против нас?  Увы!» (Собр. писем вып. 7, стр. 206). Тут и разгадка той страшной кровавой катастрофы, которая стряслась над нашей несчастной заблудившейся Родиной! И нечего искать каких-то других причин крушения Святой Руси и торжества кровавого богоборческого коммунизма! Пора понять всем русским людям, что  «Бог поругаем не бывает»   ( Гал. 6, 7 ),  «Что посеет человек, то и пожнет»   (там же) и что  «Страшно есть, еже впасти в Руце Бога Живаго»   ( Евр. 10, 31 ), как пламенно предостерегал св. Апостол Павел своих отступавших по малодушию от Христа сородичей-иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В самом начале второй книги 3 тома «Летописи…» от 1 января 1865 года содержится информация о том, что журнал «Владимирские епархиальные ведомости» в рубрике «Распоряжение епархиального начальства» опубликовал «Инструкцию для проповедания слова Божия» c. 3–11], которую епископ Феофан утвердил резолюцией 27 ноября 1864 года. Что говорит о том, что епископ Феофан придавал очень важное значение проповеди среди духовенства и заботился, чтобы повсюду проповедь была регулярной и содержала в себе основы православного вероучения. В этой инструкции говорилось, что наставления пастве преподаются двумя способами: катехизическими поучениями и обычной проповедью c. 7]. Катехизические поучения должны быть произносимы на Всенощном бдении в соборных городских церквах, где общей программой служит преимущественно Пространный христианский катехизис святителя Филарета (Дроздова) , а образцами служат творения св. Иоанна Златоуста и Тихона Задонского . Такие поучения должно преподавать в свободной форме в виде размышлений, бесед, рассказов и т. п. При их составлении прежде всего нужно обращать внимание на буквальный смысл Символа веры , молитвы Господней и заповедей, чтобы каждое их слово было основательно объяснено. Если нет возможности составить свои поучения, то можно читать готовые катехизические поучения c. 8–9]. Что касается обычной проповеди , то она должна произноситься каждое воскресенье и в каждый значительный церковный праздник каждым приходским священником. В случае необходимости, особенно сельскому священнику можно воспользоваться готовыми печатными проповедями, излагать историю праздников и жития святых по синаксарям, прологам, Четьям Минеям, изъяснять повседневные домашние молитвы и прочитывать прихожанам дневные Евангелия на русском языке с кратким указанием содержания и объяснением. Главным делом для приходского сельского священника является вникание в духовные нужды своих прихожан, искоренять их различные пороки и дурные привычки c. 10]. Священнику в деле проповеди также могут помогать диаконы и окончившие курс семинарии сельские учителя как сочинениями собственных проповедей, так и чтением готовых поучений с согласия священника c. 11].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Все, что вынесли из Казанского храма, это бесценное сокровище, святыню, мы привезли в эммануиловскую церковь. Какое-то время мощи находились там, но об этом никто, кроме нас, участников события, не знал. Затем они были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились до 1988 года, в нижнем храме во имя Всех святых, что под Успенским собором. В год 1000-летия Крещения Руси святитель Феофан Затворник был канонизирован. —Известно, что мощи находились потом в Сергиевском храме села Эммануиловка. Какое это было время для Вас лично и Ваших односельчан? —Это лучшее время было! В год прославления мощи святителя Феофана перенесли из Троице-Сергиевой Лавры в наш, ближайший к Свято-Успенской Вышенской обители, действующий храм, потому что в Выше по-прежнему находилась психиатрическая лечебница. Перенесение мощей в Эммануиловку стало для всех большим праздником. Встречать святителя пришло столько народу, что всех не вместил даже наш просторный церковный двор. Чуть позже мы построили купель в честь святителя Феофана — за храмом бил маленький источник, а когда мы решили его облагородить, то оказалось, что там три ключа… И потянулись в Сергиевский храм нашего села паломники отовсюду. Приезжали совершенно разные люди, всякого сословия. По пять-шесть больших автобусов в день приезжало. Ведь столько времени в стране был духовный голод, а тут у нас — мощи святителя Феофана, источник… Часто паломники среди ночи приезжали, в два, в три часа… Мы просыпались — матушка шла за свечной ящик, а я всю ночь служил молебны. —Тяжело, наверно, было в таком интенсивном ритме жить? —Нет, было очень хорошо! Усталости не ощущалось. Каждый день я начинал с того, что прикладывался к мощам и испрашивал благословения у святителя. Всегда чувствовалось его незримое присутствие рядом. И конечно, я немного опечалился, когда в июне 2002 года святитель Феофан покинул наш храм — его мощи были перенесены в восстанавливающуюся Вышенскую обитель. Но это правильно и необходимо — все возвращается на круги своя. —Батюшка, как служилось Вам в советское время? Случались конфликты, столкновения с властями?

http://pravoslavie.ru/75075.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010