За годы пребывания на Православном Востоке святитель Феофан овладел греческим языком, достаточно хорошо – еврейским и арабским языками, что позволило ему изучать многие письменные памятники прошлых веков в оригинале. Он много трудился в библиотеках, читая и отыскивая древние рукописи, знакомился с богослужебными традициями, существующими в других Поместных Православных Церквях, изучал иконопись, живопись и многое другое. Если бы не было этого опыта, не было бы этих лет служения в Иерусалиме, то вряд ли бы личность Вышенского Затворника сформировалась именно такой, какой мы ее знаем. И особенные черты его личности во многом сложились именно благодаря тому, что он, зная и любя свою родную традицию, при этом усвоил мудрость Православного Востока. Поэтому, читая жизнеописание святителя Феофана, изумляясь глубине его веры и познаний, нужно помнить о том, что в сердце смиренного и мудрого Вышенского затворника любовь к родной традиции была обогащена знанием и пониманием традиций других Церквей, мудростью Православного Востока. Святитель Феофан должен быть для нас примером не только в своей вере, в своем смирении, любви к Богу и ближним, но и в стремлении к познанию, в умении понимать и видеть истинное и ценное в традициях других православных народов. Нам, дорогие братья и сестры, следует помнить об этом и тоже, любя свою родную духовную традицию и оставаясь ей верным, стараться обогащать свои знания о Православии, углубляя понимание основ своего вероучения мудростью, накопленной веками в других Церквах. Благодарю Вас за внимание и надеюсь, что чтения, которые мы сейчас открыли в Вышенском Успенском монастыре, где жил и трудился святитель Феофан Затворник , станут для нас возможностью лучше узнать его личность и понять то богатое духовное наследие, которое он нам оставил в своих трудах. Приветственное слово епископа Касимовского и Сасовского Дионисия Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, уважаемые высокие представители Рязанской и Тамбовской государственной власти! Дорогие друзья!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Позиция Блаженнейшего твердая, она твердо стоит на аскетическом предании Церкви. Она выверенная, беспроигрышная. Действительно, если Бог хочет дать тебе усладу духовную, Он даст, ты от этого никуда не денешься - но искать ее не нужно. Тем более, думать, что ты этого достоин. Это состояние в духовной жизни называется прелестью - когда человек путает одно с другим. Прелесть - ложь в превосходной степени, когда человек лжет, льстит сам себе. Такова твердая святоотеческая позиция. Но в истории христианства также были некоторые отцы, которые говорили о необходимости явного переживания христианином действия Духа Святаго.  Из древних святых об этом много писали преподобный Макарий Великий, преподобный Симеон Новый Богослов. Из ближайших к нам таким писателем был святитель Феофан Затворник. Интересно, что книги его предназначены не только для монахов, но и для мирян - и скорее даже для мирян. Епископ Феофан писал о духовной жизни, именно об ощущениях, о переживаниях довольно ярко, я бы сказал -  смело и дерзновенно. Еще раз подчеркну, его писания адресованы мирянам, он для всех писал. Это не «Приношение современному монашеству», как пятый том святителя Игнатия Брянчанинова. Нет, книги святителя Феофана - для всех христиан, желающих жить духовной жизнью. Если почитать, что он пишет, то картину мы увидим довольно необычную. Святитель очень честно, ярко и точно описывает, какие ощущения и чувства должны быть у христианина в той или иной ситуации. Святитель Феофан настаивает, что христианин должен свою духовную жизнь испытывать, чувствовать. Например, отпущение грехов, которое происходит на таинстве исповеди. Святитель Феофан говорит, что человек должен ясно почувствовать, что грехи прощены, если они действительно были прощены. Облегченная совесть должна об этом засвидетельствовать. Вышенский затворник писал: «внешнее чувство испытывают вещи и дают знать об их качествах, так же и духовное чувство в своем кругу испытывает духовные вещи и определяет их качество; как там - так и здесь, отличительное свойство чувства есть осязание и вкушение. Размножение испытаний внешними чувствами дает опытность внешнюю, размножение осязания и вкушения духовных вещей дают опытность духовную».

http://radonezh.ru/2019/07/20/kak-my-per...

В свое время, в студенческие годы в Киевской академии, он был слушателем Феофана Авсенева и его лекций по психологии (по Шуберту, «История души») не забывал и в своем «уединении». В одном из своих писем, и с прямой ссылкой на Авсенева и Шуберта, Феофан развивает очень любопытные мысли о всеобщей одушевленности мира, о «лествице невещественных сил» в природе» 467 . Итак, учение свт. Феофана Затворника о душе мира маргинализируется, получая неверное философское происхождение и не будучи понято в своем собственном смысле. Однако, на наш взгляд, упоминание святым Затворником П.С. Авсенева, Г.Г. Шуберта и Г.В. Лейбница может вполне объясняться фактором адресата – широкой научно-философской образованностью корреспондента святителя – Леона Николаевича Шишкова (1830–1909) 468 , который, будучи ученым-химиком с мировой известностью, естественно, был знаком и признавал авторитет указанных философов, действительно развивавших похожие воззрения. Также и терминологическое сходство с Платоном еще не означает сходства содержательного 469 . Подлинное происхождение учения свт. Феофана Затворника о душе мира – это библейское откровение и его экзегеза святыми отцами Церкви. Первая попытка показать эту традиционность учения о мировой душе свт. Феофана Затворника для библейско- патристической традиции принадлежит И.А. Кокину 470 . С этой целью автор сопоставляет основные положения свт. Феофана с воззрениями прп. Антония Великого , свт. Василия Великого , свт. Григория Нисского, прп. Иоанна Дамаскина , прп. Серафима Саровского и свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Однако при такой масштабной постановке проблемы исследованию И.А. Кокина не достает глубины богословского анализа, который преимущественно сводится к подбору цитат. В данном исследовании постараемся посильно восполнить этот недостаток, сосредоточившись собственно на богословском и патрологическом анализе основных положений учения свт. Феофана Затворника о душе мира. Свои воззрения на душу мира подвижник Вышенский наиболее полно выразил в письмах к выдающемуся русскому ученому химику Л.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и имеющий отличные успехи в науках. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские, и в особенности Священное Писание и церковное красноречие. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская лавра и другие киевские святыни, являющиеся красноречивыми свидетельствами подвигов русского иночества. До конца жизни святитель вспоминал: «Киевская лавра — неземная обитель». На последнем году учебы Георгий Говоров решил себя всецело посвятить служению Святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал прошение: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь мою монашескому званию». 15 февраля 1841 г. он принял постриг, с наречением ему имени Феофан, чин пострижения был совершен в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией, который впоследствии стал архиепископом Нижегородским. В тот же год святитель Феофан был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в большом Успенском соборе лавры. Академию иеромонах Феофан закончил в числе первых, со званием магистра за работу «Обозрение подзаконной религии». Началось время его служебной деятельности на учебно-воспитательном поприще. Некоторое время он был ректором Киево-Софиевского Духовного училища, а потом три года инспектором Новгородской семинарии. 13 декабря 1844 г. он был переведен на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия в Петербургскую Духовную академию. Сознавая ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, о. Феофан стремился действовать на будущих пастырей добротой, любовью и кротостью. Свой взгляд на духовно-педагогическую деятельность он выразил следующими словами: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». Отставив в сторону схоластические подходы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными, после Священного Писания и творений святых отцов, источниками его лекций были жития святых и психология.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

При всей преданности делу христианского воспитания иеромонаха Феофана влекла уединенная монашеская жизнь. В 1847 г. по личному прошению он был включен в состав Духовной миссии в Иерусалим. Шестилетнее пребывание на Востоке имело большое нравственное и духовное значение для него. Он посещал святые обители, вошел в тесную духовную связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное влияние на направление его духовной жизни. С началом Крымской войны члены Миссии были отозваны в Россию. Уже в сане архимандрита, Феофан был назначен бакалавром по кафедре канонического права в Петербургскую Духовную академию, а потом ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1856 г. архимандрит Феофан назначен настоятелем Посольской церкви в Константинополе; он исправно выполнял возложенные на него обязанности, кроме того, собирал драгоценные жемчужины святоотеческой, главным образом аскетической, письменности и укрепил свое знание греческого языка. Два следующих года будущий святитель был ректором Петербургской духовной академии. Всеблагому Промыслу Божию угодно было возвести его в сан епископа, хиротония состоялась в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и последующие 4 года преосвященный Феофан возглавлял Тамбовскую епархию. Много заботился он о внешнем благоустройстве учебных заведений и о повышении образованности духовенства. Оставляя краткое время для сна, епископ Феофан всего себя отдавал на служение своим пасомым, в дни скорби и мира он был любвеобильным отцом для всех. В одну из своих поездок по епархии святитель посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Эта пустынь позже стала местом затворнической жизни епископа Феофана. В 1866 г., после своего ухода на покой с епископского служения, он вернулся в Вышенскую пустынь настоятелем. Монастырские стены звали его на иной духовный подвиг, В первые шесть лет своего пребывания на Выши преосвященный не уединялся окончательно: он вместе с иноками обители ходил ко всем церковным службам, принимал посетителей, искавших его духовных советов. После пасхальных дней 1872 г. он начал вести затворническую жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

Именно в такой непростой эпохе приходилось духовно окормлять обширную православную паству свт. Феофану затворнику . Как и св. Тихон Задонский , свт. Феофан также избрал для себя затворнический путь – одну из разновидностей отшельничества, несвойственную периоду Нового времени. Таким путём святитель не бежал от поля брани, а наоборот – убежав от мира, он прибегал на помощь всем нуждающимся, своим духовным уединением он полностью посвятил себя служению людям, следовательно, и Богу. Ведь сказано в Писании: «Кто говорит: „я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Свт. Феофан затворник , разумеется, в своей вышенской келье не видел никого (за исключением настоятеля, духовника и келейника), но тем не менее ему поступало громаднейшее количество писем – от 20 до 40 в день, – которые «получались от самого разнородного круга лиц: от собратий-архипастырей и высокопоставленных светских сановников с титулами князей и графов до крестьянина в деревне и послушника в монастыре; от мужей науки и высшего образования до едва грамотного корреспондента; от тяжкого грешника, кающегося и борющегося со страстьми, до отшельника и схимонаха, погасившего в себе не только страсти, но и интерес к самой земной жизни» с. 291]. Вышенский Затворник отвечал на все прошения с тёплой отеческой любовью, ибо видел духовную нищету в народе, особенно в тяжёлой второй половине 19 в. Основной корпус сочинений свт. Феофана направлен на духовную жизнь: её рождение, развитие и поддержание. На фоне романтической эпохи 19 в. остро стояла проблема принятия духовной жизни, шёл процесс на попрание духовных ценностей. однако насколько же вообще духовная жизнь отвечала тому самому вызову времени для российского общества позапрошлого столетия? Насколько учение свт. Феофана отвечало духовным потребностям и что оно приносило народу? Святитель-затворник много рассуждал о богатых плодах духовной жизни. Разумеется, применение его учения действительно в Православной Церкви, а потому можно смело говорить о христианской жизни – высшей духовной жизни для христианина. Доказательством истинности Православия являются дары от Господа – видимые чудотворения, прозорливость, нетления мощей с. 39]. В своей знаменитой книге «Путь ко спасению» свт. Феофан разложил каждый шаг из общей схемы ведения духовной жизни; одним из её непростых этапов является самое начало, чтобы уже начать понимать целесообразность духовной жизни, необходимо разобраться в её зарождении, исходя из учения свт. Феофана Затворника .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804– 1885), был инициатором создания и руководителем Первой РДМ в Иерусалиме (1847–1855). К 1847 г., когда миссия была сформирована, Порфирий состоял в сане архимандрита. К тому времени за его плечами были научные исследования и экспедиции в Далмацию, Сирию, Палестину, Афон и Египет. После шестилетнего пребывания в Иерусалиме Порфирий сосредоточился на научной деятельности по изучению собранной им коллекции рукописей, исследованию христианских сочинений и их переводам на русский язык. Значимое место в творческом наследии епископа Порфирия занимает его автобиографическое произведение «Книга бытия моего» [Порфирий]. При подготовке миссии архимандритом Порфирием в её состав был включен иеромонах Феофан (Говоров, 1815–1894). Ко времени отъезда в Иерусалим Феофан служил помощником инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В Иерусалиме он исследовал и переводил памятники ранней христианской литературы, что предопределило его дальнейший духовный путь. По возвращении из Палестины Феофан стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии, возглавлял Тамбовскую и Владимирскую епархии, однако он все более тяготел к уединенной монашеской жизни. В дальнейшем, двадцать два года Феофан провел в затворе в Вышенской пустыни, где продолжил литературную и переводческую деятельность. В 1988 г. Феофан Затворник был прославлен Русской православной церковью в лике святителя. В последние десятилетия его жизнь и творчество стали предметом изучения церковных и светских ученых. С конца 2000-х гг. в Свято-Успенском Вышенском монастыре проводятся ежегодные «Феофановские чтения». В настоящее время исследовательский коллектив под председательством Климента (Капалина), митрополита Калужского и Боровского, осуществляет подготовку трудов святителя, а также «Летописи» его жизни [Летопись]. В данной статье внимание авторов уделено небольшому эпизоду совместной работы Порфирия (Успенского) и Феофана (Говорова) над переводом французского сочинения Ж.-И. Мишона, предпринятом в разгар Крымской войны и напрямую связанном с деятельностью РДМ в Иерусалиме и проблеме установления русского присутствия на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Указом Святейшего Синода от 13 июня 1857 года отец Феофан был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной академии в звании профессора богословских наук. Ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и ее окрестностей. В июне 1859 года состоялась хиротония архимандрита Феофана во епископа Тамбовского. Хиротония совершена в Александро-Невской Лавре собором епископов во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Григорием. В 1861 году по решению Святейшего Синода епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского. 22 июля 1863 года он был перемещен на древнюю Владимирскую кафедру. Епископ Феофан проявил себя ревностным проповедником. Плодом его проповеднических трудов явились публикации его слов, обращенных к Тамбовской и Владимирской паствам. 17 июня 1866 года Преосвященный Феофан, согласно прошению, уволен на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни, Тамбовской епархии. С этих пор началась его подвижническая жизнь, продолжавшаяся 28 лет. Святитель Феофан искал затвора, чтобы беспрепятственно предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви. После пасхальных дней 1872 года он прекратил всякое общение с людьми и затворился в отдельном флигеле, где принимал лишь настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. В своей келье епископ-затворник устроил небольшую церковь во имя Богоявления и служил в ней Божественную литургию во все праздничные дни, а в последние 11 лет — ежедневно. В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни Святителя. В свободное от духовных подвигов время он занимался богословскими трудами, писал письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях; известно, что Святитель занимался и иконописанием. “Затвор, — по словам профессора А. А. Бронзова, — дал возможность преосвященному Феофану стать глубочайшим христианским психологом. Он дал ему потом возможность поделиться плодами своей мудрости, своих знаний с другими, оставив после себя богатейшее учено-литературное наследство, благодаря которому имя его никогда не умрет в русском обществе” 2 .

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-sv...

Отец Феофан оказывал доброе влияние на всю Семью. Дневники Императрицы Александры Феодоровны этого периода полны выписками из писаний Отцов Церкви, что свидетельствует, с каким душевным вниманием она изучала рекомендованную духовную литературу. Ее записки маленьким дочерям, где она напоминала им «прочитать книгу, которую Батюшка принес вам перед Причастием», отражают заботу отца Феофана также и о Царственных Детях. В 1909 году, 1 февраля, архимандрит Феофан был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, и вместе с тем через три недели, в воскресенье 22 февраля, в день памяти во святых великого святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского, на второй неделе Великого поста, в соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершил Первенствующий член Святейшего Синода Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с прочими членами Святейшего Синода и с иными прибывшими в столицу иерархами, всего числом тринадцать и четырнадцатый – новорукоположенный Преосвященный епископ Феофан со множеством сослужащих священников и диаконов. Глубоко символичен самый день, в который было совершено таинство хиротонии. Это день памяти святителя Григория Паламы , защитника молитвы Иисусовой и обличителя и уничтожителя «терновидной» ереси Варлаама и Поликиндина. Этим самым уже духовно предуказывалось рукополагаемому, что он должен подражать великому святителю Григорию Паламе , а кроме того, как носителю имени святого Феофана исповедника , ему вменялось в подражание и этому защитнику чистоты Православия, как подражание особо чтимому самим рукополагаемым блаженной памяти Преосвященному Феофану, Вышенскому Затворнику. При наречении во епископа архимандрит Феофан произнес обычное в этих случаях слово. Но оно поражает своим особым стилем – стилем смиренной простоты и естественности. Видна высокая, неземная, самоотверженная душа будущего епископа, приступающего к верховному служению в Святой Христовой Церкви. Никаких риторических приемов и лишних фраз. Простая, благодатная истина звучит в его глубинных словах. В них говорит дух древних Святых Отцов, пустынников-анахоретов. Обращаясь к Святейшему Синоду, он начал так:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Церковь      Когда облачали почившего в погребальные одежды, присутствовавшие иноки стали свидетелями появившейся на его лице улыбки, и таким образом подтвердились слова, некогда написанные самим святителем: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам». Святитель Феофан скончался 79-летним старцем, не дожив четырех дней до своего 80-летия. Три дня стоял гроб с телом покойного в церквице в кельях святителя и три дня в соборе – и тление не коснулось его. Попрощаться с вышенским подвижником шли многочисленные богомольцы: иные – 200, иные – 300 верст. В поэме С.О. Никулиной «Епископ Затворниксвятой Феофан» об этом написано так: Шли богомольцы к погребению… Людей невиданный поток! С тех пор для многих утешением Стал этот райский уголок. Для совершения чина погребения из Тамбова прибыл епископ Иероним. На следующий день после Божественной литургии было совершено погребение в Казанском соборе монастыря. Со временем на месте захоронения установили надгробие, которое было сделано на народные деньги и на котором было высечено изображение самых известных книг святителя – «Добротолюбия», «Толкования апостольских посланий», «Начертания христианского нравоучения». Издания свт. Феофана      Людям часто очень сложно по достоинству оценить своего современника. Должно пройти время, чтобы можно было рассмотреть его жизнь и труды в контексте истории. И лишь только о некоторых людях с уверенностью говорят, что они навсегда останутся в памяти потомков. Именно таким человеком был святитель Феофан , о котором в одном из некрологов было написано: «Вышенская пустынь, куда удалился на покой преосвященный Феофан, сделалась источником высокого духовного просвещения – просвещения, которое неизмеримо выше того, какое дается высшими школами, потому что это просвещение исходило не только от ученого ума, но и от глубоко чувствующего сердца. Из этой пустыни, где смолк живой голос Феофана, по всей России стали распространяться книги и письма, в которых говорила сама духовная мудрость и любовь, говорила от глубины духовно просвещенного ума и от чистоты истинно христианского сердца.

http://pravoslavie.ru/67600.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010