Инициативу Московской духовной академии поддержала Рязанская епархия и находящийся ныне на ее территории Свято-Успенский Вышенский монастырь, где святитель подвизался в затворе. На начальном этапе проект развивался именно за счет монастыря – об этом мы всегда будем помнить. И наконец – как ни странным это может показаться – важный импульс к началу этого проекта дало издание Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя, которое вышло в 2009 году в Издательстве Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Владимира. Согласитесь, что будет выглядеть весьма странно, если Русская Церковь, издав Гоголя – хотя и, безусловно, великого, но все-таки светского писателя – не будет издавать «своих» авторов, то есть духовных писателей, творчество которых всецело развивалось в лоне Церкви. Впоследствии идея издания Полного собрания творений святителя Феофана была поддержана Издательским Советом, а затем и Святейшим Патриархом Кириллом. Реализация данного проекта была поручена Издательскому Совету, который помимо собственно издания творений святителя занимается и популяризацией его наследия, и проведением мероприятий, направленных на распространение почитания святителя, чтения и изучения его трудов. Нашими партнерами в этом проекте наряду с Московской духовной академией и Рязанской епархией Русской Православной Церкви выступают Институт мировой литературы РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом), Петрозаводский государственный университет, а также многие другие церковные и светские организации. Когда был составлен план издания, мы были поражены: этот план на настоящий момент насчитывает порядка 40 томов – их окончательное число еще будет уточняться. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место. - Когда ожидается выход первых томов? - Первые три тома будут представлены на презентации 7 сентября, которая состоится в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки. И здесь я хотел бы особо сказать о подходах к решению вопросов текстологии. К подготовке текста привлечена текстологическая группа из Петрозаводского университета под руководством профессора В. Н. Захарова, разработавшая оригинальные текстологические принципы и технологии. На настоящий момент опубликованы тексты первых трех томов первой серии и первого тома второй серии издания. Эти тексты доступны в интернете на сайте проекта , который открылся на Пасху 2011 года.

http://pravoslavie.ru/48497.html

Первые два года обучения Георгия Говорова в Академии руководство ею осуществлял епископ Иннокентий (Борисов) — выдающийся проповедник, богослов и историк. Святитель Иннокентий был весьма разносторонне образованным человеком. По свидетельству современника, на него «с удивлением смотрели профессоры Киевского и Харьковского университетов, приглашавшиеся к нему на вечера для ученых бесед большею частию о предметах всех почти, а не одних богословских наук» . Владыка ректор сам был автодидактом и желал, чтобы его студенты также обладали широким спектром знаний, не ограничиваясь предметами, изучавшимися по программе Академии. Он разными способами побуждал их к самообразованию, особенно собственным примером. Известно его признание студентам Академии: «Я удивляюсь, как вы не дорожите временем и мало делаете! В прошлую сырную и первую неделю Великого поста я написал около 80 листов» . Как ректор Академии, он поднял ее научный уровень как учебного заведения на небывалую высоту. Принимая непосредственное участие в реализации реформы духовного образования 1808—1814 гг., он освободил преподавание богословских наук от схоластики и ввел прежде несвойственный отечественной академической мысли исторический и историко-сравнительный метод изложения. Наряду с этим епископ Иннокентий способствовал введению русского языка на уроках богословия и философии. Также благодаря ему учебная программа Киевской духовной академии была дополнена курсами, соответствующими уровню западной богословской науки того времени. Как преподаватель, епископ Иннокентий ценил в студентах не столько кропотливость и основательность, сколько умение быстро вникать в сущность вопроса и давать на него вразумительный и красноречивый ответ. Принимая экзамены, он редко дослушивал ответ по билету, предпочитая вести с экзаменуемым живую беседу на указанную в нем тему. Та же черта проявлялась и в домашних заданиях профессора: он имел обыкновение внезапно присылать к студентам своего келейника с темой сочинения или проповеди, и на высокую оценку мог рассчитывать только тот, кто не только лучше, но и быстрее других выполнял задание. Это, по мнению биографа святителя Феофана, «весьма сильно способствовало развитию умственных дарований, быстроты соображения и дара слова, поощряло даровитых, держало всех студентов в постоянном умственном напряжении» .

http://bogoslov.ru/article/5073540

С другой стороны, обучение в другом городе предполагало самостоятельное проживание малолетнего отрока в общежитии, среди ровесников и старших подростков. В то время в одном классе обучались совместно и только что поступившие дети, и второгодники, не показавшие достаточно хорошую успеваемость для перевода в следующий класс. Много опасений родителю добавляли условия проживания учеников, поскольку он хорошо был знаком с ними по своему жизненному опыту. «Квартирная жизнь учеников духовных училищ того времени далеко была не привлекательна и нередко портила мальчиков, — писал очевидец, — жили в одной небольшой комнате по 10 или 15 учеников, взрослые нередко обижали маленьких или подавали дурные примеры грубости, лености и непослушания» . Признавая за своим сыном определенную резвость нрава и не желая, чтобы развитию его природных дарований помешали дурные привычки, бытующие в подростковой среде, отец Василий поселил Георгия в Ливнах не с братьями, а отдельно: в семье своего друга и преподавателя Ливенского духовного училища Ивана Васильевича Петина . Такому решению, хотя это и стоило дороже, способствовало и то, что Петин в 1823 году женился на дальней родственнице отца Василия – дочери клирика Сергиевской церкви г. Ливны священника Василия Максимовича Говорова. Это обстоятельство, возможно, и послужило тому, что отрок Георгий был отправлен на учебу в Ливны в 1823 году, т.е. не в десять лет, а в восемь. В любом случае в лице И.В. Петина будущий святитель обрел хорошего воспитателя. О его незаурядных способностях свидетельствует то обстоятельство, что впоследствии он стал инспектором училища и протоиереем Троицкого собора города Ливны. Иван Крутиков, который учился в этом же училище 30 лет спустя и лично знал отца Иоанна Петина, описывает его как «важного и серьезного протоиерея, украшенного сединами и орденами», достойного представителя старой школы, которая «закаляла характер, внушала страх и уважение к старшим — что в детском нравственном развитии весьма важно — приучала к самостоятельному и усидчивому труду» .

http://bogoslov.ru/article/5052886

У других же церковных учителей началом и точкой отправления являются главным образом их собственные душевные состояния, потребность поделиться со слушателями благочестивыми чувствами своей религиозно-настроенной души. Они редко затрагивают те или другие явления современной общественной жизни. Характер и содержание их проповеди почти исключительно определяется их личным душевным настроением. Лучшими и выдающимися представителями первого направления у нас признаются преосвященные – Иоанн Смоленский, положивший начало ему, Никанор Херсонский и в последнее время Амвросий Харьковский; а выразителями второго направления являются – приснопамятный Московский святитель Филарет, Иннокентий, Димитрий Херсонские и др. К числу последних принадлежит и Преосв. Феофан. Основную задачу и главный предмет своих проповеднических трудов сам святитель ясно и определенно выразил следующим образом: «Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение на вразумление и пробуждение грешников от усыпления и такой должна быть всякая церковная проповедь и всякая беседа». Т. е., по убеждению Преосв. Феофана церковно-учительное слово должно быть ни чем иным, как непрестанным благовестием о путях духовного совершенства. И действительно, хотя между поучениями его встречаются беседы догматического, литургического и исторического содержания, но огромное большинство их нравоучительного характера. В своей проповеднической деятельности архипастырь широко и особенно настойчиво стремился выполнить основную задачу всей своей жизни – указание пути ко спасению. Из предыдущих отделов книги мы видели, какое видное место занимают нравственные вопросы в поучениях Преосв. Феофана. По проповедям его мы уже знаем учение об идеале истинно-христианской жизни, о путях и ступенях восхождения к нему, о мирной христианской кончине, о молитве и пр. Здесь нам хотелось бы привести несколько хронологических данных о том, что мысль о спасении всегда была господствующей и занимала внимание проповедника, начиная с самых первых опытов его учительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Целью образовательного процесса гимназии является осуществление полного среднего образования и содействие воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье, нравственность, ответственность перед Богом и миром, осознанный выбор своего места в жизни для служения Отечеству. Гимназия обеспечивает государственный базовый уровень образования. Все учебные программы имеют в своей основе православную духовность, национальный компонент. В основе системы образования и воспитания, сложившейся в этом учебном заведении, - богатство педагогических идей религиозных мыслителей и педагогов, таких, как Авва Дорофей, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Сергий Радонежский, святитель Феофан Затворник Вышенский, святой праведный Иоанн Кронштадский, К.Д. Ушинский. Кроме основных предметов, учащиеся гимназии с первого класса изучают Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, православную этику, в старших классах - древнегреческий язык. При построении учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяется сохранению здоровья учащихся. Этому способствует обучение в одну смену, продуманный режим дня, бесплатное горячее питание, небольшое количество детей в классах (около 16 человек), спортивные кружки, оздоровление детей за городом в профилактории гимназии в течение года, летний православный лагерь и др. С начала существования гимназии ежегодно в июне гимназисты отдыхают в профильном православном летнем лагере, работающем по программе «Святая Русь: история и святыни». Цель программы - сформировать у детей благоговейное и уважительное отношение к земле, на которой они живут, к её истории. В рамках этой программы дети совершают многочисленные паломничества к святыням Рязанского края, участвуют в их восстановлении. Значительное место в воспитательном процессе гимназии уделяется дополнительному образованию. В гимназии работает православная школа искусств «Лествица», организован детский хор «Кораблик», выступающий с концертами в различных городах России и Рязанской области. Также функционирую многочисленные кружки: выпиливания, «Златошвейка», «Сударушка», радиокружок, различные спортивные секции, детский театр «Перезвон», школьный краеведческий музей и др. На базе гимназии открыт Центр развития для детей 4-7-ми летнего возраста «Зёрнышко». В Центре один раз в неделю, по субботам, проводятся занятия по основам грамоты, письма и математики, устраиваются беседы со священником.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/19/...

8 . Иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812–1891), который, будучи пастырем-старцем, оказал значительное нравственное влияние на современное ему общество. Духовник многих монастырей и пустыней, в своих назиданиях он указывал для людей различных слоев общества единый спасительный путь жизни – покаяние и веру в Промысл Божий. Старец Амвросий смирением и терпением стяжал благодатные дары Духа Святого: рассудительность и учительность, евангельскую любовь и сострадание к каждому человеку, прозорливость и силу врачевания и чудотворения. 9 . Епископа Феофана Затворника (1815–1894), двадцать восемь лет проведшего в Вышенской пустыни после 25-летнего усердного и плодотворного служения Церкви Божией на различных поприщах. Епископ Феофан через обширную переписку содействовал духовному возрождению современного ему общества. В своих нравоучительных и истолковательных сочинениях он проявил себя как экзегет и богослов. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение и, как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. Освященный Собор, благодатию Божией поспешествуемый, причисляя всех вышеупомянутых угодников Божиих к лику святых , милостию Господней прославленных, повелевает: 1) честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; 2) службы сим новым Российским чудотворцам составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их отправлять общие по ликам и чинам: святителямсвятительские, преподобным – преподобнические и прочее 4) писать новопрославленным святым честные их иконы для поклонения и чествования согласно правилам VII Вселенского собора; 5) напечатать жития их и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных; 6) от лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых Российских чудотворцев пастве всероссийской;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

           В ЭТОТ ВОПРОС пора внести ясность. Само понятие о духе - и производное от него понятие духовности - имеет древнее церковное происхождение. Светские ораторы и публицисты лишь заимствуют его для своих целей, забывая почему-то упоминать о первоисточнике. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая ее безмерно надо всякой земной тварью.      Совесть - вот первое осязательное проявление духовной жизни.      Ответьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики - кто вложил вам в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами? Кто определил сами нормы? Кто изобразил в душе вашей идеал жертвенности, чистоты и целомудрия, а проще сказать - святости, который влечет и манит нас неодолимой силой Истины и Любви? Кто всеял в сердце наше жажду праведности и добра, отвращения к лицемерию, лжи и подлости?      Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!       " Сообщив духу человека частичку Своего всеведения, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности, - говорит святитель Феофан, затворник Вышенский, прославившийся высокой жизнью и благодатными дарованиями в конце прошлого века. - Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать, указав - властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызениями. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей " .      Второе проявление духовной жизни есть свойственная нашему духу жажда Бога. Даже у людей неверующих выражается она в естественном стремлении ко всесовершенному благу. Взгляните вокруг, оглянитесь на историю человечества: ничто земное не может удовлетворить этой жажды! Бесконечная череда сменяющихся поколений строит и разрушает; созидает, переделывает, обливаясь потом, слезами и кровью, и разрушает вновь - стремясь воплотить на земле недостижимый небесный идеал.

http://zavet.ru/book/ioanns06.htm

А Господь за труды и верность преобразит постепенно твоего внутреннего человека, но ты это не сразу и приметишь. А остальное тебе будут говорить священники на исповеди, всегда исходя из насущных потребностей сегодняшнего дня. Рецепта на все случаи жизни нет. Одно несомненно – надо учиться жить в Боге. Учиться так же, как Вы учились грамоте в школе. Сейчас и Вам, и сыну Вашему надо постигать азы духовной грамоты, они в Св. Евангелии и Ап. посланиях. Умудри Вас Бог! Дорогая о Господе Р. Г.! Я бы внес некоторые коррективы в образ Вашего религиозного мышления в настоящий момент – источник всех неприятностей и зол надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе. Если же Вы останетесь и закоснеете в нынешнем понимании, то, поверьте мне, до истинно христианского понимания жизни и христианского мировоззрения Вы не доживете. Свободу воздействовать на нас враг получает только нашими собственными грехами и падениями, а не потому, что этого захотелось кому-то из наших недругов. Если бы Вы, дорогая Р. Г., жили в Боге, имели бы понятие о грехе, о покаянии, то, постоянно внимательно живя и очищая себя от всякой греховной скверны, были бы недоступны врагу. А раз этого нет, то приходится терпеть насилие вражье. Слава Богу, что хоть теперь появилось желание знать о духовном. Вот и остается мне пожелать Вам, чтобы науке о духовной жизни Вы начали учиться так же последовательно, и терпеливо, и осмотрительно, как в свое время постигали премудрость светской науки. Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостольских посланий, начиная с Деяний, и просите Господа о познании Истины. Умудри Вас Бог! Дорогая о Господе Л.! Вам на все Ваши недоумения, вопросы и заблуждения – ответит и поведет по жизни истинный старец и православный архиерей – святой святитель Феофан, затворник Вышенский. Другого я указать Вам не могу. У святителя Феофана все кристально чисто, и по любви сердечной к людям – чадам Божиим, и все истинно, свято и безукоризненно канонически. Он на данном этапе Вам поможет больше, чем кто-либо другой. Я же стар для руководителя и уже немощен, а вот в молитве не откажу. Утешило меня в Вашем письме то, что милость Божия не лишила Вас дара рассуждения, и это поможет Вам в становлении на путь спасения, – это я говорю о Вашем рассуждении о семье. Берегите семью свою – это Божие благословение Вам и путь спасения. Не одна, нет, но аз и дети, яже дал Вам Бог.

http://pravoslavie.ru/1663.html

«Бездна последняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой, но прострый, Владыко, высокую Твою мышцу, яко Петра мя, Управителю, спаси!»   (Ирмос 6-й песни канона 3-го гласа). «Плавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: из смертоносныя глубины возведи мя!» (Ирмос 6-й песни канона 7-го гласа). Грехи представляются здесь под видом того тяжелого груза, который топит корабль, заставляя его погружаться слишком глубоко в воду, от которого стремились обычно мореплаватели освободиться во время сильной бури, сбрасывая этот груз в море, дабы облегчить корабль и не дать ему потонуть. Наш великий Российский святитель-подвижник и наставник духовной жизни св. Тихон Задонский в своих дивных богомудрых творениях постоянно внушает нам необходимость непрестанной мольбы ко Господу о спасении и помиловании. Яркий образ нашего положения в этом неверном мире, который употребляет он для того, чтобы сильнее и убедительнее представить нам, в какой большой опасности погибнуть мы находимся, особенно любит другой наш великий наставник христианского благочестия Епископ Феофан, Вышенский Затворник, часто приводя его в своих словах и письменных творениях: «Над тобою – меч правды, готовый поразить тебя, под тобою – ад, готовый поглотить тебя, впереди – смерть, позади – множество грехов, по правую и левую сторону – толпы злобных врагов... Тебе ли быть в беспечности?»   («Путь ко спасению») Вот это сознание опасности своего положения и надо постоянно оживлять и возгревать в своей душе, памятуя слова Апостола:  «Яко сопостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити»   ( 1Петр. 5, 8 ). Но в переживаемое нами время «житейское море» разбушевалось, как никогда прежде. И все сколько-нибудь разумные и чуткие люди это понимают и чувствуют. Ведь то, что сейчас творится, начиная с нашей несчастной Родины, попавшей в когти неистовых богоборцев и человеконенавистников, для которых нет ничего святого, и кончая странами так называемого будто бы «свободного мира», где свыше оказывается покровительство тому же воинствующему безбожию и остается безнаказанным всякое самое гнусное и мерзкое преступление против веры и нравственности, честному человеку нет места и где благодушествуют только проходимцы и всякого рода преступные типы, – описать этого невозможно никакими словами. Ведь дело дошло до такого безчиния, что честные люди не только не имеют никакой защиты и поддержки от так называемых «властей», а наоборот – их еще судят за то, что они осмеливаются оказывать сопротивление нападающим на них преступникам. И все это прикрывается какой-то видимостью «законности», какой-то «конституцией»!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Безусловно правильным, соответствующим природе человека, по учению святителя, нужно считать только религиозно-нравственное воспитание, а развитие духа церковности лучшим средством к тому. «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди его, ради тишины и теплоты не могут лучше напечатлеться в сердце. Церковь , духовное пение, иконы – первые, изящнейшие предметы по содержанию и по силе» 16 . Подобными возвышенными взглядами Преосв. Феофан руководился в своей педагогической практике. По воспоминаниям лиц, знавших его инспекторскую службу в Новгородской семинарии, последняя представляется в следующем виде. Молодой инок, убежденный, что православная Церковь со своими возвышенными и умилительными священнодействиями есть лучшая воспитательница, старался держать духовное юношество вблизи Церкви и под ее благодатным влиянием. Он неопустительно присутствовал на домашних молитвах учеников, в праздничные дни совершал богослужение, причем своей горячей молитвой и проповедью слова Божия располагал их к храму и воспитывал любовь к богослужению. Он нередко беседовал с юношами о правильном удовлетворении телесных потребностей, а чаще всего о душе, как ее поставить в общение с Богом и сохранить чистоту совести и сердца. Для духовного развития настоятельно рекомендовал чтение нравственно-религиозных книг, особенно слова Божия и творений свв. Отцов с назидательными жизнеописаниями их. Из светской литературы указывал только на книги с добрым нравственным направлением, не противные христианству. Чтобы разумно наполнить досуг воспитанников и предохранить от праздности, инспектор располагал их к физическим трудам – к столярному и переплетному ремеслу, а также к занятиям живописью. Последнюю он сам особенно любил и был довольно искусным художником. В летнее время иногда предпринимал с юношами продолжительные загородные прогулки с целью физического освежения от утомительных умственных занятий и предоставления им здоровых и невинных развлечений 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010