И здесь важно отметить, что духовное делание, постоянную молитву и строгий пост он сочетал с научной работой и пасторским трудом. Нет ни одного жанра и вида богословской литературы, в котором бы не проявил себя Затворник Вышенский. Это и догматические произведения, и работы по аскетике, и агиология, и проповедь, и переводы древних отцов Церкви, и богатое по содержанию эпистолярное наследие. Несмотря на широкий диапазон литературного творчества и тематическое разнообразие, святитель Феофан всегда излагал свои взгляды и высказывал суждения в духе святоотеческой традиции, и потому труды его нельзя искусственным путем разделить на отдельные области богословской науки, как это принято в академическом богословии. Они соединяют в себе все богатство святоотеческого опыта. Самое же главное заключается в том, что богословие святителя Феофана подчинено одной цели широкой проповеди христианской жизни, научению спасительному пути, ведущему человека в Царствие Небесное. Во-вторых, основную часть произведений святителя составляют произведения духовно-нравственного и духовно-просветительского характера, предназначенные, в первую очередь, для ищущего человека, в том числе и для людей с секулярным сознанием, но задумывающихся о смысле жизни. Нужно сказать, что уже во времена святителя Феофана равнодушие к Богу и Церкви или даже совершенное оставление Бога и равнодушие к своей духовной жизни было характерно для большинства представителей образованного класса России. Что же говорить о наших днях? Поэтому творения святителя Феофана как никогда актуальны сегодня. Среди всех произведений отечественных отцов и подвижников благочестия творения святителя Феофана наиболее активно способствуют обращению наших современников к вере во Христа и являются важнейшим побудительным стимулом к началу духовной жизни. Святитель Феофан оставил самое богатое творческое наследие из всех русских духовных писателей XIX века. Его наследие до настоящего времени по большей части остается неизученным, а во многом даже неисследованным, неоткрытым.

http://patriarchia.ru/db/text/1618389.ht...

Между тем, возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и проф. П.С. Авсеневу (будущему архим. Феофану) 5 . Выходцем отсюда был и свт. Феофан: в частности, он слушал лекции Петра Семеновича по психологии. В связи со сказанным возникает вопрос: в какой мере антропологические взгляды Вышенского Затворника определяются идеями П.С. Авсенева и свт. Иннокентия? 2 Для свт. Иннокентия учение о человеке имеет особое значение, поскольку через него «можно удобнее приобрести познание о Боге и тварях» 6 . Так, например, свои тезисы о религии святитель выводит из учения о человеке 7 . Само это учение богослов формулирует на основании Священного Писания и святоотеческого учения, соединяя их с умственными построениями с использованием концепций светской философии и психологии 8 . Свт. Иннокентий придерживается дихотомической схемы устройства человеческой природы. Слово «дух» свт. Иннокентием часто используется как обозначение высшей части души, которая является образом Божиим: «Бог похож на дух наш», который одарен умом и волею 9 . Здесь обращает на себя внимание отсутствие стороны чувственной, которую святитель относит к низшей части. В этой связи кажется вполне закономерным, что сердце в святоотеческом смысле, как некоторый центр духовной жизни 10 , свт. Иннокентий часто связывает не с низшей чувствующей силой 11 , а с высшей частью души: с совестью 12 , волей 13 или лицом человека 14 . В познавательной силе свт. Иннокентий различает рассудок и ум, а желательную силу сводит к воле, которая всему в душе дает направление и, являясь «главной пружиной души», оказывается важнее других сил. Воля обладает качеством свободы 15 , а также осуществляет «разбирательство, суд» 16 , что представляет собой функцию совести. С другой стороны, совесть есть «сознание, участие наше в знании божественном»: она «сознает закон», мысли и действия, а также их взаимное отношение. Таким образом, ум «как бы дает воле нечто»: «приложенный к деятельности», он «становится совестью». Наконец, «нечто дает» и чувство, поскольку совесть есть не только сознание, но и «соощущение» 17 . Таким образом, хотя совесть относится к области воли, но в ней некоторым образом присутствует деятельность ума и чувств. Совесть обладает свободой: будучи «приемником» действия возрождения, она же принимает решение «отвергать или не отвергать действия Духа» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Мы славим первоверховных апостолов за великие подвиги, которые они совершили. Мы прославляем святого апостола Петра как камень веры, как человека, который от самого начала и до самого конца был предал Господу Иисусу Христу. И хотя в тяжелые дни испытания он отрекся от Господа, свое отречение он искупил подвигом всей последующей жизни. А апостола Павла мы прославляем как человека, который заложил основы христианского богословия. Мы читаем его послания в Новом Завете. Они не очень просты для понимания, и уже апостол Петр говорил, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то, что некоторые извращают к собственной погибели. Но в наши дни, помимо самих этих посланий, есть многие толкования, которые облегчают нам понимание того, что говорил апостол Павел. Толкования на послания апостола Павла написал, в том числе, святитель Феофан Затворник, Вышенский, чью память мы сегодня совершаем по старому стилю. Святитель Феофан в свою эпоху был человеком, который очень тщательно и очень последовательно изучал Священное Писание. Он не только прочитал, но и истолковал все без исключения послания апостола Павла. Если мы хотим понять, что говорил апостол, что он имел ввиду, то можем обращаться к этим замечательным толкованиям, которые раскрывают для нас смысл апостольских слов. Будем обращаться к наследию святых апостолов и просить у них вразумления, дабы всем нам понимать, Кто такой Иисус Христос, зачем Он пришел в этот мир, а самое главное — для чего Он нужен нам. Оба первоверховных апостола так же, как и другие апостолы и святые отцы и учители Церкви, научили нас, что Господь Иисус Христос есть Бог воплотившийся. Это Бог, Который стал человеком, Он пришел для того, чтобы жить с нами и жить в нас. И всякий раз, когда мы приходим в храм Божий на Божественную литургию, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Сам Господь Иисус Христос невидимо, но ощутимо входит в наше тело, Его кровь становится нашей кровью, а Его Тело становится частью нашего тела. И Господь изнутри просвещает нас Своей благодатью, помогает нам идти по жизни, нести крест, который Он на нас возложил, и безропотно переносить страдания и испытания, которые выпадают на нашу долю.

http://patriarchia.ru/db/text/5462509.ht...

Повинуясь внутреннему сердечному своему влечению, а лучше сказать, велению Духа, еп. Феофан удалился с Владимирской кафедры в Вышенскую пустынь Тамбовской губ. на покой, а затем и в затвор, в котором пребывал в течение 25 лет до самой своей смерти. Благодаря этому затворничеству, святитель сделался духовным руководителем всей верующей России. Кто только не обращался к затворнику со своими скорбями и недоумениями?! С каждой почтой еп. Феофану доставлялась груда писем и телеграмм с просьбами о молитве или за разрешением жизненно-практических, духовных или богословских вопросов. Какова была эта переписка святителя и как много людей он духовно окормлял, об этом свидетельствуют десять томов его писем к разным лицам. Какие перлы благодатной духовной мудрости содержат в себе письма еп. Феофана, об этом в особенности свидетельствует его книга: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Она есть ничто иное, как сборник писем еп. Феофана к одной образованной великосветской девице, которая находилась в переписке с затворником и впоследствии приняла монашество. И не только духовное руководство еп. Феофана было плодом его затворничества. Благодаря последнему, он обогатил Православную Церковь своими дивными научно-богословскими сочинениями. Среди них особенно известны: «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения» и истолкование почти всех посланий Ап. Павла. Это истолкование представляет собою выдающийся по ученой эрудиции и знанию языков многолетний труд, проникнутый святоотеческим разумом и равного которому нет в русской богословской литературе. Нельзя обойти молчанием и толкования еп. Феофаном 118-го псалма, в котором так дивно раскрыта вся наша благодатная христианская жизнь. Великую спасительную ценность представляет собою ученый богословский труд еп. Феофана по переводу с греческого языка на русский пяти огромных томов Добротолюбия . В нем излагается догматическое и нравственно-аскетическое учение св. отцов-подвижников. В Добротолюбии мы найдем все, что по преимуществу нам нужно знать для нашего спасения, ибо оно обучает нас молитве и всей благодатной духовной жизни. Какое великое значение для нас имеет Добротолюбие, об этом свидетельствует сам еп. Феофан. По его словам, если мы будем читать только три книги: Библию, Добротолюбие и Четьи-Минеи 116 , то этого будет вполне достаточно для обучения нас делу спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894), был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. Собранные в настоящем сборнике поучения посвящены духовному деланию православного христианина, идущего по пути спасения. Два слова о святом таинстве крещения 1 Святой апостол Павел, рассуждая о святом таинстве крещения, сокровенную силу его сравнивает с смертию и воскресением Господа. Погружаясь, говорит, в купель, мы умираем; выходя из купели, воскресаем. Умираем в купели для жизни плотской и греховной, а воскресаем из купели для жизни духовной, святой, богоугодной. Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы в обновлении жизни ходити начнем… ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху (Рим. 6, 3, 4, 6). Так, как светел воскресший Господь,- так светло бывает естество наше, обновляясь в бане пакибытия благодатию Святаго Духа. Но не подумаем, братия, что тут производит одна благодать, и производит только внешно или как-нибудь механически. Нет. Спасительное действие ее совершается незримо - внутри. Наитствующая в крещении благодать Духа запечатлевает собою ряд внутренних изменений сердца и движений духа и из них образует нового в нас, потаенного сердца человека. Почему святой апостол Петр крещение именует совести благи вопрошением у Бога, образованием особенного, благодатию крепкого нравственного характера. Что и как здесь бывает и быть должно, я поясню вам несколькими мыслями. Всемилостивый Господь, сотворив человека по образу и по подобию Своему, указал ему тем последнюю цель в внутреннейшем общении с Собою, оградив ее известными, подручными человеку условиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Святитель Феофан ушел из мира, со святительской кафедры не потому, что не любил людей и тяготился епископскими обязанностями, а потому, что хотел послужить Богу сугубыми, особенными трудами. Как из маленьких узелков плетутся монашеские четки, по которым совершается Иисусова молитва – грозное орудие против врага нашего спасения, так и Феофан Затворник , по крупицам собрав книжные знания, в тишине Вышенского затвора написал многие творения, указав всем ищущим путь ко Христу – путь ко спасению. Будущий святитель родился вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года , когда во всех городах и весях русские люди праздновали победу над Наполеоновскими полчищами, восстанавливали разрушенные дома и селения, слагали патриотические песни о величии ратного подвига русского воинства. В это время в Елецком уезде Орловского края, в селе Чернавске (совр. Чернава), жила семья молодого священника Василия Тимофеевича Говорова. Отец Василий был человеком прямым и открытым, добросердечным и гостеприимным. Его отличали особая внимательность и любовь к ближним, а также способность умирять любые ссоры. Он очень любил церковные службы и так часто бывал в своем храме, что родные и близкие говорили о нем: «Наш батюшка из епитрахили не выходит». Татьяна Ивановна, мать будущего святителя, имела тихий кроткий нрав и любвеобильное сердце. Особую сострадательность проявляла она к больным и нищим, и никто из них не отходил от нее, не получив помощи. По воспоминаниям родственников, Говоровы вполне оправдывали свою фамилию: они действительно были большие «говоруны» – любили собираться всей немалой семьей, приглашать родственников и знакомых и вести долгие, задушевные разговоры… Егорушка родился 10 января 1815 года и был пя­тым ребенком в семье. Мать нежно ласкала и кре­стила новорожденного крошку, когда в комнату за­шел отец. – А! И детвора тут! – весело сказал он, увидев Любу с маленьким Сеней. – Ну, Таня, поправляйся, спасибо за сынка! Дай Бог ему только разум и доброе сердце – с ними век не пропадешь. Ну-ка, Егорушка, поди к отцу!

http://pravoslavie.ru/67784.html

Еще одна особенность подхода к работе над «Летописью…» — постоянный обмен в рамках научных конференций результатами поиска и исследования новых источников о жизни и деятельности святителя, изучения его творений и эпистолярного наследия. Научно-практические конференции, посвященные жизни и творчеству святителя Феофана, дают возможность исследователям — молодым специалистам и признанным ученым из светских и духовных учебных заведений — поделиться своими открытиями и узнать о новых изысканиях в области феофановедения. Так, в начале 2020 года на очередной Феофановской конференции прозвучал доклад главного хранителя фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки Дмитрия Чудинова о ранее неизвестном письме вышенского затворника святителю Филарету (Дроздову), датированном 27 июля 1867 года. — Вы упоминали о новых источниках. Уникальные документы можно найти и на страницах 4-го тома «Летописи…»? — Да, в нем есть немало нового. Особенно это касается эпистолярного наследия святителя ­Феофана: многие письма, вошедшие в 4-й том «Летописи…», до недавнего времени оставались неизвестными. Прежде всего, это корреспонденция, хранившаяся в фонде святителя Феофана в архиве Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Особенно содержательна переписка святителя с афонскими издателями его творений. Она раскрывает малоизвестные подробности его работы над различными сочинениями, содержит информацию о причинах и целях их написания, позволяет применять принцип историзма в изучении творчества святого. В этой переписке встречаются как сугубо технические вопросы издания того или иного труда (финансирование, корректура или формат выпускаемой книги), так и размышления о его пользе для духовной жизни. Например, советуя напечатать «Псалтирь святого Ефрема Сирина», святитель Феофан подчеркивает, что никто не умеет так расшевелить заснувшую душу, как этот святой. К интересным находкам относятся письма, поступавшие вышенскому затворнику в связи с публикацией его брошюры «Душа и Ангел — не тело, а дух». В этом сочинении он опровергает мысль, высказанную другим духовным писателем того времени святителем Игнатием (Брянчаниновым) в «Слове о смерти» и в Приложении к нему. В 4-м томе опубликованы письма святителю Феофану от почитателей творчества святителя Игнатия — игумена Антония (Бочкова) и полковника С.А. Первухина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5748451...

Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него дошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для сего. Все сие и есть воплощенное домостроительство». После приветственной части прошла «Секция добрых дел». Часть докладчиков приняли участие в мероприятии в онлайн-режиме. Проректор Ярославской духовной семинарии Андрей Шустров выступил по видеосвязи с сообщением «Духовная жизнь человека: святитель Феофан Затворник и традиция святых отцов». Докладчик подчеркнул, что, по мысли святителя Феофана, человек здоров только в общении с Богом — «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Человек потерял свою человечность, отпав от Бога. Затворник Вышенский считал главными врагами духовной жизни рассеянность, пристрастие и многозаботливость.  Доцент кафедры миссиологии ПСТГУ Татьяна Рязанова выступила по видеосвязи с сообщением «О соотношении состояния собранности по святителю Феофану и диалектического принципа вненаходимости», во многом опираясь на труды российского православного психолога Тамары Флоренской (1936-1999). Докладчица подчеркнула, что правильное устроение человека выражается в главенстве духовного начала. Гости из Хабаровска — заместитель председателя Дальневосточного центра социально-культурных инициатив кандидат медицинских наук Наталья Посвалюк и старший преподаватель кафедры филологии и общенаучных дисциплин Хабаровской духовной семинарии Ольга Косенюк — выступили онлайн с двумя сообщениями. Первое — «Психосоциальное сопровождение пожилых людей, переживающих экзистенциальный кризис (на примере деятельности геронтологического клуба " Оптимист " )». В нем шла речь об организации клуба для пожилых людей, куда стали приходить заинтересованные люди, осуществляться психологическая помощь. Участники клуба, получив возможность полноценного общения, раскрывали свои таланты - многие пишут стихи, прозу, занимаются различными исследованиями, появились возможности для публикации.

http://patriarchia.ru/db/text/5893831.ht...

Постоянным адресатом святителя на протяжении нескольких лет был и валаамский старец схимонах Агапий (Молодяшин; 1837–1905). Он родился в крестьянской семье и с двадцати двух лет подвизался в Валаамском монастыре. Подвиг Иисусовой молитвы он проходил под руководством преподобного Антипы Афонского . Вскоре после облечения в схиму старец Агапий был назначен духовником братии. После блаженной кончины наставника в 1882 г. он обращался за духовным советом к епископу Феофану Затворнику. Краткое, но ёмкое по содержанию письмо святителя от 7 августа 1884 г. посвящено молитвенному деланию. Также внимал духовным советам Феофана Затворника преподобный Герман (Гомзин, 1844–1923). Монашеский путь будущего устроителя зосимовской школы старчества начался в 1868 г. с поступления в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. В конце 1886 г., будучи иеромонахом, он обратился за духовным руководством к затворнику Вышенскому. В первом письме отец Герман сообщает, что прежде он в течение десяти лет жил под старческим руководством, но после смерти духовного наставника утратил молитвенное трезвение, и просит святителя Феофана научить его, как избежать пристрастия к миру и всей душой прилепиться к Богу. Результатом его просьбы стали более двух десятков писем святителя , последнее из которых он написал за два с небольшим месяца до своей кончины, 1 ноября 1893 г. К тому времени иеромонах Герман уже более полутора лет был духовником братии Черниговско-Гефсиманского скита по благословению епископа Феофана. Основным предметом их семилетней переписки является умное делание. К этой же теме обращается святитель Феофан в письмах к настоятелям Задонского и Свирского монастырей — архимандриту Димитрию и архимандриту Агафангелу. Архимандрит Димитрий (Григорьев, 1793–1882) происходил из дворянского рода. Оставив в сорок два года армейскую службу и желая посвятить остаток жизни Богу, он наделил землёй крепостных, дал им вольную и стал послушником Малоярославецкого Никольского монастыря Калужской епархии. Пройдя школу монашества в нескольких монастырях, архимандрит Димитрий последние двадцать два года своей жизни был настоятелем Задонского Богородицкого монастыря. На второй год его настоятельства состоялось открытие мощей святителя Тихона Задонского. Письмо святителя Феофана от 22 января 1879 г. содержит ответы на вопросы архимандрита Димитрия.

http://bogoslov.ru/article/6177494

15 . Душеполезные поучения: [грехопадение, отпадение от Бога и ропот на него, враг рода человеческого и борьба с ним и др.]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2007. – 32 с. (О) 16 . Душеполезные поучения: [неверие, леность, уныние и др.]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2007. – 32 с. (О) 17 . Душеполезные поучения: [обидчивость, гордость, самость и др.]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О) 18 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – Козельск: Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998. – 511 с.: портр. (Е) 19 . Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов. – Москва: Правило веры, 1997. – 631 с. (Е); То же. – Москва: Лепта Книга, 2011. – 491 с.: ил. – (Путь святости; вып. 14). (Р) 20 . Из писем святителя Феофана. – Москва: МП «Палея», 1991. – 91 с. (О) 21 . Истолкование молитвы Господней словами святых отцев. – Репр. воспр. изд. 1908 г. – [Б. м.]: Изд. Австрал.–Новозеланд. Епархии Рус. Православ. Церкви за границей, 1990. – 162 с. (Е) 22 . Как научиться молиться: советы святителя Феофана Затворника . – Москва: Отчий дом, 2003. – 158 с. (Е) 23 . Краткое руководство для обучающихся Иисусовой молитве: выдержки из творений и писем/святитель Феофан Затворник ; сост. иеромон. Феофан (В.И. Крюков). – Москва: [б.и.], 1998. – 64 с. (Е) 24 . Любовью назидая: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 668, с.: портр., факс. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). – Доп. тит. л. с вых. дан. ориг.: Москва: Тип. Ефимова, 1883; Москва: Типо-литогр. Ефимова, 1900. (Е, Р, Т) 25 . Мудрые советы святителя Феофана из Вышенского затвора: с приложением Симфонии по письмам святителя/сост. прот. Алексий Бобров. – Москва: Правило веры, 1998. – 700 с.: портр. (Е) 26 . Мысли на каждый день года: по церковным чтениям из Слова Божия. – Репр. изд. – Москва: Сретен. монастырь: Правило веры, 1995. – 369 с. (Е)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010