Статья Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, известен в христианском мире прежде всего как духовный писатель и публицист, переводчик святоотеческого учения и толкователь Священного Писания . В его учении о спасении самое пристальное внимание уделяется обращению от жизни по стихиям мира к духовной жизни по Христу (Кол. 2, 8). Эпистолярное наследие двух десятилетий, проведённых святителем в полном затворе, характеризует его и как наставника в Иисусовой молитве. Тонкий знаток святоотеческого учения об умном делании, исполнявший его на практике, святитель Феофан не мог оставить без наставлений тех, кто проходил подвиг православной исихии. По этому критерию из десятков адресатов святителя можно выделить восемь человек. К моменту начала переписки с Вышенским затворником семеро из них уже выбрали монашеский путь, однако в творении Иисусовой молитвы достигли разной степени опытности. Одним из них был игумен Тихон (Ципляковский, 1841–1896) , которого многое связывало с епископом Феофаном. Как и последний, Иаков Ципляковский был сыном священника, особо почитал святителя Тихона Задонского, в честь которого получил имя при монашеском постриге. Также отец Тихон совершил паломничество на Святую Землю и был автором книг и журнальных публикаций. Детство и юность игумена Тихона прошли вблизи Вышенской пустыни, в которую он поступил в возрасте двадцати трёх лет, после обучения в семинарии. Летом 1866 г. он был рукоположен во иеродиакона, а святитель Феофан навсегда поселился в Вышенской пустыни. Через два года отец Тихон был переведен на другое место служения и стал иеромонахом. В течение последующих восемнадцати лет он посетил Афон и Святую Землю, был настоятелем в двух монастырях. Все эти годы иеромонах поддерживал переписку с епископом Феофаном: одно из писем святителя, от 29 сентября 1874 г., полностью посвящено Иисусовой молитве. После увольнения на покой в 1886 г. игумен Тихон поселился в родной обители и вёл уединенный образ жизни. Святитель Феофан избрал игумена Тихона своим духовником.

http://bogoslov.ru/article/6177494

Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах — сначала в Тамбове и затем во Владимире — были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых. Он неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения; часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении. Всегда ласковый, приветливый, он со всеми — какого бы сана, положения и возраста кто ни был — обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью. Если же по справедливости ему, как епархиальному начальнику, нужно было наказать кого-то выговором, то он поручал это сделать ключарю собора, как бы боясь нарушить тот закон любви, которым он неуклонно руководился в своей жизни и пастырской деятельности. Служение Преосвященного Феофана в святительском сане, благодаря высоким личным качествам, обещало дать много добрых плодов Святой Церкви. Но ему, как епархиальному архиерею, неизбежно приходилось заниматься совсем не сродными его сердцу делами. Поэтому всё сильнее и настойчивее стала утверждаться в нём мысль об удалении на покой от дел епархиального управления и об избрании для себя такого места жительства, где бы он беспрепятственно мог отдаться молитве и богомыслию. Ещё в бытность свою на Тамбовской кафедре он облюбовал себе такое место — Вышенскую пустынь, о которой не раз говаривал: «Нет места лучше, как Выша». Сюда-то и устремилась мысль святителя, когда он задумал окончательно удалиться от многих не близких его созерцательной душе обязанностей по епархиальному управлению. Когда в 1866 году в Синоде было получено от Преосвященного прошение об увольнении «на покой» простым иноком в Вышенскую пустынь, присутствующие члены Синода невольно пришли в недоумение и, не зная, как поступить с этой просьбой, прежде всего просили первенствующего члена Синода митрополита Исидора частно переписаться с просителем и узнать, что заставляет его принять такое решение.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

В первое же время пребывания своего в пустыни преосвященный Феофан говорил игумену Аркадию: «Я намерен испытать себя в подвигах иночества; буду ежедневно ходить в церковь ко всем братским службам, а потом скажу, что со мною». Пять месяцев продолжалось это испытание. По воспоминаниям братии, «придет он, бывало, в церковь, сотворит уставные поклоны, станет в алтаре на определенном месте в струнку, “не распуская членов”, и начинает молиться. Он творит то редкие поясные поклоны, касаясь рукою пола, то вдруг зачастит, делая обыкновенные малые поклоны, то совсем прекратит те и другие». Все это он совершал благоговейно, сосредоточенно и большею частию с закрытыми глазами, что, по его собственным словам, «способствовало собранности всех чувств, внутрь пребыванию; стоянию умом и сердцем пред Господом». В таком состоянии молитвенного безмолвия Владыка оставался иногда подолгу, и только непрестанное перебирание четок свидетельствовало, что он умно не переставал произносить слова молитвы Иисусовой и в это время». Вышенский монастырь. Рис. Л.А.Вороновой      Первоначально святитель Феофан поселился в настоятельских кельях, однако помещение это оказалось очень тесным из-за его обширной библиотеки. Тогда настоятель Вышенской пустыни и одновременно ученик святителя о. Аркадий (Честонов) решил построить для него отдельные кельи. Зимой 1866 года он приступил к постройке над каменной просфорней второго деревянного этажа. Помещение для владыки Феофана вышло просторное и вполне удобное. Сначала святитель не уединялся полностью, но потом окончательно ушел в полный затвор, перестав принимать посетителей. В первое время затвора редко, в хорошую погоду весною и летом, святитель Феофан выходил погулять в лес. Такие прогулки чередовались с еще более редким катанием на лошади в легком экипаже в сопровождении келейника. Зимою и летом святитель ежедневно гулял по балкону, пристроенному к покоям с северной стороны. Этот балкон тянулся во всю длину здания и от посторонних глаз был защищен резною решеткой, выпиленной самим Затворником.

http://pravoslavie.ru/76612.html

29 июня 2002 г. мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм возобновленного Вышенского женского монастыря, где их встречал Патриарх Алексий II. 28 лет потребовалось, чтобы святитель Феофан смог снова вернуться под своды любимой обители, о которой говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное», «нет ничего на свете краше Вышенской пустыни». Вспомним, как частица мощей святителя Феофана Затворника в течение двух недель - с 6 по 20 августа 2011 г. - пребывала в Киево-Печерской лавре по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом «возвращении» и «посещении» был особый смысл, поскольку становление святителя как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители 170 лет назад по отличном окончании Орловской семинарии. Здесь он принял постриг в 1840 г. в дни празднования Покрова Богородицы с именем Феофан, что значит «Богом явленный», получив небесным покровителем преподобного Феофана, исповедника Сигрианского. Тогда Киевским митрополитом был Филарет (Амфитеатров). Монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, сопровождавшая вышенские святыни по Украине, сотрудница музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, который некогда служил келией затворнику, рассказала, что ковчежец с частицей мощей свт. Феофана и Вышенская икона Пресвятой Богородицы Казанской посетили города, в которых святитель нес послушание и к которым имел биографическое отношение: сначала Тамбов и Владимир (Россия), а после Киева - Донецк , Запорожье, Тернополь, Почаев и Винницу. Будущий святитель родился в семье священника Василия Говорова в с. Чернавское Орловской губернии, при крещении был назван Георгием. Кроме него, у Василия Тимофеевича и его супруги Татианы Ивановны были еще три сына и три дочери. Учился мальчик сначала в Ливнах, затем в Орле, был направлен в Киевскую духовную академию, где сблизился со слушателем-курянином Михаилом Булгаковым, впоследствии также известным русским духовным просветителем. В 1841 г. оба приняли монашеский постриг - с именами Феофан и Макарий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В святоотеческой традиции среди таинств Церкви Святое Причастие занимает особое место и именуется таинством таинств. В жизни святителя Феофана Затворника при всех многообразных видах его деланий на ниве Христовой особое место занимало служение Божественной литургии и учение о ней. Родившись в семье священника и с юных лет помогая отцу в алтаре, он никогда не разлучался с Чашей Жизни, почерпая от Нее благодатное просвещение и залог спасения в Вечности. По причащении своему духовному чаду свт. Феофан писал: «Прияли вы Господа: Он один да исполняет сердце ваше так, чтобы там уже не оставалось места ни для какой твари. Господь близ! Если будете к Нему воздыхать, то никакой нужды духовной не встретите – непреодолимой и неудовлетворимой» 88–89]. Оказавшись по определению священноначалия на послушании на Святой Земле и в Константинополе, будущий святитель получил возможность изучить в подлинниках сокровища византийской святоотеческой письменности. Он утвердился в том, что традиция в отношении Евхаристии представлена вовсе не современной ему российской практикой, а словом и опытом православного Востока. «На Востоке христиане часто причащаются, не в одни великие посты, но и кроме их. Первоначально же в Церкви Христовой за всякой литургией все причащались» с. 491]. Вот как святитель Феофан представляет в своей переписке евхаристическую практику «золотого века» православного богословия: «Еще во время св. Василия Великого одна барыня спрашивала его, можно ли часто причащаться и как часто? Он отвечал, что не только можно, но и должно; а на то, как часто, сказал: «мы причащаемся четыре раза в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресенье». Мы – это разумеются все кесарийцы, ибо вопрос касался не священнодействующих, а мирян. Сказав так той вопрошавшей, он не определил ей числа, сколько раз причащаться, а только пример показал, оставив ей на свободу делать, как сможет, оставив, однако ж, в силе внушение, что причащаться надо часто» с. 491–492]. Как известно, святитель Феофан тесно сотрудничал с издательством Свято-Пантелеимонова монастыря, будучи одного духа с афонскими делателями непрестанной молитвы и наставниками благочестия. В неизменной практике афонских монастырей, берущей свое начало в первом тысячелетии от Рождества Христова и продолжающейся поныне, всегдашнее приобщение Тела и Крови Господних – вседневное торжество пребывания в родстве с Пресвятой Богородицей, первым уделом Которой и почитается Святая Гора Афон. Вот что Вышенский Затворник говорит о близости к Пречистой Деве, которая достижима через Святое Причастие: «В Благовещении положено начало Таинству Евхаристии. Плоть и Кровь Господа Спасителя истканы, как боголепная одежда, из кровей Приснодевы. Как во св. Причастии мы питаемся теми же Плотью и Кровью, и Господь удостаивает назвать нас братией Своей, то посему Владычица Богородица есть и нам Матерь не мысленно, а существенно» с. 136].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Многие выявленные архивные документы не отвечают формату летописного изложения и ждут своей публикации или отдельного исследования. Новые источники позволяют уточнить даты и обстоятельства известных событий в биографии святителя, а также узнать о новых аспектах его повседневной жизни в Вышенской пустыни: о том, как складывались его отношения с монастырской братией, о его заботах по постройке «флигеля», в котором святой пребывал в затворе последние 20 лет жизни, о том, как он общался с внешним миром, находясь в полном затворе. Вообще, формат летописи очень удобен для планомерного изучения биографии и личности человека: можно вникнуть в ход его мыслей, проследить за формированием идей, увидеть не только отдельные яркие эпизоды, а целостную картину его жизни. — Известно, что святитель Феофан вел обширную частную переписку, особенно пребывая на покое. Что по ней можно сказать о сфере интересов святого? — Прежде всего, переписка стала для святителя неотъемлемой частью попечения о спасении душ его современников. За духовным советом к нему обращались самые разные люди — он никому не отказывал. В ходе работы над «Летописью…» были изучены новые, прежде неизвестные письма святителя. Значительный объем корреспонденции святого адресован его родственникам. Эта часть его эпистолярного наследия характеризует епископа Феофана как человека, неравнодушного к судьбе своих родных, принимавшего деятельное участие в их жизни. Внутрицерковные, общественные и политические события также интересовали святителя Феофана, например Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Не оставил святителя равнодушным и рассматриваемый Синодом в 1870-х годах проект об изменении духовного суда. Подчинение его компетенции светскому судопроизводству епископ Феофан считал вредным для Церкви предложением. Письма святого, впервые размещенные в хронологическом порядке, дают возможность составить единую картину его богословских и пастырских трудов в вышенском уединении. «Не выносить наружу, что бывает дома» — Какие наставления дает святитель Феофан в упомянутых письмах?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5748451...

Понимая, например, необходимость разговаривать с миром на его языке, святитель Феофан интересовался развитием светских наук, о чем свидетельствуют книги из его библиотеки, среди авторов которых историк С. М. Соловьев , философ И. Г. Фихте, эволюционист Ч. Р. Дарвин. Неудивительно, что в разъяснении законов незримого духовного мира он иногда прибегал к аналогиям из естественнонаучных дисциплин. Так, святитель пишет: «Как капля воды составляется из частей кислорода и водорода переходом сквозь них искры электрической, так и вера в первый раз рождается таинственным некоторым прикосновением Господа к сердцу» c. 496]. Для того, чтобы в полной мере понимать наследие святителя Феофана, надо знать православную культуру, основанную на Священном Писании и укорененную в восточно-христианском вероучении. Епископ аскет считал необходимым настолько глубокое усвоение умом истин веры, чтобы они «составляли его существо» c. 232]. В письмах он неоднократно советует с этой целью ежедневно читать духовные книги, особенно Евангелие Это способствует воцарению Господа в уме человека, «когда ум чрез покорность вере, усвоив себе все, сообщенное нам в Святом Откровении, …о всем сущем и бывающем судит по Богу» c. 190] Очевидно, описанное святителем состояние было присуще ему самому. Будучи ученым богословом, преподавателем духовных школ, архипастырем и аскетом, он не только хорошо знал Священное Писание и вероучительные книги, но и «всегда проникался их духом, претворяя в жизнь почерпнутые истины. Это давало ему право и возможность естественно, свободно цитировать Священное Писание» Неслучайно оно является основной канвой его проповедей, писем и литературных трудов. Еще в конце XIX в. отмечалось, что «Слово Божие настолько срослось со стилем и образом мысли Феофана Затворника , и этот синтез настолько гармоничен и целостен, что для читающего порой представляется невозможным отделить собственные мысли и слова святителя от слов Библии » Творения Вышенского Затворника пронизаны не только прямым и косвенным цитированием, отсылками и пересказом строк Священного Писания , но и мыслями святых отцов Церкви, чье дело продолжал святитель Феофан, наставляя свою паству на пути спасения, и аскетическими писаниями. Его знакомство с наставлениями подвижников древности было далеко не формальным. Он много сделал, чтобы прочесть их в оригинале, усвоить их на практике и уже после этого передать своему читателю путем интертекстуализации.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В декабре 1851 иеромонах Феофан сообщал, подразумевая под «нашими» представителей Иерусалимского Патриархата: «Между нашими и армянами разлад. Подрались гефсиманские канделайты (возжигатели свечей –  прим. авт.). И еще: в Вифлееме склали где-то стену наши. Армяне с католиками восстали и довели до того, что ее разорили» . За весь период отсутствия архимандрита Порфирия в Иерусалиме протестантское и католическое присутствие в Палестине заметно усилилось . Замещение главы миссии также возлагало на будущего святителя обязанности по внутреннему устроению и развитию миссии. В ноябре 1851 года иеромонах Феофан с радостью сообщал архимандриту Порфирию, что в монастыре Святой Екатерины были оборудованы палаты для оказания врачебной помощи паломникам. По тем временам это была настоящая «больница со всеми удобствами, на манер публичных. Чисто – и кровати с приборами, и пища, и лекарства» . За больными ухаживали несколько медсестер под руководством смотрительницы. Но из-за конфликтов с медиком вскоре это начинание расстроилось, и 18 декабря 1851 года иеромонах Феофан с горечью писал: «Больница, открытая было в Екатерининском, закрыта» . Одной из причин своего возвращения в Иерусалим архимандрит Порфирий считал необходимость возобновления больницы путем «сметливого уравновешения обязанностей местного врача и русских посиделок у одра болящих» . Другой важной причиной он считал продолжение устройства православного училища для арабских девушек в Иерусалиме. Эта школа была устроена по благословению Иерусалимского Патриарха, который определил наставницу для девушек, и при содействии Русской духовной миссии на пожертвования русского генерал-адъютанта Е.В. Путятина . По сообщениям иеромонаха Феофана, сначала школа не могла начать работу из-за отсутствия подготовленного помещения и болезни прибывшей в Иерусалим учительницы .  Когда же в январе 1852 года занятия начались с первыми девушками (их первоначально было примерно двенадцать человек), наставница проявила неуважение к традициям местных арабов, потребовав от учениц, «чтобы они ходили без покрывал своих обычных и в дороге, по улице» . Это нововведение отталкивало от учебы даже тех немногих, кто был настроен посещать русскую школу, и будущий святитель был вынужден прибегнуть к помощи русских дипломатов для разрешения возникшего конфликта, грозившего уничтожить благое начинание, тем более полезное «при возрастающих усилиях миссионеров католических и протестантских распространить и на девиц иерусалимских проселитическое свое воспитание» .

http://bogoslov.ru/article/5558532

В мемуарах архимандрита Порфирия неоднократно упоминаются богослужения, которые совершал иеромонах Феофан один или соборно с главой миссии и греческим духовенством. Так, 1 августа 1848 года иеромонах Феофан служил воскресную Литургию в Иерусалимском монастыре святой Екатерины «для русских черноризцев» , то есть монашествующих. В том же году 8 ноября, в престольный праздник — собор Архистратига Михаила — в Архангельском монастыре Иерусалима прошло соборное служение Божественной литургии, в котором приняли участие «Блаженнейший владыка [Патриарх Иерусалимский Кирилл], его наместник Мелетий, Газский архиепископ Филимон, архимандрит Порфирий, архимандрит Георгиевского монастыря Анания, иеромонах Феофан и арабский священник Михаил» . По воспоминаниям А.Н. Муравьева, посетившего Палестину зимой 1849-1850 года, духовенство Русской миссии принимало его в Иерусалиме в своей резиденции — «обители Архангелов» , неоднократно служило в храме Воскресения, на Святом Гробе и на Голгофе , сопровождало в Вифлеем, где он имел ранее недоступную ему возможность «слушать Литургию славянскую в вертепе Рождества» . Описывая поездку в Горнюю, «где с евангельской простотой впервые раскрылась миру тайна воплощения», Муравьев упоминает о том, как «русская братия воспела вдохновенную песнь, некогда здесь произнесенную устами Честнейшей Херувим» . Вместе с игуменом монастыря Саввы Освященного члены миссии сопутствовали А.Н. Муравьеву и в его путешествии к реке Иордан, где под открытым небом была отслужена Божественная литургия и чин великого освящения воды. Для этого игумен Саввинского монастыря «старец Иоасаф с иеромонахом русским Феофаном соорудили престол из принесенных столбцов и древесных ветвей, срубленных на месте; покрыв его зеленью трав, одели парчовой одеждой и положили сверху антиминс, данный им от наместника патриаршего, крест и Евангелие, с иконой Богоявления Господня» . Во время этой торжественной службы берега Иордана «впервые огласились нашими родными напевами» , — писал Муравьев святителю Филарету, митрополиту Московскому.

http://bogoslov.ru/article/5558528

Выразителями аскетической традиции Церкви стали православные подвижники, в том числе и подвизавшиеся на Руси (России). Среди наиболее ярких представителей отечественной аскетики XI–XIX веков были преподобные Антоний (†1073) и Феодосий (†1074) Киево-Печерские, Сергий Радонежский (†1392), Зосима (†1478) и Савватий Соловецкие (†1435), Нил Сорский (†1508) и Иосиф Волоцкий (†1515), Оптинские старцы, святители Феофан Затворник (Говоров; †1894) и Игнатий (Брянчанинов ; †1867), святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1909) и др. Все эти святые воплотили в своей жизни принципы и идеалы подвижничества, выработанные Вселенским Православием в первое тысячелетие ее истории, и дали свою интерпретацию аскетическому подвигу. Особое значение в изучении христианского подвижничества имеет аскетическая система святителя Феофана Затворника . Он дал первое изложение православной аскетики. Исследователь русской патрологии протоиерей Георгий Флоровский (†1979) отмечает, что святитель Феофан в своих произведениях всегда говорит «о душе, стоящей перед Богом, в сокрушении, и в покаянии, или в молитве» с. 391]. И по его заключению, он «не строил системы, ни догматической, ни нравоучительной. Он хотел только очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. И в этом его несравненное историческое значение» с. 192]. А архимандрит Георгий (Тертышников), изучавший наследие Вышенского подвижника, отмечает, что произведения святителя Феофана «преисполнены благодати Христовой, духовной силы, глубокой веры, горячего желания спасения каждому человеку» и «с психологической проникновенностью» освещают «основные этапы духовной жизни человека» с. 553–554]. Опытное познание христианского подвига и методов его совершения было основным в богословском творчестве и всей жизни святителя Феофана. Изучение и осмысление аскетической системы святителя Феофана актуально в наши дни, и не только по причине особенностей понимания им подвига, который в целом, независимо от характера его произведений, обращен к состоянию души человека и посвящен единому кругу вопросов, связанных со спасением, но и потому, что в наше время очень важно дать современному обществу изложение аскетического учения Церкви в доступной форме. Именно многочисленными своими произведениями «святитель Феофан открыл для многих христиан забытую сокровищницу учения церковного в которой неизменно хранится свет вечной Истины» с. 551].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010