Общие труды всех иконопочитателей привели к осуждению иконоборчества в 787 году на Седьмом Вселенском Соборе, созванном после кончины Льва Хазара в правление императора Константина Багрянородного и матери его св. Ирины. Утешительным для свят. Никифора был тот факт, что Собор состоялся в Никее – городе изгнания и кончины его отца, где и сам он провел детские годы. Будучи еще мирянином, свят. Никифор активно содействовал работе Собора. Ему было поручено говорить на Соборе слово от имени юного императора, что фактически определяло направленность Соборных решений. Через несколько лет, когда стала разгораться борьба между юным императором и его матерью, свят. Никифор оставил должность и двор и удалился в уединенную местность, расположенную недалеко от Константинополя. Там он, оставаясь мирянином, фактически жил иноческой жизнью и нес обязанности ктитора созданного им храма и монастыря. В 806 году, в царствование императора Никифора, свят. Никифор был возведен на Константинопольскую патриаршую кафедру. Непосредственно перед этим он был пострижен в монашество и возведен во все необходимые иерархические степени. Не просто складывались отношения между свят. Никифором и главой византийского монашества, преп. Феодором Студитом (о чем мы скажем подробнее в следующей главе). Но, когда в 813 году при императоре Льве Армянине начался второй этап иконоборчества, патриарх и студийский игумен уже стояли плечом к плечу в борьбе за святыя иконы. Как на первом этапе иконоборчества, так и теперь борьба между патриархом и императором некоторое время носила позиционный выжидательный характер. Обе стороны собирались с силами. В 814 году, по инициативе Льва Армянина, между иконоборцами и иконопочитателями состоялся показательный богословский диспут. Последних возглавляли свят. Никифор и преп. Феодор Студит . Накануне диспута все сторонники иконопочитания совершили всенощную в соборе Святой Софии и поклялись, что если понадобится, отдадут жизнь за святыя иконы. Диспут показал, что борьба предстоит трудная, ибо обе стороны настроены крайне решительно. Сразу же после диспута на сторонников иконопочитания посыпались репрессии. Свят. Никифору были вменены не столько преступления против веры, сколько административно-финансовые нарушения, по каковой причине он был вызван на суд императора и епископов-иконоборцев в марте 815 года. Свят. Никифор отказался идти на суд, аргументируя это тем, что судить его могут только собратья – православные патриархи. Кроме того, святитель был в это время серьезно болен и прикован к постели. Тогда суд постановил, что свят. Никифор должен быть лишен сана и анафематствован.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

20 марта 815 года тяжело больной свят. Никифор был выслан из Константинополя и отправлен в ссылку в монастырь. В том же году, вскоре после изгнания свят. Никифора и избрания 1 апреля лже-патриарха Феодота, состоялся новый иконоборческий Собор, отменивший решения Седьмого Вселенского Собора и восстановивший авторитет иконоборческого Собора 754 года. Иконопочитатели во главе с преп. Феодором Студитом не признали нового патриарха и решений Собора и продолжали считать законным первоиерархом Константинопольской Церкви свят. Никифора. В изгнании свят. Никифор продолжал богословскую борьбу с иконоборчеством. С воцарением в 820 году нового императора Михаила Травлоса, свят. Никифор в числе прочих иконопочитателей получил свободу. Но сам Михаил Травлос не был защитником икон; он повел компромиссную политику, и потому после смерти лже-патриарха Феодота патриарший престол занял епископ-иконоборец Антоний Силлейский, а не свят. Никифор. Последние годы своей жизни свят. Никифор провел в монастыре Св. великомуч. Феодора на острове Проконисе близ Константинополя. Там он и отошел ко Господу 2 июня, вероятно, в 828 году. После окончательного торжества иконопочитания на Соборе 842 года, мощи свят. Никифора 13 марта 846 года торжественно перенесли в столицу. Память свят. Никифора Исповедника, патриарха Константинопольского, совершается 13/26 марта и 2/15 июня. §2. Сочинения Свят. Никифор Исповедник был весьма плодовитым церковным писателем-богословом. Уже ближайшие современники свят. Никифора поражались широте охвата, глубине, выверенности его сочинений, а также стройности его стиля. Сочинения свят. Никифора можно разделить на догматико-полемические, канонические и исторические. Все догматическое творчество свят. Никифора связано с полемикой вокруг иконопочитания. К его догматико-полемическим сочинениям относятся: «Послание к папе Льву III» с исповеданием веры, в связи с напряженными отношениями Рима и Константинополя из-за иконоборческого вопроса; две «Апологии» и три «Антирретика», фундаментальные сочинения в защиту иконопочитания с опровержением доводов иконоборцев; и целый ряд небольших исследований в защиту иконопочитания. Догматико-полемические сочинения свят. Никифора богаты историческими сведениями. Считается, что антииконоборческие сочинения свят. Никифора Исповедника – самые лучшие из всех сочинений этого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Отметим, что в отличие от прп. Феодора, свт. Никифор, говоря о силе первообраза и образа, вообще о силе Божией предпочитает термин δνμις . Так в Первом опровержении святитель пишет о Христе: «Не сила плоти (δυνμει τς σαρκς) являет чудеса, а при посредстве неё всесильное действие (энергия. – В.Н. ) соединенного с нею Слова совершает их» . И несколько ниже: «Итак, ясно, что по телу Христос был описуем, чудеса же всюду творила необычайная и непобедимая сила (δναμις) Его имени» . Рассуждая о сочетании во Христе двух природ и двух энергий (действований) свт. Никифор пишет, что энергия Божия вечна и пребывает постоянно, но ее проявления различны, при этом не может быть так, что когда-то ее не было: «…Божественное действование [энергию. – В.Н. ] можно мыслить вечным, или скорее самодействованием, потому что сущность и действование не различаются, а подлежат одному и тому же определению ввиду особенности простого и бестелесного естества, которое во всем проявляет одно и то же, но только различно и, так сказать, неописуемо, а не так, чтобы прежде была возможность (δυνμει), а потом из возможности стало действие [энергия. – В.Н. ] (τ νργε κ το δυνμει)» . Свт. Никифор призывает различать как энергию (действие) Бога и человека, так и их силу: «Человеческое же действие не вечно, но конечно или лучше сказать – ограничено… Равно и сила ( δναμις) – двоякая: одна божественная вечная самосила (ατοδναμις), бесконечная сила (πειροδναμις) соответственно высшей степени величия и могущества. И вечная сила (δναμις) его , говорит апостол, и божество (Рим. 1:20). Сила же человеческая ограничена и немощна» . Святы не только иконы Спасителя и Его Пречистой Матери, но и ангелов и святых подвижников, и почитающие эти иконы исполняются благодатью, которую первообразы получают от Бога. Так в Третьем опровержении свт. Никифор утверждает, что «изображения святых и священных первообразов святы и священны» . А в Апологии он пишет: православные чтят иконы Христа и Богородицы. «Равным образом чтим иконы святых ангелов и всех прочих святых... Благочестиво почитаем память их и испрашиваем их предстательства, ибо они живут в Боге и действуют в Нем и по присущей им от Бога силе (δυνμει) и благодати могут оказывать покровительство и помощь прибегающим к ним и просящим их» . В другой главе святитель добавляет: «…честные изображения, которыми поддерживается памятование святых, священны , преполезны для почитающих святыни и исполняют их благодати подобно тому, как и нечистое наполняет нечистых скверною, ибо действие того и другого одинаково» .

http://bogoslov.ru/article/6193123

Если кто не ставит наряду с другими ересями ту ересь, которая неистовствует против священных изображений, тогда как она одинаково отлучает от Бога, но говорит, что общение с такими людьми безразлично, – тот еретик. Если кто, преувеличивая честь иконы Христовой, говорит, что не следует и приступать к ней, ибо она не приносит пользы тому, кто предварительно не очищен от всякого греха, – тот неразумен. Св. Никифор Константинопольский (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Святитель Никифор Исповедник (ок. 758–828 гг.), патриарх Константинопольский (806–815 гг.), родился в Константинополе в знатной семье. Его отец Феодор был императорским секретарем при Константине V, но попал в немилость из-за иконопочитания, был сослан вместе с семьей и остаток жизни провел в изгнании. Евдокия, мать Никифора, после смерти мужа вернулась с сыном в столицу и молодой человек, получивший хорошее образование, поступил на придворную службу в канцелярию, возможно, по протекции будущего патриарха Тарасия, преемником которого на Константинопольской кафедре Никифору суждено было стать, – св. Тарасий приходился ему дальним родственником, до патриаршества служил в императорской канцелярии и даже в какой-то момент занял там высший пост протоасикрита. После смерти императора Константина и воцарения его сына Льва IV отношение к иконопочитателям стало более мягким, и Никифор, обладая даром убеждения, обратил к иконопочитанию многих людей. Предположительно между 775 и 787 гг. он написал свой первый труд – «Краткую историю» 753 , охватывающую время с 602 г. (воцарение Фоки) по 769 г. (женитьба будущего императора Льва IV на Ирине). На VII Вселенском соборе Никифор присутствовал в качестве императорского представителя. После восстановления иконопочитания он некоторое время продолжал служить при дворе, однако в какой-то момент, задумавшись о суете мирской жизни – быть может, после свержения и ослепления императора Константина, – удалился из столицы и поселился на берегу Босфора, где в уединенном месте на горе основал монастырь. Там он вел подвижническую жизнь, еще не принимая пострига, с некоторыми единомудренными друзьями, изучал Священное Писание и творения отцов, не оставляя при этом и светских наук.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

22 Император греческий Никифор Фока, избранный вдовою Романа Феофаниею, хотел после сего второго брака взойти в алтарь, но патриарх не впустил его, доколе не исполнил эпитимии положенной на двоебрачных. В последствии, когда кознями той же Феофании, умерщвлен был император Никифор и Цимисхий избран на его место, Полиевкт не хотел венчать его на царство и даже впустить в церковь , доколе не совершил покаяния и не удостоверил святителя, что руки его не были обагрены царскою кровью, ибо не он был исполнителем воли Феофании. Тогда Полиевкт настоял, чтобы все виновные понесли заслуженную казнь и сама императрица сослана в заточение, Цимисхий же, за участие в заговоре, должен был подвергнуться эпитимии церковной и раздать обильную милостыню нищим. 23 Взаимное недоброжелательство, однако, уже проявлялось между церквами, римскою и греческою. Папа Иоанн XIII, учреждая в Праге епископство, по просьбе Богемского герцога Болеслава, требовал, чтобы не следовали в Богемии греческим обрядам, болгар и русских, и не употребляли бы при богослужении славянского природного языка, но, чтобы избран был епископ, сведущий в латинском языке, который бы держался обрядов латинян. 24 От чего же такая ревность? Со своей стороны, несколько позже, император Никифор внушил патриарху Полиевкту, возвести в Италии кафедру Отрантскую, зависевшую тогда от престола Константинопольского, на степень архиепископии, и не дозволять, чтобы в подведомственных ей пяти епархиях, в Апулии и Калабрии, совершалось богослужение иначе как на греческом языке, поскольку, по словам императора, папы того времени все были святотатцы и симониане, и это нарекание отчасти справедливо. 25 Епископ Кремонский Луитпранд послан был в Константинополь, императором Отгоном, чтобы просить для сына его, нововенчанного Оттона II, сестру юных кесарей Василия и Константина, царевну Анну, но не были миролюбивы сношения епископа с двором царским. Император Никифор упрекал Оттона, пред лицом его посланника, за то, что овладел его древнею столицею Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В другом параграфе Третьего опровержения свт. Никифор обращается к новозаветному культу. Он убеждает иконоборцев в возможности и необходимости почитания икон, сравнивая действие на верующего причастия евхаристического тела Христова и изображения плоти Спасителя на иконе: «…Почему непозволительно воздавать почтение самим святыням по вере в первообразы и благоговению к ним, если только мы признаем их достойными почтения? Что честнее и достопоклоняемее тела Господня, которое в качестве причастия освящает приемлющих его с верою, а будучи изображено исполняет благодати ? Всё это поклоняемо и чтимо среди христиан вместе с другими святынями» . Ветхозаветные святыни (ковчег с херувимами на крышке) были близки к Богу, являясь местом Его откровения Моисею и первосвященникам. В новозаветное время святынями являются евхаристические Святые Дары и иконы. Использование святителем разных терминов – «освящение» и «благодать», видимо, подчеркивает различие действия в отношении верующего причастия Тела и Крови Христовых и поклонения образу Господа. Но само по себе такое сопоставление весьма знаменательно. Свт. Никифор утверждает, что икона не имеет собственной благодати и силы, а получает их от прототипа, участвует в них: «…Священная икона Спасителя нашего причастна первообразу. Ведь как то поругание и поношение, которое претерпевает теперь образ Его от христоборцев [т. е. иконоборцев. – В.Н. ], причиняется ему ради первообраза, так по сходству и соответственно, как каждый легко поймет, образ естественно наоборот заимствует (μεθξει) некоторую благодать и силу (δυνμεως) у первообраза » . Свт. Никифор обращается к авторитету Дионисия Ареопагита и Климента Александрийского и приводит цитату из сочинения последнего «О законной пасхе»: «”Как если бы чей образ в отсутствие первообраза принимал одинаковые с ним почести, и пред лицом истины образ освящается ею, ибо он пребывает ее подобием и обозначает истину”. Таковы слова богоносных отцов, – добавляет святитель и далее комментирует. – Следует отметить, что они говорят не ограничительно и не особо о таком-то образе или такой-то форме, но усвояют каждому образу просто (безотносительно) одно и то же значение и силу (δναμιν) и согласно утверждают, что он имеет отношение (σχσιν) и сродство с первообразом» .

http://bogoslov.ru/article/6193123

27 Святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник († 828; память совершается 13 марта и 2 июня), происходил из знатного рода, получил блестящее образование и был сановником при дворе императрицы Ирины (797 – 802). Еще будучи мирянином, он принимал участие в VII Вселенском Соборе (787), восстановившем почитание святых икон. Тяготясь суетностью придворной жизни, святой Никифор оставил двор и вел уединенную подвижническую жизнь. После кончины патриарха Тарасия в 806 г. был избран на патриарший престол. Святитель Никифор, ревностный защитник иконопочитания, в царствование императора-иконоборца Льва Армянина в 815 г. был отправлен в ссылку на остров Проконнис, где скончался 2 июня 828 г. В 846 г. 13 марта святые мощи патриарха Никифора были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Константинополь. 28 Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926), выдающийся русский живописец. Родился в Вятке, образование получил в Вятской духовной семинарии, затем в Академии художеств. Творчество Васнецова обнимает жанровую живопись, народный эпос, исторические и религиозные сюжеты. Наибольшей известности достиг Васнецов в области религиозной живописи. Замечательны его росписи во Владимирском соборе в Киеве и мозаика в храме Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. Религиозная живопись Васнецова положила начало новому движению в этой области и привела к созданию особого «васнецовского» стиля. 29 Святитель Герман, патриарх Константинопольский (t 740; память совершается 12 мая), родился в Константинополе в VII веке. Оставшись сиротой, он с детства воспитывался при храме, где глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни был поставлен епископом города Кизик. С возникновением и распространением иконоборческой ереси святитель Герман твердо встал на защиту православной веры. Им был написан ряд посланий в защиту иконопочитания, а также сочинение «О ересях и соборах». В 715 г. святитель Герман был возведен на патриарший Константинопольский престол, который занимал до 730 г. Первосвятительскую кафедру он был вынужден оставить после того, как обличенный им в ереси император-иконоборец Лев Исавр послал воинов, которые подвергли святителя побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель-исповедник удалился в монастырь, где провел остаток жизни. Скончался святитель в возрасте девяносто пяти лет. На VII Вселенском Соборе имя святителя Германа было вписано в диптих святых. Святитель Герман известен как церковный писатель, замечательный проповедник и гимнограф. Его сочинение «Созерцание предметов церковных, или Толкование на литургию» – важнейший источник по истории литургии VIII -IX веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Свт. Никифор использует категорию отношения и имени для обличения своих оппонентов. Обратившись к аргументу тождества имени Христа, Его иконы и учеников, святитель упрекает иконоборцев в том, что поругание ими иконы Христа лишает их права именоваться христианами: «Мы все знаем, что как икона Христа вместе с видом Христа переносно получает и самое название Его, так и христианин получает имя от первообразного имени Христа ... Итак, исходя из одного начала и как бы корня – Христа, они сохраняют связь и отношение друг к другу . И хотя по существу и по способу бытия в них мы видим различие, однако они причастны к одному и тому же имени ; омонимически имя Христа прилагается к ним обоим [иконе и христианину]. Если такое общение и связь с иконой , которая в отношении названия имеет одинаковый с их именем источник происхождения, удерживается ими, и они воздают честь своему омониму [Христу], то имя христиан должно принадлежать и им. Если же они бесчестят и бесславят имя Христа и свое, находящиеся во взаимном отношении, то как могут они присвоять себе имя христиан ?» Таким образом любое (вольное или невольное) поругание образа Христа лишают виновного права именоваться христианином. Свт. Никифор, опровергая иконоборцев и доказывая святость и поклоняемость икон, исследует среди прочих два принимаемых ими предмета почитания: Крест Господень и имя Божие . Святитель разъясняет, что православные почитают и крест и образ (икону), но образ имеет превосходство перед крестом. Икона представляет подобие тела Христова, живописует Его деяния, чудеса и страдания. А крест есть лишь знак («символ страдания»), указывающий на Распятого и Страдавшего на нем. Икона и крест суть изображения, но икона – изображение тела, а крест – изображение орудия казни, освященного телом Распятого. «Но то, чего первообразы более чтимы, и само более чтимо». Кроме того, крест создан для тела, потому тело есть действующая причина в отношении креста и потому честнее его. Наконец, важный для нашей темы аргумент: « имя Христа омонимически прилагается и к иконе Христа ; икона называется Христом, подобно тому, как это есть с царем и изображением царя. К кресту же это имя приложить невозможно... Отсюда то, что связано с именем Его и с изображением тела , честнее, чем то, что не имеет отношения к ним. Следовательно, икона честнее изображения креста» .

http://bogoslov.ru/article/6193123

Подвиги святых второго периода иконоборчества описывают два жития, автором которых является Игнатий 92 . Это житие свт. Никифора Константинопольского (806815) (BHG 1335) и житие прп. Григория Декаполита (BHG 711) 93 . Героем одного из жития Игнатия стал его современник Константинопольский патриарх Никифор (806–815). О святителе известно, что он родился около 758 г. в столице империи. Его отец, Феодор, императорский секретарь в правление Константина V, был сослан около 761 г. за поклонение иконам и в 767 г. скончался 94 . Однако, в 70 гг. VIII в. сам Никифор был назначен императорским секретарем и работал под началом будущего патриарха свт. Тарасия (784806). Представляя императора, он участвовал в Седьмом Вселенском Соборе. В частности, им было прочитано письмо папы к императору Константину VI 95 . Около 797 г., т. е. года свержения Константина VI, Никифор покидает службу и основывает монастырь 96 . В 802 г., уже при императоре Никифоре I, он возвращается в Константинополь и становится попечителем одного из крупнейших в городе приюта для бедных 97 . В 806 г. он становится патриархом Константинопольским 98 . Иконопочитание свт. Никифора приводит к его низложению и ссылке в 815 г. 99 В начале жития агиограф горячо оплакивает кончину святого. Это заставляет исследователей полагать, что житие было написано вскоре после смерти патриарха, то есть 828 г. Но упомянутое покаяние Игнатия в присоединении к ереси и общий настрой памятника, указывающий на поражение еретиков, давал большинству ученых основания относить его к 843–846 гг. 100 Житие сохранилось в восьми рукописях, самая ранняя из которых создана в IX в. 101 Пять рукописей жизнеописания прп. Григория Декаполита также называют его автором Игнатия Диакона. Ряд ученых сомневаются в этом указании на авторство на основании стилистических различий. Такие различия находит, например, А. П. Каждан. Тем не менее, и он считает указание лемм пяти рукописей очень серьезным аргументом в пользу авторства 102 . Кроме того, житие было написано все же человеком весьма образованным: в нем находят скрытые цитаты из гомеровских текстов 103 . Игнатий Диакон лично знал Григория Декаполита 104 и написал житие вскоре после смерти преподобного, т.е. после 842 г. Самая ранняя из многочисленных рукописей жития датирована Х в. 105

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

1000 – ок. 1070), составивший каноны трем святителям и Феодору Тирону, до сих пор употребляемые; Христофор, патриций и проконсул Митиленский (ок. 1000 – ок. 1050), автор Стишного пролога и канона Сырной недели; сторонник унии «во благо Церкви», ученый экзегет Никифор Влеммид, которому приписывается составление «избранных псалмов» (к величаниям); Григорий Синаит (13–14 вв.), инок синайский, потом афонский, основатель своего монастыря в Македонии, автор Троичных величаний на воскресной полунощнице и нескольких не употребляющихся ныне канонов; Герман II, патриарх Константинопольский, «новый» (1222–1240); историк Никифор Каллист Ксанфопул (14 в.), автор синаксарей Постной и Цветной Триодей, службы «Живоносному Источнику» и толкований на некоторые богослужебные песнопения; Филофей, патриарх Константинопольский, ранее игумен афонский и архиепископ Гераклейский, предполагаемый автор известного Диатаксиса, автор нескольких канонов святым, покаянных канонов, литийных молитв (ныне не употребляемых) и припевов к избранным псалмам; Николай Малакс, священник Навплийский (15 в.), который дополнял богослужебные книги своими песнями и службами («последование великих часов накануне Пятидесятницы», напечатанные в Венецианском Пентикостарии, 1579; трипеснцы на каждый день Успенского поста, службы на некоторые числа месяцев), из которых в современном обиходе осталось только несколько стихир в Минее. Из греческих гимнографов новейшего периода наиболее известны Афанасий Симонопетрит и Герасим Микрагиананит (см.: Παταπου Καυσοκαλυβτου, μοναχο. γνωστα κα νκδοτα μνογραφματα το μοναχο Γερασμου Μικραγιανναντου τς περιδου 1926–1941 στ σκτη Καυσοκαλυβων 1061 Так, ничего не известно об авторе кондаков воскресных; судя по тому, что уставы до 15 в. их не знают, они появились не ранее этого века. Неизвестно ничего об авторе нынешних величаний и аналогичных им похвал в Великую субботу: о величаниях совершенно не упоминают Типиконы, они помещались лишь в Псалтирях следованных и нынешний свой вид приобретают только в рукописях 15 в.; о похвалах в Великую субботу греческие Типиконы не упоминают и в 14 в., хотя о них говорят славянские Типиконы этого времени; Псалтири следованные в 15 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010