Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам Источник 1 . Время всякой вещи ( Еккл. 3:1 ), наставляет нас мудрое Соломоново изречение, устраивая здешнюю жизнь и направляя людей к благополучию и пользе, так что не всегда бы они решались на совершение действий неблагоразумных и неблаговременных и, руководствуясь неосмотрительно и без разбора своими соображениями, по своей нерассудительности не впадали часто в положение неожиданное и опасное. Время говорить молчати и время глаголити ( Еккл. 3:7 ); и уже с детства нам внушается, чтобы мы научались не только делать должное и говорить благовременно, но и знать меру в каждом деле и слове нашем. Если справедливо допускается, что «все имеет подобающую меру», то представляется необходимым также, чтобы разум основательно и тщательно взвешивал все и в том, что ему кажется или представляется, всегда отличал полезное от вредного. Руководясь этим и следуя полезным и священным законоположениям, а также наставляемые и другими внушениями божественного учения, решили и мы по возможности лучше, осмотрительно и с подобающею рассудительностью различать предметы. Хорошо знаем, что одно время для молчания, а другое – для беседы, и не имеем настолько дерзости и невежества, чтобы открывать неудержимый язык там, где нужно положить хранение устам своим, а с другой стороны, чтобы, когда нужно говорить, не проходить молчанием того, о чем хранить молчание не справедливо. Вследствие сего, оказавшись ныне в таких смутах, видя опасность, отовсюду наступающую на Церковь Божию, особенно же наблюдая грозный для православных водоворот нечестия и то, как бедствие постоянно с течением времени принимает все большие размеры, мы нашли необходимым ныне подвигнуть язык и изощрить трость, чтобы нечестие еретичествующих, как позорный столб и трофей, было отныне известно через описание последующим поколениям, и чтобы наш настоящий труд, при помощи Божией, оказался оградою и утверждением верных и благочестивых. Не молчали мы касательно этого и прежде, чтобы не навлечь на себя обвинения в молчании, а также потому, что опасались осуждения, угрожающего предстоятелям за сокрытие учения. Итак, выступая на предстоящее состязание, постараемся прежде высказать кратко то, что считаем самым полезным и необходимым в настоящем случае, и таким образом положить начало посильному осуществлению нашего предприятия в надежде, что Бог откроет уста наши, ибо ради Него это сочинение предпринято и ради правого почитания Его мы теперь выступаем на состязание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Уроженец Сицилии 3914 , святитель Христов Мефодий в юных летах воспринял иноческий образ, преуспевая в добродетельной жизни. В царствование Льва Армянина 3915 , иконоборца, он занимал при святейшем Никифоре, патриархе Цареградском , должность апокрисиария 3916 . Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим 3917 с одним поручением, касающимся церковных дел; здесь, в Риме, он намеренно задержался на довольно продолжительное время, потому что нечестивый Лев, свергнув с патриаршего престола святейшего Никифора, возвел на него еретика иконоборца Феодота Мелиссийского, по прозванию Касситера 3918 . По кончине царя Льва и лжепатриарха Феодота святой Мефодий возвратился из Ветхого Рима в Новый 3919 . В сане пресвитера он служил Господу в правде и преподобии, неустанно борясь с иконоборческой ересью, особенно усилившейся в то время: по Льве Армянине на царский престол вступил, тоже еретик иконоборец, Михаил Валвос или Травлос 3920 ; патриархами во дни его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя блаженный Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. За такую деятельность нечестивый царь томил в муках и темнице святого Мефодия, как сообщает об этом грек Зонара 3921 : он передает, что Михаил Травлос в начале царствования своего показал себя милостивым правителем: многих святых отцов, заточенных Львом Армянином за почитание икон, он освободил от уз и заключения, но затем, по прошествии уже довольно значительного времени, Михаил отменил это, внушенное лицемерием, доброе дело и, не скрывая своего злобного нечестия, воздвиг гонение на православных. С гневом он ополчился на святого Мефодия и на Евфимия, Сардийского епископа, – о многих других, много пострадавших от него, уже не говорим. Евфимия он отправил за почитание икон в изгнание, а святого Мефодия заключил в темнице в Акрите 3922 . Тот же Зонара следующим образом описывает нечестие Михаила Травлоса: он подражал во всем, по его словам, царю Копрониму 3923 ; благоволя иудеям, он приказал поститься в субботу; не веря воскресению мертвых, Михаил осмеивал надежду на блаженную жизнь за гробом; подвергал насмешкам и предсказания святых пророков, утверждал, что бесов не существует и не почитал за грех скверных плотских деяний: почитая Иуду предателя за святого, Михаил думал, что последний будет спасен. Он ненавидел учение книжное и препятствовал родителям отдавать детей в православные школы, чтобы, изучив священное Писание, они не обличили его безумия, но, пребывая невеждами и бескнижными следовали его еретическому заблуждению. Так говорит Зонара. Святой Мефодий мужественно противился зловерному царю, как пастырь мудрый, сведущий в Божественном Писании, православных догматах и преданиях святых отцов; за это он, как исповедник истины, переносил не только узы и темницы, но даже раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2. По-прежнему и в этой области нечестия они верны самим себе, ибо не обретение истины имеют в виду эти несчастные, но заблуждение Мамоны принимают, как правило и точное изложение догматов. До такой степени они потеряли здравый разум и предались постыдствам, почему и утвердилось среди них это безрассудное и пустое учение. Совершенно справедливо будет и ныне сказать о так мыслящих, что от виноградов бо Содомских виноград их, и розга их от Гоморры, гроздь их гроздь желчи, гроздь горечи их ( Втор. 32, 32 ). Как бы почерпая беспримесную горечь злочестия из этого учения и опьяняя ум сочиненными Мамоной баснями, они неразумно направляют язык свой на странную и бессмысленную болтовню. После долгой работы, испортив и подделав много книг, подвергнув исследованию мнения весьма многих славных отцов наших, а также и сонма отгнанных от церкви, при всех стараниях извратить и подменить их, они не добились ничего. Тем более они, подобно язычникам, ублажают божескими почестями Мамону и, безрассудно следуя его мнениям и взглядам, приемлют и приветствуют его, как своего родного. И особенно те из них, кои безрассудно стали во главе этого отступничества в надежде заслужить славу от этого позорного дела, принимают это учение Мамоны без всякой проверки и исследования. Ведь зло легко, путь к худу широк и плотоугодники удобопреклонны к мирским прелестям. Вследствие этого зло у них увеличилось и они предали свое спасение, как бы одержимые заразною и душепагубною болезнью. По этой же причине они привлекают слово неописуемый, при помощи которого коварно и лукаво стараются до самого основания ниспровергнуть божественное домостроительство Спасителя нашего. Выдвигая это слово против православных и противопоставляя его им, как необоримую стену, они надеются одержать верх, так как, по их мнению, непринятие (этого довода) принудит допустить разделение единой ипостаси во Христе. Но ведь ухищрения лжи разнообразны и многовидны: и вот они делают вид, что принимают домостроительство, из опасения (обвинения) в иномыслии, ограничиваясь только словами, на деле же не только его отвергают, но считают врагами и тех, кои держатся его, и отгоняют их сурово, без всякой пощады

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

После того как император Маврикий был убит (601 г.) , Фокой, осуществившим это, была захвачена императорская власть. Дела христиан были доведены им до таких бедствий, что многими распевалось, что, в то время как персы извне опустошают державу ромеев, Фока прилагает к этому еще более силы изнутри. 1 Это сделалось невыносимым для ромеев. Поэтому тогдашние правители Ливии, которые набрались смелости благодаря большому расстоянию, а также и потому, что им была вручена Маврикием стратигия (это были два брата – Ираклий и Григорий), договорились послать совместно сыновей (610 г.) с обоюдным условием, чтобы тот из них, который прибудет вперед, если сможет, захватил бы императорскую власть. И вот они послали морем Ираклия, сына Ираклия, снарядив большой флот из судов, заполненных командами из афров и маврусиев. 2 Никиту же, сына Григория, с многочисленным конным войском послали сушей. Ираклий, сопутствуемый счастливым жребием и нагруженный самыми благоприятными ветрами, опередил Никиту, благополучно приплыл в Византию и уже приблизился к захвату города. Крисп же, это был зять Фоки, который тогда занимал пост эпарха города ( τον του υπαρcου τηv πολεωv Jρονου) и был могущественным среди императорских людей, был враждебно настроен по отношению к Фоке, потому что был им всячески оскорбляем по причине низвержения его, Криспа, статуи. Дело в том, что как-то димоты из партий противоположных цветов 3 незаконно поставили ее наравне со статуей Фоки. 4 И он вступил на путь коварства. Уверяя обманным образом Фоку, что он трудится в его пользу, и подтверждая, что Ираклий пришел на собственную погибель, он в то же время содействовал Ираклию к лучшему осуществлению [его целей]. И окружающие Фоку зрители 5 сколь и граждане ( και οσον πολιτικον) восстали, ибо уже димоты из партии зеленого цвета [прасины] подожгли императорские помещения [кесарий] и возглашали о чужом царствовании. Но узнав о сильном наступлении на них войск Ираклия, они покинули императора и перешли на их сторону. Некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как его жену император некогда обесчестил, проникнув во дворец с множеством войска, тотчас же захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал его в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так-то несчастный, ты правил государством». Тот же ответил: «А ты намереваешься лучше управлять?» И сразу же Ираклий еще на корабле приказал подвергнуть Фоку казни мечом, затем отсечению членов, в тою числе правой руки от плечевого сустава, и повесить их на копья, а тело его протащить к так называемому форуму Быка 6 ( την του βοοv λεγομενην) и там его предать сожжению. [Ираклий] приказал. и Доментиола, брата Фоки, и Воноса, и Леонтия, хранителя императорской казны (ton twn basilikwn crhmatwn tamian), до конца поддерживавшего Фоку, казнить. Так это и произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Скачать epub pdf Лейпциг – Вена – Братислава – Яссы. Избрание на Филадельфийскую кафедру Феотокис мирно занимался в Лейпциге научными и издательскими трудами, когда его постигла весть о том, что греческая община Венеции избрала его своим епископом. Это избрание стало для него одним из больших жизненных искушений. Весть эта своей внезапностью привела его в замешательство. По его собственному признанию, он «в течение многих часов пребывал в ужасе». Никифор был далек от тщеславных намерений и совсем не обрадовался такому известию. Он сознавал всю тяжесть епископского служения, к тому же ему было знакомо плачевное положение Филадельфийской кафедры, которую стремился подчинить себе Римский папа 60 . Между Феотокисом и венецианской греческой общиной завязывается переписка, продолжавшаяся почти четыре года (первое письмо Никифор отправил 4 февраля 1772 года из Лейпцига и последнее 8 ноября 1775 года из Ясс) 61 . В письмах Феотокиса ясно выражены его взгляды на святительское служение (на этот раз он вынужден был от него отказаться, но епископство Никифора, как увидим далее, было в путях промысла Божия о нем и о Церкви), а также твердое неприятие церковной Унии. В первом ответном письме, после мучительных раздумий, Никифор с четкостью выражает свое отношение к архипастырскому служению: «Поскольку епископский сан есть ни что иное как забота о многих душах, и от совершенства или от несовершенства [исполнения таковой заботы] зависит честь и вечное спасение того, кто берет ее себе на плечи, нет человека благочестивого и достойного, или ученого, или добродетельного, имеющего все лучшие качества, который бы не позаботился изо всех своих сил удалить от себя такое предприятие». Именно об этом с первого момента помышлял Никифор; он признавался: «Три дня и три ночи, пока я находился в раздумье об этом предприятии, по мне лился холодный пот и, о чем бы я ни думал, ничто другое не приходилось мне по душе кроме как совершеннейшее отклонение этого избрания» 62 . Несмотря на все свои колебания, Феотокис, глубоко переживавший о судьбе своего народа, решает принять избрание, но лишь при соблюдении определенных условий, которые он и сообщает письменно греческой общине. Во-первых, греческая община должна добиться совершенной независимости от папского престола и Унии и следовать догматам Восточной Православной Церкви, находясь в юрисдикции Константинопольского патриарха (архиепископство Филадельфийское должно быть «истинным чадом Греческой Восточной Церкви» – пишет Феотокис в автобиографическом письме). Во-вторых, избрание его во епископы Филадельфийские должно быть утверждено патриархом Константинопольским 63 . Лишь по исполнении двух этих условий Никифор соглашался приехать в Венецию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Церковь празднует перенесение мощей святителя Никифора, Патриарха Константинопольского 26 марта, 2014. Новостная служба В 787 году на VII Вселенском Соборе в Никее, осудившем иконоборческую ересь, святой Никифор от имени императора Константина выступил в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора. 26 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует перенесение мощей святителя Никифора, Патриарха Константинопольского. Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима. Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги. В царствование Льва IV (775 — 780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. В 787 году на VII Вселенском Соборе в Никее, осудившем иконоборческую ересь, святой Никифор от имени императора Константина выступил в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора. После Собора он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига. В царствование императора Никифора I (802 — 811), после кончины святого Патриарха Тарасия, святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-peren...

Церковь празднует перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского 26 марта, 2019. Новостная служба Святитель был ревностным защитником иконопочитания 26 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского. Святитель Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797–802). Приняв монашество, он прославился благочестием и в 806 году был возведен на патриарший престол. Святитель был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813–820) в 815 году был сослан на остров Проконнис, где скончался в 828 году. В 846 году святые мощи Патриарха Никифора были обретены нетленными и благоухающими. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме святой Софии, а затем перенесли в храм святых Апостолов. Рука святителя хранится в Хилендарском монастыре на Афоне. Святитель оставил после себя три сочинения, направленные против иконоборцев. Память святителя празднуется 2 июня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 декабря, 2020 11 сентября, 2020 2 марта, 2020 17 ноября, 2019 14 ноября, 2019 8 октября, 2019 10 сентября, 2019 20 августа, 2019 8 августа, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/367524-21/

В неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя 18 марта 2012 г. 17:59 18 марта 2012 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  архиепископ Самарский и Сызранский Сергий ;  архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии; архимандрит Спиридон (Катрамадос), секретарь паломнического отдела при Священном Синоде  Элладской Православной Церкви ; архимандрит Тит (Тампакакис), секретарь синодального комитета по паломничеству Критской Архиепископии ( Константинопольский Патриархат );  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Алексий Ющенко, представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии  при Патриархе Московском и всея Руси; игумен Августин (Анисимов), избранный епископом Городецким и Ветлужским; игумен Варнава (Баранов), избранный епископом Выксунским и Павловским; игумен Никифор (Хотеев), избранный епископом Отрадненским и Похвистневским; игумен Елисей (Фомкин), избранный епископом Урюпинским и Новоаннинским; иеромонах Алексий (Антипов), избранный епископом Бузулукским и Сорочинским; духовенство г. Москвы. На малом входе Предстоятель Русской Православной Церкви возвел в сан митрополита архиепископа Самарского и Сызранского Сергия — в связи образованием  Самарской митрополии , и архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия — в связи с образованием  Нижегородской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/2090552.ht...

С чего начинается христианство? (в день памяти святителя Никифора, патриарха Константинопольского) Роман Савчук Святитель Никифор Исповедник Мужественный защитник православной веры святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Вместе с настоящим христианским воспитанием святой Никифор получил и хорошее светское образование. Поэтому в царствование Льва IV (775–780) будущий святитель стал царским советником. О своем жизненном выборе святитель Никифор писал: «Едва я миновал юность и успел достигнуть возмужалости, как оказался в царском дворце и получил должность, при том не какую-нибудь незначительную и ничтожную... Прослужив в ней некоторое время, связанный человеческими делами и придя к сознанию непостоянства сей жизни, я начал размышлять и возбуждать в себе мысли о том, как трудно и неудобно занятым такою службой отдаваться предметам высочайшим, особенно если кто не окажется лишенным наилучшей надежды. И я стал считать одно ребяческим, а другое важным — с первым начал прощаться, а ко второму по мере сил стремиться — и полагал, что лучше видеть себя преуспевающим в этом, чем оказаться блистающим в том». Христианство начинается с момента признания его самым серьезным, самым главным жизненным ориентиром «Стал считать одно ребяческим, а другое важным — с первым начал прощаться, а ко второму, по мере сил, стремиться...» В этих словах будущего светильника Православия выражена очень глубокая и важная мысль. Мысль не отвлеченная, не из области недостигаемой богословской высоты, но совершенно практическая и востребованная для каждого верующего. Смысл ее в том, что христианство начинается с момента признания его самым серьезным, самым главным жизненным ориентиром, исходя из которого, мы будем оценивать все, происходящее в нашей жизни. В то же время, Евангелие, отодвинутое на второе место или даже поставленное вровень с чем-то очень важным, вряд ли станет для нас спасительным путем.

http://pravoslavie.ru/78178.html

Константинопольский Патриархат в эпоху святителей Игнатия и Фотия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Первый период патриаршества святого Игнатия Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский Патриарх Игнатий был возведен на патриарший престол столицы 4 июля 847 г. по воле святой Царицы Феодоры, наслышанной о его аскетическом житии и ревностном стоянии за почитание икон. Формально указание на кандидата в Патриархи исходило от ее юного сына, Императора Михаила III. В ту пору святому Игнатию исполнилось 50 лет – он родился около 797 г. Мирское имя его – Никита. Он был сыном Императора Михаила Рангаве, взошедшего на престол в 812-м г., и по матери Прокопии – внуком Императора Никифора. Но отец его правил Империей всего один год, в 813-м г. он был свергнут и заключен в монастырь, а его сыновья Никита и Феофилакт оскоплены. В 17 лет Никита принял постриг с именем Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца. 33 года он провел в монастырях. Приобретя навык в молитве и посте, он был поставлен игуменом. Святой Игнатий основал три монашеских обители на Принцевых островах. В богословских спорах, которые велись в бытность его игуменом, он стоял на стороне акривистов, чья позиция особенно ярко была обозначена студитскими монахами столицы – последователями преподобного Феодора Студита, не без подозрения относившимися к икономическому, более гибкому и терпимому направлению, которого придерживались в отношении колеблющихся и кающихся иконоборцев, вслед за святителем Тарасием, его преемники – Патриархи Никифор и Мефодий. При этом и преподобный Феодор Студит, и святитель Игнатий недооценивали опасность папизма и глубину богословских заблуждений, укоренившихся в Римской церкви, и в своей ревности о почитании икон готовы были прибегнуть к поддержке со стороны папского престола.

http://pravoslavie.ru/143150.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010