И Шестого, бывшего при Константине Погонате, также в Константинополе в 691 году, вопреки Сергия, епископа Константинопольского, и его последователей, в числе 170 св. отец, утвердивших, что во Иисусе Христе две естественные воли и два естественные действия нераздельны и неслиянны; подтвердивших правила Вселенских и Поместных соборов и изложивших 102 правила благочиния в утверждение Церкви. Празднование св. отцам шести Вселенских соборов, бывших в разные времена, без сомнения началось не вдруг, но распространялось мало-по-малу, после Первого Вселенского собора. На постепенное установление празднования св. шести соборам Вселенским указуется писаниями св. отец разных веков. Так св. Григорий Двоеслов , писатель VI века, в послании своём к Иоанну, патриарху Константинопольскому, и прочим патриархам писал о четырёх Вселенских соборах: «приемлю и почитаю 4 собора, как 4 книги св. Евангелия, т. е. со всей преданностью содержу и всецело храню Никейский, на коем ниспровергнуто лжеучение Ария; – Константинопольский, на коем обличено заблуждение Евномия и Македония; Ефесский, на коем отвергнуто нечестие Нестория; Халкидонский, на коем отвергнуто безумие Евтихия и Диоскора». В VII веке св. патриарх Иерусалимский – Софроний, в соборном послании к Сергию, Константинопольскому патриарху, писал: «св. отцы, желая показать, что учение их не новое, а согласное с соборами, часто перечисляют оные. Мы принимаем четыре великие, священные Вселенские собора, бывшие для утверждения Божественных догматов церковных, сияющие Евангельским блеском и украшенные качествами Евангельскими. Сверх сих четырёх великих, достоуважаемых, священнейших и равночестных соборов, я принимаю и Пятый Вселенский собор, бывший кроме и после тех соборов, собиравшийся для подтверждения знаменитого Халкидонского собора». В IX веке о шести Вселенских соборах писал Никифор, архиепископ Константинопольский, и называет их святыми, Богодвижимыми. При воспоминании св. отец шести Вселенских соборов Церковь в чтении Евангельском предлагает ходатайственную молитву Иисуса Христа, указанную в первом Страстном Евангелии и в VΙΙ-ю по Пасхе неделю св. отец Первого Вселенского собора ( Ин.17:1–13 , зач. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Патриарх в описании жизни Феодосиевой не объясняет, почему в Тернове не согласились отпустить Феодосия в Царьград. Но дело объясняется грамотою преп. Каллиста, писанною «к почтенным инокам, пребывающим в Тернове», или, как сказано в Славянском переводе, «честнейшим в священноиноцех Феодосию и Роману и прочим священникам Тернова». В этой грамоте преп. Каллист осуждает Терновскую Церковь за то, что не поминает она в молитвах Константинопольского патриарха и что будто не по праву Терновский архипастырь называется патриархом 299 . Так как Терновское патриаршество учреждено было по согласию Константинопольского собора 300 , то, естественно, в Тернове были недовольны грамотою Каллиста и потому не были довольны желанием Феодосия посетить Царьград. Так прел. Феодосий приблизился к смерти скорбию, в 1362 г. Служба преп. Феодосию написана была иеромонахом Серапионом, скорбевшим о том, что тогда, как Константинополь отдал честь подвигам преподобного, Болгарская страна не чтила своего подвижника 301 .  Св. Мариамы (Мария), сестры Апостола Филиппа Святой Апостол Филипп, проповедуя Евангелие в областях Малой Азии, пришел в Лидию и Мизию. Здесь присоединился к нему святой Апостол Варфоломей, и с этих пор, сопровождаемые сестрою Филиппа, девицею Мариамою, давшею обет девства и последовавшею за братом, они вместе продолжали свой Апостольский труд во славу Божию и во спасение людей, и вместе переносили все тяготы и скорби, «быв биеми, и в темняцах затворяеми, и камением побиваеми». Таким образом прошли они все Лидийские и Мизийские города, охраняемые Господом во время проповедования слова Его; на пути имели утешение встретиться с Иоанном Богословом, с ним вместе отправились во Фригию и прибыли для проповедования Евангелия в г. Иераполь. Здесь, «едва прибыли они, – рассказывает о них, на основании древних преданий, церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул, – тотчас прекратилось служение идолам»; «боготворима.я жителями Иераполя ехидна изгнана была из своего обыкновенного жилища»; «чтившие ее покрылись стыдом и досадою».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После смерти императора Михаила VIII (1282) и воцарения его сына Андроника II (1282–1328), решительно порвавшего с униональной религиозной политикой своего отца и изменившего отношения с Римом 15 , Феолипт был хиротонисан в митрополита Филадельфийского. Точную дату этой хиротонии установить трудно, но, скорее всего, она произошла ок. 1283 г. Во всяком случае он, в числе прочих архиереев, подписал в 1285 г. решение поместного Константинопольского собора о низложении патриарха Векка и других сторонников Лионской унии. На Филадельфийской кафедре Святитель пробыл вплоть до своей кончины, последовавшей приблизительно на исходе 1322 г. (не­ко­торые исследователи считают, что он отошел ко Господу в 1324 г.). В период своего архипастырского служения Феолипт неоднократно отлучался в Константинополь, часто живя в столице длительное время. Однако с начала XIVb. подобные отлучки становились реже, ибо Филадельфия, превратившись в небольшой остров византийских владений в Малой Азии, окруженный турецкими эмиратами, подвергалась постоянной опасности от турок, а это требовало непрестанного пребывания здесь митрополита. Особое мужество проявил святитель Феолипт при осаде Филадельфии турками в 1304–1305 гг., когда он сам лично распределял скудные запасы пищи между осажденными, всячески ободрял и утешал защитников города и жителей, оказавшихся в весьма стесненных обстоятельствах. Его мужество оценили даже каталонские наемники, состоявшие на службе у Андроника II. Испанский писатель XVI в. Франциско де Монкада, сохранивший в своей “Хронике” свидетельства участников экспедиции каталонцев, характеризует Феолипта как “мужа редкой святости”, считая, что молитвы Святителя более защитили Филадельфию, чем множество вооруженных воинов, стоявших на стенах города 16 . Светлая и многогранная личность Святителя — архипастыря, монаха и богослова — оказала сильнейшее воздействие на его современников. Никифор Хумн так характеризует святителя Феолипта: “Вещание его разошлось по всей земле, по которой, то есть, протекало слово благочестия нашего и спасительная проповедь.

http://pravmir.ru/svyatitel-feolipt-fila...

Антиох-монах в «Пандектах Священного Писания»  повторяет ареопагитское учение об иерархии. Иерархия является священным чином и наукой, а цель иерархии — уподобление, соединение с Богом насколько возможно. Прп. Иоанн Дамаскин, защищая святые иконы, цитировал фрагмент из «Ареопагитик», где делался акцент на умопостигаемом характере небесной иерархии и чувственном — земной , что позволяло прп. Иоанну Дамаскину представить апологию почитания икон и на чувственном уровне. В послании об иконах императору Феофилу церковная иерархия именуется «небесноподражательной» . Никита Давид Пафлагонский, известный оппонент свт. Фотия, также говорит о небесном иерархическом порядке: одни находятся в большей близости к Богу, другие — в меньшей. Церковная иерархия находится ещё ниже . Он же посвятил Ареопагиту, как первому епископу Афинскому и родоначальнику иерархии и учения о ней, своё Четвёртое слово . Георгий-монах пересказывал учение «Ареопагитик» о небесной иерархии, называя троичные иерархические порядки первым, вторым и третьим соответственно . Михаил Монах в «Похвальном слове архангелам Михаилу и Гавриилу» настаивал на уподоблении нашей иерархии — небесной, пользуясь категориями ареопагитского богословия . 5. Другие, более общие, значения слова «иерархия» 5.1. Иерархия как собрание епископов того или иного региона На Латеранском Соборе священномученик Мартин, папа Римский, понимал под церковной иерархией епископат Африки . Святитель Никифор Константинопольский писал об истине, известной и другим иерархиям . 5.2. Иерархия как епископство одного епископа У Кирилла Скифопольского в ряде житий говорится об иерархии как об архиерействе конкретного епископа , включая первого патриарха Иерусалимского Ювеналия  или патриарха Анастасия . Под иерархией могло подразумеваться епископство одного епископа, как в «Похвале апостолу Варнаве», где в жанре агиографического повествования передаются слова Христа Спасителя, обращённые к епископу Анфемию . Также и в «Похвальном слове свт. Иоанну Златоусту» он восхваляется как проведший многие годы жизни в «совершеннейшей иерархии» .

http://bogoslov.ru/article/6192311

Когда в 1294 г. Феодор Музалон умер, то логофетом стал ближайший друг и духовное чадо Феолипта — Никифор Хумн, который, как отмечалось, являлся его биографом и панегиристом. Дочь Никифора, также уже упоминавшаяся Ирина Хумнина-Палеологиня (мона­хи­ня Евлогия), на протяжении многих лет окормлялась у Святителя. Вероятно, и некоторые другие влиятельные лица из столичной аристократии ценили Филадельфийского митрополита и признавали его духовный авторитет. Все это поневоле вовлекало святителя Феолипта в сложные переплетения церковно-полити­ческих обстоятельств. Особые отношения сложились у него с патриархом Иоанном XII, и можно отметить, что в их судьбе было много общего 20 . Иоанн когда-то был женатым священником, но затем, по добровольному согласию с женой, покинул белое духовенство и принял монашеский постриг. Проявил ревность к Православию, не признав Лионской унии, за что был отправлен в ссылку. Андроник II приблизил его к себе, избрав своим духовником, а затем под влиянием василевса смиренный монах возведен был на столичную кафедру. Однако вскоре между ним и императором начались трения. Одним из моментов этих трений было назначение главнокомандующим византийскими войсками на Востоке Иоанна Тарханиота — весьма влиятельного деятеля арсенитского раскола. Патриарх сопротивлялся такому назначению и его активно поддержал святитель Феолипт: в результате Тарханиот был смещен с этой должности. Филадельфийский митрополит поддержал также Патриарха и в спорном деле восстановления Иоанна Хилла на Ефесской кафедре (1301 г.). Особенно сближала Иоанна XII со святителем Феолиптом общая принципиальная позиция по отношению к арсенитам, не предполагающая никаких компромиссов с этими раскольниками. Поэтому когда Иоанна XII удалили с константинопольской кафедры, то это было, видимо, тяжелым обстоятельством для святителя Феолипта. Во второе патриаршество Афанасия I (1303–1309 гг.) он почти не участвует в церковно-политических делах. Хотя и этот Патриарх был строгим ревнителем благочестия 21 , но, как кажется, отношения с ним у Филадельфийского митрополита не сложились.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

12. Потом прибавляет: «ни божество (Свое) не изменил в плоть, ни плоть не получила возрастания в божество». Здесь он ясно показывает, что заблуждается относительно воплощения Слова и мало-помалу начинает обнажать свое лукавство. Он не приписывает плоти неизменяемости в том же смысле, в каком это делает в отношении к божескому естеству, хотя и думает убедить кого-то, что он признает плоть. Зачем в таком случае было ставить слово возрастание (α’ξος) вместо неизменности? Но совершенно отвергая свойства плоти, он выставляет на вид свое зломыслие. «Но так как, – продолжает, – два естества соединились в неслитное единство как божества так и человечества, то по ипостаси это Один и Тот же, – двойственное в едином лице». И здесь он обманывает самого себя, но не людей, разумевающих смысл того, что слышат, и имеющих разум. Если бы он правильно понимал (неслиянность), то зачем бы ему тогда и не разделять правильно? Если бы он исповедовал, что соединившиеся во Христе природы остались неслитными, тогда он без всякого сомнения признал бы их и неизменными? Иначе, каким образом он может допускать, что свойства одного естества, то есть Слова, сохраняются в неизменности, а свойства другого естества, то есть плоти, он отрицает (и считает за) как бы умаленные? Это невозможно для человека, который считает естества неизменными и неслитными, ибо если он утверждает, что одно потерпело изменение в своих свойствах, то должен признать это и относительно другого. И мы все как исповедуем Христа совершенным Богом, пребывающим в образе Божием то есть в сущности Бога, так же и веруем, что Он, приняв наш зрак раба, есть совершенный человек без всякого недостатка. Так и Церковь наша согласно божественно преданному нам из проповедей апостольских и учений отеческих, исповедуя естества неизменными и неслитными, ясно провозгласила свойства каждого из них тем, что есть то и другое. Поэтому он напрасно думает, что опирается на учение Церкви, ибо и в данном случае он изобличается мыслящим вопреки ему, следуя за своими учителями акефалами, из которых некоторые, по-видимому, принимают естества, но все они совершенно отвергают и отрицают их свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Одним словом, отвергнув славную и непорочную веру нашу, они отторгли себя от великого и неделимого тела Церкви, как гнилые и испорченные члены, и безрассудно приложились к сонму иномыслящих, уже издавна строивших козни против православной веры. Вместе с теми, коих нечестие они уже прежде осудили 3 и коих бесчеловечие и непотребства подвергли порицанию, они впали с ними в туже самую погибельную пропасть. Они не чтут, не говоря уже о чем другом, даже святой, честный, божественным внушением подвигнутый второй собор в Никее, столице Вифинии; и провозглашенное на нем божественное определение, исполненное истины и православия, столь еще недавнее и хорошо известное, – и отказываются от собственных подписей и изображений животворящего креста, которые они под ним сделали. От нас изыдоша, но не быша от нас: аще бо оът нас были, пребыли убо быша с нами. ( 1Иоан. 2:19 ). Боговдохновенно провозглашает громогласная труба богословия. Итак, что же? Надлежало, чтобы они, как можно быстрее отказались от исповедания, лишились после сего помазания Духа, ибо невозможно отвергать веру, с которою помазаны, и в тоже время обладать дарами помазания. Посему священное собрание церковное, когда увидело, что болезнь их неотвратима и неизлечима, ибо сколь часто давали они ручательство Церкви, столько же изобличались и во лжи Духу Святому, – вполне законно объявило их лишенными священства, постановив далее не совершать им никакого священнического служения и составив письменное постановление о низложении их, как уклоняющихся от священных канонов. Когда таким образом им было возбранено священнодействовать пред Богом, они постоянно собираются около царских палат и там, как настоящие актеры, стали быстро приготовлять для себя сцену. Здесь они составляют беззаконные и суетные сборища, здесь на подобие представлений разыгрывают драмы нечестия, осмеивают божественные предметы и не страшатся домостроение Спасителя всех нас Христа представлять как комедию и театрально, – Кровь Нового Завета, которою они искуплены, считают обычным предметом и неистово ругаются над священными символами его (завета), как обезумевшие от опьянения обманом и неверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Северный фасад разделен лопаткой на две неравные части – с одним и тремя окнами. На южном фасаде равномерно расположены четыре окна. По форме и обрамлениям проемы трапезной близки окнам первого света храма. Ярусы колокольни со всех сторон прорезаны крупными арочными проемами. Первый и второй ярусы украшены тосканскими трехчетвертными колоннами, несущими антаблемент и треугольный фронтон. Третий обработан тосканскими пилястрами, а над его антаблементом с четырех сторон помещены круглые люкарны. Перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом храм соединяется арочными проемами с трапезной и апсидой. Последняя перекрыта лотковым сводом с распалубками над окнами. В трапезной плоские деревянные перекрытия по балкам. В нижнем ярусе колокольни – крестовый свод. Внутристенная лестница во второй ярус расположена в северо-восточном пилоне. Согласно храмовой летописи, роспись храма исполнили в 1768 г. костромские мастера Иван и Лука Носковы, на средства Ивана Самсоновича Шокурова. В своде алтаря развернута сцена Распятия, на его склонах помещены десять клейм страстного цикла и Воскресение («Сошествие во ад»). В простенках по сторонам восточного окна апсиды написаны две композиции: «Поминальная служба Иакова, Брата Господня» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Последняя сцена оригинальна по иконографии: по сторонам от Богоматери показаны две мироносицы (одна из них – Мария Магдалина), на которых, как и на апостолов, нисходит Святой Дух в виде языков пламени. В откосах окон и на стенах апсиды написаны двенадцать святителей и два архидиакона, развивающие значимую для апсиды тему литургии. Наряду со вселенскими святителями здесь присутствуют Сильвестр, папа римский, Никифор, патриарх константинопольский, и российские иерархи (московские, ростовские, новгородский). В основном объеме храма в сомкнутом своде четверика написана Троица Новозаветная в окружении девяти чинов Сил небесных, расположенных в двух ярусах, на трех лотках. На восточном лотке развернута композиция Распятия с четырьмя предстоящими, с двумя оплакивающими Христа ангелами.

http://sobory.ru/article/?object=08332

Подобно святителю Марку Ефесскому протосингел Никифор своими решительными и мужественными действиями сорвал происки униатов и свел на нет сговор, затеянный в Бресте изменниками Православия. И наконец, подобно священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, св. экзарх Никифор явил во образ Христов пример исключительного самопожертвования, засвидетельствованный мученическим подвигом. Причем, поразительным образом совпадают даже обстоятельства мученичества обоих ревнителей Православия - и Экзарх Никифор, и Патриарх Ермоген католиками-поляками были уморены голодом в заточении. Поэтому православные имели все основания почитать Никифора как первомученика Брестской унии. Его местная канонизация была совершена Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) во Львове в ноябре 2001 г. по благословению Патриарха Константинопольского Варфоломея и Патриарха Московского и всея Руси Алексия. После утверждения определений униатского собора в Бресте Сигизмундом III королевские власти начали открытое гонение на православных как противящихся воле польско-литовского монарха. Магистраты городов Речи Посполитой, в которых доминировали католики, ввели дискриминационные меры против не принявших унии: их не только не допускали к должностям в городском самоуправлении, но даже чинили препятствия в занятиях торговлей и ремеслами. Еще хуже было положение крепостных крестьян, принадлежавших панам-католикам или униатам. Их, как и приходских священников церквей, расположенных на господской земле, в приказном порядке обязывали принять унию. Не признавших унию священнослужителей изгоняли и заменяли униатами. Нередко православные храмы передавались католиками-помещиками в аренду иудеям, которые взимали плату за совершение богослужений и треб, а в случае неуплаты денег могли присвоить церковное имущество, в том числе - богослужебные предметы и облачения. Это вызывало возмущение верующих и становилось почвой для роста антисемитских настроений в Западной Руси. Впоследствии в годы Казацких войн XVII в.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav....

Тот же изъявил свою готовность это сделать и объявил [это], но прибавил, что придаст этому веру, если таковы истинные намерения Хозроя. Но Саит сказал: «Если ты ко мне имеешь доверие, то тогда соизволь лучше сейчас послать своих представителей к Хозрою (я убежден, что и он сам, я хорошо знаю, присоединится к моему мнению) и заключите с нами договор и установите, чтобы вами мир впредь во все времена соблюдался прочно и нерушимо». Император же Ираклий, после того как он об этом узнал из благосклонных и обворожительных речей, обрадованный и очарованный, согласился все выполнить с готовностью и ревностью. И патриарх, и высшие сановники, которых он призвал к совету, охотно присоединились к решению о выполнении этого дела. И сразу же были назначены посланными представителями ( διαπρεσβευσομενοι). Олимпий, занимавший должность эпарха претории ( ο την των υπαρcων των πραιτωριων διεπωαχιαν), Леонтий -эпарх города, Анастасий, эконом великого храма, который носит название Софии божественной мудрости, -самый достойный доверия в делах. Саит взял их и ушел назад из Халкидона, удаляясь в Персидскую страну. И в то время, как он подвигался по ромейской земле, он их вел с почетом и с достойным уважением (почестями), но когда же он вступил в Персию, он заковал их в железо и связанных привел к Хозрою. Хозрой же, после того, как он узнал, что Саит признал Ираклия как императора ( ωv βασιλεα) и почтил, вместо того чтобы захватить его пленником и привести к нему (ибо об этом он мечтал и на это возлагал надежду), сильно вознегодовал на него и, наконец, содрав с него кожу, предал его неумолимой и насильственной смерти. Ромейских же послов отдельно каждого отдал под крепчайшую охрану, истязуя их величайшим образом. 14 Эго немало омрачало правление императора. К тому же в то время произошел также тяжелый голод в империи, потому что Египет перестал снабжать хлебом остальные (части), вследствие чего истощились многие императорские хлебохранилища ( των βασιλικων σιτηρεσιων). К тому же и заразная эпидемия напала на горожан и поразила многих из них смертью . Из-за всего этого император был ввергнут в большое уныние и нужду. И он намеревался по этой причине направиться в Ливию. И тут же отправил вперед много золота, серебра и драгоценных камней. Немало из них, попав в большое волнение, было смыто и поглощено морской пучиной. И тогда граждане, проведавшие об этом, насколько это было в их силах, стали препятствовать ему. Патриарх же призвал его в храм и связал его клятвами, убеждая, насколько возможно, чтобы он не покидал столицы. Уступая им, хотя он и тужил о настоящих несчастьях, он поступил согласно их воле, хотя и неохотно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010