Позамечанию протоиерея Иоанн Мейендорфа , «на основаниях, положенных кружком Кантакузина, выросло два или три поколения интеллектуалов…» Вступив на Константинопольский престол в 1347 году, Иоанн Кантакузин ищет подходящую кандидатуру нового патриарха, вместо низложенного Иоанна Калеки. Им становится уже упоминавшийся нами духовный наставник юности святого Николая Исидор Бухир16. Последний, в свою очередь, поставляет святителя Григория Паламу архиепископом Фессалоник. Сопроводить новоизбранного архиепископа на кафедру Иоанн Кантакузин поручает святому Николаю Кавасиле . Однако в город, занятый зилотами, святителя не пустили, и он вместе со святым Николаем и другими сопровождавшими его лицами направляется на Афон. Здесь святой Николай вместе с великим учителем исихазма святителем Григорием проводит год. В середине XIV века в империи вновь обостряются богословские споры, связанные, прежде всего, с вероучительной оппозицией философа Никифора Григоры святителю Григорию. 28 мая 1351 года императором и святым патриархом Каллистом I в одном из залов Влахернского дворца созывается собор для рассмотрения обвинений в неправославности святителя Григория Паламы1 8. Во время этого собора святой Николай Кавасила придерживается твердой православной позиции. Собор не оправдал надежд антипаламитов. Святитель Григорий был оправдан, и его богословие признано православным, противники же учения святителя Григория, напротив – осуждены. Характеризуя время, в которое жил святой Николай, нельзя не отметить тот факт, что одним из ожиданий многих представителей той эпохи являлось церковное объединение с Римом, но подходы к решению этого вопроса предлагались разные. Некоторые желали объединения с Римом на любых условиях, другие только при условии обращения католиков в православие. Богословские споры, разделяющие Восток и Запад, нашли свое отражение и в творчестве святого Николая, в его полемике с латинянами о времени пресуществления Святых Даров. После отречения Кантакузина в 1354 году возобновляются нападки на православие со стороны антипаламитов. Вот как описывает эти события протоиерей Иоанн Мейендорф : «Никифор Григора снова получил доступ во дворец, и Иоанн V разрешил ему пропагандировать свое богословие. Император не мог в 1355 году официально выступить против учения, утвержденного собором в 1351 году». Несмотря на это, он «сразу же по приходе к власти вступил в переговоры с целью религиозного объединения с Западом и не желал, чтобы перед лицом латинян Византийская Церковь казалась расколотой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

После вторичного отказа Владимир Путята послал жалобу на Священный Синод Православной Церкви Константинопольскому патриарху. Не получая ответа из Константинополя, он стал хлопотать о визе на выезд в Константинополь, но, не имея поддержки в лице местоблюстителя, потерпел и здесь неудачу. Григорианский раскол В 1934 году Владимир Путята перебрался в Томск и начал служить в григорианских храмах города. Был григорианским митрополитом Томским и всея Сибири . После этого, по представлению митрополита Новосибирского Никифора, митрополит Сергий и Священный Синод объявили " монаха Владимира Путяту отпавшим от Святой Церкви и лишённым христианского погребения в случае нераскаянности " . Под конец жизни он отошёл от всяких попыток своего восстановления и переехал на жительство в Омск . Верующие узнали его, хотя и значительно постаревшего. Прежние поклонники поддерживали его существование. Внешне смиряя себя, он имел привычку в воскресные и праздничные дни стоять на паперти среди нищих и с протянутой рукой элегантно громко напоминать о себе словами: " ради Христа подайте на пропитание " , иногда прибавляя: " потерпевшему за правду " . Верующие щедро и с избытком оделяли его деньгами и продуктами. Но постепенно он терял силы, слабел и всё реже стал приходить в храм. Нужда незаметно подкрадывалась к нему, бывшие друзья стали оставлять его, и он угас на глазах и на руках немногих из его некогда многочисленных почитателей, так и не раскаявшись в своих церковных преступлениях и личных тяжких грехах. По одним рассказам, он умер в начале 1941 года в Омске , по другим - в феврале 1936 года. По некоторым сведениям, он был погребён на одном из омских кладбищ. По словам митр. Мануила (Лемешевского) , " Он всегда и везде был верен своему воспитанию, своим привычкам и везде держал свой фасон. Он любил торжественные встречи, величавые служения со множеством сослуживших ему из духовенства. Он любил красивые стильные, оригинальные парчовые облачения. Митры и чётки подбирал под цвет облачения. Его мантии поражали богомольцев своим цветом и богатой отделкой. Много лет он собирал разную церковную утварь, услаждаясь иногда лицезрением их. Величавая, благоговейная его поступь во время каждения храма всегда приводила в умиление богомольцев, с замиранием сердца следивших за тихо подвигавшимся среди толпы верующих своего святителя. Такие моменты вызывали в богомольцах искренние слёзы умиления... Он любил парадное пение, но не вмешивался в выборы песнопений, особенно литургических, предоставляя много свободы и действий регентам архиерейских хоров... При оценке его личности всегда надо помнить, что он был " сын века сего " . Он отдал богатую дань своим современникам, но многое неправильное им содеянное он осознавал и в кругу близких ему каялся, но это было еще до Пензы " .

http://drevo-info.ru/articles/13676475.h...

Таким образом, при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века между первым и вторым иконоборчеством появилась Сырная седмица — в противовес тем ересям, которые тогда были для Византии менее актуальны, нежели в предшествующую эпоху. Пост и разрешение поста как полемический прием Пост или нарушение поста — один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако теория требует подтверждения практикой. Для того чтобы кого-то чему-то научить, нужно отвратить его от обычаев, удерживающих в круге ложных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу Патриарха Николая Мистика в начале X века 22 . Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия, внешне противоположного практике поста, являются седмицы сплошная и Сырная. А сам пост и абсолютен, и относителен — ведь ради любви к братии, по речениям древних апофтегм, его можно нарушить. В апофтегмах читаем: «Пришли некогда два брата к некоему старцу, а обыкновение старца было не есть каждый день, и когда он увидел двух братьев, обрадовался и сказал: пост имеет награду, и ядущий по любви снова исполняет две заповеди, ибо он оставил свою волю, и исполнил заповедь, и упокоил братьев» 23 . По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем Масляная, по-гречески Сырная. В большинстве исторических описаний и в древних Типиконах акцент делается на возникновении практики сплошной седмицы в противовес древнему трехдневному Ниневийскому посту, который совершался в третью неделю перед Великим постом в память событий во времена пророка Ионы (Иона 3, 5-9) (он заканчивался в пятницу третьей недели до Пасхи, символично — в день памяти пророка Ионы, — но не как праздник пророка, а как воспоминание о примере покаяния) 24 , или пятидневному армянскому Арцивуру.

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Таково предисловие. Что же мы можем сказать на это? Так как речь его обращается к христианам, то тотчас же и с самого начала он надевает личину христианина, скрывая пока в тайниках души свое лукавство и хитрость. Он хвалится, что хранит церковное предание, и представляется чтущим тайну домостроительства Бога Слова. Притворяется, что почитает Пресвятую Деву как Матерь Божию, которую в другое время всячески старался представить недостойною почитания, отвергая ее молитвы за нас пред Богом, коими, как подающими избавление, содевается спасение всех христиан, утверждающихся непоколебимыми надеждами. Этими притворными речами он привлекает к себе расположение слушателей, чтобы чрез это получить возможность обмануть их. Здесь оказываются совершенно точно исполнившимися на нем следующие священные слова, гласящие: стрела уязвляющая язык их ( Иер.9:8 ), гроб отверст гортань их, языки своими льщаху ( Пс.5:10 ). Они убеждают по виду мягкими и приятными словами, обольщая слух, но на самом деле ранят, как острыми стрелами, души невежд, глубоко поражая тяжелыми и неисцельными ранами. Упорно и злокозненно устремляясь против истины, он не дерзает обнаруживать нечестие тотчас же. Благоразумно он излагает правое учение с целью казаться мыслящим здраво и неукоризненно, замышляя овладеть расположением большинства, чтобы потом, когда он будет изрыгать свое лукавство, явиться убедительным и тем легче овладеть поверившими его измышлениям. Но нужно смотреть не на слова, а проникать в намерения. На самом деле им поднимается брань против домостроительства Единородного. Здесь вздымается и усиливается Тифон нечестия, противопоставляющий нашим святым догматам свое зловерие. Вопреки всякому праву и священным нашим законоположениям он восстает против того, чего ему не подобало касаться и что он не имел права рассматривать, с яростью и ненавистью устремившись против Церкви. Ведь всем известны те, кого Бог поставил в Церкви Своей, то есть указанные тайноводственным учением великого апостола ( Деян.20:28 ; ср. 1Кор.12:28 ). Ему надлежало заниматься государственными и царскими делами, но, возлюбив собственное плотоугодничество и страсти более славы Божией, толкаемый внушениями своих руководителей, со страшным неистовством поднял он руку против православных, а язык свой изощрил против правой и непорочной веры нашей. Кто приложит внимание и тщательно разберет дело, тот легко поймет, что он не только противится истине, но и недостойным образом впадает в противоречие с самим собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Точно так и 19-е (а по славянской Кормчей 18-е) правило Гангрского Собора, тоже указанное вопросителем, разрешает поста болящему без всякого ограничения: «Аще кто из подвижников, без телесныя нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые церковью, пребывая притом в полном разуме: да будет под клятвою». Итак, приведенные вопросителем правила не только не служат к осуждению Церкви за разрешение поста болящим, но и составляют основание для такого разрешения, ибо без всякого ограничения изъемлют болящих из обязательного для всех вообще пощения в пост и в среду и в пяток. У Никона Черногорца (кн. 2, сл. 14, л. 68) приведены правила св. Никифора патриарха Константинопольского, в которых болящим инокам разрешается во св. четыредесятницу вкушать рыбу. Вот, сей святитель болящему иноку разрешает в Великий пост вкушать не масло точию и вино, а даже рыбу. Когда же такое разрешение поста по болезни дается инокам, которым и в обыкновенное время только рыбная пища разрешается, то болящим мирянам почему не может быть дано разрешение и на мясную пищу? Вопроситель хочет быть строже Святых отцов в соблюдении поста и, не подражая им, является жестоким для болящих, а все затем только, чтобы осудить и обвинить Святую Церковь в мнимом нарушены церковных правил, тогда как она, напротив, действует в духе сих правил и согласно учению святоотеческому. У Никона Черногорца (гл. 57, л. 488) обретается о болящих такое рассуждение: «о болящих устава нет, но якоже возможно врачуем их». Если и в монастырских уставах находится такое рассуждение о болящих, то тем паче приложимо оно к живущим в мире, тем паче мирянам, обретающимся в тяжких болезнях и немощах, должно показывать снисхождение, а не анафемами сокрушать и без того ослабленное их здравие, без милосердия на них нападая, а за них и на св. Церковь , как то делает ваш вопроситель. Я говорю это не к тому, чтобы ослабить усердие и ревность больных, елико им есть возможность, соблюдать посты, – ревность по силе и усердию ревнующих похвальна; но я желаю только, чтобы были утешаемы изнемогающие из них и не были истязуемы анафемами за необходимо нужное для подкрепления их сил разрешение поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Удивительная вещь, исповедуеши, что Церкви нету, священства нету, таин святых нету, апостольскии словеса низнать к чему приводиши: вы есте Церкви Бога жива ( 2Кор. 6, 16 ), а так и сам на тое толку не даси, что болтаеши, едина бо се безтолковая химера или небылица, сиречь, яко Церковь у тебе несть и нету. В номоканоне, в правиле 203 пишется: «второкрещаются паки, ихже ложне творящиися, по истине же не сущии священницы крестиша»; тое же обращеши там же в правиле 231 в вопросе кир- Симеона солунскаго о священстве, в правиле же 232 о сих, иже без повеления и заповеди святительския действуют; тое же разсуждение в правиле 260 на вопрос Зилы епископа: «елика аще крещают не священники, мужие же и жены, или иноцы, что достоит творити»? таков Мануила патриарха константинопольскаго ответ: «аще умрет крестивыйся прежде, нежели постигнути священнику, божественная благодать совершает, и аще ли же жив будет, да паки поставит его священник в купель и молитвы и миро по обычаю творит»; тожде и Никифор патриарх цареградский глаголет. Дозде номоканон. Вселенский учитель Златоуст святый, в беседах своих на послании 2 к Тимофею, в нравоучении 2, сице поучает: «не веси, что есть священник? ангел Господень есть; еда бо своя глаголет? аще не радиши о нем, не о нем (нерадиши), но о рукоположившем его Бозе. И откуду явленно, яко Бог рукоположил есть, и рече? Тем же аще не таково имаши мнение, надежда твоя истощися; аще бо тем ничтоже Бог действует, ниже баню имаши, ниже тайнам причащаешися, ниже благословения приимаешь, убо ни христианин еси». Дозде Златоуст. Виждь убо, что здесь крепко накрепко утверждается единогласным с правилами и с многими учительми церковными свидетельством, сиречь аще нету священства, нету никаких таинств, ниже крещения, ниже Христианства. Паче же всего сам Христос в евангелии необходимо закрепляет, аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Ты же раскольнически(м) и еретическим духом дышущь и беснующься, исповедуя, яко Церкви нету, священства нету, таин святых нету, почему еще на слова апостольския ссылаешися, вы есте Церкви Бога жива? какова же у тебе будет Церковь ? Яве, яко не христианская; видиши бо сам от писания христианскаго, яко без священства крещение не крещением, и тайны не тайнами, последовательно Церковь не Церковию; без Церкви же всяк, якоже язычник и мытарь; а у тебе все вопреки без священства и без всех таинств христианских Христианство и без Церкви Церковь , слово в слово якоже бы кто сказывал без солнца день, или паче без дня день и без всякаго света свет, а не тьму и нощь. Что таковому ответствовать? поистине аки неистовому в глаза только плюнуть, и все тут.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Условия вступления в священство и хиротония епископа, порядок служения Литургии, разрешение конкретных прецедентов, наказания за совершение преступлений против веры и многое, многое другое стало предметом обычных забот Византийских самодержцев. И в тех случаях, когда епископы, собравшиеся на Вселенский Собор, избегали касаться темы положительного формулирования христологического догмата, ограничившись лишь осуждением новой ереси, именно императоры обязывали их исполнить свой долг архипастырей. Как, например, император св. Маркиан на Халкидонском соборе. Не архиереям, а двум молодым вдовствующим императрицам – св. Ирине и св. Феодоре Кафолическая Церковь обязана восстановлением иконопочитания и «Торжеству Православия». Именно цари – Андроник III Младший, Анна Савойская, Иоанн V Палеолог, Иоанн VI Кантакузен поддержали св. Григория Паламу в ходе исихастских споров XIV века. Хотя против святителя были не только Варлаам Калабрийский, Алексей Апокавк и Никифор Григора, но и патриарх Иоанн Калека, которого, как раз, Собор анафематствовал. К слову сказать, Вселенские Соборы не раз предавали анафеме ересиархов и еретиков из числа патриархов и один раз понтифика (папу Гонория). В частности, из десяти Константинопольских патриархов эпохи иконоборчества шестеро были анафематствованы. Но никогда ни один Византийский император не был анафематствован Церковью. II . Все это - общеизвестные факты, доступные для изучения и очевидные. Но чрезвычайно важно то, что данная практика существовала не только на берегах Босфора, но и на Западе, не говоря уже о нашем Отечестве. Франкские Каролинги также полагали, что несут «королевское священнослужение», а потому короли обозначали свою власть термином ministerium. Они называли себя «Божьими слугами», «Его уполномоченными», «исполнителями Божьей воли» на земле. Монархи председательствовали на Соборах, обсуждали вопросы догматов и издавали обязательные постановления для Церкви по вопросам ее внутреннего порядка и вероучения. Как в Византии, соборные решения на Западе получали законную силу лишь после их одобрения и обнародования королями. Иными словами, Соборы имели лишь право предложения; законодательная власть в области церковной дисциплины и веры целиком принадлежала государям. Короли франков считали себя поставленными Богом для того, чтобы препятствовать «возрастанию греха на земле», предупреждать людей «не попадать в лапы сатаны», «способствовать произрастанию плодов доброго учения и уничтожению пороков».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/08/me...

Этот день святой давно уже отмечал как особый праздник, ибо знал от Господа, что он будет днём его отшествия на Небеса. Гробница преподобного Петра продолжала источать чудеса и исцеления, и все приходившие к ней с верой и любовью получали исполнение своих прошений. Русские житийные справки указывают, что преподобный Петр " мирно преставился во время правления Патриарха Константинопольского Тарасия (784–806) " . В сноске к краткому житию в изложении свт. Димитрия Ростовского сказано, что преподобный Петр " подвизался при патриархе Константинопольском Тарасие (784-806 г.) и при византийском императоре Никифоре (802-811 гг.) " - утверждение, восходящее к " Великим Минеям-Четиям " митр. Макария: " ...преподобнаго отца нашего Петра, иже в Атрои, иже бысть при царстве Никифорове, святительствующу Тарасию " . В греческой житийной справке сказано, что он " жил в царствование Никифора I (802-811) и Ставракия (784-806) " . В оглавлении " зелёной " Минеи-сентябрь дата преставления святого: " † ок. 802-806 " . Литература Каждан А. П. История византийской литературы [Текст] : (650-850 гг.)/Каждан А. П. ; в сотрудничестве с Ли Ф. Шерри и Х. Ангелиди ; пер. с англ. под ред. Я. Н. Любарского, Е. И. Ванеевой, СПб.: Алетейя, 2002, с. 154 -156: Использованные материалы " Память преподобного Петра Атройского "http://Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 190-193. Γιοργαλη Χ., «λυμπος Βιθυνας», 2003, Εγκυκλοπαδεια Μεζονος Ελληνισμο, Μ. Ασα   Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .   см., напр., " Преподобный Петр Атройский " , страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/svyat1/sep13-petr.html

http://drevo-info.ru/articles/13673148.h...

Сергий же – патриарх города ( προεδροv) -и вся толпа народа приняли Ираклия с лучшими чувствами. Тот же поощрял Криспа к возведению в императорское достоинство. Но он говорил, что здесь находится не ради [домогательства] государственного престола ( τηv βασιλειαv), но чтобы лучше отомстить за беззаконное поведение Фоки по отношению к Маврикию и детям Маврикия. И он не согласился. Наконец, решением сената ( υπο τηv συγκλητου βουληv) и народа Ираклий был провозглашен императором и увенчан патриархом короной. Криспа же Ираклий назначил стратигом и послал к армии в Каппадокию. Затем же, так как разнеслась молва, что персы воюют против ромеев, Ираклий прибыл из Византии к Криспу, находившемуся тогда в Кесарии, чтобы держать с ним совет об общих делах. Но тот прикинулся больным и едва принимал недружелюбным образом часто являвшегося императора, возлежа с видом немощного. Затем 7 даже слышали, что он и ругал его. Ираклий же, внимая происходящему представлению, при всем том сносил дерзости, выжидая еще удобный случай. Он полагал пока, что они действительно должны договориться друг с другом, хлопоча, как должно, об интересах государства. Тот же насмехался таким образом и говорил, что не следует императору оставлять империю и так надолго оставаться в отдалении от военных сил. Тем временем у Ираклия родился сын, которого он назвал Константином. Тогда же и Никита, находившийся в сане патрикия, прибыл в царственный город. Поэтому Ираклий вернулся в Византии и принял Никиту с честью великой и великолепием, как родного и разделяющего почет брата, так как это было ими договорено еще, когда они отправились из Ливии. И Крисп прибыл в Византии, чтобы принять участие в чествовании прибытия Никиты. Ираклий воспользовался святой купелью и для крещения сына и для того, чтобы сделать Криспа восприемником. 8 Тот при этих условиях вошел во дворец. Ираклий же собрал всех членов сената ( εκ τηv συγκλητου βουληv) и всех других многочисленных горожан вместе с патриархом Сергием и обратился к ним, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

3 . Учение святой и единой истинной христианской религии нашей было определено уже давно и основание его было заложено мудрыми строителями веры нашей и глашатаями истины, божественными и славными апостолами, как уже издревле было изображено и предначертано в законе и у пророков, с краеугольным камнем Христом Богом нашим, Который для старающихся ныне потрясти Его является камнем преткновения и скалой соблазна, а для нас, построенных на камне сем, как слышал блаженный глава учеников Слова ( Мф. 16:77 ), камнем краеугольным честным ( 1Петр. 2:6–7 ), веруя в который, мы никогда не постыдимся ( Рим. 9:33 ), Построен же дом мудрости, как бы из золота и драгоценных камней, из священных и божественных догматов, выработанных и провозглашенных славными и богоносными отцами нашими, которые, как мужи дивные и боголюбезные, водимые Духом Божиим, блистали, собравшись на священных и богоизбранных соборах, и которые, как чистые и блистающие своею жизнью, возвышенным учением и мыслью, занимая священные кафедры и со всей возможной твердостью держась правого слова истины, превышали всех и всюду по вселенной сеяли и объясняли учение благочестия, терния же нечестия, пустившие корни, они подсекали и заграждали и заставляли смыкаться уста еретичествовавших, как говоривших и умышлявших неправду против неба. Вследствие чего всеми христианами содержится и хранится единая вера и одно и тоже исповедание. Да и что из относящегося к благополучию и сохранению человеческой жизни, как в догматах, так и в делах осталось не испытанным и неисследованным в беспредельной дали истекшего времени? Мудро и человеколюбиво в течение времен было устроено божественным Промыслом все, касающееся нас. Так древним некогда дан был в помощь закон, как некий превосходнейший детоводитель, который при посредстве некоторых начатков учения приводил и направлял младенцев и еще не достигших совершенства к познанию Бога, так как более совершенное учение для людей того времени было пока недоступно. Так и жившие после закона, исполненные Духа Божия, пророки и боговдохновенные мужи давали многочастные и многообразные нравственные наставления, соответственно тому, что действовавший в них Дух открывал им для пользы внимавших. Но так как человек не мог их выполнить и нуждался в большей помощи, то удостоился того, что пришел Глава законов и пророков. Немощное бо закона, говорит Апостол, в немже немоществоваше плотию, Бог Сына своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих, но подуху ( Рим. 8:3–4 ). А первое и последнее злое порождение греха есть идолослужение и перенесение поклонения с Творца на тварей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010