Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси

http://pravenc.ru/rubrics/123208_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоасаф (Медведев), иером. Литография. XIX в. (ГИМ) (Медведев Иоанн (?); 1680, Москва - 15.05.1765, Площанская пуст.), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря , основатель брянского пустынножительства. Основные сведения об И. собраны и записаны его учеником площанским строителем игум. Серапионом (РГБ ОР. Ф. 213-ОПТ. Оп. 1. К. 102. Ед. хр. 6. Л. 1-35). Согласно Запискам о. Серапиона, И. происходил из каширских дворян (Там же. Л. 20). Акты Борщёвской Николаевской пуст. Севского у. свидетельствуют о возможной принадлежности И. к роду Медведевых: среди братии за 1738 г. упоминаются «иеросхимонах Иоасаф со ученики» и иером. «Иосаф Медведев» (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 202. Л. 2; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 753. Д. 512. Л. 4 об.). Вероятно, это именно И., т. к. Площанский и Борщёвский мон-ри в 30-х гг. XVIII в. были объединены и управлялись одним настоятелем иером. Тихоном (Игнатьевым). После смерти отца, к-рый служил в Москве у кн. Н. С. Урусова, Иван обучил грамоте своего младшего брата и ок. 1700 г. по обету решил принять монашество. В 1717 г. в Одрином во имя святителя Николая Чудотворца монастыре игум. Варнавой Медведев был пострижен в рясофор, в 1721 г. в Белобережской брянской пуст. - в мантию. В 1721 г. по благословению строителя Белобережской обители Серапиона И. возглавил этот мон-рь, но в 1723 г., сославшись на плохое здоровье, уволился на покой. Стремясь к большему уединению, удалился в Брянские леса. Однако, узнав о строгой подвижнической жизни И., строитель Площанской и Борщёвской пуст. иером. Тихон (Игнатьев) уговорил его перейти в Борщёвскую обитель. В 1729 г. И. стал помощником настоятеля в управлении обоими мон-рями. В 1730 г. митр. Самтаврийским (Восточногрузинского Католикосата) Христофором ( 1734) И. был рукоположен во иерея. В мае 1742 г., после кончины иером. Тихона, братия и вкладчики Площанской пуст. избрали И. строителем обители. 19 июня того же года он официально возглавил обитель, временно оставив пустыннические подвиги. Завершил строительство и освятил каменный монастырский собор в честь Казанской иконы Божией Матери, заложил ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, вместо деревянного построил каменный корпус с трапезной и кельями, пополнил ризницу и б-ку обители. В 1746 г. И. вновь удалился в Брянские леса: сначала в Белобережскую пуст., затем в урочище Кривой Лес, где построил себе келью и подвизался до самой старости. Келья И. состояла из 2-3 домиков и небольшого огорода, на к-ром старец выращивал овощи. Иногда он посещал своих учеников в Борщёвской и Площанской обителях. «Усматривал способных к пустынножительству, совершал постриги, а затем «отсылал в монастырь или оставлял при себе; но это возбудило негодование духовенства ближних сел».

http://pravenc.ru/text/578096.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Сабанцев Иван Романович; 2.01.1880, Стерлитамакский у. Уфимской губ.- после 10.10.1918, г. Оса Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в Соборе Пермских святых), иером. Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . Из крестьянской семьи. С 20 окт. 1908 г. был послушником Белогорского мон-ря. 30 нояб. 1912 г. принят в число братии мон-ря. 30 дек. того же года пострижен в монашество с именем Иоасаф. 20 апр. 1913 г. Пермским и Соликамским еп. Палладием (Добронравовым) рукоположен во диакона, 29 июня - во иерея. Летом 1913 г. утвержден соборным старцем. 10 окт. 1918 г., во время массовых арестов братии мон-ря, был увезен большевиками в г. Оса. По данным министерства юстиции белого правительства А. В. Колчака, И. пытали (ГАРФ. Ф. 4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 13), вскоре он скончался в больнице (ГАПО. Ф. 37. Оп. 7. Д. 8). 2 июля 1998 г. И. прославлен вместе с Белогорскими преподобномучениками с общим днем памяти как местночтимый святой Пермской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАПО. Ф. 37. Оп. 7. Д. 8; ГАРФ. Ф. 4369. Оп. 5. Д. 847. Л. 13. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 116; За Христа пострадавшие. С. 512-513; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. С. 21-36. Прот. Алексий Марченко Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/578066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Калужской и Боровской епархии РПЦ. Существовало в 1923-1929 гг. на территории Малоярославецкого у. Калужской губ., названо по г. Малоярославец. В XVIII-XIX вв. церковное управление на этих землях осуществлялось при посредстве Малоярославецкого духовного правления (в фонде 273 ГА Калужской обл. сохр. его дела за 60-е гг. XVIII - 60-е гг. XIX в.), к-рое размещалось в одной из башен малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В отсутствие на кафедре Калужского еп. Феофана (Тулякова ; впосл. митрополит) и по причине ареста викарного Боровского еп. Алексия (Житецкого) временное окормление правосл. общин епархии по поручению патриарха Московского и всея России свт. Тихона осуществлял пребывавший в Калуге с 17 авг. 1923 г. викарий Киевской епархии Звенигородский еп. Алексий (Готовцев) . В кон. авг.- 1-й пол. сент. 1923 г. от имени калужских правосл. общин еп. Феофану было направлено заявление, в к-ром среди прочего содержалось ходатайство о назначении викария в Малоярославец. 4(17?) сент. того же года состоялось заседание Синода под председательством патриарха, на к-ром было постановлено учредить М. в. и назначить викарием еп. Алексия (Готовцева). Патриаршим постановлением от 1(14?) окт. 1923 г. еп. Алексию было вверено Серпуховское викариатство Московской епархии. 22 окт. того же года на Малоярославецкую кафедру был назначен незадолго до этого принесший покаяние патриарху и воссоединенный с Церковью бывш. обновленческий еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский). В прошении свт. Тихона на имя начальника 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова от 26 нояб. 1924 г. о разрешении провести в Москве собрание под председательством патриарха «для обсуждения церковных вопросов» Малоярославецкий еп. Иоасаф упомянут в числе проживающих в Москве архиереев, намеченных первоиерархом к участию в собрании. В статусе епископа Малоярославецкого, управляющего Калужской епархией, 12 апр. 1925 г. он подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) . В 1925-1927 гг. (с перерывами) еп. Иоасаф пребывал в ссылке, не позднее осени 1927 г. был переведен на Могилёвскую кафедру, а 10 нояб. того же года на его место был назначен Оршанский еп. Стефан (Виноградов) . В 1927 г. еп. Стефан подвергся кратковременному аресту, а 5 февр. 1929 г. был перемещен на Мосальское викариатство Калужской епархии. После этого М. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2561742.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Иоасаф (Шахов). Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. (Шахов Николай Иванович; 1870, с. Ильинское Ярославского у. и губ.- 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), игум. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1896 г. поступил в Мефодиев Пешношский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь . 30 мая 1898 г. зачислен в братию. В 1904 г. мобилизован как рядовой в связи с началом русско-японской войны. После заключения мира с Японией вернулся в обитель и 12 нояб. 1906 г. был пострижен в монашество с именем Иоасаф. 18 нояб. 1907 г. рукоположен во диакона, 8 авг. 1910 г.- во иерея. В 1915 г. командирован на фронт, служил священником 461-го полка. И. исповедовал и причащал солдат, выносил с поля боя раненых, хоронил убитых. Летом 1917 г. был отозван в обитель. В 1928 г., после закрытия монастыря, И. приехал в Коломну с намерением поступить в коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь , но настоятель монастыря архим. прмч. Никон (Беляев) посоветовал ему служить на приходе. Егорьевский еп. сщмч. Павел (Гальковский) направил И. служить в единоверческий храм Живоначальной Троицы с. Поповка (ныне с. Октябрьское) Коломенского р-на Московской обл. В районе проживало много сектантов. И. энергично взялся за миссионерскую деятельность, вернув мн. людей из сект к правосл. вере. В 1930 г. И. был возведен в сан игумена. 8 марта 1938 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации террористического характера», заключен в коломенскую тюрьму. Затем переведен в Таганскую тюрьму в Москве. На допросах И. отвечал, что по существу священнической присяги и по долгу совести он не может быть солидарным с идеалами советской власти. На обвинение, что он «изобличается в том, что неоднократно призывал колхозников к защите веры», И. ответил, что «требовал от верующих, чтобы они ходили в церковь, молились Богу и защищали от поругания веру». Виновным же в антигос. деятельности себя не признал.

http://pravenc.ru/text/578068.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией на Соборной площади Белгорода 17 сентября 2011 г. 16:00 17 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади г. Белгорода. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. И верим, что святитель Иоасаф слышит наши молитвы, потому что, по слову Божиему, он был пастырем верным и добрым (см. Ин. 10:11-16), и как великий угодник, как святитель, как заботящийся о своей пастве архиерей, душу свою полагавший за овцы , он вошел в историческую память Церкви и в память народа нашего. Для того чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: «Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным» (см. 1 Кор. 4:1-2). Эти великие слова апостола прямо относятся к святителю Иоасафу, который был верным служителем Христовым, домостроителем таин Божиих, и трудился для того, чтобы каждый оставался верным. Понятие домостроительства неслучайно используется апостолом Павлом, ведь речь идет, конечно, не о строительстве обычного дома — речь идет о чем-то другом. Почему же апостол использует образ строительства дома для того, чтобы сказать о чем-то самом важном? Потому что речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. И для того чтобы людям была понятна важность достижения этой цели то есть спасения, апостол предлагает нам образ строительства дома.

http://patriarchia.ru/db/text/1625502.ht...

Святой Иоасаф Белгородский. Песня Видение Божией Матери и ангелов отцу будущего святителя, Андрею Горленко Исполняют архидиакон Роман (Тамберг) и священник Алексей Грачёв Скачать (MP3 файл. Продолжительность 4:04 мин. Размер 1.8 Mb ) Вечер морозен и месяц блестит, Мирно лампада мерцает. В горнице той, где Святитель лежит, Тихо виденья витают. Ясное детство средь отчих садов, Матери ласки родные, Киев, священных исполненный снов, Волны Днепра голубые. Светлая юность, вся полная грёз, Райских безгрешных видений, Радость поста, покаянья и слёз, Подвиг полночных молений. Дальняя Лавра в виденьи встаёт, Рака Игумна блистает, Хор монастырский молебно поёт, Лаврский трезвон замирает. Белгород мирный в вишнёвых садах, Солнца полдневного радость, Подвиг святительский, в тяжких трудах, Тайной милости сладость. Ревность к служенью, бесстрашная речь, Тёмных грехов обличенье, Проповедь правды, как ангела меч, Грешников бедных прощенье. Тихо в дому Грайворона села Гаснет лампада святая, В тёмном бору стоит келья одна, Старец сидит в ней, рыдая. Слышал он голос чудесный с небес: «Сын твой – святитель скончался», В небо взглянул – из сияющих звезд Там хоровод заплетался. Вспомнил старик, как тому сорок лет Видел он ясно виденье: В небе Царицу Небес и пред Ней Отрока-сына в моленьи. Мантию ангел на сына тогда С неба набросил, слетая. «Слышу молитву твою, отроча», – Божия Матерь сказала. Сбылось виденье… Рыдает старик В страхе, в смятеньи духовном, Тихо он шепчет в тот трепетный миг: «Умер молитвенник добрый». Вечер морозен, блистает луна, Бледные звёзды мерцают, В небе вечернем святая душа К Богу полёт совершает. скрыть способы оплаты Комментарии М 18 сентября 2019, 23:08 Спаси Господь!!!! СЕМЬ 23 декабря 2018, 07:34 СПАСИ И СОХРАНИ ВАС ГОСПОДИ Дмитрий Мавров 11 октября 2018, 23:17 спасибо вам Сергий 23 декабря 2017, 09:03 Пронзило сердце до слёз. Сергей Пуйтов 24 декабря 2016, 09:41 Спаси Господи! Святитель отче Иоасафе добрый,моли Бога о нас! Гостья 24 декабря 2015, 02:08 Царство Небесное,вечная память архидиакону Роману и иерею Алексию.

http://pravoslavie.ru/43672.html

Свято-Вознесенский кафедральный собор (Изюм) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Вознесенский кафедральный собор — православный собор в Изюме, Харьковской области, построенный в 1826 году. Является кафедральным собором Изюмской и Купянской епархии Украинской православной церкви. Содержание История [ править править код ] Свято-Вознесенский кафедральный собор известен далеко за пределами Изюмщины благодаря тому, что здесь хранится одна из самых знаменитых и почитаемых святынь Восточной Украины — чудотворная икона Песчанской Божией Матери. Храм построен и освящен в 1826 году. Он возведен вместо предыдущего, который находился на улице Замостянской на левом берегу Северского Донца и вследствие частых разливов реки начал разрушаться. Именно в этом, старом храме явилась в 1754 году Белгородскому епископу — святителю Иосафу (Иосифу Горленко) икона Божией Матери Песчанской. «Образ Божией Матери, называемый Песчанский, был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому . В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с младенцем со светлым сиянием, от неё исходящим; и раздался глас: Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой, назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор. По прибытии в г. Изюм Харьковской губернии, епископ посетил Вознесенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно утром и вечером приходил он в Вознесенскую церковь и молился перед образом Божией Матери». В 1792 году Вознесенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность на Пески, куда и была отправлена икона, привлекавшая все более и более почитание и благоговение прихожан и окрестных жителей. В дальнейшем и XIX, и XX века были ознаменованы помощью и многими чудесными исцелениями, совершающимися у чудотворного образа Песчанской Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Добавлено на опознание: 2013-08-03 07:15:07 Владелец: Vad19 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: Иерусалимская http://pravicon.com/image-1000 Добавлено на опознание: 2013-08-01 12:39:34 Владелец: axiell Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Надпись затерта. Ответов: 1. Последний ответ: Иоасаф Белгородский, как уже сказано ниже. Добавлено на опознание: 2013-08-01 12:38:51 Владелец: axiell Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона досталась от бабушки с Украины. Не видно написанного имени.....помогите опознать! Ответов: 2. Последний ответ: Изображен Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Очень характерная внешность. Добавлено на опознание: 2013-07-28 12:34:42 Владелец: JulikDen Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: В чём здесь вопрос? В значении надписи? Первое слово-сокращённое ,, Господь,,. Далее, предположительно по имеющимся начальным буквам -это,, Саваоф,, ( одно из имён Бога-Отца ). Добавлено на опознание: 2013-07-28 12:13:28 Владелец: JulikDen Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона у нас в семье много лет, фотография сделана 28.07.2013 г. Ответов: 1. Последний ответ: Господь Саваоф. Подробнее здесь: http://pravicon.com/info-870 Конец 19 в. Добавлено на опознание: 2013-07-27 21:21:05 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо!!! Добавлено на опознание: 2013-07-24 11:39:07 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 5. Последний ответ: А нельзя ли было разместить не фрагмент иконы, а полностью всю? Может быть, на ней было название образа, тогда и гадать не придётся. Добавлено на опознание: 2013-07-24 11:37:13 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Прошу прощения за качество и беспокойство,вдруг знакомо. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо!!! Добавлено на опознание: 2013-07-24 11:35:08 Владелец: Talayka

http://pravicon.com/unknown/106

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер.- 2-я пол. XVI в.), агиограф, автор житий севернорусских святых, игум. Данилова мон-ря (В. О. Ключевский писал о невозможности указать, игуменом какого мон-ря был И.: Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского или переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы ). Имя И. как автора приведено во 2-й редакции Жития свт. Никиты, еп. Новгородского, в которой описаны обретение мощей святителя и 25 чудес. Описание было составлено И. по повелению Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) , по-видимому, вскоре после 1558 г., когда по повелению архиерея были обретены мощи свт. Никиты . В Житие вошло Похвальное слово святителю, в к-ром говорится, что обретением мощей свт. Никиты «разгнася мгла ереси лукаваго Феодосия Косаго» (см. Феодосий Косой ). По-видимому, почти одновременно И. создал 2 произведения, посвященные прп. Стефану Махрищскому и его ученикам - священномученикам Григорию и Кассиану Авнежским. После 1560 г. И. по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. св. Варлаам (см. Варлаам , свт., еп. Суздальский и Тарусский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. Игум. Варлаам, как позднее и И., воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана. И. доработал труд игум. Варлаама и создал Житие прп. Стефана (списки датируются XVI-XVII вв.). Ключевский отметил зависимость Жития прп. Стефана от житий преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. На основании рассказов игум. Варлаама, который по повелению царя Иоанна IV Васильевича в 1560 г. возобновил основанный святыми Григорием и Кассианом Авнежскими и прп. Стефаном Махрищским Авнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь и собрал сведения о чудесах Авнежских святых, И. написал Сказание об обретении мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских с чудесами (известно в списках начиная с XVII в.). Сказание было составлено немного раньше Жития прп. Стефана, судя по словам автора в Житии: «...мне же, смиренному, преже написавшу о явлении мощей и о чудесах преподобных, иже на Авнеже...». Приведенные И. сведения о священномучениках Григории и Кассиане не вполне точны (в частности, агиограф сообщает, что святые были убиты в 1392, во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край, но в 1392 Вологодская земля не подвергалась разорению). В созданном И. Житии прп. Стефана также содержатся сведения о жизни и кончине Авнежских священномучеников. В нек-рых рукописях Сказания о священномучениках Григории и Кассиане Авнежских (напр.: РГБ. Троиц. 635. Л. 39-110 об.) перед повествованием об обретении мощей святых и о чудесах помещен рассказ об Авнежских святых, дословно заимствованный из Жития прп. Стефана.

http://pravenc.ru/text/578070.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010