Скачать epub pdf Важное значение юбилеев заключается в том, что они, входя в нашу жизнь, заставляют задуматься над нашим славным прошлым, над тем, кто мы есть и куда мы идем. Празднование юбилейных торжеств, привлекая внимание общества к известной личности или событию, тем самым освежает в общественной памяти уже известные исторические сведения, соединяет их в одно более или менее стройное целое и вызывает появление на свет новых исторических данных, которым в противном случае суждено было бы оставаться неизвестными на долгое время, а может быть и навсегда. Сегодня мы вспоминаем 500-летие создания Новгородским архиепископом Геннадием первого в славянском мире Библейского свода книг, а также его архипастырские труды на благо Православия. Лик новгородских святителей славен множеством имен святых иерархов, добрым подвигом служивших благу Церкви на протяжении веков. Выдающимся святителем Русской Церкви конца XV – начала XVI в. был архиепископ Геннадий († 1505; пам. 4 дек.), подвизавшийся около 20 лет на древнейшей архиерейской кафедре Великого Новгорода и Пскова (1484–1504). Он происходил из рода Гонзовых 1 . Как предполагается, святитель Геннадий «родился в начале и во всяком случае не позднее первой четверти XV столетия» 2 . Начало его подвигов положено в Валаамской обители, основанной преподобными Сергием и Германом, где было совершено монашеское пострижение. Духовным отцом новоначального инока был преподобный Савватий Соловецкий († 1435; пам. 27 сент.), первоначально подвизавшийся на Валааме. Позднее святитель Геннадий говорил соловецкому игумену Досифею о том, что преподобный «Савватий егда на Валааме был, аз у него ученик, а он мне старец был» 3 . Но не все время инок Геннадий служил на Валааме. В феврале 1477 г. 4 мы уже видим его архимандритом кремлевского Чудова монастыря, основанного святителем Алексием († 1378; пам. 12 февр.) 5 . К этому времени относится несколько летописных сообщений, связанных с именем Чудовского настоятеля. Вскоре после возведения в сан архимандрита, «месяца февраля 16, в неделю Сыропустную, в 7 час нощи, у Михайлова Чюда згорела трапеза да архимандрича келья Генадиева» 6 . В 1482 г. «архимандрит Чудовского монастыря Геннадий..., руководствуясь указанием Студийского устава, литургию отпев вкусити по укруху хлеба во церкви... и по чаши вина и вечерню начинати и воду свящати», разрешил своей братии пить богоявленскую воду после еды» 7 . За это он немало претерпел от митрополита Геронтия (1473–1489) 8 . В 1479 г. после освящения вновь построенного Успенского собора в Кремле «неции прелестници клеветаша на митрополита князю великому, яко не по солнечному въсходу ходил митрополит со кресты около церкви; сего ради гнев възджвиже на нь князь велики, яко того ради, рече, гнев Божий приходит» 9 . В полемике с митрополитом на стороне великого князя был архиепископ Иоасаф ростовский «да архимандрит чюдовской Геннадей» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Март, 30 Софроний, епископ Иркутский Святитель Софроний, епископ Иркутский, известный под фамилией Кристалевский (в миру Стефан), родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае – служивый крестьянского происхождения). Детские годы святого Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У святого Стефана было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата – Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря. С возрастом святой Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителяИоасаф, епископ Белгородский († 1754; 10/23 декабря), и Павел, митрополит Тобольский († 1770; 4/17 ноября). Получив духовное образование, святой Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта). В ночь после пострижения в монашество святой инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», – предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятие в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Слова на праздники и дни памяти святых На обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня наша Православная Русская Церковь с чувством высокой духовной радости и с любовью совершает память великого ходатая за Землю Русскую и Церковь – ее святителя Иоасафа, епископа Белгородского, воспоминая день обретения святых мощей его. Родился святитель Иоасаф в 1705 году, 8 сентября, в городе Прилуки Полтавской епархии от благочестивых родителей Андрея и Марии Горленко. По особому Промыслу Божию семья Горленко оказалась у вышестоящей гражданской власти в опале и благодаря этому постоянно терпела скорби, унижения, поношения и материальные недостатки. Вследствие этого и будущему святителю Христову рано пришлось познакомиться с горем и страданием. Не было ему еще трех лет, как начались выпавшие на долю семьи испытания. Так, страданиями, Господь зачастую воспитывает и укрепляет с младенчества тех, кого рука Его избирает Себе в сосуд благодати. И так же, страданиями семейства, Господь с младых лет укреплял дух Своего избранника – святителя Иоасафа. Недостаток потребного, царившая в семье грусть – все это оставило в детском впечатлительном его сердце глубокий след, и он уже с ранних лет понял призрачность и обманчивость земной жизни и старался искать себе утешения и помощи только в молитве. Тихий, скромный, впечатлительный, он, избегая детских игр и увеселений, всегда прибегал к молитве и в ней находил для себя полное удовлетворение и отраду. Молитва стала потребностью его чистой детской души. Когда исполнились его года, отдали его учиться в Киевскую Академию, где под благодатным покровом почивающих мощами в Киево-Печерской лавре угодников Божиих он еще более развивал свою молитвенную настроенность. И такое настроение мальчика было угодно Господу, о чем Господь и засвидетельствовал видением, бывшем его отцу. Однажды, сидя на крылечке дома, тот размышлял, как устроить будущую жизнь своего сына-первенца. Солнце уже склонялось к закату. И вдруг видит отец на краю неба на воздухе Пречистую Божию Матерь, а перед Нею – сына своего Иоакима (такое имя дано было Святителю при Святом Крещении), молящегося на коленях. Божия Матерь, милостиво глядя на отрока, сказала: «Довлеет Мне молитва твоя». В ту минуту с Неба слетел Ангел и архиерейской мантией покрыл мальчика. Изумленный и огорченный тем, что такая доля выпала его сыну, отец воскликнул: «А нам, родителям, что оставляешь, Пречистая?!». На этом видение прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

У Верховной Рады проходит молебен об Украинской Православной Церкви (прямая трансляция) Звучат молитвы о справедливых властях и воинстве 18 мая, 2017 Звучат молитвы о справедливых властях и воинстве 18 мая. ПРАВМИР. У Верховной Рады проходит молебен об Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает корреспондент Правмира с места событий. На рассмотрение законопроектов об изменении статуса Украинской Православной Церкви у депутатов Верховной Рады не хватило времени. Об этом сообщил собравшимся у стен Рады верующим депутат Вадим Новинский. Он добавил, что рассмотрение законопроектов перенесут, на какое время — пока неизвестно. «Еще будут попытки поставить нашу Церковь под контроль государства, но мы верим, что Господь нас не оставит. Все мы патриоты, и любим свою страну, и нам не нужно никому это доказывать» , — сказал депутат собравшимся на молебен. Он поблагодарил всех за поддержку и участие в молении. Митрополит Почаевский Владимир идет по рядам и окропляет всех святой водой. Люди очень рады и шутят, что теперь можно простоять и до утра. Верующие остаются на месте проведения молебна, поют акафист Архистратигу Михаилу. Все сосредоточены и даже напряжены. Богослужение возглавляет архиепископ Иоасаф Кировоградский и Новомиргородский. Участники молебна сообщают, что готовы продолжать стояние до времени закрытия Верховной Рады в 18.00. Верующие передохнули и вернулись к молитве. Блаженнейший Митрополит Онуфрий уехал. Он был в скромном монашеском одеянии — не все могли его узнать. По некоторым данным сообщения о снятии вопроса о дискримационных законах с повестки дня Верховной Рады являются ложными. Прихожане Ионинского монастыря с настоятелем. По распоряжению митрополии привезли воду и пирожки. Верующих пригласили в тень — перекусить. Все молятся — поют пасхальные песнопения. Вся площадь и весь парк заполнены молящимися. Люди очень дружелюбны, нарядны, поют молитвы вслух. Сейчас обеденный перерыв, верующие перекусывают. У микрофона священнослужители читают акафист святителю Николаю.

http://pravmir.ru/u-verhovnoy-radyi-proh...

иеродиакон Иоасаф (Устюжанинов) Введение Учение о спасении святителя Феофана (Говорова), затворника Вышенского, содержит в себе истинное богатство духовно-нравственных отеческих наставлений. Это духовное сокровище читатель находит и в письмах к разным лицам, и в толкованиях на Священное Писание , и в нравственно-аскетических богословских произведениях. Антропологическая проблематика занимает центральное место в сотериологии святителя Феофана, поскольку человек и его личный путь ко спасению в Боге является главным предметом размышлений Преосвященного. Ему важно было донести до сознания современников ясное понимание того, что весь человек онтологически отдален от Бога из-за глубинной греховной поврежденности человеческой природы и нуждается в воссоединении с Творцом через исцеление во Христе. Актуальность темы статьи заключается в том, что, согласно воззрениям святителя Феофана Затворника , человеческий дух является главной и первостепенной силой человеческой природы, посредством которого возможно реальное и полное воссоединение с Богом. Эта мысль является основополагающей в ходе его размышлений о пути спасения и восстановления человека в прежнее состояние, в каком он находился до грехопадения. Категория человеческого духа может рассматриваться и в филологическом, и в философском значениях, абстрагируясь от конкретной человеческой личности. Но в творениях Вышенского Затворника дух человека предстает прежде всего как живая и действующая сила богообщения и богопознания. Концептуальной идеей публикации является рассмотрение категории человеческого духа в качестве духовно-нравственной силы. Такой подход к раскрытию темы позволяет увидеть под наименованием человеческого духа нечто объединяющее интеллект, нравственность и желания в гармоничную систему духовно-нравственного развития человека. Методология нашего исследования основана на специфическом подходе к рассмотрению человеческой природы. Именно за основу берется христианская антропология, где делается акцент на глубинной поврежденности человеческого естества, и как следствие, на наследственности греховных страстей и немощей. Такой методологический подход позволяет вести речь о человеческом духе как самостоятельной силе, которая проявляется в сочетании совести, сознания и свободы, участвующих в искании Бога и во всех сферах жизнедеятельности человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель — тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея — архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения — поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась. Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году. Среди читателей и почитателей поэмы — священномученик Никодим (Кононов) ( 1918 г.), епископ Белгородский, который в составленном к прославлению святителя в 1911 году акафисте воспел: «Имея оружие непобедимое — Крест, на сердце твоем верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возстающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетелем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем....» Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову. Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил поэму святителя Иоасафа, изданную в 1892 году. Сделал ксерокопию и с предложением о переиздании обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерею Олегу Николаевичу Кобец. Идея была поддержана и творчески развита: было предложено сделать современный поэтический перевод этого произведения, созданного на церковно-славянском языке, и поэтому не совсем понятного современному читателю. Автор современного поэтического перевода поэмы, клирик Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, член Союза писателей и Союза журналистов России, протоиерей Игорь Кобелев. Поэма святителя Иоасафа является лучшим образцом поэзии того времени, да и во многом является образцовым произведением.В современном поэтическом переводе она появилась лишь в 2002 году. Около 8 месяцев о. Игорь работал над переводом, а самое сложное было — разбивать длинную строку святителя на более короткие и находить соответствующие рифмы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

Скачать epub pdf Глава 3 Силам Света вопреки силы тьмы восстали И греховные полки так сформировали: Царица-Гордость Лакомство – Зависть – Обжорство – Леность 1 . «Прежде чем на брань идти, – мыслит  Гордость  мира, – Для полков моих найти надо командира». И тотчас, всех зол вина, эту рать возглавить Взялся  дьявол-сатана , чтоб себя прославить. Темные грехов войска, что он вел сражаться, К  Добродетели  полкам стали приближаться. В шесть коней запряжена – всем посторониться – Буйной резвости полна – мчится колесница. Гордость  в ней сама сидит, одержима страстью. Ни на что уж не глядит, упиваясь властью. Злата, бисера, камней Так пестры наряды. А пред ней, вокруг, за ней – грешников отряды. Мрачен, поступью тяжел, прямо вслед за ними Черный ликом,  дьявол  шел с бесами своими. Взор его поверх полков яростен и страшен. Вид же Гордости таков – пошло разукрашен: Грудь открыта, и над ней медальон сверкает, И корона из камней блеском привлекает. Щеки – красный цвет румян, очи чуть прикрыты, Словно конь, от страсти пьян, ржет и бьет копытом. 2.   Лакомства  бесовка шла – позади и рядом, В ад рабов своих вела ненасытным взглядом. 3 . Как ужасен будет бой! Близко – злая сила, Словно пропасть пред тобой                черный зев открыла. Блуд  премерзкий шел затем вслед иной заразе, В скверне весь, в нечистоте, в гное и проказе. Так противен, что нельзя собранным отрядам, В слизи пакостной скользя, находиться рядом. Похотник, прелюбодей – тысячи их к бою – Все, что мерзко для людей, волокли с собою. 4.  Всех скупцов и богачей, где б ни оказались, Ненасытностью своей подчиняет  Зависть. Всюду свой бросает взгляд и лишь достигает, В пропасть, что бездонна, – в ад сразу повергает. Блеск сокровищ, городов – все бы поглотила! В битву – легион рабов Зависть снарядила. 5.   Гнев  пылающий за ней, что костер средь ночи, злыми искрами огней светят его очи. За собой ведет он тех, кто во ссорах ярый. Тянет, демонам на смех, «лающихся» пары. 6 . Вражьих войск перед концом               Леность   – грех проклятый,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский (Миткевич) Окончил Киевскую духовную академию. С 1748 года – префект Новгородской духовной семинарии. С 1750 года – ректор Новгородской духовной семинарии и архимандрит Рождество-Богородицкого Антониева монастыря. 10 февраля 1756 года переведен архимандритом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. 26 апреля 1758 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. При первом же знакомстве с епархией епископ Иоасаф обратил внимание на низкий уровень образования духовенства. Некоторые священники не умели даже грамотно читать. Невежественных и неспособных священников он лишал не только места, но и священного сана. Однако в связи с большими затруднениями в подборе образованного духовенства преосвященный Иоасаф разрешил принимать на священнические места лиц, хотя и не получивших специального образования, но умевших читать, писать и петь. А для обеспечения в будущем церквей епархии образованным духовенством епископ Иоасаф дал указание прислать из всех духовных правлений для обучения в Харьковском коллегиуме детей церковно-служителей от 7 до 15 лет. Стремясь повысить религиозно-нравственный уровень своей паствы, преосвященный Иоасаф давал указания священникам ежемесячно проповедовать в храмах слово Божие, а в воскресные и праздничные дни обучать закону Божию и основным молитвам, как было установлено еще его предшественником святителем Иоасафом (Горленко, † 1755; память 4/17 сентября, 10/23 декабря). В период служения епископа Иоасафа в Белгороде среди народа распространился обычай бракосочетания малолетних женихов с великовозрастными невестами. Это зло обратило на себя внимание правительства. Стремясь пресечь совершение таких браков, епископ Иоасаф запретил священникам в подобных случаях совершать венчание, а за нарушение предписания грозил лишением сана и вечным заточением. Под угрозой тяжких наказаний он воспрещал и насильственные венчания без взаимного согласия жениха и невесты. Применяя строгие наказания к духовенству за проступки против должности, преосвященный Иоасаф всегда вставал на защиту его в случаях обид и оскорблений, наносимых духовенству различными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского 17 сентября, 2018. Новостная служба Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению им устава и церковных традиций 17 сентября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси С 1654 года – архимандрит Рождественского монастыря во Владимире. С 25 апреля 1656 года по декабрь 1666 года – архимандрит Троице-Сергиева монастыря. В 1666 году принимал участие в соборном суде над патриархом Никоном . 10 февраля 1667 года Собором иерархов поставлен патриархом Московским и всея Руси. Скончался 17 февраля 1672 года. Погребен в Успенском соборе в Москве. Его называли «старцем добрым, кротким и незлобивым». С первых же дней патриаршества он присутствовал на Соборе 1667 года, на котором были одобрены исправления книг, начатые по благословению патриарха Никона , и произнесена анафема на противников этих исправлений. Патриарх Иоасаф боролся против раскольников. Им был составлен «Глас священноначальникам» об отношении к раскольникам. При нем были проведены некоторые реформы в Церкви и установлены правила для священников и для паствы. Труды: Жезл правления. – М., 1668; М., 1753. Собрание, или Выписка от Божественных Писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя. – М., 1668. Увещание о благочинном стоянии в церкви с обличением безчинствующих. – М., 1786. Грамота благодарительная к малороссийскому гетману о непоступлении в разврат. – М., 1668. Грамота увещательная о пребывании в покорности государю царю Алексею Михайловичу. – М., 1668. Духовное завещание. – М., 1672//Акты Археографической экспедиции. – СПб., 1836. – Т. 4. 155, 161. Служебник с соборным свитком. – М., 1667; М., 1668. Поучение святительское к новопоставленному иерею. – М., 1670. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 270, 271, 287. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 12. – С. 760–792. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890. – Ч. 1. – С. 144–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010