Иоасаф, святитель, епископ Белгородский и Обоянский (Горленко Иоаким Андреевич) († 1754; память 4/17 сентября, 10/23 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых) Родился в городе Прилуках Полтавской губернии в семье полковника 8 сентября 1705 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Образование получил в Киево-Братском училище. Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. Когда мальчику исполнилось всего 8 лет, отцу его было видение: при заходе солнца на воздухе увидел он Богоматерь, а пред Нею сына своего Иоакима, в молитвенном положении припадающего к Ее стопам. «Довлеет мне молитва твоя», – говорила ему Богоматерь, и в это время слетел с горней высоты Ангел и одел святительской мантией коленопреклоненного отрока. Из этого видения отец понял, что его сыну готовится поприще воина духовного. Очень рано юный Иоаким возгорелся любовью к иночеству. На 18-м году жизни он уже был пострижен в рясофор с именем Илариона, а 21 ноября 1727 года в Киево-Братском монастыре принял монашество с именем Иоасафа. 8 января 1728 года рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. 8 ноября 1734 года Иоасаф был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф возведен в сан игумена Дубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. С чувством глубокой ответственности вступил он в управление обителью и много сделал для ее благоустройства. 14 сентября 1744 года Иоасаф был возведен в сан архимандрита. 24 января 1745 года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. 2 июня 1748 года, в Неделю Всех святых, архимандрит Иоасаф в соборной церкви Петропавловской крепости Санкт-Петербурга был хиротонисан во епископа Белгородского. Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства епископ Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Состояние храмов Божиих, совершение богослужений в них, нравственность пастырей и пасомых – все было предметом внимания и заботы архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ (КРОКОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет 1-й четв. XVIII в. (после 1718 г.), реставрация В. Подкопаевой 1980-1990 гг. Из Киево-Софийского митрополичьего дома. Собр. Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет 1-й пол. XVIII в. Собор. Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Митрополит Киевский Во второй половине октября 1707 года в Киеве состоялся собор духовенства, на котором архимандрит Иоасаф был избран Киевским митрополитом . Это стало последним избранием Киевского владыки в его кафедральном городе вплоть до начала XX века . 14 августа состоялось оглашение и 15 августа 1708 года последовала его архиерейская хиротония в Успенском соборе Московского Кремля при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) , митрополита Ростовского святителя Димитрия (Туптало) , митрополита Суздальского Ефрема (Янковича) , архиепископа Тверского Каллиста (Поборского) и архиепископа Коломенского Антония (Одиновича) . 12 ноября 1708 года в Троицком соборе города Глухова по требованию царя Петра I митрополит возглавил богослужение, на котором была провозглашена анафема Мазепе . При этом митрополит Иоасаф не стал сам произносить проповедь с осуждением Мазепы, поручив это протопопу Афанасию Заруцкому . Иоасаф также не подписал акт избрания новым гетманом Скоропадского . Настольная грамота от царя с подтверждением статуса и прав митрополии была выдана митрополиту более года после хиротонии - 14 сентября 1709 года . Известно, что ее список 20 августа был послан " в поход " царю Петру . Грамота же на вотчины митрополии, хотя и составлялась в 1708 году, о чем свидетельствует сохранившийся черновик , была выдана еще позднее - в январе 1710 года, причем ради этого владыке Иоасафу пришлось специально обращаться к царю . Главной причиной подобных проволочек стало, видимо, отсутствие соответствующей санкции царя, которому не досуг было заниматься этим в разгар борьбы с шведами .

http://drevo-info.ru/articles/16968.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ (СКРИПИЦЫН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иоасаф. Икона ок. 1949 г., Рака мощей свт. Иоасафа, Сергиев Посад. С сайта pravicon.com Иоасаф (Скрипицын) (+ 1555 ), митрополит б. Московский и всея России (1539 - 1542), святитель Память 27 июля , в Соборе Московских святителей и в Соборах Московских и Радонежских святых Происходил из дворянского рода Скрипицыных, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве. Троицкий игумен Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре . С 1529 г. - игумен Троице-Сергиевой Лавры . Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна , будущего первого Русского царя, " священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть Митрополит всея Русии " . В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря , так как " ...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съез-жаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром " . В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен. Митрополит Московский 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита . В " Актах Археографической экспедиции " опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка святитель Макарий дал при этом " повольную " грамоту митрополиту Иоасафу. Уже в первые три воскресенья марта митрополит Иоасаф поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539); настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543); наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого) (1535–1555). Он также поставил в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря " Исака Собаку " , который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: " Отпиши де мне, что Исакова ересь " . Заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела.

http://drevo-info.ru/articles/13392.html

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоасаф и Серапион, подвижники Площанской пустыни (Память 15 мая) После возобновления Площанской пустыни иеромонахом Тихоном преемником-настоятелем был избран его ученик – иеромонах Иоасаф. Он был учеником его и наместником во время отлучек; разделял с ним скорби и помогал ему в устроении пустыни; жил несколько лет в Брянских лесах, потом, по просьбе отца Тихона, возвратился в обитель. Он был родом из Каширы, звания дворянского, начало жизни подвижнической полагал в Одрином монастыре, там был и пострижен; оттуда перешел по просьбе о. Тихона в Борщевскую пустынь, где рукоположен в иеромонаха. Когда же соединена была Борщевская пустынь с Площанскою, и отец Тихон сделался строителем, отец Иоасаф перешел в эту пустынь. Сделавшись строителем, отец Иоасаф деятельно занялся построением новой каменной церкви, в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом Святителя Николая, по правую сторону; церковь была окончена и освящена при нем в 1746 году. В то же время заложил новую церковь в имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вместо деревянного корпуса, занимаемого трапезою, он выстроил новый каменный, более пространный, и поместил в нем, кроме трапезы, поварню, хлебню и несколько братских келлий; монастырь обнес деревянною стеной. В ризницу прибавил риз и других вещей, принадлежащих к священнодействию; библиотеку пополнил разными служебными и назидательными книгами. Заботясь об устройстве пустыни во всех отношениях. он не оставлял и духовных подвигов своих, в которых с юных лет упражнялся. Он был примером для братии в воздержании, трудах и молитве, любил уединение, был хорошим наставником духовной жизни. Благочестивые упражнения его, сказывал о нем ученик его отец Серапион, не только в сей пустыни, хотящим ради Бога жить, были сведомы, но и другим правым сердцам служили прямо на спасение души. Слава о его богоугодной жизни, распространившаяся далеко по окрестностям, и частые посещения приходящих к нему за советами, стали тяжки для его души смиренной и любившей уединение; а потому, окончив построение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, трапезы и других начатых им зданий, и избрав себе в преемники отца Пафнутия, Иоасаф отказался от начальства, бывши только шесть лет (1741–1746) строителем и удалился в любимые им Брянские леса, где прожил около двадцати лет, но и там не мог укрыться от приходивших к нему и искавших его душеполезных советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 15 сентября 2012 г. В истории XVII века были два Первосвятителя, возглавившие Русскую Церковь , которые не только носили одно имя, но и их судьба была аналогичной. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Феодоровиче, во главе Церкви стоял его отец – Патриарх Филарет, носивший титул Великий государь. После его кончины был избран Патриарх Иоасаф I, который был гораздо мение влиятелен. В середине XVII века возглавлял церковь Патриарх Никон . Подобно отцу царя Михаила, он также носил титул Великий государь. После него Русской Церковью управлял Святейший Патриарх Иоасаф II. Оба патриарха с именем Иоасаф оказались в тени своих более известных предшественников и, следовательно, остались менее известны в истории. По низложении Патриарха Никона царь Алексий Михайлович в связи с долговременным вдовством Московского Патриаршего Престола повелел российским архиереям избрать в присутствии Восточных Святителей достойного кандидата в Патриархи. По имевшемуся порядку Восточным Предстоятелям были представлены три кандидата, в числе которых был Троицкий архимандрит Иоасаф, который и был избран на первосвятительскую кафедру. Это был уроженец Тверской земли, о чем свидетельствует его именование “новоторжец”. Первоначально он был настоятелем древнейшего Борисоглебского монастыря в Торжке, затем с 1654 года по 1656 являлся настоятелем Владимирского Рождественского, а с 1656 по 1666 год – Троице-Сергиева монастыря. В перечне Троицких настоятелей во Вкладной книге обители читаем о нем: “Архимандрит Иоасаф, взят из Володимера из Рожественского монастыря и поставлен апреля в 25 день 164 (1656)-го году. И повелением Великаго государя царя и Великаго князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по благословению великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии даны ему на мантию скрижали да святительский посох” 1 . Во время его настоятельства царь Алексий Михайлович неоднократно посещал Троице-Сергиеву обитель и полюбил архимандрита Иоасафа. Во время войны России с Польшей однажды, возвращаясь в Москву из богомольной поездки в Троицкий монастырь и получив утешительные вести об успехах русского оружия, царь немедленно возвратился с дороги назад в монастырь, где принес благодарение Богу и, отходя, заповедал настоятелю и братии трехдневный пост и молитву о даровании победы и ниспослании мира. Во время заповеданного государем поста и молебствий была одержана еще новая победа над поляками, за которую царь почтил архимандрита Иоасафа и братию 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сортировать по Исключить новости Священномученик архимандрит Иоасаф Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Важнейшим церковно-историческим событием конца XVI века явилось учреждение Патриаршества на Руси, и первым Московским Патриархом был святитель Иов (1589–1605; †1607; пам. 19 июня), поставленный Константинопольским Патриархом Иеремией. Затем в 1591 году на Русь прибыл Тырновский митрополит Дионисий 1 , который привёз с Востока грамоту, утверждающую учреждение Патриаршества на Руси. В обратный путь он ехал через Чернигов, посетив при этом Пафнутиево-Боровский монастырь, куда заранее была направлена грамота игумену Иоасафу с предписаниями, как встречать иерарха 2 . Игумен Иоасаф, как можно предположить, родился в середине или в начале второй половины XVI века. Монашеский постриг, очевидно, он принял в монастыре преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), духовная генеалогия которого восходит к Радонежскому подвижнику 3 . Здесь он со временем стал игуменом. П. Строев указывает начальную дату его настоятельства: 16 февраля 1592 года 4 . Новый летописец сообщает о паломничестве царя Феодора Иоанновича (1584–1598) по монастырям в 1591–1592 годах и называет среди них Боровскую обитель “Чюдотворца Пафнутия” 5 . Затем известно его посещение обители в 1594–1595 годах. С этими посещениями связывается освящение соборного новопостроенного храма в Пафнутиево-Боровском монастыре 6 . Очевидцем и современником этих событий был игумен Иоасаф. После кончины царя Феодора в 1598 году на царство был избран брат царицы Ирины — Борис Годунов. Для этого был собран земский Собор, а “на Соборе были с Первопрестолнейшим и Пресвятейшим Иевом Патриархом сынове его архимариты и игумены из Боровска Пафнотьевской игумен Иоасаф” 7 . В 1601 году в Боровский монастырь прибыл царь Борис Годунов и была доставлена рака для мощей преподобного Пафнутия Боровского 8 . Очевидно, и в 1599 году царь Борис и царевич Феодор путешествовали в Можайск, “да х Пафнотию чюдотворцу в город Боровеск”, о чём сообщили прибывшим на Русь грузинским послам 9 .

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иоасаф Белгородский Ежечасная молитва святителя Иоасафа Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей г. Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление на текст: " непрестанно молитеся " . Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: " Буди благословен день и час... " Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: " излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить " . Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей. 29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени. Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон - вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь. Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения , причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. скончался. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя. Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида.

http://drevo-info.ru/articles/6971.html

Сортировать по Исключить новости Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского 17 сентября, 2016. Новостная служба Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций 17 сентября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Святитель Христов Иоасаф родился 8 сентября 1705 года в г. Прилуках Полтавской епархии. Родители его были люди именитые и благочестивые. Его отец Андрей Дмитриевич Горленко был женат на дочери знаменитого Гетмана Даниила Павловича Апостола – Марии Даниловне и занимал важную должность Бунчукового товарища при этом гетмане. Знаменит и славен был род Горленков. Много потрудился для Московского Государя-Царя Лазарь Горленко – прадед Святителя, удалой казак, страдальчески скончавший свою жизнь, за верность Государю изрубленный возмутившимися казаками и брошенный еще живым в печь, за 18 лет до рождения Святителя. Славен был бранными подвигами и его дед. Всех детей у Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны было восемь: пять сыновей и три дочери. Сыновья, кроме Иоакима, Андрей, Михаил, Павел и Григорий, а дочери: Параскева, Марфа и Иулиания. Все дети потом прекрасно устроились. Сыновья, кроме Михаила, скончавшегося в сане Архимандрита с именем Митрофана, заняли почетные служебные места, а дочери вышли замуж за хороших людей. Иоаким же, впоследствии Иоасаф, явился славой всего рода Горленков на все века. Первенец, он родился у благочестивой четы в благополучные еще первые годы их счастливой супружеской жизни, но скоро познакомился с горем и страданием. Не было ему еще трех лет, как начались испытания семьи в связи с военно-смутным временем на Украине в начале XVIII века. Немного, только семь лет с несколькими месяцами провел под отчим кровом Иоаким, но и этого времени было довольно, чтобы ему научиться многому. Большую часть времени он, невольно, проводил с матерью в молитве и грусти по отсутствовавшем часто и подолгу родителе, в трудах и хлопотах, среди горя и печали. Иоаким рано понял призрачность земного обманчивого счастья и научился искать утешения и помощи в молитве. Навык к молитве при сознании непрочности земного счастья – вот то дорогое наследие, с каким Иоаким отбыл в Киевскую академию. Молитва стала потребностью его юной, чистой души. Тихий, скромный, впечатлительный, приветливый мальчик и в школе, как и дома, в молитве искал себе утешения и помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010