За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году – новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году «обложил» Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всё в жизни промыслительно… Воспоминание о священномученике Иоасафе (Жевахове) и криптораскольнике архиепископе Ионе (Черепанове) 26.09.2022 1530 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Читаю в телеграмм-канале «Правблог» радостное сообщение от архиепископа Ионы (Черепанова): «Важная новость. Сегодня во время всенощного бдения наш Предстоятель, Блаженнейший митрополит Онуфрий, освятил новонапечатанные антиминсы. В них нет упоминания московского патриарха». А телеграмм-канал «Религия и политика» Александра Вознесенского приводит реплику клирика УПЦ Александра Клименко: «Когда есть общий враг и общая цель, то объединяются даже вчерашние противники. А если нет – обязательно проиграют. Потому что врагу только того и надо, чтобы украинцы ссорились внутри своей страны. Хотите во время войны помочь войскам РФ поработить Украину? Тогда продолжайте сеять вражду. Результат увидите быстро. Мы либо будем сеять взаимопомощь и единение, либо наши поля будут засевать чужие люди». Это публикует всё тот же архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) и чтобы не было ни у кого сомнений, кому это адресовано, уточняет, что речь идёт об объединении с раскольниками из ПЦУ. Архиепископ Иона (Черепанов) давно выступал за автокефалию УПЦ МП, а теперь вот «топит» уже откровенно за объединение с раскольниками. По боку каноны, когда речь о политических интересах Украины… И вспомнил я события более чем 20-летней давности. В самом начале 00-х годов, вскоре после канонизации Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году, встал вопрос о причислении к лику святых и епископа Иоасафа князя (Жевахова). В связи с чем, началось своего рода «соревнование» кто соберёт материалы для канонизации раньше. Дело в том, что епископ Иоасаф был назначен в июне 1936 года на Могилёвскую кафедру, но по каким-то причинам туда не поехал, остался в Белгороде у мощей своего тезоименитого предка Святителя Иоасафа Белгородского, для канонизации которого много сделал. Почему предка? Род Жеваховых дважды был породнён с родом Горленко, из которого происходил Белгородский святитель, а бабка священномученика Иоасафа была из рода Горленко. В честь святителя Иоасафа и был пострижен в монашество Патриархом Тихоном будущий священномученик.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/26/vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выполняя повеление Божией Матери Начался крестный ход вдоль линии фронта времен Первой мировой войны 20.09.2012 1374 В 1914 году двум разным людям явился святитель Иоасаф Белгородский, который передал повеление Божией Матери провести крестный ход с Её Песчанской иконой вдоль линии фронта. Повеление Богородицы не было выполнено. Вчера, 19 сентября, начался автобусный Крестный ход с иконами Божией Матери Песчанская (специально написанной для этого случая), а также Владимирская, Боголюбская, который пройдет примерно по тем местам, где шла линия фронта в октябре 1915 года, когда Песчанская и Владимирская иконы были в Ставке и был упущен исторический шанс победы в той страшной войне и недопущения дальнейших трагических событий русской истории. Общая протяженность маршрута 4,5 тыс. км. Крестный ход продлится 26 сентября. Об этом нам сообщила известная общественная деятельница Татьяна Боровикова, руководитель ВОО «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток - хорошо!». Помимо этой общественной организации инициатором Крестного хода является МОД «За Веру Православную», которой руководит Павел Безукладичный. Эта организация получила известность благодаря проведению крестных ходов по территории Украины , Белоруссии и России по маршруту движения Великого князя Андрея Боголюбского из Вышгорода во Владимир. Крестный ход по линии фронта Первой мировой войны проводится при поддержке и по благословении Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московской Патриархии. «Задачей Крестного хода является отдание долга послушания Божией Матери, покаяние за грех долгого (98 лет) неисполнения воли Царицы Небесной, преодоление и недопущение новой смуты, войны и народных бедствий, молитва за возрождение Российской Империи, восстановление хозяйства страны и исторической справедливости», - сообщила нам Татьяна Боровикова. В Крестном ходе примут участие представители различных городов России, Украины и Беларуси. Основная команда - 8 человек. В предоставленном участникам акции автобусе 19 мест, поэтому они предлагают желающим присоединиться к ним на маршруте, проехать часть пути, организовать эстафетный Крестный ход от храма до храма по всей линии фронта. От Москвы участники Крестного хода проследуют в Псков, затем в Печоры, оттуда вдоль границы с Латвией в Беларусь, где через Браслав и Пинск проследуют на Украину. Здесь маршрут пройдет через Луцк - восточнее Тернополя - Каменец-Подольск, далее - в Одессу, откуда участники акции вернутся в Москву.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/20/vy...

Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Церковь Троицы Живоначальной Церковь Иулиании Ольшанской Пещерная церковь Варлаама Печерского Водосвятная часовня Надкладезная часовня Карта и ближайшие объекты По местному преданию, св. равноап. кн. Владимир построил здесь зимний терем и храм, которому подарил образ Пресвятой Богородицы, полученный от патриарха Константинопольского в благословение на брак с византийской царевной Анной. В некоторых изданиях строительство храма отнесено к 1001 г.: основанием к тому послужила одна из гипотетических (документальная отсутствует) дат возведения (1000) каменной церкви «Старая кафедра» в 1 км к западу от Владимира-Волынского (X-XIII вв.). Во 2-й пол. XI в. прп. Варлаам Печерский, заболев в пути из Константинополя на Русь и «достигнув города Владимира, вошел в монастырь, тут сущий близ города, носящий название Святой горы, и здесь почил с миром», завещав, чтобы спутники отвезли его тело в Киево-Печерскую Лавру, что и было исполнено («Житие прп. Феодосия Печерского»). В литературе встречается мнение, что в кон. XI в. Зимно посетил прп. Нестор Летописец, а в 1-й пол. XII в. здесь игуменствовал будущий свт. Нифонт Новгородский; оно восходит к известиям «Истории Российской» Василия Татищева, не имеющим подтверждения в дошедших до нас летописных текстах. Под 1097 г. (датой, которая входит в хронологический диапазон Несторовой редакции «Повести временных лет») Татищев приводит слова летописца: «Случилось мне быть тогда во Владимире смотрения ради училищ и наставления учителей» (для сравнения – в Ипатьевском списке «Повести» автор этих строк назван Василием и не говорит об училищах, отмечая только: «Я был тогда во Владимире»). Относительно же свт. Нифонта, Татищев, уже без прямой ссылки на летописца, утверждает, что будущий Новгородский владыка игуменствовал на Волыни. Под 1223 г. Ипатьевская летопись говорит о Волынской земле: «Были Владимирские епископы… Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а потом был Василий из Святой горы».

http://sobory.ru/article/?object=26566

Июль 3-й день. Преподобные Иоанн и Лонгин Яргенские Преподобные Иоанн и Лонгин были учениками святителя Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители; они проводили жизнь в строгом посте и внимании к своей совести. В 1561 году отправились они на судах на твердую землю и, возвращаясь, застигнуты были сильной бурей; буря разбила суда, блаженные Иоанн и Лонгин потонули. Тела их обретены нетленными на Карельском берегу, за сто двадцать верст от обители, в устье Сосновки, и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. В 1625 году инок Илия Телов донес патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано произвести на месте точное исследование о чудесах святых Иоанна и Лонгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним несколько иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. В 1635 году Яренгский монастырь отдан был в ведение Соловецкой обители, а в 1764 году упразднен. Ныне на его месте село Яренга в Архангельской губернии и уезде, в ста сорока трех верстах к северо-западу от Архангельска, на берегу Двинской губы Белого моря, при впадении реки Яренги. Мощи преподобных покоятся в церкви преподобного Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1638 году. 5-й день. Блаженный Иоасаф, архимандрит Троицкого монастыря Лучезарным венцом подвигов добрых, незыблемым оплотом Москвы и всего Отечества в Смутное время была знаменитая обитель великого чудотворца Сергия. В 1608 году Троицкий монастырь окружен был мятежными полчищами, которые поддерживали второго Лжедимитрия (Тушинского). Самозванец хотел овладеть монастырем; его побуждали к тому и сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков Троицких, вместе с патриархом, поддержать в Москве верность народа царю Василию Иоанновичу Шуйскому, и местная важность Троицкой обители, которая стояла на пути к Москве от северных и восточных городов, откуда могли прийти верные сыны Отечества для освобождения его от иноземцев и мятежников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каждый, из русских, православный знает, кто такой был К. Д.М. Пожарский и почему он сделался знаменитым в отечественной нашей истории, т. е., что он был спасителем нашего отечества, – это всем и каждому известно. Но не многие знают о святителе Арсении, что и он с князем Пожарским участвовал в избавлении нашего отечества от ига иноверцев. Посему, не бесполезным считаем передать об этом известие во всеуслышание. Святитель Арсений был из Греков, Галасунского или Элассонского града 1 ; прибыл в Россию в первых годах 17-го столетия и жил в Москве. Теперь припомним, что наша св. православная церковь совершает празднество в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери октября 22 числа, по случаю избавления царствующего града Москвы от Литвы. Избавление это произошло так. обр.: в 1610 г. Москвой овладели Литовцы. Тогда русское воинство, на призыв бессмертных, – Минина и Пожарского, двинулось из разных мест к столице для освобождения ее от неприятелей и в общем собрании русских военачальников, положено было приступить к сему столь важному делу не прежде, как сперва помолясь Господу Богу и призвав на помощь Владычицу нашу Пресвятую Богородицу. При сем заповедан был всему воинству трехдневный пост 2 . В это время, как вне града Москвы молились и постились от чистого сердца и с сокрушенным духом, последовало дивное явление внутри самого города Арсению, задержанному Литовцами и находившемуся в самом бедственном положении; потому что неприятели лишили его всего имущества. К тому же, Святитель был крайне болен. Когда он истаивал от глада и тяжкой болезни, и был уже при последнем издыхании; среди полночной тишины вдруг келья его озарилась необыкновенным светом и он увидел пред собой Св. Сергия Радонежского. «Арсений!», – воззвал Преподобный к болящему, «се Господь Бог услыша молитву раб Своих и молитв ради Всенепорочной Матери своей, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с ними же и аз ходатай бых, заутра град сей предает Господь Бог в руце православным Христианам и врагов ваших низложит». Как-бы в подтверждение пророчества, болящему Святителю вдруг возвращается здравие и крепость сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-05-19 17:49:01 Владелец: zontik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здесь лучше видно Ответов: 1. Последний ответ: возможно, святитель Иоасаф Белгородский Добавлено на опознание: 2013-05-19 17:40:57 Владелец: zontik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: По наследству передалась икона не знаю кто на ней изображен Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-05-14 08:04:53 Владелец: dvoinay Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-05-13 18:30:15 Владелец: Konstantin1234 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона осталась от бабушки, подскажите как она может называться, примерное время ее написания, история и значение. Спасибо. Есть оклад, на иконе надпись С:Василий Великий Ответов: 1. Последний ответ: Время написание 19 век, ответ на название этого сюжета вы и сами дали. Это один из трех каппадокийских отцов церкви, известный церковный писатель и богослов. Храните как память о бабушке, быть может эта икона еще послужит вашей семье как святой обра [...] Добавлено на опознание: 2013-05-13 13:25:59 Владелец: kovalenko Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-05-13 13:25:11 Владелец: kovalenko Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась от бабушки, когда взялась у неё точно сказать немогу. Видна надпись по центру сверху: " Об.Ор.Бин " ниже " ис.хс " . Помогите опознать пожалуйста, что это за икона??? Ответов: 4. Последний ответ: Написала не очень понятно. Богородицы с Иисусом Христом на руках, а державу в руках держит младенец Иоанн Предтеча. Украинское деревенское письмо. Похоже, что иконописец довольно известный в своё время. Здесь в разделе на 3-7 страницах поищите икону [...] Добавлено на опознание: 2013-05-12 13:12:14 Владелец: den1983 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет...

http://pravicon.com/unknown/69

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2018-02-22 12:25:26 Владелец: Svetabidanetc Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Помогите определить икону. Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Иоасаф Белгородский. Начало 20 века. http://pravicon.com/icon-1996 Добавлено на опознание: 2018-02-18 07:37:49 Владелец: san999 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2018-02-18 09:58:39]: Цветопередача на камере плохая. Цвет жёлтый, металл [Добавлено 2018-02-18 10:00:06]: Цветопередача на камере плохая. Цвет жёлтый, металл [Добавлено 2018-02-18 10:00:15]: Цветопередача на камере плохая. Цвет жёлтый, металл Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо. Вы мне очень помогли Добавлено на опознание: 2018-02-11 16:21:01 Владелец: Amalialopatieva Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите узнать название иконы и год(век) Ответов: 1. Последний ответ: Название - избранные святые, а кто конкретно - прочитать трудно, опознать тем более. Но попробуйте написать те буквы над святыми, которые читаются и мы тоже попробуем. Добавлено на опознание: 2018-02-10 14:00:06 Владелец: andre Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона: СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТИПА Меднолитая пластика, эмаль. 19 век. ссылка на каталог " МЕДНОЛИТ " : Добавлено на опознание: 2018-02-10 13:57:36 Владелец: andre Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Господь Вседержитель. Подокладная икона конца 19 века. http://pravicon.com/icon-422 http://pravicon.com/image-26348 Добавлено на опознание: 2018-02-09 14:45:04 Владелец: Juli12 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Давно висит икона в деревне, передавалась по наследству бабушке. К сожалению истории появления, и информацыи о ней я так и не узнала. В семье о ней никто ничего не знает, кроме того что она 18-19в. Пробовала найти в интернете - похожие есть, но именно такую не нашла..

http://pravicon.com/unknown/20

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) - 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим А. Э. (житие было найдено А. А. Дмитриевским в мон-ре Сумела под Трапезундом). А. Э. род. в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона мон-ря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями А. Э. были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт К-польского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению А. Э. После смерти отца (ок. 1560) А. Э. воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под рук. к-рого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. А. Э. учился в Трикале в школе известного дидаскала мон. Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией (см. Иеремия II , Патриарх К-польский), а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита . В 1572 г. Арсением, митр. Патр, А. Э. был пострижен в монашество, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. А. Э. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в мон-ре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В кон. 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал А. Э. в К-поль и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в К-поле, А. Э. посещал лекции дидаскалов. 21 февр. 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февр. 1584 г. до марта - апр. 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал А. Э. в К-поль. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, к-рый привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав к-рого был включен А. Э. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули рус. столицу.

http://pravenc.ru/text/76326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 23.12.1677, тобольский Знаменский монастырь), митр. Сибирский и Тобольский (1664-1677). Происхождение, мирское имя и ранние этапы жизни К. неизвестны. С 1662 г. К. был архимандритом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря в Новгороде ( Строев. Списки иерархов. Стб. 50). После того как 16 февр. 1664 г. Сибирский архиеп. Симеон оставил святительство и удалился в Москву, на Тобольскую кафедру был избран К. 24 июля 1664 г. его хиротонию возглавил патриарший местоблюститель митр. Ростовский Иона (ПСРЛ. Т. 36. С. 161). К. был поставлен во архиепископа Сибирского при 2 живых предшественниках (помимо Симеона до 1666 г. был жив еще один Сибирский архиепископ - свт. Нектарий (Теляшин) , оставивший кафедру по старости в 1640 г.). К. прибыл в Тобольск 23 февр. 1665 г., на 3-й неделе Великого поста, на следующий день состоялось его торжественное введение в Софийский собор и на святительский двор (ПСРЛ. Т. 36. С. 162). Первые годы своего архиерейства К. был в сане архиепископа. На Большом московском Соборе 1666-1667 гг. (в к-ром К. участия не принимал) был поднят вопрос об открытии на территории Сибири 2 новых епархий. В итоге «по богоревностному благочестивейшаго самодержца желанию, благословихом и утвердихом в Тобольске со окрестными грады вместо архиепископии митрополии быти, в Томске граде епископу, и на Лене благословихом епископу же быти» (ДАИ. Т. 5. 102. С. 492). 18 янв. 1668 г. в Тобольск приехал посланник А. В. Богданов с царскими грамотами, по которым К. было велено прибыть в Москву. К. выехал в столицу 26 янв. и был в городе «в субботу Лазареву», т. е. 14 марта (ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Дворцовые разряды упоминают о присутствии К. за царским столом и его участии в крестных ходах совместно с патриархами и др. представителями высшего духовенства в марте-июне 1668 г. (Дворцовые разряды. 1852. Стб. 730, 733, 737, 755-756). 25 мая 1668 г. патриархи Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский посвятили К. в сан митрополита Сибирского и Тобольского. Ему пожаловали «сак и клобук белый, что и прочим митрополитом... а по степени учинен Сибирской митрополит под Астраханским митрополитом, выше Ростовского» (Там же. Стб. 757; ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Т. о., К. занял в духовной иерархии 4-е место после патриарха и митрополитов Новгородского и Казанского. Новых епархий на территории Сибири создано не было. На поставлении помимо патриархов и др. представителей духовенства присутствовал царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Процедура завершилась трапезой у государя в Столовой палате, где присутствовали лишь патриарх Макарий и К. (ДАИ. Т. 5. С. 127).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010