Еще один светлый юбилей. (К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО ). «Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресветлый просиял еси, и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души нашя»  (Тропарь св. Иоасафу, гл. 3-ий). Едва отпраздновали мы столетие со дня прославления великого Российского Святителя Тихона Задонского , как вот приспел уже другой светлый юбилей – радость и торжество нашей святой веры и Церкви: в воскресение 417 сентября с. г. исполняется пятидесятилетие со дня прославления современного ему другого великого Российского святителя Иоасафа, Епископа Белгородского. И Святитель Иоасаф, как и Святитель Тихон, жил и подвизался все в том же, столь злокозненном для нашей Родины XVIII столетии, но был уроженцем не севера, а юго-запада России. Свое духовное воспитание он получил под благотворным воздействием великих исторических святынь русского народа – в самом сердце «матери городов русских», в Киево-Братском монастыре, где он прошел курс богословских наук в открытой при нем академии. Непродолжительна была его земная жизнь – он скончался всего лишь 49-ти лет от роду, – но о нем поистине можно сказать словами Премудрого:  «Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия»   (Премудрости Солом. 4, 13–14). Чем был велик и славен Святитель Иоасаф, чем он угодил Богу и чему мы можем и должны поучиться у него? У нас, современных христиан, вера, по большей части, расходится с жизнью: мы не живем в полном согласии с учением, с требованиями нашей веры. Вера наша так ясно, так определенно учит нас, отрешаясь от всего тленного, земного, всеми мыслями и чувствами своими устремляться к ожидающей нас нетленной вечной жизни.  Теоретически  мы, может быть, и принимаем это (хотя появилось у нас в последнее время особое течение «нео-христианства», которое даже теоретически не хочет этого принять, а измыслило совсем новое, неизвестное прежде мнимо-христианское мировоззрение, стремящееся крепче приковать человека к земле, будто бы уже преображенной и освященной пришествием Христовым в мир), признаем и кончину века, и Второе Пришествие Христово, и Страшный Суд, и будущую жизнь, но  практически  поступаем и живем так, как будто бы ничего этого не предвидится, и нам нужно только здесь на земле устроиться получше, обеспечив себя всеми благами и удобствами: мы не желаем по-настоящему думать о неизбежно ожидающей каждого из нас смерти и не. готовимся, как бы следовало, к предстоящей нам будущей вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский За последние два века, кроме святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, Феодосии, епископ Белгородский, и преподобный Серафим, подвижник Саровский. Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду – составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием «Розыск о брынской вере». Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

(Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г. ) 1 4 октября 1552 года, по свидетельству летописцев и историков казанских 2 , в день торжественного въезда в Казань, царем Иоанном Васильевичем Грозным был основан в г. Казани деревянный храм, впоследствии Казанский Кафедральный собор. На третий день, 6 октября, этот храм, в присутствии царском, был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1561 году, вместо прежнего деревянного храма, 21 мая начат постройкой, а 12 сентября закончен в византийском стиле каменный собор. Освящен он 3 первым Казанским святителем, архиепископом Гурием 4 . Неоднократные пожары Казани и собора, бывшие в 1596, 1672, 1694, 1742, 1815 и др. годах, сильно разрушали здание, а следовавшие за этим исправления и реставрации перестройками и пристройками всякий раз видоизменяли прежний вид Кафедрального собора. Драгоценнейшая святыня собора – мощи Казанского первосвятителя Гурия покоятся здесь, в левой стороне центральной части храма, между колоннами. Они открыты в 1595 году, 4-го октября, сначала почивали в Спасо-Преображенском монастыре и в Кафедральный собор перенесены в 1630 году. Кафедральный соборный храм с давних времен служил местом вечного покоя скончавшихся в Казани архипастырей. Здесь почивают митрополиты и архиепископы – Вассиан 5 , Тихон I 6 , Матфей 7 , Симон 8 , Корнилий I 9 , Лаврентий II 10 , Иоасаф 11 , Маркелл 12 , Тихонъ III 13 , Павел I 14 , Иона 1515 , Афанасий 1616 , Антоний II 1717 , Павел II 1818 и Владимир II 1919 . Историки и летописи казанские указывают и место погребения этих святителей, говоря, однако, кратко и не всегда и о всех точно. Об одних (архиеп. Вассиан, митрополит Матфей, митроп. Симон, митр. Корнилий и митр. Иоасаф) они свидетельствуют только, что эти владыки почивают в соборе, у северной стены, о других (митроп. Тихон III и архиеп. Павел I), – что они покоятся у южной стены, об архиепископе Ионе не говорят ни слова, а об остальных указывают определенно – под главным алтарем собора, в особой усыпальнице (архиеп. Тихон I, митроп. Лаврентий II, митроп. Маркелл, архиеп. Афанасий и архиеп. Владимир II), или же – в соборном, правом приделе (архиепископы Антоний II и Павел II); в обоих последних местах над останками этих святителей имеются надгробия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Из месяцеслова Православных святых Святитель Иоасаф Белгородский 22 (К 200-летию его преставления) 4 сентября, 10 декабря Из родовитых семей малороссийского края произошел святитель Иоасаф. Полковниками Прилукского казачьего полка были предки, с отцовской стороны, Иоакима Горленко, родившегося 8 сентября 1705 г. Дочерью гетмана Даниила Апостола была его мать Мария. Благочестив был отец Иоакима, Андрей Горленко, сестра же и брат последнего приняли иноческий образ. Учениками Киево-Братской Могилянской академии состояли отец и дядя Иоакима. В ту духовную школу и был отдан в обучение восьмилетний отрок. Мать городов Русских, с Печерской Лаврой, другими обителями и храмами, дала много умному и восприимчивому ко всему доброму Иоакиму, утвердив то хорошее, что вложено было в него боголюбивой семьей. При постоянном молитвенном общении с великими святынями колыбели русского христианства рано созрела у него решимость посвятить себя Богу. Достигнув 18 лет, он открыл свое благое намерение родителям, но, неожиданно для себя, встретил препятствия с их стороны. Нелегко далась ему борьба между исполнением воли любимых им родителей и все больше захватывавшим его стремлением к иночеству. Наконец, решение принято Иоакимом. Он покидает академию и скрывается под сень старого Межигорского монастыря вблизи Киева. 27 октября 1725 г. он принимает иноческий постриг и нарекается Иларионом. Только тогда он дает, через верного слугу, весточку родителям, от которых получает долгожданное благословение. В мантию постригается он 21 ноября 1727 г. в Киево-Братском монастыре, где в годы учения задумал он уйти на узкий путь спасения. Наречен он был Иоасафом, в ознаменование, очевидно, пренебрежения мирскими почестями и славой, явленных одноименными ему святыми иноками: царевичем Индийским, на заре христианства, и князем Заозерским, в середине XV века. В 1728 г. последовало рукоположение о. Иоасафа в сан иеродиакона и назначение преподавателем низшего класса Академии. В 1733 г. к этому присоединились обязанности экклесиарха Братского монастыря. В иеромонахи он был поставлен 8 ноября 1734 г. и включен в клир древнего Софийского собора. Через год вошел он в состав Духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Святитель Иоасаф Горленко, Епископ Белгородский и Обоянский (родился 8 сентября 1705 г. † 10 декабря 1754 г.). Белгородский святитель Иоасаф Горленко всю свою жизнь находился под особенным покровом Богоматери. Посему и родился он в день Рождества Пресв. Богородицы, 8-го сентября 1705 года, в небольшом городке Прилуках (теперь – Полтавской губернии, а в то время принадлежавшем к Черниговской области), и наименован во св. крещении Иоакимом. Отец его – Андрей Димитриевич Горленко, полковник Прилукского казачьего полка, а мать – Мария, дочь гетмана Даниила Павловича, по фамилии Апостола. В трудное время протекало детство, отрочество и юность Иоакима. Через четыре года после его рождения была Полтавская битва, в которой казачество сыграло несвойственную ему печальную роль, далее следовало скитание отца Иоакимова, как изменника и беглеца по чужим землям, выпрошенное помилование, но без всякой надежды когда-либо занимать высокое общественное служебное положение, подозрительное отношение у власти стоящих, отнятие земель и имущественное разорение – вот каким превратностям подверглась семья Горленок. При таких условиях никто не был спокоен за завтрашний день. Полагать нужно, что разговоры старших в этом роде слышал Иоаким еще в раннем детстве. И как у детей слова не расходятся с делом, то он еще ребенком молился, чтобы сама Богоматерь оградила его от бед и беспечально устроила его жизнь. Подтверждение этому предположению находим в словах Божией Матери, сказанных Иоакиму когда ему было всего восемь лет: «Довлеет Мне молитва твоя»; другими словами: «Я приняла молитву твою и исполню ее. Твоя судьба предопределена в предвечном совете Божием». Самая обстановка, окружавшая детство будущего светильника Церкви Христовой, располагала юного Иоакима к принятию монашества. Какая же атмосфера окружала личность юного Иоакима Горленко? Каков был склад домашней жизни в семье Горленков? 1 Жизнь малорусского дворянина XVIII века проходила очень незатейливо, – в простых деревянных хоромах, при простой самодельной обстановке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Содержание Патриарх Иов Патриарх Гермоген Патриарх Филарет Патриарх Иоасаф 1–й Патриарх Иосиф Патриарх Никон Патриарх Иоасаф 2–й Патриарх Питирим Патриарх Иоаким Патриарх Адриан     Русская церковь с конца до начала XVIII–ro столетий украшалась Всероссийскими патриархами. Царь Феодор Иоаннович, по усердию своему к церкви, возымел желание, чтобы по примеру Восточной церкви и Русская имела у себя патриарха. Все то время прибыл в Россию Восточный патриарх Иоаким – царь вступил с ним в совещание касательно своего намерения. Иоаким, соглашаясь с мыслями царя, общался содействовать исполнению его намерения. Немного спустя времени, прибыл в Россию и другой патриарх Иеремия. Он объявил царю, что прибыл от лица Вселенских патриархов, учредить в России патриаршество. Скоро приступлено было и к избранию патриарха на кафедру. Вселенский патриарх Иеремия, как известный своею ревностию к церкви, прежде всего был по мыслям царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол; Иеремия благодарил царя за такое предложение, но высказал, что быть ему патриархом в России, без согласия Восточных патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить патриаршество. 10–го Января 1589 года, приступлено было к избранию на Всероссийскую кафедру патриарха из Русских святителей. Созван был собор святителей во храм Успения, в придел Похвалы Богоматери, под председательством самого царя. Назначены были достойными кафедры Всероссийкой: Иов Митрополит, Александр Епископ Новгородский, Варлаам Епископ Ростовский и некоторые другие. Собор единогласно избрал Иова. 26–го Января происходило посвящение нареченного патриарха. Литургию совершал Вселенский патриарх Иеремия, в присутствии самого царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному патриарху посох, a царь возложил на него панагию и драгоценный клобук, причем говорил речь. Патриарх Иов Первый патриарх Иов возведен был в сан Всероссийского патриарха при царе Феодоре Иоанновиче в 1589 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

II. Патриарх Иоасаф II и деяния Большого Московского Собора при участити патриарха Иоасафа, изложенные в книге соборных деяний К оглавлению По низложении Никона естественно было подумать об избрании нового патриарха на Московский патриарший престол, который столько уже времени оставался незанятым. Но обстоятельства заставили несколько замедлить этим делом. Наступали великие церковные праздники, в которых должны были участвовать и патриархи и прочее духовенство. Первый из таких праздников, особенно уважавшийся в Москве, был 21 декабря, на память великого святителя Московского Петра. Оба патриарха служили всенощную и литургию в Успенском соборе вместе со многими русскими архиереями, и во время литургии Евангелие читано было на двух языках, греческом и славянском. Пред началом священнослужения патриархи приказали было, чтобы никто из русских епископов не носил на своей митре креста, но некоторые не послушались, и епископы Лазарь Баранович и Мефодий, прибывшие из Киевской митрополии, объявили, что они имеют эту привилегию от Константинопольского патриарха. На праздник Рождества Христова также служили в Успенском соборе оба патриарха, и Евангелие за литургией читалось на трех языках, греческом, арабском и славянском. В день обрезания Господня, 1 генваря 1667 г., патриархи служили с двумя митрополитами в дворцовой церкви Нерукотворенного Образа, и Евангелие читалось по-гречески и по-славянски. На Крещение Господне патриархи дважды совершали водосвятие: под праздник после вечерни в Успенском соборе и на самый праздник пред литургией на реке Москве — и потом совершили в соборе и самую литургию. Все эти патриаршие служения чрезвычайно занимали жителей Москвы и увеличивали для них радость праздников . Когда праздники миновали, патриархи снова принялись за дело, для которого были призваны. Генваря 14-го числа по их назначению все архиереи собрались в патриаршем дворце для подписания акта о низложении Никона. Но едва был прочитан доклад, как, к общему изумлению, два архиерея, Крутицкий митрополит Павел, блюститель патриаршества, и Рязанский митрополит Иларион, те самые, которые во время суда более всех действовали против Никона, объявили, что не подпишут приговора об его низложении, а их примеру последовали и некоторые другие русские архиереи.

http://sedmitza.ru/lib/text/436197/

архимандрит Иоасаф (Морза) Скачать epub pdf Жизнь Дидима Литературные произведения Дидима Слепца   В церковной истории IV век – это время великих мужей, великих соборов, великих богословских споров, это эпоха расцвета Церкви. Именно тогда святоотеческая письменность прославилась отцами и писателями, равных которым не было до тех пор. Достаточно упомянуть в области богословия имена таких великих писателей, как святитель Афанасий Александрийский , трех великих Каппадокийцев – святителей Василия Великого , Григория Нисского и Григория Богослова , славного учителя и проповедника Иоанна Златоуста ; церковных учителей и богословов святого Кирилла Иерусалимского , Дидима Слепца Александрийского, Серапиона Тмуитского и Амфилохия Иконийского . Не менее прославились экзегет и переводчик Библии блаженный Иероним Стридонский ; проповедник преподобный Ефрем Сирин , историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский ; ересеолог святитель Епифаний Кипрский ; на Западе появляются богословы Иларий, епископ Пиктавийский и святитель Амвросий Медиоланский . Это же столетие дает зарождение монашеско-аскетической литературе, где прежде других должны быть упомянуты преподобный Антоний Великий , преподобный Макарий Великий , Евагрий Понтийский и другие. Цель предлагаемого обзора – показать образ и деятельность Дидима Слепца , одного из виднейших богословов Церкви IV века, родившегося и подвизавшегося в Александрии. Почему именно его? Ведь о нем говорено и написано достаточно много, к тому же он не имеет для нас такого авторитета, как, например, святой Афанасий Великий . Во-первых, тщательное исследование учения Дидима, используемых им догматических и философских определений и понятий, а также его вклада в богословие является необходимым подспорьем к пониманию той особой роли, которую сыграл Дидим в окончательном утверждении вероучения Православной Церкви. Явившись связующим звеном между богословской мыслью Александрии и Каппадокии, он во многом предопределил замечательные по точности определения отцов-каппадокийцев. Во-вторых, недавно (в 1941 году) в Египте были открыты ценнейшие рукописи с творениями Дидима и Оригена . И хотя в этих рукописях мы не находим никаких дополнительных сообщений ни о самом Дидиме, ни о его деятельности как церковного писателя, но в них содержится богатый материал, позволяющий точнее определить богословскую систему этого знаменитого в свое время подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Глава I Малолетство царя.– Изгнание двух митрополитов.– Внезапное исправление молодого самодержца. – Венчание Иоанна на царство и первый брак его.– Соборы 1547–1554 года.– Стоглав.– Ересь Башкина и Косого.– Дело о дьяке Висковатом.– Покорение Казани и учреждение Казанской епархии.– Болезнь Иоанна.– Кончина царицы Анастасии. Воцарение государя-младенца было не на радость Церкви и государству. Недолго власть оставалась в руках правительницы – матери. 1 После преждевременной смерти Елены, начались необузданные смуты бояр, которые принялись управлять государством и беспощадно губили друг друга. В этих крамолах не уважалась и святость сана первосвятителей: митрополит Даниил был свержен с митрополии указом боярским и заточен в Иосифов монастырь. 2 Преемник его Иоасаф, поставленный из игуменов Сергиевой Лавры, муж богоугодный и добродетельный, не более трех лет занимал кафедру первосвятительскую; крамольники низвергли его еще с большей наглостью и буйством. На место его возведен владыка Новгородский Макарий, святитель просвещенный, усердный ко благу Церкви и отечества. Между тем возрастал юный самодержец-сирота. Рожденный с отличными способностями, но предоставленный с детства своим природным влечениям, лишенный всякого воспитания, он развивался во зле, а не в добре. Может быть предрасположение к жестокости он всосал в себя с молоком матери, но бояре, на беду самим себе, постарались усилить в нем это предрасположение до страсти: они тешили его звериною охотою, любовались когда он убивал животных и мучил их разными муками. «Пусть веселится державный» – говорили они. Отрок-государь уже разумел, что верховная власть, которою так дерзко злоупотребляли князья Шуйские и другие бояре, принадлежит ему, а не им; видел, что они пренебрегают им, позволяя себе всякое бесчиние и наглость, даже в присутствии государя. В душе отрока возникла и росла ненависть к боярам-крамольникам. Иоанну исполнилось 17 лет. Он объявил митрополиту и боярам волю свою – венчаться на царство и вступить в брак. Торжество царского венчания совершено митрополитом Макарием в Успенском соборе 16 января 1547 г., на Иоанна возложен был крест царский, венец Мономахов и бармы (ожерелье). 3 С того времени самодержцы Русские начали не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех актах, именоваться царями, сохраняя и древний титул великих князей. В 1561 году, патриарх Константинопольский Иоасаф, в знак усердия к венценосцу Русскому, соборною грамотою утвердил его в сане царском. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ († после 1242 (?)), 1-й еп. Угровский (см. Холмская и Люблинская епархия ), смещен с кафедры. Сведения об И. содержатся преимущественно в 1-й ч. Галицко-Волынской летописи (Летописец Даниила Галицкого, создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), входящей в Ипатьевскую летопись. Прежде чем занять Угровскую кафедру, И., вероятно, управлял Владимир-Волынской епархией. Принятым в науке является отождествление И. с Иоасафом, упомянутым в Галицко-Волынской летописи в перечне Владимир-Волынских епископов в качестве 1-го архиерея, занимавшего Владимирскую кафедру при князьях Данииле Романовиче и Васильке Романовиче. Кн. Даниил овладел Владимиром-Волынским ок. 1215-1216 гг., следов., И. в это время был уже Волынским архиереем. Епископ охарактеризован как «блаженный и преподобный святитель, взятый из Святой горы» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739-740). По-видимому, И. был хиротонисан во епископа из насельников основанного в XI в. Святогорского Зимненского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (в совр. с. Зимнем Владимир-Волынского р-на Волынской обл., Украина). В 1229 г. И. являлся одним из претендентов на Новгородскую архиепископию, но по жребию был избран др. кандидат. По мнению Я. Н. Щапова , речь шла о самовыдвижении И., что свидетельствует о желании архиерея покинуть Владимир-Волынскую епархию (возможно, из-за конфликта с кн. Даниилом или боярами). По мнению еп. Модеста (Стрельбицкого) , переход И. из Владимира-Волынского в Угровск (Угровеск, Угореск; точное местонахождение древнерус. города неизв.) состоялся сразу после 1229 г. Т. о., выделение из Владимир-Волынской епархии Угровской кафедры для окормления приходов рус. Забужья также имело место ок. 1229 г. Впрочем, Щапов высказал предположение о том, что на новообразованную Угровскую кафедру получил назначение не И., а др. архиерей с таким именем, который в отличие от И. имел репутацию не «блаженного и преподобного святителя», но активного участника общественной и политической жизни Галицко-Волынского княжества ( Щапов. 1989. С. 203). В нач. 20-х гг. XIII в. кн. Даниил Романович, в 1217-1245 гг. ведший борьбу за объединение под своим началом Волыни и Галицкой Руси , вернул ранее захваченные поляками земли волынской «украины», в т. ч. Угровск. В Галицко-Волынской летописи создание епископской кафедры в Угровске по воле кн. Даниила соотнесено со строительством в городе крепости («Данилови княжащу во Володимере, созда град Угореск и постави в нем пискупа» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 842; сообщение является частью рассказа о строительстве княжеской резиденции в Холме (ныне Хелм, Польша)).

http://pravenc.ru/text/578078.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010