Нашествие варваров. Жребий изгнанничества. Югославия Революционеры Временного правительства продержались у власти всего восемь месяцев. Но на гребне эсеровской революции власть захватили настоящие богоборцы – интернационалисты-большевики. И началась кровавая расправа со всеми неугодными. Началась Гражданская война. Большевики показали свое лицо, лицо зверя... из бездны ( Откр.11:7 ). Архиепископ Феофан был арестован чекистами. Но, с Божьей помощью, все обошлось. Владыку отпустили. Армия Деникина освободила Полтаву от большевиков, однако долго не удержалась, и через несколько месяцев ей пришлось отступить. Владыка вместе с иеромонахом Иоасафом выехал в Крым, в один из монастырей на берегу Черного моря, недалеко от Феодосии. Наступал праздник Светлого Христова Воскресения, Пасхи, но не было денег, чтобы разговеться. Иеромонах Иоасаф спросил Владыку: «Что нам делать?» – «Надо помолиться», – сказал Владыка. И вот шли они по берегу моря, был сильный ветер, волны на море. Одна волна выбросила на берег, прямо к ногам иеромонаха, большого дельфина. Отец Иоасаф подхватил его, взвалил на плечи и отнес на базар. На вырученные деньги накупил всего для разговления и вернулся к Владыке, сказав: «Велика Ваша вера, Владыка, теперь нам есть чем разговеться». Белая армия, отступая, предлагала епископам «временно» эвакуироваться, потому что красные епископов убивали. И иерархи Юга России покинули свои кафедры, предполагая, что это ненадолго. С точки зрения канонов было для этого вполне законное основание: опасность «нашествия варваров». И вот епископы, отходившие с Добровольческой белой армией, переезжают из Ставрополя в Екатеринодар (Краснодар). Здесь старейший иерарх, митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , выходит из собора со всем духовенством на соборную площадь, запруженную тысячами народа, и, обращаясь к ним, говорит: «Дорогие во Христе Господе нашем соотечественники, православные христиане! Вот мы, иерархи Всероссийской Православной Церкви, под напором красных безбожников покинули свои кафедры, отступая вместе с Белой армией, потому что красные изверги всех архиереев, зверски мучая, убивают. Но в сегодняшний день мы решили спросить вас, народ Божий: что нам делать? Ибо издревле считается, что глас народа – глас Божий! Отступать ли и далее с Белой армией, а ведь она, возможно, будет вынуждена временно покинуть земли дорогой нашей Родины, или уже не следует далее уходить, а остаться на волю Божью и принять страдания и мученическую смерть за нашу Святую веру Христианскую? Мы вручаем сегодня себя Господу Богу и вам. И как вы решите, так и да будет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Октябрь 2-й день. Преподобный Кассиан Учемский Пришлец из Греции, потомок князей Мангутских, по имени Константин прибыл в Москву в 1478 году с невестою Uoahha III , царевною Софиею, но не захотел остаться при дворе великокняжеском и, любя уединение, скорбя о горькой участи своей родины, страдавшей под игом турок, избрал себе скромное место боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе, из князей Оболенских. Он считал грехом искать веселой жизни и хотел трудиться и молиться. Когда святитель Иоасаф отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место своего пострижения, сюда вместе с ним перешел и князь Константин. Здесь в молитве и чтении книг он находил покой душе. Это было спустя шесть лет по преставлении преподобного Мартиниана. Константин не желал пострижения иноческого, хотя и уговаривали его блаженный Иоасаф и другие. Явившись ему в сонном видении, преподобный Мартиниан грозил подвергнуть его строгому наказанию за сопротивление доброму совету. «Видел я во сне, – рассказывал он владыке Иоасафу и старцу Филарету, – благолепную церковь с иноками; посреди ее как бы кафедра, и на ней преподобный Мартиниан, с жезлом в руке. “Постригись”, – говорит мне игумен. “Не постригусь”, – отвечал я. “Если не пострижешься, – продолжал он, – буду бить тебя жезлом”, и хотел ударить меня. От страха я проснулся и кричал: “Филарет, Филарет!”» Константин тогда же, по просьбе его, пострижен был с именем Кассиана. В обители Ферапонтовой жил он недолго и удалился с несколькими братиями в удел доброго Угличского князя Андрея, с которым был дружен еще в мире. В пятнадцати верстах от Углича, на берегу Волги и Учмы, водрузил он крест, и поставил келлии, и по благословению Ростовского архиепископа построил храм в честь Успения Богоматери. Но храм поврежден был разливом Волги. Добрый князь Андрей доставил ему средства построить храм и келлии на новом месте и назначил ему пособие на содержание обители. Это было около 1491 года. «Богоизбранный и знаменоносный отец» 22 Кассиан предузнал свое отшествие к Господу, преподал наставление братии, приобщился святых таин и преставился 2 октября 1504 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1701. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино Координаты: 55.929065, 38.233434 Проезд:От Щелковского вокзала на автобусе 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского. Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км от МКАД, после реки Воря повернуть направо Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в. Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек. Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

http://sobory.ru/article/?object=00768

Закрыть Песчанская икона Божьей Матери стоит на страже единства Святой Руси Изюм (как и Белгород) являются узловыми для российской государственности местами, духовного значения которых мы до конца не понимаем 03.07.2022 753 Время на чтение 3 минуты Источник: блог автора   Когда началась СВО - казалось, она не займёт много времени. Но что-то пошло не так. Меня никак не покидало чувство, что помимо нехватки всего прочего, отсутствует некая составляющая, какой-то очень важный пазил не нашёл ещё своего места, без которого победа не сложится. Понимая метафизический характер столкновения с Западом, этот пазл определённо должен был лежать в духовной плоскости. И надо же было судьбе забросить меня по служебным делам в Белгород! Город оказался переполнен командировочными. Единственная гостиница, где удалось снять номер, находилась в двух шагах от собора, в котором, как выяснилось позднее, нетленно пребывают мощи святителя Иоасафа Белгородского. Когда я приложился к раке святого, в моем сознании мгновенно все прояснилось, и я вспомнил, что это тот самый святитель, о котором читал лет 25 назад и который незадолго до первой мировой войны явился  одному отставному полковнику с грозным предупреждением о судьбе России. Тогда святитель, стоя на высокой горе, показал полковнику, что Россия вся залита кровью. Не было ни одного города, ни одного села или клочка земли, не покрытого кровью. Слышались отдаленные вопли и стоны людей, гул орудий и свист летающих пуль, зигзагами пересекающих воздух. Переполненные кровью реки выходили из берегов и грозными потоками заливали землю. Святитель изрек: «Покайтесь... Этого ещё нет, но скоро будет.» Чем больше полковник рассказывал об этом, тем более его принимали за сумасшедшего и в конце концов упрятали в дом умалишённых. Вскоре разразилась война. Полковник, будучи военврачом, оказался на фронте и, видя море крови, стал неистово молиться, прося пощады у Бога. Во время молитвы в его комнате появился Святитель Иоасаф: «Поздно. Теперь только Матерь Божья может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моею ракой в Белгороде, а также и Песчанский образ Божьей Матери, что в селе Песках возле города Изюма,  нужно немедленно доставить на фронт. И пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божьей угодно пройти по линии фронта и покрыть его своим омофором от вражеских нападений».

http://ruskline.ru/opp/2022/07/03/pescha...

архимандрит Симон Наш воистину долготерпеливый православный народ, презрев страх гонений и расправы от людей нечестивых, не только сохранил в благодарной памяти имя Святителя Иоасафа, но и нетленные мощи святого. Житие Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского, описано весьма подробно во многих книгах. Родился Святитель Иоасаф в праздник Пресвятой Богородицы, 8 сентября, 1705 года в Малороссии в зажиточной казацкой семье. Однако отец мальчика, Андрей Дмитриевич Горленко, впал в царскую немилость, претерпел разорение и гонение. Будущий святитель, нареченный при крещении Иоакимом, воспитывался, в основном, матерью, Марией Даниловной, женщиной тихой, богобоязненной, приучившей сына к смиренному терпению, к осознанию благодати жизни духовной, созерцательной. Способствовали развитию данного мироощущения и превратности судьбы, которые терпела семья Горленко, которые на опыте показали, что все в этой жизни мимолетно и преходяще, кроме великой и всепреданной любви к Богу. До восьми лет Иоаким рос в родительском доме, после же был отдан в учение в Киево-Могилянскую Академию. В то время ректором Академии и настоятелем Братского училищного монастыря был будущий архиепископ Новгородский Феофан Прокопович , который особое внимание уделял воспитанию ученого монашества, видя именно в нем будущее православно-богословской науки. Детские годы, осененные радостью самоотверженной материнской любви, и первые годы в Академии, проникнутые духом монастырской жизни, развили у мальчика раннее стремление к жизни иноческой. Сам будущий святитель вспоминал позднее, что с 11 лет «возлюбил монашество», а в 16 лет его намерение посвятить себя служению Богу превратилось в твердое решение. Из-за боязни огорчить родителей своим уходом из жизни мирской постриг он принимает без их благословения, находя подкрепление в словах Господа Иисуса Христа: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). 27 октября 1725 года двадцатилетний юноша Иоаким был пострижен в рясофор, а через два года 21 ноября принял великое пострижение с именем Иоасафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Скачать epub pdf Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Московский Макарий († 1563, память 30 декабря) – аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. По его инициативе были созваны знаменитые в истории Русской Православной Церкви Соборы, он заботился о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного. Митрополит Макарий впервые в истории Руси венчал царским венцом первого Московского государя. Это был выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды – все с большим успехом осуществлял собирание воедино всей духовной литературы того времени, составив Великие Четьи-Минеи. С его именем связано первое систематическое изложение отечественной истории – составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что с его именем связан весь период середины XVI века 1 . В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях 2 . Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре, а также об игумене Филиппе (Колычеве; 1545–1548–1566). На следующий год после своего прибытия в Великий Новгород, в 1527 году, святитель выдал Соловецкому игумену Варлааму грамоту о невзимании пошлин с приписного к монастырю Петропавловского храма в Вирме 3 . В 1538 году Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале 1539 года был поставлен новый Предстоятель Русской Церкви – Митрополит Иоасаф (1539– 1542) 4 . Его интронизацию возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте 1539 года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья» 5 . Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, святитель Макарий проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. Со своей стороны великий князь Иоанн IV «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков пожаловал монастырю кроме церковных вещей поморские деревни» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Глава VI. Святитель Тихон Задонский и его подвиги Содержание. Детство и юность Св. Тихона. Аскетическая настроенность и духовное созерцание. Служение Св. Тихона в должности учителя, ректора семинарии и настоятеля монастыря. Епископское служение Св. Тихона. Религиозно-нравственное состояние Воронежской паствы. Высокий взгляд Святителя на жизнь и строгие требования к себе и пасомым. Распоряжения Святителя, направленные к упорядочению церковной жизни, и равнодушие к ним духовенства. Заботы Святителя о просвещении духовенства, и постигшие его неудачи. Обличения нравственных нестроений паствы. Распоряжения, направленные к упорядочению строя монастырей. Общий обличительный тон поучений и распоряжений Святителя. Неудовлетворенность его епархиальною деятельностью. Болезнь Святителя и удаление на покой. – Жизнь на покое в Толшевском и Задонском монастырях. Аскетические подвиги и постоянное молитвенное настроение. Духовные созерцания и духовная радость. Кротость и снисхождение к ближним – начало нового периода общественной деятельности. Нравоучительные сочинения Святителя. Любовь к заблуждающимся в вере. Отношение к крестьянам и помещикам. Любовь к детям. Благотворительность Святителя. Монастыри Донской Украины до средины XVIII в. не выдвинули сколько-нибудь значительных подвижников. Являясь выражением традиционной потребности в уединении и подвиге, они по своему внутреннему укладу были показателями средних нравственных сил местного населения. Если исторически записи и предания и сохранили отдельные имена иноков, особенно основателей обителей, то и эти имена местному населению не принадлежат, а служат лишь проводниками подвижнических преданий то киевского, то московского монашества. Таковы выходцы с юго-запада Ксенофонт и Иоасаф, с именами которых соединяется основание Дивногорского монастыря с его пещерами, этого подражания Киевским пещерам. Таковы выходцы из Московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим, основавшие за Доном Сретенский Тешевский монастырь, перенесшие сюда и Владимирскую икону Богоматери (копию), чудесною помощью которой спаслась Москва от татарского нашествия (Тамерлана). На берегу Дона, столько раз подвергавшегося опустошительным набегам татар, эта св. икона являлась как бы оплотом Донской Украины против татарского владычества. Так сплетались здесь два подвижнических течения, конечно, без борьбы, формируя монашеские настроения окраинного населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Круглый стол “Семья в современной церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 17 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 26 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Доме Наместника Московского ставропигиального Свято-Данилова монастыря прошёл Круглый стол на тему “Семья в современной Церкви”, посвящённый проблемам богословского осмысления в ХХ веке учения о браке и его практической реализации в семейной и приходской жизни. Организатором форума выступил Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи при Свято-Да­ниловом монастыре. В работе Круглого стола приняли участие руководитель Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи при Свято-Даниловом монастыре игумен Иоасаф (Полуянов), председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными организациями протоиерей Димитрий Смирнов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. Ведущий Круглого стола — директор Школы молодёжного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодёжи игумен Пётр (Ме­ще­ринов). В данной публикации текст обсуждения печатается с некоторыми сокращениями и в порядке, соответствующем реальному протеканию беседы. Игумен Пётр (Мещеринов) 1. Святоотеческое богословие и семейная жизнь Православная Церковь содержит высокое учение о Таинстве брака: “семья — малая церковь”, утверждаем мы. Но святоотеческое богословие об этом почти не говорит. Причины этого ясны. Семья веками была традиционной ценностью, данностью, тем, что само собою разумеется; у отцов Церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме 1 . Лишь когда устои семьи начали колебаться и сам этот институт стал релятивизироваться и разрушаться — на это есть множество социальных и культурных причин, — Церковь стала активно реагировать на это и осмыслять своё учение о браке. Не является ли это осмысление чем-то новым для традиционного святоотеческого “практического” богословия? Это богословие уже около 1700 лет содержит идеал аскетический, монашеский. Вот некоторые высказывания святых Отцов. Святитель Григорий Богослов: “Или, обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе”. Святитель Иоанн Златоуст: “Брак есть смертная и рабская одежда”. Ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот: “В браке человек нисколько не отличается от зверей”. Я думаю, нет нужды приводить массу цитат этого рода из Отцов вплоть до нашего времени — всем нам они хорошо известны.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

М. Александровский А. Перечень существующих церквей в порядке времени их построения I. Время митрополитов Киевских и всей России Спас на Бору, или Преображенский собор. Находится на дворе Большого Кремлевского Дворца. Построен в 1330 году Великим Князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите Св. Феогносте. Западный притвор и северозападный верхний придел пристроены в 1350 году В. К. Симеоном Иоановичем Гордым. 3начительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, при чем были пристроены 1) югозападный верхний придел, 2) юговосточный придел Гурия, Самона и Авива, 3) северовосточный придел Трех Святителей, 4) притвор к юговосточному приделу. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный – Мученика Прокопия, южный – Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. – В главном иконостасе находятся храмовые иконы 1) Сретенского собора, разобранного в 1801 году, и 2) церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 г. 2. Всех Святых, что на Кулишках. Находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена при В. К. Дмитрии Иоанновиче Донском в память православных воинов, павших 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле. Колокольня XVII века. Некоторая перестройка церкви была в 1687 году, а последнее значительное обновление в 1845. Приделы: 1) Пророка Наума, 2) Николая Чудотворца. 3. Марии Египетской, в Сретенском монастыре. Построена в 1385 году. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII веке фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I. 4. Воскрешения Лазаря. Во Дворце, на северозападе от Спаса на Бору. В 1393 году Бывшая Княгиня Евдокия Димитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 году зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью «Рождества Богородицы, что на Сенях», причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010