Местная икона Ветхозаветная Святая Троица в серебряной золоченой ризе, размером 2 аршина на 11/2, очень древнего письма. Местная Богоматерь Тихвинская, датируемая около 1298 г. Икона происходит от рода Ярославских князей Феодора Ростиславовича и находилась в обители до 3/16 января 1930 г. За южными вратами на правом клиросе икона во весь рост святителей Афанасия и Кирилла, а на левом – соответствующая ей преподобный Сергий Радонежский. Обе иконы были в опляковых 151 ризах с серебряными венцами. За правым клиросом помещалась икона «Положение во гроб» в серебряной ризе. Рядом с ней находилась икона Смоленской Божией Матери в прекрасной ризе, шитой жемчугом, больших размеров. Рядом икона «Достойно есть», присланная со Святой Горы Афон. Все три иконы стояли в прекрасных дубовых киотах. В трапезной храма стояло по правую руку прекрасное Распятие, в натуральную величину, с пяти предстоящими, а именно: Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Мария Клеопова и Лонгин сотник. Тут же в углу стоял канунник, а по левую руку помещалась прекрасная икона «Скоропослушница» размером 21/2 аршина на 11/2, присланная игуменье Антонии с Афона, в киоте красного дерева. Рядом была дверь на хоры. Тут находилася икона Иоанна Крестителя с крыльями и держащего усеченную главу на блюде. Икона была в высокохудожественной серебряной ризе. Впоследствии эту икону демонстрировали в краеведческом музее г. Мологи. Тут же у столба стояла икона времен патриарха Никона «Неопалимая Купина», в металлической ризе. Она была больших размеров. Правый придел, посвящен иконе Богоматери «Всех скорбящих Радосте» и святым великомученицам Екатерине, Варваре и Августе. Иконостас резной, окрашен в вишневый цвет. Местные иконы – Спаситель, сидящий на Престоле, Скорбящая Богоматерь и святых великомучениц Екатерины, Варвары и святой мученицы Августы в высокохудожественных серебряных ризах. Во втором ярусе находились иконы: над Царскими вратами Христос, благословляющий хлеб и вино, Тихвинская Божия Матерь, Креститель Иоанн, святитель Митрофан и святитель Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! и с этого времени ученик сей взял Её к себе». (Евангелие от Иоанна 19, 25-27 ). Евангелисты не говорят, чтобы Матерь Господа рыдала, подобно жёнам иерусалимским. Её рыдания возмутили бы последние минуты Христа, да и сама Её горесть была выше слёз: кто может плакать, тот ещё не проникнут всею силою скорби, какую может испытать человеческое сердце. Но оружие, которое предсказал Симеон-Богоприимец — «Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления» — теперь пронзило Её насквозь. Теперь Она оставалась одна в этом мире, оставалась Матерью не любимого и уважаемого всеми Иисуса, Которого страшился даже сам синедрион, а Иисуса — всеми оставленного, поруганного, распятого вместе с разбойниками. Кто может измерить глубину скорби Пресвятой Богородицы, предстоящей кресту, на котором было пригвождено тело возлюбленного Её Сына. Погружаясь в глубину чувствований Её чистейшей души, святая Церковь так изображает их: «О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличина бых Аз: но увы Мне! Ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою». «Увы мне, Чадо! Болезни избегши в рождестве Твоем, ныне болезненно терзаюся». «Оружие сердце Мое пройде, о Сыне, не терпяще висима на древе Тя зрети». «Не изглаголеши ли рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую?» «Увы Мне, Сладчайший Сыне, уязвляюся душею, на кресте зрящи Тя пригвождена посреде двою злодею, судом злодейственным». «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Евангелие от Луки 23, 44-46 ). Чтобы спасти от поругания тело Иисуса Христа, ученики его (не самые известные) Иосиф Аримафейский и Никодим испросили у Пилата позволения взять тело и приготовить для погребения.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Родных братьев у Господа не было, ибо Пресвятая Дева Мария ещё в ранней юности, в стенах Иерусалимского храма дала Богу обет безбрачия. Святой Иосиф был только Её обручником — хранителем Её девства. Согласно Священному Преданию, братьями и сёстрами по плоти могли доводиться Господу двоюродные и троюродные братья и сёстры только по линии Его Пречистой Матери. По Своему предвечному рождению от Бога Отца Иисус Христос был истинным Сыном Божиим, а по Своему плотскому рождению от Девы Марии — истинным Сыном Человеческим. Две природы — Божественная и человеческая — были неслитны и нераздельны во Христе. Православная Церковь именует Божию Матерь Приснодевой. Будучи Девой до Рождества Христова, она осталась ею в Рождестве и после Рождества Божественного Младенца. И это великая тайна Божия. В Евангелии не даётся пояснений, в каком родстве с Иисусом находились Его братья. Хотя мы знаем их имена: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. Если они действительно были родственниками Иисуса Христа по плоти, то могли приходиться Ему лишь троюродными братьями. Поскольку их мать — Мария Клеопова, — по свидетельству святого Иоанна Богослова, была двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии. Родной сестры у Богоматери не было. Она была единственной и долгожданной Дочерью Иоакима и Анны. Существует в Церкви и другое предание. Согласно ему братья Господа — это дети Иосифа от его первого и действительного брака, который был задолго до обручения Иосифа с Пресвятой Девой Марией. Борис 8 июня 2014, 15:01 братья Иисуса это буквальные кровные братья рождены от Марии. Ведь после Иисуса у Марии и Иосифа были дети. Один из братьев Иисуса Ияков позже епископ в Ерусалиме. Дарья 4 июня 2012, 23:08 Братья Иисуса - это дети Иосифа Обручника от его первой жены. Ю В 2 июня 2012, 18:07 " Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса.... " Братья?? Иисуса?? Родные или двоюродные? Олег 11 июня 2011, 23:28 " В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. "

http://pravoslavie.ru/30666.html

Или сотворим древо зло и плоды злы, и тогда при видимом угобзении, будем, как ветви отделившиеся от своей лозы, только иссыхать; секира гнева Божия будет лежать при корени нашем и огнь правосудия Божия, возгнетенный уже для бесплодных древес, будет ожидать нас для пожжения. Напечатлеем сие глубже и в мыслях и сердцах наших, что аще праведник многими скорбями и страданиями едва спасается ( 1Пет. 4:18 ), то мы грешные, где явимся без страданий? Аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? О, сладчайший, нас ради вознесенный на крест Иисусе! Привлеки нас к Себе благодатной Твоей силою, и, как рождие Свое, насади нас окрест Себе; напитай нас, сухие древа, живоносным соком Твоим; и, хотим ли мы или не хотим, пригвозди нас к животворящему кресту Твоему, и, действием страданий Твоих в нас, отреби нас для плодоприношения Тебе. Да с Тобой умирая, с Тобой и оживем, с Тобой терпя, с Тобой и воцаримся, с Тобой стражда, с Тобой и прославимся. Аминь. 43. Велика суббота. Слово о стоянии и плаче Богоматери при кресте, и оплакивании нами грехов своих при кресте Стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина ( Ин. 19:25 ). Стояли и мы при кресте Иисусовом и в вечер пятка минувшего дня, мысленно соприсутствуя при снятии со креста Иосифом и Никодимом тела Иисусова; стояли и в утро сего великого дня субботы при плащанице тела Иисусова, совершая с теми же христолюбивыми мужами боголепно погребение Живота, за нас умершего. Но так ли мы стояли и стоим при мысленном взирании на гроб и гробные пелены умерщвленного за нас Иисуса, как стояла при кресте Матерь Иисусова, пронзенная оружием скорби во всем существе Ее? Дабы возвысить наше дольнее стояние при кресте Спасителя превыше земным стоянием Богоматери, озарить наше бесчувственное взирание на распятого Иисуса богосветлым в самой печали зрением Преблагословенной на бездыханного Иисуса, оживить наше хладное помышление о погребенном за нас Иисусе живоносным помышлением Матери о нетленном погребении Сына Ее и Бога: то, в ознаменование духовного величия дня благословенной субботы, размыслим о том: как стояла при кресте Матерь Иисуса? И в каком расположении мы должны поставлять себя при кресте страждущего за нас Иисуса? Как же стояла, и каково было стоять при кресте Матери Иисусовой? Часть 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Стоя при кресте, Она Сама пригвождена была страданиями ко кресту, Сама висела горестью на кресте, Сама распиналась с Распятым между разбойниками на кресте. Колико ужасен был позор, сколь беспредельно уничижение, как бесконечно поносны были страдания Иисусовы, так крепки, жестоки были страдания Матери при кресте распятого Сына. «О чадо Божественного утешения и радости, о Сын небесной славы и величия, о рождение неисповедимых тайн и чудес», взывала, вопияла Она в растерзанной душе, как всепоядающим огнем горевшей горестью во всем существе, «тем ли кончилось Твое неисповедимое зачатие, Твое неизглаголанное рождение, Твое исполненное Божественной таинственности возрастание, Твоя светоносная жизнь, Твое чудодейственное служение, тем ли, что Ты предан позору всего мира, что обременен всесветными поношениями, что как злодей вознесен среди злодеев на кресте? Ты ли это, Сын Вышнего, провозвещенный Архангелом, свидетельствованный свыше гласом Отца, свидетельствовавший Сам о Себе Твоими делами, Ты ли обремененный всеми богохульствами и поруганиями? Это ли дом Иаковлев, это ли престол Давида, отца Твоего, это ли вечное царство Твое, что Ты безобразный и бесславный, не имея вида, ниже доброты, вознесен на лобном месте, вознесен на крест на Голгофе, что среди мучений истаивая в жизни, умираешь между разбойниками? Что это за таинство, что за непостижимое чудо! Утробой уязвляюся и лютое оружие сердце мое проходит». Подлинно несказанны были страдания Матери Эммануилевой; отвне окружали Ее ужас и пустота, внутри наполняли терзавшие чувства и помышления, которые, среди сильных недоумений, никакой отрадной мысли, никакого утешительного чувства не оставляли в душе Ее. Темная, непроницаемая ночь печали окружала Ее. Как Сам страждущий Сын Ее оставлен был на кресте по человеческому естеству поглощавшим Его безпредельным болезням: в таком же состоянии тяжкого оставления была при кресте и Матерь Иисусова. Стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Мария, дверь затвореная, земля, Богом обитаемая, блаженством одаренная на веки. Мария, сила мира, сила Сущего и Матерь Христова. Мария, книга Божия, храм и источник. Мария, царица вышних. Мария, вместилище света, светильник сияющий. Мария, таинство креста и начало мира. Мария, жизнь мира, Дева всесвятая. Мария, невеста Отца, покой Сына, Духом очищенная. Мария, голос вестников, образ дивный. Мария, купина неопалимая, великая между тварями. Мария, за грехи ходатаица у Сына своего. Мария, ковчег золотой, нард благоуханный. Мария, знамение обновления верных. Мария, елей, исполненный нарда. Мария, венец церкви, стена необоримая. Мария, золотой сосуд, исполненный манны. Мария, алавастр приятных благоуханий. Мария, слава мира, труба творений. Мария, хвалы и славы достойная. Мария, вестница святости и благодати. Мария, столп свидетельства между иудеями и язычниками. Мария, лестница небесная»... В беседе в честь Пресвятой Богородицы 11): «Святая Дева есть и пречестный храм Божий, и ковчег чистый, и златый алтарь кадильный, по своей беспредельной чистоте, божественный фимиам смешения и святой елей освящения, многоценный сосуд чистого нарда, первосвященническая диадема, открывающая благоволение Бога, к Которому она одна приблизилась, будучи святою по телу и по душе: она- дверь, зрящая на восток, и вхождением и исхождением чрез нее озаряется вся земля: она – плодоносная маслина, от которой Дух Святой взял плотскую ветвь Господа и спас страждущий род человеческий; она – похвала дев и радость матерей: она – архангельское возглашение». Целые ряды кратких предложений также наблюдаются во всех беседах. Для примера можно привести следующие. «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии» начинается такими словами: «Сегодня взошло Солнце правды и скрыло раньше восходившее; я освобожден от тьмы и не пользуюсь лучами; для меня опять родился свет, и я омрачаюсь страхом; радуюсь рождению и смущаюсь его образом; вижу, что проистекает новый источник и убегает от древнего нечестия; вижу, что рождается Младенец, и небо склоняется для поклонения Ему; матерь рождает, и утроба не отверзается; дитя запечатывает собственное зачатие; родитель не муж, и сын без отца; Спаситель рождается и создает Себе звезду; пеленается Младенец и держит землю; ясли изображают престол небесный, и скот – херувимское предстояние; светоч является, и объявляется чудо; ангелы предвозвещают, и пастыри пророчествуют; волхвы богословствуют и иереи богоборствуют; Ирод падает и смерть оплакивается; Адам освобождается, Ева радуется и змей скорбит, пленники отпускаются и насильники наказываются» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В другом месте сказано о братьях и сестрах Господних. Братья перечислены по имени, и их четверо, а сестер должно быть по крайней мере две. Те и другие упоминаются в Священном Писании неоднократно (см.: Мф.12:47–50 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.2:12; 7:3 ; Деян.1:14 ; 1Кор.9:5 ; Гал1:19 ). Но они никак не могли быть родными братьями и сестрами Спасителя и детьми Марии, и вот почему. – Согласно древнему и принятому всей Церковью преданию, Мария, Матерь Иисусова, осталась по рождении Его Девой, что и было прообразовано в видении пророка Иезекииля (см.: Иез.44:1–3 ). – Матерью тех, кого Писание называет братьями Господа, была иная женщина, именуемая то Мария, то другая Мария (что значит: отличная от Марии, Матери Божией, и от Марии Магдалины), то сестра Матери Его, Мария Клеопова (когда она упоминается сразу или вскоре после Матери Божией). Покажу это на примерах. Там (то есть при кресте Иисуса) были также и смотрели издали многие женщины... между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых ( Мф.27:55–56 ). Иаков и Иосия двое из четырех братьев Господних (см.: Мф.13:55 ), и, таким образом, их мать не Богоматерь, а иное лицо. И далее: по прошествии же субботы... пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб ( Мф.28:1 ). Ясно, что другая Мария не кто иная, как мать упомянутых ранее братьев Господних. Эти примеры взяты из Евангелия от Матфея, но сходным образом выражаются и другие евангелисты. Так, в Евангелии от Марка читаем: Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия ( Мк.15:40 ). Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали ( Мк.15:47 ). Тот же евангелист пишет далее: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его ( Мк.16:1 ). Но и у Луки: То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам ( Лк.24:10 ). И у Иоанна: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

МАРИЯ (Рыкова Мария Сергеевна; 1892 - 1937), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Елизавета Юрьевна Скобцова; 1891-1945), мон., духовная писательница, общественный деятель, прмц. (пам. 20 июля в К-польском Патриархате) 531-533 МАРИЯ (Цейтлин Мария Васильевна; 1869-1938), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ мц. (пам. греч. 26 сент., 9 июня) - см. Фекла, Марианна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские МАРИЯ († 18.08.1919), мц. (пам. 5 авг., 23 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 533-534 МАРИЯ мц. К-польская (пам. 9 авг.) - см. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Григорий, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр и Мария, мученики К-польские МАРИЯ Николаевна Волнухина (1876-1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 534-535 МАРИЯ Ивановна Дмитриевская (1879-1937), мц. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Антоновна Стефани (1878 - 1937), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Андреевна Корепова (1877 - 40-е гг. XX в.), преподобноисп. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря 535-538 МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста 538-541 МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

Женщины у креста и у гробницы важны в первую очередь тем, что они видели, – но также и тем, что слышали весть ангела (ангелов). Эти женщины – не анонимная группа: во всех Евангелиях называются имена некоторых из них, причем утверждается или подразумевается, что вместе с этими женщинами были и другие ( Мф 27:55; 28:1,5 , Мк 15:41,47; 16:6 , Лк 24:10 , Ин 20:2 ). Значение этих перечислений, а также вариаций в списке имен пока не получило должной оценки. Бирског предполагает, что имена называются, «возможно, потому, что женщины-свидетельницы априорно вызывали недоверие» 137 . Однако трудно понять, почему недоверие к свидетельнице-женщине должно рассеяться от того, что ее назовут по имени. Скорее, имена отражают значимость для церкви тех событий, которым эти женщины стали единственными свидетельницами – ведь все синоптические Евангелия согласны в том, что никто из мужчин-учеников не видел ни погребения, ни пустой гробницы. В Евангелиях различаются списки имен, хотя во всех упоминается Мария Магдалина, а у синоптиков – Мария, мать Иакова: У креста Погребение У пустой гробницы Мария Магдалина Мария Магдалина Мария Магдалина Мария, мать Иакова меньшего и Иосии Мария, (мать) Иосии Мария, (мать) Иакова Саломия Саломия Матфей Мария Магдалина Мария Магдалина Мария Магдалина Мария, (мать) Иакова и Иосифа Другая Мария Другая Мария Мать сыновей Зеведеевых Мария Магдалина Иоанна Мария, (мать) Иакова Расхождения между этими списками намного более интересны и значительны, чем обычно полагают. Возможно, в них играет определенную роль требование двух или трех свидетелей, зафиксированное в Торе ( Втор 19:15 ). Как верно указывает Биргер Герхардссон, это законодательное установление выходило далеко за пределы суда и распространялось на все житейские ситуации, в которых требовались свидетели происшедшего 138 . Поэтому четко стоит отметить, что всякий раз, говоря о событиях страстей и воскресения, которым женщины были свидетельницами, синоптики упоминают двух или трех женщин. Однако, разумеется, требование двух или трех свидетелей не объясняет, почему в Евангелиях приводятся разные имена.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Итак, ум человека находится между Святыми Силами и бесовскими полчищами. И как только почувствует, что его искушают бесы слева, он прибегает к Иисусу Христу в молитве, и тогда Святые Силы радуются, и победа на нашей стороне. А если мы станем беседовать с помыслами и услаждаться ими, то все время будем беседовать с диаволом. Поэтому в Патерике даже не упоминается слово «страсть», а говорится: «Такой-то боролся с бесом блуда», или с бесом гнева, или с бесом лености, ибо всякий грех — это бес.  Ср.: Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. § 4//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 2. С. 166.  Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. § 3//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 179.  См., напр.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 3; Слово 14. § 1; Слово 25. § 2; Слово 29. § 4// Прп. Симеон Новый Богослов. Творения: В 3 т. М., 1892. Т. 1. С. 39, 134, 230, 252–253 и др.  См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 18. О нечувствии. С. 134–137.  Ср.: Блж. Диадоха, еп. Фотики. Подвижническое слово. § 85//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 62. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 31 января 2018, 23:33 Замечательная статья!!!Нужные советы для нашей жизни,для борьбы с греховными помыслами. Оля Смирнова 26 апреля 2016, 14:07 Благодарю за статью, узнала новое. lyudmila toll 29 июля 2013, 00:00 Отче преподобне Клеопо моли Бога о нас Зинаида Пейкова низкий вам поклон вы счастливая Бог вас одарил таким творчеством. я живу в высокогорном районе--нет сотовой связи поэтому и интернет медленный хотела бы купить книгу вашу о житии и мудрости архимандрита Клеопы помогите с уважением Людмила Толл Ольга 13 сентября 2012, 01:07 Как хорошо и просто сказано! Ольга 31 августа 2012, 22:39 очень хорошая статья .напечатаю на принтере и положу в притворе нашего храма или в библиотеке Евгений 5 апреля 2012, 14:47 Спаси, Господи! Благодарю за статью. Василий 23 ноября 2011, 10:11

http://pravoslavie.ru/49363.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010