Неправильно также думать, будто братья и сестры Христовы были детьми Его Пресвятой Матери. Названия брат и «сестра» имеют самое различное значение. Обозначая известное родство между людьми или их духовную близость, эти слова употребляются то в более широком, то в более узком смысле. Во всяком случае братьями или сестрами называются люди, имеющие общих отца и мать, или только общего отца или мать, даже происходящие от разных отцов и матерей, если их родители позднее (овдовевши) сочетались браком (сводные братья), или же, если их родители связаны близкими степенями родства (братья двоюродные). Из Евангелия нигде не видно, чтобы названные там братья Иисусовы были или считались детьми Его Матери. Наоборот, было известно, что Иаков и другие были сыновьями Иосифа, Обручника Марии, который был вдов и от первой жены имел детей. (Св. Епифаний Кипрский. Панарион о ереси, 78). Также и сестра Матери Его, Мария Клеопова, которая с Нею стояла у креста Господня (Ин. 19:25), также имела детей, которые с полным правом, в виду столь близкого родства, могли называться братьями Господними. Что, так называемые, братья и сестры Господни не были детьми Его Матери, ясно видно из того, что Господь поручил перед смертью Свою Мать возлюбленному Своему ученику Иоанну (Ин. 19:27). Для чего бы Он это делал, если б Она имела ещё детей, кроме Него? Они бы сами позаботились о Ней. Сыновья же Иосифа, мнимого отца Иисусова, не считали себя обязанными заботиться о своей, как они думали, мачехе, или, во всяком случае, не питали к ней такой любви, с какой относятся родные дети к родителям, и которую возымел к Ней усыновлённый Иоанн. Таким образом, внимательное изучение Священного Писания с полной ясностью обнаруживает несостоятельность возражений против Приснодевства Марии и посрамляет тех, кто учит иначе. IV. Несторианская ересь, провозгласившая Богородицу только Христородицей, и III Вселенский Собор Когда должны были замолчать те, кто дерзал говорить против святости и непорочности Пресвятой Девы Марии, тогда была сделана попытка разрушить почитание Её как Божией Матери. В V веке Константинопольский архиепископ Несторий стал проповедовать, что от Марии родился лишь человек Иисус, в которого вселилось Божество и обитало в Нём, как в храме. Он позволил сначала своему пресвитеру Анастасию, а потом и сам начал, открыто поучать в церкви, что Марию нельзя называть Богородицей, так как Она не родила Богочеловека. Он считал унизительным для себя поклоняться Младенцу, обвитому пеленами и лежащему в яслях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

Вот почему Пресвятая Дева Господом на кресте и вручается Иоанну. Тогда вполне понятно и то, почему она была известна под именем Марии Иаковлевой, а не Иосифовой. Третья же Мария есть мать Иакова младшего и Иосии, о которой упоминает ев.Марк, отличная от нее. Она же, я думаю, есть и Маря Иаковлева, указываемая евангелистом Лукою, потому что указание евангелиста Луки, конечно, нельзя относить к Богородице, в виду сказанного раньше. И евангелист Марк, упомянув о ней выше в таких словах: «Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии» ( Мк. 15:40 ), ниже опять эту самую Марию Иаковлеву называет просто Иаковлевой: «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» ( Мк. 16:1 ). Если же она была матерью кого-нибудь другого, а не Иакова младшего и даже не Иакова, называемого братом Господним, очевидно тогда ее нужно отличать от трех указанных. Между тем есть еще Мария Клеопова, сестра Богородицы, которую упоминает Иоанн Богослов при кресте ( Иоан. 19:25 ). Есть и еще Мария, сестра Марфы и Лазаря ( Иоан.11:2 ). Зная все это, возлюбленные, и держась твердо, не допускайте тем, кто захотел бы клеветать на Писание, делать это. В нем, как говорящем Святым Духом, заключается полная правдивость и истина. И только слабость человеческого ума и нежелание из тщеславия сознаться в ней – свое собственное несовершенство приписывает Писанию в качестве разногласий. Вы же, честная и святая паства Христова, принимайте пищу душ ваших, – разумею божественное Писание, – как истинную и непорочную. Истина ведь питает вас, потому что истина и воскресение и жизнь есть Христос Бог наш. А если что-нибудь из Св.Писания мы не понимаем, как следует, то будем иметь терпение до будущего века, когда будем удостоены созерцать Бога лицом к лицу и просвещены будем ведением всего сущего, когда и Бога познаем уже не отчасти, но как и сами мы познаны были от Него ( 1Кор. 13:12 ). А в этом для всякого разумного создания и заключается высочайшее блаженство, устрояемое любовью и почерпаемое во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со безначальным Его Отцом и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лопухина Е.Ф., первая жена Петра I – 585 Лот, праведник, племянник Авраама, библ. – 83, 198, 326, 599 Лотман Ю.М., историк литературы – 434, 438 Лука, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 28, 31, 61, 147, 151, 177, 265, 269, 303, 397, 422, 443, 453 Лука, ученик Христа, евангелист – 78, 193, 320, 589, 595, 598 Лурье Я.С., историк литературы – 474 М ааха, жена царя Давида, мать Авессалома, библ. – 611 Мавра, старица (см. Маремьяна) Маврокордато Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Магмет-ага, турецкий военачальник – 384 Магомет (Могамет), основатель ислама – 201, 607 Магомет (Магомед) II Завоеватель, турецкий султан – 578, 582 Мазепа И.С., украинский гетман – 398, 410, 413, 566, 567, 573, 584 Макарий, писатель-путешественник – 485 Макарий, священноинок – 385, 392 Макарий Булгаков , историк церкви – 468 Макарий Курский, священноинок – 385 Максим Грек , переводчик, писатель, публицист, св. – 19, 140, 257, 467, 468, 516, 571 Максимиан, римский император – 569, 605 Максимович М.А., исследователь – 484, 624 Малышев В.И., историк литературы и архивист – 495, 497 Маматова Е.П., исследователь, археограф – 489 Мансуров, статс-секретарь, писатель-путешественник – 483 Мардарий, священноинок – 385, 390, 402 Маремьяна, старица – 385, 388, 389, 402 Марина, монахиня (см. Юлиания, святая) Мария, дочь В.И. Сабинина (?) – 500 Мария, сестра Марфы и Лазаря – 102, 219, 343, 607, 611 Мария Египетская (Египецкая), св. – 81, 97, 213, 323, 337, 597, 605 Мария Клеопова, вдова брата Иосифа Обручника – 595 Мария Магдалина, игуменья, мать украинского гетмана Мазепы – 567 Мария Магдалина (Могдалына), св. – 81, 98, 196, 215, 323, 338, 548, 551, 597 Марк, ученик апостола Петра, евангелист – 589, 595, 608 Марк Пещерник, монах Киево-Печерского монастыря, св. – 20, 140, 257, 571 Мартынов Михаила, войт – 392 Марфа, волоколамская старица – 385, 388, 402 Марфа, инокиня-царица – 602 Марфа, сестра Марии и Лазаря – 102, 219, 343, 607, 611 Маслов Я.В., генерал-майор – 406 Масловы, владельцы бумажной фабрики – 488

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22. Феодор Студит , старец плешивый с раздвоенною бородою, говорит: усрамитеся беззаконнии... 23. Роман песнопевец, юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: Дева днесь пресущественнаго раждает. 24. Георгий, с проседью в остроконечной бороде, говорит: в благознаменитый день праздника... 25. Лев Деспот, старец с остроконечною бородою, в венце, говорит: покров державный еси... 26. Лев Магистр, с проседью в остроконечной бороде, с повязкой на голове, говорит: матери сорадуйтеся, девы, ликовствуйте... 27. Василий Нигериот, старец с круглою бородою, в повязке, говорит: Троице единосущная, Отче... 28. Христофор Протасикрит, молодой, с длинною бородою, в повязке из платка, говорит: от многаго благоутробия. 29. Иустин, молодой, с круглою бородою, говорит: Иже во Отце и Сыне и Божественном Духе, Бог Святый. 30. Николай, старец плешивый, с длинною раздвоенные бородою, говорит: язвы тлетворныя избежавше. 31. Преподобная Кассия говорит: Господи, яже во многия прегрешения впадшая... XVI. Праведные 1 . Святой Константин, первый царь христианский, молодой, с бородою, едва показавшеюся, держит крест и Евангелие. 2. Святая Елена, мать его. 3. Праведный Петр мытарь, с проседью в остроконечной бороде. 4. Праведный Филарет Милостивый, старец с длинною бородою. 5. Праведный Евлогий Каменосечец, с проседью в круглой бороде. 6. Праведный Евдоким, юный, с бородою едва показавшеюся. 7. Праведный Иоанн, старец с остроконечною бородою. 8. Праведный Захария Скитотом (кожевник), с проседью. 9. Святая Пульхерия, царица. 10. Святая Плакилла, царица, супруга Феодосия. XVII. Мироносицы Мария Магдалина св. Саломия св. Иоанна Мария и Марфа сестры Лазаря Мария Клеопова св. Сосанна XVIII. Мученицы Святая первомученица Фекла св. Екатерина св. Кириакия св. Марина св. Варвара св. Анастасия узорешительница св. Анисия св. Татиана св. Феодотия св. Феопистия супруга Евстафия св. Агафия св. Дария св. Агапия св. Ирина и Хиония св. Мавра святые София, Вера, Надежда и Любовь св. Пелагия св. Фотиния св. Гликерия св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Гл. 13. Но посмотрим на дело и с иной стороны. Дева следовала за Иисусом, всегда пребывая вместе с Ним. Зван бысть Иисус на брак ( Ин.2:2 ) и бе мати Его ту (ст. 1). и братия (ст. 12), но не упомянуто об Иосифе. Что Мне и тебе, жено? не у прииде час Мой, сказал ей Иисус (ст. 4). Не сказал Он: что Мне и вам, люди? При кресте Спасителя стояли: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Мария мать Руфова и другая Мария и Саломия и прочие (сн. Ин:19:25; Мф.27:55  и дал.; 28:1; Мк.15: 40;16:1  и др). Однако не сказано: был там Иосиф, или Иаков брат Господень. Этот последний скончался девяноста шести лет, пребывши девственником; на главу его не всходило постризало; он не употреблял бани, не употреблял в пищу животных, не облекался во вторую одежду, носил единственный льняной поношенный плащ, как сказано в Евангелии: бежа юноша, и остави плащаницу, в которую был одеян ( Мк.14:52. 51 ). Вот кто трое проводили такую жизнь: Иоанн и Иаков, два сына Зеведеевы, и Иаков, сын Иосифов, брат Господа, по причине совместной с ним жизни и воспитания, по причине того, что он имел его на положении брата, ради того только, что Иосиф имел близкое отношение к Марии, как обрученной ему. Только этому Иакову можно было однажды в год входить во Святая святых, потому что он был назорей и причастен священству. Отсюда Мария двояким образом была сродницей Елисаветы; и Иаков отличался достоинством священства, поскольку только два племени сопрягались одно с другим: царское с священническим и священническое с царским; так и в древности, во время исхода Евреев из Египта, Наассон родоначальник из колена Иудина, берет старшую дочь Аарона ( Исх.6:23 ). 356 Многие из еретиков не знают родословия Спасителя по плоти и по причине этого своего незнания не веруют, и думают, что это противоречит истине, говоря: каким образом произшедшая от племени Давидова и Иудина может быть сродницею Елисаветы происходившей от колена Левиина? Гл. 14. Этот Иаков носил на голове и золотую дщицу 357 и, когда было бездождие, воздевал руки к небу и молился, и тотчас небо давало дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Богочеловек Иисус Христос во время Своих внутренних страданий скорбел так глубоко, что явился Ангел для укрепления Его (см.: Лк. 22, 43). Владыка жизни и смерти говорил ученикам Своим: Прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38). Жены, сопровождавшие Господа на Голгофу, так горько плакали и рыдали, что страждущий Господь утешал их: Дщери иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших (Лк. 23, 28). Могла ли Пресвятая Дева Мария оставаться равнодушною и спокойною, взирая на невыразимо ужасные мучения Своего Сына? В это страшное время во всей силе исполнилось над Нею пророчество Праведного Симеона Богоприимца, произнесенное им еще во дни младенчества Ее Божественного Сына: и Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35) — оружие неизреченной скорби и печали. Эту глубочайшую скорбь и плач Божией Матери и выразил Симеон Логофет в каноне повечерия Великой Пятницы. В тропарях этого канона Святая Церковь влагает в пречистые уста Богоматери скорбные слова, которые могли исходить только из глубины уязвленного материнского сердца при виде Сына и Бога, " к заколению влекома " , а потом — " мертва и бездыханна " : " Камо идеши, Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане?.. иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой " (ТП. Л. 466). " Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща, и уязвляюся горько сердцем " , ибо " Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых. Увы Мне, болезную сердцем " (ТП. Л. 464). В Евангелии мало сказано о страданиях Божией Матери при кресте. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин. 19, 25). И все. Только по словам усыновления любимому ученику, которому поручалась Богородица: Жено, се, сын Твой (Ин. 19, 26), видно, какую скорбь Богородица терпела, лишавшаяся со Своим Сыном всего. Большего сказать Евангелист, всецело поглощенный центральным образом Христа, не мог.

http://pravoslavie.ru/78516.html

Интересно, почему не апостолам, не своим ученикам, а именно женам-мироносицам первым явился Христос Спаситель? Из истории мы знаем, что непоколебимые мужи, казалось бы, сильные люди, дрогнули, когда увидели распятого Христа. И только Матерь Божия, Иоанн Богослов и жены-мироносицы, остались с Ним до конца в момент Его крестных страданий. Это были тихие, скромные женщины, которые во время земной жизни Спасителя самоотверженно служили Ему своим трудом и имением, принимали Его в своих домах, сопровождали во всех странствиях и позже последовали за Ним к месту Распятия на Голгофу. Они проявили твердость и мужество, которого не оказалось у мужчин, когда ночью под воскресный день отправились к погребальной пещере. Это было бесстрашным поступком — ведь фарисеи и первосвященники, отдавшие Христа на Распятие, продолжали преследовать тех, кто остался Ему верен. Евангелие сохранило для нас имена этих благочестивых женщин: это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия — мать апостолов Иоанна и Иакова Заведеевых; Иоанна, жена домоправителя Иродова; Мария и Марфа, сестры воскрешенного Иисусом Лазаря; Сусанна, сестра Марии Клеоповой, и другие. Подвиг святых жен-мироносиц неизменно остается образцом непоколебимой веры, истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Их жизнь, по словам свягценномученика митрополита Серафима (Чичагова) , «многопоучительна и теперь для современных христианок». В память именно об этих евангельских событиях ежегодно совершается Пасхальный Крестный ход, как символ шествия жен-мироносиц к закрытому гробу Христа Спасителя. Священники облачатся в белые одежды, чтобы подражать Ангелам, которые сидели на Гробе Спасителя. Двери храма будут закрыты, как была закрыта камнем пещера, в которой был погребен Христос. Только при радостном пении «Христос Воскресе!» церковные врата будут отворены, как был отвален камень от пещеры, в которой был погребен Господь наш Иисус Христос и к которой шли поутру жены-мироносицы. Кстати, каждый православный храм наполнен символами Воскресения Христова. Алтарь символизирует собой Гроб Господень, ту пещеру, где Он был положен и из которой на третий день воскрес. Полукруглое возвышение перед царскими вратами именуется амвоном и символизирует камень, который был отвален от гроба. На престоле лежит святая Плащаница — символ положения Христа во гроб и символ Его Воскресения.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Многих они ободряли на подвиг мученичества, замечая колебание малодушных; многим преступникам проповедовали милосердие Божие, призывая их к покаянию; многих язычников обращали ко Христу, читая в тюрьмах слово Божие. 7. Об отношении диаконисе к церковному благочинию В церкви диакониссы стояли у дверей на женской стороне и наблюдали, чтобы каждая из женщин занимала свое место и стояла тихо, как видно из книги «Постановлений Апостольских», где говорится, что диаконисса стережет двери 208 , из письма Игнатия Богоносца к антиохийцам, где он называет их стражами святых врат 209 . Впрочем, нужно думать, что стояние у дверей было должностью диакониссы только в тех храмах, где существовало различие между мужским и женским входами. В одном месте «Постановлений Апостольских» говорится: «Привратники пусть стоят при входах мужчин, охраняя их, диаконисса же – при входах женщин» 210 . Остальные же обязанности: наблюдение, чтобы каждая из приходящих занимала свое место и стояла тихо и скромно, были, надо полагать, повсеместными обязанностями диаконисе, потому что в книге 2-й «Постановлений Апостольских» (глава 58) об этой обязанности без всякого ограничения говорится: «Когда войдет бедный или незнатный, странник, старый или молодой возрастом, а места нет, то и им пусть образует место диакон. То же самое пусть делает и диаконисса, когда приходят женщины бедные или богатые» 211 . 8. О христианских женах, живших в I веке – при жизни Христа и в век апостольский История глубокой древности сохранила нам много имен великих женщин, которые хотя и не известны были под специальным именованием диаконисе, но прославились своей самоотверженной миссионерской и чисто христианской деятельностью в своем служении ближнему, апостолам и Самому Христу Таковы, например, евангельские жены-мироносицы: Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова; Сусанна, Мария Клеопова, Саломия и многие другие, которые, следуя за Христом и Его апостолами, служили Ему от имений своих 212 . Мария Магдалина, по Воскресении Христа вместе с другими женами первая принесшая миру благовестие о восстании из мертвых Богочеловека, сделалась равноапостольной своей проповедью в деле распространения христианства. Марфа и Мария, теща апостола Петра и многие другие гостеприимно принимают Христа в своем доме и успокаивают Его, не имевшего места, где главу приклонити 213 . Когда все ученики разбежались при виде стражи у гроба и Крестной смерти своего Учителя и надежды Израиля – Мессии, чуткое сердце женщины влечет ее ко Кресту со слезами сострадания, ко гробу с миром и ароматами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

“Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща, и уязвляюся горько сердцем”, ибо “Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых. Увы Мне, болезную сердцем” (ТП. Л. 464). В Евангелии мало сказано о страданиях Божией Матери при кресте. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин 19:25). И все. Только по словам усыновления любимому ученику, которому поручалась Богородица: Жено, се, сын Твой (Ин 19:26) видно, какую скорбь Богородица терпела, лишавшаяся со Своим Сыном всего. Большего сказать Евангелист, всецело поглощенный центральным образом Христа, не мог. Но и в том, что им сказано, скрыта глубина страдания Приснодевы. Божия Матерь хотя и видела Сына Своего умершим на кресте и по-человечески терзалась, но, как когда-то в Кане Галилейской, верила в Божественность Своего Сына: “Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни, и утоли Мою болезнь и печаль, можеши бо Владыко, елико хощеши, и твориши, аще и погреблся еси волею” (ТП. Л. 466–467). И в самом конце канона, который весь является монологом Божией Матери, слышится ответ Ее Божественного Сына: “О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли” (ТП. Л. 467). Услышав “в тайне” этот ответ, Приснодева восклицает: “Воспою милосерде Твое Человеколюбче: и покланяюся богатству милости Твоея Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая, но воскресением Твоим Спасе, помилуй всех нас” (ТП. Л. 467). Этой таинственной беседой Сына и Матери заканчивается канон. Заканчивается и повечерие, а вместе с ним и богослужения Великого Пятка. Святая и Великая Суббота В Великую Субботу православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Этот день еще с древности является преддверием Светлого Христова Воскресения и по своему значению превосходит все дни Страстной седмицы. “Как Великая седмица, — говорит Златоуст, — есть сама глава прочих седмиц, так Великая Суббота есть глава сей седмицы, и что в теле — глава, то суббота — всей седмицы” 32 . В этот день церковный устав предписывает самый строгий пост в течение всего года.

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

Мария Клеопова — младшая дочь праведного Иосифа Обручника, а значит, является родной сестрой Саломии. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева поселилась в их доме, и они жили вместе, как родные сестры. Когда Иосиф с Девой Марией и младенцем Иисусом вернулся из Египта в Назарет, он выдал свою дочь Марию замуж за своего младшего брата Клеопу. Об этом факте свидетельствуют такие авторитетные церковные историографы, как Евсевий Кесарийский , Георгий Кедрин и Никифор Каллист. В те времена практика брачных союзов с близкими родственниками была не таким уж редким и вполне нормальным явлением. От этого брака родился сын Симеон, будущий апостол от 70-ти и второй епископ Иерусалимской Церкви. Муж Марии, Клеопа, уверовал во Христа еще при Его жизни и был призван на апостольское служение в числе 70-ти учеников. Именно этот Клеопа повстречал воскресшего Христа на пути в Эммаус, куда шел вместе с апостолом Лукой. С душевной тоской он беседует со Христом о последних печальных событиях, произошедших в Иерусалиме, и не узнает своего Божественного Учителя. Он уже не верит в мессианство Иисуса Христа, именуя Его хоть и «сильным в деле и слове пред Богом и всем народом», но только лишь пророком, не тем, «Который должен избавить Израиля». Вот ведь парадоксальный случай: жена свидетельствует мужу о явлении ей и другим женам Ангелов, благовествующих о воскресении Христа, а он этому не верит! И только после преломления хлеба, когда «открылись у них глаза» и Господь стал невидим, Клеопа и его спутник с волнением вспоминают, как горело их сердце во время беседы со Христом (см.: Лк. 24:13-35 ). А у его жены сердце горело всегда, не переставая. И Господь явил Марии Клеоповой Свою славу раньше, чем ее мужу. Сусанна О жизни Сусанны нет ни одного церковного сказания. Евангелие от Луки только один раз упоминает имя этой жены-мироносицы (см.: Лк. 8:3 ). Но, зная только одно ее имя, мы можем возносить ей молитвы и называть в честь нее своих дочерей, а это уже немало. Святая блаженная Сусанна, моли Бога о нас! Мария, мать Иакова меньшего и Иосии

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010