А. Леднев, Е. Лукьянов Вместо послесловия. О почитании святителя Иоанна в России Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, как архиерей Бога Живаго считал Русскую Зарубежную Церковь заграничной частью Русской Православной Церкви, в силу известных причин от неё отделившейся. Русской Православной Церковью архиепископ Иоанн в лике святых пока не прославлен, но многочисленные чудеса свидетельствуют о том, что Чудотворец последних времён предстательствует пред Господом не только за «православных людей страждущей страны Российской, в рассеянии сущих», но посылает небесную помощь и «сущим во Отечестве», на земле отцов. Россия – родина его предков, среди которых канонизированный по личной инициативе Царя – Мученика Николая II святитель Иоанн Тобольский , освещавший в своих трудах неисповедимые пути Промысла Божия. «Святые зорко следят за своим потомством», – учил преподобный Варсонофий Оптинский . У нас святитель Иоанн стал широко известен во многом благодаря книге «Блаженный Иоанн Чудотворец», изданной Валаамским обществом Америки, хотя почитание Владыки началось значительно раньше. И в качестве иллюстрации его молитвенной помощи православным людям в России мы приводим здесь несколько рассказов о почитании святителя Иоанна родными и близкими протоиерея Леонтия Никифорова, который с 1951 года прислуживал в Ташкенте епископу Гурию (Егорову), будущему митрополиту, потом там же, в Успенском кафедральном соборе, епископу Ермогену (Голубеву), жил в одной келье с о. Сергием Никитиным, будущим епископом Стефаном; затем закончил Саратовскую духовную семинарию, женился и был рукоположен в священнический сан. В 1963 году с благословения архиепископа Ермогена, назначенного на Калужскую кафедру после кончины епископа Стефана, о. Леонтий стал настоятелем церкви Преображения Господня в Нижних Прысках, неподалёку от Оптиной Пустыни. В этом храме батюшка служит и по сей день. Евгений Лукьянов Рассказывает отец Леонтий Святитель Иоанн – это Николай Чудотворец наших дней. Я прочитал книгу «Блаженный Иоанн Чудотворец» и был просто до глубины души тронут и благодарил Бога, что Господь нам послал ещё одного великого, как и Чудотворца Николая, в те далёкие времена, и в наш век такого великого чудотворца послал. Да, это был такой потрясающий человек, и я к нему часто обращаюсь и прошу его святых молитв и благословения, помощи от него прошу. Акафист ему у меня есть: «Скажите народу, хотя я и умер, но я жив» [Кондак 13] – так трогательно, действительно – живой. Надо только сильную веру к нему иметь, расположение души, и Господь помилует за его молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний архиерей старой антониевской школы. Часть 1 К 10-летию со дня преставления архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) 23.09.2010 456 Время на чтение 21 минут По воскресении Симону дал еси овец паству, за любве воздаяние, яже о пастве попечения ища. Темже и глаголал еси: аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя. Октоих. Утренняя стихира, глас 8-й 10 лет назад, 23 сентября 2000 года, в возрасте 92 лет скончался старейший по возрасту архипастырь РусскойПравославной Церкви за границей высокопреосвященнейший Антоний ( Медведев ), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32 лет - ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывавшая с дореволюционной церковной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основополагателей Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний был последним архиереем Русской Церкви, который и родился, и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого авву - митрополита Антония (Храповицкого). Так и сказал о нем один иеромонах из России: «Со скорбью узнал о кончине владыки Антония - доброго архипастыря нашей Церкви старой антониевской школы». Другой читатель журнала «Русский пастырь» написал: «В лице почившего владыки мы потеряли не только собрата во Христе, наставника и духовного руководителя, но и частицу старой России, которую не вернешь и в былом виде не возродишь. Я благодарю Бога, что застал старых, по-настоящему русских, архиереев». Ушло тогда от нас и любящее сердце - любящее Господа, Его Церковь и Россию: владыка Антоний принципиально после выхода из России вплоть до своей кончины не принимал другого гражданства (умер бесподданным). Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 году в Вильне. Его отец, Сергей Иванович, воспитанник Петербургского университета, преподавал в Минске, был директором гимназии в Ковно, а затем преподавателем в Харькове. Сергей Иванович был очень музыкален и нередко пел на минских благотворительных концертах. В Минске же он познакомился с будущей женой - своей ученицей Екатериной Слезкиной. Повенчались они в Харькове. Отец невесты в 1906-1907 годах был временным Харьковским военным генерал-губернатором и своей доступностью и гуманностью снискал общее признание и популярность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

прот. Роман Лукьянов Второго сентября 1982-го года после короткой, но тяжелой болезни отошел ко Господу православный американец-миссионер, иеромонах Серафим. О. Серафим, в мире Eugene Rose, прошел короткий, но чрезвычайно интенсивный жизненный путь. Рожденный в 1934 году, он воспитывался в типичной калифорнийской протестантской семье. Окончив Помона Колледж, Евгений поступил в Берклейское отделение Калифорнийского Университета, где получил звание Магистра по китайской литературе мандаринского наречия. В поисках истины, Евгений изучил также восточные философии и религии, что привело его к принятию буддизма. Будучи целостным человеком, Евгений посвятил себя исполнению его жизненных правил. Кроме того он приобрел всестороннее образование, стал знатоком Шекспира, английской и американской литературы и театра. В университете он был оставлен в аспирантуре как кандидат на профессорскую кафедру. Открывшаяся перед Евгением блестящая академическая карьера была прервана неожиданным глубоким духовным кризисом. Через опыт и знание он увидел черную пустоту буддизма и других религиозных философий Востока. А в академической среде он разочаровался, видя систематическое духовное и физическое развращение молодежи, в чем калифорнийские учебные заведения были в те годы далеко впереди других колледжей и университетов. В состоянии потерянности, Евгений взмолился перед случайно замеченным им в книжном магазине, на обложке книги, образом Пресвятой Богородицы с Младенцем-Христом: ”Если у Тебя Истина, укажи мне путь, чтобы оставшиеся дни моей жизни были прожиты со смыслом!” Вскоре после этого Евгений познакомился с выпускником Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле Глебом Подмошенским, делавшим во многих городах иллюстрированные доклады о православии и о Русской Церкви Зарубежом. Потрясенный услышанным, Евгений, под духовным руководством Глеба принял православную веру и, изучив в короткое время русский и церковно-славянский языки, весь отдался на служение Христу. Участвуя в каждодневных богослужениях как чтец-псаломщик в Сан-Францисском Скорбященском соборе, Евгений занялся изучением свято-отеческих трудов и, при своих блестящих способностях, глубоко проникся свято-отеческим восприятием православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

Сотни тысяч русских, повинуясь этой Божьей заповеди, в 1917 году покинули свою родную землю и рассеялись по всему миру — от Дальнего Востока до Европы и Южной Америки. Несколько лет спустя та же участь постигла греков Малой Азии. По окончании Второй мировой войны за первой волной эмиграции последовала другая — бежали из России, Сербии, Румынии и Болгарии. Так сложилась православная диаспора на Западе. По Божьему Промыслу, эти несчастные люди, как когда-то израильский народ на чужбине, имели великих духовных наставников. Среди них — и архиепископ Иоанн Максимович, в 1994 году причисленный к лику святых Русской Православной Церковью за границей . В юности он тоже уехал из России, оказался в Константинополе, затем попал в Югославию; там он принял священный сан. Получив назначение на епископскую кафедру в Шанхае, где проживала значительная по численности русская колония, он последовал за своей паствой, вынужденной бежать из Китая, на Филиппины. Оттуда он ненадолго уехал в Соединенные Штаты, а затем был направлен во Францию, где пробыл более десяти лет, и наконец вернулся к своим «шанхайцам» в Сан-Франциско. Последние годы своего епископства он прожил именно там. Согласно православной традиции, которая, впрочем, в наши дни редко соблюдается, епископ «обручается» своей кафедре и должен занимать ее до самой смерти. Покинув Шанхай в географическом смысле, владыка Иоанн не оставлял своих «шанхайцев» ни в Европе, ни в Америке. По этой причине его называют Иоанном Шанхайским, хотя дни свои он окончил в Сан-Франциско. Воспринимая Православие в его вселенском значении, архиепископ Иоанн, глубоко привязанный к русской земле, становился при этом пастырем для всех тех народов, среди которых ему довелось пребывать: для сербов в Югославии и рассеянии, для греков в Битоле и Шанхае, для китайцев в Шанхае и Сан-Франциско, для румын, французов, голландцев, американцев… По молитвам святого владыки, «положившего жизнь за овец своих» (см.: Ин 10, 11), творились чудеса, исцелялись больные. Но гораздо важнее было то, что он врачевал души. И поэтому мы не станем слишком подробно останавливаться на совершенных им чудесах, а сосредоточим повествование на его духовном мире и на поучениях, которые он нам оставил. Мать Флавиана (Воробьева), православная монахиня и иконописец, знавшая владыку Иоанна, говорила, что образ святого наших дней сложно писать по фотографии, потому что тогда икона становится похожей на портрет. Эта составленная мной биография архиепископа Иоанна, основанная на многочисленных документах и свидетельствах его духовных чад, по жанру тоже будет менее всего похожа на житие. Пусть пройдет время, прежде чем другие смогут более искусно выполнить эту задачу, сходную с трудом иконописца.

http://pravoslavie.ru/4445.html

Овдовев, принял монашество с именем Макарий. 10 окт. 1935 г. хиротонисан во епископа Бостонского. Стал викарием главы Североамериканской митрополии Сан-Францисского митр. Феофила (Пашковского) . 13 окт. 1935 г. назначен митр. Феофилом викарным епископом Бруклинским, ему была поручена организация в Нью-Йорке семинарии. Стал деканом Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке , открывшейся 3 окт. 1938 г. По нек-рым сведениям, в 1944 г. выражал намерения перейти в подчинение патриаршего экзарха Алеутского и Североамериканского митр. Вениамина (Федченкова) (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24. Л. 59 об.). 26 янв. 1946 г. М. через прибывшего в США для переговоров с митр. Феофилом Ярославского архиеп. Алексия (Сергеева) передал прошение патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о принятии его в общение с РПЦ. 28 февр. того же года отстранен митр. Феофилом от управления Бруклинским вик-ством и от руководства Свято-Владимирской ДС, исключен из списка архиереев Североамериканской митрополии. После отъезда из США в марте того же года архиеп. Алексия возглавлял учрежденную им «комиссию по делам примирения», однако не смог убедить иерархию Североамериканской митрополии перейти под юрисдикцию Московского Патриархата. У М. также возникли разногласия по вопросам управления приходами РПЦ с экзархом митр. Вениамином, протестовавшим против возникшего в экзархате «двоевластия». 15 мая 1946 г. был возведен патриархом Алексием I в сан архиепископа с титулом «Нью-Йоркский». В авг. 1947 г. в связи с переводом митр. Вениамина на Рижскую кафедру назначен по инициативе находившегося в США Ленинградского митр. Григория (Чукова) исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии по Сев. и Юж. Америке (официально приказ о назначении датируется 31 окт. того же года). С 12 дек. 1947 г. архиепископ Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке. Под управлением М. находилось ок. 50 приходов в США и Канаде. 29 марта 1948 г. награжден правом ношения креста на клобуке. В июле того же года был участником Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве и церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 31 июля 1952 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2561386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУКЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нью-Йоркской и Алеутской епархии РПЦ (первоначально Алеутской и Североамериканской епархии ), учреждено 1 февр. 1904 г. для духовного окормления правосл. арабов, живших в Америке, названо по г. Бруклину (ныне р-н Нью-Йорка). Со времени создания первой на Североамериканском континенте миссионерской правосл. епархии - Камчатской, Курильской и Алеутских о-вов , учрежденной решением Святейшего Синода РПЦ 21 дек. 1840 г., до нач. 20-х гг. XX в. РПЦ осуществляла церковное управление всеми православными, жившими в Сев. Америке (принявшими Православие коренными жителями Аляски и Алеутских о-вов, правосл. выходцами из России, др. стран Европы, из стран Ближ. Востока). 4 февр. 1904 г. указом Святейшего Синода РПЦ клирику араб. Николаевской ц. в Бруклине архим. Рафаилу (Хававини) было определено стать викарным епископом Бруклинским, хиротония состоялась 29 февр. После кончины еп. Рафаила († 27 февр. 1915) Сиро-арабскую миссию Алеутской епархии возглавил архим. Евфимий (Офейш) , 31 мая 1917 г. хиротонисанный во епископа Бруклинского. К 1918 г. в Б. в. действовали 22 приходских храма, кафедральным являлся собор в Бруклине во имя свт. Николая, клир вик-ства насчитывал 24 священника. В 1923 г. митр. Платон (Рождественский) , управлявший Североамериканской епархией, возвел еп. Евфимия в сан архиепископа. В 1924 г. указом Патриарха Московского и всея Руси св. Тихона митр. Платон был отстранен от управления Североамериканской епархией, однако последний указу не подчинился и объявил о создании в Сев. Америке Митрополичьего округа , в состав к-рого вошло Б. в. во главе с архиеп. Евфимием. 29 апр. 1933 г. архиеп. Евфимий вступил в брак и был в связи с этим лишен сана сначала Патриархом Антиохийским Александром III , затем Свящ. Синодом РПЦ. После кончины митр. Платона († 20 апр. 1934) главой Митрополичьего округа стал Феофил (Пашковский) , 13 окт. 1935 г. назначивший на Б. в. Бостонского еп. Макария (Ильинского) , к-рому было поручено участвовать в создании Владимира святого семинарии в Нью-Йорке. Семинария открылась 3 окт. 1938 г., ее первым деканом стал Бруклинский епископ. Еп. Макарий управлял Б. в. до 26 янв. 1946 г., когда он восстановил канонические отношения со священноначалием РПЦ. Затем в течение года Б. в. не замещалось. 11 мая 1947 г. во епископа Бруклинского был хиротонисан клирик Митрополичьего округа архим. Иоанн (Шаховской) с назначением деканом Свято-Владимирской семинарии. Еп. Иоанн управлял Б. в. до дек. 1950 г., когда был назначен на Сан-Францисскую кафедру. Впосл. архиереи Митрополичьего округа на Б. в. не назначались.

http://pravenc.ru/text/153475.html

«Сент Джон», как его называли американцы, часто ходил босиком, навещал православных христиан в больницах, и по его молитвам происходило множество исцелений. Документальный фильм студии «Неофит», который вышел на телеканале «Россия-Культура», повествует об одном из самых почитаемых святых ХХ века. О владыке рассказывают воспитанники Шанхайского приюта, его духовные чада в Америке, русские эмигранты, среди которых и знаменитый советский актер Родион Нахапетов. Русский эмигрант Михаил Максимович принял постриг с именем Иоанн в Сербии, в 30-е годы получил архиерейскую кафедру в Шанхае, бежал вместе с русской общиной на Филиппины. Он написал послание президенту США с просьбой открыть границу для нескольких тысяч русских эмигрантов, каждый день сидел на ступеньках Капитолия, пока решение не было принято. Он был пастырем и покровителем православной общины Сан-Франциско, ел один раз в день, и никогда не спал, только дремал по несколько часов в кресле. «Сент Джон», как его называли американцы, часто ходил босиком, навещал православных христиан в больницах, и по его молитвам происходило множество исцелений. В 1993 году мощи старца обнаружили нетленными и причислили архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского к лику святых. Смотрите также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 31 июля, 2020 8 октября, 2019 8 сентября, 2017 14 апреля, 2015 16 апреля, 2015 3 июля, 2022 29 марта, 2022 2 июля, 2021 24 января, 2021 31 июля, 2020 8 октября, 2019 8 сентября, 2017 14 апреля, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/startsyi-arhiepiskop-i...

Архив Пн Предстоятелем Православной Церкви в Америке избран епископ Иона (Паффхаузен) 13 ноября 2008 г. 09:09 В среду 12 ноября на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге, штат Пенсильвания,  епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен)  избран Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады, сообщает официальный сайт Православной Церкви в Америке . Митрополит Иона будет возведен на кафедру Священным Архиерейским Синодом ПЦА 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне. Джеймс Паффхаузен родился в 1959 году в Чикаго, штат Иллинойс, и был крещен в Епископальной Церкви. Позднее семья переселилась в Калифорнию, в город Ла-Джолла близ Сан-Диего. В 1978 году студент Калифорнийского университета в Сан-Диего Джеймс Паффхаузен принял Православие в храме Казанской иконы Божией Матери Московского Патриархата в Сан-Диего. Позднее Паффхаузен был переведен в Калифорнийский университет в Санта-Круз, где принимал активное участие в создании православного сообщества. Завершив учебу в университете, Паффхаузен продолжил образование в Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк. Получил степень магистра богословия в 1985 году и магистра теологии в области догматики — в 1988 году. Работа над диссертацией на соискание ученой степени доктора философии в Graduate Theological Union в Беркли была прервана поездкой в Россию, где Паффхаузен провел год. В Москве будущий Предстоятель ПЦА сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата и знакомился с жизнью Русской Церкви, особенно монастырской. Его духовным отцом стал наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне епископ) Панкратий . Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник отца Панкратия, благословил Паффхаузена на принятие монашества и священного сана. В 1994 году Паффхаузен был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера; в 1995 году пострижен в монашество с именем Иона в Свято-Тихоновском монастыре в городе Саут-Кенаан, штат Пенсильвания. По возвращении в Калифорнию отец Иона служил в нескольких миссиях, а позднее получил послушание основать монастырь в честь святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Обитель, первоначально находившаяся в Пойнт-Рейес-Стейшн, штат Калифорния, была недавно перемещена на север штата, в Мэнтон близ Реддинга.

http://patriarchia.ru/db/text/488218.htm...

Житие святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского 2 липня 2008 р. 14:19 Святитель Иоанн родился 4 июня 1896 года в имении своих родителей, потомственных дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке, Харьковской губернии. При Святом Крещении он получил имя в честь святого Архистратига Божия Михаила. Предки его с отцовской стороны были выходцами из Сербии. Один из предков — святитель Иоанн Тобольский был подвижником святой жизни, миссионером и духовным писателем. Он жил в первой половине XVIII века и причислен к лику святых в 1916 году. Святитель рос послушным мальчиком, так что сестра его вспоминала, как легко было родителям его воспитывать. Но, раздумывая о своем будущем, он не имел тогда еще определенного решения, не зная посвятить ли себя службе военной или гражданской. Чувствовал он непреодолимое стремление стоять за истину, которое воспитали в нем родители. Он одушевлялся примерами тех людей, которые отдавали свою жизнь за высокие и благородные цели. Когда подошло время учиться, родители определили его в Петровский Полтавский кадетский корпус, посвященный, как говорил сам владыка, «одной из славных страниц истории России». Учился он отлично, но не любил два предмета: гимнастику и танцы. В корпусе его любили, но он чувствовал, что ему надо избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с законоучителем кадетов протоиереем Сергием Четвериковым, известным автором книг о преподобном Паисии Величковском и о святых Оптинских старцах, и ректором семинарии архимандритом Варлаамом. День окончания кадетского корпуса Михаилом Максимовичем совпал со днем вступления на Харьковскую кафедру архиепископа Антония (Храповицкого). Этот архипастырь всю жизнь вдохновлял церковно-настроенную учащуюся молодежь к духовной жизни. Услышав о юном Михаиле, о котором в церковных кругах заговорили, он хотел с ним познакомиться; архиепископ Антоний стал духовным руководителем молодого человека. В Харькове Михаил поступил в университет на юридический факультет, который он закончил в 1918 году, и некоторое время служил в Харьковском суде в дни управления Украиной гетманом Скоропадским.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205355...

Обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича) Архиепископ Иоанн (Максимович) отошел ко Господу 2 июля 1966 года во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной . После богослужения он ушел с иконой к себе в келью, где его вскоре нашли перед святым образом бездыханным. Похороны состоялись в Сан-Франциско, но не сразу. Потребовалось довольно много времени, чтобы съехались все архиереи. Митрополит Лавр (тогда еще в сане игумена) ехал трое суток на машине из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле – расстояние более 5000 километров – вместе с архиепископом Аверкием (Таушевым). И хотя тело владыки Иоанна не бальзамировали, а погода в Сан-Франциско стояла необычайно теплая, во время отпевания и после никаких признаков тления замечено не было. Городское управление, видимо, под влиянием бывшего мэра – православного грека Джорджа Кристофера, дало приходскому совету кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» специальное разрешение похоронить владыку в черте города, под храмом – в подвальном этаже было складское помещение, его переоборудовали в усыпальницу. Люди начали приходить ко гробу владыки Иоанна еще до его прославления Люди начали приходить ко гробу владыки Иоанна, как к блаженной Ксении, еще до его прославления. Сначала они молились просто за владыку, а потом стали обращаться в молитве к нему самому, оставлять записки с прошениями под его митрой. Путь к канонизации владыки Иоанна, к этому церковному акту, начался тогда – и начался как движение снизу. Со дня кончины владыки Иоанна совершилось так много чудес, его молитвенная помощь была настолько очевидна, что возникло народное почитание, – и уже потом оно увенчалось официальным актом канонизации – признания святости владыки Иоанна. Само церковное решение прославить святителя Иоанна было чудом. В то время Русскую Зарубежную Церковь возглавлял митрополит Виталий (Устинов), который не был почитателем святителя Иоанна. Но однажды архиепископ Антоний (Медведев), возглавлявший Западно-Американскую кафедру, после поездки на заседание Архиерейского Синода в Нью-Йорк в феврале 1993 года, сказал мне по дороге из сан-францисского аэропорта: «Ты не поверишь. Я на Синоде осторожно предложил потихоньку начинать сбор материалов к прославлению владыки Иоанна. И вдруг митрополит Виталий твердо заявил: “Прославим!”».

http://pravoslavie.ru/116402.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010